Когнитивные стили. Когнитивные стили в психологии.

Содержание

Аддикты на практике обычно выбирают такие виды деятельности, в СМИ, предопределенные, фиксированные, они предпочитают коллективное выполнение заданий.

Когнитивный стиль в психологии

Раздел Психология
Искусство: реферат
Язык Русский
Дата добавления 26.04.2012
Размер 14,9 K

Студенты, аспиранты и молодые ученые, которые используют базу знаний для своей учебы и работы, будут очень благодарны.

Доступно на сайте http://www.allbest.ru/

Когнитивный стиль в психологии

Когнитивная психология Восприятие Информация

Когнитивный стиль, английский Когнитивный стиль (от латинского cognitio — знание и греческого stylos — палочка для письма) — это термин, используемый в когнитивной психологии для обозначения устойчивых особенностей мышления, восприятия информации и запоминания разных людей или предпочитаемого ими способа решения проблем.

Когнитивные стили формируются под влиянием общих правил структуры когнитивной области человека. Также наличие у человека определенных когнитивных стилей подтверждает наличие индивидуальных, специфических способов регуляции психической деятельности человека в его опыте. А.Н. Леонтьев говорил, что человеческое мышление характеризуется предвзятостью и тем, что активность мышления человека зависит от его субъективных переживаний (мотивов, потребностей, целей, эмоций, ценностей и т.д.).

Слово стиль можно найти в энциклопедических словарях, где становятся понятными два аспекта его значения:

Стиль — индивидуальный, специфический способ (метод, приемы) поведения, т.е. характеристика процесса действия,

стиль — совокупность характеристик конкретного автора, т.е. характеристика продукта деятельности.

Что в настоящее время понимается под когнитивными стилями: Это индивидуальные приемы, методы обработки информации из окружающей среды в виде индивидуальных различий в анализе, восприятии, структурировании, категоризации, оценке фактов. Более того, индивидуальные различия формируют особые формы когнитивной реакции, которые отличают группы людей друг от друга или делают их похожими друг на друга. То есть понятие когнитивного стиля используется в двойном смысле для обозначения индивидуальных различий в обработке информации и разных типов людей в зависимости от организации их когнитивной сферы. Когнитивные стили впервые были выделены как набор характеристик; они были отделены от индивидуальных различий в успешности психометрических тестов интеллекта (IQ); когнитивные стили рассматривались как аспекты личностной организации человека, а не только его психической сферы; когнитивные стили были представлены как форма психической деятельности высшего порядка, поскольку их основная функция заключалась не столько в предоставлении информации о внешних воздействиях, сколько в координации и регуляции основных когнитивных процессов С другой стороны, когнитивный смысл ранее рассматривался следующим образом: как структурная особенность когнитивной сферы, которая может говорить об особенностях ее организации и не имеет прямого отношения к особенностям ее содержания; как индивидуальный способ достижения когнитивного продукта, инструментальная особенность когнитивной деятельности, противопоставленная продуктивной особенности; когнитивный стиль описывается в контексте биполярного измерения (а в последнее время его стали называть квадруполярным), которое отличается от Между тем, почти все эти позиции были пересмотрены, опровергнуты и пересмотрены недавними эмпирическими результатами, демонстрирующими значимую связь между многими когнитивными стилями и интеллектом и необходимость рассматривать когнитивные стили в квадруполярном измерении. Кроме того, представлено влияние когнитивных стилей на такие личностные характеристики, как коммуникабельность, уверенность в себе и эффективность в решении сенсорных задач.

Подобные документы

Развитие когнитивных способностей человека. Функционирование и формирование наглядно-реалистического мышления. Изучение когнитивной деятельности с помощью моделирования. Джордж Келли как один из основателей когнитивной психологии.

Важные теории когнитивного развития личности в современной психологии, Л.С. Выготский, Дж. Брунер, М. Коул, Р. Кеган, а также влияние наследственности и среды. Стадии когнитивного развития в социогенетическом контексте (по Пиаже); влияние культуры.

Концепция когнитивного диссонанса. Противоречивые отношения между отдельными элементами в системе знаний человека. Пытается добиться соответствия требованиям. Основные причины когнитивного диссонанса и их смягчение. Когнитивный диссонанс в рекламе.

Проблема изучения восприятия в отечественной и зарубежной литературе. Особенности восприятия как когнитивного процесса, его виды и характеристики. Эмпирическое исследование особенностей восприятия в подростковом возрасте и на его этапах.

История, современное состояние и перспективы стилистического подхода в когнитивной психологии в связи с изучением особенностей когнитивного стиля личности — когнитивных стилей. Противоречия между «множественной» и «простой» позициями в их исследовании.

Моделирование когнитивных процессов в психологии. Типы когнитивных процессов и цель когнитивного моделирования. Функциональная диаграмма когнитивного процесса. Структура перцептивной модели в когнитивной психологии. Важность исследований в когнитивной психологии.

Социально-психологический подход к психологии социального познания. Теории когнитивной адаптации в психологии социального познания. Изучение зависимости изменений когнитивных способностей от специфики профессиональной деятельности человека.

  • главная
  • рубрики
  • по алфавиту
  • вернуться в начало страницы
  • вернуться к началу текста
  • вернуться к подобным работам

Полезависимость и поленезависимость

Первое появление этих стилей в науке относится к 1954 году и связано с именем американского психолога Г. Уиткина, который изучал взаимосвязь между проприоцептивными и зрительными ориентациями в перцептивной деятельности.

Эксперименты Виткина показали, что одни люди воспринимают поступающие данные через зрительные впечатления, а другие — через проприоцептивные впечатления, то есть на основе положения тела. Первая тенденция была названа полезависимой, вторая — поленезависимой.

Впоследствии под полевой зависимостью стали понимать способность выходить за пределы видимого поля, структурировать его и отделять отдельные элементы. При полевой зависимости все элементы видимого поля взаимосвязаны, и практически невозможно отделить детали от пространственного фона. Так, человек, который может быстро и правильно распознавать числа среди других, является полезависимым, а если он распознает их медленно и с трудом, то он полезависим.

По мере продвижения исследования стало очевидно, что способность успешно идентифицировать отдельные произведения из их многообразия связана с определенными умственными способностями, особенно невербальными. На этом основании они пришли к выводу, что существует общая характеристика когнитивного стиля, которую они назвали «способностью справляться с организованным контекстом». В зависимости от того, насколько сильно она выражена, они стали различать два подхода к области: активный (аналитический) и пассивный (глобальный).

Это позволяет сделать вывод, что полевая зависимость и полевая независимость отражают специфику выполнения перцептивных задач. Полевая зависимость характеризуется тем, что при выполнении перцептивных задач человек ориентируется на внешние источники информации и поэтому более восприимчив к влиянию окружающей среды, что создает определенные трудности. В случае множественной зависимости человек руководствуется внутренними источниками информации, поэтому он меньше подвержен влиянию контекста и с большей легкостью выполняет перцептивные задачи.

Рефлексивность и импульсивность

Эти когнитивные стили были определены в 1976 году другим психологом, Н. Коганом, когда он изучал умственную деятельность человека в ситуациях принятия решений, характеризующихся условиями неопределенности и когда человек должен рассмотреть различные альтернативы, чтобы сделать выбор.

Импульсивный человек всегда быстро реагирует на проблемные ситуации и принимает решения без тщательного обдумывания. Рефлексирующий человек, напротив, склонен реагировать медленно и принимает решения только после тщательной оценки и взвешивания всех «за» и «против». Кроме того, рефлексивные люди склонны использовать более эффективные методы решения проблем и успешнее применяют изученные стратегии в новых ситуациях.

Ригидность и гибкость

Эти когнитивные стили связаны с тем, легко или трудно человеку менять деятельность и информационную базу. Если человеку трудно измениться, его когнитивный контроль будет жестким и узким.

Термин «ригидность» был введен психологом Р. Кэттеллом в 1935 году и обозначает постоянное повторение одних и тех же движений, образов и мыслей при переходе от одного вида деятельности к другому.

Кэттелл отметил, что на практике это явление имеет совсем другие последствия. А чтобы определить, принадлежит ли человек к ригидному или гибкому когнитивному стилю, можно использовать вербальный цветовой тест Струпа, в котором испытуемого просят назвать цвета, используемые в словах, обозначающих эти цвета, но цвет, используемый в слове, и цвет, который он обозначает, отличаются друг от друга.

Полезависимость и поленезависимость

Первое появление этих стилей в науке относится к 1954 году и связано с именем американского психолога Г. Уиткина, который изучал взаимосвязь между проприоцептивными и зрительными ориентациями в перцептивной деятельности.

Эксперименты Виткина показали, что одни люди воспринимают поступающие данные через визуальные подсказки, другие — через проприоцептивные, то есть на основе положения тела. Первая тенденция была названа полезависимой, вторая — гендерно-зависимой.

Впоследствии гендерная зависимость понималась как способность выходить за пределы видимого поля, структурировать его и выделять в нем отдельные элементы. При полевой зависимости, с другой стороны, все элементы видимого поля взаимосвязаны, и практически невозможно отделить детали от пространственного фона. Так, человек, который может быстро и правильно распознавать числа среди других, является гендерно независимым, тогда как если она распознает их медленно и с трудом, она является полезависимой.

Далее исследование показало, что способность успешно выделять отдельные фигуры из их многообразия связана с определенными умственными способностями, особенно невербальными. Исходя из этого, исследователи пришли к выводу, что существует общая характеристика когнитивного стиля, которую они назвали «способностью выходить за рамки организованного контекста». В зависимости от того, насколько сильно она выражена, стали различать два подхода — активный (аналитический) и пассивный (глобальный).

Это позволяет сделать вывод, что полевая зависимость и полевая независимость отражают специфику выполнения перцептивных задач. Полевая зависимость характеризуется тем, что при выполнении перцептивных задач человек ориентируется на внешние источники информации и поэтому более восприимчив к влиянию окружающей среды, что создает определенные трудности. В случае множественной зависимости человек руководствуется внутренними источниками информации, поэтому он меньше подвержен влиянию контекста и с большей легкостью выполняет перцептивные задачи.

Рефлексивность и импульсивность

Эти когнитивные стили в 1976 году выделил другой психолог — Н. Коган, при изучении умственной деятельности человека в ситуациях принятия решений, характеризующихся неопределенностью, и где при выборе необходимо рассмотреть несколько альтернатив.

Импульсивный человек всегда быстро реагирует на проблемные ситуации и принимает решения без тщательного обдумывания. Рефлексирующий человек, напротив, склонен реагировать медленно и принимает решения только после тщательной оценки и взвешивания всех «за» и «против». Кроме того, рефлексивные люди склонны использовать более эффективные методы решения проблем и успешнее применяют изученные стратегии в новых ситуациях.

Ригидность и гибкость

Эти когнитивные стили связаны с тем, легко или трудно человеку менять деятельность и информационную базу. Если человеку трудно измениться, его когнитивный контроль будет жестким и узким.

Термин «ригидность» был введен психологом Р. Кэттеллом в 1935 году и обозначает постоянное повторение одних и тех же движений, образов и мыслей при переходе от одного вида деятельности к другому.

Кэттелл отметил, что на практике это явление имеет совсем другие последствия. А принадлежность человека к ригидному или гибкому когнитивному стилю можно определить с помощью вербального цветового теста Струпа, в котором испытуемого просят назвать цвета, используемые в словах, которые обозначают эти цвета, но отличаются от цвета, используемого при написании слова и обозначаемого им цвета.

1. Когнитивные стили как метакогнитивные способности

6.1 Когнитивные стили как метакогнитивные навыки Феномен «расщепления» полюсов когнитивных стилей с новой остротой ставит вопрос о природе стилевых параметров: являются ли когнитивные стили предпочтениями в способе обработки информации или определенным видом

Стили кодирования информации Стили кодирования информации — это субъективные средства, с помощью которых окружающий нас мир отображается в когнитивном опыте человека. Вопрос о существовании индивидуальных различий в стилях кодирования информации был впервые поднят

Стили переработки информации (когнитивные стили)

Стили обработки информации (когнитивные стили) Определение когнитивных стилей как индивидуально-специфических методов обработки информации об окружающей среде (анализ, структурирование, категоризация, прогнозирование и т.д.) неизбежно поднимает вопрос о том.

Стили размышления и решения проблем (когнитивные стили) Стили размышления и решения проблем (когнитивные стили) — это индивидуальные и различные способы распознавания и формулирования проблемной ситуации и поиска путей ее решения. Факты

Стили познавательного отношения к миру (эпистемологические стили)

Стили когнитивного отношения к миру (эпистемические стили) Эпистемические стили — это индивидуальные и специфические формы когнитивного отношения к миру и к себе как субъекту познавательной деятельности.Дж. Росс заявил, что каждый

35. формы или свойства? Возраст: 10 месяцевУровень сложности: среднийОбласть исследования: развитие речиЭкспериментДля проведения этого эксперимента подготовьте две пары одинаковых емкостей, например, соломинки или маленькие бутылочки. Они должны быть непрозрачными, чтобы не становиться прозрачными.

Импульсивность или рефлективность

Импульсивный человек быстро принимает решения, а альтернативные ситуации выбора распознает мгновенно. Ученики с такой характеристикой легко справляются с ситуациями, где требуется быстрая реакция, но допускают ошибки. Этих студентов следует поощрять думать дольше и не задавать вопросы сразу, даже если они готовы ответить. Работа для дополнительных экзаменов.

Те, кто склонен к задумчивости, делают несколько предположений о себе и проверяют их, прежде чем дать ответ. Студентам с таким когнитивным стилем следует давать больше времени на принятие решений, не обращая внимания на момент ответа. Они редко совершают ошибки.

Как это следует понимать? Последовательность картинок. Шестьдесят картинок предъявляются испытуемому одна за другой. Ясность проявляется в том, что испытуемый относительно быстро воспринимает исчезновение деталей на картинках, а сглаживание проявляется в отсроченном восприятии изменений в последовательных картинках или их игнорировании. Было установлено, что инсульт характеризуется такими чертами личности, как пассивность, консерватизм и отсутствие чувства соперничества.

Конкретная/ абстрактная концептуализация

О. Харви, Д. Хант и Г. Шредер проанализировали характеристики восприятия, связанные с различиями в степени конкретности/абстрактности. Полюс конкретности/абстракции фокусируется на когнитивных процессах, таких как дифференциация и ассоциация понятий. Полюс «конкретная концептуализация» не очень дифференцирован и показывает недостаточную интеграцию понятий.

Личность характеризуется возможными психологическими чертами: Склонность мыслить черно-белыми категориями, зависимость от престижа и авторитета, нетерпимость к неопределенности, стереотипные решения, ситуативное поведение, меньшая склонность мыслить в терминах гипотетических событий и т.д.

Напротив, полюс «абстрактная концептуализация» подразумевает как высокую дифференциацию, так и высокую интеграцию понятий. Аналогично, для «абстрактных» личностей характерна свобода от непосредственных особенностей ситуации, ориентация на внутренний опыт в проявлении физического и социального мира, склонность к риску, независимости, гибкости, творчеству и т.д. (Харви, Хант, Шредер, 1961).

Как его определить? «Я верю, что…» (Harvey, 1966; 1970): Испытуемого просят интерпретировать какой-либо аспект его собственного поведения или ситуации (например, «Я считаю, что моя мать…», «Я считаю, что правила…» и т.д.). Индекс оценки концептуализации: общая качественная оценка всех ответов по критерию их отнесения к одному из структурных уровней организации концептуальной системы.

Когнитивная простота или сложность

Полюс когнитивной простоты будет определять это понимание и интерпретацию имеющихся данных, охватывающих несколько различных источников потребления. Например, сообщая о разговоре о ком-то, человек с этой чертой характера обратит внимание на внешние данные и уже готовую информацию, не проводя глубокого анализа. Эти студенты хорошо справляются с заданиями с точными оценками ожидаемых результатов и четкими предположениями. Они любят математику больше, чем литературу и другие дисциплины, требующие учета, который не виден на первый взгляд. Детей, склонных к когнитивной простоте, следует знакомить с рабочими материалами, а также поощрять их к поиску скрытых связей.

Те, кто настроен на когнитивную сложность, воспринимают объект или информацию как единое целое и рассматривают все возможные связи, чтобы направить обсуждение. Студенты с таким когнитивным стилем хорошо справляются с заданиями, требующими глубокого анализа и выявления скрытых факторов. Однако они часто склонны фантазировать и приписывать произвольные свойства тому или иному объекту. Иногда им приходится прекращать рассмотрение определенных аспектов (когда это необходимо).

Как их можно идентифицировать? Чтобы выяснить, к какому полюсу относится тот или иной когнитивный стиль, дайте человеку задание на анализ. Например, проанализируйте стихотворение известного автора. Чем полнее, глубже и красочнее она, тем выше когнитивная устойчивость.

Все исследования когнитивных стилей обнаруживают базовое владение личностью. Однако не все крайности достигаются у всех людей и могут находиться в среднем диапазоне. Например, общественное потребление, ласкание и острие, степень которого зависит от ситуации. В этом случае, скорее всего, стиль будет поврежден тем или иным образом.

Спасибо, что прочитали эту статью. Каков ваш когнитивный стиль? Поделитесь с нами результатом.

Сканирующий или фокусирующий контроль

Этот когнитивный стиль описывает способность фокусировать и распределять внимание на представленных объектах. При управлении фокусом внимание фокусируется на детальном рассмотрении объекта. При сканировании внимание равномерно распределяется между несколькими объектами.

Этот стиль описывает способ запоминания информации. При нормализации лучше давать информацию небольшими дозами и в течение длительного времени, чтобы она могла запомниться в деталях. В резкости информация содержится в большом количестве, четко и подробно.

Рефлективность или импульсивность

Это характеризует способность быстро принимать решения, принимать мгновенные, но не безошибочные решения. Рефлексивность показывает качество распознавать предположения, проверять их и только потом реагировать. Импульсивный человек быстро принимает решения, а в ситуации, когда есть альтернативы, выбор делается немедленно.

Абстрактная концептуализация характеризуется ориентацией на внутренний опыт, развитым творческим мышлением, ограничением стереотипов, тенденцией к независимости и гибкости. Конкретная концептуализация показывает склонность к стереотипам, зависимость от мнения авторитетов, неспособность распознать гипотетические варианты, черно-белое мышление.

Когнитивная сложность или простота

Шкала когнитивной простоты или сложности указывает на количество критериев, используемых для интерпретации данных с целью вынесения суждения и понимания наличия скрытых взаимосвязей. Чем полнее воспринимаемая и рассматриваемая информация, чем полнее связи, тем интенсивнее сложность или простота мышления.

Описанные выше когнитивные стили позволяют нам понять, как человек воспринимает информацию. Все это в той или иной форме присуще каждому человеку. И при необходимости для каждого когнитивного стиля может быть разработана та или иная стратегия. Это требует регулярной тренировки мозга. Тренажеры Wikium эффективно развивают когнитивную сферу и помогают улучшить работу мозга и всех его функций.

Когнитивная лингвистика

. культуры и социального поведения людей, мировоззрения и целостной картины мира, которая создается в сознании; 2) люди, говорящие на разных языках, создают разные образы мира и поэтому являются носителями разных. и ограничивает когнитивные способности людей. По мнению Л. Вайсгербера, язык — это сеть, которую человек протягивает через внешний мир в процессе познания, т.е. человек знает и делает.

Скрининговый тест на свободные предметы (Гарднер) используется в диагностических целях.

Человеку предлагают определенное количество реальных предметов и просят рассортировать их так, как ему кажется правильным. В «Аналектах» (при узком диапазоне эквивалентности) выделяется большое количество различных категорий, каждая из которых имеет несколько объектов. Пластик образует несколько групп, но каждая «куча» содержит большое количество предметов. Поскольку работать с реальными объектами не всегда удобно, для тестовых изменений используются карточки с именами.

Когнитивная простота — когнитивная сложность

Этот когнитивный стиль описывает, как человек ориентируется в мире. Когда мы оцениваем любой объект, мы пытаемся отнести его к различным категориям. У нас есть много разных «линеек», которые мы используем для различения разных объектов.

Есть люди, которые рисуют предметы через большое количество линеек: У них очень сложная система внутренней категоризации. Другие оценивают объект по ограниченному числу критериев: «черный — белый», «хороший — плохой», «опасный — полезный». Это когнитивная простота.

Предполагается, что когнитивная сложность возрастает с возрастом.

Стиль происходит непосредственно из теории структур личности Джорджа Келли.

Примеры похожих учебных работ

Бердяев Н. О назначении человека. Опыт парадоксальной этики

. живых существ на основе опыта, а опыт не допускает такого сравнения. Соответственно, чтобы показать человеку его ранг в системе. И в этом смысле человек хорош по своим врожденным обязанностям (по природе); но, как показывает нам опыт.

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

. рассмотрим, насколько сложен человеческий организм по своей видимой структуре. Все виды материи с различной степенью разреженности и огненности. необходимый опыт и знания для беспрерывной собственной жизни в бесконечности. Для лучшего понимания они пытались разделить людей на .

Познавательные стили и творчество

. когнитивные стили», то есть индивидуальные различия в способах обработки и особенностях восприятия, анализа, категоризации и воспроизведения информации. Сегодня понятие «когнитивный стиль» встречается у разных людей. Возможно.

Особенности стиля мышления у старших школьников

. когнитивные стили». В отечественной психологической литературе термин «когнитивный стиль». Разными авторами термин «стиль» стиль — это «проявление высших качеств индивидуальности человека». В философских источниках термин «стиль» .

ПсихологическиЙ АНАЛИЗ стилЯ принятия решений

. процессы соответствующей когнитивной рефлексии, но она регулирует как эту рефлексию, так и деятельность человека в целом, т.е. когнитивные процессы, вовлеченные в реализацию принятия решений. Когнитивные стили оцениваются по .

  • Индивидуальная работа Особенности стиля саморегуляции поведения
  • учебник III.Стили педагогического общения
  • Конспект лекций Общая психология. Конспект лекций
  • Научные и учебные работы Тема 7: Когнитивное направление в психологии развития
  • Научные и учебные работы В задачи логопсихологии входит:
  • курсовая Влияние стиля родительского воспитания на формирование и развитие эмоционально-волевой сферы ребенка
  • Методические материалы Тема 1. Общая характеристика психологии как науки
  • учебник Тема 2. Группа как социально-психологический феномен
  • Методические материалы Психические состояния. Исторический аспект.
  • доклад Индивидуальный стиль профессиональной деятельности
  • Деловой стиль общения
  • Психологическая характеристика стилей управления
  • Возрастная психология
  • Гендерная психология
  • Конфликтология
  • Криминальная психология
  • Самосовершенствование
  • Экспериментальная психология
  • Социальная психология
  • Семейная психология
  • Психофизиология
  • Психотерапия
  • Психология философии
  • Психология труда
  • Психология рекламы
  • Психология общения
  • Психология личности
  • Психодиагностика
  • Психокоррекция
  • Практическая психология
  • Популярная психология
  • Политическая психология
  • Педагогическая психология
  • Патопсихология
  • Организационная психология
  • Общая психология
  • Медицинская психология
  • Клиническая психология
  • История психологии
  • Cтресс
  • Гипноз

Свежие записи

  • Особенности психологии как науки и ее задачи
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2
  • Психиатрия — Билеты с ответами
  • Психология профессионализма. 2011/12
  • Биографии психологов
  • Учебные пособия
  • Методические материалы
  • Рефераты
  • Курсовые работы
  • Конспекты лекций
  • Тесты и методики
Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий