Сенсуализм в философии. Философы-сенсуалисты. Сенсуализм в философии это.

Диалектический материализм, основанный на признании общественно-практического характера знания, связывает чувственную и рациональную формы познания и раскрывает диалектику их взаимодействия.

Проблема метода познания в философии Нового времени: сенсуализм и рационализм

Решить проблему приобретения полезных для человека знаний с помощью старого схоластического метода познания было невозможно.

Проблема метода познания в философии Нового времени

Критика средневековой схоластики начинается уже в эпоху Возрождения. В XVII веке это приводит к новому пониманию целей и задач научного познания. Английский философ Фрэнсис Бэкон (1561-1626) провозгласил «покорение природы и улучшение человеческой жизни» высшей задачей знания. Его знаменитый афоризм «знание — сила» отражает практическую направленность новой науки.

Решить проблему приобретения полезных для людей знаний было невозможно с помощью старого схоластического метода познания. Следует помнить, что метод религиозной мысли состоит в том, чтобы решать все проблемы, ссылаясь на авторитеты (Библия, Платон, Аристотель, «отцы церкви»), из которых затем делаются выводы. Бэкон закладывает основы нового метода познания, который требует, чтобы непосредственный опыт, то есть наблюдение и эксперимент, был настоящим источником знаний о мире. Не думайте, что Бэкон не понимал концепцию разума. Сила разума заключается в способности организовать наблюдение и эксперимент таким образом, чтобы услышать и правильно интерпретировать голос самой природы. Другими словами, ценность разума заключается в его искусстве извлекать истину из опыта, в котором он находится. Эпистемология Бэкона описывает типы опыта и типы знания. Есть плодотворный и поучительный опыт: Первые приводят к реальным результатам, а вторые — к увеличению знаний. Бэкон называет три возможных вида знания: паук, муравей и пчела. Паук плетет свою паутину. Это означает: ученый может выводить истины, извлекая целую серию следствий из общих аксиом. Путь муравья — это эмпиризм, то есть извлечение практики из практики и опыта из опыта, без претензий на теорию. Путь пчелы — это синтез достоинств двух предыдущих путей. Это упорное и молчаливое восхождение от ощущений к самым общим аксиомам.

Истинный метод познания, таким образом, заключается в умственной обработке материала, поставляемого органами чувств. Мысль переходит от исследования отдельных фактов к общим выводам, т.е. это индуктивный метод познания. Бэкон также критикует схоластов, которые в основном использовали индуктивный метод, в котором идея движется от очевидных утверждений (аксиом) к частным выводам, а такой метод, по мнению Бэкона, не подходит для изучения природы. Подход Бэкона к пониманию сути и метода познания получил в истории философии название эмпиризма — философского течения, во многом связанного с номинализмом и продолжением линии номиналистов. Эмпиризм предполагает, что все знания возникают на основе чувственного опыта и наблюдений.

Однако эмпиризм Бэкона имеет определенные недостатки. Остается неясным, как возникают понятия, законы и научные теории, которые не могут быть результатом непосредственного опыта и наблюдения. На это указывали представители рационализма — философского течения, рассматривающего разум (мышление) как источник знаний.

Французский философ Рене Декарт (1596-1650) является основателем рационалистической традиции современной философии, и, как и в случае с Бэконом, в центре его философии стоит вопрос о выборе метода, с помощью которого можно получить достоверное знание. Как мы уже знаем, Бэкон считал, что основой достоверного знания является то, что говорят нам органы чувств, но где, спрашивает Декарт, гарантия того, что органы чувств говорят нам правду о мире? Разве мы не знаем об обмане чувств? Декарт размышляет над вопросом, возможно ли иметь знания, которые «абсолютно достоверны и не вызывают сомнений». В поисках ответа на этот вопрос он решает подвергнуть сомнению все: «Можно даже предположить, — пишет Декарт, — что нет ни Бога, ни неба, ни земли, и даже что мы сами не имеем тела, но нельзя предположить только одно — что мы не существуем, сомневаясь при этом в истинности всего этого. Поэтому, когда мы сомневаемся, мы существуем. Но в конечном итоге сомнения — это всего лишь мысли. Значит, если мы мыслим, значит, мы существуем! «Истина «Я мыслю, следовательно, существую», — пишет Декарт, — настолько тверда и надежна, что ни один скептик не может ее поколебать. Я рассматриваю эту истину как первый принцип моей философии. Таким образом, Декарт первым устанавливает тезис о первичности разума, мысли, нашего «Я» по отношению ко всему существующему.

Рационализм

Рационализм (от лат. ratio — причина) — философское течение, согласно которому разум является основой как бытия, так и знания.

Рационализм имеет два основных направления — онтологическое и эпистемологическое.

Согласно онтологическому рационализму, бытие основано на логике (т.е. бытие логично). В этом смысле рационализм близок к идеализму (например, учение Платона о «чистых идеях», которые предшествуют материальному миру и воплощением которых является этот материальный мир («мир вещей»)). Однако рационализм не тождественен идеализму, поскольку смысл рационализма заключается не в превосходстве идей над материей (бытием), а именно в рациональности бытия. Так, например, материалисты, убежденные в божественной или иной рациональности, внутренней логике бытия, являются рационалистами (Демокрит, Эпикур и др.).

Основная идея когнитивного рационализма заключается в том, что разум также является основой знания. Аналогичным образом, когнитивные рационалисты выступили против средневековой теологии и схоластики, сторонники которых рассматривали основу знания как

Божественное откровение и отвергнутый разум. Вместе с ними рационалисты были противниками эмпириков — последователей распространенного в новое время философского направления, которые также выступали против схоластики и видели основу знания не в откровении, а в знании и опыте (девиз эмпириков — «знание — сила»).

Основные аргументы рационалистов в споре с эмпириками были следующими:

  • • сам по себе опыт, не переработанный разумом, не может ле­жать в основе познания;
  • • разум способен самостоятельно делать открытия, которые первоначально не были основаны на опыте и лишь впослед­ствии подтверждены опытным путем.

Как ветвь рационализма выделяют также моральный рационализм, суть которого заключается в том, что разум определяет мораль и поведение.

Многих философов от античности до наших дней (Платон, Демокрит, Эпикур, Сократ, Сократ, Кант и др.) можно назвать рационалистами, но именно философы Рене Декарт, Барух Спиноза и Готфрид Лейбниц внесли наибольший вклад в развитие рационализма и его становление как официально признанного философского направления.

Рационалистическая философия Декарта. Учение о субстанции

1) Рене Декарт (1596-1650), выдающийся французский философ и ученый, считается основателем рационализма.

Вклад Декарта в философию заключается в том, что

  • • обосновал ведущую роль разума в познании;
  • • выдвинул учение о субстанции, ее атрибутах и модусах;
  • • стал автором теории дуализма, чем попытался примирить мате­риалистическое и идеалистическое направление в философии;
  • • выдвинул теорию о научном методе познания и о «врожден­ных идеях».

2 Декарт доказал, что разум находится в центре бытия и знания, следующим образом.

  • • в мире существует много вещей и явлений, которые непо­нятны человеку (есть ли они? каковы их свойства? Напри­мер: есть ли Бог? конечна ли Вселенная? и т. д.);
  • • зато абсолютно в любом явлении, любой вещи можно усом­ниться (существует ли окружающий мир? светит ли Солнце? бессмертна ли душа? и т. д.);
  • • следовательно, сомнение реально существует, этот факт оче­виден и не нуждается в доказательствах;
  • • сомнение — свойство мысли, значит, человек, сомневаясь, -мыслит;
  • • мыслить может реально существующий человек;
  • • следовательно, мышление является основой как бытия, так и познания;

Критерии истины в философии и обществознании

Философов и ученых очень волнует вопрос правильного определения объективности знания, поскольку именно они сталкиваются с проблемой его получения, понимания и систематизации.

Критерии истины таблица с примерами

Как правило, их взгляды на этот вопрос схожи, поэтому нет необходимости рассматривать их отдельно. Стоит лишь отметить, что для научных экспертов речь идет не о том, чтобы просто думать обо всем и ни о чем, а о знаниях, которые полезны и помогают им в их исследованиях.

Наиболее важными критериями истины в философии и естественных науках являются следующие:

  • она должна соответствовать законам логики,
  • не противоречить ранее открытым законам,
  • соответствовать фундаментальным понятиям и законам,
  • иметь простое и экономичное выражение,
  • иметь практичность в применении.

Если некоторые положения не обоснованы с точки зрения нового смысла, например, законы логики не работают, то любой порядочный ученый будет медлить с принятием их за чистую истину.

Чем отличаются эмпиризм и сенсуализм?

Философия Нового времени (17-18 века) столкнулась с проблемами познания мира и критериями истины. Три основные философские школы — рационализм, сенсуализм и эмпиризм — развивались бурно. Эмпирический и сенсуалистический пути близки друг к другу в существенных моментах и противостоят рационализму. Эмпиризм — это метод, открытие которого принадлежит английскому философу Ф. Бэкону. Эмпиризм полагается на чувственный опыт как меру знания и как источник знания.

Ф. Бэкон различал методы эстетизма, рационализма и эмпиризма. Чувственники — это «муравьи», которые довольствуются тем, что собрали. Рационалисты — это «пауки», которые плетут паутину рассуждений из самих себя. Эмпирики — «пчелы» собирают нектар с различных цветов, но используют полученный материал в соответствии со своим опытом и способностями.

Основные различия между эмпиризмом и сенсуализмом по Ф. Бэкону:

  1. Эмпиризм признает важность чувств, но в тесном союзе с разумом.
  2. Разум способен извлечь истину из чувственного опыта.
  3. Пассивное созерцание природы в сенсуализме, заменяется на активное вмешательство с целью познать тайны.

ФИЛОСОФИЯ

1. 1. Идея откровения была разработана Отцами Церкви и закреплена в доктринах. Истина, понятая таким образом, хотела овладеть человеком, проникнуть в него. В контексте греческой мудрости эта идея была совершенно новой. Они верили, что человек рожден для истины, не для того, чтобы постичь ее ради нее самой, а для того, чтобы она была Богом, воплощением которого на земле был Христос в единстве божественной и человеческой природы. По этой причине низший мир, а вместе с ним и человеческий дух, изначально рассматривался как встроенный в высшую реальность, как находящийся в связи с ней. Определение средневекового духа — это определение социального духа. Задача философии — найти правильные способы сделать общество возможным: Именно такой смысл содержится в выражении «философия — слуга теологии».

2. основами средневековой философии были теоцентризм, провиденциализм, креационизм и традиционализм. Доверие к авторитету, без которого немыслимо обращение к традиции, объясняет идеологическую нетерпимость к ересям.

В условиях заданной истины основными философскими методами были герменевтический и дидактический, тесно связанные с лого-грамматическим и лингво-семантическим анализом дискурса. Поскольку логос лежит в основе творения и, следовательно, является общим для всех сотворенных вещей, возникновение проблемы существования универсалий было запрограммировано заранее. С попыткой решить проблему универсалий связаны три философских течения: концептуализм (существование общего вне и внутри конкретной вещи), реализм (существование общего вне и перед вещью) и номинализм (существование общего после и вне вещи). В то время, когда средневековая философия предстала как хранительница старых традиций, реализм рассматривался как единственно правильный подход к проблеме католиков. Возникновение номинализма ознаменовало крах средневековой мысли, а концептуализм рассматривался как сочетание умеренного реализма и умеренного номинализма. Однако исследования средневековых текстов показали, что концептуализм играл самую важную роль в понимании христианского божественного мира.

Попытка решить проблему католиков открыла возможность обнаружить процессы совместного участия земного и горнего миров. В контексте теологически ориентированной культуры логика, которая была одновременно инструментом философии и самой философией, представляла собой особый способ взгляда на Бога, позволяющий выстроить субъект-субъектные отношения между ним и человеком. По сути, эта логика неизбежно превратилась в теологию.

3. средневековый логос претерпел двойную трансформацию в соответствии с его векторностью: Воплощение (божественного Логоса) и Де-Воплощение (когда Логос направляется от человека к Богу). Слово было высшей реальностью именно потому, что существовало в двух формах. Считалось, что мир существует, потому что о нем говорили, что он существует. Высказывание вело к существованию, но в то же время каждое сотворенное существо, оставаясь связанным с Творцом, не могло быть пассивным: вещь начинала знать о себе, ни одной другой вещи Средневековье не знало. Каждая вещь была субъективной и соответственно личностной благодаря акту творения Бога — верховного субъекта — Северин Боэций называл это субъектом-материей.

4 Идеи субъективности и личности были тесно связаны с концепцией воплощенного Логоса, которая не имела аналогов ни в одной из более ранних религий или философских концепций. Инкарнация (воплощение) — это не воплощение Бога в тело. Появление богов в человеческом облике, известное грекам, не означало, что они стали людьми. В христианстве воплощение Бога включает в себя жертву, принятую распятым Сыном Человеческим, то есть подразумевает внутренние, таинственные божественно-человеческие отношения, теологическая интерпретация которых дается учением о Троице. Воплощение Логоса, присвоение Духом его конечной реальности означает, что Логос освобождается от своего спиритуалистического характера. Уникальность и неповторимость акта искупления привела к включению историка в сферу европейской мысли. Если история философии — это история познания Бога, то свободная воля философов реализуется в их обращении к Богу. История философии — это история размышлений о Боге.

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий