Философия Платона лежит в основе объективного идеализма. По мнению великого мыслителя, вся философия содержит принцип благоговейного поиска высшей истины, а не сухого абстрактного знания. Философами и мудрецами могут называться только те, кто испытал острые ощущения высшего интеллектуального блага.
Платонизм
Раздел | Философия |
См. | реферат |
Язык | Русский |
Дата добавления | 21.04.2011 |
Размер файла | 19,0 K |
Студенты, аспиранты и молодые ученые, которые используют базу знаний в своей учебе и работе, будут благодарны.
Доступно на сайте http://www.allbest.ru/
Платонизм как реальность идей
Удивительно, но Платон не является основателем платонизма, он просто дал своим ученикам пищу для размышлений. На основе его дневника, в котором они записывали впечатления от прочитанных, услышанных или обдуманных тем или мыслей, они создали философский подход к познанию, который позволил им впоследствии читать, анализировать и переосмысливать Платона. В течение долгого времени после смерти Платона идеи платонизма продолжали развиваться в платоновской Академии.
Платонизм — это теория идей. Идея понимается в платонизме как предельно обобщенное жизненно-логическое понятие, которое содержит принцип и метод понимания всех вещей, имеет художественную структуру и является конкретной субстанцией. Для платонизма материя — это отражение и перерастание идеи.
Платонизм существовал как в своем «историческом центре» (Академии), так и в ряде школ (кружков), которые были особенно многочисленны начиная с I века.
Платон
Жизнь
Платон (427 — 347 гг. до н.э.) — величайший философ Древней Греции, ученик Сократа, основатель собственной философской школы — Академии, основатель идеалистического течения в философии. Платон был первым древнегреческим философом, оставившим ряд фундаментальных философских трудов, наиболее важными из которых являются «Апология Сократа», «Пармелид», «Горгиас», «Фидий», «Политейя» и «Законы». Большинство работ Платона написаны в форме диалогов.
Платон был основателем идеалистического направления в философии
Платон является основателем идеализма. Основные положения его идеалистического учения таковы.
— Материальные вещи изменчивы, преходящи и со временем прекращают свое существование.
— Окружающий нас мир («мир вещей») также преходящ и изменчив и не существует как самостоятельная субстанция.
— Только чистые (безличные) идеи (эйдосы) реально существуют.
— чистые (эфирные) идеи реальны, вечны и стабильны
— Каждая существующая вещь является лишь материальным отображением первоначальной идеи (эйдоса) этой вещи (например, лошади рождаются и умирают, но они являются лишь отображением идеи лошади, которая вечна и неизменна, и т.д.).
— Весь мир — это представление чистых идей (эйдосов).
Троица» Платона — «Единое», «Дух», «Душа».
Платон также формулирует философскую доктрину триады, согласно которой все сущее состоит из трех субстанций:
§ — основа всего сущего; он не имеет свойств (у него нет начала, конца, частей, целостности, формы, содержания и т.д.).
§ выше всякого существования, выше всякой мысли, выше всякого чувства
§ происхождение всего сущего — всех идей, всех вещей, всех явлений, всех качеств (как всех хороших с точки зрения человека, так и всех плохих).
§ от «Единого».
§, разделенный с «Единым».
§ — сущность всего сущего
§ — это совокупность всех живых организмов на земле.
§ движущаяся субстанция, объединяющая и связывающая «единое — ничто» и «дух — все живое», а также связывающая все вещи и все явления.
§ Согласно Платону, душа может быть и универсальной душой, и душой отдельного человека; согласно гилозоистскому (одушевленному) подходу, вещи и неживая природа также могут иметь душу.
§ Душа отдельного человека (вещи) является частью всеобщей души.
§ Когда человек умирает, умирает только тело, но душа, отчитавшись за свои земные дела в подземном мире, принимает новую телесную оболочку.
§ Постоянство души при изменении ее телесной формы является естественным законом мира.
Гностицизм Платона (учение о знании)
Что касается гносеологии, то Платон начинает с идеалистической картины созданного им мира:
— Поскольку материальный мир является лишь отражением «мира идей», объектом познания должны быть прежде всего «чистые идеи».
— Познать «чистые идеи» с помощью чувственного восприятия невозможно (такое восприятие не дает достоверного знания, а только мнение — «славу»).
— Высшей духовной деятельностью могут заниматься только подготовленные люди — образованные интеллектуалы, философы, поэтому только они могут видеть и понимать «чистые идеи».
Проблема государства в философии Платона
Особую роль в своей философии Платон отводил проблеме государства (что было нетипично для его предшественников — Фалеса, Гераклита и других, — которые были озабочены поиском первозданного мира и объяснением явлений окружающей среды, но не общества). Платон выделяет семь типов государств:
Источником крайнего реализма Платона была неудовлетворенность тем, что он называл знанием об окружающем нас мире, которое изменчиво и неопределенно. Как мы можем рассуждать о понятии высоты, когда высокий человек становится коротышкой рядом с деревом? Или, например, что такое «красный», если красное яблоко в темноте кажется черным? Такие явления, согласно Платону, являются мнениями, домыслами, но не знанием. То, что действительно известно, должно быть совершенным, вечным и неизменным, и поскольку ничто в нашем повседневном опыте (в «царстве становления») не соответствует этому описанию, должно существовать трансцендентное «царство бытия», царство, в котором находятся идеальные и неизменные модели — парадигмы. Эти модели Платон называет «формами» или «идеями», а явления, с которыми мы имеем дело в жизни, являются их имитациями или копиями. Например, подражание идее справедливости порождает все справедливые действия в нашем мире.
Но как нам распознать трансцендентные формы, если все, что нам доступно, является лишь печальным подражанием идеалу? Платон отвечает неожиданно: Раньше, в первобытном состоянии, мы имели знания о формах, но теперь мы не изучаем и не знаем, а только помним то, что было известно давным-давно». Исходя из этого положения, Платон развивает полную дуалистическую теорию, согласно которой наши бессмертные души существуют в физических телах до воплощения. Процесс воплощения «заземляет» душу и заставляет ее забыть знания, полученные при непосредственном контакте с формами.
«Нужно стараться как можно скорее покинуть землю и улететь на небо; уйти — значит стать подобным Богу, а стать подобным Богу — значит стать логически праведным и логически благочестивым» Платон, «Теэтет», ок. 369 г. до н.э.
Проблема универсалий
Несмотря на спекулятивный характер теории форм Платона, она привела к важной проблеме в философии, которая появлялась на протяжении веков под тем или иным названием — так называемой проблематике католиков. В средние века философская линия фронта проходила между реалистами (платонистами), которые считали, что универсальные понятия, такие как «красный» или «высокий», существуют независимо от красных или высоких объектов, и номиналистами, которые считали, что эти понятия — просто имена, данные объектам, чтобы подчеркнуть их сходство.
Отголоски этого базового различия можно услышать в большей части современной философии. Современные реалисты утверждают, что «внешние» сущности — физические объекты, мораль или математические понятия — существуют независимо от наших знаний о них. В этом отношении математика, например, не ищет доказательств сущностей, созданных самими математиками; она открывает истины о сущностях, которые уже существуют. Противоположная точка зрения, антиреалистическая, предполагает, что между известным миром и нашим знанием о нем должна существовать внутренняя связь. Основные понятия этого спора были сформулированы более 2000 лет назад великим Платоном, первым и наиболее последовательным из философов-реалистов.
Пещера Платона
Среди множества образов и аналогий, иллюстрирующих сложную концепцию Платона о знании и истине, наиболее известной является Аллегория пещеры, представленная в его главном труде «Государство».
«Люди находятся как в подземном жилище, похожем на пещеру, с широким отверстием по всей длине. С детства им надевают кандалы на ноги и шею, чтобы они не могли выйти за пределы комнаты и могли видеть только то, что находится прямо перед их глазами, потому что они не могут повернуть голову из-за этих кандалов. Люди стояли спиной к свету огня, горевшего высоко вверху, а между огнем и заключенными был верхний проход, огороженный низкой стеной. А за этой стеной другие люди несли различные сосуды, которые они держали так, чтобы они были видны над стеной; они также несли статуи и всевозможные изображения живых существ из камня и дерева. Тени, отбрасываемые этими предметами на стену пещеры, — единственное, что видят узники, единственное, о чем они могут думать и говорить.
Теперь представьте, что вы освободились от своих уз и можете свободно передвигаться по пещере. Сначала вы будете щурить глаза в отблесках огня, но постепенно вы поймете происхождение теней, которые до сих пор считали реальными объектами. И тогда вы выйдете из пещеры в светящийся внешний мир, где вся реальность освещена ярчайшим небесным телом — солнцем».
Картина 1604 года изображает пещеру Платона и ее обитателей — простых людей, обреченных на жизнь в невежестве, в то время как окружающие их философы спорят о том, что есть реальность, чтобы внести ясность в жизнь менее одаренных.
Пещера представляет собой «царство становления» — видимый, постоянно меняющийся мир повседневного опыта, в котором простые люди, описанные Платоном как узники пещеры, живут, строя предположения и допущения, основанные на иллюзиях. Заключенный, имеющий возможность бродить по пещере, представляет себе реальность более точно, но это реальность иллюзорного мира. Только когда он выходит из «сферы существования» и попадает во внешний мир, он получает ясное представление об истине. Сфера бытия» состоит из вечных и неизменных форм, из которых самая великая, форма добра (представленная солнцем), придает смысл всем остальным.
Академический платонизм
В 80-х годах четвертого века до нашей эры Платон основал кружок единомышленников, из которого вскоре развилась платоновская школа — Академия. После смерти Платона (348/7 г. до н.э.) Академию возглавил его племянник Специпп, который занимался развитием логики и этики и написал 29 работ. В это же время два других ученика Платона, Аристотель и Ксенократ, покинули Афины. После его смерти Спейсиппа сменил Ксенократ, который больше заботился о сохранении концепций Платона и ввел их в формирующуюся платоновскую догматическую систему через свои труды. Это привело к началу интеллектуального соперничества между платониками и последователями Аристотеля (перипатетиками). Ксенократ руководил Академией около 25 лет и широко считается самым важным представителем ранней платоновской традиции, а его учение служило примером платонизма.
После смерти Ксенократа руководство Академией перешло ко второму поколению платоников, которые не знали Платона. Первым из них был Полемон, ученик Ксенократа, который отличался твердостью характера, скромностью и самообладанием. При Полемоне Академия посвятила себя теоретической и практической этике. Последний глава Академии доктринеров после смерти Полемона был учеником Кратета (не путать с киником Кратетом из Фив).
Упадок академического платонизма связан как с его переходом на скептические позиции и отказом от изложения позитивного учения Платона, так и с развитием и распространением стоицизма, вобравшего в себя многие элементы платонизма.
Труды представителей академической школы не сохранились, поэтому их взгляды известны только по работам других авторов, которые предлагают пересказы и интерпретации. Самым древним источником считаются труды Аристотеля, но из его работ мы можем лишь заключить, что он говорит о каких-то последователях Платона, что нельзя считать определенным.
В академическом платонизме было утверждено учение о двух высших началах — начале единства и порядка, называемом «единое», и начале множественности и неопределенности, называемом «великое и малое», которое может увеличиваться и уменьшаться.
Противоречивый характер источников не позволяет нам определить, существовало ли в раннем платонизме учение о трансцендентном Едином, но есть основания полагать, что Единое рассматривалось не только как высший арифметический принцип, но и как начало всякого онтического единства, противопоставляя «Единое в себе» неопределенной донумеровой множественности. Контраст и взаимодействие единства и множественности проецировались на два фундаментальных уровня бытия: идеальный сверхчувственный мир и материальный чувственный мир. О религиозных взглядах представителей Древней Академии сохранились лишь отрывочные сведения. Основной тенденцией было бинарное противопоставление богов и людей.
Особое место занимал верховный полубог, который рассматривался как сверхличное, единое начало всего сущего. В раннем платонизме не было четкого и общепризнанного учения о нем, но некоторые платоники склонны были отождествлять его с Единым или Духом. Другие боги понимались как правители, которым подчинялись определенные регионы Вселенной; как таковые, они могли влиять на людей и определять их судьбу. Ксенократу приписывается различие между «огненными» олимпийскими богами, которые отождествлялись со звездами, и богами-титанами, которые правили землей, а также учение о невидимых демонах, населяющих подлунную сферу — эти демоны отождествлялись с остатками внешних тел высших частей душ, то есть разумных тел.
Средний платонизм
Согласно Кратеридесу, Аркселаос был лидером, который предложил вернуться к методам и интересам главного героя диалогов Платона, Сократа. В результате перемены взглядов в Академии сложилась практика разработки аргументов «за» и «против» каждого вопроса, а также введение принципа воздержания от суждений и скептического отказа от платоновского взгляда на возможность познания объективной истины. С Аркселиуса началась история скептической академии, которая делится на два периода:
-
- Средняя, или Вторая Академия (от Аркесилая до Лакида)
- Новая, или Третья Академия (от Карнеада до Филона из Ларисы)
Скептическая академия восходила к Платону, но философские позиции ее представителей расходились с основными принципами Платона и должны рассматриваться в контексте истории античного скептицизма.
В мезоплатонизме завершился процесс теологизации учения о нисхождении. В развитом платоновском учении о происхождении можно выделить два взаимосвязанных и тесно переплетенных подхода. Пифагорейский подход заключался в интерпретации происхождения как единого и сосредоточении на противопоставлении Единого («единство», понимаемое как божественность) и Многого («неопределенная двойственность», понимаемая как материя), а также на дуалистической оппозиции принципов единства и множественности на всех уровнях существования. Этот подход предполагал построение иерархии с множеством уровней, на вершине которой находится божественный дух, высшая причина и цель, которая направляет все остальные духовные и материальные сущности и таким образом управляет всей Вселенной. Основная работа мезоплатоников заключалась в построении бессвязного учения об изначальном как Едином и Духе и в объяснении его отношения к Многому.
Мезоплатонизм подробно разработал учение о высших существах небесного мира, богах и демонах. Мезоплатоники ассоциировали богов с небесными телами (солнцем, звездами и планетами). Считалось, что боги ведут счастливую жизнь и поэтому не могут и не хотят напрямую вмешиваться в дела земного мира. Считалось, что область между Луной и Землей населена демонами; мезоплатоники верили, что они живут на Луне и лишь временно появляются в земном мире. Платоники развивали учение о том, что для каждого человека существует добрый демон, который следит за его мыслями и поступками, дает добрые советы и выступает в качестве свидетеля на суде над душой человека после смерти.
Темой, которой мезоплатоники постоянно уделяли внимание, был вопрос свободы человеческого выбора и отношения свободы к суверенной необходимости мира. Платоники учили о свободе выбора, которая ограничена различными внешними условиями. В любой ситуации человек может сделать выбор среди различных возможностей, открывающихся перед ним, но ни эти возможности, ни последствия выбора не зависят от него самого: они определяются божественной волей, необходимостью или случайностью.
Неоплатонизм
Завершающим этапом в развитии античного платонизма стал неоплатонизм, возникший на основе оригинальной философской системы, созданной Плотинусом в ходе творческого пересмотра предшествующей платоновской традиции и античной философии. Основными чертами неоплатонизма являются:
- признание единого всеобщего первоначала безусловно трансцендентным, превышающим бытие и познание
- отождествление первоначала с Единым и Благом
- проведение строгого различия между Единым и Умом
- выделение трех взаимосвязанных божественных ипостасей: Единого, Ума и Мировой Души
- детальная разработка учения о многоуровневой организации сверхчувственной реальности, последовательно возникающей в результате исхождения сущего из Единого
Историю неоплатонизма обычно делят на 3 периода:
-
- Римский неоплатонизм (III в.), охватывающий творчество Плотина и его ближайших учеников — Амелия Гентилиана, Порфирия, Аммония Саккаса. Неоплатонизм этого периода ставит главной задачей практическую мистику, теургию и мантику, систематизирует античную мифологию, большее внимание обращая на религиозно-магическую практику, изъясняет сущность и методы пророчества, чудотворения, ведовства, оракулов, мистерий, астрологии, экстатического восхождения в сверхчувственный мир.
- Сирийский неоплатонизм (IV в.), совпадающий по времени с существованием Сирийской и Пергамской школ, представителями которых основывались на учении Ямвлиха. Наиболее известными представителями школы были: Дексипп, Сопатр, Теодор Асинский, Ямвлих. Школу основывает Ямвлих, ученик Порфирия. Важное значение придавалось истолкованию священных текстов и религиозной практике, которая трактовалась как теургия. Был составлен канон из 12 диалогов Платона, помимо которых изучались пифагорейские и аристотелевские тексты.
- Афино-александрийский неоплатонизм (V — VI вв.), связанный с неоплатоническими школами в Афинах и Александрии. К этому периоду относится философская активность Плутарха Афинского, Гиерокла, Прокла, Дамаския.
Диалоги
Наиболее известными из сохранившихся сочинений Платона являются «Диалоги» — произведения, в которых реальные и вымышленные персонажи, включая историков, спорят друг с другом. Известно, что при жизни автор не особенно любил письменную форму выражения своих мыслей. Так появились диалоги, имитирующие устный разговор. Они позволили автору не только вежливо принимать критику, но и отвечать на нее.
Особенностью диалогов является наличие в основном двух главных персонажей — протагониста и его оппонента. Имя главного героя обычно упоминается в названии. Неравенство хорошо видно и в диалогах — это всегда спор между невеждой и мудрецом. Это помогает довести повествование до логического завершения, не превращая его в бесконечную борьбу аргументов.
Существует теория «упущения», согласно которой не все идеи Платона были изложены в письменной форме. Они лишь косвенно упоминаются в диалогах. Но они часто развиваются в трудах учеников философа. Они довольно часто упоминаются, например, у Аристотеля.
Еще один прием, который Платон использует в диалогах, — это временное отклонение от темы. Он используется для поиска аргументов, когда позиция одного из участников дискуссии уже сформирована. Кроме того, в этих трудах хорошо виден литературный талант философа. В диалогах Платон мастерски применяет приемы сквозного действия, а также другие элементы, позволяющие судить о его высокой образованности.
Все произведения этого цикла разделены на девять тетралогий. И если первые части больше посвящены богословским размышлениям, то последующие раскрывают взгляд философа на повседневные вещи. А некоторые из них полностью автобиографичны.
Письма Платона
13 писем, содержащихся в последней, девятой тетралогии диалогов Платона, приписываются его почерку, но достоверного подтверждения этому нет. Стандартное предположение заключается в том, что философ является их автором. Однако некоторые из них ученые считают подделками.
Письма представляют собой личные сообщения Платона. Среди адресатов — тиран Сиракуз Дионисий Младший, которому адресованы 4 из 13 писем. Платон также, по-видимому, переписывался с царем Македонии Пердиккой III, Дионисом. А в его поздних письмах упоминаются Гермес, Корсикус и Эразм. Письма были переведены на русский язык С.П. Кондратьевым.
Corpus Platoncum
Все известные труды Платона принято объединять в так называемый «Платоновский корпус». Первое издание «Корпуса» было опубликовано в третьем веке до нашей эры. Над этим изданием работал известный филолог Аристофан Византийский. Известно, что в это издание не вошли некоторые произведения Платона, авторство которых было сомнительным или недоказанным.
В этом случае систематизация работ философа основывалась на трилогиях и темах. Таким образом, в версии Аристофана были объединены произведения разных эпох, литературного уровня и качества.
Принцип разделения на тетралогии был введен более поздним редактором и хранителем трудов Платона, Фрасиллом. Он жил в I веке нашей эры, служил при дворе императора Тиберия и был пифагорейцем по убеждениям.