Метод работы Юнга отличается от методов работы последователей Фрейда. Терапевтическая программа основана на диалоге и общении между психологом и пациентом. Это не только процесс слушания, но и взаимного общения. Именно Юнг создал основы аналитической психологии.
Юнг, Карл Густав
Карл Густав Юнг (нем. Carl Gustav Jung ˈkarl ˈgʊstaf ˈjʊŋ ) (26 июля 1875, Кесвиль, Тургау, Швейцария — 6 июня 1961, Куснахт, Цюрих, Швейцария) — швейцарский психиатр и основатель одного из направлений глубинной психологии, аналитической психологии. Юнг понимал работу аналитической психологии как интерпретацию архетипических образов, возникающих у пациентов. Юнг разработал учение о коллективном бессознательном в образах (архетипах), которые он рассматривал как источник универсального символизма, включая мифы и сны (метаморфозы и символы либидо). Согласно Юнгу, целью психотерапии является реализация индивидуализации личности. Также хорошо известна концепция Юнга о психологических типах, классифицированных в соответствии с установками (экстравертированные и интровертированные) и функциональными комбинациями (мышление, чувство, восприятие и интуиция)1. Типология Юнга легла в основу более детальной типологии Майерс-Бриггс и классификации психотипов по соционике 2.
Юнг родился в семье пастора швейцарской реформатской церкви в Кесвиле, Швейцария. Его дед и прадед по отцовской линии были врачами. Карл Густав Юнг завершил свое обучение в Базельском университете. С 1900 по 1906 год он работал ассистентом известного психиатра Э. Блейлера в психиатрической клинике в Цюрихе. С 1909 по 1913 год он работал с Зигмундом Фрейдом и играл ведущую роль в психоаналитическом движении: Он был первым президентом Международного психоаналитического общества, редактором психоаналитического журнала и читал лекции, знакомящие с психоанализом. В 1907-1910 годах Юнга посещали московские психиатры Михаил Асатиани, Николай Осипов и Алексей Певницкий.
В 1911 году Юнг вышел из состава Международной психоаналитической ассоциации и отказался от техники психоанализа в своей практике. Он разработал собственную теорию и терапию, которую назвал «аналитической психологией». Его идеи оказали значительное влияние не только на психиатрию и психологию, но и на антропологию, этнологию, культурологию, сравнительную историю религии, образования и литературы.
В своих трудах Юнг затрагивал широкий спектр философских и психологических тем: от традиционного психоаналитического лечения нервно-психических расстройств до глобальных проблем существования человека в обществе, которые он рассматривал через призму собственных представлений об индивидуальной и коллективной психике и учения об архетипах.
В 1922 году Юнг купил участок в Болингене на Цюрихском озере (недалеко от своего дома в Кушнахте) и потратил много лет на строительство того, что он назвал Башней. Первоначально построенный как простой круглый каменный дом, после четырех этапов строительства он стал похож на небольшой замок с двумя башнями, офисом, закрытым внутренним двором и лодочным причалом до 1956 года. В своих воспоминаниях Юнг описал процесс строительства как изучение структуры психики, воплощенной в камне 3 .
В 1935 году Юнг был назначен профессором психологии в Швейцарском политехническом институте в Цюрихе. В это же время он стал основателем и президентом Швейцарского общества практической психологии.
С 1933 по 1942 год он снова преподавал в Цюрихе, а с 1944 года — в Базеле. С 1933 по 1939 год он редактировал журнал «Zentralblatt für Psychotherapie und ihre Grenzgebiete», который поддерживал национал-социалистическую политику расовых чисток, а выдержки из «Майн Кампф» стали обязательным предисловием к каждой публикации. После войны Юнг отказался редактировать журнал, оправдывая свою лояльность Гитлеру требованиями времени. В интервью Кэрол Бауманн в 1948 году Юнг не находит ничего лучшего в качестве оправдания своего сотрудничества с нацистским режимом, чем сказать, что «среди его коллег, знакомых и пациентов в период с 1933 по 1945 год было много евреев». Хотя некоторые историки тогда, как и сейчас, обвиняли Юнга в сотрудничестве с нацистским режимом, он никогда не был официально осужден и, в отличие от Хайдеггера, ему было разрешено продолжать преподавать в университете.
Некоторые исследователи отмечают, что концепции современного оккультизма напрямую связаны с аналитической психологией Юнга и понятием «коллективного бессознательного», на которое ссылаются оккультисты и представители альтернативной медицины, чтобы научно обосновать свои взгляды.
Можно заметить, что многие направления оккультизма сегодня развиваются в соответствии с основными идеями Юнга, адаптированными к научным концепциям того времени. Юнг привнес огромный пласт архаичного мышления — магическое и гностическое наследие, алхимические тексты Средневековья и т.д. Он «возвел оккультизм на интеллектуальный пьедестал» и придал ему престиж знания с авторитетом. Это, конечно, не случайно, ведь Юнг был мистиком, и, по мнению ученых, именно здесь можно найти истинные корни его учения. Карл Юнг с детства находился в среде «контактов с другими мирами». В доме Прейсверков, родителей его матери Эмилии, он был окружен соответствующей атмосферой, в которой практиковалось общение с духами умерших. Мать Юнга Эмилия, дед Самуэль, бабушка Августа и двоюродная сестра Хелен Прейсверк практиковали спиритизм и считались «провидцами» и «искателями духов». Сам Юнг также посещал спиритические сеансы. Его дочь Агата также впоследствии стала медиумом.
Из воспоминаний Юнга мы узнаем, что мертвые приходили к нему, звоня в колокольчик, и что их присутствие ощущалось во всей его семье. Здесь он спрашивает «крылатого Филемона» (свой «дух») своим собственным голосом и отвечает фальцетом своего женского существа, анимы, и здесь мертвые крестоносцы стучатся в его дом. Не случайно психотерапевтическая техника «активного воображения» Юнга разработала принципы общения с мистическим миром и включала моменты вхождения в транс4 .
В то же время юнгианство нельзя безоговорочно приравнивать к эзотерическим концепциям нашего времени, поскольку юнгианское учение отличается от них не только своей сложностью и высокой культурой, но и принципиально иным отношением к миру мистики и духа4 .
См. также
- ↑ К. Г. Юнг. Психологические типы
- ↑ Никандров В.В. Психология: учебник. – М.: Волтерс Клувер, 2009. — 1008 с. – С. 779. ISBN 978-5-466-00413-7
- ↑ Сэвидж Дж., Ларсон М. Таинственный визит. Архитектурная прогулка по Башне Юнга
- ↑ 1 2 3 Фесенкова Л. В. Теория эволюции и ее отражение в культуре — М.: ИФ РАН, 2003. — 174 с. — ISBN 5-201-02118-2 Гл. 2. Проблемы научного обоснования эзотеризма (юнгианство и современная эзотерика)
Юнг, Карл Густав в Викицитатнике ? | |
Юнг, Карл Густав в Wikimedia Commons ? |
- Подробная биография Карла Густава Юнга на сайте Московской ассоциации аналитической психологии
- Портал текстов Карла Густава Юнга и юнгианцев.
- Карл Густав Юнг о Пикассо
- Карл Густав Юнг и астрология
Годы творческой активности
Психиатр Карл Густав Юнг Личная жизньЮнг встретил свою будущую жену Эмму в возрасте 21 года. Девочка была на шесть лет младше. Эмма родилась в богатой семье промышленника со швейцарскими и немецкими корнями. Состояние его жены позволило Карлу заниматься медициной и психиатрией, не заботясь об обеспечении семьи. Эмма поддерживала мужа во всех его начинаниях и помогала ему в научных исследованиях. У них пятеро детей: дочери Агата, Грета, Марианна и Элен и сын Франц.
Со своей семьей (1917). Юнг не был полигамным и имел несколько параллельных отношений. В 1904 году он познакомился с 18-летней Сабиной Штильрейн. Под впечатлением от чуткого и понимающего доктора она влюбилась в Юнга. Романтика продолжалась до тех пор, пока пациент не выздоровел и не был выписан из больницы.
В 1909 году Юнг познакомился с Тони Вульф. Он также был пациентом психиатрической клиники. Отношения с Тони продолжались 40 лет. В эти годы она была помощницей Янга и сопровождала его и его семью во многих дальних поездках.
Эмма знала об увлечениях мужа, но любовь к отцу своих детей не позволила ей подать на развод. Несмотря на присутствие в его жизни других женщин, Юнг очень любил свою жену и с трудом переживал ее смерть. Философские воззренияКарл Густав Юнг был первым, кто выделил два типа личности: Интроверты и экстраверты. Первые — интроверты, замкнутые и отстраненные. Последние являются экстравертами. Они более открыты, не стесняются выражать чувства и не скрывают их. Юнг разделил личность на три составляющие: эго, личное бессознательное и коллективное бессознательное. Эго — это синоним сознания. Личное бессознательное — это забытый или подавленный опыт, все, что окружает человека. Она формируется под влиянием родителей, семьи, друзей, всего того, что сопровождает человека на протяжении его жизни. Он состоит из кластеров — групп мыслей, чувств и воспоминаний. Коллективное бессознательное является общим для всего человечества. Она основана на опыте и знаниях предков на протяжении веков. Она состоит из архетипов или первообразов. По мнению Юнга, именно общая природа архетипов объясняет присутствие схожих символов в культурах разных народов. Основные идеи Карла ЮнгаДавайте сначала рассмотрим три основных понятия, введенные Карлом Юнгом как часть его аналитической психологии:
Давайте подробнее рассмотрим основные идеи и концепции, предложенные Карлом Юнгом. 1. Структура и типы личностиЭто самая известная концепция Юнга, согласно которой существует два основных типа личности:
Конечно, крайности встречаются очень редко, и в большинстве случаев это смесь этих двух типов в определенной пропорции, с преобладанием одного из них. Юнгианская структура личности включает 6 элементов (архетипов), которые также присутствуют в каждом человеке и смешаны в определенном соотношении:
Сам ученый считал, что главная задача психотерапевта — помочь людям понять структуру своей личности и объяснить им, как использовать эти знания. 2. Коллективное бессознательноеКарл Юнг считал, что личность определяется тремя элементами:
Эго — это восприятие человеком самого себя, а личное бессознательное — это набор переживаний, которые были удалены из сознания, но определяют поведение человека. Эти понятия соответствуют понятиям классического психоанализа Фрейда, но коллективное бессознательное — это понятие, приписываемое Карлу Юнгу. Сам ученый сформулировал это следующим образом: «Коллективное бессознательное содержит духовное наследие всей нашей эволюции и проявляется индивидуально в каждом человеке. Другими словами, это «память поколений». Другими словами, это «память о прошлом», общая для всего человечества. Она включает, например, понятия добра и зла, света и тьмы, склонность к религиозности и веру в сверхъестественные явления. Сотрудничество с ФрейдомУченые работали вместе недолго, но это было очень продуктивное сотрудничество для них обоих. Юнг помог Фрейду вывести его психоанализ на мировой уровень и привлек большое количество единомышленников. Взамен он получил всемирную известность и смог распространить свои идеи и концепции дальше, используя полученный престиж. Их сотрудничество закончилось не из-за простого разногласия, а из-за настоящего (мирного, как и подобает психологу) конфликта. Фрейд потребовал от Юнга клятвы, что тот будет поддерживать его теории о сексуальных влечениях, инфантильной сексуальности и Эдиповом комплексе. Но молодой исследователь отказался принести клятву. Поскольку он был богат, в отличие от Фрейда, он мог делать все, что хотел, не ограничивая свои взгляды. В 1913 году они прекратили свое сотрудничество. Оба заявили, что не ссорились друг с другом. После этого между ними больше не было конфронтации. Однако если Юнг говорил о своем наставнике с уважением, то Фрейд никогда не упоминал о нем. После этого Юнг посвятил большую часть своего времени написанию книг. Поскольку ему не нужно было зарабатывать на жизнь, он принимал пациентов, как того требовали его исследования. Краткая биографияКарл Юнг родился 26 июля 1875 года в швейцарской общине Кесвиль в кантоне Тургау. Его родители с детства привили ему интерес к мистике и эзотерике, что привело к сложным отношениям со сверстниками. Он был типичным интровертом, который предпочитал проводить время в одиночестве.
Отношения в семье были очень напряженными. Его мать страдала от множественных личностей, а отец, теолог, объяснял это происками темных сил. Вероятно, это сыграло решающую роль в его дальнейшем выборе профессии. В возрасте 10 лет Карл Юнг вырезал из дерева маленького человечка и сказал ему, что он его друг. Он разговаривал с ним и жаловался на осуждение матери и строгость отца. Позже, анализируя этот аспект своей биографии, он утверждал, что это было внешнее проявление его личного бессознательного. Он также утверждал, что у него всегда было два «я», и приписывал многие свои детские идиосинкразии раздвоению личности. В возрасте 11 лет его отец отправил Карла в среднюю школу. Однако мальчику не нравился сам процесс обучения. Он не хотел выполнять домашние задания, навязанные учителем, предпочитая вместо этого читать старые книги. Позже он признался, что в том возрасте он был мизантропом, и его неприязнь к людям была очень сильной. В возрасте 16 лет Юнг заинтересовался философией. Он с увлечением читал труды Пифагора, Платона и Шопенгауэра. Как он позже признался, это увлечение заставило его мизантропию исчезнуть. После гимназии он учился в Базельском университете, где изучал естественные науки, но также читал книги философов-мистиков. В 1900 году он устроился на работу в психиатрическую клинику в Цюрихе, где и началась его научная карьера. Его наставником был известный швейцарский психиатр Ойген Блейлер (автор книги «Аутизм и шизофрения»). Под его руководством Юнг наблюдал пациентов в клинике и писал исследовательские работы. В 1903 году он женился на Эмме Раушенбах, очень богатой женщине, которая поддерживала своего мужа и финансировала его научную работу.
Несмотря на сильную любовь к жене, Карл Юнг поддерживал параллельные отношения. В частности, через год после женитьбы у него был страстный роман с 19-летней Сабиной Шпильрейн, пациенткой, которая позже стала его ученицей и сама работала психоаналитиком. В 1906 году Юнг отправил одну из своих научных работ своему кумиру Зигмунду Фрейду. Он был полон энтузиазма и хотел познакомиться со своим молодым коллегой. В 1907 году они встретились, и их первый разговор длился 18 часов. Вскоре они стали работать вместе, а в 1909 году вместе читали лекции. В том же году Юнг встретил Тони Вольф, которая вскоре стала его возлюбленной и оставалась ею на протяжении 40 лет. Они вместе посещали конференции и даже написали совместную книгу, главной темой которой было либидо. Интересно, что жена знала о похождениях мужа, но терпела их. В то же время их отношения оставались сердечными, и за время брака у них родилось пятеро детей. Были ли у Юнга дети от внебрачных связей, неизвестно. Из воспоминаний К. Юнга.Эта напряженная семейная жизнь отделила Юнга от его сверстников и отчасти стала причиной его затяжной депрессии. Но в возрасте 16 лет, как позже писал ученый, этот туман постепенно рассеялся. Когда депрессивные фазы утихли, Юнг обратился к изучению философии. Он выбрал несколько предметов, которые твердо решил изучать, читал Платона, Гераклита, Пифагора. Идеи Шопенгауэра были особенно близки его сердцу: Он первым заговорил со мной о реальных страданиях мира, о путанице мыслей, страстей и пороков, обо всем том, что другие едва замечали, и пытался представить это либо как всеобщую гармонию, либо как нечто само собой разумеющееся. Наконец-то я нашел философа, у которого хватило мужества увидеть, что не все в основах мира к лучшему. Цитируется в Wehr, G. Carl Gustav Jung: самопознание о себе и своей жизни Карл Юнг не раз писал, что в юности у него были особенно близкие отношения с далекими предками, и он чувствовал себя затронутым проблемами или ситуациями, которые так и не были разрешены его дедушками и прадедушками. Это касалось и выбора его будущей профессии. Франц Риклин писал, что память о его деде, профессоре медицины Базельского университета, сыграла решающую роль в желании Юнга изучать медицину. В возрасте 20 лет он был принят для изучения медицины в Базельский университет. Это было очень трудное время для Юнга в финансовом отношении; его отец умер, и у семьи почти не осталось средств к существованию. Семье удалось продать небольшую коллекцию антиквариата, а Юнг стал ассистентом в университете — так они смогли вести довольно скромную жизнь и финансировать учебу Карла Густава. Позже Юнг вспоминал:
В университете Юнг не только читал обязательную литературу, но и был увлечен работами философов-мистиков. Эта литература понадобилась ему для диссертации по медицине, которая называлась «О психологии и патологии так называемых оккультных явлений». По мере приближения к завершению учебы будущий великий психиатр должен был выбрать область исследования, определенную полностью в терминах Юнга. В его руки попала книга Крафт-Эбинга по психиатрии, и Юнг понял, что это то направление, которое позволит ему объединить свою страсть к философии и медицине.
Работа в психиатрической клиникеВыбор был сделан, К. Юнг решил работать в психиатрической клинике Бургхельцли в качестве ассистента психиатра профессора Ойгена Блойлера. Его родственники и одноклассники были удивлены его решением: лечить тяжелобольных и потенциально опасных людей в психиатрической клинике — правильный ли это путь для начинающего молодого человека? Но клиника Бургхёльцли была необычным медицинским учреждением: пациентов лечили гипнозом, а не, как было принято в то время, суровым обращением с душевнобольными. Некоторые из настоящих светил медицины работали там: Герман Роршах, Жан Пиаже, Карл Абрахам. Именно в этой клинике Юнг написал свои «Исследования вербальных корреляций». Этот метод использовался и до Юнга, но ему удалось успешно применить его на практике и разработать собственный тест на основе существующего метода. В 1903 году Карл Густав женился на Эмме Раушенбах, наследнице богатого промышленника, который когда-то был его пациентом. Несмотря на разницу в достатке, родственники Эммы поддержали решение молодого человека; Карл Юнг пользовался их безоговорочной симпатией и уважением. В 1905 году молодой психотерапевт поддержал свою докторскую диссертацию. В Бургхёльцли Юнг начал развивать свои идеи о коллективном бессознательном и использовал психоаналитические методы для лечения своих пациентов.
Карл Юнг и Сабина ШпильрейнВ своих мемуарах ученый пишет о годах работы в клинике, что большинство пациентов были женщины. Он подчеркивает их интеллект и чувствительность и благодарит их за то, что они помогли ему открыть новые горизонты в психотерапии. Некоторые из них стали его учениками, дружба с которыми продолжалась много лет. Все это было особенно актуально для Сабины Шпильрейн. В молодости она страдала от истерических приступов, и Юнг был ее лечащим врачом. История отношений между Сабиной и Карлом Густавом известна благодаря феномену так называемого «эротического переноса», термину из психоанализа. Этот феномен увлечения пациента терапевтом возникает в результате глубокого личного контакта между врачом и пациентом в процессе психоанализа. Сабина и Карл действительно полюбили друг друга. Юнг заметил и оценил острый ум девушки, ее научный образ мышления. Шпильрейн поддерживала Юнга в его исследованиях, и вскоре Сабина успешно излечилась от истерии и смогла покинуть клинику. Строгие моралисты осуждают Юнга за это увлечение, но интерес в этой истории совсем другой: возможно, что идеи Сабины Шпильрейн о влиянии разрушительных явлений на человеческую психику послужили истоком теории Фрейда о «смерти» — вечном стремлении человека к саморазрушению. Сабина Шпильрейн была ученицей Фрейда и Юнга и членом Венского психоаналитического общества. Она написала докторскую диссертацию на тему деструктивных явлений в психике человека. Она прочитала лекцию на эту тему на собрании Психоаналитического общества. В ее дневнике есть запись, в которой Шпильрейн боится, что ее идеи будут использованы Фрейдом. Ее статья под названием «Разрушение как причина становления» предвосхитила идеи Фрейда о «смерти» — бессознательном стремлении человека к смерти, к разрушению. Возможно, что мастер, вольно или невольно, все же опирался на идеи и исследования своего ученика. К сожалению, судьба Шпильрейн оказалась довольно трагичной. Родом из России, Сабина и ее муж вернулись в свой родной город Ростов-на-Дону после событий октября 1917 года. Шпильрейн внесла большой вклад в развитие психоанализа в Советской России, но вскоре ей было запрещено заниматься психиатрией. Сабина и ее дочери погибли во время Второй мировой войны. К сожалению, самый талантливый ученый и психоаналитик — Сабина Шпильрейн — мало известна в истории науки. Цитаты
Юнг родился 26 июля 1875 года в семье пастора швейцарской реформатской церкви в Кесвиле, Швейцария. Его дед и прадед по отцовской линии были врачами. Карл Густав Юнг завершил свое обучение в Базельском университете. С 1900 по 1906 год он работал ассистентом известного психиатра Э. Блейера в психиатрической клинике в Цюрихе. С 1909 по 1913 год он работал с Зигмундом Фрейдом и играл ведущую роль в психоаналитическом движении: Он был первым президентом Международного психоаналитического общества, редактором психоаналитического журнала и читал лекции, знакомящие с психоанализом. В 1907-1910 годах Юнга посещали московские психиатры Михаил Асатиани, Николай Осипов и Алексей Певницкий. Позже Юнг отошел от фрейдизма и разработал собственную теорию, которую назвал «аналитической психологией». Его идеи оказали значительное влияние не только на психиатрию и психологию, но и на антропологию, этнологию, сравнительную историю религий, педагогику и литературу. В своих трудах Юнг затрагивал широкий спектр философских и психологических тем: от традиционного психоаналитического лечения нервно-психических расстройств до глобальных проблем существования человека в обществе, которые он рассматривал через призму собственных представлений об индивидуальной и коллективной психике и учения об архетипах. В 1935 году Юнг был назначен профессором психологии в Швейцарском техническом университете в Цюрихе. В это же время он стал основателем и президентом Швейцарского общества практической психологии. С 1933 по 1942 год он снова преподавал в Цюрихе, а с 1944 года — в Базеле. С 1933 по 1939 год он редактировал журнал «Zentralblatt für Psychotherapie und ihre Grenzgebiete». Он опубликовал, в частности, «Отношения между эго и бессознательным» (1928) и «Психология и религия» (1940), «Психология и образование» (1946), «Gestalts des Unbewussten» (1950), «Symbolik des Geistes» (1953), «Von den Wurzeln des Bewusstseins» (1954). Научные воззрения ЮнгаЮнг настолько велик, что имя «Юнг» в его применении к кому-либо, кроме самого Юнга, кажется в некотором смысле совершенно неуместным. Только сам Карл Густав Юнг является истинным юнгианцем. Все, что нам нужно сделать, это изучить то, что он говорил и писал, с точки зрения его личного опыта и образа мышления. Это позволяет появиться тому, что мы можем назвать индивидуальным измерением мира. Изначально Юнг разработал гипотезу о том, что мышление — это мужская функция, а эмоции относятся к женской функции. Позже Юнг отказался от этой гипотезы. Юнг отвергал идею о том, что личность определяется исключительно опытом, обучением и влиянием окружающей среды. Он считал, что каждый человек рождается с «полным планом личности … который вступает в силу с момента рождения». И что «среда не делает личность возможной, а раскрывает то, что уже есть». Концепция духовной эволюцииЮнг был одним из ученых, участвовавших в разработке концепции духовной эволюции. 3 Библиография
ПсихологияВ 1900 году Карл переехал в Цюрих и работал ассистентом известного в то время психиатра Евгения Блейлера в больнице для душевнобольных Бургхольцли (пригород Цюриха). Густав поселился на территории больницы. Вскоре он начал публиковать свои первые клинические работы, а также статьи об использовании разработанного им самим теста на ассоциацию слов. В 1907 году он опубликовал свою первую большую работу «Психология раннего слабоумия», которую Юнг отправил Зигмунду Фрейду на рецензию. Встреча с Фрейдом стала важной вехой в научном развитии Карла. Когда они встретились лично в Вене в феврале 1907 года, куда Юнг прибыл после краткого обмена письмами, он уже был известен своими экспериментами со словесными ассоциациями и открытием сенсорных комплексов. В 1909 году вместе с Фрейдом Юнг впервые приехал в США, где прочитал серию лекций. В 1910 году международная известность и связанная с ней частная практика, приносившая ему хороший доход, позволили Густаву отказаться от должности в клинике Бургхольцска (к этому времени он уже был клиническим директором), вернуться в родной город и посвятить себя углубленному изучению мифов, легенд и сказок в связи с их взаимодействием с миром психопатологии. В этот же период появились публикации, которые четко обозначили границу идеологической независимости Карла от Фрейда в отношении обоих их взглядов на природу бессознательного. В 1913 году гении психоанализа решили положить конец всякому общению. Драма разделения стала для Юнга возможностью опубликовать «Символы трансформации» и «Красную книгу». В 1920-х годах Юнг предпринял ряд длительных и захватывающих путешествий в некоторые районы Африки и Северной Америки. Своеобразное культурно-психологическое эссе легло в основу одной из глав его автобиографической книги «Воспоминания, сны, размышления». В 1930 году Карл был назначен почетным президентом Немецкой ассоциации психотерапевтов и представил миру свою последнюю работу «Проблемы души в наше время». Через два года он получил литературную премию от города Цюриха, который вручил ему чек на 8 000 франков. С 1933 по 1942 год Юнг преподавал в Цюрихе, а с 1944 года — в Базеле. Кроме того, с 1933 по 1939 год ученый редактировал журнал «Journal of Psychotherapy and Allied Fields», который пропагандировал национал-социалистическую политику расовых чисток, а цитаты из «Майн Кампф» стали обязательным предисловием к каждой публикации. Наиболее заметными в этот период являются статьи Юнга «Отношения между Я и бессознательным», «Психология и религия», «Психология и образование», «Образы бессознательного», «Символизм разума» и «О происхождении сознания». В феврале 1944 года Юнг сломал ногу во время экскурсии и перенес сердечный приступ в больнице, после чего в течение нескольких недель балансировал между жизнью и смертью. Позже он описал свои видения в автобиографии. В ноябре 1955 года, после пятидесяти двух лет совместной жизни, умерла жена Юнга Эмма — потеря, которая полностью потрясла психотерапевта. Чтобы развеять свое горе, Карл погрузился в работу. Автобиография, которую Юнг записывал с помощью секретаря, отнимала много времени, а объем корреспонденции вырос настолько, что иногда ему приходилось прятать пачки входящих писем за книжными полками. Личная жизньЮнг встретил свою первую и единственную жену, Эмму Раушенбах, будучи студентом-медиком. Во время их первой встречи ему был 21 год, а ей — 15. Симпатичная, сдержанная девушка с красиво заплетенными густыми волосами сразу же привлекла внимание Густава. Эмма и Карл поженились 14 февраля 1903 года. Избранный философ происходил из старинной немецко-швейцарской семьи богатых промышленников. Финансовый достаток его жены позволил Юнгу посвятить себя научным исследованиям в области психологии, не обращая внимания на необходимость ежедневно зарабатывать деньги. Эмма проявляла неподдельный интерес к работе мужа и во всем его поддерживала. Раушенбах подарила своему мужу четырех дочерей и сына: Агату, Грет, Франца, Марианну и Элен. Тот факт, что у него была законная жена и дети, не мешал Юнгу поддерживать параллельные отношения. 17 августа 1904 года в швейцарскую клинику, где работал Карл, поступила восемнадцатилетняя девушка Сабина Шпильрейн. Эта история любви стала популярной благодаря феномену эротического переноса (страсть пациента к лечащему врачу), который занимал центральное место в отношениях Шпильрейн и Юнга. Юнг заметил и оценил острый ум и научное мышление девушки, а Шпильрейн не могла не влюбиться в чувствительного доктора. Их роман закончился, как только Сабина излечилась от болезни и покинула лечебницу. В 1909 году 21-летний Тони Вольф пришел к Карлу в качестве пациента. После выздоровления девушка стала официальной помощницей и любовницей психиатра. В сентябре 1911 года девушка сопровождала семью Юнга на конгресс международного психоаналитического сообщества в Веймаре. Эмма знала о страсти своего мужа, но огромная любовь к отцу своих детей не позволила ей подать на развод. Тони Вольф — единственная ассистентка Юнга, которая на протяжении 40 лет делила с психоаналитиком не только постель, но и рабочее место. Результатом их сотрудничества стала книга «Метаморфозы и символы либидо». СмертьВ мае 1961 года Юнг отправился на прогулку. Там психотерапевт перенес еще один сердечный приступ, который привел к окклюзии сосудов головного мозга и частичному параличу конечностей. В течение нескольких недель Карл находился на грани жизни и смерти. По воспоминаниям сиделки, ухаживавшей за мыслителем, за день до смерти философу приснился сон, после которого он с улыбкой на лице сказал, что больше ничего не боится. Юнг умер 6 июня 1961 года в своем доме в деревне Кюснахт. Известный психотерапевт был похоронен на местном кладбище протестантской церкви. На прямоугольном надгробии написаны имена его родителей, сестры Гертруды и жены Эммы, а также инициалы психоаналитика. |
---|