1598. Нантский эдикт Генриха IV во Франции. Издание нантского эдикта год.

В то же время, однако, гугенотам было разрешено исповедовать свою религию. Гугеноты получили право созывать собственные церковные конгрессы (синоды) и специальные политические собрания. Им было дано право иметь своих особых представителей при короле. Около 200 крепостей были переданы им в качестве гарантии того, что правительство будет обеспечивать выполнение статей указа.

Нантский эдикт Генриха IV во Франции

Религиозные войны во Франции во второй половине XVI века продолжались более тридцати лет, но в итоге ни католики, ни гугеноты не смогли одержать верх. Страна находилась на грани раскола и разрушения. Нантский эдикт был компромиссом между соперниками, которые так и не смогли помириться. Он устанавливал во Франции принципы религиозной терпимости и политического равенства для представителей обеих конфессий и давал гугенотам, составлявшим меньшинство, некоторые гарантии на случай новой войны.

Католическая церковь во Франции XVI века была не так сильна, как, например, в Германии. Многие права и привилегии папства находились в руках французских королей — именно они принимали решения о перераспределении церковных доходов и должностей и делали это в интересах своих подданных. В результате местные дворяне и крестьяне не были настроены так против католицизма, как во многих других европейских странах.

Во Франции гуманистические идеи реформирования церкви начали распространяться еще до выступлений Мартина Лютера, и к 1920-м и 1930-м годам лютеранство глубоко укоренилось в стране. К середине 1530-х годов кальвинизм стал популярен во Франции, особенно в традиционно изолированных южных регионах страны. Их последователи стали известны как гугеноты, что происходит от немецкого слова «Eidgenossen».

Религиозная терпимость правительства также способствовала популярности протестантизма во Франции — Франциск I, хотя и был сторонником папства, но по натуре был благосклонен. Однако в 1534 году, после казни нескольких парижских гугенотов, король обнаружил одну из еретических прокламаций в собственном дворце, что ознаменовало начало периода открытого преследования протестантов. Генрих II, который был еще более нетерпим к еретикам, продолжил эту политику и в 1549 году учредил «огненную палату», уполномоченную осуждать и казнить еретиков.

В то же время экономические проблемы страны нарастали. Приток драгоценных металлов из испанских колоний вызвал рост цен, что отразилось на благосостоянии рабочих, получающих фиксированную зарплату, и арендаторов земли. Итальянские войны опустошили казну. Недовольство населения привело к дальнейшему расширению секты.

Сражение времен Религиозных войн

Однако открытое восстание требовало доктрины. Его истоком был кальвинизм с его строгой концепцией Божьей воли, военно-религиозной организацией и демократической идеологией. Кальвинизм привлекал прежде всего старое феодальное дворянство, которое выступало против попыток короля установить в стране абсолютную монархию и лишить дворянство его привилегий и вольностей.

Именно благородные гугеноты были главной военной силой в последовавшей за этим войне. Протестантизм стал для них средством достижения политических целей, о чем свидетельствует тот простой факт, что большинство из них к концу войны перешли в католичество, как это сделал Генрих Наваррский, сначала для сохранения своей жизни, а затем и власти.

Начало войны

Генрих II умер летом 1559 года на турнире по фехтованию, оставив страну во взрывоопасном состоянии. Его сын Франциск II во всем подчинялся своей матери Екатерине Медичи и был полон решимости бороться за интересы своих сыновей.

Еще до начала войны в верхушке общества сформировались две враждующие группировки. Гугенотов возглавляли принцы Бурбоны (Антуан Наваррский и его сын Генрих, Людовик Бурбон-Конде), чьи владения находились в основном на юге. Католический лагерь возглавляли герцоги Гизы в Лотарингии — родственники шотландской королевы Марии Гиз, дочери Марии Стюарт, молодой жены Франциска II.

Правительство Екатерины Медичи попыталось выступить посредником между враждующими сторонами и стабилизировать ситуацию. После внезапной смерти Франциска в конце 1560 года королева-мать обеспечила себе регентство при молодом Карле IX и продолжала проводить политику примирения, хотя французские католики и гугеноты уже организовали погромы по всей стране, а дворяне готовились к войне.

Начало открытой гражданской войны началось в Васси в Шампани. В марте 1562 года отряд Франсуа де Гиза уничтожил около двухсот человек, проезжавших через город для участия в религиозном собрании гугенотов.

В Париже герцогу был оказан героический прием. Гугеноты обвинили его в бессмысленном кровопролитии, собрали армию и начали кампанию против Гизов и примкнувшей к ним Екатерины Медичи.

Затем последовал период потрясений. Семьи были разорваны, а разбой, оправданный верой, процветал повсюду. Законы были заменены местью, а королевская власть — волей лидеров правящей партии.

Военные действия

Военные действия продолжались с 1562 по 1598 год, за это время во Франции произошло восемь войн между католиками на севере и гугенотами на юге. Баланс сил был установлен практически сразу — Юг претендовал на суверенитет и мог в любой момент присоединиться к Нормандии и Британии, в то время как Север оставался верен Короне.

Преимущество с самого начала было на стороне католиков. Они представляли королевскую власть народу, в то время как сами монархи (Франциск II, Карл IX и первоначально Генрих III) были полностью подконтрольны Екатерине Медичи и дому Гизов.

Обе стороны понимали, что их собственных ресурсов недостаточно для победы, и полагались на иностранную помощь. Почти с самого начала войны гугенотов поддерживала протестантская Елизавета I Английская, а католиков — Филипп II Испанский, который был известен своим религиозным фанатизмом. С середины 1570-х годов иностранная интервенция превратилась в беззастенчивое вмешательство и терроризм со стороны протестантских немецких князей и испанских наемников.

В первой войне лидеры двух противоборствующих лагерей — Антуан Наваррский, Луи Принц де Конде и Франсуа де Гиз — были убиты или взяты в плен.

Правительство, наконец, воспользовалось усталостью и добилось заключения Абуазского мира (1563), который закрепил политические права гугенотов.

Однако мир был недолгим — вскоре католики потребовали признать договор недействительным, и началась вторая война. Протестанты обратились к Англии, при поддержке которой они заставили власти подтвердить договор Абуаза.

Третья война разразилась после того, как правительство попыталось противостоять лидерам гугенотов. В это время встал вопрос о полном отделении южных областей, тем более что гугеноты захватили многочисленные крепости и создали опорный пункт в Ла-Рошели.

Деятельность короля Генриха IV Бурбона

Генрих IV неожиданно захватил французский трон. В 1589 году последний король из династии Валуа Генрих III был убит. Перед смертью он приказал своим последователям поклясться в верности Генриху Наваррскому, в то время протестанту-гугеноту.

Нантский эдикт

В 1593 году Генрих IV перешел в католичество и в 1594 году приехал в Париж. В 1595 году он был отлучен от церкви Папой Римским. В 1595 году Генрих вступил в войну с Испанией. Из-за неудач на фронте он начал терять поддержку протестантских дворян, которые отказывались платить налоги и служить в армии.

Подготовка к декрету началась весной 1598 года в городе Анже во время конфликта с повстанцами в Бретани. Находясь в Анжере, король принимал участие в религиозных мероприятиях, омывал ноги бедным и заложил первый камень в основание монастыря капуцинов. В это время он вел переговоры о прекращении войны с Испанией и подписал Вергеннский мир через несколько дней после Нантского эдикта.

Вергеннский мир, подписанный в мае 1598 года, положил конец франко-испанской войне и одновременно религиозной войне во Франции. Вскоре после этого умер испанский король Филипп II, и его империя заметно ухудшилась.

Король Франции Генрих IV

Эдикт и его действие в XVII веке

Декрет представлял собой правовой акт, состоящий из 93 статей и 36 секретных постановлений. Он был подписан 13 апреля. Декрет предоставлял равенство католикам и протестантам. Указ был образцовым для своего времени; ни один другой подобный документ шестнадцатого века не создавал такой атмосферы религиозной терпимости. Его первая статья отложила в сторону события предыдущих религиозных войн и запретила любые ссылки на них.

Третья статья декрета разрешала католикам отправлять религиозные обряды везде, где это было запрещено гугенотами. Католическое духовенство получило все свои прежние права и владения, а протестантам-кальвинистам было разрешено проводить службы в своих замках. Протестантам было разрешено жить в Париже, но кальвинистское богослужение было запрещено в столице.

При следующем короле, Людовике XII, Нантский эдикт соблюдался, а после конфликта с гугенотами в 1629 году был издан и Нимский эдикт. Религиозные преследования продолжились при Людовике XIV в 1661 году. В 1685 году в Фонтенебло был отменен Нантский эдикт, и протестантские диссиденты начали массово эмигрировать, что негативно сказалось на экономике.

Папа Римский был против Нантского эдикта, а сами гугеноты требовали для себя еще больших прав, хотя король предоставил им 200 замков на восемь лет в качестве гарантии соблюдения эдикта.

Замок в Нанте

Положения Нантского эдикта

Положения Нантского эдикта

Нантский эдикт Генриха IV содержал в общей сложности 129 положений, но только 93 были одобрены парламентом. Остальные 36 оставались в тайне до публикации эдикта, и их включение в окончательный вариант стало неожиданностью для всех, кроме короля и некоторых его друзей.

  • Католики получили все свои права и владения, ранее у них отобранные. Таким образом, положения Нантского эдикта не просто даровали гугенотам привилегии – они действительно были призваны уравнять представителей обеих конфессий.
  • Гугеноты получили 200 крепостей сроком на 8 лет, чтобы в случае необходимости могли защитить себя. Не всех подряд, а лишь тех, что принадлежали им до 1597 года, но были отобраны католиками.
  • Гугеноты получили свободу вероисповедания. Им разрешили проводить свои богослужения практически везде. Также вступил в силу запрет на лишение родственников наследства по религиозным мотивам, а правительство обязалось помогать гугенотам субсидиями на церкви и школы.
  • Амнистия. Все гугеноты, изгнанные из Франции в ходе религиозных войн, получили право вернуться на родину.
  • Привилегии для гугенотов. Судебные, военные и политические. Они даже получили право на создание определённых органов местного самоуправления.

Значение Нантского эдикта

Значение Нантского эдикта

Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно рассмотреть, что предусматривал Нантский эдикт, изданный королем Генрихом IV. Это был поистине исторический документ! Он продемонстрировал больше терпимости, чем любой другой указ или закон в Западной Европе в XVI и XVII веках, и положил конец серии религиозных войн, хотя и не навсегда. Позже, во время правления Людовика XIV, сына Генриха IV, кардинал Ришелье лишил гугенотов почти всех замков и крепостей, предоставленных им Нантским эдиктом, и обвинил их в попытке создать «государство в государстве». Однако сам указ не был отменен, и принцип равенства и толерантности остался в силе. Таким образом, значение Нантского эдикта действительно велико: он положил конец религиозным войнам и позволил Франции вступить в новый век без кровопролитных внутренних конфликтов, что очень положительно сказалось на экономике и мощи страны.

Оцените эту статью и поделитесь ею в своих социальных сетях!

Средняя оценка: 4,9 / 5. количество оценок: 25

Отзывов пока нет. Будьте первым, кто поставит оценку.

Содержание и действие нантского эдикта Генриха IV

В истории Западной Европы Реформация была важным событием, затронувшим многие страны. Это было возникновение и распространение различных протестантских движений во время перемен в римском католицизме. Одним из последствий Реформации стали так называемые религиозные войны. Борьба шла внутри штатов между католиками и протестантами. Особенно упорной и затяжной была борьба во Франции. Он продолжался на протяжении всей второй половины XVI века. Нантский эдикт считается его завершением.

Предыстория издания

Во время Реформации во многих штатах было ясно, на чьей стороне перевес. Например, в северных немецких княжествах, Нидерландах, некоторых швейцарских кантонах и Швеции в конечном итоге возобладали различные протестантские течения. В Испании и Италии, с другой стороны, они даже не распространялись; там вообще не было никакой борьбы.

Ситуация во Франции была намного сложнее, поскольку католики и протестанты были многочисленны и примерно одинаково сильны. Помимо простолюдинов, видные представители аристократии также поддержали Реформацию.

В результате гугенотские войны были затяжными и упорными (гугеноты были французскими протестантами). Они привели к внутреннему ослаблению государства и разрушению экономики. Короли Франции поддерживали католиков.

В 1589 году королем стал Генрих IV Бурбон. Поскольку он был протестантом, католики не хотели подчиняться ему. Через некоторое время Генрих IV перешел в католичество. Это вызвало недовольство гугенотов. Он должен был продолжать вести внутренние войны.

Чтобы положить им конец, король решил издать документ, который устанавливал принцип религиозной терпимости между католиками и протестантами в государстве и определял положение и права обеих сторон. Он был принят в 1598 году и назывался Нантским эдиктом. Публикация этого документа рассматривается учеными как событие, положившее конец гугенотским войнам.

В исследованиях обычно предполагается, что за Нантским эдиктом последовал период внутреннего мира во Франции. Это не означало, что конфликты между гугенотами и католиками полностью прекратились, но по сравнению с периодом внутренних войн в целом наступил мир.

Среди католиков, однако, было желание отменить эдикт и привилегии протестантов. Начиная с 1661 года власти вновь приняли против них репрессивные меры. Это произошло при короле Людовике XIV. Под его покровительством Нантский эдикт был официально отменен в 1685 году. Предполагается, что к этому времени протестанты уже не имели прежнего влияния на политическую ситуацию.

1 Кто стал королем Франции после Генриха IV Бурбона?

  • Людовик II
  • Людовик VI
  • Людовик VIII
  • Людовик IX

Исторические уроки: процесс принятия решений

Если сравнивать принятие Нантского эдикта Генрихом IV и его отмену Людовиком XIV, то первое, что бросается в глаза, — это совершенно разные механизмы принятия решений. Указу предшествовали длительные конфиденциальные консультации между королем и различными группами гугенотов и католиков, настойчивое стремление Генриха к компромиссу и его попытки вернуть доверие кальвинистов, которое он потерял после многочисленных обращений в католическую веру по случаю. Генрих действовал на этих консультациях как король всех французов, а не только французских католиков. Можно сказать, что Беарнца вынудили к этому внешние обстоятельства, баланс сил в распадающемся королевстве, а внутренне он был таким же самодержавным, как и все последующие Бурбоны. Но это ничего не меняло — Генрих IV вел себя как искусный дипломат и миротворец, обладавший, как мы бы сказали сегодня, высокой степенью эмпатии.

Людовик XIV, напротив, не считал гугенотов «истинными французами» и исключил их из Версаля с помощью «вертикали власти», полагаясь исключительно на мнение своих советников и чиновников. А советники и чиновники короля давали ему только ту информацию и предлагали только те идеи, которые, по их мнению, соответствовали убеждениям и чувствам монарха. Все они очень боялись расстроить Его Величество, а тем более навлечь на себя гнев двора и быть отлученными от него. В конце концов, абсолютный монарх по определению не может иметь реальных служащих; их заменяют помощники и поданные. Поэтому вполне возможно, что король был твердо убежден, что кальвинизм во Франции как мертвый и что отмена Нантского эдикта будет простой формальностью. Король Сан, конечно, не собирался вести переговоры с гугенотами.

Более того, Генрих, бывший лидером гугенотского движения, прекрасно понимал, что это было массовое движение, а не заговор недовольных аристократов и солдат. Поэтому недостаточно было привлечь гугенотов к своему двору путем раздачи соответствующих милостей и наград, нужно было что-то предложить и «гугенотским массам».

Людовик, похоже, имел конспиративный взгляд на французскую политику. По его мнению, главной задачей было обеспечить лояльность «элиты», особенно власть имущих, и не слишком беспокоиться об остальных. В результате усилия Версаля сосредоточились в основном на «точной вербовке» лидеров гугенотской партии, причем «Король-Солнце» был очень успешен. К концу XVIII века лидеры гугенотского движения были полностью разгромлены, и среди них трудно было найти фигуру, равную несокрушимому адмиралу де Колини. Однако этот успех не решил религиозную проблему во Франции; напротив, потеряв своих лидеров и надежду быть услышанными, одни гугеноты «голосовали ногами», а другие скрывали свое недовольство и ждали удобного момента для мести.

Судьба Нантского декрета, кстати, также показывает, что голос народа не всегда является голосом истины. Подписав свой указ, Генрих IV принял непопулярную меру, которая шла вразрез с мнением большинства. Он считал религиозную нетерпимость французов — католиков и гугенотов — большой слабостью своих подданных и пытался смягчить ее. Когда Людовик XIV отменял указ своего деда, он также руководствовался общественным настроением в королевстве. Вместо того чтобы реформировать больную мораль своего народа, он предпочел умиротворить его, пользуясь восторженной поддержкой представителей всех классов. Он не осознавал катастрофических последствий такого курса, но в итоге династия Бурбонов попала в водоворот фатальной политической нетерпимости.

Генрих IV и Людовик XIV правили одной и той же страной, но находились в совершенно разных ситуациях. «Медведь» имел слабое и сократившееся государство, погрязшее в интригах и гражданских войнах, где династия Валуа, правившая более четверти тысячелетия, была только что распущена. Король-солнце» унаследовал плоды многолетнего упорного труда как самого Генриха IV, так и выдающегося «политика» — кардинала Ришелье. В молодости Людовик XIV также пережил внутренние потрясения (так называемая Фронда 1648-1653 годов), но это было ничто по сравнению с жестокостью и масштабами религиозных войн предыдущего века, против которых его дед пришел к власти. К тому времени, когда молодой Людовик начал по-настоящему управлять своей страной, Франция уже была самым могущественным государством в Европе.

Возможно, именно поэтому у двух Бурбонов были совершенно разные представления о правах и обязанностях монарха. Генрих понимал, что «политика — это искусство возможного», что король должен играть балансирующую роль между различными политическими, религиозными, региональными и социальными группами — особенно в такой сложной и разнообразной стране, как Франция. Для первых Бурбонов было естественным лавировать, быть хитрым, идти на уступки, довольствоваться малым количеством побед и стоически переносить поражения.

В отличие от своего отца, вялого и меланхоличного Людовика XV, «Король-солнце» во время своего долгого правления посвятил себя тому, что сегодня называется «ручным управлением», и довел принцип абсолютизма до логического завершения. Все, что он не мог контролировать сам или не знал, казалось ему опасным, вредным или, по крайней мере, ненужным. И все, что было опасным, вредным или ненужным, должно было быть устранено. Но в отличие от Генриха, Людовик более чем серьезно относился к титулу «самого христианского короля» (le Roi Très-Chrétien) и претендовал на почти апостольский статус. Конечно, апостолу совсем не подобало хитрить, идти на уступки еретикам!

Выдающиеся достоинства третьего Бурбона неоспоримы — его непоколебимая строгость в вопросах государственного строительства, его удивительная работоспособность и умение подбирать и мотивировать своих сотрудников. Но есть и другое: авторитарная «вертикаль власти», созданная Людовиком XIV, привела к тому, что Франция утратила элементы того, что Константин Леонтьев позже назвал «цветущей сложностью», которая всегда была сильной стороной Франции и главным источником ее развития. Это «упрощение», эта «рационализация», начавшаяся во времена Ришелье, включала не только унификацию религиозной сферы, но и устранение региональных различий, культурного и языкового разнообразия, экономических структур и так далее.

Генрих IV в Амьене, рядом с битвой при Фонтене-Франсезе.

Французское государство становилось все более могущественным, питаясь соками французского общества. А общество уже достигло своего предела. Таким образом, после «великого века» первых трех Бурбонов начался упадок Людовика XV и Людовика XVI. Франция все больше отставала в конкуренции с Англией, проиграла несколько войн и потеряла позиции в Индии и Канаде. А французское самодержавие закончилось кровавой вакханалией Великой революции. Всего этого можно было бы избежать, если бы чрезмерный централизм, гегемонистская политика в Европе, помпезная роскошь при Версальском дворе — словом, все то, что делало правление «Короля-Солнца» великим и славным, — было бы отменено.

Второй период гугенотских войн

После Варфоломеевской ночи последовал второй этап гугенотских войн. Он отличался большей ожесточенностью с обеих сторон, чем первый. Юг и запад были окончательно отделены от северной Франции. Там было основано отдельное государство Гугенотская лига. Различные провинции Союза управлялись губернаторами, происходившими из местной аристократии, которая больше всего выиграла от такой «автономии».

В 1970-е годы также сформировалась политическая идеология гугенотов с идеей «общественного договора» между добрым королем и народом. Под «народом» он подразумевал «лучшую часть народа», т.е. аристократию.

В середине 1970-х годов католики организовали свое политическое объединение на Севере под названием Католическая лига. Главой Лиги был сын покойного Франсуа Гиза, Генрих Гиз. Лига контролировала королевское правительство в Париже. Она решительно противостояла попыткам короля Генриха III заключить мир с гугенотами и предоставить им свободу вероисповедания.

Наибольшего накала борьба между гугенотами и католиками достигла в третий период — с середины 1980-х годов. В это время шла Восьмая гугенотская война (1585-1589), также известная как Война трех Эриков, в которой участвовали Генрих из Гисау, Генрих из Валуа (король Генрих III) и Генрих Бурбонский, носивший также титул короля Наварры.

Сторонники Генриха де Гиза открыто утверждали, что Гизы имеют больше прав на трон, чем Валуа, поскольку они, Гизы, якобы происходят от самого Карла Великого. Поскольку у Генриха III не было наследников, лигурийцы потребовали, чтобы король официально объявил Генриха Гиза наследником престола. В 1588 году Генрих III начал посылать войска в Париж, чтобы подготовить арест Гиза. Когда об этом стало известно в кругах Лиги, лигурийцы усилили свою агитацию в столице, и в Париже вспыхнуло восстание против короля.

Генрих III бежал из Парижа в город Шартр, надеясь вернуться в столицу и противостоять мятежникам. Во-первых, Генрих III.

решил сам избавиться от Гиза. С этой целью Гиз был приглашен к королю для примирения с ним. В зале королевских приемов солдаты эскорта закололи ножами лидера альянса (22 декабря 1588 года). В ответ Париж отказался подчиняться Валуа и стал независимой республикой. Следуя примеру Парижа, другие города также стали республиканскими.

Разделение страны стало фактом не только на юге, но и на севере. Генрих III пытался спасти свое положение, заключив союз с Генрихом Наваррским, которого он назначил своим преемником. После заключения договора весной 1589 года оба короля отправились в Париж. Но Генрих III не вернулся в Париж: 1 августа 1589 года он был убит в своей резиденции. Со смертью Генриха III династии Валуа пришел конец. Генрих Бурбонский, провозглашенный королем Франции как Генрих IV, стал родоначальником новой французской династии — Бурбонов.

Религиозные войны или Гугенотские войны — это серия затяжных гражданских войн между католиками и протестантами (гугенотами), которые сотрясали Францию при последнем короле Валуа с 1562 по 1598 год. Гугенотов возглавляли Бурбоны (принц Конде, Генрих Наваррский) и адмирал де Колини, а католиков — королева-мать Екатерина Медичи и влиятельные Гизы. Соседи Франции пытались повлиять на ход событий — Елизавета Английская поддерживала гугенотов, а Филипп II Испанский — католиков. Войны закончились восшествием на французский престол Генриха Наваррского и публикацией Нантского компромисса (1598).

  1. Первая война 1560-1563
  2. Вторая война 1567-1568
  3. Третья война 1568-1570
  4. Четвёртая война 1572-1573
  5. Пятая война 1574-1576
  6. Шестая война 1576-1577
  7. Седьмая война 1579-1580
  8. «Война трёх Генрихов» 1584-1589
  9. «Завоевание королевства» 1589-1593

Во второй половине XVI века Франция переживала политический кризис, который выразился в религиозных (гражданских) войнах, продолжавшихся с перерывами в течение 32 лет.

Они выступали против католицизма и кальвинизма.

Причины религиозных войн:

  1. Изменение политического строя
  2. Изменения традиционных форм отношений в обществе в связи с формированием Абсолютизма
  3. Кабальная налоговая политика короны (в северных, западных и центральных провинциях)
  4. Утрата прежних свобод самоуправления (в южных провинциях).
  1. Обстановка, которая сложилась во Франции после Итальянских войн. Мир в Като-Камбрези (1559 г.), который подвёл итоги Итальянской войны, оказался бесплодным и обнажил всю сложность экономической и внутриполитической обстановки в стране
  2. Сказалась «Революция цен» и тяжесть налогов
  3. Недовольство дворянства, провинциальной знати и придворной аристократии политикой короля, отсутствия привилегий, новых пожалований, должностей и пенсий, а также ростом власти бюрократии и «выскочек» из «людей мантии».

— 1559 — Смена власти: Генрих II смертельно ранен на турнире, его сменил сын Франциск II (правил 1559-1560). На этот короткий период королевская власть ослаблена, чем и пользуется оппозиция.

Сформировались две группы: прокатолические и антикатолические гугеноты (собратья по протесту), каждая из которых выдвинула своего кандидата на престол.

— 1560 — Заговор против Ф2, попытка переворота во дворце, предпринятая гугенотами. Цель: созыв Генеральных штатов; защита интересов принца крови Антуана Бурбона и гугенотов. Раскрытие заговора.

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий