Гуманистическая психология: понятие, основные идеи, теории. Гуманистический подход в психологии.

Специалисты в этой области анализируют более высокие моральные ценности, самореализацию, творчество, любовь к свободе, отношения с другими людьми и чувство ответственности.

Гуманистический подход в психологии личности: Исследование

В середине 20 века в Америке возникло новое направление психологии, основанное на идеях экзистенциализма, которое провозгласило изначальную иррациональность человеческого сознания и отвергло принцип познания — рациональное мышление — как единственно возможный. Поскольку эта система основывалась на понимании единства объекта и субъекта, присущего априори всему сознанию, вполне естественно, что она привела к идее о том, что субъективный опыт индивида имеет первостепенное значение. Это означало совершенно иной подход к изучению человека и пониманию основ его существования.

Чтобы понять, насколько существенной, если не революционной, была эта идея в психологии того времени, достаточно вспомнить, что в 1930-х и 1940-х годах доминировали течения психоанализа и бихевиоризма, которые основывались на принципах, считавшихся априорно научными, а именно на естественнонаучном подходе, который рассматривал человека прежде всего как природный животный механизм, чье поведение и мотивация во многом основаны на рефлексах и импульсах, направленных на удовлетворение основных естественных потребностей.

Поскольку возникновение этого нового течения совпало с разгаром социальных движений того времени в защиту прав личности и гражданских свобод, с массовыми протестами, новыми молодежными течениями и появлением уникальных и совершенно новых субкультур в его основе, становится понятным диапазон основных идей гуманистической психологии, на которые явно повлияли новые события и идеи, которые они поддерживали.

Основные представители

Абрахам Харольд Маслоу

Основная статья.

А. Маслоу известен как один из основателей гуманистического течения в психологии. Он наиболее известен своей иерархической моделью мотивации. Согласно этой концепции, человек появляется на свет и последовательно сопровождает свое развитие семью категориями потребностей:

Читайте также: аналитический психолог, психоаналитик, психолог — разница в профессиональном подходе.

1) Физиологические (органические) потребности, такие как голод, жажда, сексуальное желание и т.д,

2) Потребности в безопасности — потребность чувствовать себя в безопасности, избавиться от страха и неудач, агрессии.

3) Потребность в принадлежности и любви — потребность принадлежать к сообществу, быть с людьми, быть признанным и принятым ими,

4) Потребность в уважении (esteem) — потребность в успехе, одобрении, признании, престиже,

5) Когнитивные потребности — потребность знать, понимать, исследовать,

6) Эстетические потребности — потребность в гармонии, симметрии, порядке, красоте,

7) Потребности в самоактуализации — потребность в реализации собственных целей и способностей и в развитии собственной личности.

Согласно Маслоу, физиологические потребности находятся в нижней части этой пирамиды мотивации, а высшие потребности, такие как эстетические потребности и потребность в самоактуализации, — в верхней. Он также считал, что потребности более высокого уровня могут быть удовлетворены только в том случае, если сначала были удовлетворены потребности более низкого уровня. Поэтому лишь небольшое количество людей (около 1%) достигают самоактуализации. Эти люди обладают чертами личности, качественно отличающимися от черт личности невротиков и людей, не достигших этого уровня зрелости: Независимость, креативность, философское мировоззрение, демократические взгляды, продуктивность во всех сферах деятельности и т.д. Позже А. Маслоу отказывается от жесткой иерархии этой модели и выделяет две категории потребностей: потребности необходимости и потребности развития.

Карл Рэнсом Роджерс

Важная статья.

Роджерс исходил из того, что каждый человек обладает желанием и способностью к самосовершенствованию. Как существо, наделенное сознанием, он определяет смысл жизни, ее цели и ценности, является высшим экспертом и верховным судьей. Центральным понятием в теории Роджерса является понятие «Я», которое включает в себя восприятие, идеи, цели и ценности, с помощью которых человек характеризует себя и намечает перспективы своего развития. Самые важные вопросы, которые должен задать себе каждый человек и ответить на них, следующие: «Кто я?», «Что я могу сделать, чтобы стать тем человеком, которым я хочу быть?».

Самовосприятие, сформированное в результате личного жизненного опыта, в свою очередь, влияет на восприятие человеком окружающего мира и других людей, а также на оценку им собственного поведения. Самовосприятие может быть позитивным, амбивалентным (противоречивым) или негативным. Человек с позитивной Я-концепцией видит мир иначе, чем человек с негативной или амбивалентной Я-концепцией. Самовосприятие может не точно отражать реальность, оно может быть искаженным и воображаемым. То, что не соответствует Я-концепции человека, может быть вытеснено из сознания и отвергнуто, но на самом деле может быть истинным. То, насколько человек удовлетворен своей жизнью, насколько он испытывает радость, зависит от того, насколько его переживания, его «настоящее Я» и его «идеальное Я» находятся в гармонии друг с другом.

Базовые принципы гуманистической психологии

Это пять основных принципов, на которых базируется новая ориентация.

— Концепция формирования идентичности

Читайте также: Как составить список желаний — от начала до конца

Человеческая личность постоянно развивается и постоянно меняется в зависимости от обстоятельств, которые также меняются. В этом случае каждая личность несет полную ответственность за качество этих изменений, и ее жизнь может стать по-настоящему полноценной только в том случае, если у человека есть намерение продолжать двигаться, что означает постоянное появление новых целей и задач. Способность к таким изменениям заложена в каждом человеке с рождения. Концепция становления также означает, что для достижения действительно высокого качества жизни человеку недостаточно руководствоваться только удовлетворением основных потребностей.

— Уникальность каждого человека

Каждый человек имеет свои уникальные черты и характеристики, но прежде всего уникальность его личного опыта собственной жизни, мыслей и чувств. Это означает, что при изучении когнитивной реальности в центре внимания находится личный опыт человека, а не экспериментально полученные данные, на основе которых объясняются поведенческие характеристики индивида. Этот пункт открыто бросал вызов бихевиоризму и фактическому отрицанию метода самонаблюдения (интроспекции) как научного и надежного.

Третий принцип (холизм) является дальнейшим развитием второго принципа и выступает за подход, который рассматривает личность не как сумму отдельных биологических компонентов, таких как поведенческие факторы, мысли, эмоции, части тела и т.д., а как целостное творение, в котором все эти факторы присутствуют, но являются лишь частью более важной и единой системы. Согласно этой логике, экспериментальное изучение каждого отдельного компонента само по себе не позволяет сделать какие-либо выводы о функционировании системы в целом. Все это означает, что целое не сводится к простой сумме своих частей, а представляет собой нечто большее, причем не только количественно, но и качественно (эмерджентность).

Четвертый принцип провозглашает примат гуманизма в природе человека. Идея заключалась в том, что природа человека добродетельна или, по крайней мере, нейтральна, а негативные явления обусловлены неудовлетворенными базовыми потребностями, а не врожденными инстинктами и вытекающими из них деструктивными влечениями, как утверждал Фрейд.

— По мнению Абрахама Маслоу, все ранее существовавшие подходы к изучению человеческого поведения основывались в основном на наблюдении за людьми с той или иной психической проблемой или патологией. Это привело к осуждению такой практики и к выводу, что результаты таких исследований и их применение ко всем людям в целом дают по меньшей мере односторонний взгляд на личность. Маслоу считает, что гораздо важнее изучать психически здоровых и самоактуализирующихся людей, и приходит к выводу, что на основе этого материала можно сделать более точные выводы о реальном функционировании человеческой психики.

Это пять тезисов, которые лежат в основе новой ориентации. Конечно, эти идеи изначально подверглись критике со стороны ученых, придерживавшихся строго научно-рационалистических принципов бихевиоризма и психоанализа. Гуманистическое движение обвиняли в расплывчатости и абстрактности, а также в излишнем идеализме, особенно когда речь шла о манифесте, согласно которому человек по своей природе обладает априорным гуманизмом. Несомненно, эта критика была обоснованной. С другой стороны, как ученые, основатели новой теории прекрасно понимали, с какими проблемами они сталкиваются при применении идей и принципов, которым они привержены. По этой причине Маслоу разработал целостную концепцию человеческих потребностей, и из этих потребностей возникли все те черты личности, которые противоречили более ранним теориям.

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий