В течение жизни люди приобретают опыт, новые знания, навыки и умения. Этот процесс по-научному называется интернализацией. Интернализация происходит по-разному, но результат всегда один и тот же — человек постепенно становится тем, кем он является сейчас.
Интериоризация: примеры механизма, этапы, применение
Интеррион — это переход от внешнего к внутреннему. Экстернализация является противоположностью этому. InterriƟonalisaƟon — это обучение, при котором взрослые рассказывают и показывают сразу, а дети повторяют и приносят то, что нужно, внутрь.
Впервые это понятие было введено французским ученым, но русский ученый Выготский изучил этот вопрос более подробно. Определение «интернализация» — это процесс, в ходе которого ментальные структуры человека формируются на основе жизненного опыта. В образовании интернализация означает обучение ребенка общению с помощью символов.
Механизм интериоризации
Ученый П.Я. Гальперин предполагает, что механизм интернализации происходит в шесть фаз:
- Для первого этапа характерной является мотивация или призыв со стороны взрослого.
- На втором этапе происходит ориентировочный момент, когда ребенок наблюдает за действием взрослого и анализирует его.
- Третий этап — материальный, когда малыш сам повторяет действия.
- На четвертом этапе ребенок уже проговаривает действия вслух.
- На пятом этапе происходит внутренняя речь, когда ребенок проговаривает действия про себя.
- Этап умственного действия отмечается уже шестым, когда весь мыслительный процесс у ребенка происходит с высокой скоростью
Наиболее распространенным является интернализация в процессе обучения, когда учитель должен обучить ребенка новому материалу и научить его выполнять различные действия в своей голове. Процесс интернализации не проходит мимо момента воспитания, когда в сознании ребенка формируется представление о правилах поведения. Во взрослой жизни этот процесс можно применить в отношениях между начальником и подчиненным, а также между обучающимся и его наставником.
Методы изучения
Интернализация может быть проведена с помощью различных методов из психологии и социологии:
- с помощью наблюдения;
- естественного эксперимента;
- тестирования;
- беседы.
К основным проблемам этого процесса относятся любые психологические и физиологические аномалии и поиск объективных методов исследования в психологии.
Понятие интериоризации в психологии
Французское слово «interior» переводится как «внутри». Интернализация — это передача чего-то извне внутрь. Это один из компонентов человеческой деятельности, который объединяет психические (внутренние) и физические (внешние) аспекты человеческой деятельности. Эта деятельность регулируется двумя взаимодополняющими процессами: интернализацией и экстернализацией. Экстернализация, в свою очередь, является обратной энергией — переходом от внутреннего к внешнему. От абстрактной мысли к физической реализации. Например, строительство объекта по заданному плану. Экстернализация и интернализация невозможны друг без друга. Они сопровождают человека не только в детстве, но и на протяжении всей жизни. Без интернализации невозможно, например, создать план строительства здания. Без экстернализации их невозможно применить на практике.
Термин «интернализация» был впервые использован французским социологом Эмилем Дюркгеймом. В его понимании этот термин означает связь между внутренним и внешним миром человеческой души. В то время этот термин был одним из элементов социализации. Преемники Дюркгейма, Пьер Жане, Жан Пиаже и Анри Валлон, развили его дальше как психологическую концепцию. Этот термин стали понимать как метафору внутренней психики взрослого человека для социального мышления, которое развивается вокруг него.
Понятие интернализации получило свое современное значение уже в советское время. Лев Семенович Выготский понимал его как один из важнейших факторов формирования человеческой мысли и души. Эта работа была дополнена и подробно продолжена его преемником Петром Гальпериным. Он назвал процесс интернализации «теорией постепенного формирования психических энергий». Первоначально эта теория относилась только к механизмам формирования мышления у маленьких детей, а термин «интернализация» понимался как синоним обучения и развития. Утверждение о том, что образование — это усвоение универсальных ценностей, актуально и сегодня. Современная наука распространяет результаты исследований этого процесса на психосферу людей всех возрастов.
Как работает интериоризация
В процессе интернализации у маленького ребенка:
- возникает и формируется мышление;
- создается структура психики;
- образуется и развивается личностное самосознание;
- интериоризованный ребенок как личность вливается в социум, формируются навыки взаимодействия с ним.
Таким образом, реальные вещи заменяются их мысленными названиями и символами. Ребенок учится работать с «культурными символами» — так Л. Выготский определял алгебраические символы, лингвистические формулы, географические карты, картинки и другие абстрактные понятия. Происходит интернализация ценностей. Ребенок развивается и усваивает знания, навыки, инструменты, правила и цели, выработанные окружающим обществом. Возникает индивидуальная внутриличностная система ценностей, которая взаимодействует с другими людьми и их системами ценностей в контексте социального участия.
Механизм интернализации работает:
- Этап мотивации предполагает формулировку задачи. Возникает к ней интерес и появляется желание ее решить. Это может быть, к примеру, разговор взрослого с ребенком о том, чем они вместе будут заниматься. Например, взрослый научит малыша считать с помощью кубиков.
- Этап ориентирования. При этом ребенку предоставляется пример того, что именно нужно делать. Малыш наблюдает и запоминает верную последовательность действий, приводящую к результату. К примеру, достать из коробки 2 кубика и потом добавить к ним еще 1, чтобы узнать счет до 3.
- Материальный этап предполагает повторение ребенком выученных действий, взаимодействие с материальными предметами, приводящее к тому же результату, как и в показанном примере. Ребенок передвигает кубики и через прямое подкрепление осваивает счет.
- Этап внешней речи. Малыш учится описывать материальные процессы словами. Ему уже не нужно видеть в реальности настоящие кубики, чтобы сосчитать до 3. Но ему все еще нужно, чтобы слова, сопровождающие счет, были произнесены.
- Этап внутренней речи не требует проговаривания вслух. Операция по подсчету воображаемых кубиков сопровождается мысленным проговариванием слов подсчета.
- Этап умственного действия происходит без какого-либо мысленного или иного произнесения фраз. Добравшись до того этапа, ребенок уже способен совершать простые действия (складывать числа и др.) быстро, не задумываясь, не представляя в воображении кубики, не проговаривая слова счета, сразу получая правильный ответ.
Только в коммуникации возможно осуществление процессов «интернализации» внешних явлений, объектов и действий. Самым важным инструментом в этом процессе является речевой акт. Пример интернализации, описанный выше, является живым доказательством этого факта. Успешная работа с информацией, понимание основных свойств вещей и явлений зависит от понимания слов и умения правильно их использовать. Именно через слова усваивается весь опыт человечества, накопленный за время его существования. В зависимости от возраста человека различают 3 типа интернализации.
- Начальная интериоризация подразумевает возникновение и становление сознания у новорожденного младенца. При этом ребенок сначала учится воспринимать и различать образы, в процессе игр и общения с родителями старается им подражать, повторяет действия людей, окружающих его. Постепенно такой способ обучения становится важной частью его психики.
- Школьная адаптация. Школа становится местом следующего вида интериоризации. Именно здесь проходит начальный этап социализации. Дети учатся смотреть на себя со стороны, взаимодействовать с ровесниками и другими людьми. При этом развивается самосознание. Присваиваются знания, которым обучается ребенок.
- Социальная адаптация. Эта разновидность применяется каждым человеком всю его жинь. Человек в любом возрасте постоянно взаимодействует с окружающими, беспрерывно учится у них чему-то новому.
В социальной адаптации выделяют три цикла в зависимости от близости социальных контактов:
- узкий первый круг составляют ближайшие родственники;
- в средний входят близкие друзья и дальние родственники;
- дальний состоит из соседей, коллег и знакомых.
Механизм интериоризации
Процесс интернализации состоит из нескольких этапов. Гальперин выделяет такие фазы:
- Формирование мотивационного компонента. В идеале — это естественный интерес ребенка к познанию, любопытство. Но побуждающим мотивом может быть и призыв к действию со стороны взрослого человека: “Давай построим дом из кубиков!”
- Формируется ориентировочное представление. Ребенок видит, как из 3-4 рядов кубиков прибавляется еще один и получается стена, затем взрослый берет башенку и устанавливает ее на стену.
- Материальная стадия. Малыш берет кубики и сам начинает их складывать.
- Стадия внешней речи. Ребенок, не видя кубиков, может обратиться к себе: “Давай строить дом”.
- Стадия внутренней речи. Ребенок в уме проговаривает фразу: “Давай будем строить дом.”
- Ребенок может быстро представить себе, какие именно ему нужны кубики и башенка, без предварительного проговаривания берет нужные.
Где применяется интериоризация — основные сферы
Интернализация — это процесс, который активно участвует в обучении детей и взрослых. Благодаря интернализации дети могут научиться выполнять умственные действия, например, считать, задавать вопросы.
Интернализация также используется в воспитании ребенка. Взрослый дает пример того, как правильно вести себя в определенной ситуации, как следует себя вести. Ребенок формирует образ мышления, который затем перерастает в образцы поведения.
Во взрослой жизни интернализация чаще всего используется в образовании между учителем и учеником, наставником и студентом. На рабочем месте руководитель может показать подчиненному пример выполнения определенной задачи — это тоже форма интернализации.
Методы изучения процесса интериоризации
Для изучения процесса интернализации используются различные методы:
- эксперимент в естественных условиях;
- тесты;
- беседа;
- наблюдение.
Они позволяют понять, в какой степени ребенок или взрослый усвоил полученные знания, может ли он применять их без помощи учителя, превращает ли он их в мыслительный акт.