Несколько лет спустя Сартр опубликовал антифашистское произведение «Мухи». Он ненавидел нацистов и безжалостно критиковал всех, кто не выступал против них.
Жизнь и творчество Жана Поля Сартра
Тема: | Философия |
См. | Аннотация |
Язык | Русский |
Дата добавления | 16.06.2014 |
Размер файла | 20,0 K |
Студенты, аспиранты и молодые ученые, которые используют базу знаний для своей учебы и работы, будут очень благодарны.
Имеется в наличии.http://www.allbest.ru/
ОГБПОУ «Галичский педагогический университет Костромской области».
На эту тему: «Жизнь и творчество Жана Поля Сартра» 1.
1. биография Жана Поля Сартра
Жан-Поль Сартр родился в Париже 21 июня 1905 года. Его отец, морской офицер, умер, когда мальчику был всего один год, и Жан-Поль воспитывался матерью. «Когда мне было семь или восемь лет, я жил со своей овдовевшей матерью в доме бабушки и дедушки. Бабушка была католичкой, а дедушка — протестантом. За обеденным столом они высмеивали религию друг друга. Все это было без злого умысла: семейная традиция. Но суждение ребенка было упрощенным: «Из этого я сделал вывод, что обе религии бесполезны».
Окончив каноническую школу, Сартр вскоре преподавал философию в гимназии в Гавре.
В 1929 году он познакомился с Симоной Бовуар.
Он был маленьким и слепым на один глаз. Она отличалась элегантностью и одевалась либо в блестящие шелковые, либо в черные одежды. Однако Бовуар восхищалась щедростью и юмором, с которыми Сартр делился своими знаниями, и высоко оценивала его ум.
В мае 1940 года, во время Второй мировой войны, Сартр провел девять месяцев в лагере для военнопленных. В 1941 году Сартр был освобожден из тюрьмы по состоянию здоровья и оказался в Париже. Здесь он организовал подпольную группу под лозунгом «Социализм и свобода». Название очень важно: это политическая доктрина Сартра, который считал, что социализму (в том виде, в котором он существовал в то время) не хватает свободы. Идея свободного социализма руководила действиями и мышлением Сартра на протяжении почти четырех десятилетий его жизни. 1960-е годы были пиком популярности Сартра. В 1964 году Шведская академия присудила ему Нобелевскую премию по литературе. Сартр снова удивил общественность: он отказался принять премию, что вызвало разнообразную реакцию. И он объяснил это просто: он не принял его, потому что оно имело политический смысл и было вполне определенным — включение человека в буржуазную элиту. В сентябре и октябре 1965 года Сартр прочитал серию лекций в Токио и Киото под названием «Защита интеллектуалов». Именно 1968 год определил дальнейшую жизнь Сартра: в мае в Париже вспыхнули серьезные студенческие волнения, и 63-летний философ решил, что пришло время свергнуть «диктатуру буржуазии». Особенно вдохновляющим был лозунг восставших студентов: «Воображение — во власть», поскольку, по мнению Сартра, воображение является наиболее характерной и ценной чертой человеческой реальности. Весной 1970 года Сартр стал главным редактором маоистской газеты «Народное дело». В 1979 году Сартр принял участие в последней в своей жизни политической акции. Это был призыв к правительству принять беженцев из Вьетнама. В последний раз старый философ доказал, что жизнь и свобода личности для него дороже идеологических догм. В его последнем разговоре с секретарем выражается грустный оптимизм. «Видите ли, мои труды не увенчались успехом. Я сказал не все, что хотел сказать, и не так, как хотел. Я думаю, что будущее опровергнет многие из моих утверждений; я надеюсь, что некоторые из них окажутся верными, но в любом случае история медленно движется в сторону человеческого познания. Именно это придает некое бессмертие всему, что мы делали и будем делать. Другими словами, вы должны верить в прогресс. И это, возможно, одна из моих последних наивных мыслей». Официальных похорон не было. Жан-Поль Сартр, умерший в 1980 году, перед смертью сам попросил об этом. Знаменитый французский писатель, активный участник левого движения и величайший философ своего времени, превыше всего ценил честность. Но когда похоронная процессия двинулась по Левому берегу Парижа, мимо любимых мест писателя, к ней спонтанно присоединились 50 000 человек.
Биография
Ранняя жизнь
Жан-Поль Сартр родился 21 июня 1905 года в Париже, Франция. Он был единственным сыном Жана Батиста Сартра, французского морского офицера, и Анны Марии Швейцер, родившейся в Эльзасе (регион Франции рядом с Германией).
Когда Сартру было два года, его отец умер от болезни, которую он, вероятно, подхватил в Индокитае. В результате мать вернулась в свой семейный дом в Медоне (пригород Франции), где смогла воспитывать сына.
Часть своего образования Сартр получил от своего деда Шарля Швейцера, который обучал его математике и познакомил с классической литературой в раннем возрасте.
Когда Сартру было 12 лет, его мать снова вышла замуж. Они были вынуждены переехать в город Ла-Рошель, где над ним часто издевались.
В 1920 году он заинтересовался философией, прочитав эссе Анри Бергсона «Свободное время и свободная воля». Он также посещал Cours Hattermer, государственную школу в Париже. В том же городе он посещал Высшую нормальную школу, альма-матер многих великих французских мыслителей.
В этом учебном заведении он получил сертификаты по психологии, истории философии, этике, социологии и некоторым научным дисциплинам.
Высшее образование и другие открытия
В первые годы учебы в Школе высших исследований Сартра называли одним из самых радикальных шутников курса. Несколько лет спустя он стал противоречивой фигурой, создав сатирическую антимилитаристскую карикатуру. Этот факт озадачил нескольких выдающихся французских мыслителей.
Он также посещал семинары русского философа Александра Козева, чьи исследования сыграли решающую роль в его формальном философском развитии. В 1929 году в том же учебном заведении в Париже он познакомился с Симоной де Бовуар, которая впоследствии стала крупнейшей писательницей-феминисткой.
Они разделяли идеологию и стали неразлучными спутниками, пока не вступили в романтические отношения. Но в том же году Сартр был завербован во французскую армию. До 1931 года он служил в вооруженных силах в качестве метеоролога.
В 1932 году Сартр обнаружил книгу под названием «Путешествие на край ночи» Луи Фердинанда Селина, которая оказала на него сильное влияние.
Вторая мировая война
В 1939 году Сартр был снова призван во французскую армию, где вернулся к работе метеоролога благодаря своей отличной работе 1931 года. Через год он был захвачен немецкими войсками и провел девять месяцев в качестве военнопленного в Нанси, Франция.
В это время он написал одну из своих первых работ и посвятил себя чтению, что впоследствии заложило основу для создания его собственных произведений и эссе. Из-за экзотропии — состояния, похожего на косоглазие, — Сартр был освобожден из тюрьмы в 1941 году.
Согласно другим источникам, Сартр сбежал после медицинского обследования. В конце концов он снова получил работу профессора в городке под Парижем.
В том же году у него возникло желание писать, чтобы избежать участия в конфликтах против немцев. Он написал произведения под названием «Бытие и ничто», «Мухи» и «Не уходи». К счастью, ни одна из работ не была конфискована немцами и не могла быть передана в другие журналы.
Послевоенное мышление
После Второй мировой войны Сартр обратил свое внимание на феномен социальной ответственности. На протяжении всей своей жизни он проявлял большой интерес к бедным. Когда он стал учителем, он перестал носить галстук, считая себя простым рабочим.
Экзистенциализм
Термин «экзистенциализм» был введен в 1943 году, когда философ Габриэль Марсель использовал слово «экзистенциализм» для описания образа мышления Сартра.
Сам Сартр, однако, отказывался признавать существование такого термина. Он просто сослался на свой образ мышления, который ставит существование человека превыше всего.
Жан-Поль Сартр стал ассоциироваться с экзистенциализмом после того, как произнес свою знаменитую речь под названием «Экзистенциализм — это гуманизм».
В октябре 1945 года Сартр произнес знаменитую речь перед представителями одной из ведущих школ мысли в Париже. На основе этой речи он написал одноименную книгу в 1946 году.
Хотя она привела к взрыву экзистенциалистского движения в философии, многие взгляды мыслителя, опубликованные в тексте, были открыто раскритикованы многими философами двадцатого века…
Спустя годы после публикации сам Сартр подверг резкой критике свое первоначальное видение и не согласился со многими пунктами книги.
интерпретации
Термин «экзистенциализм» никогда не использовался в философии до ранних идей Сартра, но считается предшественником этого направления философии.
Однако этот термин очень неоднозначен и может быть легко истолкован неверно. Неоднозначность термина является одной из причин, по которой различные философы критикуют происхождение этого термина.
Мышление Сартра
По мнению Сартра, человек обречен быть свободным. Он представляет себе человеческое существование как сознательное существование, то есть человек отличается от вещей тем, что он является сознательным существом действия и мысли.
Экзистенциализм — это философия, которая предполагает, что философское мышление начинается с человека: не только с его мышления, но и с его действий, чувств и опыта.
Сартр считает, что человек является не только тем, кем он себя представляет, но и тем, кем он хочет быть. Человек определяется своими поступками, и это основа экзистенциалистского принципа. Существование — это то, что присутствует; это синоним реальности, в отличие от понятия субстанции.
Французский философ утверждает, что для человека «существование предшествует сущности», и объясняет это на ярком примере: Когда художник хочет создать произведение, он представляет его себе (создает его в своей голове), и именно эта идеализация является сутью конечного произведения, которое будет существовать.
В этом смысле люди — это рациональные намерения, и их нельзя отнести к плохим или хорошим по своей природе.
Положение свободы в экзистенциализме
Жан Поль Сартр связывал экзистенциализм со свободой человека. Философ считал, что человек должен быть полностью свободен, если он берет на себя абсолютную ответственность за себя, других и мир.
Тот факт, что человек свободен, делает его владельцем и творцом своей собственной судьбы. Поэтому существование человека предшествует его бытию.
Аргумент Сартра объясняет, что при рождении человек не имеет никакой сущности и четкого представления о себе; со временем он найдет для себя смысл своего существования.
Для Сартра человек вынужден выбирать любое действие из бесконечного числа возможностей; в группе экзистенциального выбора нет никаких ограничений. Существование такого выбора не обязательно должно быть приятным или полезным.
Прочие взносы
Литературные произведения Сартра
Мысль Сартра нашла свое выражение не только в философских работах, но и в эссе, романах и пьесах. Как таковой, философ считается одним из самых символических мыслителей современной цивилизации.
Один из самых представительных романов французского философа называется «Наутия» и был написан в 1931 году. В нем затрагиваются, в частности, темы смерти, восстания, истории и прогресса. В частности, в романе рассказывается история, в которой герои ставят под сомнение существование человека.
Другим литературным произведением Сартра является сборник рассказов «Стена», опубликованный в 1939 году. Это повествование от первого и третьего лица. В ней философ ставит вопросы о жизни, болезни, парах, семьях и буржуазии.
Среди самых известных произведений Сартра — «Муха», пьеса, отражающая миф об Электре и Оресте, которые стремятся отомстить за смерть Агамемнона. Этот миф послужил поводом для критики Второй мировой войны…
Коммунистическая мысль Сартра
После окончания Второй мировой войны Сартр начал знакомиться с коммунистическими идеалами в Европе. Отсюда он начал создавать различные труды, посвященные левой мысли.
Сартр хотел покончить с моделью сталинского социализма. Его социализм был близок к тому, что сегодня известно как социал-демократия. Эта идея не нашла одобрения у политиков того времени, которые объявили идеи философа несостоятельными.
Но Сартр нашел поддержку марксистским и ленинским идеям. Его идея основывалась на том, что единственным решением для ликвидации реакции в Европе была революция. Многие из его идей о политике и коммунизме нашли отражение в его политическом журнале «Modern Times».
Критика диалектического разума Это одна из самых важных работ Сартра, в которой он обратился к проблеме марксистского примирения. По сути, в этой книге Сартр попытался примирить марксизм и экзистенциализм…..
Философия и литература
Первые крупные работы по биографии Жан-Поля Сартра появились в конце 1930-х годов. Первые страницы романа «Тошнота» были написаны в Гавре. Она была опубликована в 1938 году и разорвалась как бомба: автор говорит об абсурдности существования, о хаосе и отчаянии, об абсурдности жизни. Главный герой романа приходит к выводу, что творчество — это то, что делает существование осмысленным.
В следующем году Жан-Поль Сартр преподносит новый сюрприз — сборник из пяти рассказов «Стена», название которому дал первый рассказ. Оба произведения находятся на вершине списка для французских читателей.
Начало Второй мировой войны настигает Жан-Поля Сартра: Из-за слепоты на глазах его отправляют не на фронт, а в метеорологический корпус. После немецкой оккупации Франции автор провел шесть месяцев в качестве военнопленного в концентрационном лагере, но в 1941 году, освобожденный как полуслепой метеоролог, Сартр вернулся к писательской деятельности.
В 1943-м, перед публикацией «Полета». В его основе лежит древнегреческий миф, который экзистенциалист использует для анализа проблем современности.
1943 год становится триумфальным для Жан-Поля Сартра: к нашумевшей работе «Мухи» присоединяется вторая работа «За закрытыми дверями» и произведение «Бытие и ничто». Его книги читают миллионы людей, о великом философе пишут газеты и журналы, его почитает интеллигенция. Опубликованные книги позволяют Сартру отказаться от преподавания и сосредоточиться на философии и литературе.
Для французской интеллектуальной элиты «Бытие и ничто» становится настольной книгой. Через все работы проходит идея о том, что сознания не существует — есть только осознание окружающего нас мира. Человек отвечает за свои поступки только перед самим собой и ни перед кем другим.
Идеи Жан-Поля Сартра настолько популярны, что философ становится иконой в Париже; последователи его учения, молодые экзистенциалисты, собираются в парижском кафе «Флер». Популярность экзистенциализма среди нового французского поколения можно объяснить духом либертарианства, который пронизывал атмосферу в те годы. Сартровское «Человек обречен быть свободным» стало девизом, фетишем.
В 1946 году Жан-Поль Сартр подарил читателям и последователям своих идей одноактную пьесу под названием «Веселая блудница». Семь лет спустя компания Artez Films сняла фильм с Луи де Фюнесом в главной роли. В 1955 году в Советском Союзе был снят фильм «Лиззи Маккей» с Любовью Орловой в главной роли.
В своих работах Жан-Поль Сартр отвергает популярную идею Зигмунда Фрейда о бессознательном. Французский мыслитель утверждает, что человек всегда действует сознательно, а попытка приписать действия чему-то независимому и нормальному — это попытка уйти от ответственности. По мнению Сартра, даже истерические эпизоды не являются спонтанными, а развиваются сознательно.
В 1960-х годах Сартр был на пике своей славы. Он критикует существующие социальные институты, обвиняет их в нарушении прав человека, называет правовые нормы нивелированием личности, а законы — подавлением свободы. Кумир студентов убежден, что оправдан только спонтанный и разовый протест против социальных институтов: Сартр не признает никакого организованного движения с программой и уставом.
В 1964 году философ отказался от Нобелевской премии, потому что не хотел превращаться в «социальный институт», против которого он так яростно выступал. Философ стал символом революции 1968 года, защищая евреев, протестуя против алжирской и вьетнамской войн, обвиняя Америку во вторжении на Кубу, а СССР — во вторжении в Чехословакию. Дом лидера дважды бомбили, а в редакцию ворвались боевики.
Личная жизнь
Будучи студентом, Жан-Поль познакомился с Симоной де Бовуар. Внешность Сартра (косоглазие, дымчатые желтые зубы, пятнистое лицо, рост 1,70 м) не обескуражила стройную красавицу. Симона писала, что встретила своего двойника и свою божественность. Уродливый Жан-Поль был окружен толпой французских женщин, которые восхищались им и для которых он оставался кумиром до самой смерти.
Сартр и Бовуар заключили гражданский брак, но он был слишком странным и скандальным даже для свободной Франции. Философ неоднократно и открыто изменял Симоне; она оставалась невпечатленной и также изменяла с мужчинами и женщинами. Брак не был «осложнен» детьми и бытом — пара жила в разных домах и встречалась, когда хотела.
Значимыми для личной жизни супругов были их отношения с русской аристократкой Ольгой Косакевич. Француз влюбился в красавицу, посвятил ей свой роман «Стена» и проводил с ней свои каникулы. Симона не осталась в долгу — она соблазнила Козакевича и посвятила ему свой роман «Она пришла, чтобы остаться». Хозяйка стала членом семьи, и Сартр влюбился в ее сестру Ванду.
Затем учительница Бовуар совратила 16-летнюю ученицу Наталью Сорокину. Вскоре девушка стала любовницей Сартра. Мать Сорокиной пожаловалась в Министерство образования, и Симону уволили.
Решение пожилого мужа передать права на свое литературное наследие молодой любовнице, алжирке Арлетт аль-Каим, возмутило жену, но не удивило ее. Тот факт, что Сартр удочерил Арлетт и пытался защитить наследницу и юридически, не привел к разрыву: Симона поступила так же — она завещала работу и деньги молодой подруге. Но когда Жан-Поль заболел, верная — как ни странно это звучит — Симона была рядом с ним.
Смерть
К концу жизни Жан-Поль Сартр ослеп из-за глаукомы. Он не писал, но давал интервью и общался со своими последователями. Перед смертью философ пожелал прощания без патологии и громких восхвалений: неискренность и торжественные эпитафии вызывали у него отвращение.
Знаменитый парижанин умер от отека легких в середине апреля 1980 года. Как обычно, официальная дата похорон не была объявлена. Но когда похоронная процессия была перенесена на левый берег Сены, к ней спонтанно присоединились 50 000 парижан.
Бовуар тяжело переживала смерть мужа и своего кумира: она заболела пневмонией, что повергло ее в шок. Симона пережила своего мужа на шесть лет, которые она провела в изоляции и забвении. Объект обожания ушел, и смысл всей оставшейся жизни исчез. Бовуар была похоронена в одной могиле с мужем на кладбище Монпарнас.
Жан-Поль Сартр
Жан-Поль Сартр был французским философом, эссеистом, писателем, педагогом и драматургом. Он следовал идеям атеистического экзистенциализма. Он родился в Париже 21 июня 1905 года. Жан-Поль был единственным ребенком в семье Жана-Батиста Сартра и Анны-Марии Швейцер. Он почти ничего не помнил о своем отце, который умер, когда ему было чуть больше года.
Он учился в лицее Ла-Рошель и Высшей нормальной школе в Париже, написал диссертацию по философии и прошел стажировку в Берлине. Во время учебы он подружился с Симоной де Бовуар, которая оставалась верным и единомышленным другом автора до конца его жизни. Вместе они основали журнал New Times. Затем он преподавал во французских средних школах. В 1944 году он окончательно обратился к литературе.
Жан-Поль Сартр поддержал Кубинскую революцию и принял участие в Трибунале Рассела, где произнес знаменитую речь о геноциде. Он стал символом революции во Франции в 1968 году.
Сартр умер 15 апреля 1980 года в своем родном городе Париже, но его произведения еще долгие годы будут дарить автору бессмертие. Более 50 000 человек пришли попрощаться с ним. Шесть лет спустя умерла его верная подруга Симона де Бовуар и была похоронена рядом с Жан-Полем.
Творческая деятельность
Начало творческой карьеры Жан-Поля Сартра началось в 1938 году с его романа «Наив», который до сих пор считается лучшим произведением автора. Эта книга стала программой философского движения экзистенциализма. Затем он написал «Грязные руки», тетралогию «Дороги свободы» и другие романы.
В 1964 году Жан-Полю Сартру была присуждена Нобелевская премия, но он отказался от нее, потому что не хотел ни от кого зависеть. Когда-то Сартр точно так же отказался от ордена Почетного легиона. В том же 1964 году всемирно известный Сартр перестал писать и навсегда завершил свою литературную карьеру.
На Жана-Поля Сартра в основном повлияли Достоевский, Эдмунд Гуссерль, Анри Бергсон и Мартин Хайдеггер.
Книги Жана-Поля Сартра на русском языке
Лучшие книги автора
Грязными руками
Экзистенциальный театр
За закрытыми дверями
Портрет антисемита
- Коллективная подборка «Любимые книги ридлян» Подборки
- Литературный стартер пак юного экзистенциалиста. Подборки
- Рыжие герои книг Подборки
Цитаты из книг автора
•
Полька закончилась, теперь наша очередь танцевать. Значит, ты не хочешь танцевать. (Я ненавижу эту музыку. Да? Вы, наверное, слышите его на ферме. Не осталось никого, кто бы слушал. Я знаю. Это музыка, которая проникает через окна и кружит над телами. Музыка, солнце — образ! И все тела почернели. А! Мы не достигли цели.
•
Настоящая свобода начинается по ту сторону отчаяния.
•
На мгновение мне показалось, что я тоже заплачу, тоже от жалости к себе. Но произошло обратное: Я посмотрел на мальчика, увидел его худые, дрожащие плечи и почувствовал, что стал нечеловеком — я больше не мог жалеть ни себя, ни другого человека. Я сказал себе: ты должен умереть достойно.
•
— Я знал, что нравлюсь вам, сэр, и как вы можете судить человека, который говорит вам: «Я сделал в своей жизни то-то и то-то, и теперь я совершенно счастлив»?
Самоучитель
•
Его нервная грация, его деликатность, которая так понравилась Еве, когда он ухаживал за ней, были цветами его безумия.
Последние рецензии на книги автора
Любители Сартара могут простить меня, но это было ужасно. Она была чрезвычайно длинной, скучной, нудной, скучной и неинтересной. В принципе, это все, мы можем закончить обзор, потому что больше сказать по сути нечего. Я все равно попробую.
Самое главное — это отсутствие сюжета. Со стороны это выглядит как сюжет, но это скорее фрагментарный кусок жизни определенного человека, который не знает, чего он хочет, кто ему нужен и так далее. Вся книга — это размышление, поиск самоопределения, какого-то смысла существования и бытия. Для философа или психолога это вполне может быть интересно/познавательно, но для читателя, который хочет погрузиться в мир приключений, эротической интриги, красивого сюжета, страшного триллера или чего-нибудь еще, что имеет смысл, искать здесь нечего. Чтобы прочитать его, нужно быть в том же настроении или, по возможности, находиться в похожей ситуации, что и автор.
Что касается меня, то я могу с уверенностью сказать, что через несколько месяцев я не вспомню об этом книжном опыте. Ни имени героя, ни подсказок к сюжету. И это, наверное, хорошо — я убежден, что есть много книг, которые гораздо интереснее анализировать и вспоминать, или даже перечитывать, чем бродить по дремучему лесу Сартара.
@natalya.s.alex, что касается меня, то за этот месяц 2/3 негативных отзывов и минус в копилку 😀 Но в целом не переживайте, вы не много пропустили).
@jasa_anya, на сайте есть робот минус(
Всему свое время, и все под небесами имеет свое время: время рождаться и время умирать; время разрушать и время строить; время плакать и время смеяться; время искать и время терять; время молчать и время говорить; время любить и время ненавидеть; время воевать и время мириться. И книги не являются исключением: для каждой из них есть свое время. Чтобы оценить их по достоинству, нужно встретить их в нужное время. Увы! С этой книгой Жан-Поля Сартра мы, кажется, совершенно не совпадаем не только по времени, но и по характеру. Поэтому я не в состоянии сделать это справедливо. Мы очень разные, и я не думаю, что было время, когда я был способен понять то, что здесь написано, как откровение. Думаю, будет справедливо сказать, что я ожидала многого от этой книги. В конце концов, это почти библия экзистенциализма, то есть философии существования. Хотя «Cogito ergo sum» Декарта мне гораздо ближе, это философское течение также привлекло мое внимание. Я ожидал, нет, я действительно жаждал чего-то очень умного и очень глубокого, но я получил нечто совсем другое. Не то чтобы выбранная форма повествования (в виде дневника) особенно удивила меня, но я определенно был удивлен. Потому что дневник, по словам главного героя Антуана Рокантена, «опасен: ты всегда начеку, ты все преувеличиваешь и всегда набрасываешься на правду». Согласитесь, странно искать истину там, где ее постоянно торопят. Хотя именно это (в смысле поиска истины, а не ее изнасилования) больше всего хотелось сделать, читая ее. Тем более что в начале дневника Антуан делает удивительное признание. Его охватывает тошнота. Оно напало на него неожиданно и увлекло его под свои чары, оно атаковало его, как болезнь или ярость. И тогда, наверное, разумно было предположить, что автор раскроет читателю природу этой самой тошноты, обнажит все боли и прыщи души героя, раскроет его тоску и страдания….. Но и это оказалось фатальным: герой не представлял собой ничего особенного, а его жизнь была скучной и однообразной. Кто-то может сказать, что в этом нет ничего плохого. «Чего бояться в мире, где все идет так, как должно идти?» С этим можно было бы согласиться, если бы не одно НО: Антуан болен именно своей жизнью. В силу своей природы и судьбы в его распоряжении много фактов. Он здоров, ему всего тридцать лет, он хорошо образован, у него есть капитал, ему не нужно зарабатывать на хлеб насущный, и у него даже есть любимая профессия. Антуан пишет историческую пьесу. Проблема, однако, заключается в том, что он не способен выполнять какие-либо задачи и брать на себя ответственность, и по сути является человеком бездействия, а не действия. Вот откуда все его проблемы. У него нет друзей, его кругосветное путешествие прервано нелепой случайностью, девушка, которую он любит, еще глупее, его книжные проекты заброшены. О да! Его одолевает тошнота…. И это его главное и единственное оправдание. Антуан высокомерен, считает себя выше всех и в своих поисках приходит к выводу, что бытия как такового не существует. Ведь «все в мире является лишь тем, чем кажется, и за этим ничего нет». Это может быть умно. Вот только существование Антуана, как мне кажется, не является таковым, а скорее похоже на самый обычный вид блуждания. И если ваша жизнь пуста и безрадостна, вам следует сначала поискать причину в себе, а затем убедиться, что это только потому, что все — ничто.
Смерть
К концу жизни Жан-Поль полностью ослеп из-за прогрессирующей глаукомы. Незадолго до смерти он попросил не устраивать ему пышных похорон и не писать громких некрологов, так как не любил лицемерия.
Жан-Поль Сартр умер 15 апреля 1980 года в возрасте 74 лет. Причиной его смерти был отек легких. Около 50 000 человек пришли проститься с философом.
Фото Жана-Поля Сартра
Если вам понравилась эта биография Жан-Поля Сартра, пожалуйста, поделитесь ею в социальных сетях. Если вам нравятся биографии известных людей или рассказы о них, обязательно подпишитесь на InteresnyeFakty.org.
Жан-Поль Шарль Эмар Сартр (Jean-Paul Charles Aymard Sartre)
Французский философ, писатель, драматург, эссеист и педагог. Один из центральных представителей экзистенциалистской философии. Лауреат Нобелевской премии по литературе. Основные темы его художественной литературы: одиночество, поиск абсолютной свободы, абсурдность существования.
Жан-Поль Эрмар Сартр родился в Париже, единственный ребенок Жана-Батиста Сартра, морского архитектора, и его жены Анны-Марии Швейцер, двоюродной сестры Альберта Швейцера. Отец ребенка умер от тропической лихорадки в 1906 году, и его мать привезла Жан-Поля сначала к своим родителям, а затем (в 1911 году) в Париж, чтобы он жил у своего деда, профессора Карла Швейцера, немецкого филолога и литературоведа. Швейцер забрал Сартра из школы и пригласил его в дом своих учителей. Сартр провел эти годы в одиночной камере и много читал. В 1917 году его мать, которая снова вышла замуж, увезла Сартра в Ла-Рошель на западе Франции.
Вернувшись в Париж в 1920 году, Сартр учился в лицее Анри IV и начал публиковаться в столичных журналах. В 1924 году он поступил в Высшую нормальную школу, где изучал философию. В 1929 году Сартр получил первую ученую степень. Во время подготовки к экзаменам Сартр познакомился с Симоной де Бовуар, и с 1929 года началась история их отношений, которые продолжались до самой смерти Сартра. После непродолжительной работы в бюро погоды Сартр преподавал философию в Гавре с 1931 по 1936 год. С 1933 по 1934 год, во время стажировки в Германии, Сартр изучал феноменологию Эдмунда Гуссерля и онтологию Мартина Хайдеггера, которые оказали непосредственное влияние на формирование философской доктрины Сартра. После возвращения во Францию в 1937 году он занял должность преподавателя в Париже. В конце 1930-х годов Сартр написал свои первые крупные работы, в том числе четыре философских труда о природе явлений и функции сознания. Продолжая преподавать в Гавре, Сартр написал свой первый и самый известный роман «Тошнота», который был опубликован в 1938 году. La Nausee и «Стена» (рассказ, также напечатанный в 1938 году) стали книгами года во Франции. В начале Второй мировой войны Сартр был освобожден от призыва в армию из-за плохого зрения и снова служил в метеорологическом корпусе; он стал военнопленным в концентрационном лагере под Триром и вернулся в Париж в 1941 году, где продолжал преподавать и писать. Хотя Сартр не принимал участия в военных операциях Сопротивления, он основал общество по пропаганде движения Сопротивления, где познакомился с Альбером Камю, который представил его редакции газеты «Комб». Основными произведениями Сартра в это время были «Муха» (1943), «За запертой дверью» (1944) и его обширная философская работа «Бытие и ничто» (1943). К концу Второй мировой войны философия экзистенциализма приобрела популярность, и Сартр (вместе с Камю) стал признанным лидером экзистенциалистов. В течение следующих десяти лет Сартр написал шесть пьес (помимо рецензий и критических статей), включая, как многие считают, его лучшую пьесу «Грязные руки» (1948), и незаконченную тетралогию «Пути свободы» (1945-1949). В те же годы Сартр написал исследования о жизни и творчестве Шарля Бодлера (1947) и Жана Жене (1952). В начале 1950-х годов Сартр отвернулся от литературы и театра и более открыто пропагандировал марксизм (который увлекал его с конца войны). В связи с этим увлечением Сартром возникает разлад между ним и Камю, который критиковал крайние идеологии и выступал за умеренность, либерализм и демократию. Сам Сартр несколько раз посещал СССР, хотя его отношение к коммунизму несколько изменилось после событий 1956 года в Венгрии. В 1960-х годах Сартр вернулся к философии и литературе. Наиболее важными произведениями этого периода являются философская работа «Критика диалектического разума» (1960), в которой сделана попытка примирить марксизм и экзистенциализм, и автобиографический роман «Слова» (1964). Сартр получил Нобелевскую премию по литературе в 1964 году «за его образное произведение, проникнутое духом свободы и поиска истины, которое оказало огромное влияние на наше время». Премия была отклонена на том основании, что автор «не желает, чтобы его сделали государственным учреждением», указывая на политический подтекст Нобелевской премии.
Интересные факты из жизни
Произведение Сартра «Мухи» было запрещено немецкими властями из-за его призыва к свободе.
Знаменитая фраза Сартра «Ад — это другие» была впервые произнесена на сцене А. Камю.
Во второй половине 1950-х годов квартиру Сартра дважды взрывали, а руководство журнала «Нью Таймс» подверглось нападению нескольких националистов. Это была реакция на то, что Сартр выступал за независимость Алжира.
В 1965 году Сартр написал письмо в поддержку Бродского Алексею Микояну, председателю Президиума Верховного Совета СССР.
Когда бунтовщики ворвались в здание Парижского университета во время студенческих беспорядков 1968 года, единственным человеком, которого они впустили, был З. Бердски. П. Сартр.
Незадолго до смерти Сартр попросил не проводить официальных похорон, поэтому похоронная процессия состояла только из близких ему людей. Тем не менее, около 50 000 человек спонтанно присоединились к процессии, когда она проходила через Париж.
Жан-Поль Сартр назвал Че Гевару «самым совершенным человеком нашего века».
Философские размышления Сартра слишком тяжелы для обывателя. Отрывок: «Приход в бытие небытия не может происходить иначе, чем на фоне бытия, которого нет. Отсутствие, которое есть сознание, не может отсутствовать, если нет присутствия. Нерасширение возникает на фоне расширения и как отрицание этого расширения по отношению к самому себе. В целом, бытие-для-себя может возникнуть только в связи с тотальностью Ан-самости, которую оно содержит в себе. Я-для-себя держит перед собой и вокруг себя Я-внутри-себя как то, чем оно является. Чтобы не быть, нужно быть.
Отношения Сартра с Симоной де Бовуар — одна из самых обсуждаемых и противоречивых страниц биографии автора. В начале отношений стороны договорились, что их союз будет основан исключительно на принципах свободы и добровольности. Они никогда не жили вместе. И Сартр, и Бовуар неоднократно открыто вступали в отношения «на обочине» (если можно использовать этот термин в данном случае). Существует мнение, что эти отношения впоследствии стали тягостными для Симоны, которая действительно любила Сартра и страдала от его страсти. Есть свидетельства, что она даже намеренно «поставляла» Сартру любовниц, чтобы контролировать его дела. Сартр же неоднократно пренебрегал Симоной в пользу своих «подружек», одну из которых он даже удочерил (в свою очередь, Симона также удочерила своего соседа по комнате). Бовуар хотела развестись с Сартром, когда в 1947 году встретила американского писателя Нельсона Олгрена (их отношения длились 14 лет). Однако именно Симона ухаживала за Сартром, когда он начал терять зрение, и именно она оставалась с философом до самой его смерти. Симона да Бовуар, которая пережила Сартра на 6 лет, провела эти годы в одиночестве в квартире с видом на кладбище Монпарнас (где был похоронен Сартр).
Награды писателя
Будучи противником «буржуазных институтов», к которым относились всевозможные премии и звания, Сартр всегда отказывался принимать награды.
Проза Тошнота La Nausée (1938) Le Mur (1939) сборник рассказов Слова Les Mots (1964) Les chemins de la liberté (1945-1949) кварто, незаконченный
Les Mouches (1943) За закрытыми дверями Huis clos (1944) Мертвые без погребения Morts sans sépulture (1946) La Putain respectueuse (1946) С грязными руками Les Mains sales (1948). Дьявол и Господь Бог Отшельники Альтоны Les Séquestrés d’Altona (1960) Les Troyannes (1968)
Философские и теоретические работы Бытие и небытие L’être et le néant (1943) Экзистенциализм есть гуманизм (1946) Критика диалектического дискурса (1960)
Политические труды Размышления о еврейском вопросе (1944) Призрак Сталина Le fantôme de Staline (1965).
Биографические работы Шарля Бодлера (1947) Жана Жене (1952) «Идиот в семье». Гюстав Флобер с 1821 по 1857 г. Идиот семьи, Гюстав Флобер (1821-1857) (1971-1972)