Древнегреческая мифология. Что такое мифы древней греции.

Хаос впервые появляется в «Теогонии» Гесиода. Однако некоторые авторы указывают, что в оригинале — это Могла, из которой появился Хаос. Подобная система встречается в мифах Гигина.

Оригиналы мифов древней Греции

Древнегреческая мифология содержит множество различных историй о богах, героях, полубожественных существах и чудовищах. Их можно найти в произведениях древних писателей, в таких поэмах, как «Одиссея», «Илиада» или «Метаморфозы» Овидия. Отрывки из мифов сохранились в оригинале и в переводах, особенно на русском и английском языках. Это целый уровень информации о том, как жили древние греки и каково было их мировоззрение. Об этом говорится в книге таких легенд.

  1. Особенности древнегреческой мифологии
  2. Развитие и источники древнегреческой мифологии
  3. Возникновение мира и богов в древнегреческой мифологии
  4. Борьба богов за власть
  5. Основные боги греческого пантеона
  6. Древнегреческие герои
  7. Значение мифов в их оригинальном виде

Особенности древнегреческой мифологии

Отрывки из книги «Мифы Древней Греции» показывают, чем жили древние греки и особенности их мифологии. В его основе лежал антропоцентризм, то есть люди того времени переносили человеческие характеристики на неодушевленные явления, природу и животных. Греки объясняли почти все, что происходило вокруг них, с помощью мифов. Они верили во многих богов, духов, которые олицетворяли различные сферы жизни, стихии и другие важные объекты.

Оригинальные мифы Древней Греции также могут показать, что мифология этой страны проходила различные стадии развития. К этому времени изображения богов и сами легенды могли значительно измениться. Божества наделялись различными характеристиками, их функции дополнялись новыми или могли быть заменены другими.

P14

Тесей и дворец Посейдона. Гарвардский художественный музей, Кембридж, США.

Сами боги могли быть либо родными греками, либо заимствованными. Возможно, они перешли из Греции в другие культуры и распространились в разных странах.

До сих пор нет единого мнения о происхождении некоторых божеств. Примеры древних мифов свидетельствуют о том, что мифологии Греции и Рима взаимодействовали большую часть времени. В них много похожих богов. Однако в мифах часто встречаются параллели. Иногда трудно выяснить, из какой культуры изначально происходил тот или иной бог.

Оригинальные мифы Древней Греции и переводы позволяют нам лучше узнать всех персонажей. В источниках существует большое разнообразие легенд. Среди древних греков существовало убеждение, что боги могут вмешиваться в дела людей и принимать участие в войнах. Иногда они принимали облик смертных и таким образом могли испытывать кого-то.

Так Зевс и его сын Гермес были однажды встречены во Фригии, где они притворились простыми путешественниками. Только бедные Филемон и Бабсида приняли их, остальные дома богов отказались. Тогда Зевс щедро наградил стариков и подарил им богатую жизнь. Дом Филемона и Вавсиды был превращен в прекрасный храм, и супруги стали священниками.

T24

Ника и колесница Зевса. Лувр. Париж, Франция.

Мифы древних цивилизаций часто рассказывают об отношениях между богами и смертными женщинами, королевами и другими красавицами. Зевс особенно известен такими приключениями. Из этой любви рождались герои и могущественные полубоги. Они совершали подвиги и побеждали чудовищ. Некоторые даже помогали богам; например, олимпийцы не победили бы в войне с гигантами, если бы им на помощь не пришел Геракл. Но судьба этих героев была нелегкой. Сыновья Зевса, в частности, подверглись испытанию. Ревнивая Гера часто преследовала самих героев и их матерей.

Мир древних мифов был полон и других персонажей. Например, нимфы, духи в виде прекрасных девушек, которые олицетворяли различные природные явления. Существовала отдельная группа нимф, связанных с деревьями, — друиды. Наяды были нимфами водных источников. В море обитали нимфы нереиды.

Самой молодой группой божеств были демоны. Они часто представляли собой абстрактную концепцию. Это может быть страх, любовь.

Развитие и источники древнегреческой мифологии

Мифы античной мифологии далеко ушли от ранних легенд Древней Греции. Мифология впервые появилась примерно в 3000-1000 гг. до н.э. во время крито-микенского бронзового века. Эта культура была широко распространена в материковой Греции, на островах Эгейского моря, на Крите и в Анатолии.

Мифология Древней Греции в это время имела следующие особенности:

  • тогда существовало немного богов;
  • многих божеств называли не собственными именами, но иносказательно;
  • у некоторых имён существовали женские аналоги, например, такой аналог был у Зевса; возможно, это была его супруга-богиня;
  • в этот период уже существовали некоторые самые древние боги, например, Зевс, Афина, Дионис, но их образы, а также иерархия часто отличались от более поздних.

Затем наступил упадок крито-микенской цивилизации, за которым последовали так называемые «темные века». О нем мало что известно, поскольку никаких источников этого периода не сохранилось. О статусе мифов в это время можно судить по более поздним записям и культурным артефактам. После Средневековья началась эпоха, в которой непосредственно вновь появились древние мифы Древней Греции. Они уже доступны во многих источниках. Мифология пронизывала все сферы жизни, искусства, на ней основывались многие произведения всех видов.

Мифы Древней Греции представлены во многих текстах писателей того времени. Со временем появилась тенденция создавать новые истории с аллегорическим смыслом на основе уже существующих. Мифы древней литературы были упакованы в драмы. Почти все, что ставилось в театрах, так или иначе касалось мифологии. В результате возникли различные версии легенд.

O21

Одиссей и сирены. Британский музей. Лондон, Великобритания.

Древние легенды и мифы в основном встречаются в следующих литературных произведениях, сборниках того времени:

  1. «Илиада» и «Одиссея» Гомера. Первая поэма посвящена событиям Троянской войны, вторая – странствиям героя Одиссея, царя Итаки.
  2. «Теогония» Гесиода – рассказывает о происхождении мира, богов, зарождении их из первоначального Хаоса. Эта поэма стала одним из первых мифологических произведений, которые обрели известность в литературе Европы.
  3. «Библиотека» Псевдо-Аполлодора, неизвестного автора. В ней собраны многие мифы и легенды. Книга «Библиотека» считается одним из самых важных источников, которые рассказывают о мифах Древней Греции. Она сохранилась не полностью и не в оригинале.
  4. «Мифы» Гигина, книга писателя из Древнего Рима.
  5. «Метаморфозы» ещё одного римского автора, Овидия. Их центральная тематика – различные превращения. В первую очередь это создание мира, что тоже является метаморфозой. Заключительная история посвящена Юлию Цезарю, который, по преданию, стал звездой. Здесь есть также древние античные мифы о любви, часто трагичной, когда один из возлюбленных превращается, например, в дерево или цветок. Но есть истории и о счастливой, долгой любви. Например, это легенда о Кефале и Прокриде.
  6. «Деяния Диониса» Нонна или «Дионисиака» – поэма, связанная с богом Дионисом. Также автор обработал огромное количество античных мифов, которые так или иначе относятся к этому богу. Книга содержит и просто восхваления Диониса, и мифы о его рождении, странствиях.

Древнегреческая мифология

Религия и мифология Древней Греции оказали огромное влияние на развитие культуры и искусства во всем мире, породив бесчисленные религиозные представления о людях, героях и богах.

  • 1 Источники
  • 2 Происхождение
  • 3 Религиозные представления древних греков
  • 4 Списки богов, мифологических существ и героев
    • 4.1 Первое поколение богов
    • 4.2 Второе поколение богов
    • 4.3 Титаны
    • 4.4 Второе поколение титанов (Дети титанов)
    • 4.5 Олимпийцы
    • 4.6 Боги и божества водной стихии
    • 4.7 Боги и божества воздушной стихии
    • 4.8 Боги смерти и подземного мира
    • 4.9 Музы
    • 4.10 Киклопы
    • 4.11 Гекатонхейры
    • 4.12 Гиганты
    • 4.13 Другие боги
    • 4.14 Неперсонифицированные боги
    • 4.15 Другие божества
    • 4.16 Чудовища
    • 4.17 Герои

    Источники

    Самые ранние сведения о греческой мифологии известны из табличек Эгейской цивилизации, написанных линейным письмом B. Для этого периода характерно небольшое количество богов, многие из которых названы аллегорически, некоторые имена имеют женские аналоги (например, di-wi-o-jo — Дивий, Зевс и его женский аналог di-wi-o-ja). Зевс, Афина, Дионис и некоторые другие были известны уже с крито-микенского периода, хотя их иерархия могла отличаться от более поздней.

    Мифология «темного века» (между упадком крито-микенской цивилизации и подъемом греческой цивилизации) известна только из более поздних источников.

    Различные сюжетные линии древнегреческих мифов вновь и вновь повторяются в произведениях древнегреческих писателей; накануне эллинистической эпохи возникает традиция создания собственных аллегорических мифов на их основе. В греческой драме изображены и развиты многие мифологические сюжеты. Наиболее важными источниками являются:

    • «Илиада» и «Одиссея» Гомера
    • «Теогония» Гесиода
    • «Библиотека» Псевдо-Аполлодора
    • «Мифы» Гигина
    • «Метаморфозы» Овидия
    • «Деяния Диониса» Нонна

    Некоторые древнегреческие писатели пытались объяснить мифы с рациональной точки зрения. Эвгемер писал о богах как о человеческих существах, чьи действия были обожествлены. Палефатос в своей работе «О невероятном» проанализировал события, описанные в мифах, и предположил, что они являются результатом недопонимания или неполных свидетельств.

    Происхождение

    Древнейшие боги греческого пантеона тесно связаны с паниндо-европейской системой верований, есть параллели в именах — например, индийский Варуна соответствует греческому Урану и т.д. Источник не установлен 816 дней

    Дальнейшее развитие мифологии шло в нескольких направлениях:

    • присоединение к греческому пантеону некоторых божеств соседних или завоёванных народов
    • обожествление некоторых героев; героические мифы начинают тесно сливаться с мифологией

    Мирча Элианте, известный румынско-американский религиовед, дает следующую периодизацию древнегреческой религии 1 :

    • 30 — 15 вв. до н. э. — крито-минойская религия.
    • 15 — 11 вв. до н. э. — архаическая древнегреческая религия.
    • 11 — 6 вв. до н. э. — олимпийская религия.
    • 6 — 4 вв. до н. э. — философско-орфическая религия (Орфей, Пифагор, Платон).
    • 3 — 1 вв. до н. э. — религия эллинистической эпохи.

    Согласно мифу, Зевс родился на Крите как сын Реи и титана Кроноса (римский Кронос или Хронос, то есть время), а Минос, в честь которого была названа критская цивилизация минойцев, считался его сыном. Однако известная нам мифология, которую позже переняли римляне, органично связана с греческой национальностью. О возникновении этого этноса можно говорить с приходом первой волны ахейских племен в начале 2-го тысячелетия до н.э. Афины были построены еще в 1850 году до нашей эры и названы в честь богини Афины. Если принять эти оценки, то религия древних греков началась примерно в 2000 году до н.э.

    Часть первая Мифы и мифология

    Греки, жившие в пятом веке до нашей эры, не нуждались в такой книге. Их мифология была подобна воздуху, которым они дышали, и книги, рассказывающие о греческих мифах, появились сравнительно поздно. Самое значительное собрание греческих мифов, библиотека Аполлодора, датируется первым веком нашей эры. «Библиотека» — единственный сохранившийся античный труд по мифологии, в котором мифы Древней Греции представлены не только в полном объеме, но и в систематизированном виде. Однако полностью произведение не сохранилось. В сохранившейся части книги повествование о мифах ограничивается событиями Троянской войны. Отсутствующая часть библиотеки Аполлодора заменяется двумя эпитафиями, обнаруженными в 19 веке.

    Многие произведения классических авторов также посвящены греческим мифам. Вот эти авторы и их труды:

    — Гомер (8 век до н.э.), автор «Илиады», описывающей события Троянской войны, и «Одиссеи», повествующей о возвращении Одиссея из Трои. Эти стихи основаны на фольклоре, передаваемом из уст в уста. Гомеру также приписывают собрание греческих религиозных гимнов, посвященных богам и героям, фигурам греческих мифов.

    — Гесиод (ок. 700 г. до н.э.), автор героического эпоса «Теогония», повествующего о происхождении богов, «Трудов и дней» (с мифологическими интерполяциями) и «Каталога женщин» (из знатных семей).

    — Пиндар (518-438), древнегреческий лирический поэт, сочинявший гимны и торжественные хоровые песни, в которых восхваление победителя сочетается с мифологическим повествованием.

    — Геродот (середина V века до н.э.), отец историографии, совершивший великие путешествия, во время которых он записал множество мифов, несмотря на свой скептицизм.

    — Эсхил (525-456), Софокл (496-406) и Еврипид (485-406), «великая троица», классические античные поэты-трагики, создавшие драмы на основе греческих мифов, которые они часто перерабатывали.

    — Аристофан (ок. 445-385), крупнейший представитель древнегреческой комедии, пародировавший мифы в своих пьесах.

    — Платон (427-347), важный греческий мыслитель, использовал мифы для иллюстрации своих правил и принципов. В своих произведениях он развивал миф об Атлантиде.

    — Каллимахос (III век до н. э.), эллинистический поэт и ученый (первоначально учитель в Александрии), мастер короткой литературной формы, автор шести гимнов, посвященных великим греческим божествам.

    — Аполлоний Родосский (III в. до н.э.), древнегреческий эпический поэт, был заведующим Александрийской библиотекой. Автор поэмы «Аргонавтика», в которой описывается путешествие аргонавтов за Золотым руном.

    — Феокрит (III век до н.э.), эллинистический поэт, автор поэм на мифологические темы и эпической поэмы «Маленький Геракл».

    — Вергилий (70-19), римский эпический поэт, автор «Энеиды», поэмы о герое Троянской войны Энее и его путешествии из Трои в Италию.

    — Овидий (45-17), римский поэт, описавший в своем произведении «Метаморфозы» многочисленные мифы о превращениях греческих богов и героев. Его труды стали очень популярны в эпоху Возрождения. В западной литературе Овидий является признанным авторитетом в области греческой мифологии.

    — Плутарх (50-120), древнегреческий писатель, автор «Сравнительных жизнеописаний», содержащих биографии выдающихся греков и римлян, в том числе биографию Тесея.

    — Павсаний (середина II века), греческий историк и путешественник, чьи путевые заметки (важные для изучения мифологии) основаны на его собственных наблюдениях.

    Читайте также

    Эстонская мифология и мифы прибалтийских финнов Эстонская мифология очень близка к карело-финской мифологии и мифам прибалтийских финских народов — ливов, вепсов и вавидов, но после христианизации от нее сохранились лишь фрагменты. По мотивам эстонских народных легенд и песен Ф.Р.

    ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Перекресток на одной из улиц Санкт-Петербурга. 3 апреля 1881 года, раннее утро. Фрости. На углу вывешено правительственное объявление о предстоящей казни государственных преступников. Мы приводим их сюда. Мир постепенно объединяется. Все хотят, чтобы было лучше,

    ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

    ЧАСТЬ ПЕРВАЯ ОПИСАНИЕ Первым, кому пришла в голову идея сравнить живопись и поэзию, был человек с большой чувствительностью, заметивший сходное влияние этих двух искусств. Он обнаружил, что и те, и другие представляют нам вещи на расстоянии так, как будто их нужно увидеть вблизи,

    Глава I «МИФОЛОГИЯ БОГА» И «МИФОЛОГИЯ БОГА» — ПОЧЕМУ НАМ НУЖНО РАССМАТРИВАТЬ МИФОЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ? На вопрос, почему необходимо проводить различие между «мифологией богини» и «мифологией богов», в принципе, можно ответить просто: «Потому что европейская цивилизация

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий