Дифференциальная психология, ее особенности и методы. Изучением индивидуальных различий между людьми занимается психология.

Содержание

В 1900 году он также опубликовал книгу «Психология индивидуальных различий», в которой ввел понятие «дифференциальная психология», а в 1911 году написал книгу «Дифференциальная психология».

Дифференциальная психология, ее особенности и методы

Дифференциальная психология имеет дело с психологическими различиями между представителями разных социальных групп, возрастных групп и классов. Этот метод значительно отличается от других, которые обычно ищут общие характеристики.

Автором этого направления является Уильям Стерн, которому обязана сама концепция. Конечно, ученые в прошлом также проводили различные исследования в области дифференциальной психологии, но эти работы не были связаны между собой. Основной целью изучения индивидуальных различий является изучение самой личности, ее интересов, интеллекта, способностей и ценностей.

Основные задачи дифференциальной психологии

Возникновение и развитие дифференциальной психологии привело к определению основных задач, направленных на решение проблемы. Цель данной области заключается в следующем:

  • разработка теоретической базы диагностики в области психологии;
  • поиск принципов возникновения различий между людьми;
  • изучение различий, а также причин их появления;
  • тщательный анализ появления типов;
  • анализ распределения признаков по группам.

Дифференциальная психология получила признание во многих областях. Он широко используется криминологами, судьями, педагогами и менеджерами по персоналу. В дифференциальной психологии существует 4 основных метода, о которых вы можете прочитать ниже.

Метод общенаучный

Она включает в себя наблюдение и эксперименты. Посредством наблюдения эксперт намеренно описывает поведение человека в конкретной ситуации. Преимуществом этого метода является восприятие человека в целом и сбор фактов, основанных исключительно на естественном поведении человека.

К недостаткам можно отнести то, что за человеком нельзя наблюдать многократно. Кроме того, способ записи результатов (описание экспертом) не очень удобен.

Когда общий научный метод включает эксперимент, он проводится в специальных условиях и используется для получения научных знаний. Проводя эксперимент, ученые намеренно вмешиваются в жизнь человека. Главное преимущество экспериментов заключается в том, что, в отличие от наблюдений, их можно применять многократно.

Задачи дифференциальной психологии

Задачи дифференциальной психологии в основном сосредоточены на:

  • Разработку теоретической базы психодиагностики.
  • Определение закономерностей и принципов возникновения различий между людьми.
  • Изучение особенностей их проявления.
  • Анализ особенностей образования типов в различных топологиях. В качестве примера можно привести типологию темперамента.
  • Изучение особенностей вариабельности измеряемых признаков.
  • Анализ группового распределение признаков.

Задачи и проблемы, решение которых может быть найдено усилиями дифференциальной психологии, определяют прикладную направленность этой науки, которая особенно ярко выражена в настоящее время.

Результаты, полученные с помощью дифференциальной психологии, успешно применяются в криминологии, психотерапии, педагогике, судебной практике, отборе персонала и профориентации.

Методы дифференциальной психологии

Методы, используемые в дифференциальной психологии, можно разделить на несколько групп:

  • общенаучные;
  • психогенетические;
  • исторические;
  • психологические.

Давайте рассмотрим их по отдельности.

Общенаучные методы

Общенаучные методы включают наблюдение и эксперимент.

Наблюдение — это описательный метод исследования, заключающийся в сознательном восприятии и регистрации поведения человека.

  • Отражает контекст жизни субъекта.
  • Человек воспринимается как целостная личность.
  • Собираются факты естественного поведения человека.
  • Фиксация результатов в описательной форме.
  • Отсутствие возможности повторного наблюдения с точно такими же психологическими параметрами (к тому же человек будет себя вести как ему захочется, а не как того хотят исследователи).
  • Слитность наблюдаемого факта с попутными явлениями (невозможность их каким-либо образом разъединить).

Эксперимент — это опыт, проводимый в определенных условиях с целью получения научных знаний. В жизнь человека совершается преднамеренное вмешательство.

В отличие от наблюдения, эксперимент можно повторять много раз, а данные являются однозначными и однородными. Главный недостаток заключается в том, что теряется естественность процесса и не возникает целостной картины личности человека.

Когда речь идет о лабораторных экспериментах, недостатки, упомянутые выше, сохраняются. Естественный эксперимент, однако, максимально приближен к условиям нормальной человеческой деятельности. В этом случае человек может даже не осознавать, что он экспериментирует.

Существует также моделирование, которое пытается воссоздать воображаемую психологическую реальность. Наличие преимуществ или недостатков зависит от навыков.

Психогенетические методы

Хотя в психологии используются общие научные методы, дифференциальная психология специально использует психогенетические методы. Эта группа методов направлена на выделение экологических и наследственных факторов. Существуют генеалогические и близнецовые методы.

Генеалогия — это метод изучения семей и родословных (придуманный Ф. Гальтоном и описанный в книге «Наследственный гений»). Суть: если признак является наследственным и закодирован в генах, то чем ближе родство, тем больше сходство между людьми по этому признаку. Исследователь создает семейное дерево. Чем ниже степень родства, тем ниже вероятность сходства.

Метод близнецов: В случае близнецов проводится различие между дизиготами (которые по генофонду похожи на общих братьев и сестер, за исключением того, что они родились в одно и то же время) и монозиготами (которые были созданы из одной яйцеклетки и поэтому имеют идентичный генофонд). В этом случае психологические характеристики членов близнецовой пары изучаются для определения степени влияния наследственных и средовых факторов на выраженность определенных психологических характеристик индивида.

Исторические методы

Исторические методы используются для изучения биографий значительных личностей, внесших важный вклад в культуру и науку. Но иногда объектами съемки становятся обычные люди.

Эти методы включают дневниковый, биографический и автобиографический методы.

Книги

Это краткое описание дифференциальной психологии как науки. Поскольку тема довольно сложная и обширная, то, конечно, недостаточно прочитать только одну статью. Здесь вы найдете список книг, которые вы можете использовать, чтобы углубиться в эту тему.

  • «Дифференциальная психология» Софья Нартова-Бочавер.
  • «Дифференциальная психология. Индивидуальные и групповые различия в поведении» Анна Анастази.
  • «Дифференциальная психология и психодиагностика» Константин Гуревич.
  • «Дифференциальная психология: учебное пособие» Валерий Машков.
  • «Дифференциальная психология» Александр Либин.
  • «Дифференциальная психология и ее методические основы» Уильям Штерн.
  • «Невротические стили» Дэвид Шапиро.

Мы рекомендуем вам начать с книги основателя дифференциальной психологии Уильяма Штерна, которая актуальна и сегодня.

Желаем вам удачи!

Понравилась ли вам статья? Подписывайтесь на наши сообщества в социальных сетях или Telegram-канале и не пропустите выход новых полезных материалов.

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • Практическая психология
  • Психология рекламы
  • Психосемантика
  • Криминальная психология
  • Научное знание: основы
  • Психолингвистика как инструмент глубинного изучения речи и языка
  • Модель личности Кеттела
  • Метод изучения психологии Вундта
  • Ситуационизм в психологии и поведение человека
  • Когнитивная психология и когнитивная психотерапия

Кто внес вклад в изучение науки?

В бывшем Советском Союзе этой наукой занималась и до сих пор занимается школа Теплова-Небылицына. Наиболее важными ее представителями в СССР были Е.А. Климов, К.М. Гуревич, Б.М. Теплов, В.С. Мерлин, Е.А. Голубева и В.Д. Небылицын.

Существует несколько аспектов, которые изучаются в этой науке:

Фото 1608

  • ценности;
  • интеллект;
  • личность;
  • мотивация;
  • самоэффективность;
  • интересы;
  • коэффициент интеллекта;
  • чувство собственного достоинства.

Какие задачи стоят перед последователями направления?

Каждая отрасль психологической науки имеет свои цели, для достижения которых проводятся различные исследования. Цели дифференциальной психологии включают:

  1. Анализ группового распределения признаков.
  2. Изучение особенностей характеров, их проявления.
  3. Разработка теоретической базы психодиагностики.
  4. Выделение индивидуальных различий.
  5. Объяснение изменений поведения.
  6. Определение различий между людьми, причин их возникновения.

Результаты, полученные после исследования, помогают криминологам, судьям, преподавателям и менеджерам при найме персонала.

Методы исследования

Существуют различные методы, используемые специалистами, занимающимися разработкой дифференциальной психологии.

Стандартные методы

Общенаучные методы делятся на две основные группы:

Фото 1753

  1. Наблюдение — метод описания, суть которого заключается в том, чтоб наблюдать и регистрировать поведение субъекта.
  2. Эксперимент — опыт, который проводится для получения научных знаний. При этом проверяющие вмешиваются в жизнь наблюдаемого объекта.

Первый метод имеет определенные преимущества и недостатки. Преимущества:

  1. Восприятие человека, как целостной личности.
  2. Показывает контекст жизни индивида.
  3. Наблюдение помогает собрать множество фактов о естественном поведении личности.
  1. Невозможность разделить попутные явления с сопутствующим им фактам.
  2. Результаты записываются вручную, как описание увиденного.
  3. Нет возможность повторить идентичное наблюдение, чтобы удостовериться в выбранных моментах.

Эксперимент имеет явное преимущество: его можно проводить любое количество раз для прояснения спорных моментов, но при этом невозможно получить целостную картину личности.

Другой метод может включать моделирование. Принцип заключается в том, что эксперты стараются всеми возможными способами представить реальную ситуацию для эксперимента. Результат зависит от точности, с которой воспроизводится ситуация.

Психогенетические тесты

Специалисты выделяют две основные группы психогенных методов исследования:

Фото 1667

  1. Близнецовые — близнецы бывают дизиготными, монозиготными. Психологи исследуют представителей близнецовых пар, чтобы узнать какие различия появляются между ними под воздействием генетики, окружающих факторов.
  2. Генеалогические — методы изучения отдельных семей по их родословным. Для изучения, исследователям необходимо составить точное генеалогическое древо.

Изучение исторических данных

Эти методы используются для изучения жизни выдающихся людей или обычных людей. Используются три метода исследования:

  1. Дневниковый — исследователь изучает отдельную личность, описывает этапы развития, поведение субъекта.
  2. Автобиографический — изучение людей по аудио, видеоматериалам.
  3. Биографический — метод, при котором изучается биография известных людей.

Психологические исследования

К ним относятся два популярных метода:

Фото 1659

  1. Самооценка — пациент самостоятельно объясняет свои психические особенности, попытаться описать свое поведение. Рассказать о себе в подробностях может не каждый субъект. Многие скрывают некоторые моменты из-за стыдливости.
  2. Самонаблюдение — индивид самостоятельно наблюдает за своим поведением, делает выводы по его изменению.

Не существует идеального метода для изучения каждого человека. Психолог должен комбинировать их в зависимости от ситуации и характера индивида.

Кто внес вклад в изучение науки?

Хотя Гальтон известен как отец дифференциальной психологии, который «заставил машину работать», именно Уильям Стерн официально ввел этот термин. Среди других важных психологов, работавших над его развитием, были Джеймс Кэттелл, который использовал формулу тестирования психики, и Ганс Айзенк. Однако с течением десятилетий все больше и больше психологов заинтересовались этим методом исследования.

Когнитивные тесты Дж. Кэттелла и Г. Айзенка, статистические достижения К. Пирсона, Дж. Фуллера и Б. Томпсон, опубликовавший в 1960-х годах книгу «Поведенческая генетика», выделяется в этой области. Презентация открытий в области генетики. (таких как мутации и полигенная передача) в дифференциальной психологии. Эта публикация возродила дифференциальную психологию как область исследования, поскольку рост бихевиоризма снизил влияние дифференциальной психологии на различных исследователей.

Методы исследования

методы дифференциальной психологии

Индивидуальные различия важнее, чем вы думаете. Существует несколько параметров, влияющих на эти различия, таких как личность, интеллект, память и даже факторы, связанные с дифференциальной психологией, которые влияют на внешность. Чтобы изучить различия между людьми, необходимо проанализировать их мотивы, интересы, личность, индекс интеллекта, способности, личные ценности и самооценку. Однако необходимо не только фокусироваться на текущем состоянии людей, которых мы изучаем, но также важны процессы, с помощью которых контролируются их реакции на определенный стимул, что приводит нас к более дифференцированным и динамичным результатам.

Стандартные методы

Основные методы, используемые в дифференциальной психологии, включают следующие:

  • Наблюдение — это пассивный метод исследования;

Этот метод заключается в детальном и непрерывном наблюдении за набором отобранных данных о поведении человека; наблюдение должно следовать строгим и постоянным правилам; спорадических и случайных наблюдений недостаточно. Целью является количественная оценка поведенческих характеристик посредством наблюдения.

  • Эксперимент — это хорошо продуманный и активный метод;

Эти методы являются наиболее ценными в силу их высоконаучного характера, поскольку они предоставляют наибольшее количество данных и позволяют лучше контролировать ситуацию. Эксперимент — это то, что всегда можно повторить, что обеспечивает наивысший уровень достоверности. Сложность этого метода заключается в том, что его нельзя повторять несколько раз на одном и том же человеке, поскольку, будучи свободной личностью, он не может быть атакован кем-либо.

Психогенетические тесты

Существуют различные типы психогенетических методов, но все они направлены на решение проблемы выявления преобладающих факторов (генетических или средовых) в формировании индивидуальных различий.

дифференциальная психология

Изучение исторических данных

Исторический метод исследования может идти по трем основным направлениям:

Дифференциальная психология

Психологические исследования

Психологические методы исследования в дифференциальной психологии проводятся в пяти основных направлениях:

Дифференциальная психология

Связь с другими науками

Как вы уже отметили, дифференциальная психология и ее развитие всегда тесно связаны с другими науками и отраслями психологии:

Дифференциальная психология

Изучая индивидуальные различия, мы стремимся понять, в чем люди психологически похожи (как личности, в своем поведении и т.д.) и, что более важно, какие психологические черты различаются между людьми, принимая во внимание влияние факторов окружающей среды, генетики, воспитания и даже мнения других людей. Дифференциальная психология занимается изучением различий между людьми.

Этапы развития дифференциальной психологии

Психология, как и все другие научные дисциплины, в своем развитии прошла (или проходит) три фазы: парадигма донаучного знания, парадигма научного знания и гуманистическая парадигма. Донаучное знание характеризуется преобладанием метода наблюдения, накоплением знаний о мире и низким уровнем обобщения. Естественнонаучная парадигма провозглашает необходимость выявления причинно-следственных закономерностей на основе экспериментальных данных и обобщения этих закономерностей (подход, отражающий общие свойства явлений, называется законодательным). Возникновение свойств и закономерностей не всегда принимается во внимание. Пренебрежение научными «фактами» обычно воспринимается как свидетельство молодости науки, для которой единичное явление ценно тем, что оно может быть представителем определенного типа явлений и привести к открытию универсального принципа или закона. Таким образом, единственное число имеет относительную ценность для развития знаний.

Гуманистическая парадигма, с другой стороны, фокусируется на уникальности изучаемого явления, не жертвуя статистической достоверностью данных (подход, утверждающий индивидуальные характеристики явления как его главную ценность, называется идиографическим). «…Дифференциальная психология будет иметь перспективу мирного развития только тогда, когда она эмансипируется от породившей ее науки — общей психологии», — писал В. Штерн в 1911 г. Можно сказать, что это уже произошло. Здесь совершенно неизбежен исторический подход, то есть изучение явлений по мере их возникновения, анализ и предсказание их последствий.

Преобладание гуманистической парадигмы свидетельствует о зрелости научной дисциплины и наблюдается не только в науках об обществе и человеке, но и в естественных науках. Современная психология позволяет себе заниматься психографией, знанием о понимании и описании. Таким образом, дифференциальная психология естественным образом развилась из общей психологии, в которой она уже давно существовала под названием психологии индивидуальных различий. По мере того как возрастало значение частного для общего, индивидуальность становилась объектом изучения (см. марксистское определение личности не как абстракции, присущей индивиду, а как совокупности общественных отношений).

Дифференциальная психология также имеет свою предысторию, в которой некоторые области донаучного, эмпирического мышления даже получили собственное название. Характеристика, например, пыталась свести различия между людьми к простым типам, т.е. она включала классификацию по различным причинам, как анатомическим и физиологическим, так и психологическим, например, по способности человека переносить боль. И. Кант и И. Банзен были представителями характерологии. Другое направление, психогностика, выявляло и устанавливало взаимосвязи между определенными движениями, анатомическими особенностями и чертами характера человека. Разумеется, основное внимание уделялось различным физическим характеристикам человека. Так, в рамках физиогномики, основанной Ж. Лаватером, черты характера, мимика и даже простое изображение силуэта человека служили основой для предсказания его поведения. Сторонники френологии (краниоскопии), разработанной Ф. А. Галлом, пытались определить характеристики человека по форме черепа. Сторонники графологии, науки о почерке, были особенно озабочены аббатом И. Мишонне. Они диагностировали черты личности по почерку человека, наклону, нажиму и другим характеристикам точных движений, отраженных в почерке.

Термин «дифференциальная психология

Термин «дифференциальная психология» был введен немецким психологом В. Штерном в его работе «Психология индивидуальных различий», опубликованной в 1900 году. Некоторое время следующие термины использовались как синонимы: Характерология (И. Банзен, Э. Люк), которая сегодня обозначает область изучения характера; этология (Дж. Ст. Милль), которая сегодня занимается наукой о поведении; индивидуальная психология (А. Бине, Э. Крепелин), которая сегодня обозначает братскую ветвь психоанализа; специальная психология (Г. Хейманс), которая также обозначает медицинскую психологию.

Первыми важными представителями новой научной школы были А. Бине, Ж. Кеттелл, Ф. Гальтон и В. Штерн, в России — А.Ф. Лазурский. Наиболее важными методами исследования были сначала индивидуальные и групповые тесты, тесты для определения различий в когнитивных способностях, а позже проективные методы для измерения отношения и эмоциональных реакций.

Психология индивидуальных различий всегда находилась под влиянием практики — образовательной, медицинской и промышленной психологии. А его развитие в самостоятельную науку стало возможным благодаря следующим условиям.

Введение экспериментального метода в психологию. Наиболее важным событием в этой связи стало открытие В. Вундтом в 1879 году первой лаборатории экспериментальной психологии, где он начал изучать психические процессы, особенно восприятие, в экспериментальных условиях (но с помощью интроспективного метода). Очень скоро подобные лаборатории были открыты в других странах Европы и Америки. Не менее важным для развития позитивистской психологии было выведение фундаментального психофизического закона Фехнера-Вебера (E = const In R, где sense — величина ощущения, а stimulus — величина стимула), с помощью которого «световые» и «теневые» аспекты жизни были связаны довольно простой алгебраической зависимостью. Этот научный факт является показательным примером непостижимости научных путей, ведь Фехнер, «чистокровный идеалист», как говорили о нем в доперестроечный период, хотел, чтобы его исследования хотя бы укрепили материализм.

Уже в 1796 году было обнаружено, что время реакции является психологическим явлением (наблюдение основывалось на методе «глаза и уха», который требует координации зрительной и слуховой информации), благодаря предполагаемой ошибке ассистента гринвичской обсерватории Киннибрука. Двадцать лет спустя кенигсбергский астроном Бессель (1784 — 1846) прочитал об этом случае в своих научных отчетах и заинтересовался вопросом об отдельных расхождениях в измерениях разных наблюдателей. Это был основной аргумент в пользу рассмотрения психического как процесса с временной протяженностью, имеющего начало, середину и конец, а не как одновременного (одномоментного) явления. Позже голландский исследователь Ф. Дондерс разработал специальную систему подсчета времени реакции, и увеличение времени реакции стало рассматриваться как показатель усложнения психических процессов. Сегодня трудно по-настоящему оценить эти открытия, но в контексте полного отсутствия возможностей для объективного наблюдения за психизмом они были поистине революционными: стало возможным изменять, измерять и оценивать психизм.

Однако, по мнению известного современного исследователя А. Анастасиса, после того, как психология освободилась от комплекса неполноценности, связанного с признанием ее наукой, экспериментальный метод затормозил развитие интереса к отдельным психическим явлениям, которые активно изучались на донаучном этапе.

Эта группа методов направлена на выделение средовых и наследственных факторов в индивидуальных вариациях психологических характеристик.

Генеалогический метод — это метод изучения семей, семейных деревьев, использованный Ф. Гальтоном, когда он писал свою книгу «Наследственная гениальность». Условия для использования этого метода следующие: Если признак наследуется и закодирован в генах, то чем ближе родство, тем больше сходство между людьми по этому признаку. Поэтому генеалогический метод обязательно использует информацию о родственниках первой степени родства, образующих нуклеарную семью (т.е. пары родитель-отец и брат-сестра). Только они имеют в среднем 50% общих генов. Чем ниже степень родства, тем ниже должно быть сходство (потенциально) наследуемых признаков.

Существуют определенные правила создания родословных, символов и имен. Человек, для которого создается семейное дерево, называется пробандом. Члены семейного древа располагаются в линиях, соответствующих поколениям, от первого до последнего; дети также располагаются в одной линии в порядке их рождения.

В психодиагностических и психотерапевтических целях иногда используется вариант генеалогического метода, так называемая диаграмма семейного дерева, в которой помимо семейных отношений фиксируются психологическая близость (ближняя и дальняя), конфликты и семейные сценарии. Генограмма составляется как минимум для одной семьи на протяжении трех поколений и помогает прояснить психологический контекст жизни человека (в этом случае можно говорить и о социальном наследовании).

При методе патронатного воспитания в исследование включаются дети, переданные биологическим родителям как можно раньше, приемным родителям и биологическим родителям. Поскольку дети с биологическими родителями имеют 50% генов, но не разделяют обстоятельства, и, наоборот, дети с приемными родителями разделяют не гены, а обстоятельства, можно выводить детей с признаками, основанными на наследственности и окружающей среде. Интересующий признак изучается в парах (ребенок — биологический родитель, ребенок — приемный родитель). Степень сходства указывает на природу признака.

Несмотря на многочисленные критические замечания по поводу функциональной валидности метода, сегодня он признан самым чистым методом психогенетики.

Близнецовый метод использовали Э. Торндайк и Р. Заззо. Среди близнецов есть монозиготные близнецы (образованные из одной яйцеклетки и поэтому имеющие идентичный набор генов) и дизиготные близнецы (имеющие схожий набор генов с нормальными братьями и сестрами, с той лишь разницей, что они родились в одно и то же время). 1. метод контрольных близнецов сравнивает однояйцевых и монозиготных близнецов в парах. 2. метод близнецовых пар заключается в изучении распределения ролей и функций внутри близнецовой пары, которая часто образует замкнутую социально-психологическую систему, включающую каждого из близнецов в качестве подсистемы, так что близнецы образуют так называемую «тотальную личность». 3. в методе контрольного близнеца один из близнецов подвергается формирующему воздействию, а другой нет, и фиксируется время появления способности. Если способность в конечном итоге проявляется в одно и то же время, это можно отнести к фактору созревания. Аналогичные эксперименты по приучению к горшку годовалых детей и по развитию лазания по лестнице были описаны Т. Бауэром. 4. Метод разделенных однояйцевых близнецов используется в социальных катастрофах, когда обстоятельства помещают близнецов в совершенно разные условия. Сходство характеристик обусловлено фактором наследственности, различие — фактором среды.

Книги

Это краткое описание дифференциальной психологии как науки. Поскольку тема довольно сложная и обширная, то, конечно, недостаточно прочитать только одну статью. Здесь вы найдете список книг, которые вы можете использовать, чтобы углубиться в эту тему.

  • «Дифференциальная психология» Софья Нартова-Бочавер.
  • «Дифференциальная психология. Индивидуальные и групповые различия в поведении» Анна Анастази.
  • «Дифференциальная психология и психодиагностика» Константин Гуревич.
  • «Дифференциальная психология: учебное пособие» Валерий Машков.
  • «Дифференциальная психология» Александр Либин.
  • «Дифференциальная психология и ее методические основы» Уильям Штерн.
  • «Невротические стили» Дэвид Шапиро.

Мы рекомендуем вам начать с книги основателя дифференциальной психологии Уильяма Штерна, которая актуальна и сегодня.

Читайте также: Как остановить воровство ребенка — эффективные методы и способы.

Желаем вам удачи!

Понравилась ли вам статья? Подписывайтесь на наши сообщества в социальных сетях или Telegram-канал и не пропустите новые полезные материалы: telegramcontactFacebook

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • Криминальная психология
  • Методы психодиагностики
  • Психолингвистика как инструмент глубинного изучения речи и языка
  • Модель личности Кеттела
  • Коэффициент интеллекта: что это и как измеряется?
  • Метод изучения психологии Вундта
  • Научное знание: основы
  • Практическая психология
  • Когнитивная психология и когнитивная психотерапия
  • Ситуационизм в психологии и поведение человека

Ключевые слова:1Сообщение, 4Ночное время.

Какие задачи стоят перед последователями направления?

Каждая отрасль психологической науки имеет свои цели, для достижения которых проводятся различные исследования. Цели дифференциальной психологии включают:

  1. Анализ группового распределения признаков.
  2. Изучение особенностей характеров, их проявления.
  3. Разработка теоретической базы психодиагностики.
  4. Выделение индивидуальных различий.
  5. Объяснение изменений поведения.
  6. Определение различий между людьми, причин их возникновения.

Результаты, полученные после исследования, помогают криминологам, судьям, преподавателям и менеджерам при найме персонала.

Существуют различные методы, используемые специалистами, занимающимися разработкой дифференциальной психологии.

Стандартные методы

Общенаучные методы делятся на две основные группы:

  1. Наблюдение — метод описания, суть которого заключается в том, чтоб наблюдать и регистрировать поведение субъекта.
  2. Эксперимент — опыт, который проводится для получения научных знаний. При этом проверяющие вмешиваются в жизнь наблюдаемого объекта.

Первый метод имеет определенные преимущества и недостатки. Преимущества:

  1. Восприятие человека, как целостной личности.
  2. Показывает контекст жизни индивида.
  3. Наблюдение помогает собрать множество фактов о естественном поведении личности.

Читайте также: Самоанализ — основы самоисследования, как понять себя.

  1. Невозможность разделить попутные явления с сопутствующим им фактам.
  2. Результаты записываются вручную, как описание увиденного.
  3. Нет возможность повторить идентичное наблюдение, чтобы удостовериться в выбранных моментах.

У этого эксперимента есть важное преимущество: его можно проводить сколько угодно раз, чтобы исключить расхождения, но при этом невозможно увидеть всю картину человека. Другим методом является моделирование. Принцип заключается в том, что эксперты стараются всеми возможными способами представить реальную ситуацию для эксперимента. Результат зависит от точности, с которой воспроизводится ситуация.

Психогенетические тесты

Специалисты выделяют две основные группы психогенных методов исследования:

  1. Близнецовые — близнецы бывают дизиготными, монозиготными. Психологи исследуют представителей близнецовых пар, чтобы узнать какие различия появляются между ними под воздействием генетики, окружающих факторов.
  2. Генеалогические — методы изучения отдельных семей по их родословным. Для изучения, исследователям необходимо составить точное генеалогическое древо.

Изучение исторических данных

Эти методы используются для изучения жизни выдающихся людей или обычных людей. Используются три метода исследования:

  1. Дневниковый — исследователь изучает отдельную личность, описывает этапы развития, поведение субъекта.
  2. Автобиографический — изучение людей по аудио, видеоматериалам.
  3. Биографический — метод, при котором изучается биография известных людей.

Психологические исследования

К ним относятся два популярных метода:

  1. Самооценка — пациент самостоятельно объясняет свои психические особенности, попытаться описать свое поведение. Рассказать о себе в подробностях может не каждый субъект. Многие скрывают некоторые моменты из-за стыдливости.
  2. Самонаблюдение — индивид самостоятельно наблюдает за своим поведением, делает выводы по его изменению.

Не существует идеального метода для изучения любого человека. Психолог должен комбинировать их в зависимости от ситуации и характера человека.

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий