Что такое БЫЛИНА – определение и примеры. Что такое былина в литературе.

Эстонский и американский фольклорист Феликс Ойнас на основании повторения в библейских повествованиях структуры «охота перед битвой» пришел к выводу, что охота на крупных зверей и птиц, а также вооруженные сражения относились к сфере деятельности привилегированных сословий и что это свидетельствует об аристократическом происхождении русского эпоса.

Русский эпос

Перед покупкой подписки, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь: так мы узнаем вас при следующем посещении сайта или мобильного приложения. А если вы подписались на рассылку в прошлом, она начнется автоматически, когда вы войдете в систему.

149 ₽ в месяц 1090 ₽ в год Льготы на — 40%.

Если у вас есть промокод или вы хотите купить разовую подписку на Arzamas и приложение Gusgus Kids, зайдите в свой личный кабинет.

  • Подписка продлевается автоматически, если она не была отменена самим пользователем
  • После отмены подписки она продолжает действовать до конца оплаченного срока
  • Поменять вариант подписки можно в любой момент, изменения вступят в силу после уже оплаченного периода

Как русский эпос был открыт в 19 веке, как его восприняли и почему Святогор посадил Илью Муромца в карман

Отражает ли эпос исторические события, были ли у воинов реальные модели, и как ученый Рыбаков нашел мамонта в Билини?

Почему любовь в Билинии в основном трагична, зачем гоблины режут губы своим невестам и как Добриния избавляется от прыщей?

Как развивалась биография вымышленного героя, почему Илья стал реальной исторической фигурой и кто от этого выиграл.

Как советское правительство пыталось заставить людей петь о новых героях и почему оно разрушило русскую эпическую традицию.

Конспект

С самого начала эпос считался чисто библиографическим, а не популярным жанром. Действительно, ученые рассматривали эпос как сохранившуюся запись древних исторических событий: Изучение гомеровского эпоса, например, всегда было направлено на поиск в нем повседневных исторических реалий.

«Гомеровский эпос понимался как своего рода история Древней Греции в определенную эпоху. Более поздние открытия европейского эпоса, «Песнь о Нибелунгах» и «Песнь о сидхе», были изучены аналогичным образом. Не как фольклор и только как вид книжной культуры».

Открытие устного, так называемого живого эпоса произошло лишь в 19 веке — и то в России. В середине XIX века Павел Рыбников, ссыльный этнограф, оказался на русском севере, на берегах Онежского озера. Там он записал около сотни историй со странными персонажами — князем Владимиром, Ильей Муромцем, Алешей Поповичем, Добрыней Никитичем, Васькой Буслаевым, Васькой Пьяничем и другими.

«Это было настолько удивительно, что регион сразу же назвали Исландией русского эпоса, ведь исландские саги были переведены на русский язык сравнительно недавно. Но поскольку исландские саги все же больше история, чем фольклор, романы воспринимались примерно так же».

Чтобы определить природу этого высказывания с точки зрения фольклора, нам необходимо понять несколько вещей. Во-первых, это довольно длинный эпос, около тысячи строк, что необходимо учитывать. Во-вторых, текст не рассказывается, а поется. И третий важный аспект — это аудитория. Вся аудитория сказителя знала сюжет эпоса и считала его достоверным фактом. Этот аспект аудитории и его акцент на правдоподобии спровоцировали более поздние тенденции в изучении жанра, которые переросли в так называемую историческую школу.

Последователи этой школы применили довольно оригинальный подход к изучению византийских текстов: они пытались распознать в них отголосок древней истории и обращали внимание на совпадение топонимов, топонимов и имен.

«Никто не может отрицать, что в прибрежных регионах действительно существует некое подобие Киева. В этом Киеве есть улицы и переулки. Когда Илья Муромец побеждает неверную силу, он берет дубину или дуб и использует ту же силу. Но он размещает их на узких улицах и переулках. Осознание того, что эпос был написан не в сельской, а в городской среде, также определило изучение романа как исторического жанра.

Примером ошибочного метода исторической школы является попытка связать рассказ о смерти воина-великана Святогора со славянским погребальным ритуалом, а его имя — с конкретным местом захоронения конкретного воина, которое когда-то существовало.

«В огромной могиле лежит Святогор, и тут выясняется, что гроб — специально для него. Как будто из ниоткуда, сверху появляется крышка, которую можно закрыть. Илья Муромец пытается вытащить своего нового шурина, но ему это не удается — гроб окружен железными кольцами. Интересно, что Святогор умер в предназначенном для него гробу. Ученые исторического факультета, конечно же, рассматривают в этой истории необходимые детали, обращаясь к археологическим данным — и выясняется, что в десятом веке на Руси действительно был очень популярен здесь вид разрушенных гробниц. И с точки зрения историка, обладающего археологическими знаниями и навыками, вполне естественно, что данный конкретный сюжет есть не что иное, как обобщенное отражение русского погребального обряда X века. Век.

Конспект

Отношения между русским эпосом и историческим процессом сложны и неоднозначны. Невозможно отделить одно от другого. Но также было бы ошибкой связывать сюжет романов с реальными историческими событиями. Былина вбирает из истории только те фрагменты действительности, которые укладываются в эпическую схему. Это могут быть имена или отголоски реальных событий. Однако этого недостаточно, чтобы говорить об историчности византийской истории.

«Как вы помните из исторических источников, князь Владимир сделал довольно много, но византийская версия ничего не говорит о его квалификации — только о том, как он бродил по верхнему пространству Киева, устраивая пиры, тряся своими желтыми кудрями и размахивая перстнями. И в этом случае византинология берет из исторической реальности только имя Владимир, что позволяет византинологии обращаться к истории.

Есть история Добрыни и змея, которая сильно выделяется на фоне других сюжетов. После вполне обычного начала начинается нечто странное: сражаясь со змеем, напавшим на Добрыню в реке, герой находит на берегу шляпу из греческой земли и бросает ее змею. Он убегает с криками, обещая больше ничего не красть, не летать в Россию и так далее. Если сравнить имена и детали этих былин с историей крещения Руси, вырисовываются очень интересные вещи. В былинах упоминается Добрыня — так зовут в летописи дядю князя Владимира, который фактически крестил Русь вместе со своим племянником. Есть река — это тоже важная деталь, потому что крещение всегда происходит в воде. Здесь есть змея — символическое воплощение языческого врага. И, наконец, самая странная и непонятная деталь — шапка греческой земли, с помощью которой побеждается этот самый змей-язычник.

«И вот эти аналогии наводят на горячую мысль: а действительно ли в былине есть что-то историческое? Самый надежный способ убедиться в этом — рассмотреть типологические параллели. Если мы посмотрим на фольклор народов мира, то увидим, что мотив борьбы со змеями встречается почти во всех традициях.

Возникает закономерный вопрос, отражают ли былины историческую реальность, запечатленную в хрониках, или летописец скорее собирает все известные истории, события и слухи и объединяет их в свод хроник. Более вероятно, что летописец заимствовал детали и отрывки из более древних эпосов и отобрал их в соответствии с принципом исторической достоверности. Что касается исторического подхода к изучению эпоса, то здесь следует упомянуть известного археолога и историка Бориса Рыбакова. Именно он привил исторической школе русского фольклора любовь к деталям и приблизил сказку в сознании людей к реальному ходу истории.

«Рыбаков взял все вымышленные сюжеты и все хронологические события и отождествил одно с другим. В результате не только средний ученик, но и гуманистически образованный человек четко отождествляет эпос с реальной историей, которая в действительности совсем не соответствует эпосу.

Когда были созданы былины?

Хорошо известно, что эпосы основаны на событиях, происходивших в десятом и одиннадцатом веках. Поэтому они были написаны не ранее четырнадцатого века. До этого момента былины существовали в устной форме и передавались из поколения в поколение.

Традиция записи сказок, начавшаяся в XIX веке, перешла в XX век и завершилась экспедициями в Онежский край, где была найдена последняя сказочница Марья Дмитриевна Кривополенова. По ее словам, были записаны многие десятки текстов, которые не были известны ранее. На этом история коллекции былин закончилась.

Былины появились в Киевской Руси среди знати, приближенной к киевскому князю. После укрепления Новгорода былинные грамоты писались на северо-западе страны. Героями киевского круга были богатыри и воины, а героями новгородского круга — купцы, гусляры и крестьяне, например, Василий Буслаев и Садко.

Так, в Новгородском круге есть песня «Вольга и Микула Зелянинович», а в Киевском — знаменитые сказания о подвигах Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича.

Фольклористы и сегодня изучают и собирают старые песни. В былинных текстах сохранились подробности повседневной жизни крестьян, князей и их дружин, описания старинного оружия, обычаи и традиции.

Они содержат имена реальных исторических личностей: Князь Владимир Мономах, татарский хан Батый, воин Пересвет и многие другие. А также — названия городов и географических объектов.

В то же время тексты византийской письменности унаследовали мифологические черты древнего фольклора. Так, их главными героями часто становятся вымышленные персонажи: великаны и оборотни, дракон Горыныч и соловей-разбойник.

Византийцы использовались для описания всех различных эпох. Рассказчики рассказывали важные эпизоды истории, но не обязательно в хронологическом порядке. Исследователям известно около ста вариантов сюжетов, которые можно разделить на несколько групп: Истории о героической борьбе с захватчиками, о женитьбе, о борьбе с чудовищами, о спасении семьи, о турнире по джустингу, о героических героях.

Темы и образы старинных песен оказали влияние на классическую русскую литературу. Так персонажи былины появляются в поэмах Александра Пушкина «Руслан и Людмила» и Михаила Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича».

Первый сборник русских романов был опубликован в Москве в 1804 году. Издание пользовалось большой популярностью в обществе.

Термин «былины» впервые ввел И. Сахаров в сборнике «Песни русского народа» в 1839 году. Иван Сахаров предложил его на основе выражения «былины» в «Истории о полку Игореве», что означает «по факту».

После окончания Отечественной войны этот русский эпос стал неотъемлемой частью литературного наследия.

Чтобы получить представление о количестве былин, обратитесь к статистике, приведенной в «Истории русской литературы» Галахова. Собрание сочинений Киевского кружка:

В Московской губернии — 3, в Нижегородской — 6, в Саратовской — 10, в Сибирской — 22, в Сибири — 29, в Архангельской — 34, в Олонецкой — до 300.

Всего их около 400, не считая былин новгородского цикла и более поздних (московских и других). Все известные былины обычно классифицируются по месту их происхождения: киевские, новгородские и общерусские (более поздние).

Таким образом, сегодня насчитывается 500 русских былин, которые, к сожалению, исчезли из жизни современного человека. Они существуют только в виде литературных произведений.

Правила чтения былин

Византийские былины написаны тональным стихом, в котором может быть разное количество слогов, но примерно одинаковое количество ударений. Некоторые ударные слоги произносятся без ударения.

Однако не обязательно, чтобы все стихи одной византийской песни имели одинаковое количество тонов: одна группа может иметь четыре, другая — три, а третья — два тона. В двусмысленных стихах первый тон, как правило, падает на третий слог от начала, а последний тон — на третий слог от конца.

Господь ехал и ехал на своем добром коне,

Он прислонился к влажной материнской земле:

Когда влажная земля-матушка гремит

И с той же стороны на восток.

Такие песни читались сказителями, первоначально в сопровождении гуслей, позже без музыки. Слова произносились свободным речитативом или напевом.

Разновидности былин

Они играют очень важную роль в национальном литературном процессе, представляя русский эпос и передавая всем поколениям знания о традициях, верованиях и быте предков.

В фольклоре былины традиционно делятся на 3 группы:

  1. Богатырские (героические);
  2. Социально-бытовые;
  3. Сказочные.

Есть два типа героических былин:

  • Более архаические, повествующие о «старших» богатырях (былина «Святогор», сказание о Микуле Селяниновиче).
  • И относящиеся к периоду расцвета Киевской Руси былины основного цикла с «младшими» богатырями: Ильёй Муромцем, Добрыней Никитичем и Алёшей Поповичем.

Былину «Садко» можно классифицировать как социально-бытовую.

Мифические былинные тексты сочетают в себе черты сказки (присутствие волшебных персонажей, тройные испытания) и образы былинных героев.

Какие бывают былины

Фольклор традиционно делится на 3 группы:

  1. Богатырские (героические);
  2. Социально-бытовые;
  3. Сказочные.

Существует два типа героической фантастики:

  1. Более архаические, повествующие о « старших » богатырях (былина «Святогор», сказание о Микуле Селяниновиче).
  2. И относящиеся к периоду расцвета Киевской Руси былины основного цикла с « младшими » богатырями: Ильёй Муромцем, Добрыней Никитичем и Алёшей Поповичем.

Былину «Садко» можно классифицировать как социально-бытовую.

Хвастуна Гусляра больше не приглашают на вечеринки. Садко отправляется на берег озера Ильмень, где в одиночестве играет на гуслях. Морскому царю нравится его игра, и он подписывает с музыкантом контракт.

Сандко богатеет, становится первым купцом и хвастается, что купит все товары Новгорода. Но ему это не удается. Однажды Сандко попадает в сильный шторм и понимает, что морской царь хочет принести его в жертву.

Былина Садко

Под водой Садко играет на своей арфе и заставляет водяного спрайта танцевать так, что земля дрожит. Молитвами народа Никола Можайский спасает Садко. Кантор просыпается в родном Новгороде и проводит свои дни в мире, строя храмы и помогая бедным.

Мифические тексты былин сочетают в себе характеристики сказки (наличие волшебных фигур и тройных испытаний) с образами героев былин.

Герои русских былин

Подобно циклу европейских средневековых воинских сказаний, описывающих подвиги рыцарей Круглого стола и короля Артура, русский героический эпос прославляет могучих защитников отечества.

Их король Артур — киевский князь Владимир Красное Солнышко, который собирает все цвета армии в свою дружину. Наиболее популярные герои, увековеченные В. Васнецовым, — Илья из города Мурома в селе Карачарово, Добрыня, который по разным версиям родился то в Искоростени, то в Рязани, и сын ростовского священника Алеша (Олёша).

Три богатыря

Известны также киевские богатыри Михаил Потык, Ставр Годинович и Чурило Пленкович. Есть также рассказы (какие?) о славных новгородцах: купце Сандко и силаче Василии Буслаеве.

Не менее интересны истории о космополитах (женщинах-дворянках). Например, Добрыня находит свою жену в бою. В конце поединка, когда противники должны снять козырьки и показать свои лица в соответствии с боевой традицией, воин понимает, что сражается с женщиной.

Настасья Микулишна оказывается прекрасной воительницей — дочерью могучего воина Микулы Селяниновича. Странный поворот сюжета связан с Настасьей. Пробыв в очередном походе 12 лет, Добрыня оставляет молодую жену одну.

В этот момент приезжает Алеша Попович и сообщает ей, что видел, как убили его друга, и предлагает прекрасной «вдове» руку и сердце. Она соглашается, но тут возвращается Добрыня и вовремя обнаруживает их. Он избивает Алиошу. Илье удается их примирить.

Подвиги былинных героев

Но главное в военных песнях — не любовные истории (как?), а военные подвиги. Чем прославился каждый из народных героев?

Среди повестей об Илье Муромце наибольшую популярность приобрела сказка «Илья Муромец и Соловей-разбойник», повествующая о казни легендарного волынщика. Выколов ему глаз стрелой, Илья привязывает разбойника к своему седлу и везет его прямо в Киев, чтобы князь мог его увидеть.

Не будучи уверенным, что перед ним действительно соловей, Муромец приказывает пленнику свистеть вполголоса. Свист заставляет купола церкви наклониться — и Владимир приказывает уничтожить злодея. В открытом поле Илейка отрубает голову Соловью.

Былины «Святогор» также связаны с Ильей. Старец Богатырь, сидящий в Священных горах, хранит силу земли. Он берет Муромца и кладет в карман, где носит его два дня. Илья понимает, что Святогор сильнее, и завоевывает его расположение. Богатыри обмениваются крестами, становятся братьями и клянутся вместе защищать Русскую землю.

Былины о Святогоре

Однажды они находят в горах белый гроб и по очереди ложатся в него. Гроб слишком велик для Ильи, но он слишком велик для Святогора. Великан просит их покрыть его дубовыми досками. Муромец делает то, что ему говорят, но ни один из них не может его поднять. Святогор понимает, что пора уходить, и передает свою силу Илье.

Вторым по популярности героем народного эпоса является Добрыня Никитич, главным противником которого, согласно былинам, является Горыныч, змей. Воин падает на землю, каждый раз собирается с силами и торжествует в тот момент, когда кажется, что зверя уже не убить.

Былины о Добрыне Никитиче

Эпический воин-змей обладает некоторыми странными характеристиками: его описывают как хитрого и умного. Именно Добрыню и Богатыря с Дуная князь выбирает в сваты, когда просит руки царицы Апракси из Ляхов.

Алеша Попович известен своей битвой с Тугариным. Тугарин — татарский полководец Тугархан.

Алёша Попович убивает Тугархана

Согласно легенде, Попович убивает Тугархана за стенами Киева, вызвав его на поединок прямо за княжеским столом. От вражеской армии ничего не осталось, и рыцарь отказывается принять награду.

Ученики уже знакомятся с былинами в начальной школе. Но даже взрослые не всегда могут объяснить, что такое былина. Поэтому стоит разобраться в этой теме подробно, учитывая все особенности вида. Стоит узнать не только о том, что такое былины, но и о том, какими они бывают.

Прежде всего, следует понять, что такое былины в литературе. Первые такие работы датируются 6-8 веками. Первоначально это были песни. Они исполнялись под аккомпанемент псалтири. Такие творения передавались из уст в уста. Мелодии были монотонными и довольно скучными.

Былины относятся к конкретным историческим событиям и изображают реальных людей, которые когда-то жили на территории России. Они говорят о прошлом. Неудивительно, что раньше их называли былинами. В романе можно было, например, описать природу России и ее географические особенности, изобразить борьбу с врагами и точно передать некоторые детали военной жизни. Однако хронологический порядок не был точным. Она не представляла особой ценности. Основное внимание уделялось событиям, которые воспевались.

Следует отметить, что имена героев романа были реальными. Среди них были такие герои, как Владимир Мономах, три знаменитых воина, Батый и многие другие. При этом расстояния между государствами и названия населенных пунктов были сфальсифицированы, отсутствовали упоминания о пешских охотниках и поляках.

Только в 19 веке эти легенды были собраны и записаны. Этот процесс был завершен столетие спустя. Последние такие легенды были написаны М.Д. Кривополеновой. Он был найден учеными в Онежской земле. Этой женщине удалось собрать десятки побочных линий, которые не были известны ранее. Все эти истории, по мнению ученых, имеют огромное значение. По этой причине эти работы были включены в коллекцию. Затем сбор циклов эпосов был завершен.

Что такое былина в литературе

Что такое былина описание

Особое внимание следует уделить описанию того, что представляют собой былины. У них может быть много участков. Все они имеют схожий характер. Просто люди говорили о них по-разному.

Первоначально эти эпосы передавались только устно. Они были записаны только спустя долгое время. В них описывались приключения русских богатырей и их подвиги. Героям приписывались такие положительные качества, как мужество, душевная сила, храбрость и чувство справедливости. Было подчеркнуто, что они являются настоящими патриотами, которые не пожалеют своей жизни ради своей страны. Были представлены меры по спасению государства. Сама Россия была представлена как страна, которую никто не может победить.

Герои былин

Ответ на вопрос, что такое былина, был бы неполным без упоминания героев этих произведений. Они представляют храбрых и сильных людей, защищающих свою родину. Представлены герои Киева и Новгорода. Например, Илья, Добрыня, Алеша и Садко. Также отмечается, что есть побочные истории, в которых рассказ ведется женщинами-защитницами.

Например, Добрыня участвует в битве и только после ее окончания понимает, что воином была его дочь Микула Селянинович. Он женится на ней, и с этого момента сюжет развивается гораздо интереснее. Когда Добрыня начинает поход, который длится двенадцать лет, Алеша приходит к Настасье и рассказывает ей, что видел убийство ее мужа. Тогда Попович просит ее выйти за него замуж, и девушка соглашается. К счастью, Добрыне удается быстро вернуться и сорвать планы другого воина. Затем рыцари начинают сражаться между собой. Только благодаря Муромцам им удается заключить перемирие.

Герои былин

Подвиги в былинах

Конечно, эпические поэмы народа не были посвящены любовным отношениям. Особое значение имели навыки владения оружием героев. Рассказы о них были очень интересными. У каждого из героев было что-то, чтобы отличиться и стать знаменитым.

Например, в сказке об Илье Муромце рассказывается, как герою удается победить хищного соловья. Он выколол глаза могучему Соловью-разбойнику, а затем привез его в столицу Руси, где показал знаменитого разбойника князю и всему русскому народу. Глава государства начал сомневаться, действительно ли этот человек — Соловей. Чтобы доказать, что он прав, Илья приказал бандиту свистеть, но только вполсилы. Убедившись, что Муромец действительно принес свисток, князь приказал вывести его на поле, чтобы отрубить голову.

Муромец также упоминается в былинах Святогора. Святогор был главой богатырей и охранял силу своей родины. Он поймал Муромца и положил его в карман. Там он два дня носил богатыря. Илья понимает, что Святогор намного сильнее его, и пытается завоевать его расположение. Ему это удается.

Через некоторое время герои обнаруживают в горах гроб. Они ходят в него по очереди. Для Муромца гроб оказывается великоват, а Святогору по размеру подходит идеально. Он просит Илью закрыть крышку. Он выполняет просьбу, но после этого воин уже не в состоянии его поднять. В этот момент Святогор начинает понимать, что его время на исходе и вся власть должна перейти к более молодому воину.

Не менее популярным в регионе был и Добрыня. Его главным врагом был Горыныч, змей. Кажется, что бой с ним закончится поражением, но Никитич ложится на землю, встает и с новыми силами бросается в бой и одерживает победу над своим противником. Добрыню описывают как хитрого и очень умного. Принц выбирает его в качестве свата, когда делает предложение Апраске.

Значение былин в русском искусстве

В русском искусстве былины являются источником вдохновения для произведений литературы, живописи и музыки. Действия, образы и идеи былин вдохновляли многих писателей с начала XIX века. Владимир Жуковский написал оперу «Алеша Попович». В поэме «Руслан и Людмила» Пушкин написал образ Руслана под влиянием образов богатырей. Толстой проявлял интерес к былинам и участвовал в их редактировании. Вдохновленный музыкальностью былин, Н. Римский-Корсаков написал оперу «Садко».

Поэтические картины былин запечатлены многими талантливыми художниками. Наиболее известными картинами, основанными на эпических историях, являются: Богатыри», «Витязь на распутье», «Поединок Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем» В. Васнецова. Васнецова, «Пир богатырей у благоверного князя Владимира», «Микула Селянинович», «Вольга Всеславич», «Садко, богатый новгородский гость» А. Рябушкина, панно «Богатыри» М. Врубеля, «Илья Муромец и ворон-разбойник» И. Билибина, «Святогор» Н. Рериха и др. Подсюжеты отражены в искусстве кино. Подвигам богатырей посвящены фильмы «Садко», «Князь Владимир», «Илья Муромец» и др.

Словарь

1. скоморохи (представления) — представления, которые ставили бродячие актеры (скоморохи) в Древней Руси.

2. потеха — веселье, развлечение.

3. chern’ — деревенские люди.

4. этнограф — изучающий народную культуру

5. начало — вступительная часть рассказа.

6. палка — тяжелая дубина.

Вольга Святославич (русский богатырь)

Героиня-богатырь древнейшего романа. Она обладала не только впечатляющей силой, но и способностью понимать язык птиц, превращаться в любое животное и превращать в него других. Он предпринял экспедиции на турецкие и индийские территории, а затем стал их правителем.

Многие ученые отождествляют образ Вольги Святославича с Олегом Вещим.

Блок: 8/13 | Кол-во символов: 389 Источник: https://schci.ru/russkie_byliny.html

Никита Кожемяка (киевский богатырь)

Он — герой Киева. Он был храбрым героем, обладавшим огромной силой. Он мог легко разорвать двенадцать сложенных бычьих шкур. Он разрывал шкуру с плотью с быков, которые нападали на него. Он знаменит своей победой над змеем и освобождением принцессы из плена.

Своим появлением герой обязан легендам о Перуне, которые сводятся к бытовым проявлениям чудесных сил.

Блок: 9/13 | Кол-во символов: 405 Источник: https://schci.ru/russkie_byliny.html

Ставр Годинович (черниговский боярин)

Ставр Годинович — черниговский боярин. Он известен своей хорошей игрой на псалтири и большой любовью к своей жене, талантами которой он любил хвастаться перед другими. Он не играет важной роли в побочных линиях. Наиболее известна его жена Василиса Микулисна, спасшая своего мужа из темницы Владимира Красное Солнышко.

Упоминание о настоящем Ставре Сотском содержится в летописи 1118 года. После бунта он также был заключен в подвалы князя Владимира Мономаха.

Блок: 10/13 | Количество символов: 523 Источник: https://schci.ru/russkie_byliny.html

Василий Буслаев.

Известны два романа об этом неукротимом и буйном жителе Великого Новгорода. В своем бунте против всего и всех он не преследует никакой другой цели, кроме желания возвыситься и выставить себя на посмешище. Сын новгородской вдовы и богатого мещанина, Василий уже в юном возрасте проявил свой горячий нрав в спорах со сверстниками. Повзрослев, он сплотил своих последователей для борьбы со всем новгородским иглу. Битва заканчивается полной победой Василия. Вторая былина посвящена смерти Василия Буслаева. По дороге в Иерусалим со своим провожатым Василий издевается над встреченным черепом, несмотря на запрет, купается голым в Иерихоне и игнорирует предписание на найденном им камне (нельзя прыгать через камень в длину). Базиль, в силу своего неукротимого характера, перепрыгивает через него снова и снова, застревает ногой в камне и разбивает себе голову. Этот персонаж, воплощающий необузданные страсти русской натуры, был любимцем М. Горького. Писатель тщательно собирал материал об этом персонаже и вынашивал идею написать о Ваське Буслаеве, но когда узнал, что А.В. Амфитеатров пишет о нем пьесу, передал весь собранный материал своему коллеге. Это произведение считается одной из лучших работ Амфитеатрова.

Но главное в военных песнях — не любовные истории (как?), а военные подвиги. Чем прославился каждый из народных героев?

Среди повестей об Илье Муромце наибольшую популярность приобрела сказка «Илья Муромец и Соловей-разбойник», повествующая о казни легендарного волынщика. Выколов ему глаз стрелой, Илья привязывает разбойника к своему седлу и везет его прямо в Киев, чтобы князь мог его увидеть.

Не будучи уверенным, что перед ним действительно соловей, Муромец приказывает пленнику свистеть вполголоса. Свист заставляет купола церкви наклониться — и Владимир приказывает уничтожить злодея. В открытом поле Илейка отрубает голову Соловью.

Былины «Святогор» также связаны с Ильей. Старец Богатырь, сидящий в Священных горах, хранит силу земли. Он берет Муромца и кладет в карман, где носит его два дня. Илья понимает, что Святогор сильнее, и завоевывает его расположение. Богатыри обмениваются крестами, становятся братьями и клянутся вместе защищать Русскую землю.

Былины о Святогоре

Однажды они находят в горах белый гроб и по очереди ложатся в него. Гроб слишком велик для Ильи, но он слишком велик для Святогора. Великан просит их покрыть его дубовыми досками. Муромец делает то, что ему говорят, но ни один из них не может его поднять. Святогор понимает, что пора уходить, и передает свою силу Илье.

Вторым по популярности героем народного эпоса является Добрыня Никитич, главным противником которого, согласно былинам, является Горыныч, змей. Воин падает на землю, каждый раз собирается с силами и торжествует в тот момент, когда кажется, что зверя уже не убить.

Былины о Добрыне Никитиче

Эпический воин-змей обладает некоторыми странными характеристиками: его описывают как хитрого и умного. Именно Добрыню и Богатыря с Дуная князь выбирает в сваты, когда просит руки царицы Апракси из Ляхов.

Алеша Попович известен своей битвой с Тугариным. Тугарин — татарский полководец Тугархан.

Алёша Попович убивает Тугархана

Алеша Попович

— Он родился в Ростове, сын соборного священника, и является самым младшим из знаменитой троицы героев. Он храбр, хитер, безрассуден и склонен к шуткам. Ученые исторической школы предполагали, что этот эпический герой произошел от Александра Поповича, погибшего в битве на Калке, но Д.С. Лихачев показал, что на самом деле процесс был обратным и в летопись вошло имя вымышленного героя. Самое известное достижение Алеши Поповича — победа над Тугарином Змеевичем. Богатырь Алеша не всегда ведет себя достойно, он часто высокомерен и хвастлив. Романы о нем включают «Алеша Попович и Тугарин».

и Алеша Попович и сестра Петровича.

Киевский или «владимиров» цикл.

В этих былинах герои собираются при дворе князя Владимира. Сам князь не совершает героических поступков, но Киев является центром, который притягивает героев, призванных защищать свою родину и веру от врагов. В.Я. Пропп предполагает, что песни киевского круга — это не местное явление, характерное только для Киевской области, а что византийские песни этого круга возникли по всей Киевской Руси. Со временем образ Владимира менялся, князь приобретал качества, которые изначально не соответствовали легендарному правителю, во многих повестях он был трусливым, злым и часто намеренно унижал героев (Алеша Попович и Тугарин, Илья и Идолище).

Илья и Идолище, ссора Ильи с Владимиром).

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий