Знаете ли вы, что такое ассоцианизм. Принципы ассоцианизма в психологии.

. Передача опыта действия Направленный контроль процесса развития личности 4. Социально-ролевое взаимодействие личности 5. Процесс. Поведение в обществе; 5. техники: Оценка, признание, вознаграждение, .

Ассоцианизм, ассоциативная психология

Идеи Гартли и Хьюма и других сторонников ассоциативной психологии распространились в другие области и стали основой для новых исследований. Одним из них стал ассоциативный эксперимент в психологии, разработанный Э. Кремелином, К. Юнгом, В. Вундтом и другими исследователями.

Этот метод используется как для изучения взаимодействия людей в группе, так и для изучения внутренних процессов отдельного человека. Благодаря динамике эксперимента, у испытуемого возникают непроизвольные ассоциации. Они формируют основу для изучения мыслительного процесса конкретного человека или группы людей.

Рекомендуется: Определите свой архетип

Ассоциативный эксперимент широко используется в различных областях психологии для получения достоверной информации:

Он используется как метод анализа дискурса, то есть для изучения словарного запаса субъекта. Для этого испытуемым предъявляют список слов (около сотни) и просят записать свои ассоциации (первое слово, которое приходит на ум) с каждым словом — этот эксперимент занимает не более 10 минут. Он также используется в психофизиологических исследованиях для оценки правильности понимания стимулов.

Например, испытуемому предъявляют стимул (обычно слово) и наблюдают за его физиологической реакцией — например, как быстро у него начинает течь слюна, когда исследователь произносит слово «лимон». Как метод анализа взаимодействия в группе, чтобы понять, кто является лидером, а кто аутсайдером, и насколько сплоченной является группа. Интересно, что этот эксперимент также активно используется в криминологии: Ассоциации используются для выявления причастности подозреваемого к тому или иному преступлению. В этих случаях ассоциации считаются «надежными», если подозреваемый делает их сразу и не задумываясь, так как размышления могут привести к ложной информации.

Как видите, этот эксперимент используется очень часто и в самых разных областях современной психологии. Не стоит забывать, что ассоциации во многом отражают не только сознательную часть нашей психики, но и бессознательную. Не случайно этот метод использовался психоаналитиками, предметом изучения которых было наше бессознательное.

Способы проведения

Важно также понимать, что эксперимент с ассоциациями может быть проведен разными способами. Существует три основных способа проведения этого эксперимента: 1.

Неограниченные. Здесь человек может высказать свои ассоциации как в устной, так и в письменной форме. Единственным ограничением может быть количество ассоциаций

Ассоциативная психологияЧто такое ассоциативная психологияЧто такое ассоциативная психология | витапортал - здоровье и медицинаРазвитие ассоциативной психологии в xix в.История психологииРазвитие ассоциативной психологии в xix в.Развитие ассоциативной психологии в xix в.Ассоциативная психология и ассоциативный экспериментИстория психологииЧто такое ассоциативная психология

1 Неограниченный. Здесь субъект может выразить свои ассоциации как устно, так и письменно. Единственным ограничением может быть количество ассоциаций.

2 Имеет направление. В этом случае исследователь ограничивает поток ассоциаций испытуемого и тем самым направляет его (например, необходимо, чтобы ассоциации упоминались только в форме прилагательных).

3. с цепью. Здесь самым важным фактором является время. С помощью стимула испытуемый должен одновременно назвать несколько ассоциаций в цепочке, на что у него обычно есть только две минуты.

Рекомендация.

После эксперимента данные собираются, анализируются и делаются выводы — например, о норме ассоциации. Частые реакции на стимулы в пробе считаются нормой, которая встречается у большинства людей, а единичные случаи считаются редкими. Наиболее часто встречающиеся ответы формируются в ассоциативное поле, которое затем используется в последующих экспериментах.

Этот метод является одним из самых простых и доступных в психологии; кроме того, данные, полученные с помощью этого эксперимента, вполне надежны. Это объясняется тем, что для того, чтобы «привести в движение» поток ассоциаций у испытуемого, не нужно ничего, кроме самих слов-стимулов.

Основная концепция

Если обобщить идеи всех исследователей в этом направлении, то можно выделить основные принципы ассоциативной психологии:

  • Душа называлась и понималась исследователями как сознание. Это была первая попытка оторваться от влияния теологии на науку и взглянуть на процессы психики под другим углом.
  • Наша психическая жизнь основывается на простых элементах – это ощущения. Они являются основными и первостепенными.
  • К вторичным элементам исследователи относили чувства, мышление и представления.
  • По принципу ассоциаций первостепенные ощущения складываются во вторичные элементы, т.е. сложное состоит из совокупности простых элементов.
  • Чем чаще повторяется ассоциация, тем прочнее она закрепляется в психике. Нужно сказать, что частота повторения ассоциаций связана с эмоциональными переживаниями, так как именно они являются основным стимулом для повторения, ведь чем сильнее эмоция, тем сильнее будет связь.

В широком смысле ассоциативная теория мышления сводит весь процесс мышления к созданию ассоциативных связей. К сожалению, эта теория не смогла объяснить такой процесс, как творчество, назвав его врожденной, первичной функцией мышления, хотя более поздние исследователи доказали, что эта функция не является врожденной.

Наиболее важным и ощутимым ограничением этой тенденции было использование интроспекции или самонаблюдения. Большинство выводов было сделано учеными на основе анализа собственного сознания и процессов, происходящих в нем, и их оценка была чисто субъективной, то есть ее нельзя было применить к другим людям.

Ассоциативная психологияРазвитие ассоциативной психологии в xix в.Что такое ассоциативная психология | витапортал - здоровье и медицинаЧто такое ассоциативная психологияЧто такое ассоциативная психология | витапортал - здоровье и медицинаРазвитие ассоциативной психологии в xix в.Что такое ассоциативная психология | витапортал - здоровье и медицинаАссоциативная психология и ассоциативный экспериментИстория психологииЧто такое ассоциативная психология

Надо сказать, что в 20 веке эта теория изжила себя, и на ее место пришли новые направления. Но введенное этими учеными понятие ассоциаций нашло свое применение в психологической науке и активно используется по сей день. Например, на основе этой концепции был разработан ассоциативный эксперимент.

Основные тезисы

Термин «ассоциация» был введен в 17 веке английским мыслителем Локком. Само понятие получило широкое распространение лишь спустя полвека, хотя метод представления работы мозга с помощью подобных изображений уже был описан Аристотелем и Платоном. Представители ассоцианизма отводили этому принципу роль ведущего или единственного механизма деятельности и развития человеческой психики и сознания.

Примечательно, что для Локка, основателя эмпирического изучения души, все исследованные им явления психической деятельности касались индивидуального опыта конкретного человека, т.е. ученый сознательно исключил из своего исследования природу души и ее влияние на личность.

Готовы ли вы перестать думать о своей проблеме и наконец-то сделать что-то, что поможет вам избавиться от проблем раз и навсегда? Тогда эта статья может быть вам интересна.

Локк считал, что ассоциация — это фундаментальный механизм, с помощью которого возникают сложные идеи. Теория ассоциации классифицирует любую сложную идею (решение/мысль), которая «часто сочетается таким образом, что впоследствии не может быть разделена», как сочетание идей, которые являются ложными, то есть не соответствуют естественному существованию человека.

Приводится пример ассоциации по Локку:

  • симпатии;
  • суеверия;
  • антипатии.

Философ ввел это понятие в очень ограниченном виде. За этим последовала активная разработка этого механизма сознания, что привело к возникновению ассоциативной психологии.

Локк установил следующую схему формирования идей по ассоциации:

  1. Ощущения в процессе развития опережают умственную деятельность.
  2. Простые идеи через ассоциации соединяются в более сложные.
  3. Опыт становится основой знания, источниками опыта выступают рефлексия и ощущения.
  4. Не существует врожденных ассоциаций.

Эта концепция активно использовалась в образовании и со временем получила дальнейшее развитие в психологии личности. Психологическая школа ассоциативной психологии стремится к чисто причинному изучению индивидуального поведения.

В основе этой тенденции лежит набор идей, отражающих влияние внешних факторов на человека.

На смену очень строгим аксиомам пришли теории, основанные на идеях Руссо, который приписывал ключевую роль в формировании личности внутренним особенностям развития человека.

В начале девятнадцатого века были сформулированы принципы кооперативизма:

  • понятие души — нечто, способное к познанию;
  • психика состоит из простейших элементов — ощущений;
  • сложные мысли возникают на основе ассоциаций из простых частей;
  • все знания о душе — результат самонаблюдений. Человек может изучать только собственный мир, внутренняя духовная жизнь другого человека недоступна к исследованию посторонним.

В кооперативизме каждый человек представлен как индивид, живущий в сообществе индивидов. Внутренний мир человека сопоставляется с внешней средой, и между ними существует жесткая граница.

Достижения науки на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков привели к изменениям в понимании психики ассоцианистами. Некоторые ученые ввели дополнительные аспекты в изучение человеческого мышления.

Например, Дарвин изменил трактовку проявления эмоций, Сеченов разработал учение о рефлексах головного мозга.

В современной психологии ассоцианизм считается важным течением, придерживающимся строго каузального подхода к изучению поведения человека. Ассоциация становится основным механизмом психологической активности индивида. Мышление ограничивается связыванием различных образов в памяти с помощью ассоциаций (по контрасту с объектом, по сходству и т.д.).

Ассоциация как связь

В контексте психологии это слово относится к спонтанной ассоциации двух объектов в мозгу. Связь между воспоминанием и воображаемым образом, между объектами может осуществляться бессознательно и без привязки к конкретному стимулу.

Существует ли связь между воспоминанием и выдуманным?

На возникновение связей влияют:

  • внешние факторы (запах, выражение, визуальный образ, звук);
  • собственные опыт и воспоминания человека.

Жизненные процессы становятся стимулом для образования ассоциации. Например, неприятное ощущение в желудке создает ассоциацию с употребляемой пищей.

Мысли человека могут создавать несколько образов или цепочку образов. Часто можно заметить, что одна мысль «притягивает» вторую, третью и т.д. «привлекает». В этом процессе мозг представляет человеку ассоциацию ассоциаций с определенной мыслью. Студент решает проблему, в процесс вовлекаются его однокурсники, затем возникает мысль о конкретном человеке — цепочка мыслей, которая может продолжаться бесконечно, пока человек не заставит себя вернуться к первоначальной идее.

Типы ассоциативных связок

Аристотель был первым, кто классифицировал образы; его типологию используют и современные психологи.

Мыслитель разделил ассоциативные ассоциации на 3 группы:

  1. Смежность — частый вид появления образа, появляется при регулярном восприятии нескольких объектов одновременно. Шум воды может вызвать ассоциацию с отдыхом, аромат выпечки — с домом. К этому типу связок относятся вербальные образы, которые могут формироваться из идиом, поговорок. Вместе с возникновением слова «дуб» может появиться ассоциация «могучий». Связка по смежности чаще проявляется посредством действительной связи между предметами и/или действиями. Звезды ассоциируются с ночью, перчатки — с кистями рук.
  2. Сходство. Для возникновения такой связи объекты должны быть похожи в одном или нескольких характеристиках: цвет, форма, эмоциональный отклик личности на предметы и проч. Небо вызывает связь с морем, заснеженная поляна — с белой тканью.
  3. Контраст. Наиболее сложный тип, малоизученный, необоснованный научно. В сознании возникает связь с образом как реакция на его противоположность предмету или явлению. Большинство людей вспоминает при упоминании лета зиму, услышав слово «свет» — вспоминают о темноте.

В конце девятнадцатого века старая классификация была дополнена формулой концептуальных ассоциаций. Эти ассоциации являются результатом анализа данных и формирования сложных образов в сознании человека.

Смысловые ассоциации в большинстве случаев индивидуальны и основаны на личном опыте. Например, кашель ассоциируется у человека с зимой, а поезд — с морем.

Принципы ассоцианизма и его роль в психологии

Раздел Психология
См. Аннотация
Язык Русский
Дата добавления 29.05.2013
Размер 15,9 K

Студенты, аспиранты и молодые ученые, которые используют базу знаний для своей учебы и работы, будут очень благодарны.

Доступно на сайте http://www.allbest.ru/

Принципы ассоцианизма и его роль в психологии

Ассоцианизм (ассоциационизм) — это одно из основных направлений мировой психологической мысли, объясняющее динамику процессов психических принципом ассоциации Психология: Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. — М., 1990.. Берет начало от Аристотеля. Материалистический ассоцианизм стал ведущим в так называемой психологии ассоцианистской. Она главенствовала до начала XX в. и сосредоточивала основное внимание на изучении умственной деятельности и познания.

Психология Когнитивная корреляция

Список использованной литературы

1 Ждан А.Н. История психологии: учебник — М.: Издательство МГУ, 1990 — 367 с.

2. Ивановский В.Н. Ассоцианизм психологический и гносеологический — Казань, 1909.

3) Леонтьев А.Н. Об историческом подходе к психике человека. Избранные психологические труды. В 2-х томах. Т. 1. — М., 1983.

4 Локк Дж. Опыт о человеческом разуме. В книге: Избранные философские произведения, т. 1 — М., 1960.

5 Психология: словарь / под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского — М., 1990.

Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения — М., 1947.

7 Спенсер Г. Сочинения Спенсера: В 7 томах. Том 3 — Спб, 1898.

8. П.А. Жарев: Обобщенные корреляции в учебной работе студента — М., 1959.

9. ярошевский М.Г. История психологии — М., 1966.

10. Уоррен Н.С. История психологии ассоциаций, Л., 1921.

Доступно на сайте Allbest.ru

Гештальтпсихология.

Гештальтпсихология обязана своим существованием немецким психологам Максу Вертхаймеру, Курту Коффке и Вольфгангу Келеру, которые предложили программу изучения психики с точки зрения интегрированных структур — гештальтов. В противовес принципу психологии, которая расчленяет сознание на элементы и конструирует из них сложные психические явления, они предложили идею тотальности образа и несводимости его свойств к сумме свойств элементов. Согласно этим теоретикам, объекты, составляющие наше окружение, воспринимаются органами чувств не как отдельные предметы, а как организованные формы. Восприятие не сводится к сумме органов чувств, а свойства формы не описываются свойствами ее частей. Сама форма является функциональной структурой, которая организует множественность отдельных явлений.

В исследовании человеческого мышления гештальт-психологи показали, что психические функции при решении творческих задач подчинены определенным гештальт-принципам («группировка», «центрирование» и т.д.), а не правилам формальной логики.

Так, «сознание было представлено в гештальт-теории как целостность, образованная динамикой когнитивных (познавательных) структур, преобразованных по законам психологии «4, с. 113.

Когнитивная психология.

Когнитивная психология — это современное направление в изучении когнитивных процессов. Она возникла в 1960-х годах как альтернатива бихевиоризму. Представители: Джордж Миллер, Джером Брунер, Ульрих Найссер.

Когнитивная психология восстановила концепцию психики как объекта научного исследования, рассматривая поведение как опосредованное когнитивными факторами.

«Когнитивная психология фокусируется на изучении зависимости поведения субъекта от внутренних, когнитивных (информационных) тем и структур, через призму которых он воспринимает и действует в своей среде обитания «4, с. 124.

Современная когнитивная психология состоит из нескольких модулей: Восприятие, распознавание образов, внимание, память, воображение, язык, психология развития, рассуждения и принятие решений, естественный интеллект в целом и искусственный интеллект в частности. Модели когнитивных процессов предлагают новое понимание природы психической жизни человека.

По мере расширения области исследований обнаружились ограничения информационного подхода, особенно при анализе языка и мыслительной деятельности, долговременной памяти и структуры психики. В результате когнитивисты обратились к генетической психологии, культурно-исторической психологии и деятельностному подходу. С другой стороны, разработанная ими методологическая основа экспериментальных исследований привлекла внимание многих европейских, в том числе российских ученых, которые адаптировали ее для развития своих традиций (микроструктурный и микродинамический анализ, микрогенетический метод).

Исследования когнитивных психологов включают как сознательные, так и бессознательные процессы психики, которые интерпретируются как различные способы обработки информации.

Генетическая психология

Швейцарский ученый Жан Пиаже является создателем «самой глубокой и влиятельной теории развития интеллекта». Он трансформировал ключевые концепции из других школ: Бихевиоризм, гештальтизм и Джанет (от него он перенял принцип интернализации, восходящий к Сеченову). «4,S.120

Пиаже пропагандировал генетический метод как руководящий методологический принцип психологических исследований.

Пиаже сосредоточился на развитии детского разума и подчеркнул, что все исследования в научной психологии должны начинаться с изучения развития и что формирование психических механизмов у ребенка лучше всего объясняет их природу и функции у взрослого. Согласно Пиаже, не только отдельные науки, но и эпистемология должны строиться на генетическом фундаменте. Эта идея легла в основу возникновения генетической эпистемологии, то есть науки о механизмах и условиях возникновения у человека различных форм и типов знаний, концепций, когнитивных функций и т.д.

Генетическая психология прослеживает изменения различных психических процессов в ходе онтогенеза и филогенеза и изучает психику различных видов животных, развитие психики младенца и условия возникновения человеческого сознания. Методы генетической психологии направлены на выявление стадий и фаз в развитии психики, переходов от ее низших форм к высшим, что позволяет получить представление о психических явлениях в их динамике. До недавнего времени исследователи уделяли основное внимание детскому и подростковому возрасту. Однако постепенно интерес ученых переключается на аспекты жизни, связанные с зрелостью, старостью и приближающейся смертью, на которые приходится около трех четвертей жизненного пути человека.

Ассоциативная психология – помощь для запоминания информации

Когда нам нужно что-то выучить или запомнить, но материал сложен для понимания, на помощь приходит метод «формирования ассоциаций» или ассоциативная психология. В XVIII и XIX веках ассоциативность считалась важнейшим и единственным механизмом функционирования сознания.

Ассоциативная психология

Ассоциативная психология история, идеи, факты

Ассоцианизм, возникший в XIX веке, был разработан известными учеными. Важной особенностью была его связь с философией позитивизма, которая предполагала, что «каждая наука сама по себе является философией».

Ассоциативная психология — это отрасль психологии, которая объясняет психику, эмоциональность и движения человека через ассоциации процессов. Эта дисциплина породила множество школ, теорий, доктрин и концепций. Специалисты в этой области считают, что ассоциации являются важнейшим элементом в функционировании человеческой психики и сознания.

Появление и развитие

Возникновение и развитие ассоциативной психологии проходило в несколько этапов. С четвертого века до середины восемнадцатого века появились оригинальные учения. В древности Аристотель и Платон подробно описали принцип его действия. Декарт использовал правила ассоциации, чтобы лучше понять происхождение чувств каждого человека. Хоббс последовал за ними, чтобы получить новый опыт и навыки. И Спиноза — он хотел с их помощью понять особенности человеческого мышления. В то же время Локк вводит понятие «союз».

В середине XVIII — начале XIX века психика человека полностью определяется ассоциацией.

В девятнадцатом и начале двадцатого века в развитии этой доктрины произошел кризис. Это происходит потому, что невозможно найти связь между законами сознания и механики.

Между 1900 и 1920 годами ассоциативная психология исчезла, а ее идеи были заимствованы другими направлениями этой науки.

Ученые в этой области пришли к выводу, что ассоциации — это особое явление психизма, которое требует дальнейшего, детального изучения.

Главные принципы

Основные теории ассоциативной психологии следующие:

  1. Душа должна восприниматься как сознание.
  2. Главные вещи для душевной жизни — простые элементы, ощущения, эмоции.
  3. Второстепенные – это мысли, чувства, воображение.
  4. Основой принципа ассоциативной теории мышления в психологии служит понятие, что из простых образований складываются сложные.

5. стабилизация приобретенных ассоциаций достигается частотой их повторения.

Пространство имен

Существуют установленные связи, которые закреплены в обществе, в языковой среде. Такие изображения содержат заготовку имени. Большинство современных имен имеют древнее происхождение, поэтому они связаны со своим первоначальным значением.

В этнических культурах имена часто ассоциируются с определенным характером (или внешностью).

Примером в русской культуре является имя Екатерина, слово, связанное со словом «великая» и первоначальным значением «чистая» в связи с историческим развитием страны.

На восприятие имени влияют его знаменитые носители. Известным примером ассоциации в области имени Людовик «Солнце» XIV является французский король. Правители династии носили это имя в течение нескольких столетий. По этой причине у многих людей это имя ассоциируется с королевской властью, Парижем и Францией.

Во многих культурах есть свой список «несчастливых имен». Например, это имена христианских мучеников — Татьяна, Федор (хотя эта традиция была не очень распространена в России). Такие списки вызывают негативные ассоциации, которые могут распространяться и усиливаться, причем негативная окраска возникающих ассоциаций сознательно предопределена.

Пространство имен — это условный набор общепринятых ассоциаций, которые могут быть положительными или отрицательными. На это пространство влияют известные носители того или иного имени.

Психология индивидуальных различий ( Теплов б.М., Мерлин в.С., Небылицын в.Д.)

Дифференциальная психология — это отрасль психологической науки, которая занимается психологическими различиями, типологическими различиями в психологических проявлениях у представителей разных социальных, классовых, этнических, возрастных и других групп. Дифференциальная психология систематизирует индивидуальные различия и различные методы диагностики. Он количественно оценивает индивидуальные различия в различных областях.

Дифференциальная психология преследует две цели: выявить индивидуальные различия и объяснить их происхождение.

Дифференциальная психология занимает ведущее место в области психологического знания и связана с общей психологией, возрастной, педагогической, социальной, психодиагностикой, психологическим консультированием, психотерапией, психологией семьи, социологией, философией и психофизиологией.

Этот термин был введен Штерном в 1900 году, но только недавно возник как самостоятельная дисциплина.

W. Штерн был одним из первых ученых, разработавших концепцию психологии индивидуальных различий на основе собранных им современных взглядов на различия между людьми, а затем добавил к индивидуальным различиям вопросы, связанные с групповыми различиями, и назвал эту область дифференциальной психологией.

В бывшем СССР и России проблемы дифференциальной психологии разрабатывались школой Теплова-Небылицына (основными представителями в советский период были Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын, В.С. Мерлин, К.М. Гуревич, Е.А. Голубева и др.)

В 1990-х годах, в связи с проникновением достижений когнитивной психологии на территорию бывшего Советского Союза, термин «дифференциальная психология» был постепенно заменен термином «исследования когнитивного стиля».

Применение ассоцианизма в психологии

Внезапные связи между нейронами в коре головного мозга использовались врачами для выявления психических отклонений с начала 20-го века.

Первым психоаналитиком, обратившим внимание на связь между бессознательными процессами и возникающими образами, был Фрейд.

Его учение заключается в том, что на этом очень глубоком уровне психики скрываются скрытые желания и инстинкты, которые не соответствуют моральным нормам общества. Фрейд считал, что подавление влечений вызывает фобии, психические и физические заболевания.

В современной психологической диагностике ассоциации используются для определения психического состояния человека.

Представители ассоцианизма, в отличие от фрейдистов, работают не со свободными образами, а с организованными явлениями, контролируемыми врачом.

Читайте также: Трискаидекафобия или патологический страх перед числом 13

Существуют три группы возможностей использования ассоциации в диагностике:

  1. Вербальные связи и образы. Примером служит тест о парных ассоциациях, в котором человеку нужно объединить в пары слова по смыслу (связка понятие-смысл), по фонетической схожести (начинаются на одинаковую букву). Вербальные тесты предлагают пациенту набор слов или выражений, на которые ему нужно сказать первое, пришедшее на ум, слово.
  2. Зрительные ассоциации. Человек изучает предложенные изображения, в большинстве случаев, абстрактные, затем сообщает, что ему напоминает выбранная картинка. Пример — тест Роршаха (Чернильные пятна).
  3. Творческие импульсы. Для выявления неосознанных образов, испытуемого просят нарисовать что угодно или написать рассказ на конкретную тему. Творчество высвобождает мышление и позволяет подсознанию подключиться к работе. Поэтому ассоциации возникают быстрее, процесс изучения уже сформированных становится проще.

Ассоцианизм рассматривает образы как основной источник информации о человеке и необходимое условие для развития интеллекта и творческого мышления у человека.

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий