В 1890 году его покинули читатели, умерли самые близкие друзья. В последние годы жизни его взгляды и политические позиции становились все более консервативными. Хотя он все еще выступал за женское избирательное право в Social Statesman, в 1880 году он стал ярым противником женского избирательного права.
Спенсер, Герберт
Герберт Спенсер (27 апреля 1820, Дерби — 8 декабря 1903, Брайтон) — британский философ и социолог, один из отцов эволюционизма, чьи идеи были популярны в конце XIX века, основатель органической школы социологии, идеолог либерализма. Его социологические взгляды являются продолжением социологических взглядов Сен-Симона и Комта; Ламарка и К. Баер, Смит и Мальтус оказали определенное влияние на идею эволюции.
- 1 Биография
- 2 Воззрения
- 2.1 Концепция социальных институтов
- 2.2 Общество
- 2.3 Типы обществ
- 2.4 Социальная эволюция
- 2.5 Личные права
Биография
Он родился в Дерби, Дербишир, в семье учителей. Он отклонил предложение учиться в Кембридже (позже отказался от профессорства в Университетском колледже Лондона и стипендии Королевского общества).
Он был учителем, железнодорожником, инженером, журналистом (заместителем редактора журнала «Экономист») и близко дружил с Дж. Элиотом, Дж. Г. Льюисом, Т. Хаксли, Дж. С. Миллем и Дж. Тиндаллом, а в более поздние годы — с Б. Уэббом. Во время нескольких поездок во Францию он познакомился с О. Комте. В 1853 году он получил наследство и смог полностью посвятить себя философии и науке.
Воззрения
Во взглядах Спенсера сочетались эволюционизм, laissez faire и концепция философии как синтеза всех наук, а также другие идеологические течения его времени. Не имея систематического образования и не желая изучать труды своих предшественников, Спенсер черпал свои знания из случайно известных ему источников.
Ключом к его системе единой науки являются «Первые принципы» (1862), в первых главах которых он утверждает, что мы не можем ничего знать об абсолютной реальности. Это «неизвестное» находится за пределами научного исследования, и религия просто использует метафору, чтобы представить его каким-то образом, чтобы поклоняться этой «вещи в себе». Во второй части работы описывается космическая теория эволюции (теория прогресса), которую Спенсер рассматривает как универсальный принцип, управляющий всеми областями знания. В 1852 году, за семь лет до публикации «Происхождения видов», Спенсер написал «Гипотезу развития», в которой представил идею эволюции, внимательно следя за работой Ламарка и С. Баер. Затем Спенсер определил естественный отбор как один из факторов эволюции (он ввел термин «выживание сильнейших»). Основываясь на фундаментальных законах физики и идее изменения, Спенсер понимал эволюцию как «интеграцию материи, сопровождающуюся разрешением движения, которое превращает материю из неопределенной, бессвязной однородности в определенную, связную неоднородность, и в то же время приводит к трансформации движения, сохраняемого материей». Все вещи имеют общее происхождение, но их дифференциация происходит через наследование характеристик, приобретенных в процессе адаптации к окружающей среде; когда процесс адаптации завершен, возникает целостная, организованная вселенная. В какой-то момент каждая вещь достигает состояния полной адаптации к окружающей среде, но такое состояние неустойчиво. Таким образом, конечный этап эволюции является лишь первым шагом в процессе «диффузии», за которым следует повторная эволюция, когда цикл завершен.
Универсальный эволюционизм, универсальные законы эволюции, разработанные Спенсером в «Основных принципах», распространяются им на область биологии, психологии, социологии и этики (что приводит его к их биологизации) 1 .
В 1858 году Спенсер составил самый важный труд своей жизни — «Систему синтетической философии», которая должна была состоять из 10 томов. Основные принципы «синтетической философии» Спенсера уже были изложены в первой фазе его проекта — «Основополагающих принципах». В других томах различные частные науки интерпретировались в свете этих идей. В серию также вошли: «Принципы биологии», 2 тома, 1864-1867; «Принципы психологии», в одном томе, 1855, в двух томах, 1870-1872); «Принципы социологии», 3 тома, 1876-1896; «Принципы этики», 2 тома, 1892-1893.
Его исследования по социологии, включая два других трактата «Социальная статика» (1851) и «Изучение социологии» (1872), а также восемь томов систематизированных социологических данных «Описательная социология» (1873-1881), представляют собой величайшую научную ценность. Спенсер является основателем «органической школы» социологии. По его мнению, общество — это развивающийся организм, подобный живому организму биологической науки. Общества могут организовывать и контролировать свои собственные процессы адаптации и затем эволюционировать в милитаристские режимы; они также могут позволить свободную и пластичную адаптацию и затем эволюционировать в индустриальные государства.
Биография
Первые годы
Герберт Спенсер родился 27 апреля 1820 года в Дерби, Англия. Он был сыном Уильяма Джорджа Спенсера, противника религии, отклонившегося от методизма высокорелигиозной квакерской общины. Это оказало большое влияние на идеалы его сына.
Джордж Спенсер был секретарем Философского общества Дерби, научного общества, основанного в 1783 году Эразмом Дарвином, дедом Чарльза Дарвина. В то же время Спенсер получил образование в области эмпирических наук от своего отца и от членов Общества, которые преподавали ему додарвиновские концепции…..
Его дядя, Томас Спенсер, был капелланом картезианского монастыря в Хинтоне, и именно у него он получил свое формальное образование. Он обучал его математике, физике и латыни. Кроме того, Томас повлиял на мышление Герберта, привив ему сильные политические идеалы свободной торговли и противодействия вмешательству правительства в различные дела.
С другой стороны, Спенсер был самоучкой и большую часть своих знаний приобрел благодаря умелому чтению и беседам с друзьями и знакомыми.
В молодости Спенсер не довольствовался никакими интеллектуальными дисциплинами; он работал инженером-строителем во время железнодорожного бума конца 1830-х годов и посвящал часть своего времени написанию статей для газет в своем родном графстве…..
Начало его карьеры
С 1848 по 1853 год он был заместителем редактора журнала. В 1851 году он опубликовал свою первую книгу «Социальная статистика», в которой предсказал, что человечество приспособится к требованиям социальной жизни и что власть государства ослабнет.
Его издатель Джон Чепмен подготовил встречу, чтобы познакомить Спенсера с группой радикальных мыслителей, включая Гарриет Мартино, Джона Стюарта Милля, Джорджа Генри Льюиса и Мэри Энн Эванс. Сразу же после знакомства Спенсер вступил в любовную связь с Мэри Энн Эванс.
Дружба между Эвансом и Льюисом позволила ему познакомиться с работой Джона Стюарта Милля «Логическая система» и позитивизмом Огюста Конта. Эти новые отношения привели его к работе всей его жизни: исследованию идеалов Конта.
Как и члены «комнаты Чапмена» и некоторые мыслители его поколения, Спенсер был одержим идеей, что можно доказать, что вся Вселенная может быть объяснена законами универсальной реальности.
Другие богословы придерживались традиционного представления о творении и человеческой душе. Возник конфликт между религиозными и научными концепциями.
Спенсер и агностицизм
Спенсер отвергал традиционную религию, и его репутация среди викторианцев во многом объяснялась его агностицизмом. Религиозные мыслители часто осуждали его за то, что он якобы защищал материализм и атеизм.
С другой стороны, английский социолог подчеркнул, что его намерением было не подорвать религию во имя науки, а примирить их. Спенсер пришел к выводу, что религия занимает место рядом с наукой, когда речь идет о постижении окончательного неизвестного.
Политическая позиция
Взгляды Спенсера основывались на его политических теориях и участии в реформаторских движениях конца девятнадцатого века. Он был одним из пионеров либерализма и философско-политического движения анархо-капитализма.
Американский экономист Мюррей Ротбард назвал «Социальную статику» величайшим произведением либеральной политической философии, написанным на сегодняшний день.
Взносы
Идеи о синтетической философии
Спенсер бросил вызов мыслителям своего поколения принять систему убеждений, которая заменила бы обычную религиозную веру достижениями современной науки. Философская версия английского социолога характеризовалась сочетанием деизма (веры в Бога) и позитивизма.
На него повлияла философия XIX века (он дистанцировался от традиционных религиозных идей) и работы популярного Джорджа Комба.
Спенсер определил цели синтетической философии: первая — доказать, что не существует исключений, которые могли бы дать научное объяснение явлениям Вселенной; в противном случае существовали бы законы природы, подтверждающие это.
Спенсер написал книги по биологии, психологии и социологии, пытаясь доказать существование естественных законов в этих дисциплинах…..
Второй целью синтетической философии было показать, что законы природы сами по себе ведут к неизбежному прогрессу. Огюст Конт лишь подчеркивал единообразие научного метода. В отличие от него, Спенсер стремился объединить научные знания с помощью фундаментального закона: закона эволюции.
Социологический вклад
Спенсер читал идеи позитивистской социологии философа науки Огюста Конта и в некоторой степени перенял их для своей собственной работы.
Тем не менее, Спенсер отвергал идеологические аспекты позитивизма и стремился переформулировать социальную науку на основе принципа эволюции, принимая во внимание биологические, психологические и социологические аспекты мироздания.
Спенсер внес ценный вклад в раннюю социологию, особенно благодаря своему влиянию на структурный функционализм, который рассматривает общество как унитарную систему, в которой части стремятся к социальной гармонии.
Однако его попытка представить идеи Чарльза Дарвина в области социологии не увенчалась успехом. Американский социолог Лестер Фрэнк Уорд напал на теории Спенсера. Хотя американец восхищался работой Спенсера, он чувствовал, что политическая предвзятость сбила его с пути.
В начале 20-го века Макс Вебер ввел методологический антипозитивизм, на который повлияли теории Спенсера. Вклад Спенсера в теорию выживания сильнейших и процессы естественного права оказал влияние на социальные науки, политику и экономику.
Вклад в биологические теории
Спенсер считал, что основной социологической классификацией является классификация между военными обществами (где сотрудничество обеспечивается силой) и индустриальными обществами (где сотрудничество является добровольным и спонтанным).
Эволюция была не единственной биологической концепцией, которую он применил к своим социологическим теориям; он провел детальное сравнение между животным и человеческим обществом.
В обоих случаях он обнаружил систему регулирования (нервная система у животных и правительство у людей), систему поддержки (пища в первом случае и промышленность в другом) и систему распределения (вены и артерии в первом случае, дороги, телеграф в другом).
Из этих аксиом он заключил, что огромное различие между животным и социальным организмом заключается в том, что в первом сознание связано с целым, а во втором сознание существует только в каждом отдельном члене; то есть общество существует для блага своих членов, а не для своего собственного блага.
Растение
Социальная статика
Социальная статистика Это была первая книга Герберта Спенсера, опубликованная в 1851 году английским издательством Джона Чепмена. В своей книге он использует термин «потенциал» для реализации своих идей об эволюции. Спенсер объяснил, что люди могут адаптироваться к социальной ситуации, но только если они остаются в этой социальной ситуации.
В своей книге Спенсер пришел к выводу, что все обусловлено тем, что люди приспосабливаются к социальной и физической среде, а также двумя особенностями: наследственностью и вымиранием тех, кто не может приспособиться.
Английский социолог объяснил, что все виды, от низших до высших уровней эволюции, устроены одинаково, как животные, так и люди.
Однако так было до его «Принципов биологии», опубликованных в 1864 году, в которых был введен термин «выживание сильнейших». Это можно назвать основным принципом так называемого социального дарвинизма, хотя Спенсер и его книга не были сторонниками этой концепции.
Принципы социологии
Книга «Принципы социологии», опубликованная в 1855 году, была основана на предположении, что человеческий разум подчиняется естественным законам и что они могут быть открыты с помощью биологии. Эта концепция позволила рассмотреть перспективу развития с точки зрения индивидуума.
Спенсер подчеркивал концепции адаптации, развития и преемственности. Он также попытался построить психологию на принципах эволюционной биологии, заложив основы научного функционализма и развития.
Однако книга оказалась не столь успешной, как ожидалось вначале. Последние экземпляры были проданы только в июне 1861 года.
Синтетическая философия
Синтетическая философия — это полный труд, содержащий тома о принципах психологии, биологии, социологии и этики, написанный Гербертом Спенсером в 1896 году.
В своей книге Спенсер попытался показать, что вера в совершенство человека, основанная на сложных научных идеях, возможна; например, первый закон термодинамики и биологическая эволюция могут заменить религию.
Человек против государства
Человек против государства» со временем стала одной из самых известных работ социолога Герберта Спенсера. Впервые он был опубликован в 1884 году.
Книга состоит из четырех основных глав. В этой книге английский социолог увидел коррупцию государства и предсказал «грядущее рабство».
Кроме того, он придерживался мнения, что либерализм освободил мир от рабства, а феодализм переживает переходный период.
Спенсер зафиксировал в своей книге свою позицию по минимизации вмешательства государства в жизнь индивида. Его намерением было расширить возможности человека свободно заниматься своей деятельностью без контроля или надзора со стороны государства…..
Герберт Спенсер
Во второй половине девятнадцатого века Герберт Спенсер был одной из ключевых фигур философской мысли. При жизни его почитатели сравнивали его с Кантом и Аристотелем. Однако большинство современников Спенсера не оценили его идеи. Огромный вклад Спенсера в философию и социологию был признан только в XX веке, и сегодня его идеи переосмысливаются.
Герберт Спенсер родился 27 апреля 1820 года в Дерби, Девоншир. Будущий философ вырос в семье учителей. Кроме него у родителей Спенсера было еще шестеро детей, пятеро из которых умерли в младенчестве.
Здоровье Герберта было не очень хорошим, поэтому его отец решил не отправлять сына в школу и лично занялся его воспитанием и образованием. Мальчик унаследовал от своих родителей как знания, так и личные качества: В своих автобиографических заметках Философ говорил, что аккуратности, независимости, строгому следованию своим принципам он научился у своего отца.
Когда Спенсер-старший планировал образовательную программу для своего сына, он тщательно подходил к выбору литературы. Герберт вскоре пристрастился к чтению, и хотя он не делал блестящих успехов в школьных предметах, мальчику нельзя было отказать в любознательности, воображении и наблюдательности.
В 13 лет родители отправили его жить к дяде, который должен был взять на себя подготовку юноши к поступлению в Кембридж. Но Спенсер, подозрительно относившийся к формальному образованию, не посещал университет.
Осенью 1837 года, найдя работу железнодорожного инженера, Герберт переехал в Лондон. Но через три года он покинул столицу и вернулся на родину. Там Спенсер попытался заняться изучением математики, но поскольку точные науки не развивались вместе с ним, это начинание быстро оставило его равнодушным. Вместо этого он заинтересовался журналистикой. Он опубликовал 12 статей на политические и социальные темы в радикальной газете «Нонконформист». В 1843 году они были опубликованы в отдельной книге.
В последующие годы Герберт жил между Лондоном и Бирмингемом и пробовал свои силы в различных видах деятельности. Он писал пьесы, спектакли и стихи, издавал собственный журнал, работал инженером и архитектором. Тем временем молодой человек изучал труды британских и немецких мыслителей и готовился к изданию собственной книги.
О его личной жизни известно немного. Главной причиной его одиночества был тот факт, что Герберт полностью посвятил себя работе. В 1851 году друзья мыслителя, подыскав подходящую жену, хотели отправить его жениться.
Однако этим планам не суждено было сбыться — после знакомства с девушкой Спенсер отказался жениться. Причиной такого решения стало то, что невеста была «слишком продвинутой». Впоследствии Герберт не обзавелся собственной семьей, а полностью посвятил себя науке и книгам.
Смерть
Герберт Спенсер умер в Брайтоне 8 декабря 1903 года. Он был похоронен на Хайгейтском кладбище в Лондоне рядом с прахом другого важного философа XIX века, Карла Маркса. Смерти британского мыслителя предшествовали годы болезни — к концу жизни он уже не вставал с постели.
Его автобиография была опубликована в 1904 году, и читатели не могли оторваться от полок. Работа Спенсера обсуждалась задолго до ее публикации, и издатели получили множество предварительных заказов. Автобиография была распродана в первый же день, и читателей не отпугнула высокая цена.
Органическая теория общества Г. Спенсера
Английский философ и социолог-позитивист Герберт Спенсер (1820-1903) является основателем органической школы социологии. Главным социологическим трудом Спенсера является его трехтомник «Основания социологии», в котором представлен всеобъемлющий обзор методологических принципов и взглядов ученого на общество.
Ядром органической теории Спенсера является понимание общества как социального организма, который подобен биологическому организму и развивается по тем же законам. Непрерывная редукция между социальными и биологическими организмами. Спенсер выделяет следующие общие черты:
Все организмы растут за счет увеличения своего объема,
они имеют внутреннюю структуру,
эта структура становится все более сложной по мере их роста,
и чем сложнее становится структура, тем более дифференцированными становятся функции отдельных компонентов,
Это приводит к развитию взаимодействия между частями. Спенсер привел ряд конкретных аналогий в поддержку этих тезисов: Роль мозга в обществе берет на себя государство, кровеносной системы — торговля, сосудистой системы — транспорт, пищи — промышленность и сельское хозяйство и т.д. Но Спенсер также указал на разницу между обществом и биологическими организмами: 1) в биологических организмах индивиды менее зависимы от общества в целом; 2) в биологических организмах элементы существуют ради целого, тогда как в обществах, состоящих из индивидов, общество служит интересам своих членов.
Органическая теория общества Спенсера тесно связана с его доктриной универсальной эволюции, на которую оказали сильное влияние идеи Чарльза Дарвина. Спенсер считал эволюцию высшим законом всего сущего, источником всех природных и социальных явлений. Его основные положения — это переходы от простого к сложному (интеграция), от однородного к неоднородному (дифференциация) и от неопределенного к определенному (возрастающий порядок).
По мнению Спенсера, социальная эволюция является частью «общего эволюционного процесса». Общество развивается от простых к более сложным формам в соответствии с объективными законами природы.
По мере развития общества его институты совершенствуются, а функции усложняются. Основное направление социальной эволюции Спенсер видел в усилении внутренней дифференциации общества (усложнение политической организации, социальная стратификация, появление новых институтов и т.д.). Любое хорошо организованное общество состоит из трех основных систем: «производственной», «распределительной» и «регулирующей». Каждая из этих систем включает в себя социальные институты, под которыми Спенсер подразумевает «стабильные структуры социального действия». Так, в рамках «нормативной системы» он выделил институты социального контроля, к которым относятся государство, церковь, семья, ритуалы и традиции («ритуальные институты»). Вся система социального контроля, утверждал Спенсер, была основана на страхе: «страх перед живыми» поддерживался государством, а «страх перед мертвыми» — церковью.
Эволюционизм Г. Спенсера.
Герберт Спенсер, один из классиков английского эволюционизма, был философом, биологом, психологом и социологом.
Герберт Спенсер (1820-1903) родился в семье учителей. Из-за болезни он учился до 13 лет и большую часть своей жизни провел как независимый ученый за письменным столом: поэтому его работы являются самыми теоретическими среди всех эволюционистов. Он работал старшим железнодорожным инженером (с 1837 по 1846 год) и вторым редактором журнала «Экономист» (с 1848 года). Важнейшим плодом его жизни стала десятитомная система «синтетической философии», объединившая теоретические естественные и общественные науки общей идеей эволюции: «Основы» (1862, книга об основных принципах бытия), Основы биологии (1864 — 1867), Основы психологии (1870 — 1872), Основы этики (1879 — 1893), Основы социологии (в трех томах, 1876 — 1896) и др. Он был хорошо знаком с этнографическим материалом из литературы и широко использовал его для обоснования своих идей. Более подробно концепция эволюционизма описана в его фундаментальном труде «Основы социологии» (1876-1896).
Г. Спенсер пытался сделать идею эволюции универсальным законом Вселенной и связать с ней различные сферы существования. Он не разделял идею единой линейной эволюции, но считал, что различные формы общества, будь то дикари или цивилизованные расы, являются лишь различными стадиями одной и той же формы. Г. Спенсер считал, что социальные типы, «подобно типам отдельных организмов, не образуют известного порядка, а просто распределены по отдельным и разветвленным группам». «1
Основным методологическим принципом Спенсера является аналогия между обществом и организмом. Его общий вывод заключается в том, что общество и организм имеют общие базовые законы организации, поэтому правомерно сравнивать общество с животным организмом, например, каналы связи — это сосудистая система общества, частицы крови сравниваются с деньгами и т.д.
Спенсер выделяет три типа эволюционных процессов: неорганические, органические и суперорганические, которые подчиняются общим законам. Соответственно, английский мыслитель понимал развитие общества как «сверхорганическое развитие» (в отличие от «неорганического развития» неживой природы и «органического развития» растений, животных и человека). Он выделял две основные группы факторов в развитии культуры: а) внешние факторы — влияние географической среды и соседних культур; б) внутренние факторы — физическая природа человека, дифференциация рас, разнообразие психических характеристик.
Согласно Спенсеру, каждое развитое общество имеет три системы органов. Система содержания обеспечивает производство продукции, необходимой обществу и его субъектам. Система распределения обеспечивает распределение этих продуктов. Нормативная система подчиняет элементы культуры «сверхорганическому» целому. В его теоретической концепции большое значение придается институтам как механизмам самоорганизации совместной жизни людей.
В процессе развития происходит увеличение объема и количества компонентов культуры, т.е. количественное развитие. Этот рост в свою очередь приводит к функциональной и структурной дифференциации целого — культуры. Отдельные структурные элементы культуры начинают выполнять специализированные функции и требуют особого механизма согласования. По мнению Г. Спенсера, основным направлением в развитии культур является их интеграция. Теория социальных институтов Спенсера была попыткой систематического изучения общества.
Кратко о биографии и философии Герберта Спенсера
Герберта Спенсера можно считать самым противоречивым философом 19 века. Он внес важный вклад в развитие общественных наук, экономики, психологии и философии. Но своим учением мыслитель дискриминировал низшие классы. Биография Герберта Спенсера, который кратко изложил теорию социал-дарвинизма, представляет большой интерес для современных политиков. В конце концов, его принципы и учения опередили свое время.
Краткая биография
Герберт Спенсер родился в Англии в апреле 1820 года. Из-за слабого здоровья мальчик, которому было до 13 лет, не ходил в школу; его отец занимался образованием. Будущий философ с энтузиазмом относился к точным наукам: математике, физике, химии.
В возрасте 13 лет Герберт переехал в Лондон, чтобы жить со своим богатым дядей, и пытался учиться в Кембриджском университете. Молодой человек, привыкший к домашнему обучению, чувствовал себя неуютно в стенах учебного заведения. Поэтому через некоторое время он покинул университет и вернулся домой.
В 1837 году Спенсер начал работать в инженерном бюро по строительству железных дорог. Молодой человек быстро поднялся по карьерной лестнице и даже запатентовал несколько изобретений. Он получал хорошую зарплату и признание начальства. Но работа инженера не приносит Спенсеру морального удовлетворения, поэтому он резко бросает ее в 1848 году и переезжает в Лондон.
В английской столице начался новый виток его карьеры. Он устраивается на работу в либеральную газету The Economy в качестве помощника редактора. Он встречается со многими деятелями культуры и науки:
- Дж. Элиот.
- Джорджем Генри Льюисом.
- Томасом Генри Гексли.
- Джоном Тиндалем.
В это же время Г. Спенсер начинает писать работы по социологии, философии и психологии. Научная деятельность была очень ответственной для автора. Спенсер, который и раньше не отличался хорошим здоровьем, теперь регулярно страдал от нервных приступов, головных болей и бессонницы.
Еще один нервный срыв произошел после публикации «Синтетической философии». Работа, на которую Спенсер потратил много лет, не была оценена его соотечественниками. Кроме того, автор столкнулся с материальными трудностями. Ситуацию спасло наследство от дяди, которое позволило ему расплатиться с возникшими долгами.
За свою жизнь философ создал более 10 фундаментальных трудов. Его работы не были популярны в Англии, но в России и США его теории цитировались и переписывались в рукописях. Герберт Спенсер никогда не был женат и не имел детей. Он посвятил свою жизнь работе и самообразованию. Он умер в Брайтоне в 1903 году.
Основные труды Герберта Спенсера
Интересы автора были чрезвычайно разнообразны. Он обладал знаниями в области биологии, физики, психологии, социологии и экономики. Гербер Спенсер считал, что философия объединяет все науки. Английский писатель развивал эту идею во всех своих произведениях.
Теория социального дарвинизма
Согласно этому учению, законы эволюции и естественного отбора, открытые Дарвином, применимы не только к природе, но и к обществу. Движущей силой эволюции, по мнению Спенсера, является конфликт:
- между государствами;
- расами;
- политическими силами;
- личностями.
Философ считал, что каждый конфликт должен привести к победе более сильной стороны и возникновению идеального общества. Согласно этой теории, капитализм способствует естественной эволюции человека, а социализм — искусственной. При капитализме сильные богатеют и развиваются, а слабые в обществе гибнут или умирают. Философ описал государство как живой организм.
Этические принципы
Теория социального дарвинизма тесно связана с моральными принципами. Философ считал, что государство не должно вмешиваться в частную жизнь граждан. Каждый человек в мире должен иметь свободу передвижения, слова и печати. Спенсер писал, что гражданин может заниматься любой деятельностью, если она не мешает свободе другого человека. В то же время Спенсер был ярым противником демократизации общества. Эти короткие правила были названы принципами невмешательства.
Развитие человека происходит через индивидуализацию. То есть каждый индивидуум должен выработать уникальный характер в процессе эволюции и адаптации. Интеллект считался врожденным признаком, в то время как способности считались приобретенным признаком. Согласно индивидуализму, идеальный человек должен быть трудолюбивым и дисциплинированным.
Г. Спенсер первым создал классификацию социальных типов. Он разделил общество на военное и индустриальное. Он определил отдельную группу как «общество благосостояния слабейших». Спенсер использовал его для обозначения группы людей, характеризующихся низкими интеллектуальными и моральными качествами.
Радикальные взгляды
В Англии некоторые работы Герберта Спенсера подверглись критике. Философ считал себя либералом. Он призывал к ослаблению государственного контроля и предоставлению прав гражданам всего мира. Однако в то же время он распространял идеологию «низших рас» под видом философских учений.
В своей теории социального дарвинизма он писал, что европеоидная раса эволюционирует гораздо быстрее, чем негритянская. В трудах философа можно найти и другие противоречивые мысли:
- Пропаганда принудительной стерилизации преступников и «слабоумных».
- Запрет на предоставление бесплатного образования низшим слоям населения.
- Запрет предоставления права голоса женщинам.
100 лет спустя его радикальные идеи будут использованы нацистами для оправдания жестоких преступлений. В современном мире используется классификация типов общества, разработанная философом. Его учение повлияло на создание политической системы в США, Германии, Японии и Китае.