Смерть с точки зрения философии. Смерть это в философии.

И. Кант считал, что жизнь — это реализация человеческого существования. А мыслитель Фихте считал, что смысл человеческого существования заключается в том, чтобы прийти в гармонию с окружающим миром.

Смерть с точки зрения науки и философии

Феномен смерти предполагает очень сложные отношения между человеком и самим собой. Это проблема, о которой мы стараемся не упоминать в повседневных разговорах, но о которой каждый из нас задумывался в течение жизни, когда осознавал себя или думал о других. Феномен смерти в человеческом существовании действительно является одним из самых сложных явлений. Сегодня на тему смерти написано множество работ: Были созданы монографии, диссертации, докторские диссертации, много фильмов. Мы знаем множество легенд и мифов из древности, в которых так или иначе затрагивается тема смерти. Почти у всех великих мыслителей мы находим некоторое представление о том, что такое смерть. Например, Фрэнсис Бэкон, знаменитый основатель эмпиризма в наше время, сказал в свое время, что люди боятся смерти по той же причине, по которой дети боятся темноты: они не знают, что это такое.

Все мы знаем, что смерть — это вечная тема, которая волнует людей, потому что в течение жизни у каждого из нас так или иначе вырабатывается определенное отношение к смерти. Мы всеми силами стараемся избежать этого или придумываем различные способы предотвращения. У каждого человека есть определенное отношение к смерти.

Понимание феномена смерти в религии, эзотерике, философии науки

Проблема смерти — это двойная проблема, потому что, с одной стороны, это табуированная тема в наших повседневных разговорах, то есть мы стараемся избегать ее по тем или иным причинам. Мы занимаемся вопросом смерти только тогда, когда невозможно не заниматься им, то есть когда смерть затрагивает нас. Обычно это смерть близких нам людей. С другой стороны, почти на протяжении всего разумного человечества мы с вами наблюдали удивительное стремление человека постичь тайну смерти. Понять и объяснить это загадочное явление, то есть сделать его доступным для вашего сознания.

Вообще, первые попытки понять или приручить смерть, придать ей антропоморфные (человеческие) характеристики, встречаются уже в древних мифах. Знаменитый тибетский бог смерти Яма или древнеегипетский Анубис, буддийский Мара или Танатас, бог смерти Древней Греции и мусульманский Азраил. У разных народов мы находим множество названий для лиц, связанных со смертью.

Отношение к смерти в мифах и легендах неоднозначно, потому что на протяжении истории люди по-разному понимали ее. Почему человек стал смертным? Предположим, что один из подходов — это обратное объяснение. (В прошлом люди не умирали, а потом по какой-то причине вдруг начали умирать. В Африке одно из объяснений заключается в том, что люди проспали свое бессмертие, когда оно было распространено богами. В мифологии древних народов смерть также является наказанием за проступок, наказанием за определенное преступление. В древней мифологии смерть и смертность человека — это, пожалуй, единственное различие между людьми и богами. На самом деле, многие народы разработали свою собственную концепцию смерти. Допустим, у немцев есть интересная идея, что такая смерть есть, потому что смерть живет с ними, живет там, где нет места нормальным людям, и живет так, что не дает людям жить своей жизнью. В этом месте (подземном мире) все происходит наоборот, то есть жизнь начинается со смерти и заканчивается рождением.

Что касается известных мыслителей — психологов, философов, — которые сформировали свое отношение к смерти, то и здесь существует очень широкий спектр, который начинается с того, что смерть — это величайшее благо для человека, это избавление от боли, это возможность для человеческой души оказаться в другом мире и другом месте. Место, где можно встретиться с другими мудрецами, как Сократ, или где можно увидеть мир идей во всей его красе, как Платон. Или вся мощная традиция средневековой философской и теологической мысли, когда речь идет о таких понятиях, как рай, жизнь после смерти и ад. Все эти моменты рассматриваются очень подробно.

Если обратиться к философско-психологическому аспекту, то, безусловно, стоит упомянуть имя Артура Шопенгауэра, который говорил, что смерть — это другая сторона воли к жизни и что смерть, например, самоубийство или суицид, не решает всех человеческих проблем, а, наоборот, усугубляет их. С другой стороны, он говорит, что после смерти существует такая вещь, как человеческая воля, которая всегда вырождается в новое телесное воплощение. Конечно, здесь есть очевидные аллюзии на буддийские мотивы, потому что речь идет о перерождении. Если мы немного перенесемся в психологию или логопедию, то одно из самых известных имен здесь принадлежит Альфреду Адлеру. Он является известным человеком в мире психологии. Он сказал, что неспособность предвидеть, планировать или контролировать собственную смерть является одной из главных причин человеческой неполноценности. То есть чувство беспомощности перед лицом неизбежности смерти вызывает в нашей повседневной жизни глубокие депрессивные состояния, какие-то катастрофические моменты.

Как смерть понимается в религиим

На самом деле, один из вечных вопросов человечества, на который каждый хочет получить ответ: что будет со мной после смерти, что будет дальше?

Здесь мы очень часто начинаем смешивать два разных страха: страх смерти и страх умереть. Страх смерти должен быть выражен в приблизительных терминах, таких как разлука с любимыми, то есть смерть — это то, что лишает меня тех, кого я люблю.

Страх смерти — это страх физических страданий и страх реальной физической боли. Люди также боятся умереть в одиночестве. Важно, чтобы в это время с ними кто-то был.

Страх смерти — это страх неизбежной потери контроля над собой и своей жизнью.

Одна из главных функций религии, которую она выполняла на протяжении тысячелетий, заключается именно в том, чтобы объяснить, что произойдет с человеком после смерти. Существует множество толкований и идей на эту тему.

Одно из самых впечатляющих представлений о том, что происходит с человеком после смерти, дают нам индийские религиозные ритуалы. Одной из важнейших идей в индийской религиозной жизни является тема реинкарнации, постоянного перерождения в различных формах, это может быть душа, это может быть энергия, как в более позднем буддизме. Но в любом случае, это то, что снова и снова всплывает в этом бренном мире, где каждый живет в страданиях и жаждет избавиться от этого бремени существования.

Христианство дало нам наиболее подробную картину того, что происходит с человеком, когда он покидает этот мир. Наше понимание такой потусторонней реальности наиболее ясно выражено в словах апостола Павла, когда он говорит, что когда умирает близкий нам человек, мы не должны скорбеть, как неверующие, которые не знают, что смерти как таковой нет, а есть только переход из этого мира в вечность.

Смерть с точки зрения философии

Департамент Философия
Посмотреть ниже Аннотация
Язык Русский
Дата добавления 08.04.2018
Размер файла 19,1 K

Студенты, аспиранты и молодые ученые, которые используют базу знаний для своей учебы и работы, будут очень благодарны.

Имеется в наличии.http://www.allbest.ru/

Резюме по данной теме:

Смерть с точки зрения философии

Философия рассматривает смерть с точки зрения понимания смысла смерти как заключительного этапа человеческой жизни; перед лицом смерти человек способен понять и оценить прожитую жизнь. Древние египтяне рассматривали земное существование как подготовку к загробной жизни. Древние японцы верили, что человек продолжает жить после смерти в своих потомках. В классический период древнегреческой философии предпринимались попытки преодолеть страх смерти. Платон создал учение о том, что человек состоит из двух частей — бессмертной души и смертного тела. Смерть, согласно этому учению, — это процесс отделения души от тела. В христианстве смерть характеризуется как тайна, недоступная разуму, как нечто абсурдное, противоречащее духовной природе человека. Поэтому основной мотивацией христианства является вера в искупление и преодоление смерти.

Проблема смерти была по-своему решена в философии известного голландского философа Спинозы. Он считал, что свободный человек ни о чем так мало не думает, как о смерти. Мудрость человека, по словам Спинозы, «состоит в том, чтобы думать не о смерти, а о жизни». По мнению философов-экзистенциалистов, угроза смерти заставляет человека задуматься о смысле и содержании своей жизни. Перед лицом смерти человек способен понять смысл жизни, освободившись от ложных целей и ненужных, тривиальных действий. Он начинает по-другому воспринимать себя и окружающий мир. В этот момент, по их мнению, он способен обрести себя, свою сущность. Ценности, которыми он руководствовался до сих пор, теряют свое значение.

В то время как религиозные и идеалистические учения относительно легко решают проблему бессмертия человека, философы-материалисты утверждают, что душа человека смертна и умирает вместе с телом. Проблема бессмертия в материалистической философии имеет свое собственное решение. Поскольку процесс развития человечества органически связан с возникновением мира цивилизации, состоящего из материальных и духовных ценностей, бессмертие каждого человека может быть обеспечено на основе его вклада в развитие цивилизации.

Смерть — это естественный конец всех живых существ. Жизнь — это форма существования материи, возникающая при определенных условиях в момент ее создания. Долг каждого человека — в полной мере развивать все свои способности и вносить посильный личный вклад в историю, в прогресс общества и его цивилизации. Это смысл жизни отдельного человека, который он реализует через общество, но это также смысл жизни общества и человечества в целом.

Жизнь — смерть — бессмертие: философские и религиозные аспекты

Жизнь — Смерть — Бессмертие — Духовность

Очевидно, что проблема смысла и цели человеческого существования, проблема жизни и смерти, является центральной проблемой философии. Если каждый человек является единственным звеном в бесконечной цепи всего человечества, то, естественно, очень легко определить смысл существования этого единственного звена, ибо без него цепь разрывается. Жизнь противоположна отсутствию жизни, а смерть противоположна рождению, ибо смерть и рождение — это полюса и границы человеческой жизни, ее пределы. Смерть даже более необходима, чем рождение, потому что он или она могли вообще не родиться, потому что его или ее рождение зависело от многих обстоятельств. Но с момента рождения ничто не может спасти его или ее от смерти.

Подобные документы

Жизнь и смерть как вечные темы духовной культуры. Измерения проблемы жизни, смерти и бессмертия. Осознание единства человеческой жизни и человечества. История духовной жизни человечества. Понимание мировыми религиями смысла жизни, смерти и бессмертия.

Смысл человеческой жизни и бессмертие как важнейший нравственный философский вопрос. Понимание смерти в концепциях различных религиозных взглядов: Христианство, ислам, буддизм. Бессмертие, способы его достижения. Этические аспекты жизни и смерти.

Проблемы жизни и смерти в духовном понимании человека, смерть с философской точки зрения. Отношение мировых религий к жизни и смерти. Христианское понимание жизни и смерти. Исламское понимание жизни и смерти. Детология — учение о смерти и эвтаназии.

Смысл жизни в предметах, вещах, событиях и явлениях материального мира. Механизм поиска смысла жизни. Иерархия ценностей для ее определения. Понимание смерти в православии. Исключение трагического персонажа в философии. Виды бессмертия, их определение.

Осознание конечности земного существования человека, развитие своего отношения к жизни и смерти. Философия о смысле жизни, смерти и бессмертии человека. Вопросы установления морального и духовного бессмертия человека, права на смерть.

Мысли философов всех эпох о неизбежности смерти и бессмертии. Анализ фаз перехода от жизни к смерти. Концепции и многообразие бессмертия, развитие истории соответствующих концепций. Природа бессмертия с точки зрения религии и философии.

Концепция жизни и смерти в философии. Тема смерти у разных народов. Китайцы. Египтяне. Евреи. Европейцы. Понимание смерти в концепциях различных религиозных взглядов. Виды бессмертия, способы его достижения. Биоэтика, проблема эвтаназии.

  • главная
  • рубрики
  • по алфавиту
  • вернуться в начало страницы
  • вернуться к началу текста
  • вернуться к подобным работам

Вам смерть стоическую или по-эпикурейски? Как разные философские школы учат умирать

Смерть неизбежна. Но наше отношение к нему может быть совершенно разным. «Нож» собрал для вас 5 способов умереть как настоящий философ (и один способ избежать смерти философским путем).

«Философствовать — это не что иное, как готовиться к смерти» — эту цитату из «Опытов» Мишеля Монтеня, кажется, повторил только ленивый философ. Обреченный на смерть, Сократ говорил: «Тех, кто действительно посвящает себя философии, в сущности, волнует только одно — смерть и умирание» (Платон «Фаэдо», 64a-b). Цицерон вторил ему: «Вся жизнь философа — это подготовка к смерти» (Цицерон, «Тускуланские беседы» I, 75). Монтень ссылался на Цицерона. А позже цитата Монтеня была перефразирована Деррида: «Чтобы научиться жить, нужно научиться умирать, понять абсолютную смертность, принять ее (без искупления, воскресения и спасения) — ни для себя, ни для других» (Жак Деррида «Я воюю с самим собой»).

Профессиональный долг философа — научить людей умирать. Сократ утверждал это в Древней Греции, Монтень повторил это в эпоху Возрождения, да и современные философы не отстают: О смерти написано более тысячи научных книг и статей, в которых исследователи обсуждают, как мы можем понять, что человек умер, почему мы так боимся смерти и как этот страх влияет на нашу жизнь.

Зачем учиться умирать? Казалось бы, все просто: «Все люди смертны, и я тоже рано или поздно умру». Мысль очевидна, но чаще всего мы не задумываемся об этом, потому что слишком заняты неотложными делами: что приготовить на завтрак, как найти новую работу. Но как только мы попадаем в турбулентность самолета, читаем в новостях об ужасной катастрофе или слышим о смерти кого-то из наших знакомых, нам снова напоминают, что наша жизнь тоже может внезапно закончиться, а вместе с ней и наш утренний кофе, просмотр Netflix и семейный ужин.

Мысль о смерти неприятна и пугающа.

Дело в том, что смерть и наше отношение к возможности умереть в определенный момент времени влияют на то, как мы живем: как и с кем проводим время, что считаем важным и ценным. Вы можете бояться своей смертности и отчаянно цепляться за жизнь, стараясь испытать как можно больше хорошего и как можно меньше плохого. Или мы можем отрицать смерть и жить так, как будто это будет продолжаться вечно. Или мы можем использовать жизнь мудро, осознавая ее потенциал, но постоянно говоря себе «memento mori», что означает «помни о смерти».

Но какой из этих вариантов является правильным? Никто не знает, выбирайте!

Смерть по-эпикурейски: забить на смерть и наслаждаться жизнью

Что такое смерть? Древнегреческий философ Эпикур является наиболее часто цитируемым философом, когда речь заходит о смерти. Это потому, что он первым сформулировал забавный парадокс:

Как умереть. Поскольку все мы рано или поздно должны умереть, так же как и родиться, стоики советуют не делать ничего, чтобы отсрочить смерть. Мы должны скорее думать о том, как использовать имеющееся у нас время.

Как умереть. Поскольку смерть — это всегда то или иное, Сократ пришел к выводу, что бояться смерти глупо. Более того, поскольку существует 50-процентная вероятность того, что после смерти мы попадем в загробный мир, где есть только души, то хорошей идеей будет сосредоточиться на развитии разума, а не тела: вести философские дискуссии, читать трактаты и медитировать.

Все эти идеи о бессмертной душе и жизни после смерти поддерживались философами Нового времени, которые напоминали нам, что смерть тела — это естественная часть природы.

Как умереть. Нет универсального совета от аналитических философов о том, как умереть. Томас Нагель, известный американский философ ХХ века, утверждает, что бояться смерти не глупо. Более того, он не согласен с аргументом симметрии, о котором писал Лукреций и цитировал Сенека: раз мы не боимся рождения, то не должны бояться и смерти.

Как не умереть. Но как не умереть, когда наши тела стареют? Использовать новейшие технологии и постоянно совершенствовать их для решения этой проблемы: например, генная инженерия и нейропротезирование, исследование гормонов и различных допинговых средств, разработка технологий переноса сознания в компьютеры и, конечно, крионика.

Но насколько все это нравственно? Современный английский философ Ник Бостром говорит, что наша мораль устарела: мы настолько привыкли к старению и смерти, что убедили себя в том, что если мы изменим ход событий, то обязательно наступит разрушение. Однако он считает, что этого не произойдет. А технологии уже достигли того уровня, когда мы можем вступить в борьбу со смертью, и вмешиваться в эту борьбу безнравственно.

«Старение, отход от практических дел и прощание с близкими принимаются со смирением. Поскольку пока ничего нельзя сделать, чтобы предотвратить или отсрочить старение, такой подход имеет смысл. Вместо того чтобы беспокоиться о неизбежном, можно хотя бы попытаться примириться. Сегодня ситуация изменилась. …Идеологии, которые учат пассивному смирению со смертью, больше не являются такими невинными источниками утешения. Они являются препятствием для необходимых действий».

— Миф Ника Бострома о драконе-тиране

Но не все трансгуманисты столь радикальны. Некоторые просто говорят о продлении жизни на несколько веков с помощью технологий и науки, чтобы мы могли сделать все, что хотим, увидеть все места, о которых мечтаем, и насладиться жизнью в полной мере. Смерть должна быть выбором, а не необходимостью.

Изменит ли это нас? Именно.

Понятие смерти в науке

В Законе Российской Федерации от 22 декабря 1992 года № 4180-1 «О трансплантации органов и (или) тканей человека», в статье 9 «Определение смерти» говорится, что «Смерть устанавливается на основании констатации необратимой смерти мозга (смерти мозга) в порядке, утвержденном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения и социального развития» (см. Директива об определении смерти).

Человеческая смертность оказала огромное влияние на человеческое общество и является одной из важнейших причин возникновения и развития религий. Никто не будет отрицать важную роль религий в истории нашей цивилизации; религиозные деятели всех времен и народов объявляли войны (крестовые походы, джихад), оправдывали агрессивные войны с религиозными целями, стояли выше правителей государств в иерархии управления, определяли личную жизнь людей и направляли развитие цивилизации (архитектура, живопись, музыка, образование). Неизбежность смерти и вера в загробную жизнь привели к проблеме избавления от тел умерших или их хранения. Разные религии в разные времена решали этот вопрос по-разному. Это убеждение привело к созданию специальных мест захоронения — кладбищ. Во многих религиях тело не так важно, и допускаются другие формы избавления от него, например, кремация — кремирование. Вера в загробную жизнь породила всевозможные коллективные ритуалы, сопровождающие умершего в его последнем путешествии в этом мире, такие как официальные похороны, траурные церемонии и многое другое.

Биология и медицина

Существуют различные виды смерти: клиническая смерть, биологическая (настоящая) смерть и смерть мозга.

Наступлению смерти всегда предшествуют терминальные состояния — предсостояние, агония и клиническая смерть, — которые вместе могут длиться разное время, от нескольких минут до часов или даже дней. Независимо от уровня смертности, смерти всегда предшествует состояние клинической смерти. Если реанимационные мероприятия не проводятся или оказываются безуспешными, наступает биологическая смерть, то есть необратимое прекращение нормальных процессов в клетках и тканях. В результате процессов разложения происходит дальнейшее разрушение организма, постепенно разрушая структуру нервных связей, что делает восстановление личности практически невозможным. Этот этап называется информационной смертью (или «информационно-теоретической смертью», то есть смертью с точки зрения теории информации). Перед информационной смертью индивид теоретически может быть сохранен в состоянии реанимации, например, с помощью крионики, которая защищает его от дальнейшего разрушения и, возможно, может быть восстановлен позже.

Преагональное состояние

В предсоревновательном состоянии происходит нарушение функций центральной нервной системы (сопор или кома), падение артериального давления и централизация кровообращения. Дыхание нарушается, становится поверхностным, нерегулярным, но, возможно, частым. Недостаточная вентиляция легких приводит к недостатку кислорода в тканях (тканевой ацидоз), но основная форма метаболизма остается окислительной. Продолжительность затяжного состояния различна: оно может полностью отсутствовать (например, при тяжелых механических повреждениях сердца) или быть длительным, если организм может как-то компенсировать подавление жизненно важных функций (например, за счет потери крови).

Без лечения процесс умирания прогрессирует, и преждевременное состояние сменяется окончательным прекращением. Характеризуется внезапным прекращением дыхания после быстрого вдоха. Также отмечаются преходящие периоды асистолии продолжительностью от 1-2 до 10-15 секунд.

Проблема смерти и бессмертия в философии — смысл жизни и взгляды философов

Человек — самое уникальное и противоречивое творение природы и истории. Только человек способен размышлять о смысле жизни и признавать конечность своего существования. Проблемы смерти и бессмертия занимают центральное место в философии. Этот вопрос всегда интересовал пророков, религиозных деятелей, великих мыслителей, педагогов и врачей.

Проблема бессмертия

Нравственно-философский смысл жизни

Вопрос о смысле жизни всегда волновал человечество. Этим вопросом занимались как древние философы, так и современные мыслители. Целью их исследования было найти ответы на различные вопросы:

Смерть и бессмертие

  1. Какова цель существования человека?
  2. Ради чего (кого) следует жить?
  3. Каковы главные жизненные ценности?

Взгляды философов разных эпох значительно отличались друг от друга. Древние мыслители, например, видели смысл жизни в удовольствии и постоянном самосовершенствовании. Сократ призывал людей изучать добродетели и развивать душевные качества. Аристотель считал, что жизнь — это счастье, которое заключается в размышлении и познании мира. Эпикур считал, что существование человека должно быть связано только с земными удовольствиями, то есть отсутствием голода и физического дискомфорта.

В Средние века взгляды на смысл жизни значительно изменились. Религиозные источники писали, что человек должен следовать примеру своих предков, следуя религиозным идеалам. Эта тема кратко затрагивалась в трудах Фомы Аквинского и философа Августина. В этот исторический период о жизни часто говорили негативно. В буддизме, например, жизнь приравнивается к страданию; в азиатских текстах она приравнивается к бездне зла и страданий.

Смерть и бессмертие в философии

В эпоху Просвещения взгляды людей на жизнь снова изменились. Смысл существования рассматривался как возможность утвердить человека как личность. В 19 веке появилось множество альтернативных философий. Например, Артур Шопенгауэр, представитель иррационализма, определял жизнь как проявление всеобщей воли. Он считал, что человек не может совершить ни одного значимого действия по собственной воле, поскольку каждое действие направляется волей другого.

Альбер Камю, с другой стороны, считал, что человек должен сам создавать свои ценности. Существование человека оценивается только его поступками. Нигилисты и позитивисты не видели особого смысла в жизни. Они лишь придавали смысл определенным событиям, достижениям и наследию человека.

И. Кант считал, что жизнь — это реализация человеческого существования. А мыслитель Фихте считал, что смысл человеческого существования заключается в достижении гармонии с окружающим миром.

Проблема смерти и бессмертия

Несмотря на различные взгляды, в большинстве учений жизнь трактуется как момент, данный человеку для подготовки к смерти. Однако, как ни удивительно, смерти и возможному бессмертию человека всегда уделялось больше внимания, чем самой жизни.

Гибель человека

Смерть — это полное прекращение биологических и физиологических процессов в живом организме. С философской точки зрения это определение не подходит. Это явление абсолютно неизбежно и непредсказуемо, поэтому оно всегда чревато определенной загадкой. Люди всегда боялись неизвестного. Именно поэтому философы, изучавшие природу смерти, искали способ избавить человечество от страха.

Исследование смерти в философии можно разделить на 3 периода:

Бессмертие в философии

  • дохристианский;
  • христианский;
  • современный.

Древнеегипетские верования, буддизм и трактаты Сократа и Платона выражали идею «загробной жизни». Тибетские монахи не рассматривали конец человека как абсолютный конец существования. Они верили в переход к новому циклу, реинкарнацию. Большинство мыслителей писали, что смерть — это естественная фаза жизненного цикла и что нет причин бояться ее. Смерть человека считалась необходимой для продолжения жизни на земле.

С развитием христианства философский взгляд на смерть радикально изменился. Идея «дня разрушения» распространилась. Время смерти приравнивалось к «часу расплаты». Грешник неизбежно попадет в ад, а благочестивый — на небеса.

Когда ученые получили достаточно знаний из биологии и естественных наук, идея загробной жизни и воскрешения была отброшена. К изучению смерти подходили с рационалистической точки зрения. Смерть человека рассматривалась как естественное изменение в человеческом существовании.

Идеи о вечном существовании

Бессмертие — это вечное, непрерывное существование. С физико-научной точки зрения достичь такого состояния невозможно. Тем не менее, размышления на эту тему встречаются у всех древних народов.

Греки и евреи понимали бессмертие как переход человеческой души после смерти в «царство теней». В древней Индии и Египте люди верили в переселение душ. В иудаизме говорится о воскресении мертвых. В древней и восточной философии бессмертие — это награда за достойную жизнь.

Материалисты категорически отрицали существование души, поэтому они не рассматривали такое понятие, как вечная жизнь. Однако философы XIX и XX веков считали, что обретение бессмертия возможно через оставленное наследство, то есть через созданные позднее произведения искусства.

Проблема смерти в философии

Развитие вопроса в современном мире

Вопросы о смысле жизни, смерти и бессмертии являются значимыми в XXI веке. Это связано с достижениями в области биологии и медицины. Современная наука о реанимации позволяет вернуть к жизни людей, переживших клиническую смерть. Но не все ученые считают это достижение благословением.

Проблема смерти и бессмертия в философии

Развитие вопроса в современном мире

Вопросы о смысле жизни, смерти и бессмертии актуальны в 21 веке. Это связано с достижениями в области биологии и медицины. Современная наука о реанимации позволяет вернуть к жизни людей, переживших клиническую смерть. Однако не все ученые считают это достижение благом.

Проблема смерти и бессмертия в философии

Известно, что особенно после смерти кора головного мозга перестает функционировать. Если сердце можно восстановить медицинскими средствами, то восстановить все функции мозга еще никому не удавалось. Это поднимает этические и философские вопросы о том, может ли быть продолжение человеческой жизни, когда сердце снова бьется.

Человеческая жизнь сильно обесценилась в результате тактических этнических конфликтов, международного терроризма и эпидемий. Современные философы пытаются найти ответы на новые вопросы:

  1. Имеет ли человек «право на смерть», т.е. на самоубийство и эвтаназию?
  2. Этично ли пересаживать органы от умерших людей?
  3. Не противоречит ли процесс клонирования законам природы?

Вопрос о бессмертии также поднимается снова и снова. Но если философов античности и средневековья интересовал вопрос о вечном существовании души, то наука 21 века ищет пути спасения физического тела. Именно поэтому активно развиваются криогеника и молекулярное клонирование.

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий