Жан Ле Ронд Даламбер Биография. Материалы и работы. Жан лерон д аламбер.

XVIII век был веком Просвещения в Европе. Этот период связан с рядом философов, таких как Дидро Дени, а также Вольтер, Руссо, Монтескье и Жан д’Алембер. В своих трудах они выразили основные идеи Просвещения. Их идеи привели, например, к Французской революции и Американской войне за независимость.

Даламбер

Жан Лерон д’Алембер (фр. Jean Le Rond D’Alembert, 16 ноября 1717 — 29 октября 1783) был французским эрудитом. Он широко известен как философ, математик и инженер.

  • 1 Биография
  • 2 Научные достижения
    • 2.1 Математика
    • 2.2 Физика, механика и другие работы
    • 2.3 Философия
    • 4.1 Переводы на русский язык

    Биография

    Д’Алембер был незаконнорожденным сыном маркизы де Тансен 4 и, вероятно, австрийского герцога Леопольда Филиппа Аренберга фр. Вскоре после рождения младенец был положен матерью на ступени «Круглой церкви Святого Иоанна» в Париже, которая находилась рядом с северной башней собора Нотр-Дам де Пари. Согласно обычаю, ребенка назвали Жаном Лероном в честь этой церкви. Сначала ребенок был помещен в больницу Foundling Hospital. Доверенное лицо герцога, артиллерийский офицер Луи-Ками Детуш, получивший деньги на воспитание мальчика, затем поместил его в семью стекольщика Руссо 5.

    После возвращения во Францию Детуш заботился о мальчике, часто навещал его, помогал его приемным родителям и оплачивал образование Д’Аламбера. Мать маркиза никогда не проявляла никакого интереса к своему сыну. Позже, став знаменитым, Д’Аламбер никогда не забывал своего стекольщика и его жену, поддерживал их материально и всегда с гордостью называл своих родителей.

    По одним данным, фамилия Д’Аламбер произошла от имени его приемного отца Аламберте, по другим — была придумана самим мальчиком или его опекунами: Жан Лерон сначала был зарегистрирован в школе как Даремберг, а затем изменил свою фамилию на Д’Алембер. Имя Д’Алемберт было предложено Фридрихом Великим для предполагаемой (но несуществующей) луны Венеры 6.

    1726: Детуш, уже будучи генералом, скоропостижно умирает. Согласно завещанию, д’Аламбер получает ежегодное пособие в размере 1200 фунтов и поручает заботам своих родственников. Мальчик растет вместе со своими двоюродными братьями, но по-прежнему живет в семье стекольщика. Он жил в приемной семье до 1765 года, когда ему было 48 лет 7.

    Рано проявившийся талант позволил мальчику получить хорошее образование, сначала в колледже Мазарини (магистр гуманитарных наук), а затем в Академии права, где он изучал право. Однако он не хотел становиться юристом и поэтому изучал математику. Он также интересовался медициной.

    В возрасте 22 лет Д’Аламбер уже представлял свои работы в Парижской академии, а в 23 года был избран ее членом. В 1746 году он был избран членом Берлинской академии 8, а в 1748 году — членом Лондонского королевского общества 9.

    1743: Публикация «Трактата по динамике», в котором сформулирован фундаментальный «принцип Д’Алембера», сводящий динамику собственной системы к статике 10. Здесь он впервые сформулировал общие правила для составления дифференциальных уравнений движения любой материальной системы.

    Позже он применил этот принцип для обоснования гидродинамики в своем труде «Рассуждение об общей причине ветров» (1774), где доказал существование воздушных течений — наряду с океанскими приливами.

    1748: блестящее исследование проблемы вибрации струны.

    С 1751 года д’Аламбер сотрудничал с Дидером От в создании знаменитой «Энциклопедии наук, искусств и профессий». Статьи 17-томной энциклопедии по математике и физике были написаны Д’Аламбером. Не выдержав подавления оппозиции, которой подверглась его Энциклопедия (скандал вокруг его «женевской» статьи в седьмом томе также сыграл свою роль), в 1757 году он отказался от публикаций и полностью посвятил себя научной работе (хотя он продолжал писать статьи для Энциклопедии и руководить ее физико-математическим разделом). Энциклопедия сыграла важную роль в распространении идей Просвещения и в идеологической подготовке Французской революции.

    Научные достижения

    Математика

    В первых томах знаменитой энциклопедии Д’Аламбер поместил важные статьи: «Дифференциалы», «Уравнения», «Динамика» и «Геометрия», в которых изложил свои взгляды на актуальные научные проблемы.

    Д’Аламбер пытался обосновать исчисление бесконечно малых с помощью теории пределов, которая близко подошла к концепции Ньютона «метафизики анализа». Он называл величину пределом другой, если последняя, приближаясь к первой, отличается от нее меньше, чем на какую-либо определенную величину. «Дифференцирование уравнений заключается в простом нахождении пределов отношения конечных разностей двух переменных в уравнении» — формулировка, которая могла бы быть в современном учебнике. Он исключил из анализа понятие реального бесконечного, допустив его лишь для краткости.

    Перспективность его подхода несколько снижается тем, что по какой-то причине он считал тенденцию к пределу монотонной (предположительно такой, что Δ x ≠ 0) и не дал последовательной теории пределов, ограничившись теоремами о единственности предела и предела квантора. Большинство математиков (включая Лазаря Карно) отвергли теорию пределов, поскольку, по их мнению, она влекла за собой ненужные ограничения — в ней бесконечно малые величины рассматривались не сами по себе, а всегда в связи друг с другом, и дифференциальная алгебра Лейбница не могла свободно использоваться. Однако подход д’Алембера к обоснованию анализа в конечном итоге возобладал — но только в XIX веке.

    В теории рядов его имя носит широко используемое доказательство достаточной сходимости.

    Наиболее важные математические исследования Д’Аламбера относятся к теории дифференциальных уравнений, где он представил метод решения дифференциального уравнения второго порядка, описывающего поперечные колебания струны (волновое уравнение). Д’Аламбер представлял решение как сумму любых двух функций, и с помощью так называемых граничных условий он мог выразить одну из них через другую. Эта работа д’Алембера, а также более поздние работы Л. Эйлера и Д. Бернулли сформировал основу математической физики.

    В 1752 году Д’Аламбер первым использовал функции комплексных переменных для решения эллиптического дифференциального уравнения (модель обтекания) из механики жидкости. Д’Аламбер (и одновременно Л. Эйлер) нашел уравнения, связывающие действительную и мнимую части аналитической функции, которые позже были названы условиями Коши-Римана, хотя их справедливее было бы назвать условиями Д’Аламбера-Эйлера. Позже эти же методы были применены к теории потенциала. С этого момента началось широкое и плодотворное использование сложных величин в гидродинамике.

    Д’Аламберу также принадлежат важные результаты в теории обыкновенных дифференциальных уравнений с постоянными коэффициентами и систем таких уравнений порядка 1 и 2.

    Д’Аламбер дал первое (не совсем строгое) доказательство основной теоремы алгебры. Во Франции ее называют теоремой д’Аламбера-Гаусса.

    Физика, механика и другие работы

    Уже упоминался открытый им принцип Д’Аламбера, который позволил построить математическую модель движения систем свойств.

    Д’Аламбер также внес важный вклад в небесную механику. Он документально подтвердил теорию планетарного беспорядка и первым точно объяснил теорию более раннего равноденствия и скорби.

    биография

    Он родился 17 ноября 1717 года и был незаконнорожденным сыном мадам де Тенсин и мсье Дестуш Канон, одного из своих любовников. Жан Ле Ронд д’Аламбер был брошен на ступенях парижской церкви Святого Жана Ле Рона, в честь которого был крещен юный Жан.

    образование

    Хотя мать не узнала его, М. Дестуш в конце концов разыскал Жана и доверил его жене стеклодува, которую считал своей матерью.

    Благодаря влиянию отца, Ле Ронд был принят в янсенистскую школу под именем Жан Батист Дюрамберг. Вскоре он сменил свою фамилию на Далемберг.

    Хотя Дестуш так и не раскрыл Д’Аламберу своего происхождения, он позаботился о том, чтобы его финансовые расходы были покрыты. Образование, навязанное Далемберу, было глубоко религиозным, но он отверг идеи, которым его учили.

    Д’Аламбер изучал право в течение двух лет и стал адвокатом в 1738 году, но никогда не практиковал. После изучения медицины в течение года, он окончательно выбрал математику, профессии, которой посвятил остаток своей жизни. Далемберт брал частные уроки, но по сути был самоучкой.

    Иллюстрированные идеи

    Жан Далембер посвятил свою жизнь науке и математике, но он также был искусным оратором. Благодаря встречам в салонах он познакомился с несколькими философами эпохи Просвещения, с которыми Д’Аламбер отождествлял себя.

    Его таланты принесли ему признание Французской академии и Берлинской академии, а также должность редактора и автора «Энциклопедии Дени Дидро». Последняя работа заинтересовала Даламбера из-за своей цели: распространение знаний среди всех людей.

    Любить жизнь

    В 1765 году тяжелая болезнь заставила д’Аламбера остаться в доме Джулии де Леспинассе, владелицы одного из залов, которые он часто посещал. Французский мыслитель был самой важной интеллектуальной фигурой в своем салоне, который стал кадровым центром Французской академии.

    У Далембера и Леспинасса были короткие отношения, которые впоследствии переросли в многолетнюю дружбу. После смерти Леспинасса в 1776 году Далембер обнаружил любовные связи, которые он имел со многими другими мужчинами.

    кончина

    После смерти друга Леспинас д’Аламбер переехал в квартиру в Лувре. Там Далембер умер от болезни мочевыводящих путей в 1783 году.

    На протяжении всей своей жизни Далембер был простым человеком, добрым и скромным духом. Человек своего времени, он всегда стремился придать своему имени достойный и серьезный смысл.

    Помимо своей честности и независимости, Д’Аламбер использовал свое влияние для продвижения Просвещения.

    Труд в энциклопедия

    В своем вступительном слове Д’Аллембер попытался проследить развитие и взаимодействие различных отраслей знания и представить их как связные части единой структуры.

    Во втором томе Энциклопедии Даламбер посвятил себя исследованию интеллектуальной истории Европы со времен Ренессанса, а в 1752 году Даламбер написал предисловие к третьему тому, который стал ответом критикам Энциклопедии.

    В предисловии к пятому тому, который вышел в 1755 году, Даламбер поблагодарил Монтескье за поддержку усилий Энциклопедии. На самом деле это был ответ Монтескье за отказ от приглашения написать статьи о демократии и деспотизме.

    Дискуссия с Руссо

    В 1756 году Далембер отправился вместе с Вольтером в Женеву. Там он собрал информацию для написания статьи о городе. Его статья восхваляла учения и практику женевских священников; текст вызвал споры, поскольку в нем утверждалось, что многие из священников не верили в божественность, а также поддерживали такие виды искусства, как театр.

    Статья бросила вызов Руссо, который писал музыкальные статьи для энциклопедии, написать ответ, в котором он считает театр формой искусства, способной развратить общество.

    Далембер, в свою очередь, ответил не очень дружелюбным письмом. Этот инцидент заставил д’Аламбера уйти с поста редактора «Энциклопедии» в 1758 году.

    Другие важные работы

    К его работам также относится «Собрание литературы, истории и философии», опубликованное в 1753 году. Эта работа включает в себя «Эссе о законных людях», в котором он призывал писателей стремиться к свободе, истине и аскетизму.

    Благодаря помощи мадам де Деффанд, крупной благотворительницы искусств и наук, д’Аламбер был избран членом Французской академии в 1754 году, за что он работал над повышением общественного достоинства этого учреждения. Д’Аламбер также выступал за принятие философов-рационалистов в Академию Франции.

    Французская Академия

    Д’Аламбер был назначен постоянным секретарем учреждения в 1772 году. В его обязанности входило совместное составление истории членов Академии и написание биографий всех членов, умерших в период с 1700 по 1722 год.

    В своих трудах Даламбер выражал желание установить связь между Академией и общественностью, что было очень важной чертой всей деятельности этой личности…

    Берлинская Академия и другие предложения

    Еще в 1752 году прусский король Фридрих II пытался привлечь Даламбера к работе в Берлинской академии. Французский философ отказался, но несколько раз посетил короля. Во время своих визитов Далембер консультировал короля по вопросам содержания академии и избрания ее членов.

    Он также получил приглашение от Екатерины II стать воспитателем ее сына, великого князя Павла. Однако Даламбер отклонил это предложение, поскольку не хотел отделять себя от парижской интеллектуальной жизни.

    Причина о религии

    Даламбер был страстным скептиком и поддерживал враждебное отношение философов-рационалистов к христианству. Изгнание иезуитов из Франции побудило Даламбера написать статью об уничтожении иезуитов во Франции в 1766 году.

    В этом эссе французский философ попытался показать, что иезуиты, несмотря на свои заслуги как просветителей и исследователей, погубили себя, потому что хотели власти над всем сущим.

    наследие

    Жан Даламбер в свое время считался мыслителем, сравнимым с Вольтером. Несмотря на его вклад в математику, скрытность Даламбера в отношении его философской и литературной деятельности отдалила его от величия.

    Важно отметить, что научная подготовка Даламбера позволила ему разработать философию науки. Вдохновленный рационалистическим идеалом единства знания, Даламбер установил принципы, которые позволили объединить различные отрасли науки.

    Научные достижения

    Математика

    В первых томах знаменитой энциклопедии Д’Аламбер поместил важные статьи: «Дифференциалы», «Уравнения», «Динамика» и «Геометрия», в которых изложил свои взгляды на актуальные научные проблемы.

    Д’Аламбер пытался обосновать бесконечно малое исчисление с помощью теории пределов, близкой к концепции Ньютона о «метафизике анализа». Он называл величину пределом другой, если последняя, приближаясь к первой, отличается от нее меньше, чем на какую-либо определенную величину. «Дифференцирование уравнений сводится к нахождению пределов отношения конечных разностей двух переменных в уравнении» — это предложение можно найти в современном учебнике. Он исключил из анализа понятие реального бесконечного, допустив его лишь для краткости.

    Перспективность его подхода была несколько снижена тем, что по какой-то причине он принял стремление к пределу за монотонное (предположительно для того, чтобы

    В теории рядов его имя носит широко используемое доказательство достаточной сходимости.

    Наиболее важные математические исследования Д’Аламбера относятся к теории дифференциальных уравнений, где он представил метод решения дифференциального уравнения второго порядка, описывающего поперечные колебания струны (волновое уравнение). Д’Аламбер представлял решение как сумму любых двух функций, и с помощью так называемых граничных условий он мог выразить одну из них через другую. Эта работа д’Алембера, а также более поздние работы Л. Эйлера и Д. Бернулли сформировал основу математической физики.

    В 1752 году Д’Аламбер первым использовал функции комплексных переменных для решения эллиптического дифференциального уравнения (модель обтекания) из механики жидкости. Д’Аламбер (и одновременно Л. Эйлер) использовал уравнения, включающие действительную и мнимую части аналитической функции, которые позже были названы условиями Коши-Римана, хотя справедливее было бы называть их условиями Д’Аламбера-Эйлера. Позже эти же методы были применены к теории потенциала. С этого времени началось широкое и плодотворное использование комплексных величин в гидродинамике.

    Д’Аламберу также принадлежат важные результаты в теории обыкновенных дифференциальных уравнений с постоянными коэффициентами и систем таких уравнений порядка 1 и 2.

    Д’Аламбер дал первое (не совсем строгое) доказательство основной теоремы алгебры. Во Франции ее называют теоремой д’Аламбера-Гаусса.

    Физика, механика и другие работы

    Уже упоминался открытый им принцип Д’Аламбера, который позволил построить математическую модель движения систем свойств.

    Д’Аламбер также внес важный вклад в небесную механику. Он документально подтвердил теорию планетарного беспорядка и первым точно объяснил теорию более раннего равноденствия и скорби.

    Основываясь на системе Фрэнсиса Бэкона, Д’Аламбер классифицировал науки, создав современную концепцию «гуманитарных наук».

    Д’Аламбер также писал работы по теории музыки и музыкальной эстетике, такие как «О свободе музыки», в которой он подводит итоги войны Бюффона — борьбы за оперу и т.д.

    Цитаты

    • Работайте, работайте — а понимание придёт потом.
    • Я не могу считать законным трату своих избытков, пока другие люди лишены необходимого…
    • Истинное равенство граждан состоит в том, чтобы все они одинаково были подчинены законам.
    1. ↑ История математики / Под редакцией А. П. Юшкевича, в трёх томах. — М .: Наука, 1970. — Т. III. — С. 71.
    2. ↑ Стиллвелл Д. Математика и ее история. — Москва-Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2004, стр. 270.
    3. ↑ Избранная переписка Д’Аламбера и Екатерины II.
    4. ↑ Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. — М .: Сов. энциклопедия, 1986. — С. 357. — 1600 с. — 2 500 000 экз. — ISBN ИБ№115

    См. также

    Жан Лерон д’Аламбер в Викицитатнике ?
    Жан Лерон д’Аламбер в Викицитатнике ?
    Жан Лерон д’Аламбер на Wikimedia Commons ?
    • Оператор Д’Аламбера
    • Признак Д’Аламбера
    • Принцип Д’Аламбера
    • Уравнение Д’Аламбера
    • Формула Д’Аламбера
    • Oeuvres philosophiques, historiques et litteraires. Т. I—XVII, — P., 1805.
    • Œuvres complètes. Т. 1-5. — P., 1821-22. — (Repr. 2002, ISBN 2-271-06013-3).
    • English translation of part of the Encyclopédie of Diderot and d’Alembert.

    Переводы на русский язык

    • Извлечение из мемуара «О равновесии жидкостей» // Клеро А. Теория фигуры Земли, основанная на началах гидростатики. — Л., 1947.
    • О фигуре Земли. // В книге: Клеро А. Теория фигуры Земли, основанная на началах гидростатики. — Л., 1947.
    • Динамика. — М. -Л.: Гостехиздат, 1950, 315 с. Серия: Классики естествознания.
    • История в энциклопедии Дидро и Д’Аламбера / Пер. с франц. и прим. Н. В. Ревуненковой; Под общ.ред. А. Д. Люблинской. — Л : Наука. Ленинградск. отд, 1978. — 312 с.
    • Философия в «Энциклопедии» Дидро и Д’Аламбера. — Л: Наука. 1994.

    Личная жизнь

    В 1765 году тяжелая болезнь заставила д’Аламбера остаться в доме Жюли де Леспинас, владелицы одного из салонов, которые он часто посещал. Французский мыслитель был ведущей интеллектуальной фигурой в своем салоне, который стал кадровым центром Французской академии.

    У Д’Аламбера и Леспинасса были короткие отношения, которые позже переросли в давнюю дружбу. После смерти Леспинасса в 1776 году Далембер обнаружила, что у него был роман с несколькими другими мужчинами.

    Смерть

    После смерти друга Леспинасса д’Аламбер переехал в квартиру в Лувре. Там Д’Аламбер умер от мочекаменной болезни в 1783 году.

    На протяжении всей своей жизни Д’Аламбер был простым человеком, снисходительным и строгим по духу. Как человек своего времени, он всегда стремился придать своему имени серьезный смысл и достоинство.

    Помимо стремления к честности и независимости, Д’Аламбер использовал свое влияние для продвижения Просвещения.

    Взносы

    В 1739 году он прочитал свой первый доклад в Академии наук, членом которой он стал два года спустя. В 1743 году, когда ему было всего 26 лет, он опубликовал свой важный трактат по динамике, фундаментальный трактат.

    Его важность заключается в знаменитом принципе Даламбера, согласно которому третий закон Ньютона (на каждое действие существует равная и противоположная реакция) применим как к движущимся, так и к недвижущимся телам.

    Д’Аламбер продолжил свои исследования и применил свой принцип к теории равновесия и движения жидкостей в своем труде «О равновесии и движении жидкостей», написанном в 1744 году. За этим открытием последовало развитие ветви теории исчисления — дифференциальных уравнений.

    Его первые исследования были опубликованы в 1947 году в книге «Размышления об общей причине ветров»; эта работа принесла ему премию Берлинской академии, членом которой он был избран в том же году. Точно так же в 1747 году он применил теорию арифметики к проблеме вибрирующих струн в своей работе. Исследования вибрирующих струн .

    Философ и публицист

    Вольтер писал Даламберу: «Вы — единственный писатель, который никогда не говорит больше, чем хочет сказать, и никогда меньше, чем хочет сказать. Я считаю вас лучшим писателем нашего века». Вольтер распознал в стиле письма Далембера почерк математика. Дидро считал Даламбера хорошим, остроумным, смелым, оригинальным и честным писателем, но обвинял его в том, что он оценивает поэзию с математической точностью.

    ДЕЛАМБ ВОЛЬТ.png

    Вольтер писал Даламберу: «Вы — единственный писатель, который никогда не говорит больше, чем хочет сказать, и никогда меньше, чем хочет сказать. Я считаю вас лучшим писателем нашего века».

    Сам Далембер считал, что он был наиболее счастлив, когда занимался только математикой: тогда он был известен только в академическом мире. Однако его «Введение» в энциклопедию привлекло внимание публики, среди которой были как завистники, так и враги. Он жаловался, что его душевный покой был нарушен, потому что его склонность к литературе и философии больше не скрывалась от его друзей.

    В 1759 году Даламбер опубликовал свой труд «Основы философии», который был продолжением и усовершенствованием философии Бэкона. На основе своей системы Даламбер классифицировал науки и создал современный термин «гуманитарные науки».

    В «Основах философии» также содержатся взгляды Даламбера на этику. Он осуждает несправедливое, неравное распределение земных благ между людьми и считает долгом каждого довольствоваться малым и не присваивать то, что принадлежит другому.

    В 1759 году Даламбер опубликовал «Основы философии», которые были продолжением и усовершенствованием философии Бэкона. На основе своей системы Даламбер классифицировал науки и создал современную концепцию гуманитарных наук.

    Его статья Essai sur les Gens de Lettres («Заметка о писателях») вызвала много споров. В ней он говорит, что истинное мужество писателя заключается в борьбе с общественными предрассудками и недостатками. Свобода, правда и бедность — три слова, которые, по словам Даламбера, должны всегда присутствовать в сознании писателей как люди, о которых будут помнить потомки.

    Разум должен принимать во внимание факты. Но Даламбер считал, что в великой загадке мира мы лишь «гадаем по нескольким слогам», точное значение которых нам пока неизвестно.

    Далембер ставил под сомнение существование Бога, но не занимал никакой позиции в отношении атеизма. В какой-то степени он признавал важность откровения, которое, как он пишет во вступительной статье «Энциклопедии», «возможно, было призвано подытожить естественное знание всего, что нам необходимо знать: остальное закрыто для нас и, кажется, навсегда. Несколько истин, в которые нужно верить, несколько практических правил — вот к чему сводится естественная религия». Однако Далемберт явно деист. Бог создает порядок во Вселенной, и мы делаем вывод, что он существует, потому что Он установил неизменные законы, управляющие природой. Согласно Далемберу, Бог является творцом и двигателем Вселенной и не вмешивается в повседневный естественный ход вещей или в деятельность человека. Короче говоря, религия не связана с моралью и не служит основой для морали; мораль была и остается естественным, то есть рациональным, свойством: «Мораль — необходимое следствие воспитания общества, ибо она направлена на то, чем мы обязаны другим человеческим существам», — пишет Даламбер.

    Болезнь и смерть

    Причиной, по которой Далембер отклонил различные предложения покинуть Францию, была не только любовь к друзьям и своей стране, но и любовь к женщине. Он не хотел покидать Париж, потому что у него был роман с Жюли де Леспинас, хозяйкой Парижского салона, который стал местом встреч многих французских знаменитостей. Хотя ученый был старше Жюли на пятнадцать лет, у них были близкие отношения, которые распались к концу жизни философа. В последние годы жизни ученый тяжело болел, но тяжелым бременем были не только его болезни, но и предательство и смерть любимой женщины в 1776 году.

    «Счастливы те литераторы, которые пришли к выводу, что самый верный способ добиться уважения — жить в гармонии друг с другом и отдельно от великих.

    Далембер умер в Париже 29 октября 1783 года. Будучи религиозным скептиком, он не изменил своих взглядов до самой смерти и отказался принять последнее причастие. Архиепископ Парижа запретил его погребение и отказался выделить ему место на кладбище. Далемберт был похоронен в братской могиле.

    В своем «Эссе об обществе литераторов и великих людей» Даламбер писал: «Счастливы те литераторы, которые пришли к выводу, что самый верный способ добиться уважения — жить в согласии друг с другом и совершенно отдельно от великих… что по взаимному согласию они легко зайдут так далеко, что будут предписывать законы для всей нации в вопросах вкуса и философии; что истинное уважение — это то, которое приходит к нам через суждения тех людей, которые сами достойны уважения».

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий