I. Сенсомоторный период. Пиаже начинает свое исследование развития мышления с анализа практической, предметно-ориентированной деятельности ребенка в первые два года жизни. Он считает, что даже очень абстрактное знание должно иметь свое происхождение в действии; знание не приходит извне в готовом виде, а должно быть «построено».
Пиаже и его теория обучения
Жан Пиаже — один из авторов, нашедших золотые слова в психологии. Его теория когнитивного обучения в детстве сделала его отцом современной педагогики. Он обнаружил, что принципы нашего мышления усваиваются до приобретения языка через сенсорную и моторную деятельность во взаимодействии с окружающей средой, особенно в социокультурной среде.
Когнитивное развитие, которое начинается с момента рождения и заканчивается в зрелом возрасте, сравнимо с биологическим развитием: по сути, оно состоит из пути равновесия. Подобно тому, как тело развивается до относительно стабильного уровня, отмеченного окончанием развития и зрелостью органов, психическую жизнь можно рассматривать как развитие к форме окончательного равновесия, представленного взрослостью.
Его влияние на психологию обучения начинается с изучения когнитивного развития через язык, игру и понимание. Для этого первая задача преподавателя — создать интерес, чтобы понять и действовать вместе с учеником. Эти исследования, которые продолжаются уже почти 40 лет, помогают не только лучше узнать ребенка и усовершенствовать педагогические и воспитательные методы, но и человека в целом.
Основная идея Пиаже заключается в том, что важно понять, как развиваются психические механизмы ребенка, чтобы понять его природу и функции во взрослом возрасте. Его теория образования была основана на психологии, логике и биологии. Это привело к его определению процесса мышления, в котором мы начинаем с нескольких основ, которые определяются генетикой, а затем создаются социокультурными стимулами.
Таким образом, информация, которую получает человек, регулируется. Эта информация всегда активно усваивается, даже если процесс кажется бессознательным и пассивным.
«Главной целью школьного образования должна быть подготовка мужчин и женщин, способных создавать что-то новое, а не просто повторять то, что сделали другие поколения, мужчин и женщин, творческих, изобретательных и открытий, способных критиковать, исследовать и отвергать то, что им предлагают.»
-Жан Пиаже
Научитесь адаптироваться
Согласно теории обучения Пиаже, обучение — это процесс, который становится осмысленным только при столкновении с ситуациями изменений. Поэтому обучение частично знает, как адаптироваться к этим инновациям. Эта теория объясняет динамику адаптации через процессы ассимиляции и адаптации.
Ассимиляция относится к тому, как организация справляется с раздражителями окружающей среды с точки зрения существующей организации, в то время как адаптация относится к изменению существующей организации в ответ на требования окружающей среды. Благодаря ассимиляции и адаптации мы когнитивно перестраиваем наше обучение в процессе развития (когнитивная перестройка).
Адаптация — это процесс, в ходе которого субъект изменяет свои схемы, свои когнитивные структуры, чтобы иметь возможность включать новые объекты в эти когнитивные структуры. Это может быть достигнуто путем создания новой схемы или изменения существующей схемы таким образом, чтобы новый стимул и его физическое и контекстуальное поведение были включены в схему,
Ассимиляция и адаптация — два неизменных процесса в когнитивном развитии. По мнению Пиаже, ассимиляция и адаптация взаимодействуют друг с другом в процессе равновесия. Это можно рассматривать как преимущественный процесс регулирования, который регулирует отношения между ассимиляцией и адаптацией.
Джон Леннон сказал, что жизнь — это то, что происходит с нами, пока у нас есть другие планы, и похоже, что так часто и бывает. Людям нужна определенная безопасность, чтобы жить в мире, поэтому мы создаем иллюзию постоянства. Все будет статично и ничего не изменится, но это не так. Все постоянно меняется, но мы замечаем это только тогда, когда изменения становятся настолько очевидными, что у нас не остается иного выбора, кроме как смириться с ними.
«Интеллект — это то, что вы используете, когда не знаете, что делать».
-Жан Пиаже
Мы общаемся по языку
В раннем детстве у нас меняется интеллект. Это просто сенсомоторная или практическая деятельность, которая под двойным влиянием языка и социализации трансформируется в мышление, в правильную речь.
Язык позволяет субъекту, во-первых, объяснить свои действия, что облегчает реконструкцию прошлого и приводит к появлению в их отсутствие объектов, на которые было направлено его прошлое поведение. Она также позволяет нам предвидеть будущие действия, которые еще не были выполнены, иногда лишь заменяя их формулировками, не завершая их. Это отправная точка мышления как когнитивного процесса и мышления Пиаже.
Язык воплощает термины и понятия, которые принадлежат всем, и укрепляет индивидуальное мышление через широкую систему коллективного мышления. Именно в этот последний способ мышления, по сути, погружается ребенок, когда осваивает слово.
То же самое происходит и с мышлением, и с поведением в целом. Вместо того чтобы полностью адаптироваться к новой реальности, которую он постепенно открывает и конструирует, субъект должен начать тщательно интегрировать данные в себя и свою деятельность. И эта эгоцентрическая ассимиляция знаменует собой начало как мышления ребенка, так и его социализации.
«Хорошая педагогика должна сталкивать ребенка с ситуациями, в которых он экспериментирует в самом широком смысле этого слова; язык помогает нам предвидеть эти ситуации».
-Жан Пиаже
Жан Пиаже
Швейцарский исследователь и философ Жан Пиаже дожил до 84 лет, 73 года из которых он посвятил науке. Его библиография включает более 60 книг и сотни статей, большинство из которых посвящены интеллекту и психологии детей и их когнитивному развитию. В ходе своих исследований Пиаже ввел термин «эгоцентризм» и разработал метод клинической беседы.
Жан Вильгельм Фриц Пиаже родился 9 августа 1896 года в Невшателе, франкоязычном регионе Швейцарии. Он старший сын Артура Пиаже, профессора средневековой литературы, гражданина Швейцарии, и Ребекки Джексон, француженки.
Пиаже рано повзрослел: После обретения способности читать он брал в руки книги по биологии, а не сказки или рыцарские романы. Его интерес к зоологии вылился в несколько статей о природе моллюсков. Первая была опубликована в возрасте 11 лет. К 15 годам Пиаже уже был известен как специалист по малакологии.
Будучи студентом, Пиаже заинтересовался эпистемологией — наукой о знании, его структуре и развитии. Молодой талант развивал свои идеи в этой области во время учебы в университетах Невшателя и Цюриха. Он написал две философские работы, которые он отверг как «мальчишеские».
Психология
После получения докторской степени в Невшателе в 1918 году Пиаже переехал во Францию. Это был поворотный момент в биографии исследователя, ведь именно здесь, в школе для мальчиков на улице Grange-Aux-Belles, психолог впервые заметил особенности детского мышления.
Директором школы был Альфред Бине, один из основателей теста на IQ. Проверяя ответы вместе с Бине, Пиаже заметил, что младшие ученики не отвечали на вопросы, которые были несложными для старших детей, хотя механика заданий была схожа с остальными. Таким образом, Пиаже понял, что мыслительные процессы детей отличаются от процессов взрослых. Эта идея сегодня известна в психологии как когнитивная теория развития.
Философ Пиаже окончательно обратился к психологии в 1922 году, когда стал директором Женевской академии. Следующие 58 лет он посвятил изучению социологических, биологических и логических этапов интеллектуального и когнитивного развития детей.
Личная жизнь супругов осталась незатронутой; Валентини с удовольствием следила за открытиями мужа, поскольку была его ученицей и приверженкой когнитивной теории развития.
Смерть
Жан Пиаже умер 16 сентября 1980 г. Причина смерти была естественной: психолог только что отметил свой 84-й день рождения. Согласно завещанию покойного, он был похоронен на Кладбище королей в Женеве в безымянной семейной могиле.
- 1923 — «Язык и мысль ребенка»
- 1928 — «Концепция мира ребенка»
- 1932 — «Моральное суждение о ребенке»
- 1950 — «Психология интеллекта»
- 1952 — «Происхождение интеллекта у ребенка»
- 1954 — «Возникновение реальности у ребенка»
- 1958 — «Развитие логического мышления: от детства до юности»
- 1962 — «Игры, мечты и имитации в детстве»
- 1962 — «Психология ребенка»