Как хорошо жил наш народ, когда думал о нем. Это относится не только ко времени коммунистической партии, но и к доверию к царю, вечному русскому: «Господь придет, Господь нас рассудит». Многие также любят армию по этой причине, где речь идет о послушании без раздумий. Солдат в армии, по определению, не может знать лучше своего командира.
Софисты и софистика — Философские взгляды софистов
Термины «софистика» и «софисты» происходят от древнегреческого слова, означающего мудрость. Дословный перевод слова «софист» означает «мудрый, обучающий, знающий».
1) Релятивизм — это доктрина, сформулированная в Афинах во второй половине пятого века до нашей эры представителями школы софистов, философами эпохи Просвещения, склоняющимися к релятивизму. Релятивизм (от латинского «relativus» — относительный) — философское течение, которое восхваляет относительность всех знаний, то есть их несовершенство и условность, и на этом основании отрицает любую возможность достижения объективной истины. Основы релятивизма были заложены софистами и скептиками; в наше время релятивизм перерос в позитивизм. Гриненко Г.В. История философии. Глиневич Г.В. Первые профессиональные учителя общего образования, 3-е издание — М., 2011.
2) (греч. sophism — выдумка, хитрость) — умышленное использование ложных аргументов в спорах и доказательствах, основанное на сознательном нарушении правил логики (софизмы); словесные уловки, вводящая в заблуждение софистика.
Первые школы ораторов возникли в городах Сицилии, а развитие демократии в Афинах в пятом веке до нашей эры и их связь с другими греческими городами сделали Афины публичным местом для выступлений и обучения софистов.
Учителя-софисты были очень популярны в Древней Греции. Они путешествовали по стране с дипломатическими миссиями, занимались государственными делами, выступали перед народом и обучали основам красноречия тех, кто этого желал.
«Михальская А.К. Русский Сократ: лекции по сравнительно-исторической риторике. М.,1996. — с. 10, как А. Саксофоны» Ф. Ф. Лосева, занимались риторической педагогикой — практикой овладения риторическим искусством. Их преподавание объединяло разнородные группы людей разного возраста и социального положения. Теперь важным стало не только физическое и умственное совершенствование, но и образование. Дар языка постепенно стал восприниматься как признак и необходимое условие для получения всестороннего, хорошего образования. По-настоящему образованный человек, «воспитанный наилучшим образом на философии и литературе», «вдруг бросается в речь… как могучая стрела…. замечательное выражение, краткое и точное, и собеседник оказывается не лучше ребенка», — говорит Платон в знаменитом диалоге «Протагор».
Софисты были первыми в Греции, кто заговорил о силе слова и разработал теорию этой силы. Многие из них были виртуозами в применении теории слов к жизни и писали трактаты на эту тему. Платон в своем трактате «Горгиас» утверждал, что искусство софиста превосходит все другие искусства; он считал софиста «мастером убеждения»: В этом заключается вся его сущность и вся его забота», who…. «обладает способностью убеждать доводами и суждениями в суде,…. и в любом другом собрании граждан. А что касается нашего бизнесмена, то получается, что он делает деньги не для себя, а для кого-то другого и для вас, обладающих словом и умением убеждать толпу.» Платон. Собрание сочинений в 4 томах. Т. 1 — Москва: Мысль — 1990. С. 484.
Предполагается, что у софистов не было очень специфической системы знаний. Софистика не была единым кругом мыслителей. Софистика пятого века представляла собой «пучок независимых усилий, которые удовлетворяли идентичные потребности соответствующими средствами» (Дж. Реале и Д. Антикери). Западная философия от истоков до наших дней, I Античность — ЛЦ Петрополис, 1997, с. 55. Их труды практически не сохранились; большая часть информации о работах софистов содержится в трудах более поздних философов.
Философские взгляды софистов
Софисты полагались на философию, чтобы оправдать свои практические действия. Характерной чертой их философии является утверждение относительности всех человеческих понятий, моральных правил и оценок. Они ввели релятивизм в эпистемологию, что привело софистов к отрицанию объективной истины. Поэтому объективная истина, применимая ко всем, невозможна. Более того, не существует объективного критерия добра и зла: что хорошо для кого-то, то хорошо и для него: «Болезнь плоха для больного, но хороша для врача». Смерть плоха для умирающих и хороша для продавцов вещей, необходимых для похорон, и для гробовщиков» Гриненко Г.В. История философии — М.: 2004 — с 87.
Софисты прекрасно понимали, что все можно доказать формально. Главной дидактической целью софистов было научить студентов спорить. Поэтому большое внимание уделялось риторике в классе. Студенты изучали методы доказательства и опровержения и знакомились с правилами логических рассуждений.
Философия софистов была гуманистической. Важно подчеркнуть, что софисты уделяли большое внимание социальным, гуманитарным и коммуникативным проблемам, учили красноречию и политической деятельности, передавали научные и философские знания. Некоторые софисты использовали приемы и формы убеждения и доказательства, независимо от вопроса об истинности утверждений, которые они пытались доказать. Пытаясь убедить своего собеседника, софисты пришли к убеждению, что все можно доказать или опровергнуть в зависимости от интересов и обстоятельств, что иногда приводило к искажению истины в доказательствах и опровержениях. Постепенно развилась техника аргументации, называемая софистикой.
Софисты уделяли мало внимания изучению природы. Но именно они первыми провели различие между законами природы как чем-то неизменным и законами общества, которые являются результатом человеческих институтов.
Софисты находили красоту в бесконечно разнообразных явлениях человеческой жизни. Однако эти явления были противоречивыми. Использование красных слов, удивление слушателя неожиданными метафорами и риторическими приемами, вызывание гнева и возмущения, индивидуального и массового, и в то же время убедительный артистизм, избавляющий человека от боли и освобождающий его от бесполезных причитаний, — таковы были новые способы, которыми овладела софистическая эстетика.
Некоторые ученые, изучающие деятельность древнегреческих философов, выделяют три группы софистов:
1) великие знаменитые учителя первого поколения, которые отнюдь не были свободны от моральных ограничений,
2) так называемые «эристы», то есть сомневающиеся, которые настаивали на формальной стороне метода и вызывали возмущение тем, что теряли интерес к содержанию понятий, что неизбежно вело к потере их моральной основы,
3) «софисты-политики», эксплуатировавшие идеи софистов, в современной терминологии, в идеологическом комплексе и потому впадавшие в разного рода эксцессы, часто достигавшие кульминации в абсолютном теоретизировании аморализма И Адикери. Западная философия от истоков до наших дней, I Античность, ТОО «ТК Петрополис», 1997, с. 55.
Протагор как «учитель мудрости»
Учитывая историческую последовательность в истории русской философской мысли, можно выделить две группы софистов: «высших» и «низших».
Высшие софисты» занимались политическими, моральными, государственными и юридическими проблемами, а также лингвистикой. Они подвергли сомнению все принципы, существовавшие до их времени, и заявили, что истины относительны. Концепция «старших» софистов абсолютизировала субъективный характер и относительность знания.
Софисты не рассматривали проблему бытия как проблему сущности: они говорили о бытии-в-себе, тогда как ранее они разрабатывали бытие-в-себе. В «Софистах» античный разум впервые обращается к бытию-в-себе.
Многие софисты сомневались или даже отрицали существование богов и считали их человеческим изобретением. Софизм по своей природе антидогматичен, а любая религия основана на догме. Софисты сыграли важную роль в ниспровержении традиционных религиозных догм.
Софисты старшей группы стремились критически исследовать религиозные верования. Известно, что Протагор сказал: «О богах я не могу сказать ни того, что они есть, ни того, что их нет». Его метод был основан на том, что он мог представить аргументы как за, так и против существования богов. Это еще не означает, что он был атеистом, как это уже было установлено античностью, но только то, что он был агностиком. Агностицизм — это течение в философии, считающее мир принципиально непознаваемым. К более ранним европейским формам агностицизма относятся софизм и скептицизм, а в современную эпоху агностицизм был разработан Беркли, Юмом и Кантом. В большинстве случаев агностики представлены субъективными идеалистами, в то время как материалисты и объективные идеалисты обычно признают наличие знаний о мире. Гриненко Г.В. История философии. 3-е изд. — М., 2011.
Работа Протагора о богах, несмотря на чрезвычайно тщательную формулировку его религиозного скептицизма, была публично сожжена и привела к его изгнанию из Афин.
Протагор, развивая взгляды Анаксагора и Демокрита, начал интерпретировать религиозные мифы как воплощения сил природы.
Общие моменты в философии «высших» софистов:
- Смещение философских интересов из сферы натурфилософии в сферу этики, политики, эпистемологии;
- Изучение самого человека и его субъективных качеств.
К «высшей» группе относится Протагор, греческий софист из Абдеры во Фракии (ок. 481-411 гг. до н.э.), учение которого основывалось на учениях Демокрита, Гераклита, Парменида и Эмпедокла и получило дальнейшее развитие в духе релятивизма. Он был первым, кто назвал себя «софистом» — «учителем науки добродетели». Известно, что Протагор написал работы «О богах», «Об истине», «Наука рассуждения», «О первоначальном порядке вещей», «О порядке», «О добродетелях» и «О существовании». Протагор обладал самой оригинальной философской мыслью среди софистов. Протагор считался материалистом и утверждал, что материя изменчива, что восприятие относительно и что бытие и небытие равнозначны. Согласно Протагору, материя течет и изменяется, и во время ее изменчивости и текучести что-то занимает место того, что исчезло; в этой концепции тела трансформируются в зависимости от их возраста или состояния.
Особенности мышления и цели
Философия софистов
Введение
В V веке до н.э. политическая власть старой аристократии и тирании была заменена во многих греческих городах властью рабовладельческой республики. Развитие созданных ею новых представительных учреждений — Национального собрания и судов, игравших важную роль в борьбе свободных классов и партий, — породило потребность в людях, способных говорить с юридическим и политическим красноречием, убеждать аргументами, ориентироваться в различных вопросах и проблемах права, политической жизни и дипломатической практики. Некоторые из величайших представителей профессии — учителя красноречия, юристы, дипломаты — стали преподавателями политических знаний и риторики. Однако неразрывность знания в философской и научной сферах и то значение, которое приобрела философия с ее вопросами об основах вещей, о мире и его происхождении в глазах образованных людей греческого Запада, заставляли этих молодых учителей, как правило, не только обучать технике политической и юридической деятельности, но и сочетать эту технику с общими вопросами философии и мировоззрения.
Так, Гиппий, по свидетельству Ксенофонта и Платона, преподавал астрономию, метеорологию, геометрию и музыку; Павел был знатоком физики; Критий, по словам Аристотеля, симпатизировал психологическим взглядам Эмпедокла; Антифонт занимался проблемой квадратуры круга и пытался объяснить метеорологические явления — то у Гераклита, то у Диогена, то у Анаксагора. Новых учителей называли «софистами». Первоначально слово софист обозначало людей, овладевших каким-либо искусством, таких как поэты, музыканты, законодатели и ученые. Более поздние писатели с консервативными и реакционными идеями, отвергавшие демократическую систему, ее институты и практику ее членов, распространили свою враждебность на молодых учителей, которые готовили молодежь к политической и юридической карьере. Они стали называть софистами тех, кто не искал истины в своих речах, а выдавал неправду за истину, мнение за истину, а иносказания за знание.
На практике это обозначение применялось к представителям новой профессии лекторов. Это описание отчасти основывалось на том, что новые преподаватели философии доводили до крайности относительность всех знаний. Говоря словами Ленина, они субъективно применяли всеобъемлющую, универсальную «гибкость понятий, гибкость» к «тождеству противоположностей» 3, т. 29, с. 99. Отчасти дискредитация софистов основывалась и на том, что молодые мастера, обучая приемам риторики и политического действия, иногда преподавали приемы и формы убеждения и доказательства независимо от вопроса об истинности доказываемых ими утверждений. Привычка молодых учителей требовать плату — часто очень высокую — от своих учеников за преподавание также произвела плохое впечатление на противников демократических нововведений.
Первые школы красноречия были основаны в городах Сицилии, где Эмпедокл уже прославился как образцовый оратор, а Павел уже был настоящим софистом. Сицилийский Леонтин был также родиной софиста Горгия. Развитие демократии в Афинах в V веке до н.э., и особенно связи с другими городами греческого мира, сделали Афины местом выступлений и преподавания многочисленных софистов — Протагора из Абдеры, Гиппия из Аэлиды, Предикуса из Кеуса и Горгия из Леонтин, — хотя афинские политики всех мастей в целом были враждебны софистам. Софист Протагор из Абдеры был даже приговорен к изгнанию за выражение сомнений в существовании богов.
Особенности мышления и цели софистов
В 5 веке до н.э. политическая власть аристократии и тирании была заменена властью демократии во многих греческих городах. Развитие созданных им новых избирательных институтов, народного собрания и суда, игравших важную роль в борьбе между партиями и классами свободного населения, требовало обучения искусству юридического и политического красноречия и убеждения. Некоторые из продвинутых в этой области стали преподавателями риторики и политических знаний. Однако неделимость знаний в то время и большая роль философии в то время означали, что эти молодые мыслители обычно не учили только политической и юридической мудрости, а связывали ее с общими вопросами философии и мировоззрения. Их называли «софистами», то есть мудрецами, учителями мудрости. Позже тех, кто пытался доказать в своих выступлениях предвзятую, иногда заведомо ложную точку зрения, стали называть софистами. Это обозначение было основано на том, что новые преподаватели ф. стали доводить идею относительности всех знаний до крайности. Софисты Протагор (480-410 гг. до н.э.) и Горгий (480-380 гг. до н.э.) начали изучение человека.
Изначально софист определялся как человек, который занимался интеллектуальной деятельностью или был искусен в какой-либо премудрости, включая обучение. Таковыми считались Солон и Пифагор. Впоследствии значение термина стало более узким, хотя он по-прежнему не имел негативного оттенка («софия» — мудрость).
Софисты в поисках убеждения пришли к мысли, что можно и часто необходимо все доказать, но и все опровергнуть, в зависимости от интереса и обстоятельств, что привело к безразличному отношению к истине в доказательствах и опровержениях. Так возникли методы рассуждения, называемые софистикой.
Суть взглядов софистов лучше всего выразил Протагор. Он является автором знаменитого высказывания. Впервые он обратился к проблеме человека. Он говорил об относительности всех знаний и доказывал, что каждому утверждению можно противопоставить противоречащее утверждение на тех же основаниях. Критерием оценки любого явления являются чувства человека. Софисты ставят в центр внимания человека и объявляют его — со всеми его особенностями — объектом познания.
Продич очень интересовался языком, номинативной функцией слов, проблемами семантики и синонимии, то есть идентификацией слов с похожими значениями и правильным употреблением слов. Он составлял этимологические связки родственных слов, а также анализировал проблему омонимии, то есть различения значения графически сходных словесных конструкций с помощью соответствующих контекстов. Он уделил большое внимание правилам аргументации и подошел к анализу проблемы техники опровержения, что имело большое значение в дебатах.
Софистическое философское отрицание истинности
Софист: от греческого oppositor, мудрец.
Софизм греч. uytsyumb — хитрость, выдумка — логически ложный (мнимый) силлогизм, выдаваемый за правильный. Отсюда и гнусное значение слова «софист» — человек, делающий ложные выводы и пытающийся нажиться на таких мнимых аргументах.
Примеры софистов: Платон, «Евтидем» и другие диалоги; логический анализ и классификация софизмов: Аристотель, «О софистических опровержениях».
Подобные документы
Первые школы красноречия в городах Сицилии; появление софистов. Характерные черты философии высшей и низшей групп софистов. Сократ как великий древнегреческий философ. Сократ как великий древнегреческий философ, его диалектические теории, учения о.
Просветительская деятельность софистов, их идеи и религия. Периодичность и периоды формирования софистов, основные представители. Самые важные античные источники и цитаты о софистах. Основные идеи софистов и их противостояние религиозным идеям.
Биография Протагора, древнегреческого философа, основателя движения софистов. Формирование политической и правовой идеологии Древней Греции. Подрыв патриархальных основ жизни общества. Срочно требуются преподаватели. Учение софистов.
Софисты — древнегреческие платные учителя красноречия, представители одноименного философского течения, широко распространенного в Древней Греции. Релятивизм как основа их философии. Старшие и младшие второкурсники. Критика софистики у Платона и Аристотеля.
Антропологический поворот в древнегреческой философии. Наиболее важные позиции софистов: Протагор, Горгий, Гиппий, Антифонт, Продик. Метод субъективной диалектики. Жизнь и учение Сократа. Отрицание объективного существования, ирония и майология. Суд над Сократом.
Софисты как древнегреческие платные учителя красноречия в 4 веке до н.э. в Греции. Представители древнекитайской школы имен. Периодизация и основные представители софистики. Работа Дильса-Кранца. Различие между частным и гражданским правом.
Софисты. Характеристика софистического движения. Принцип проверки. Деятельность как форма существования социального. Философия Ф. Шеллинга. Методологические позиции Ф. Бэкона. Концепция ноосферы Владимира Вернадского. Социальные характеристики времени.
- главная
- рубрики
- по алфавиту
- вернуться в начало страницы
- вернуться к началу текста
- вернуться к подобным работам
Значение софистики в философии
Ни одна научная полемика не может вестись без четких доказательств в пользу выбранной позиции. Но все ли сказанное основано на фактах? Софистика в философии предоставляет мыслителю возможность убедить оппонента в своей правоте. Философам приходится гадать, придумывать, строить догадки. Значит ли это, что наука — это ложь? Нет, этот факт подтверждает максиму: «Истина рождается в споре».
Софистика происходит от древнегреческого и буквально означает «мудрость». Первоначально он должен был применяться к музыкантам. Эта идея зародилась в Афинах в пятом веке до нашей эры и затем распространилась по всей стране.
Когда на смену греческой аристократии пришла рабовладельческая демократия, возникла острая необходимость в умных ораторах. Перед ними стояла непростая задача — влиять на настроение общественного мнения с помощью речей: вдохновлять солдат, идущих на войну; организовать интересную дружескую встречу с представителями других государств; просвещать народ; организовывать фестивали. Ораторы должны были убеждать, доказывать, объяснять, быть дипломатичными, разбираться в политических тонкостях и иметь общую перспективу.
Этот период был отмечен расцветом красноречия. Оратор должен был привлекать внимание своим умением красиво выражать свои мысли и убеждения, чтобы выиграть дело, решить политическую дилемму.
Софистика или софизм — это метод получения выводов, которые противоречат законам разума и не являются научно доказуемыми, но выдаются за истинные. Софистика использует преднамеренное нарушение логических цепочек, подмены, двусмысленность и словесную хитрость, чтобы ввести в заблуждение и ошеломить оппонента.
Софизм – направление философской мысли
Софизм как многогранный образ мышления полностью оформился в конце V века до н.э. и образовал тематически-идеалистическое философское течение — софизм. Сейчас софизм имеет совсем другое значение — интеллектуальный обман. В древности он ассоциировался с особой мудростью, с умением передавать научные знания в обмен на деньги. Представители этого течения были прекрасными педагогами, первыми учеными и профессорами. Философы называли себя софистами. Их появление привело к возникновению софианской школы.
Школы риторики впервые упоминаются в Сицилии в пятом веке. Но именно Афины стали публичной ареной просветительской деятельности софистов. Учение затрагивает эпистемологическую проблему философии. Последователи старой школы пытались научить своих последователей опровергать выводы своих политических оппонентов доказательствами, силлогизмами. При этом они сталкивались с социально-политическими проблемами, для решения которых занимались общими вопросами правды и лжи. Из этого следует, что философия, представленная учением софистов, является важной отраслью науки о мышлении в целом.
Софисты, которые вели странствующий образ жизни, обращались ко всем, кто хотел научиться красноречию. «Они гастролировали по городам, объединяя группы людей разного возраста, пола и социального положения с помощью просветительской риторики. Мудрецы внесли большой вклад в развитие общества, развивая понимание важности не только физического и умственного, но и духовного воспитания. Образование приобрело высшую ценность, получило последователей. «Образованный человек уверен в себе, он может противостоять толпе, он силен в мыслях, его оружие — слово» — таков был девиз, которым руководствовались мыслители.
Из-за своей странствующей жизни софисты не имели сложной системы знаний. Рукописи не сохранились до нашего времени, и мы можем изучать софиологию только по работам философов более позднего времени.
О «поздних софистах» сохранилось очень мало достоверной информации. Ликофрон и Алкидамант представляют доктрину. Наиболее важные идеи философов можно кратко разделить на моральные и социальные направления:
- разрушение барьера между социальными классами;
- элита – выдумка заинтересованной группы людей;
- природа всех создала свободными, без рабства.
Фрасимах рассуждал о пользе сильных. Он считал, что каждая власть создает свои собственные законы: демократия для свободных, тирания для угнетателей. Философ критиковал религию и обосновывал атеизм. Он говорит: «Если бы боги наблюдали за действиями людей, они бы увидели сокровище — справедливость. Но люди замечают, что сами почти не пользуются им.
Что такое софизм?
Слово «софизм» может иметь множество значений. В общем смысле это означает, что аргумент на первый взгляд кажется верным, но на самом деле он содержит логическую ошибку. В некотором смысле это попытка ввести в заблуждение другого человека, выдавая ложь за правду.
Один из ярчайших примеров софистики, известный всем, называется «Рогатый». Он гласит следующее: «Что не потерял, то имеешь; что не потерял, то имеешь; поэтому у тебя есть рога». Как видно из вышеприведенного высказывания, софистический аргумент основан на преднамеренном и ситуативном нарушении некоторых правил логики. Именно это отличает его от других заблуждений: Иррациональность или абсурдность. В этих случаях нарушение, если таковое имеется, является непреднамеренным.