Методом проб и ошибок: что такое эвристика и причем тут искажения. Что такое эвристики рассуждения.

Попробуйте метод «трансформационного мышления». Задается ряд вопросов. Ответив на эти вопросы, может возникнуть творческая мысль и идея. Поэтому предлагаются вопросы:

Что такое эвристики рассуждения

Доктор педагогических наук, академик Международной академии педагогических наук, Российской академии образования, Международной славянской академии образования имени Я.А. Коменского.

Эвристическое обучение — это постоянное открытие нового самим учеником.

Эвристическое обучение восходит к школе Сократа, в которой философ приходил к новым знаниям, задавая вопросы и рассуждая вместе со своим собеседником. Он уже давно считается ответвлением проблемно-ориентированного обучения. В 1990-х годах он стал самостоятельным трендом.

В 1980-х и 1990-х годах Хуторской и его команда изучали эффективность эвристического подхода на школьном уровне. Студентам было предложено самостоятельно создать курс по каждой дисциплине. Это показало, что можно не только приобретать знания, но и..:

  • личные цели занятий, программы своего обучения;
  • способы освоения изучаемых тем;
  • формы представления и оценки образовательных результатов.

На этой основе Хуторской разработал теорию педагогической эвристики. Это педагогическая система, в которой образование основано на творческой самореализации учащихся и учителей через создание образовательных продуктов. Это могут быть:

  • материальные вещи, например тексты, рисунки, поделки;
  • изменения личностных качеств, например повышение уровня отзывчивости, раскрытие добродушности.

Последняя задача эвристического обучения — творческая самореализация обучающегося. Его можно разделить на три подзадачи:

  • создание учениками образовательной продукции в изучаемых областях;
  • освоение содержания областей через сопоставление с собственными результатами;
  • выстраивание индивидуальной образовательной траектории в каждой из образовательных областей с опорой на личностные качества.

Эвристическая технология обучения включает в себя семь шагов. Давайте разберем это на примере изучения определенной темы.

Шаг 1: Диагностировать уровень развития личностных качеств, необходимых для различных видов деятельности.

Ваш ребенок должен проанализировать, что помогает ему познакомиться с «Вишневым садом» Чехова. Например, аналитические навыки, настойчивость и способность работать с большими объемами информации.

Шаг 2: Студенты определяют основные объекты обучения.

Ребенок исправляет объекты, т.е. книгу, произведение и биографию автора.

Шаг 3: Установление личных отношений между студентом и испытуемым.

Ребенок делает вывод о своем отношении к автору и о том, что он думает о книге и о предмете литературы в целом.

Шаг 4: Учащийся планирует индивидуальную учебную деятельность

Учащийся при поддержке преподавателя организует собственное обучение: формулирует цель, предвидит эвристические конечные продукты и форматы презентации, составляет план работы, выбирает инструменты и средства действия, устанавливает систему контроля и оценки своей деятельности. Например, после прочтения книги он/она напишет отчет о проекте. Это будет эвристический продукт.

Шаг 5: Одновременная реализация индивидуальных и коллективных образовательных программ.

Каждый студент устанавливает свой график выполнения проекта, а преподаватель объединяет их в единый проект. Например, она обнаружила, что весь класс обсуждает действия персонажей за круглым столом.

Шаг 6. демонстрация и обсуждение творческих образовательных продуктов студентов.

Например, выставка эссе.

Шаг 7: Отражение.

Общее обсуждение того, что было преподано, что было сделано, что из этого вышло и как это теперь можно применить.

Формы обучения

Формат обучения — это форма взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса.

Учителя или родители могут посчитать полезным использовать различные формы обучения и комбинировать их для достижения лучших результатов обучения. Например, олимпиада подходит для завершения темы и обобщения знаний, а погружение — для начальной работы. Таким образом, два формата могут быть объединены для работы над одной и той же темой.

В течение нескольких дней студенты изучают природную, культурную или другую образовательную тему. Например, рассматривая снегопад со всех сторон и областей.

Студенты производят творческие продукты в небольших масштабах за короткое время. Оценивается не правильное решение сложных задач, а то, насколько творчески студенты подходят к созданию продуктов.

В классе деятельность каждой организации моделируется в форме игры для решения реальной проблемы.

Это делается непосредственно в классе или дома как элемент творчества, связанный с изучаемой темой.

Методом проб и ошибок: что такое эвристика и причем тут искажения?

Помните шутку о том, что правильный ответ можно найти «поиском»? Все шутки — шутки, но это уничижительный термин для одного из врожденных способов человеческого мышления — метода проб и ошибок. Это эвристический метод поиска решения, который позволяет найти ответ путем поиска вариаций. Обычно он применяется, когда исходных данных недостаточно, что приводит к ошибкам. Такие ошибки также называются когнитивными предубеждениями. Но сначала о главном.

В психологии эвристика — это способ мышления. В науке эвристика — это целый отдел, изучающий творческое мышление у человека. Эвристические методы — это также правила и способы решения проблем. Наконец, эвристические методы являются одним из методов обучения в педагогике. Что же такое эвристика в простых терминах?

Слово происходит из Греции, как и сам метод обучения. Его ввел Сократ, который проводил так называемые сократовские дискуссии со своими учениками, задавая им наводящие вопросы. Таким образом, студенты сами пришли к правильному ответу. В то же время такие обсуждения развивали у детей критическое мышление — проблема рассматривалась максимально полно и без предрассудков. В переводе с греческого «эврика» означает «обнаруживать» или «находить». Миф о том, что Архимед выкрикнул одно слово «Эврика!», означающее «нашел», не только красив, но и логичен.

Эвристика начала утверждаться как наука в 1850-х годах. Он рассматривался как метод творческого мышления со своими правилами и характеристиками. К ним относятся: недостаточная базовая информация, ограниченное время, пределы воображения. Сочетание этих особенностей может привести к неправильным выводам, которые, в свою очередь, представляют собой когнитивные искажения или «когнитивные ошибки».

Кривое зеркало

Когнитивные предубеждения — это поведенческие ловушки разума, которые возникают в результате шаблонного мышления. Примером может служить страх перед авиаперелетами. Неосведомленность о безопасности этого вида транспорта и многочисленные сообщения СМИ о крушениях самолетов могут вызвать иррациональный страх перед полетами. Это называется эвристическим тестированием репрезентативности. Мы принимаем решение на основе более частой информации.

Шаблоны мышления возникают потому, что мозг хочет сэкономить энергию и быстро принять решение. Особенно если их «правильность» хотя бы частично подтверждается. Это создает подвох, к которому игроки более склонны — «ошибка игрока». Игрок, который решает, на какой цвет сделать ставку, обнаруживает, что черное выпало пять раз подряд. И он ставит на красное, потому что думает: «Теперь это должно сработать», не учитывая, что вероятность по-прежнему 50/50.

Игра по правилам

Эвристический подход к решению проблем относится к теории творческого мышления и подчиняется определенным правилам.

  • Метод мозгового штурма. Самым ярким примером служит игра «Что?Где?Когда?», в которой игроки коллективно обсуждают вопрос и выбирают единственный вариант ответа. Это метод нужен, чтобы за короткий промежуток времени наработать много идей. Современная интерпретация метода мозгового штурма принадлежит Алексу Осборну. В 1919 году он вместе с товарищами создал рекламное агентство BBDO, которое существует до сих пор. Он описал процедуру генерации идей, которая использовалась в его агентстве, а позже выпустил книгу об этом. Алгоритм выглядит так:
  1. Анализ проблемы и выбор задачи.
  2. Выдвижение, генерация идей. Перед участниками ставится задача придумать как можно большее количество идей. На это дается от 15 до 30 минут. Если мозговой штурм проводится устно, то можно получить от 60 до 100 идей за сеанс, при другой форме общения — еще больше. На этом этапе должна полностью отсутствовать критика, т.е. фиксируются абсолютно все идеи, даже самые невероятные.
  3. На третьем этапе происходит анализ выдвинутых идей. Здесь наоборот — приветствуется конструктивная критика от участников. На этом этапе важно соблюдать здоровую атмосферу в коллективе, чтобы критика идей не перешла на критику личности.
  • Синектика или Метод аналогий. Применяется, чтобы найти решение текущей задачи по аналогии с уже существующей. В данном случае ищутся похожие свойства двух объектов — предполагается, что если основные признаки у них одинаковые, то, скорее всего, вторичные тоже будут похожи. Алгоритм решения задачи подобным методом следующий:
  1. Сначала происходит анализ проблемы и постановка задачи. Необходимо понимание, что мы делаем, для чего. Нужно задать вопрос, вызывающий аналогии — например, как привлечь внимание к штендеру возле магазина?
  2. Вторая стадия — это поиск аналогий. Ищем аналогию к заданному вопросу — например, как глубоководная рыба привлекает к себе пищу? Рыба светится, движется. Можно использовать любые вопросы, главное — найти аналогии со схожими существенными признаками.
  3. Далее мы ищем, что можно перенести на нашу задачу. Проводится анализ выдвинутых аналогий.
  4. Потом проводится анализ полученных идей и выбор решения нашей задачи.
  5. В конце проводим проверку решения.

Об этих и других методах решения проблем вы можете узнать в курсе «Творческое мышление». Вы научитесь творчески подходить к решению сложных проблем и находить нестандартные решения, а также научитесь разрабатывать новые идеи и воплощать их в жизнь.

Легкость воспоминания

Эвристика доступности зависит от простоты поиска. Последний можно определить как полезный элемент, когда мы начинаем оценивать частоту или вероятность того, что событие произойдет или не произойдет. Можно сделать вывод: что вспоминается первым, то и происходило чаще всего. Не стоит забывать, что такое ограничение наиболее частыми событиями или ситуациями приводит к полной необъективности, что приводит к систематическим ошибкам.

Тверски и Канеман выявили несколько предубеждений в эвристическом подходе к доступности:

  • Необъективность, которая основывается на нахождении примеров. Зависит от близкого знакомства с информацией, значимости и ее прямого воздействия, а также давности события.
  • Необъективность, основанная на эффективности поиска.
  • Необъективность, основанная на способности воображать и додумывать факты.
  • Необъективность, основанная на иллюзорной корреляции.

Примеры эвристических методов обеспечения доступности часто встречаются в повседневной жизни.

неосознанные воспоминания

Примеры эвристических методов доступности также можно найти в рекламе и СМИ. Например, многие всемирно известные компании или даже крупные местные организации тратят огромные суммы денег на рекламные кампании. Одним из таких примеров является известный бренд Apple. Компания тратит огромные средства на рекламу просто из-за своей эвристической доступности. Когда кто-то решает купить новое устройство, первое, о чем он думает, — это то, что он чаще всего слышал и видел. Что первое приходит на ум? Это iPhone. То же самое справедливо для любого бренда. Средства массовой информации также очень влиятельны. Например, многие люди твердо убеждены, что вероятность погибнуть от нападения акулы выше, чем от авиакатастрофы. По нашим данным, 1 из 300 000 человек погибает в результате нападения акул и 1 из 10 миллионов человек погибает в авиакатастрофах. Это кажется большой разницей, но от второй причины умирает гораздо больше людей. Или кто-то видит в новостях, что в его городе угоняют много машин, и ошибочно полагает, что в его городе машины угоняют в два раза чаще, чем в соседнем. Такой тип мышления считается очень важным в процессе принятия решений. Иногда мы оказываемся в ситуации, когда необходимо принять жесткое решение, а времени или ресурсов для глубокого анализа проблемы нет. Именно здесь вступает в действие эвристический механизм доступности, позволяющий нам делать выводы и принимать решения в кратчайшие сроки. У этой концепции есть и опасная сторона. Например, человек видит в СМИ сообщение об авиакатастрофе или угоне самолета. В этот момент мы начинаем верить, что такие события происходят постоянно, хотя это не так.

первые воспоминания

ЭВРИСТИКА

  1. Эвристика как наука. В наиболее кратком виде Э. определяется как «наука о том, как делать открытия». Это определение принадлежит выдающемуся математику и педагогу Джорджу Пойа, автору известной книги «Математическое открытие». Зарождение Э., видимо, имело место, когда в древнегреч. философии возник вопрос: «Каким образом мы можем искать то, чего не знаем, а если мы знаем, что ищем, то зачем нам это искать?» Термин «Эвристика» обязан своим происхождением легендарному возгласу «эврика!» (от греч. eurhka — нашел, открыл), с которым ликующий Архимед выпрыгнул из ванны, когда его внезапно осенило решение задачи, заказанной ему властителем Сиракуз Гиероном. (Считается, что это была задача о точном определении объема короны или, в общем случае, тела неправильной формы.) В современном понимании Э. представляет собой науку о продуктивном мышлении или, др. словами, науку о закономерностях организации процессов творческого мышления (см. Мышление продуктивное ). Из сказанного следует наличие непосредственной связи эвристических и творческих решений. Если центральным элементом творчества является озарение ( Инсайт ), что связано с нахождением нового, оригинального решения проблемы, то Э. — это наука о том, как должна быть организована творческая деятельность, какие методы, приемы, правила лежат в основе творческого процесса.
  2. Эвристика как метод. Если представить все этапы решения некоторой задачи в виде пути на графе потенциально возможных решений, то получим большое количество вариантов. Как простейший пример, можно привести поиск шифра замка сейфа. При отсутствии информации хотя бы об общих принципах организации этого шифра, надежд на решение задачи нет. Количество комбинаций растет лавинообразно при добавлении каждого барабана кодовых цифр. На рис.11 подобная ситуация изображена в виде лабиринта (графа), имеющего вход в точке А и выход в точке Б. Ясно, что поиск выхода из такого лабиринта сопряжен с огромным перебором возможных вариантов. Ясно также, что перебор вариантов и время решения м. б. резко сокращены при наличии дополнительной информации и компетенции, напр., умений составлять карту и работать с компасом, или знаний, что в данном лабиринте на развилке нужно всегда поворачивать вправо.

Самые простые примеры

Например, когда человек видит по телевизору репортаж о сокращении штатов в компании, он сразу же думает о том, что может потерять работу. Мы начинаем беспокоиться, даже если для этого нет никаких причин. Или вы читаете в интернете о человеке, на которого напала акула, и сами понимаете, что такое случается часто. В отпуске вы нервничаете при одной мысли об этом и решаете не купаться в море, потому что риск быть съеденным акулой чрезвычайно высок. Или в самом распространенном случае, когда вы узнаете, что дальний знакомый выиграл в лотерею автомобиль, вы решаете, что вероятность сорвать джекпот высока, раз такое чудо произошло с человеком, которого вы знаете, и тут же тратите деньги на лотерейные билеты.

работа над собой

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий