Иконоборческое движение в Византии. Начало иконоборческого движения год.

Содержание

На Западе эта проблема не стояла так остро. Папа Адриан I даже направил письмо византийской императрице Ирине и ее сыну Константину VI, призывая их отказаться от иконоборчества.

Иконоборческое движение в Византии

Изображения Иисуса Христа, Девы Марии, святых и библейских сцен были широко распространены в христианстве уже во втором веке. К пятому веку иконы почитались многими людьми по всему миру, но в некоторых случаях почитание религиозных икон подвергалось резкой критике. В восьмом веке в Византии усилилось движение. Его сторонники стремились покончить с культом святых изображений и всячески преследовали иконоборцев. При этом они ссылались на заповеди Ветхого Завета и уничтожили большое количество подлинных произведений искусства с религиозной тематикой. Результатом стал длительный раскол в христианской церкви. Потребовалось много времени и значительных усилий со стороны приверженцев, чтобы восстановить традицию иконоборчества.

изображение

Первые попытки иконоборчества

Возражения против почитания святых икон были высказаны уже в четвертом веке. Римский богослов Евсевий Кесарийский не поддержал сестру императора в ее желании молиться образу Христа. Он утверждал, что Божественная природа не может быть представлена человеческими средствами. Палестинский святой Епифаний Кипрский также отрицательно относился к почитанию изображений и не побоялся открыто уничтожить божественную личность в одной из христианских церквей.

В первой половине шестого века иконоборческие настроения, поддерживаемые монофизитами, усилились:

  • патриарх Севир Антиохийский, считавшийся основным монофизитским богословом, подвергал критике любые виды религиозных изображений;
  • в 598 году марсельским епископом Сереном были уничтожены многие церковные иконы, почитание которых он называл не иначе как суеверием (позже Серен получил от папы Григория Великого письмо с требованием восстановить все поврежденные образы).

Затем тенденция к иконоборчеству усилилась. Движение усилилось на фоне распространения ислама, который не терпел изображений одушевленных предметов. Различные еретические течения, охватившие Римскую империю (монтанизм, паулинизм), сыграли важную роль в борьбе с иконоборчеством.

Религиозные и политические причины

Противники иконопочитания основывались в основном на известной ветхозаветной заповеди, которую библейский пророк и основатель иудаизма Моисей получил от Господа. Согласно этой заповеди, верующие не должны делать изображений чего-либо на земле, на небе или под водой, и не должны поклоняться этому. Иконоборческая позиция усиливалась тем, что некоторые христиане не поклонялись святым изображениям, как предписывала церковь, а превращали их в своего рода фетиш. Многие верующие стали уделять внимание самой иконе, но не святым, изображенным на ней, и считали иконы живыми существами, которым придавали человеческие черты. Такие случаи считались суеверием, возвращением к устаревшим языческим традициям.

Среди политических причин иконоборчества было желание византийских правителей сблизить христианство с иудаизмом и исламом, которые не признавали священных икон. С помощью этой тактики императоры надеялись быстрее подчинить себе народы, представлявшие эти религии. Кроме того, византийские правители хотели ослабить власть духовенства, которое было сильно вовлечено в политическую жизнь своей империи и имело большое влияние на многие процессы в государстве. Иконоборцы хотели отобрать накопленные церковью богатства и пустить большую их часть в государственную казну.

иллюстрация

Причины возникновения иконоборчества

В восьмом веке борьба против икон и священных предметов возобновилась с новой силой. Опыт мусульманских стран, отвергавших почитание икон, и рост христианских ересей способствовали увеличению числа иконоборцев.

Ересь Павла разделяла мир на добро и зло, Бога и сатану. Добрый дух невидим, находится в нематериальном мире. Но зло скрыто в теле, в предметах. Верующие Павла были против украшения храмов изображениями, статуями и т.д. Их позицию поддержали мусульмане и евреи.

В защиту своих взглядов иконоборцы приводили в пример вторую заповедь Божьего закона. Он предостерегает от создания идолов, изображений того, что находится на небе и на земле, и поклонения этим изображениям. Посторонние люди часто обвиняли христиан в том, что они поклоняются не Богу, а «камням и доскам». Это также смутило верующих и заставило их прислушаться к иконоборцам.

Читайте также: Сколько лет было Деве Марии, когда она родилась?

Некоторые иконоборцы допускали использование икон и статуй, но только в качестве украшения. Другие хотели полностью избавиться от лишних предметов и очистить от них храмы. По мнению иконоборцев, изображение человеческого лица Христа противоречило его божественной природе. Хлеб и вино на Тайной вечере были единственными символами человеческой природы Спасителя.

Поклонники изображений верили, что святость изображенных на них людей передается им. Икона Девы Марии или Иисуса Христа должна была почитаться так же, как и сами святые. Иконы также называли книгами для неграмотных. Их главными защитниками были монахи. Причиной тому была не столько вера в святость икон, сколько погоня за прибылью. В то время монастыри поддерживались за счет производства икон.

Первый этап (730-787 годы)

Император Лев III. Иссайр (717-741) и его сын Константин V Копроним (741-775) использовали так называемое иконоборческое движение для восстановления своих позиций. Сторонники этого движения, существовавшего с первых веков христианства, утверждали, что Бог — это дух, который не может быть представлен. Поэтому христианин, молящийся иконе, впадает в ересь, поскольку поклоняется идолу, как язычник. В восьмом веке у иконоборцев появилось много последователей, которые выступали уже не только против почитания икон, но и против пышности церкви в целом. Лев III и Константин V активно поддерживали иконоборцев.

В 754 году почитание икон было запрещено не только в церквях, но и в частных домах. Монастыри массово закрывались — многие из них были превращены в казармы — а их имущество конфисковывалось в пользу государства. Борьба между иконоборцами и иконопочитателями, которые утверждали, что икона является связующим звеном между поклоняющимся и изображенным на ней человеком, продолжалась в течение следующих 100 лет. Материал с сайта https://wikiwhat.ru

Иконоборчество

  • Главная
  • Разделы журнала
  • Политика, Богословие
  • Иконоборчество

Павел Круглов и Елена Горканова 18.01.2016

Павел Круглов и Елена Горканова 18.01.2016

Иконоборчество

Икона (греч.) — «икона».

Изображения Христа, Девы Марии, святых и библейских сцен известны в христианстве со второго века. К четвертому веку стены христианских церквей повсеместно уже были украшены живописными иконами. Василий Великий призывал агиографов, поминающих мученика Варлаама, изображать подвиги святого; Иоанн Златоуст писал о распространении изображений Мелетия Антиохийского; а Феодерик Киринейский сообщал о продаваемых в Риме портретах Стилиста Стилистического.

Несмотря на эту пропаганду изображения людей и событий из истории церкви, в этот же период появились первые возражения против использования икон. В начале шестого века иконоборческая позиция была усилена распространением монофизитов в Византийской империи.

Монофизитство (от греч. M?nos «один, единственный» + греч. Ph?sis «природа, существо») — христологическая доктрина в христианстве, возникшая в пятом веке, которая утверждает существование только одной божественной природы (природ) в Иисусе Христе и отвергает его совершенную человечность. То есть, в отличие от ортодоксального учения, монофизитство исповедует, что Христос — Бог, но не человек.

Еще до VIII века вопрос об иконопочитании возникал среди христиан как на Западе, так и на Востоке, но никогда не привлекал внимания большого числа епископов. Следует отметить, что в Церкви всегда были иконы, даже если древние формы почитания нам не известны. Иконы — фрески, мозаики, статуи, рельефы и скульптуры, созданные христианами в I — IV веках, сохранились в основном в катакомбах. В более поздние времена иконы упоминаются во многих патристических текстах. Например, святой Мефодий Патарский (†312) упоминает золотые фигурки ангелов. Святой Василий Великий (†379) в беседе о мученике Варлааме рекомендовал художникам писать его деяния. Святой Григорий Богослов (†389) говорил об образе аскета Полемона. Святой Амвросий (†397) узнал апостола Павла в видении, увидев его изображения ранее. Святой Иоанн Златоуст (†407) говорил о распространении портретов святого Мелетия Антиохийского (†381) и сам обладал изображением апостола Павла. Преподобная Евпраксия (†~413) видел образ Иисуса Христа. Феодорит Киринейский (†457) говорил об иконах Симеона Стилита, многие из которых находились в Риме, и т.д. Все эти авторы, без какой-либо негативной оценки, отнеслись к изображениям как к чему-то обычному в христианском обществе, не требующему комментариев. В четвертом веке также появились первые явные свидетельства почитания святых икон: Святой Афанасий Великий (†373) писал (Антиох, гл. 38): «Мы, верующие, преклоняемся перед иконами и целуем их (…)».

Иконоборчество усилилось в конце шестого и седьмого веков. В Марселе в 598 году епископ Серенус уничтожил все иконы в церкви, которым, по его мнению, прихожане суеверно поклонялись. Папа Григорий Великий в письме похвалил его за рвение в борьбе с суеверием, но потребовал восстановить иконы, поскольку они служили простому народу вместо книг, и попросил его объяснить верующим истинную природу иконопочитания.

Иконоборцы основывали свои взгляды на одной из десяти заповедей, данных Богом Моисею: «Не делай себе никакого изображения и никакого подобия того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им…». (Исход 20:45. Исход 20:45).

Логика иконоборцев

В своей хронике Феофан Исповедник связывает начало гонений на иконы с разрушениями, вызванными извержением вулкана в Средиземноморье, и рассматривает эти разрушения как Божье наказание за поклонение иконам.

Иконоборцы подкрепляли свои взгляды цитатами из Священного Писания, особенно из Ветхого Завета: «Не поклоняйся ничему, что сделано руками человека, ни небу, ни земле» (Исход 20:4). В почитании и поклонении иконам гонители видели отголоски идолопоклонства и приравнивали поклонение иконам к идолопоклонству. Образ невидимого Бога невозможен, ибо как можно изобразить то, что недоступно глазу. Если бы такой образ был создан в этом случае, он был бы основан на вымысле из-за невидимости Первообраза и поэтому был бы ложью.

Не только император поддерживал иконоборчество, были сторонники и в церкви. Чтобы избежать сильной оппозиции и последующих неудач, Лев V решил использовать внутренние разногласия в Церкви, а затем выступить в качестве посредника и вынести решение в пользу иконоборчества. Чтобы начать дискуссию об иконах, императору нужны были талантливые и образованные воины с солидным богословским образованием. Он довольно быстро нашел такого человека, Иоганна Грамматика. В день Пятидесятницы 814 года (4 июня) Лев поручил ему возглавить комиссию по поиску в древних книгах свидетельств Отцов Церкви против иконоборчества. Попытка Льва возвысить свой голос и настроить Церковь против патриарха провалилась.

Аргументация иконопочитателей

Папа Григорий II, защитник икон и обличитель иконоборцев Лев III, писал в письме императору: «Вы говорите, что мы поклоняемся камням, стенам и доскам. Это не так, Император…. Образы служат лишь напоминанием; они пробуждают и возвышают наш вялый, простодушный и грубый ум к высшему миру. Мы не поклоняемся изображениям как богам. Мы не возлагаем на них свои надежды. Когда мы входим в храм святого и первоверховного апостола Петра и видим иконописное изображение этого святого человека, мы сокрушаемся, и наши слезы текут, как капли, падающие во время дождя с неба».

Иоанн Дамаскин был первым, кто задокументировал это богословски. Хотя иконоборцы ссылались на ветхозаветный запрет изображать Бога перед лицом идолопоклонников и их идолов, Иоанн сказал, что к этому времени Бог уже превратился в плоть и кровь, и мы больше не можем подчиняться этим древним запретам.

Иоанн также ввел терминологическое различие между двумя словами, обозначающими религиозное поклонение: Поклонение — это поклонение, воздаваемое исключительно Богу, в то время как обожание — это поклонение изображениям или лицам (например, императору). Это было важным отличием, чтобы поклонение изображениям не выходило за богословски допустимые пределы. Впоследствии это различие стало одним из важнейших в доктринальном решении Второго Вселенского Собора.

Заключение

В 787 году Вселенский Никейский собор осудил иконоборчество и подтвердил решение о почитании икон и креста.

Идеи иконоборчества также прививались главам государств и императорам. В зависимости от точки зрения императора, побеждала то одна, то другая сторона. Сила государства привела к этому решению. Иконоборчество и иконопочитание качались, словно на весах, триумф переходил от одной стороны к другой, пока, наконец, победители не возликовали.

Иконоборческий конфликт не закончился окончательно в девятом веке. Идеи иконоборчества были использованы протестантами во время Реформации. Мнение о том, что церковная живопись была своего рода Библией для неграмотных, которое было распространено на Западе на протяжении многих веков, можно проследить до Григория Великого в период нового иконоборчества, вызванного протестантами, которое утвердилось среди умеренных реформаторов — лютеран и англикан. Папа Григорий Великий писал в письме к Серено: «Мы хвалим тебя за то, что ты запретил им поклоняться иконам, но порицаем за то, что ты их уничтожил. Одно дело — почитать икону, а другое — определить по ее содержанию, что именно должно почитаться».

Продолжительность спора об имидже была обусловлена не только политическим влиянием. Существовала определенная система антииконоборческих взглядов, которая питала иконоборцев. В целом, можно сделать вывод, что именно политический фактор обеспечивал активность иконоборцев (после Собора 843 года большинство епископов, больше не находясь под политическим давлением, добровольно отказались от своих иконоборческих взглядов).

Иконоборчество в Западной церкви |

См. также: Иконоборчество среди франков.

До конца восьмого века не известно никаких существенных разногласий по поводу иконопочитания среди франков. Известные каталоги искусства Меровингов содержат ссылки на многочисленные живописные произведения, почти все из которых, однако, не сохранились. Удовлетворительное объяснение этому явлению пока не найдено14. Некоторые свидетельства летописцев говорят о том, что в первой половине восьмого века существовало противоречивое отношение к почитанию икон. В целом, от этого периода не известны ни переносные изображения, которые можно было бы назвать иконами, ни клятвы таким изображениям, ни видения поклоняющихся15. Единственным исключением являются миниатюры низкого художественного уровня из Гундочинского евангелия (754)16.

В «Хронике королевства франков» (767 год) говорится, что «изучение Святой Троицы и изображений святых началось с того, что король Пипин созвал совет на своей вилле в Жентилли и провел заседание по этому изучению». Различные версии прокламаций, написанные в разное время, несколько отличаются друг от друга: самая ранняя версия, датируемая примерно 790 годом, гласит, что Пипин созвал «великий совет», а не «совет», который позже был заменен на «синод». Изменение мнения о статусе этого собрания произошло в конце правления Карла Великого (768-814), когда споры об иконах были в самом разгаре. Подробности об этом соборе и упоминаемом здесь «исследовании Святой Троицы» неизвестны. Исследователи связывают эти события с франко-византийскими отношениями того времени, в центре которых был возможный брачный союз между двумя дворами. В итоге союз не состоялся, вероятно, из-за противодействия папства, которое опасалось за свои владения в Италии, которым мог угрожать такой союз17.

На Римском соборе 769 года, на котором присутствовали 12 франкских епископов, вопрос об иконах не был главным, но по политическим причинам для папы Стефана III (768-772) было важно предотвратить сближение между Византией и Франкским государством. Поэтому необходимо было доказать, что иконоборческая политика византийских императоров того времени была еретической18. По инициативе франков был исследован вопрос об иконах, и решение Собора осудило иконоборчество и предало анафеме Иконоборческий Собор 754 года19.

В 825 году Людовик Благочестивый с разрешения Папы созвал в Париже собор епископов и богословов, который вновь осудил постановления Второго Никейского собора. Парижский собор осудил как иконоборцев, так и иконопочитателей. Согласно Собору, поклонение (лат. veneratio) принадлежит только Богу и запрещает почитание икон, но разрешает их почитание (лат. veneratio); неправильно приравнивать иконы к Святому Кресту; иконы существуют не для поклонения, а для воспоминания благочестивой любви (лат. pro amoris pii memoria), они являются украшением, а для невежественных — учением; при таком отношении они не вредят вере20. На Парижском соборе, после долгих обсуждений, было решено, что иконы разрешены, но не важны для веры и поклонения. Ранее принятое решение о том, что иконы не должны уничтожаться или почитаться, было подтверждено21.

На Константинопольском соборе в 869-870 годах папские легаты подтвердили определения Второго Никейского собора. В Западной церкви почитание икон не было признано общеобязательной доктриной, но теоретическая основа почитания икон в западном богословии в целом соответствовала Второму Никейскому собору.223 Уничтожение икон ассоциировалось с еретическими течениями, особенно с катарами и лолларденами13.

Иконоборчество: Почему христиане убивали друг друга из-за икон, и чем это закончилось

Получайте одну из самых читаемых статей в свой почтовый ящик раз в день. Присоединяйтесь к нам на Facebook и ВКонтакте.

Преподобный Иоанн Дамаскин.

В восьмом веке иконы стали предметом теологических споров, что привело к невосполнимым потерям. Сторонники ветхозаветного запрета на изображение Бога и поклонения идолам не могли мириться с присутствием искусственных картин в храмах. Иконоборцы ссылались на свершившиеся факты Божьего воплощения. Это привело к кровавым конфликтам и разрушению многих христианских святынь.

Почитание икон

В начале VIII. Беспокойство духовных лидеров христианства по поводу чрезмерного почитания икон достигло своего апогея в начале VIII века. В этот период изображения Иисуса Христа и святых все чаще рассматривались как магические предметы. Как среди простых верующих, так и среди духовенства были люди, которые воспринимали изображения как живые. Холсты ручной работы использовались в качестве ответчиков в суде или поручителей при крещении. В истории известны случаи, когда иконы использовали ритуально, соскабливая с них краску и добавляя ее в причастие. Считалось, что священники, делающие это, усиливают эффект таинства. Однако эффект оказался противоположным. Ревнители чистоты христианской веры были возмущены.

Иконоборец покушается на лик Христа. Миниатюра Хлудовской Псалтыри.

Иконоборец совершил нападение на лик Христа. Миниатюра «Псалтырь Хлудова».

Это совпало с политическими событиями, которые подвергли христианство испытанию. Императором Византийской империи в это время был Лев III. Исавр, который принадлежал к династии, уходящей корнями в Малую Азию. В этих землях к ликам святых относились с невозмутимостью, которая в корне отличалась от иконоборчества, свойственного греческим монахам. Император Лев считал чрезмерное усердие в богослужении проявлением язычества, пагубного для Церкви. Согласно другой точке зрения, запрещая иконы, император хотел ослабить влияние церкви в обществе, через династию успешных правителей. Это укрепило бы его позиции, отодвинув на второй план Константинопольский патриархат.

Все произошло в первые годы правления Льва: осада Константинополя арабами, шаткое положение империи, даже опасность ее разрушения, и внезапное извержение вулкана у острова Крит. В кругу имперских советников эти события рассматривались как выражение Божьего гнева на иконоборчество, граничащее с магией. Это толкование было принято епископами Малой Азии, в отличие от их греческих и итальянских коллег.

Кровопролитие началось задолго до того, как иконоборчество было объявлено ересью.

Лео начал действовать радикально. Первое кровопролитие в конфликтах между единоверцами произошло в 726 году, когда к представителю власти пристали при выносе иконы из ворот Халкократа. Затем возмущенные самосудом люди были казнены. Они стали первыми свидетелями противостояния, которому предстояло стоить многих жизней в течение следующих ста лет. Большая часть культурного наследия также была уничтожена: фрески, статуи, мозаики, полотна, расписные алтари.

Христос Вседержитель VI век, монастырь св. Екатерины, Синай.

Христос Пантократор, 6 век, монастырь Святой Екатерины, Синай.

В 730 году созванный Львом собор сенаторов и высшего духовенства объявил почитание икон преступлением. Однако этого было недостаточно, поскольку церковная элита не поддержала политиков.

Второй период иконоборчества продлился до 842 года и завершился торжеством православия

Некоторое время иконоборцы могли спокойно продолжать свои идеи, но затем они сами стали жертвами гонений. Это, вероятно, привело ко второму периоду иконоборчества.

Мы точно знаем, в каком году она началась. Затем, в Льве Армяне, собрали второй иконоборческий собор в 815 году, который аннулировал решения VII Вселенского, несмотря на противодействие патриарха Никифора и монаха Феодора Студита.

Иоанн Дамаскин — святой, защищавший почитание икон

Восстановление иконопочитания произошло благодаря императрице Феодоре, которая созвала в 842 году в Константинополе собор, положивший конец этой проблеме. Это событие известно в истории как триумф православия.

Важной фигурой этого времени был Иоанн Дамаскин, который активно защищал культ икон и посвятил ему многочисленные труды. После смерти он был канонизирован церковью.

Сегодня иконоборцы — это представители ряда христианских течений протестантского толка, а для православия это движение — ересь

Для православия иконоборчество — это ересь. Тем не менее, важно не переусердствовать с почитанием святых икон. Икона — это средство общения с Богом, а не объект поклонения. Верующие часто забывают об этом или не помнят.

В результате у людей появляются иконы, которые являются «святыми», «чудотворными» и «почитаемыми», в то время как сама христианская жизнь находится где-то на периферии. Можно быть православным и без икон. Но без следования учению Христа, но с образами, ничего не получится.

Священник Георгий Максимов рассказывает о современном иконоборчестве:

«Как подчеркивали отцы Второго Вселенского Собора, честь, приписываемая иконе, восходит к первоначальной иконе. То есть, когда мы молимся перед иконой, мы молимся не иконе, а человеку, изображенному на ней.

Если человек, живущий вдали от своих родственников, в минуту скорби целует фотографию своей матери или жены, он выражает свою любовь не к фотографии, а к образу человека, изображенного на ней.

Христианин не должен служить никому и ничему, кроме Бога, но он должен почитать не только Бога, но и родителей (Исход 20:12), старейшин (Второзаконие 19:32) и богобоязненных христиан (1-е Коринфянам 16:17-18).

А иконы — это именно то, чему мы поклоняемся, и в этом поклонении мы не делаем ничего сверх дозволенного. Иконоборцев оскорбляет то, что мы кланяемся иконам и целуем их, но это не идолопоклонство.

Мы, православные, кланяемся и целуем друг друга, а апостол призывает всех христиан «приветствовать друг друга святым целованием» (1 Коринфянам 16:20).

Поэтому в этом выражении любви и уважения к изображениям нет ничего предосудительного. Образы помогают нам молиться и исполнять заповедь: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие» (Евреям 13:7).

включая отцов Второго Вселенского Собора, и по их молитвам да укрепит нас Господь в истинной вере!».

Советский период ознаменовался богоборчеством и уничтожением икон. На фото 30-х образы складывают в грузовик для уничтожения

Сегодня иконоборческое отношение не исчезло. Архимандрит Александр (Глоба) утверждает, что:

«Некоторые христианские (или в данном случае псевдохристианские) учения утверждают, что даже в Библии написано, что нельзя изображать идолов или изображения человека, что нельзя поклоняться ни одному изображению, изображенному человеком. И снова возникает вопрос: в каком веке это было сделано? Сейчас 21 век, век просвещения, когда на церковную историю следует обратить внимание».

И все же среди христиан наиболее распространено не иконоборчество, а просто безразличие к иконам.

Западные церкви склонны рассматривать их как художественные экспонаты; где-нибудь в Грузии вы легко найдете церковь с тремя или четырьмя иконами; здесь нет цели заполнить каждую стену от потолка до пола изображениями святых.

Протестанты, ссылаясь на заповедь об идолах, предпочитают избегать изображений и общаться с Богом напрямую через молитву.

Не все христиане почитают иконы, но не все христиане борются против святых изображений.

Православные отвергают это, говоря, что икона является не адресатом, а средством молитвы. Протестанты, однако, настаивают на том, что такие средства не нужны.

Разновидность иконоборчества — борьба с чужими религиозными изображениями, это тоже предосудительно

Иконоборчество справедливо описывается как борьба не только против христианских святынь, но и против святынь других народов. Многие различные религии хотят уничтожить «идолов» других традиций.

У этого есть собственное имя: Вандализм. Мы, православные христиане, должны опираться на учение Христа, который никогда не призывал к религиозным войнам и разрушению религиозных институтов.

Бамианские статуи Будды VI века — пример современного иконоборчества. В 2001 году их уничтожили талибы

Любовь и взаимное уважение — самые важные христианские ценности. Что касается заповедей Ветхого Завета, то мы должны понимать, что их нельзя вырвать из культурного, исторического и политического контекста времени древних евреев.

В качестве примера уместно взять поведение Иисуса Христа, который, кстати, уважал традиции иудеев, хотя и придерживался иного мировоззрения.

Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с условиями использования

Иконоборцы в других странах

Иконоборчество проявилось в средневековой Европе, где оно приняло форму религиозного и политического движения. Здесь они не только боролись против почитания священных изображений, но и критиковали безраздельное правление и угнетение со стороны церкви. Иконоборцы считали, что верующий может достичь спасения даже без религиозной символики и соблюдения строгих правил католицизма.

В шестнадцатом веке иконоборческое движение было наиболее ярко выражено в Западной Европе. В этот период в Германии произошли восстания последователей протестантизма. В странах Балтии многие православные церкви пострадали от агрессивных действий иконоборцев.

В России иконоборчество приняло форму открытого протеста против режима. После гражданской войны 1918 года в Советском Союзе церкви и иконы были повсеместно разрушены, а сама религия и ее последователи подвергались всяческим гонениям.

Последствия иконоборческого движения

Период иконоборчества имел как негативные, так и позитивные последствия. Первая — уничтожение многочисленных памятников культуры талантливыми художниками. В результате исчезли скульптуры, шедевры изобразительного искусства и мозаики, посвященные религиозной тематике. Некоторые из них частично уцелели, другие были полностью уничтожены и не пережили следующее поколение.

Иконоборческое движение, наиболее ярко проявившееся в Византии, привело к укреплению христианской церкви и ее учения во многих странах, в том числе и в России. После победы иконоборцев определилось византийское государство и установились стабильные отношения между духовенством и представителями суверенной власти.

Читайте также: Прабабушка научила, как определить, есть ли сглаз или порча: делюсь методом

Последствия иконоборчества

Хотя иконоборчество было в конце концов восстановлено императрицей Феодорой в 843 году, результатом этой долгой борьбы стало ограничение права собственности на монастырские земли и подчинение высших церковных иерархов императорской власти. Император окончательно утвердил верховенство светской власти над церковной в Византии.

Категории: Иконоборчество История христианства Религия в Византии.

На этой странице собраны материалы по темам:

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий