- Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (справа) и папа Римский Франциск после подписания совместной декларации по итогам встречи в Гаване
- РИА Новости
- © Сергей Пятаков
Великая схизма 1054 года или раскол и разделение единой христианской церкви
Великий раскол между католической и православной церквями — это разделение единой христианской церкви на два враждующих лагеря: западный и восточный. И каждая из них, по сути, провозглашала свою собственную христианскую веру: со своими законами и особенностями. Таким образом, 1054 год стал для христиан годом Великого раскола.
- Что такое схизма: понятие и происхождение слова
- Разногласия между восточной и западной церквями до великого раскола
- Предыстория Великой схизмы
- Великий раскол христианской церкви и отличия православия от католицизма
- Причины Великого раскола
- Политический фактор раскола
- Культурные расхождения
- Экклезиологический или церковный фактор
- Богословский фактор расхождений во взглядах церквей
- Различия в православных и католических обрядах
- Есть и еще интересные различия между православной и католической церковью
- Папские амбиции и последний повод для раскола
- Результаты и последствия
- Великий западный раскол
- И еще о церковных расколах и разногласиях:
Что такое схизма: понятие и происхождение слова
Значение термина раскол объясняется и толкуется самим древнегреческим языком, и его определение звучит следующим образом: Разделение, раскол, раскол, или, проще говоря, раскол. Раскол — это не просто внутреннее человеческое недоразумение, с которым мы время от времени сталкиваемся в своей жизни.
При этом не только Иван Иванович и Иван Никифорович спорили несколько дней, но в итоге сам отлученный от церкви Константинопольский патриарх и представитель римского папы кардинал Гумберт спорили и проклинали друг друга на протяжении веков.
Этих исторических личностей уже давно нет в живых, но великий раскол христианской церкви продолжается. И вместо одного христианского мира с тех пор существует два: западный католический и восточный православный.
Разногласия между восточной и западной церквями до великого раскола
Расколы в христианской церкви отнюдь не редкость. Они произошли до так называемого Великого раскола 1054 года, тем самым постепенно подготавливая почву для окончательного и окончательного раскола и раскола, можно сказать, задолго до него и вглубь.
Еще на заре христианства апостол Павел предупреждал первых представителей христианской веры не ссориться между собой. И споры были с самого начала. И это несмотря на то, что христианство считалось опасной ересью в Древнем Риме вплоть до IV века.
Разделение единой христианской церкви произошло в результате различных конфликтов и непримиримых мнений, а также различных интерпретаций церковных учений религиозными авторитетами в начале формирования христианской церкви.
Почему христианская церковь разделилась?
Разделение единой христианской церкви произошло по разным причинам — моральным, доктринальным и ритуальным. Восточная и западная церкви расходились во мнениях по этим вопросам. Также произошел раскол из-за имущественных споров. Константинопольский патриарх и Римский папа стремились к единоличному руководству христианской церковью. Более того, во время богослужений по восточному и западному обрядам священники читают молитвы на разных языках, в первом случае на греческом, во втором — на латыни.
Вручение письма об отлучении Константинопольскому патриарху состоялось 16 июля 1054 года в соборе Святой Софии. В этом документе было несколько категорий:
- Константинополь не хочет признавать, что Святая Римская церковь – это первая апостольская кафедра и главный попечитель всех церквей.
- Михаил не может иметь патриарший чин.
- Как симониане представители Константинополя торгуют даром Божьим.
- Как у валезиан у них оскопляются пришельцы, которых возводят в клирики и даже епископы.
- Как арианы восточные священники занимаются перекрещиванием крещеных, включая латинян, во имя Св. Троицы.
- Как донатисты они говорят о погибели крещения, истинной Евхаристии и церкви Христовой на Западе, а признают только церковь Греческую.
Как на отлучительную грамоту отреагировала восточная (православная) церковь?
Константинополь не признал решение Папы и счел его оскорбительным. Патриарх осудил действия Ватикана. 20 июля собор, созванный Михаилом, провел суд над зачинщиками церковного спора, которых считали неверными, пришедшими в благочестивую империю из тьмы Запада. Патриарх назвал Константинополь источником чистого учения и сравнил легатов с градом, бурей и громом, а также с дикими кабанами, которые пришли распространять истину. Папские посланники и их сторонники были запрещены.
Покинув Константинополь, группа папских легионов отправилась в Ватикан. По пути они сделали небольшой крюк, чтобы встретиться с другими восточными прелатами и сообщить им, что Михаил Кируларий был отлучен от церкви. Папские легаты посетили Киев, где были торжественно приняты великим князем и духовенством.
Русская церковь не выбрала однозначно ту или иную сторону конфликта, но в России сохранилось православие. Таким образом, греки вели антилатинскую войну без участия русских священников, которые не могли понять их ритуальных и доктринальных претензий к Ватикану.
Русское духовенство поддерживало контакты с Константинопольским Патриархом и Папой Римским. Политическая целесообразность имела первостепенное значение при принятии решений.
В 1074 году великий князь киевский Изяслав-Дмитрий Ярославич обратился за поддержкой к папе Григорию VII. Его младшие братья претендовали на киевский престол, поэтому князь скрывался сначала в Польше, а затем в Германии. Посольство князя в Рим было поручено его сыну Ярополку-Петру, которому отец передал русские территории под защиту Ватикана. Григорий VII поддержал Изяслава, и тот снова взошел на киевский престол в 1077 году. Впоследствии он и его сын Ярополк были канонизированы Русской православной церковью.
Около 1089 года русский митрополит Иоанн встретился с послами, отправленными папой Гибертием (Климентом III) для укрепления его позиций на Руси. Киевский митрополит был греческого происхождения. Он с уважением отклонил предложение Гиберта, назвав его действия «иллюзией». Но преемник Иоанна, митрополит Ефрем, русский по национальности, хотел еще раз обсудить все вопросы со своим соперником. С этой целью он отправил посланника в Ватикан, который вернулся в 1091 году, привезя из Рима святые мощи.
Представители Папы посетили Киев в 1169 году и осмотрели латинские монастыри. В то время папские миссионеры часто бывали на территории России. В 1181 году бременские монахи-августинцы получили разрешение от полоцких князей крестить ливонцев и латышей, проживавших в районе Западной Двины. Представители высших сословий России неоднократно вступали в браки с латинянами, что вызывало недовольство греков. Церковная жизнь в России в это время находилась под влиянием Запада. Так продолжалось до тех пор, пока на русские территории не напали татаро-монголы.
Снятие взаимных анафем
В 1964 году на Святой Земле в Иерусалиме состоялась встреча Папы Павла VI и Константинопольского патриарха Афинагора, на которой были сняты взаимные обвинения, а год спустя они подписали совместную декларацию. Однако это был лишь формальный «жест доброй воли».
В католицизме существует мнение, что договоры Первого Ватиканского собора не могут отрицать главенство Папы и его суждения в моральных и религиозных вопросах.
Киевский собор принял Иоанна Павла II в сопровождении глав православных церквей непризнанной УПЦ-КП. В 2005 году, впервые в истории православия, здесь была проведена заупокойная служба по покойному Папе Римскому.