Эзоп — краткая биография и истории из жизни. Сообщение об эзопе 5 класс литература.

Много лет спустя невиновность сказочника была обнаружена, и потомки его убийц заплатили виру, за что получили внука того самого Иадмона, который считался первым учителем Эзопа.

Эзоп — краткая биография и истории из жизни

Эзоп

Эзоп родился во Фракии или Фригии около 620 года до н.э. Исследователи сомневаются в дате и месте его рождения, но пока не могут точно установить эту информацию. В то время греческие государства вели войны друг с другом и с племенами, населявшими окрестные земли. Фракия и Фригия были постоянными поставщиками рабов для граждан греческих городов-государств.

Как прошло детство Эзопа и кто были его родители — неизвестно. Вероятно, они вели оседлый образ жизни и возделывали поля. В одном из военных конфликтов их племени не повезло, и они были либо убиты, либо проданы в рабство, а вместе с ними и их дети.

Эзоп был умным юношей с острым умом, иначе непонятно, как он, имевший физическое уродство в виде горба, не был убит захватившими его врагами. Молодой человек тоже не был красавцем: он был невысокого роста, с большой головой, загнутым носом, короткими руками и выпирающим животом. Некоторые авторы считают, что Эзоп был немым от природы и что голос ему вернула богиня Исида, египетская богиня материнства и покровительница рабов, по просьбе одной из своих жриц.

Ксилография Эзопа в окружении событий из его жизни из La vida del Ysopet con sus fabulas Historiadas (Испания, 1489 г.)

Ксилография Эзопа в окружении событий из его жизни, из книги «Жизнь Эзопа с историческими сказками» (Испания, 1489).

Истории из жизни

Около 600 года до н. э. Согласно историческим записям Геродота, Эзоп был рабом Ядмона, жившего на острове Самос. Считается, что он был его первым учителем. Но поскольку он был очень разговорчив, он продал своего раба через работорговца Ксанфу, который считал его философом.

На рынке ценились не только сильные и красивые рабы, но и рабы, умеющие говорить и говорить умно. Для богатых это был отвлекающий маневр, такой же, как вороны, сороки и говорящие попугаи. Для раба, говорящего инструмента, события жизни измеряются не датами, а историями, которые с ним произошли.

  • История 1. Рабы, прислуживавшие в хозяйском доме, съели финики, которые хозяин отложил на вечер, и решили все свалить на Эзопа, работавшего в поле. Он в то время был еще немым, и, как думали рабы, не сможет сказать слова в свою защиту. Так и произошло, но Эзоп бросился хозяину в ноги и знаками попросил испытать его. Он выпил теплой воды и, засунув два пальца в рот, исторг из желудка все содержимое. Кроме воды там ничего не оказалось. Испытали рабов, и Эзоп был оправдан.
  • История 2. Когда Эзоп прибыл на остров Самос с другими рабами, он взялся нести хлебную корзину по дороге в поместье хозяина. Рабы посмеивались над незадачливым товарищем, корзина с хлебом была самой тяжелой. Но после первой остановки, когда рабы поели, корзина с хлебом стала вдвое легче, а их груз не уменьшился. В поместье Эзоп входил совсем налегке.
  • История 3. Ксанф, хозяин Эзопа, отправил его купить на рынке всего самого лучшего. Тот принес по-разному приготовленные языки. Ксанф удивился, а Эзоп ответил: «Язык – лучшее, что есть на свете. Им договариваются, рассуждают о философии и законах». На следующий день Ксанф отправил его купить на рынке все самое худшее. Эзоп снова принес языки. Ксанф был озадачен. «Языком ругаются, лгут, объявляют войны» — сказал Эзоп.
  • История 4. Ксанф, напившись вина на дружеской пирушке, заявил, что готов выпить море. И даже побился об заклад, что выполнит это обещание. На следующий день, протрезвев, он испугался, что будет обесчещен, не выполнив обещание. Позвал Эзопа и спросил его совета. Тот подсказал. Через некоторое время Ксанф с друзьями, подойдя к морю, произнес: «Я обещал выпить море, но не реки. Запрудите их, и я выполню свое обещание». Друзья удивились мудрому ответу Ксанфа и не стали требовать с него выполнения обещания.
  • История 5. Эзоп помог решить Ксанфу философскую задачу. Один огородник спросил у Ксанфа, почему сорняки растут быстрее чем овощи, посаженные им лично. Ксанф сослался на волю богов, а Эзоп более искусно объяснил причину. Он сказал огороднику, что для сорняков земля как мать, а для посаженных им овощей как мачеха. Сорняки она сама посадила и растит как родных детей, а овощи ей подсадил огородник и они для земли приемные дети.
  • История 6. Ксанф послал Эзопа в баню, посмотреть сколько человек моется. Эзоп пришел к бане и видит, что на дороге лежит камень, а люди, идущие в баню, спотыкаются об него и идут дальше. Вот один человек споткнулся об камень, а потом с проклятьями убрал его с дороги. Эзоп увидев это, побежал к хозяину и убедил его, что только один человек моется в бане. Ксанф собрался в баню сам, но увидев что в ней много народа, спросил Эзопа, почему тот сказал ему про одного человека. Раб сказал, что ум – отличительная черта человека и из моющихся людей все споткнулись о камень, но только одному хватило ума убрать его с дороги.
  • История 7. На Самосе проводились выборы, народ собрался в городском амфитеатре, символы власти вынесли на всеобщее обозрение. Пролетающий в это время над городом орел налетел с высоты и, схватив государственную печать, снова взмыл вверх. Решили, что это знамение от богов, но его нужно правильно истолковать. Позвали Ксанфа. Пока он собирался с мыслями, орел уронил печать за пазуху одному из рабов. Снова знамение. Озадаченный Ксанф пошел советоваться с Эзопом. Тот сначала отказал в помощи, но потом согласился. И вот Эзоп вышел перед народом и сначала попросил волю, сказав, что не пристало рабу толковать знамения свободным гражданам. Ксанф согласился освободить Эзопа. И вот он стал говорить, что орел выхвативший печать – это царь, решивший напасть на Самос, а печать за пазухой у раба – это рабство, ожидающее граждан Самоса. В это время появился гонец от царя соседнего государства с требованием платить дань или готовиться к войне. Все поверили в прозорливость Эзопа.
  • Около 564 года до нашей эры. Эзоп путешествовал по Элладе и пришел в Дельфы. В городе он поссорился с несколькими гражданами, высмеяв их прилюдно. Они обиделись и решили его проучить. Взяв из храма золотую чашу и подложив ее в дорожный мешок Эзопу, обвинили его в воровстве и святотатстве. Мудрец не смог объяснить, как она к нему попала, но и вину не признал. До самой казни он насмехался над своими обвинителями, призывая богов в свидетели своей невиновности, и корил себя за глупость, в которую впал в городе Дельфы. Как казнили Эзопа, есть две версии: по одной его сбросили со скалы, по другой – побили камнями. Даже перед самой смертью он рассказывал басни своим палачам. После его гибели в Дельфах начался мор. Провели расследование, доказавшее невиновность Эзопа. Было решено выплатить денежную компенсацию его наследникам за судебную ошибку. Деньги получили родственники его первого хозяина, Иадмона. Прямых наследников у Эзопа не нашлось.

Личная жизнь

Будучи рабом, Эзоп не мог жениться без разрешения своего хозяина. Его физическое уродство также не делало его привлекательным для противоположного пола. Однако в сохранившихся записях, которые находятся почти на уровне легенды, есть упоминание о рабыне Родопе, фракийской матери на службе у Иадмона. Геродот предполагал, что у Эзопа и Родопи была любовная связь. Нет никаких сведений о том, что они поженились или имели детей. Возможно, это всего лишь очередная легенда среди множества легенд, окружающих жизнь древнего писателя.

Прекрасная Родопис, влюбленная в Эзопа; гравюра Бартолоцци, 1782 г., по оригиналу Кауфмана

Прекрасная Родопа, влюбленная в Эзопа; гравюра Бартолоцци, 1782 г., с оригинала Кауфмана.

Сама легендарная Родопа впоследствии стала женой египетского царя, что является предвестием истории о Золушке. Согласно Страбону, сандалия Родопы была унесена орлом и, пролетая над площадью, где заседал царь, упала в руки царя. Король посчитал, что это знак богов, и приказал найти владельца сандалии и жениться на нем.

Будучи свободным человеком и находясь на службе у царя Ликурга, Эзоп усыновил юного Гелиоса. Он наставлял его и называл наследником своей мудрости. Но Гелиос оказался неблагодарным сыном — он влюбился в царскую наложницу и оклеветал Эзопа перед царем. Мудрецу пришлось скрыться. Через некоторое время царь простил Эзопа, а Эзоп простил Суна, но юноша умер от голода и пожалел о своем поступке.

Краткая биография Эзопа

Эзоп

Дата, место рождения и смерти: точно неизвестно, вероятно, около 600 г. до н.э.

Род деятельности: полумифический греческий мифотворец, его переработанные мифы стали частью европейской культуры.

Существовал ли Эзоп, краткая биография которого состоит из мифов и косвенных упоминаний, на самом деле, определить невозможно.

Возможная родина

Рассказы философа Геродота свидетельствуют, что мудрец был рабом на острове Самос. А Гераклит утверждает, что родиной мифотворца была Фракия. Более поздние древнегреческие писатели относят время жизни Эзопа к различным периодам в зависимости от контекста своих произведений.

После смерти мифотворца, которую древние считали неоспоримым фактом, его образ использовался в античной литературе. В комедиях упоминаются его посмертные перевоплощения; согласно легендам, он является лидером мудрецов, выступающих против негодных правителей. На страницах его позднейшей «биографии» Эзоп изображен как насмешливый, неубедительный мудрец.

Новое звучание

Таким он предстал перед европейцами много веков спустя. Мартин Лютер признал мифы, переданные из древности, как сборники разных времен и разных авторов, а Жак Лафонтен успешно перевел их на современный литературный язык. Язык Эзопа стал известен русским читателям благодаря И.А. Крылову через персонажей его мифов.

Читатели хорошо знакомы с этими персонажами. Волк и пастухи, глупая ворона и лиса, петух, нашедший алмаз в землянке, крестьянин, не поддавшийся очарованию змеи. Животные, легко идентифицируемые как люди, со всевозможными характеристиками, говорящие на десятках языков в книгах по всему миру. Это наследие мудреца, жизнь которого малоизвестна и сегодня.

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий