Все возрастные кризисы жизни: от 1 до 40-60 лет. Возрастной кризис это в психологии.

Кризисы в младенчестве, на третьем году жизни и в подростковом возрасте называются тяжелыми кризисами. Именно в эти моменты происходит реструктуризация отношений между ребенком и обществом. Другие кризисы менее масштабны. Они менее заметны со стороны и характеризуются ростом независимости и способностей. Однако во время кризиса дети часто бывают негативными, непослушными и упрямыми.

Возрастные кризисы: от новорожденного до подростка

Возрастной кризис — это поворотный момент, определяемый переходом от одного этапа жизни к другому. Это специфическая ситуация, характеризующаяся изменениями в психофизиологических характеристиках и эмоциональной сфере человека. Это срыв, переход от привычного к новому. В целом, возрастные кризисы — это пожизненный процесс, который начинается с момента рождения и является признаком роста и развития личности.

Для некоторых людей кризисы являются трудными и болезненными и приводят к корректировке их взглядов на жизнь и быт; для других они проходят гладко и незаметно. Однако цель возрастного кризиса состоит в том, чтобы человек стал мудрее и взрослее, научился видеть себя и привычные вещи и ситуации по-новому. Это своего рода проверка на зрелость и способность преодолевать трудности.

Основные возрастные кризисы

Теперь назовем наиболее важные периоды, сопровождающие возрастной кризис:

  • кризис новорожденного;
  • кризис 1 года;
  • кризис 3-х лет;
  • кризис 5 лет;
  • кризис 7 лет;
  • подростковый возраст;
  • кризис 16-20 лет (юность);
  • кризис 30 лет;
  • кризис 40-45 лет;
  • кризис 60-70 лет

Каждый возраст имеет свои особенности и свои проблемы, с которыми сталкивается человек, и кризис является результатом этого.

Возрастной кризис – это важно!

Если возрастной кризис не проходит и не формируются необходимые новые духовные образования, человек не меняется, то есть не растет. Их личностный рост и развитие останавливаются. Это может привести к недопониманию и конфликтам в семье и на работе и стать причиной отсутствия профессионального развития. Вот почему так важно, чтобы возрастной кризис был продуктивным, давал возможность выйти на новую ступень развития и привести к изменениям в личности.

Рождение ребенка — это, прежде всего, изменение жизненных обстоятельств. Ребенок переходит из привычной среды, где он был защищен от внешних воздействий, в совершенно новый мир. Конечно, такие серьезные изменения требуют корректировки, которую делает новорожденный.

Следующим важным этапом первого года жизни является развитие доверия или недоверия к окружающему миру. Если отношения с близким взрослым (родителем, бабушкой, дедушкой, няней или опекуном) дают ребенку чувство безопасности и доверия, он будет открыт миру и обучению до конца своей жизни. Ребенок, который провел первый год с воспитателями и эмоционально стабильными взрослыми, станет активным исследователем с большим познавательным интересом.

Если в течение первого года жизни ребенок не испытал хорошего эмоционального взаимодействия, привязанности, заботы и доверия к миру, дальнейшее развитие будет направлено на преодоление страхов и обретение чувства безопасности.

У такого ребенка может больше не хватать энергии для активного изучения мира, что в конечном итоге негативно скажется на его мыслительных процессах и интеллектуальном развитии. Если родители обратят внимание на трудности в адаптации к обществу и снижение познавательного интереса до школы, психологическая работа будет эффективной.

Детский возраст – проблемы и ориентиры

У детей кризисы также связаны с определенными изменениями в поведении, приобретением новых навыков и познанием окружающего мира. Лев Выготский 1, советский психолог и основатель культурно-исторической школы в психологии, назвал самые популярные возрастные кризисы детства:

  • кризис новорожденного — отделяет эмбриональный период развития от младенческого возраста;
  • кризис 1 года — отделяет младенчество от раннего детства;
  • кризис 3 лет — переход к дошкольному возрасту;
  • кризис 7 лет — соединительное звено между дошкольным и школьным возрастом;
  • кризис подросткового возраста (13 лет).

Оказывается, маленький человек, который только что родился, уже переживает кризис. Однако у психологов существуют разные мнения по поводу дальнейших кризисов у детей. А. Леонтьев утверждает: «На самом деле, кризисы отнюдь не являются неизбежными спутниками психического развития ребенка. … Кризиса вообще не может быть, потому что психическое развитие ребенка — это не спонтанный, а логически управляемый процесс — управляемое воспитание «2.

Кризисы у детей в большей степени зависят от возраста, чем у взрослых, поскольку они связаны с развитием когнитивных способностей и личностных особенностей.

У детей до 7 лет судороги в основном связаны со стремлением к независимости, которое сопровождает развитие когнитивных потребностей и связанных с ними запретов взрослых.

Однако примерно в возрасте от 7,5 до 8,5 лет у ребенка развивается так называемое чувство психологической автономии (позднее подростки студенческого возраста часто испытывают подобное чувство). Самое сложное для родителей — определить степень самостоятельности, в которой нуждаются их дети во время этих возрастных кризисов. Серьезные нарушения личных границ детей и серьезные ограничения их попыток исследовать мир и принимать самостоятельные решения часто приводят к печальным последствиям во взрослой жизни.

По мнению психологов, такие дети обычно вырастают очень нерешительными, несведущими и застенчивыми людьми, неконкурентоспособными на рынке труда, неприспособленными к взрослой жизни и избегающими брать на себя ответственность за свои поступки. Поэтому самый важный совет — находить компромиссы с ребенком, развивать умение договариваться, обосновывать запреты и, прежде всего, проявлять уважение и внимание к детям, их желаниям и решениям.

Подростки – переход во взрослую жизнь

Первый более или менее «взрослый» кризис называется подростковым. Эрик Эриксон, автор эго-теории личности, называет возраст от 12 до 18 лет возрастом, когда человек наиболее подвержен влиянию стрессовых ситуаций и возникновению кризисных ситуаций 3. Юноши и девушки стоят перед выбором — профессия, идентификация с социальной группой.

Типичный пример из истории — различные неформальные движения (хиппи, панки, готы и многие другие), мода которых время от времени меняется, но часть остается постоянной, или группы по интересам (различные виды спорта, музыка).

Подростковый кризис — это фаза, сопровождающаяся чрезмерной родительской заботой и контролем. Она также сопровождается запретами, борьбой из-за попыток их преодолеть и многим другим. Все это мешает ребенку узнать себя и открыть качества, которые отличают его как личность.

В это время возрастает риск употребления наркотиков и алкоголя, поскольку для подростков это не только средство «вписаться» в общество, но и способ снятия постоянного эмоционального напряжения. Из-за гормональных колебаний и других физиологических изменений в организме молодые люди постоянно испытывают избыток эмоций, причем их настроение меняется по сто раз на дню.

В это время также появляются мысли о будущем, что вызывает дополнительный стресс как у мальчиков, так и у девочек. Кем я хочу быть и чем заниматься во взрослой жизни? Как я найду свое место под солнцем? К сожалению, школьная система не только не помогает ответить на эти вопросы, но и усугубляет кризис выбора, устанавливая конкретные сроки для этого процесса.

Среди зарубежного опыта интересны примеры подростков в Южной Корее и США. Однако в первой стране они не склонны к оптимизму. Там перспективными для рынка труда считаются только выпускники некоторых наиболее престижных университетов. По этой причине нередко молодые люди доводят себя до истощения и нервного срыва (а зачастую и до самоубийства) из-за предстоящего окончания школы и получения образования. Эта проблема побудила медицинских работников бить тревогу и решать ее на национальном уровне.

Американские подростки и их родители, напротив, придерживаются более разумного подхода — в этом возрасте нормально не знать точно, чего ты хочешь. Именно поэтому многие подростки берут год после окончания школы, чтобы попутешествовать, поработать, получить новый опыт и принять правильное решение для себя без давления со стороны.

В бывшем Советском Союзе до сих пор нередко родители сами решают, в каком университете и по какой специальности будут учиться их дети.

Результат легко предсказать: Навязанная профессия может оказаться совсем не тем, о чем мечтал абитуриент. Сценариев может быть гораздо больше, но большинство из них не помогают молодому человеку проводить учебное время с пользой и самоопределением.

В США составлен список наиболее популярных кризисных причин, по которым подростки бросают школу: Алкогольная и наркотическая зависимость, беременность, потеря интереса к учебе, финансовые трудности, издевательства со стороны сверстников, сексуальные домогательства, проблемы с психическим здоровьем и семейные проблемы/насилие.

Принятие подростком собственной внешности также связано с кризисом идентичности. Для девушек этот момент может быть особенно напряженным — сравнение себя с кумирами и глянцевыми журналами угнетает и может привести к расстройствам пищевого поведения. К сожалению, молодые девушки — самые частые пациентки клиник анорексии.

«Четверть века» и новые вопросы»

Следующий возрастной кризис — это то, что ученые называют 20-25 (по другим классификациям — 30) лет. Упомянутый выше Эрих Эриксон 3 называет это «ранней зрелостью», потому что к этому времени молодые люди уже начинают задумываться о других судьбоносных решениях в своей жизни — построении карьеры, создании семьи, а также подведении первоначальных итогов.

Основные темы самоопределения, самоактуализации и потребности в самоуважении остаются прежними. Абрахам Маслоу, известный американский психолог и основатель гуманистической психологии, считал, что стремление к самоактуализации является ключом к психическому здоровью 4.

В целом, он описал самоактуализацию как процесс личностного роста и развития, путь этого роста и результат этого роста. Он считал последнее прерогативой зрелого возраста, а психолог относил начало самого процесса к молодости.

Кризис 30-летних теперь «подкрался» к более раннему возрасту, но сегодняшнее поколение 30-летних называют «поколением Питера Пена» из-за их нежелания расти, в то время как 25-летние переживают кризис самореализации в полной мере.

В это время неизбежен поиск себя, без сравнения с другими — будь то собственное окружение или герои любимых фильмов и сериалов того же возраста. Однако существует искушение взять образец для подражания или, наоборот, отвергнуть все принятые нормы. В обоих случаях конструктивного решения нет, потому что рано или поздно вам придется принять собственное решение, и чем позже, тем больше вероятность того, что кризис затянется.

Знак четвертого века в сегодняшней реальности сместил проблемы бывших 30-летних в свою сторону. Многие жизненные ценности и возможности значительно изменились за последние 15-20 лет.

До 25 лет молодые люди успевают поработать по многим специальностям, потому что традиция не менять работодателей десятилетиями уже ушла в прошлое (если не считать, например, японскую социальную модель). Но они остаются неудачниками — где они хотят остаться? Именно здесь может быть полезно составлять списки и расставлять приоритеты — как в жизни в целом, так и в конкретных областях. Это облегчает постановку конкретных целей и определение шагов по их достижению. Это будет самым важным шагом на пути к самореализации.

Кроме того, в это время часто усиливаются чувства одиночества, экзистенциальной пустоты и социальной изоляции, которые связаны с описанными выше проблемами самореализации и самоопределения. Самый важный совет, который психологи дают 25-летним, — не сравнивать себя с другими.

Это дзен, потому что в век социальных сетей, где каждый публикует лучшие моменты своей жизни, трудно считать этот навык суперспособностью. Самое главное — понять и показать то, что нужно и интересно именно вам, а не то, что навязывает вам ваше окружение, друзья или родственники. Это поможет вам разобраться со своими мыслями и определить дальнейшую траекторию движения — от пересмотра своих увлечений и привычек до покорения профессиональной лестницы.

Жизненный кризис третьего триместра обычно является переоценкой ценностей и первым пересмотром, который не приводит к клинической депрессии, а является трамплином для новых начинаний и авантюр.

Причины появления

Причина кризисов кроется в противоречиях между новыми потребностями, которые больше не удовлетворяются, и текущими или прошлыми обстоятельствами. Каждая фаза возрастного развития несет в себе импульс для будущих изменений и роста — это основа для формирования личности.

Внимание. В каждый кризисный период возрастает несоответствие между ограниченными возможностями, новыми потребностями и социальным опытом (реакцией родственников). Это несоответствие сегодня рассматривается психологами как движущая сила развития психики.

Как понять, что наступил кризис возраста

Кризис старости наступает внезапно и также внезапно исчезает. Преодоление кризиса связано с созданием новых социальных отношений с окружающей средой, которые могут быть продуктивными или деструктивными.

Изменения в поведении ребенка – признак начала кризиса

Изменения в поведении ребенка — признак начала кризиса

Признаки кризиса:

  • меняется поведение;
  • возникает желание бросить хорошую работу;
  • необъяснимые приступы депрессии при выполнении задач, которые раньше делали человека счастливым;
  • смена привычек – занятия, которые раньше приносили удовольствие, теперь скучны.
  • раздражительность или неожиданный гнев;
  • человек покидает (умственно или физически) семью или чувствует себя в ловушке текущих семейных отношений;
  • смотрит в зеркало и больше не узнает себя;
  • стремление к физически свободному течению, движению (бег, езда на велосипеде, танцы, быстрые красные спортивные автомобили, прыжки с парашютом и др.);
  • изучение нового;
  • изменение режима сна (как правило, меньше);
  • появляются мысли о смерти, о ее природе;
  • внешние изменения.

Возможно ли преодоление

Большинство психологов считают, что кризис является основной предпосылкой для личностных изменений, которые могут быть как позитивными, то есть конструктивными, созидательными и объединяющими, так и негативными, то есть деструктивными и разрушительными.

Психология говорит, что справиться с кризисом можно и в одиночку, но лучше обратиться за помощью к близким людям. Родители могут помочь своему ребенку. Для этого нужно войти во внутренний мир подростка, выяснить, что его интересует, узнать о его музыкальных предпочтениях, стиле одежды и мировоззрении. Взрослого, находящегося в кризисной ситуации, могут поддержать семья и друзья.

 Кризисы взросления

«Четверть века» и новые вопросы

Следующий возрастной кризис — это то, что ученые называют 20-25 (по другим классификациям — 30) лет. Упомянутый выше Эрих Эриксон 3 называет это «ранней зрелостью», потому что к этому времени молодые люди уже начинают задумываться о других судьбоносных решениях в своей жизни — построении карьеры, создании семьи, а также подведении первоначальных итогов.

Основные темы самоопределения, самоактуализации и потребности в самоуважении остаются прежними. Абрахам Маслоу, известный американский психолог и основатель гуманистической психологии, считал, что стремление к самоактуализации является ключом к психическому здоровью 4.

В целом, он описал самоактуализацию как процесс личностного роста и развития, путь этого роста и результат этого роста. Он считал последнее прерогативой зрелого возраста, а психолог относил начало самого процесса к молодости.

Кризис 30-летних теперь «подкрался» к более раннему возрасту, но сегодняшнее поколение 30-летних называют «поколением Питера Пена» из-за их нежелания расти, в то время как 25-летние переживают кризис самореализации в полной мере.

В это время неизбежен поиск себя, без сравнения с другими — будь то собственное окружение или герои любимых фильмов и сериалов того же возраста. Однако существует искушение взять образец для подражания или, наоборот, отвергнуть все принятые нормы. В обоих случаях конструктивного решения нет, потому что рано или поздно вам придется принять собственное решение, и чем позже, тем больше вероятность того, что кризис затянется.

Знак четвертого века в сегодняшней реальности сместил проблемы бывших 30-летних в свою сторону. Многие жизненные ценности и возможности значительно изменились за последние 15-20 лет.

До 25 лет молодые люди успевают поработать по многим специальностям, потому что традиция не менять работодателей десятилетиями уже ушла в прошлое (если не считать, например, японскую социальную модель). Но они остаются неудачниками — где они хотят остаться? Именно здесь может быть полезно составлять списки и расставлять приоритеты — как в жизни в целом, так и в конкретных областях. Это облегчает постановку конкретных целей и определение шагов по их достижению. Это будет самым важным шагом на пути к самореализации.

Кроме того, в это время часто усиливаются чувства одиночества, экзистенциальной пустоты и социальной изоляции, которые связаны с описанными выше проблемами самореализации и самоопределения. Самый важный совет, который психологи дают 25-летним, — не сравнивать себя с другими.

Это дзен, потому что в век социальных сетей, где каждый публикует лучшие моменты своей жизни, трудно считать этот навык суперспособностью. Самое главное — понять и показать то, что нужно и интересно именно вам, а не то, что навязывает вам ваше окружение, друзья или родственники. Это поможет вам разобраться со своими мыслями и определить дальнейшую траекторию движения — от пересмотра своих увлечений и привычек до покорения профессиональной лестницы.

Жизненный кризис третьего триместра обычно является переоценкой ценностей и первым пересмотром, который не приводит к клинической депрессии, а является трамплином для новых начинаний и авантюр.

Средний возраст как флешбек. Кризис среднего возраста

Это, пожалуй, самый популярный кризис, нашедший выражение в искусстве — о кризисе среднего возраста написано множество художественных книг, сняты фильмы, поставлены спектакли (даже Зожник не обошел его вниманием — мы опубликовали «Как преодолеть кризис среднего возраста»). Об этом существует множество клише: от покупки неоправданно дорогих спортивных автомобилей до отношений с молодыми партнерами и попыток утопить свою печаль в алкоголе.

Сам термин «кризис среднего возраста» был введен в психологию канадским исследователем Эллиотом Жаком для обозначения этапа жизни между 40 и 60 годами, когда человек начинает пересматривать прошлое и теряет интерес к происходящему вокруг; образно говоря, все теряет краски.

Карл Густав Юнг в своем докладе «Веха жизни «5 даже предложил создать специальные школы для 40-летних, чтобы подготовить их к жизни в будущем, поскольку, по его мнению, невозможно прожить вторую половину жизни по тому же сценарию, что и первую.

Самой большой ошибкой, по мнению Юнга, является привычка оглядываться назад: «… для большинства людей слишком многое остается нереализованным — часто даже возможности, которые они не смогли бы использовать, даже если бы захотели — и поэтому они переступают порог старости с несбывшимися ожиданиями, которые невольно заставляют их оглядываться назад. Для этих людей оглядываться назад особенно вредно. Вместо этого им нужна перспектива, точка отсчета для будущего. … Я обнаружил, что целенаправленная жизнь в целом лучше, богаче и здоровее, чем бесцельная, и что лучше идти вперед со временем, чем назад против времени.

Фильм «Красота в Америке» прекрасно иллюстрирует все клише кризиса среднего возраста. Фильм вызвал большой ажиотаж в то время и в 1999 году был удостоен пяти статуэток «Оскар», в том числе за лучший фильм года.

Возрастные границы кризиса среднего возраста неразличимы, поскольку зависят от различных факторов — например, от экономического статуса, профессионального успеха, личной жизни, увлечений и других социокультурных факторов.

Навязанные обществом стереотипы также работают против людей, переживающих этот кризис (как и предыдущие кризисы, такие как кризис подросткового возраста и кризис четвертого века). Современный российский ученый О. Хухлаева 6 называет такие стереотипы:

  • последствия «культа молодости»;
  • негативный стереотип старости;
  • стереотипное отношение к детским качествам как к негативным;
  • убеждение в том, что счастливая жизнь – обязательно материально и социально успешная;
  • необходимость активного освоения в первой половине жизни социальных ролей.

Современный «культ молодежи» связан не только с внешностью и привлекательностью (хотя и это становится препятствием для женщин), но и с проявлениями так называемого возрастного расизма — возрастной дискриминации.

Людям среднего возраста часто бывает проблематично сменить работу — где-то их считают недостаточно активными, где-то — слишком квалифицированными (в английском языке для этого есть даже специальный термин — overqualified), что означает, что, несмотря на богатый опыт, образование, дополнительные навыки и другие выдающиеся достижения, потенциальный работник просто … не нанимается. Ведь ему платят в соответствии с его квалификацией и навыками, а на вакантное место можно нанять более молодого, менее квалифицированного, но легко обучаемого сотрудника. Это экономит деньги компании.

Даниил Эльконин: «большие» и «малые» кризисы возрастного развития

Российский психолог и педагог Даниил Эльконин (1904-1984) предложил периодизацию кризисов развития детей. Хотя его периодизация во многом основана на выводах Выготского, Эльконин подробно описал многие важнейшие моменты.

В «кризисной структуре» Эльконина предлагается деление на эпохи развития, которые в свою очередь подразделяются на периоды. Переходы от одного сезона к другому сопровождаются «крупными» кризисами, а переходы между периодами — «мелкими» кризисами. Приход человека в этот мир ознаменован кризисом нового рождения, а затем жизнь ребенка делится на 3 сезона и 6 периодов.

Период раннего детства (до 3 лет):

  • Младенчество (2-12 мес.) и «малый» кризис первого года жизни, когда ребенок начинает ходить и исследовать окружающий мир.
  • Ранний возраст (1-3 года) и «большой» кризис 3 лет, когда идет усиление автономии ребенка, что кратко можно описать словами «я сам».

Детский возраст (от 3 до 11 лет):

  • Дошкольный период (3-7 лет) и «малый» кризис (6-7 лет), предопределенный началом школьного периода жизни.
  • Период младшего школьного возраста (7-11 лет) и «большой» кризис по его окончании, когда идет перестройка отношений со старшими и появляется первое ощущение «взрослости».

Подростковый возраст (от 12 до 17 лет):

  • Период среднего школьного возраста (12-15 лет) и «малый» кризис (15 лет), когда формируются собственная идентичность, собственное «эго» и самосознание.
  • Старший подростковый возраст (15-17 лет) и «большой» кризис (17 лет), знаменующий конец эпохи подросткового возраста и начало взрослой жизни.

Такое разделение временных периодов может показаться кому-то сомнительным, но это мнение одного ученого. Напомним, что мы обещали представить различные взгляды на проблему. Более подробно изучить оценку возрастного роста поможет таблица, составленная на основе работы Эльконина:

Отметим, что у Эльконина есть такое понятие, как «период новообразования». Это именно те изменения, которые, накопившись до критической массы, делают невозможным функционирование личности в прежнем виде и объективно требуют изменений и нового уровня.

Отметим также, что Даниил Эльконин формулирует понятие лидерского типа деятельности и что наступающие кризисы возрастного развития во многом связаны со сменой лидерского типа деятельности. Тем, кто хочет глубже понять концепцию Даниила Эльконина, следует изучить его «Избранные психологические труды» Д. Эльконина, 1989.

Как мы уже отмечали, возрастные кризисы затрагивают не только детей и подростков, но и взрослых, уже достигших зрелости. Давайте обсудим и этот аспект темы.

Дэниел Левинсон: кризисы возрастного развития личности

Американский психолог Дэниел Левинсон (1920-1994) сосредоточился на изучении кризисов взрослых. В целом, Левинсон выделяет 4 фазы в жизни человека:

  • До 17-22 лет – «предвзрослость».
  • До 40-45 лет – этап «ранней» взрослости.
  • До 60-65 лет – этап «средней» взрослости.
  • После 60-65 лет – этап «поздней» взрослости.

Как видите, границы несколько расплывчаты и произвольны, потому что все люди разные и по-разному проходят различные этапы своего жизненного пути. Тем не менее, общие закономерности можно выявить практически у всех людей, а кризисы — это моменты перехода от одного этапа жизни к другому.

Кризисы возрастного развития (по Левинсону):

  • При переходе к «ранней» взрослости.
  • При переходе 30-летнего рубежа (примерно в 28-33 года).
  • При переходе к «средней» взрослости (примерно в 40-45 лет).
  • При переходе 50-летнего рубежа (примерно в 50-55 лет).
  • При переходе к «поздней» взрослости (примерно в 60-65 лет).

Согласно концепции Левинсона, кризисы возникают только тогда, когда человек испытывает концептуальные трудности в один из переходных моментов. Например, когда происходит переоценка ценностей, жизненных ориентиров или крушение юношеских надежд.

Интересно, что Дэниел Левинсон изучал кризисы развития мужчин и женщин отдельно. Он пришел к выводу, что у женщин меньше возрастных кризисов, чем у мужчин. Но для женщин кризисы чаще связаны с такими событиями, как замужество, рождение детей, разлука с родителями, особенно с матерью.

Вы сможете увидеть разницу более четко, если прочитаете книгу «Сезоны жизни человека» Д. Левинсона, К. Дэрроу, 1979. А также книга «Сезоны жизни женщины» Д. Левинсон и др. 1996 г. Исследование Левинсон, кстати, вдохновило многих продолжателей, изучавших эту тему.

Гейл Шихи: кризисы возрастного развития и немного автобиографии

Американскую писательницу, исследователя и журналиста Гейл Шихи можно считать наиболее ярким последователем идей Левинсона. Она решила проверить идеи Левинсона в своей собственной автобиографии и обнаружила, что они в значительной степени подтвердились.

Результатом обширных исследований ее собственной биографии и биографий многих других людей, с которыми она контактировала как журналист, стали около пятнадцати книг, самой известной из которых в русскоязычном мире является «Возрастные кризисы Шихи» (1999). А уточненная версия «критической журналистики» выглядит следующим образом:

  • Кризис «отделения» от родителей (20-22 года) и перехода к «ранней» взрослости, когда происходит осознание своих жизненных и профессиональных планов и создание семьи.
  • Кризис 30-летия и перехода к «средней» взрослости, связанный с анализом разрыва между желаемым и действительным, переживаниями по этому поводу, коррекцией планов на жизнь, переоценкой ценностей.
  • Период после 30 лет, наполненный заботой о материальном благосостоянии, реализацией карьерных устремлений, формированием социальных связей.
  • Кризис середины жизни, он же кризис 40-летия, он же «кризис среднего возраста», сопровождаемый разладом внутреннего мира и изменением отношения к окружающей действительности.

Как видите, эта классификация в некоторой степени смешивает моменты кризиса и периоды относительной стабильности, но в целом исследование можно считать очень интересным.

Выготский уже говорил, что идеально адаптированный ребенок не развивается. Взрослый человек буквально невосприимчив к такому застою — как только он в какой-то степени освоился в жизни, наступает кризис, требующий перемен. За этим следует относительно длительный период спокойствия, который в свою очередь сменяется новым кризисом. Если кризис заставляет человека расти, то что такое рост? Обычно его понимают как прогресс, как улучшение. Однако существует феномен патологического роста — регресс. Напротив, мы говорим о росте, который влечет за собой изменения более высокого рода. Почти все люди обязательно проходят через какие-то кризисы, но кризис среднего возраста часто заводит человека в тупик и поворачивает его развитие вспять. Суть кризиса хорошо передает китайский иероглиф, который содержит сразу два термина: Опасность и возможность.

Психологи выявили общие возрастные модели кризисов, которые позволяют нам не только заранее подготовиться к ним, но и успешно пройти каждый этап и полностью справиться с задачами этого возраста. Буквально на каждом возрастном этапе неизбежно приходится принимать решение, которое определяется преимуществом общества. Решая задачи, человек проживает свою жизнь в большем процветании. Однако если человек не находит решения, у него возникает ряд проблем, которые уже носят острый характер и требуют решения, иначе существует не только опасность возникновения невротических состояний, но и опасность сбиться с жизненного пути. В каждой фазе существуют так называемые нормативные кризисы, некоторые из которых, например, кризисы 20 и 25 лет, довольно плохо описаны, а другие, кризисы 30 и 40 лет, известны практически всем. Своей репутацией эти кризисы обязаны своей зачастую неограниченной разрушительной силе, когда внешне благополучный человек вдруг начинает резко менять свою жизнь, совершать необдуманные поступки, связанные с крушением прежних представлений, на которые он опирался.

Возрастные кризисы у детей легко наблюдаются и требуют внимания со стороны родителей, поскольку если один кризис не удается преодолеть, он накладывается на следующий. Кризисы детства оказывают особенно сильное влияние на характер человека и часто определяют направление жизни. Например, ребенок, у которого нет базового доверия, не сможет построить глубокие личные отношения во взрослой жизни. Человек, не испытавший независимости в детстве, не может рассчитывать на собственные силы и остается ребенком, стремясь до конца жизни заменить родителя в супруге или начальнике или бессознательно присоединиться к социальной группе. У ребенка, которого не научили быть прилежным, во взрослой жизни будут проблемы с постановкой целей, внутренней и внешней дисциплиной. Если время упущено, а навыки не развиты, у ребенка появится ряд комплексов и трудностей, потому что для этого придется приложить множество усилий. Многие взрослые не преодолели кризис подросткового возраста, не взяли на себя полную ответственность за свою жизнь, их природный бунт утих, но он, как нить, проходит через всю жизнь, не находя своего разрешения. Даже при кризисах среднего возраста вспоминается детство, потому что большинство теневых образов были созданы в детстве.

В любом кризисе человек должен использовать отведенное ему время, чтобы пережить проблемы кризиса во всей их полноте, не пытаясь избежать кульминационных моментов. Однако существуют гендерные различия в преодолении кризисов. Это особенно заметно в середине жизни, когда мужчины оценивают себя по результатам работы, финансовой обеспеченности и другим объективным показателям, а женщины — по семейному благополучию.

Возрастные кризисы и их характеристика

Первая стадия кризиса, соответствующая возрасту от рождения до одного года, связана с доверием к окружающему миру. Если у ребенка с рождения нет возможности находиться в объятиях близких людей, получать внимание и заботу, когда они в этом нуждаются, ему будет трудно доверять окружающим его людям даже во взрослом возрасте. Причины болезненной застенчивости по отношению к окружающим часто кроются в нереализованных с детства потребностях, которые мы пытались громко донести до своих родителей. Возможно, родителей вообще не существовало, что является предпосылкой для фундаментального недоверия к миру. Вот почему важно, чтобы до первого года жизни рядом были люди, способные отреагировать на потребности ребенка при первом крике. Это не прихоть, не удовольствие, и потребность в этом очень ярко выражена в этом возрасте.

Второй этап, обычно выделяемый психологами, — это возрастная группа от 1 до 3 лет. Ребенок часто хочет делать что-то самостоятельно, и важно позволить ему это делать. Мы часто сталкиваемся с капризами детей, их истериками, упрямством, неприятием и отрицанием взрослых и попытками поставить себя выше взрослых. Это естественные моменты в это время, которые необходимо преодолеть. Взрослые должны устанавливать границы со своими детьми и говорить им, что они могут и не могут делать и почему. Если границы не установлены, ребенок превратится в хулигана, который будет изводить своими проблемами всю семью. Также важно поддерживать ребенка и позволять ему делать что-то самостоятельно. Она также вводит понятие стыда, потому что дети часто интересуются своими половыми органами и понимают, что они отличаются от противоположного пола. Важно не давить на ребенка и не стыдить его за его естественный интерес.

В следующий период, в возрасте от 3 до 6 лет, приобретаются основные элементы трудолюбия и любви к домашней работе. Ребенок уже может самостоятельно выполнять почти все домашние дела под присмотром взрослых, если вы не дадите ему возможности проявить инициативу — позже он не привыкнет ставить и достигать цели. Если ребенок хочет мыть пол, поливать цветы или пылесосить, научите его. Но это нужно делать не с помощью кнута и команд, а с помощью игры. Ролевые игры становятся очень важными, вы можете играть с куклами, с героями книг, даже сделать персонажей самостоятельно, например, из бумаги, и разыграть сценку, которая интересна вашему ребенку. Сводите ребенка в кукольный театр и понаблюдайте за взаимодействием фигурок. Через родителей ребенок получает информацию, и именно от них зависит, насколько правильно и гармонично он будет развиваться.

Следующий период — клубный период от 6 до 12 лет. Теперь ребенка следует как можно больше нагружать тем, что он хочет делать. Важно знать, что его организм сейчас хорошо помнит этот опыт, все навыки, которые ребенок приобретает в этот период, он сохранит на всю жизнь. Если он танцует, он будет прекрасно танцевать всю свою жизнь. То же самое относится к пению и спорту. Они могут не стать чемпионами, но они могут продолжать развивать свои навыки на каждом этапе своей жизни. Если у вас есть возможность водить ребенка на занятия, вы должны это делать и уделять ему как можно больше времени. Интеллектуальное развитие полезно тем, что ребенок теперь получает основную информацию, которая помогает ему развиваться и формирует его мышление.

Поэтому период подросткового возраста является, пожалуй, самым сложным, ведь большинство родителей обращаются к психологам именно из-за трудностей в общении с ребенком в подростковом возрасте. Это этап самоопределения, который, если человек не пройдет через него, в дальнейшем может остаться ограниченным в своих возможностях. Когда человек становится взрослым, он начинает спрашивать себя, кто он такой и что он может предложить миру, какой у него образ. В подростковом возрасте возникают различные субкультуры, дети начинают прокалывать уши, менять внешность, иногда даже разрушать себя, могут появиться необычные увлечения. Подростки прибегают к интересной одежде, которая привлекает внимание, подчеркивает недостатки или, наоборот, открывает их. Эксперименты с внешностью могут быть неограниченными, все они связаны с принятием тела ребенка, которое сильно меняется в этом возрасте. Нравится вам подросток или нет, проблемы каждого очень индивидуальны, поэтому родителям имеет смысл осторожно поговорить о комплексах, связанных с изменениями в его внешности.

Особенности возрастных кризисов

Если человек не отмечает кризисы своей жизни, значит ли это, что он не был человеком? Психологи убеждены, что психологические кризисы так же естественны, как изменения в организме человека с возрастом. Они не понимают, что сейчас переживают психологический кризис, они могут отталкивать людей низким уровнем рефлексии, беспечностью к себе, когда это неудачно. Или человек держит свои переживания при себе, потому что боится разрушить свой положительный образ перед другими и показать себя человеком с проблемами. Непроживание кризиса, игнорирование его, приводит к тому, что все еще не преодоленные этапы накапливаются, как лавина, позже. Конечно, это тяжелый исход, огромное психологическое бремя, с которым пострадавшие часто не могут справиться.

Другой вариант атипичного течения кризисов часто наблюдается у гиперчувствительных личностей, открытых к переменам, изменениям личности. При первых признаках надвигающегося кризиса они склонны предотвращать и пытаться привлечь немедленные последствия и адаптироваться. Для них кризисы более мягкие. Однако такой превентивный подход не позволяет нам в полной мере усвоить урок кризиса.

Каждый кризис таит в себе что-то, что поможет человеку на следующем этапе его жизни и даст ему опору, чтобы пройти через следующие кризисы. Человеческие существа не развиваются линейно, они развиваются поэтапно, и кризис — это именно момент прорыва в развитии, за которым следует период стабилизации, плато. Кризисы помогают человеку расти, мы не растем добровольно, мы не хотим сами выходить из равновесия, и, казалось бы, для этого нет никаких причин. Именно поэтому психоз провоцирует наши внутренние конфликты. Благодаря кризисам человек развивается, пусть неравномерно, но в течение своей жизни.

Автор : Практический психолог Ведмеш Н.А.

Пресс-секретарь Центра медицинской психологии PsychoMed

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий