Понятие, функции, виды СМИ и их характеристика. Что относится к средствам массовой информации

В 1970-х годах выражение «медиа» было популярно в нашей стране как перевод французского «moiens de formation demas». Для удобства он был сокращен по первой букве каждого слова. Так была создана знаменитая аббревиатура «медиа».

Средства массовой информации в политической системе общества: виды, функции и признаки СМИ

СМИ — это средство передачи информации (вербальной, звуковой или оптической), основанное на инициации канала вещания, охватывающее большую аудиторию и действующее на регулярной основе. СМИ — это широкий спектр средств социальной коммуникации (пресса, радио, телевидение, интернет), а в более широком смысле — фильмы, плакаты и книги.

СМИ также являются элементом популярной культуры. СМИ — это социальные институты, предназначенные для публикации различных видов информации, открытой для всех, с помощью определенных технологических средств. Эти социальные институты действуют в контексте конкретных дисциплин, правил, прав и политики, и используют отличительную комбинацию профессиональных экспертов для соблюдения конкретных процедур сбора информации для производства визуальных, слуховых или концептуальных ориентаций. СМИ являются фактором политической, экономической, социальной и культурной динамики социальной власти.

Термин (СМИ) начал использоваться в 1920-х годах с появлением радио, прессы и телевидения. Это подразумевает, что все медиа предназначены для «потребления» широкой аудиторией.

Свобода СМИ в стране измеряется свободой прессы.

Одно из лучших описаний и определений медиа было дано Денисом МакВейлом. Это определение можно проанализировать по шести отдельным пунктам.

  • решаемый комплекс мероприятий (создание медиаконтента);
  • включение специальных технологических конфигураций (радио, телевидение, Интернет, газеты, книги);
  • связь с официальными учреждениями или медийными каналами (системами, станциями, публикациями);
  • действие в соответствии с определёнными законами, правилами и договоренностями (профессиональные кодексы и практики, аудитория, социальные ожидания и привычки);
  • медиапродукты и люди, которые играют определённые роли (владельцы, регуляторы, производители, дистрибьюторы, рекламодатели, члены аудитории);
  • передача информации, развлечение, изображения и символы для массовой аудитории.

Виды СМИ

Типы средств массовой информации

Сегодня к средствам массовой информации относятся:.

  • радио;
  • телевидение;
  • музыку;
  • видео;
  • фильмы;
  • печать;
  • Интернет;
  • программное обеспечение.

Признаки и основные черты СМИ

Основной характеристикой СМИ является их сильное влияние на формирование «общества массового потребления».

Эксперты отмечают следующие отличительные особенности СМИ

  • публичность, то есть бесконечность потребителей;
  • наличие специальных технических средств, оборудования;
  • одностороннее влияние передатчика на приёмник (коммуникатора на реципиента);
  • нестабильная неоднородность потребительской аудитории.

По сути, СМИ функционируют таким образом, чтобы отражать общие интересы влиятельных социальных групп, которые могут распределять социальные ресурсы.

Введение 1. Значение понятия «медиа» и его характеристики. 1.1. типы носителей информации. 1.2. функции СМИ. 2.2. как средства массовой информации влияют на отношение молодых людей. 2.1. положительное и отрицательное влияние средств массовой информации на отношение молодых людей. 3. политическое влияние СМИ. 4. исследование важности средств массовой информации. Заключительная библиография

Что такое СМИ: понятие, расшифровка

Термин «СМИ» включает все печатные и онлайновые СМИ, теле- и радиоканалы (или их части) или отдельные теле-, радио- и видеопрограммы, а также другие средства передачи информации широкому кругу читателей/зрителей/слушателей. Средства массовой информации признаются таковыми при соблюдении трех условий

  • периодичность выхода (не реже раза в год);
  • наличие постоянного названия;
  • ориентированность на массовую аудиторию (от 1000 человек).

Средства массовой информации также могут называться СМИ (MCM) или масс-медиа. Все они могут быть названы медиапространствами.

Основные виды СМИ

Все существующие средства массовой информации традиционно делятся на пять основных групп.

  1. Печатная пресса. Это журналы, газеты, альманахи и другие периодические издания, использующие в качестве «носителя информации» традиционную бумагу. Это старейший из ныне существующих видов СМИ. Считается, что первые печатные газеты начали выходить в Китае: здесь еще в VIII веке выпускался «Столичный вестник» — листок с указами императора и сообщениями о наиболее важных событиях. Выпуск издания был трудоемким: прототип страницы вырезался на деревянной доске, после чего получившийся «штамп» покрывали тушью и делали отпечатки. В последние десятилетия активно вопрос о том, если ли у печатной прессы будущее, или она полностью исчезнет под натиском более современных электронных СМИ. Однако говорить о скорой смерти печати пока рано — доверие людей к печатным публикациям выше, чем к тому, что «пишут в Интернете. И на фоне общемировой эпидемии фейковых новостей востребованность традиционных СМИ как источника «проверенной информации» растет. При этом, как свидетельствуют данные исследования, проведенного социологической компанией Kantar в 2017 году, на первом месте по «уровню доверия» оказываются как раз печатные газеты и журналы.
  2. Радио. Специфика этого вида СМИ очевидна: технологии радиовещания позволяют передавать звук, причем в режиме «реального времени», что обеспечивает оперативность, позволяет вести диалоги в прямом эфире, обеспечивает интерактивность и т.д. При этом радио — единственное современное СМИ не являющееся «пожирателем времени»: процесс получения информации «через уши» можно совмещать с любыми другими занятиями. История радио как СМИ насчитывает около века: регулярные и экспериментальные радиопередачи начали выходить в начала 1920-х годов во многих странах мира. При этом «радиоконтент» был очень разнообразным: транслировались концерты, граммофонные записи, литературные читки и «радиопьесы», разыгрываемые в прямом эфире; репортажи со спортивных матчей.
  3. Телевидение – технология, позволяющая передавать по электроволнам движущееся изображение, которое чаще всего сопровождается еще и звуком. Телевидение как СМИ лишь ненамного моложе радио — первый телеканал с регулярным вещанием был запущен в Германии в 1934 году. «Днем рождения» телевещания в России считается 1 сентября 1938 года, когда Опытный ленинградский телецентр начал дважды в неделю выпускать передачи. Просматривали их коллективно — в домах культуры и рабочих клубов. Возможность подкрепить рассказ соответствующим видеорядом, превратить телезрителей в свидетелей события, обеспечила телевизионным СМИ огромный кредит доверия. Телевидение и сейчас остается наиболее влиятельным видом СМИ. По данным опроса фонда «Общественное мнение», в 2017 году именно TV являлось основным источником информации для 78% граждан России.
  4. Информационные агентства, основная задача которых — сбор и передача в редакции СМИ оперативной информации, не всегда относят к средствам массовой информации. Однако в соответствии с российским законом о СМИ на них распространяется одновременно и статус редакции, и распространителя информации; и работа их протекает в том же правовом поле, что и работа других масс-медиа. Первое информационное агентство появилось в Париже в 1835 году. Его открыл Шарль Гавас. Бизнес по торговле информацией он начал с того, что переводил материалы иностранной периодики и продавал их в редакции влиятельных французских газет. Следующим шагом стала организация широкой международной корреспондентской сети: агенты Гаваса оперативно передавали по телеграфу сообщения с мест своего пребывания, а местная пресса охотно печатала их. Первая отечественная информационная служба — Российское телеграфное агенство — была создана в 1866 году. Агентство рассылало информацию подписчикам 2-3 раза в день, используя для этого телеграф. Современные информагентства могут распространять информацию самых разных видов (не только новости, но и фото, видео- или аудиозаписи и т.д.), используя разные механизмы распространения — от собственных СМИ (например, сайты, печатные издания) до традиционной схемы подписки.
  5. Интернет-СМИ. Их часто называют «электронными средствами массовой информации», однако этот термин нельзя называть точным — ведь и радио, и телевидение также используют для передачи информации электронные технологии. Интернет-СМИ — молодой и стремительно растущий сегмент медиа. Первые сетевые издания появились в 90-х годах, и уже к началу XXI серьезно потеснили традиционные СМИ. Особенности современных интернет-медиа — предельная оперативность, интерактивность и мультимедийность (то есть передача информации одновременно в разных формах — текст, фото, видео, аудио, компьютерная анимация и т.д.). Интернет-СМИ могут быть самыми разнообразными — начиная от электронных журналов и заканчивая интернет-радиостанциями или заканчивая личными блогами (их также можно регистрировать как СМИ). Некоторые интернет-издания являются самостоятельными, некоторые представляют собой «зеркало» СМИ, выходящего в другой форме (например, сайт печатной газеты, где дублируется опубликованная на бумаге информация или сайт телеканала, где можно смотреть передачи в прямом эфире или просматривать записи из архива).

Для более точного описания конкретного носителя информации используется набор типологических характеристик, позволяющих классифицировать носители информации по следующим параметрам.

  • по территориальному охвату аудитории — национальные, региональные и местные (муниципальные), например федеральный (общероссийский) телеканал, городское радио, муниципальная газета;
  • по регулярности выхода/обновления или объему вещания — например, круглосуточный телеканал, ежедневная/еженедельная газета, ежемесячно обновляющийся интернет-журнал, ежеквартальный альманах;
  • по тиражу (для печатных изданий) или объему аудитории (для теле-, радио- и интернет-СМИ);
  • по форме собственности — государственное, ведомственное, корпоративное, частное.

Это включает целевую аудиторию, размещение публикаций и специфику освещения в СМИ («качественные», «массовые» и «бульварные» СМИ).

Из приведенных в таблице данных можно сделать вывод, что с увеличением возраста люди все больше доверяют информации из интернет-источников и предпочитают телевидение любым другим предложенным средствам.

Функции СМИ

Функции СМИ

Исследователи определили основные функции СМИ.

Информационный — собирает информацию о реальности и передает ее населению.

Регулирующая — влияет на социально приемлемые модели поведения и формирует общественное мнение (пока не активируется «окно Овертона»).

Регулятивная — формирует социальные ценности и правила.

Образовательная — делится жизненно важной информацией о правах, обязанностях и возможностях.

Социальный контроль — формирование и адаптация социальной политики.

Политическая социализация общества.

Эмоциональная разрядка — уменьшение или снятие напряжения.

Все эти функции преследуют одни и те же цели. Просвещение граждан, помощь им в формировании собственного взгляда на события, повышение их грамотности и способности взаимодействовать с другими участниками общественно-политического процесса.

Признаки СМИ

Медиафункция

Мультимедийные функции включают.

Многообразие (не менее 1 000 печатных экземпляров)

Цикличность, со сроками не чаще одного раза в год

Существенно: один источник сигнала — много слушателей.

Средства массовой информации в России

Наиболее популярными СМИ в России являются печатные издания, которых насчитывается более 27 000, за ними следуют радио и телевидение. Интернет-источники новостей также популярны среди россиян.

23

К российским СМИ не относятся стенные газеты, малотиражные издания, библиотеки, интернет в целом — онлайн-блоги (кроме блогов с посещаемостью более 3 000 человек в день), чаты, форумы и конференции.

С 1 августа 2014 года в России была введена обязательная регистрация блогеров, имеющих более 3 000 подписчиков канала в день. Эти блогеры приравниваются к СМИ в плане ответственности. В 2015 году насчитывалось около 700 блоггеров, официально зарегистрировавших свои блоги.

Российские СМИ являются механизмом реализации государственной политики и играют важную роль в политической жизни общества. СМИ помогают выстраивать социальные связи и отношения, необходимые для власти.

Процессы, приведшие к промышленной революции, вызвали серьезные изменения в социальных структурах и создали условия для полного применения изобретений Гутенберга в повседневной жизни. Изначально коммуникация была однонаправленной, и газеты служили источником информации.

Виды средств массовой информации

Все средства массовой информации можно разделить на различные группы в зависимости от способа представления информации.

Много газет

  1. Печатные : газеты, журналы, бюллетени, справочники, листовки и т.д. Главный недостаток здесь – низкий уровень оперативности. Вопреки прогнозам о скором исчезновении, они до сих пор существуют, более того – развиваются. Число российских газет и журналов за последнее время значительно увеличилось.
  2. Радиовещание. Кто-то скажет, что радио – это прошлый век. И ошибется! Да, здесь отсутствует видеоряд, но, по мнению экспертов, это может быть преимуществом. Не отвлекаясь на «картинку», человек глубже воспринимает информацию.

Радио

Радио можно слушать в любом месте без телевизора или подключения к Интернету (понятно для тех, кто каждый день проводит часы в пробках и не может смотреть телевизор на работе, а радио не запрещено).

Существует также разделение СМИ по масштабу распространения (от общенациональных СМИ до СМИ для небольших аудиторий). Существуют научно-популярные издания, посвященные искусству и увлечениям («Охота», «Русское искусство»).

Для чего они нужны: функции СМИ

Функции СМИ очень различны, поскольку трудно представить себе сферу жизни без информационного элемента.

  1. Информационная функция (пожалуй, прямая и основная). Это сбор и передача на аудиторию разнообразных сведений из любой жизненной сферы.
  2. Формирование общественного мнения. СМИ способны заострить внимание общества на определенных проблемах или заставить рассматривать их под нужным углом.
  3. Образовательно -просветительская функция: доносить до своей аудитории новые знания, увеличивать познавательные способности, сеять «разумное, доброе, вечное».
  4. « Тиражирование » предпочитаемых образцов поведения государственных органов, политиков, партий, т.д.
  5. Управленческая функция. Здесь СМИ выступают как инструмент мобилизации людской массы для решения разнообразных задач — социальных, экономических, политических.
  6. Политический маркетинг – активное участие в «продажах» идей, предвыборных программ, т.д.
  7. Развлекательная функция, ставшая едва ли не ведущей: многие обращаются к средствам массовой информации с целью заполнить досуг чем-то приятным, ненавязчивым.

Средства развлечения

СМИ и журналистика – это одно и то же?

Широко распространено мнение, что журналистика и СМИ — понятия узкие и почти синонимичные. На самом деле они тесно связаны, но каждый из них имеет свое собственное значение.

Журналистика является прикладной профессией — ее суть заключается в создании информационного продукта (проще говоря, журналистского текста), отвечающего всем необходимым требованиям. Работа журналиста заключается в том, чтобы найти новости и представить их в правильном виде. Это ключевой момент.

Функция СМИ заключается в том, чтобы интегрировать этот материал в более широкий информационный контекст и таким образом распространить его среди широкой аудитории.

Журналистика

СМИ обеспечивают создание, надлежащую «упаковку» и распространение медиатекстов. Журналистика по отношению к СМИ — это содержание СМИ.

Оцените статью
Uhistory.ru