Рене Декарт: врожденные идеи и достоверность знания. Врожденные идеи в философии.

Вполне вероятно, что общие черты языковых структур отражаются не в ходе индивидуального опыта, а в общем характере способности к приобретению знаний — то есть, в традиционном смысле, во врожденных идеях и принципах.

Содержание
  1. Врожденные идеи на чистой доске. Как философы Нового времени спорили о природе познания
  2. В Новое время явления стали выделять из реальной среды и помещать в лабораторные условия, в которых можно изолировать только две характеристики и установить между ними корреляцию, выражаемую математически.
  3. Ньютон свой первый закон (о сохранении движения) сформулировал, опираясь на образ Бога, дающего первотолчок (отметим, что до Ньютона этот закон сформулировал Декарт); его представление о единообразии законов в природе базируется на идее постоянства Бога; а его теория дальнодействия основана на идее sensorium Dei, «чувствилища Бога», которое охватывает всю Вселенную.
  4. Рене Декарт: врожденные идеи и достоверность знания
  5. Метод сомнений и врожденные идеи
  6. Передовые идеи ученого
  7. Декарт, Рене
  8. Врождённые структуры и кантовское априори
  9. Рене Декарт – представитель теологизированной метафизики, разработчик методологии естествознания Нового времени
  10. Описание периода
  11. Ссылки на описание данного периода в основных электронных энциклопедиях
  12. Причины, повлиявшие на формирование данного узла описания объекта-идеи
  13. Ключевые авторы
  14. См. Также
  15. Цитаты
  16. Классические тексты
  17. Недавние исследования

Врожденные идеи на чистой доске. Как философы Нового времени спорили о природе познания

Философы Нового времени описываются как мыслители, которые были активны с конца шестнадцатого по восемнадцатый век. Новый век, эпоха географических открытий, развития промышленности, естественных наук, социальных и политических революций, требовал новой философии. Многие интеллектуалы того времени подчеркивали свою независимость от старого «схоластического» мышления и пытались заново сформулировать философский проект. Историк философии Константин Бандуровский начинает серию статей о мыслителях Нового времени и объясняет, почему новая философия XVII века была не такой уж новой в конце концов.

Мы часто смотрим на эту эпоху с реалистической точки зрения и оцениваем, что дала нам философия того времени в плане новизны. И это дало нам очень многое. Прежде всего, она заложила основу для новой науки, математико-физической науки. Ранее преобладала древняя аристотелевская парадигма, которая фокусировала внимание на качественных характеристиках вещей и процессов и была основана на живом опыте, а не на экспериментах.

В Новое время явления стали выделять из реальной среды и помещать в лабораторные условия, в которых можно изолировать только две характеристики и установить между ними корреляцию, выражаемую математически.

Это привело к возникновению новой индустриальной цивилизации. В конце концов, лаборатория ученого — это своего рода фабрика в миниатюре. Однако это не означает, что мыслители того времени сознательно стремились к научно-технической революции, по крайней мере, не в той форме, которую она приняла. Этот результат, очень важный для нас, означал для них большую уверенность. Я подозреваю, что Декарт или Лейбниц были бы глубоко шокированы, увидев современные результаты НТП, отцы которого почитаются, и предпочли бы скрыть свои труды от профанов. Только Бэкон создал произведение в духе НТР, но парадокс в том, что он воплотил его скорее в форме идеологических призывов и беллетристической литературы, чем в форме реальной технологии.

Современная философия продолжает страдать от старых проблем — этики, психологии, теологии и т.д. Вопросы о возможности доказать существование Бога или бессмертие души волновали Декарта или Лейбница не меньше, чем Августина или Фому Аквинского. Более того, многие революционные идеи имели теологические корни.

Ньютон свой первый закон (о сохранении движения) сформулировал, опираясь на образ Бога, дающего первотолчок (отметим, что до Ньютона этот закон сформулировал Декарт); его представление о единообразии законов в природе базируется на идее постоянства Бога; а его теория дальнодействия основана на идее sensorium Dei, «чувствилища Бога», которое охватывает всю Вселенную.

Корни многих инноваций, которые мы связываем с Новой Эрой, можно найти в эпохе Возрождения и даже в Средневековье. В XVI веке в Британии существовал парламент; борьбу с тиранией обосновывал Фома Аквинский (1225-1274); судья Эйке из Репгса (1180-1233) отстаивал изначальное равенство всех людей в своем труде «Саксонское зерцало»; теория импульса, фундаментальная для современной физики, обсуждалась аль-Багдади (1080-1165), который считал, что импульс обусловлен внешними причинами, и Ибн Рушдом (1126-1198), который считал, что он обусловлен внутренними причинами; проект математизации физической науки и принцип мысленного эксперимента были введены Николасом Оремом и другими «оксфордскими вычислителями» в XIV веке.

Еще одним важным моментом в истории возникновения современного общества является политическая и социальная философия. В это время произошли серьезные изменения в социальной структуре. Общество перешло от классового расслоения к классовой стратификации, подчинение сменилось горизонтальной и вертикальной мобильностью, и потребовалось иное обоснование власти, отличное от преобладавшего до тех пор теологического. Политические философы (Гуго Гроций, Томас Гоббс, Джон Локк, Жан-Жак Руссо) понимали эти процессы и одновременно влияли на них.

Рене Декарт: врожденные идеи и достоверность знания

Рене Декарт был блестящим мыслителем современной эпохи, который преуспел не только в философии, но и в математике, физике, технике и других науках.

Рене Декарт

Еще учась в иезуитской школе, Рене Декарт осознал ненадежность и недостоверность схоластической науки, которая опиралась на такую недоказуемую категорию, как божественное откровение. Достоверность знаний была проблемой, которая мучила его всю жизнь. Он пытался подойти к ней с разных сторон и в конце концов пришел к выводу, что к философии следует подходить так же, как и к более точной науке — математике.

Сам Декарт был великим математиком и сделал множество открытий в этой области, включая символы алгебры, которые используются и сегодня. Многие научные термины названы в его честь: декартова система координат, декартов овал, декартово произведение и т.д.

Как Декарту удалось применить математическую точность в философии? Он создал метод познания, который характеризуется большой точностью и состоит из четырех шагов или правил. Первое правило — очевидное. Ничто не является самоочевидным, и только то, что не вызывает ни малейшего сомнения, может считаться истинным. Второе правило — это анализ. Каждый вопрос должен быть разделен на как можно меньше подвопросов, чтобы облегчить понимание. Третье правило — синтез. Объяснение должно начинаться с самых простых вещей и постепенно, как по лестнице, подниматься к самым сложным вещам. Четвертое правило — контроль. Необходимо снова и снова составлять списки и вносить в них изменения, чтобы убедиться, что ничего не упущено.

«Здравый смысл, кажется, единственная вещь, которая равномерно распределена по всему миру — никто не хочет иметь его больше, чем имеет» (Р. Декарт).

Метод сомнений и врожденные идеи

Прежде чем создать новую систему знаний, Декарт решил подвергнуть сомнению все, что человечество знало до этого момента. Он пошел еще дальше и поставил под сомнение не только науки, но и существование мира и самого человека. Не может ли быть так, что весь мир — лишь иллюзия и на самом деле не существует? Такая точка зрения имеет свой смысл существования. Может быть, меня тоже не существует? Чтобы ответить на этот вопрос, он опирался на то, что сомневался. У меня есть сомнения, это причина, по которой я думаю. То есть, мысль существует, ее можно считать доказанной. Но мысль не может быть отделена от человека, она не может существовать сама по себе. Если есть мысль, значит, есть и человек. «Я мыслю, следовательно, я существую», — заключил Декарт.

Диспут Декарта и шведской королевы Кристины

«Спор Декарта с королевой Швеции Кристиной» (Н. Форсберг по оригиналу П.-Л. Дюмениля, 1884).

Таким образом, существование человека и его мышления можно считать доказанным, но сомнения в реальности мира остаются. В конце концов, мир может быть продуктом мышления человека, его воображения. Чтобы доказать существование мира, Декарт обратился к идее Бога. Эта идея, этот образ идеального, совершенного существа находится в нашем сознании. Но откуда она берется, если сам человек далеко не совершенное существо? Декарт утверждает, что эта идея была внедрена в человеческое сознание самим Богом, который создал и нас, и окружающий нас мир. Декарт назвал эту теорию теорией врожденных идей.

Врожденные идеи — это те, которые были заложены в наш разум Творцом. Это простые утверждения, которые не подвергаются сомнению с нашей стороны. Примером простой идеи являются многие математические аксиомы, например: «Если три точки лежат на прямой, то одна из них лежит между двумя другими». Это очевидно и никем не оспаривается. Такие же неотъемлемые идеи существуют в каждой области и в каждой науке. Знания должны быть основаны на них.

«Покорить себя, вопреки судьбе, и изменить собственные желания, вопреки порядку мира; поверить, что в нашей власти нет ничего, кроме наших мыслей» (Р. Декарт).

Передовые идеи ученого

Сфера интересов Декарта была широкой; он интересовался всеми видами наук, от медицины до физики и метеорологии. Он сделал замечательные открытия во многих областях науки. Но они были слишком передовыми для своего времени; общество не смогло оценить большинство из них. Кроме того, свободомыслие могло стоить Декарту жизни. Его обвинили в ереси, когда он проходил военную службу и занимался научными исследованиями только в свободное время. В результате он был вынужден покинуть Францию и уехать в Нидерланды, самую свободную страну в Европе. Там он прожил двадцать лет и посвятил себя науке.

Декарт изучал физику и астрономию и пришел к тем же выводам, что и Галилей: Земля вращается. Но он умолчал о своем открытии, потому что знал, как сурово инквизиция расправилась с Галилеем. Ему даже пришлось уничтожить свои документы, чтобы избежать преследований со стороны католической церкви. После смерти Декарта почти все его труды были внесены в «Индекс запрещенных книг», а преподавание его философии было запрещено во всех учебных заведениях Франции. Существует версия, что Декарт умер не от болезни, как гласит официальная версия, а был отравлен агентами католической церкви, которые боялись его «еретического» влияния.

Рене Декарт был основателем метода радикального сомнения в философии, который он использовал для проверки достоверности знаний.

Декарт, Рене

15. Декарт, Рене Декарт Французский философ, математик и естествоиспытатель XVII века. Часто его называют «отцом современной философии». Один из отцов теории дуализма. Он ошибался почти во всем, но тем не менее — что не редкость в истории философии — его считают

Является ли человеческий разум изначально действительно tabula rasa в смысле строгого эмпиризма? Или он уже с рождения обладает определенными структурами? В конфликте между этими альтернативами, от Демокрита и Платона до Юма и Канта, «врожденный

Врождённые структуры и кантовское априори

Врожденные структуры и кантовское Apriori В философии есть проблемы, которые можно назвать классическими, потому что они всегда обсуждаются, но никогда не решаются: проблема соотношения души и тела, проблема индукции, проблема врожденных идей или конфликт между

Хомский и врожденные идеи В то время как роль биологических, особенно генетически обусловленных когнитивных способностей, структура которых сформировалась в ходе эволюции когнитивного совладания с реальным миром, мало обсуждалась, в последние десятилетия много дискуссий было в

Рене Декарт – представитель теологизированной метафизики, разработчик методологии естествознания Нового времени

Рене Декарт — представитель теологизированной метафизики, создатель методологии современного естествознания Рене Декарт (картезианство, отсюда название его философии: «картезианство», 1596-1650) — представитель аристократической картезианской семьи, выпускник иезуитских курсов

56 Рене Декарт — основатель рационализма Рене Декарт (1596-1650) был французским математиком и философом. Он свел роль опыта к простой практической проверке интеллектуальных данных. Он считал логику (мышление) источником знаний и критерием их истинности.

41890original

Описание периода

В историографии XVIII век обычно называют веком Просвещения, поскольку это один из важнейших периодов в истории человечества, связанный с развитием научной, философской и общественной мысли, основанной на рационализме и свободомыслии.

В колониальной политике произошел фундаментальный сдвиг от мануфактур к крупной промышленности. Колонии стали более экономически связаны с метрополиями и превратились в сельскохозяйственные и сырьевые рынки для промышленной продукции и источники сырья для растущей капиталистической промышленности метрополий. Из колоний были извлечены огромные богатства. Их эксплуатация привела к ускорению социально-экономического развития в Европе и Северной Америке. Во многих странах противоречия между новым капиталистическим способом производства и традиционной феодальной системой привели к буржуазным революциям (Франция, 1789 год). В 18 веке первые прядильные, ткацкие и швейные станки появились в Англии, которая располагала большой сырьевой базой. Развитие судоходства, рост европейских армий и появление легкой промышленности привели к росту значения машиностроения и металлургии. В начале 18 века братья Мартин изобрели печь, которая позволила вновь производить сталь из чугуна.

Движение Просвещения началось в Англии под влиянием научной революции в конце XVII века с трудов Д. Локка и Ф. Хатчесона и вскоре распространилось в других европейских странах, в том числе и в России (абсолютизм эпохи Просвещения). Были сформулированы основные понятия доктрины Просвещения: Свобода, равенство, неприкосновенность личности и собственности, «теория общественного договора», т.е. создание института (государства), обеспечивающего защиту прав и свобод своих граждан. Эти принципы легли в основу Декларации независимости в США и Декларации прав человека и гражданина во Франции. Франция становится центром просвещенной Европы. Ведущими фигурами были Ш. Л. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, Вольтер, Д. Дидро, И. Кант, Д. Юм и другие. Англичанин Ж.Л. Монтескье, Шарль Л. Руссо, Вольтер, Д. Дидро, И. Кант, Д. Юм и др. Локка, Монтескье сформулировал идею разделения властей (законодательной, исполнительной, судебной) в трактате «О духе законов» (1748). Вольтер был идеологом просвещенного абсолютизма и пытался познакомить европейских монархов с идеями Просвещения. Он состоял в личной переписке с Екатериной II и Фридрихом II. Его взгляды были резко антиклерикальными. Вольтер выступал против церковного догматизма и господства церкви над государством и обществом. В 1780 году он опубликовал свою первую научную энциклопедию, которая содержала фундаментальные понятия физики, математики, экономики, естественных наук и политики. Написанная Дидро и Ж. Д’Аламбером, она была основательной и соответствовала последнему уровню знаний. В отличие от Ш.Л. Монтескье и Вольтера, Ж.Ж. Руссо предложил собственную концепцию политического устройства общества. В своей работе «Общественный договор или принципы политического права» (1762) он говорит о народном суверенитете, согласно которому власть принадлежит народу, а правительства выполняют только волю народа. Идеи Руссо получили дальнейшее развитие в теории и практике идеологов Французской революции. Немецкие философы конца XVIII века, наследники английской просветительской мысли, активно развивали идеи позднего Просвещения и пытались отразить это движение и придать ему национальный характер. В своей «Критике чистого разума» (1724-1804) основатель немецкой классической философии И. Кант развил традиционную для эпохи Просвещения идею прогресса и отверг догматическую форму знания. Он считал, что метод критической философии должен быть заменен исследованием разума и человеческих методов познания. Именно разум дает человеку понимание себя и общественного устройства. Отличительная черта научной мысли эпохи Просвещения выражалась в ее направленности на практическое применение научных знаний для промышленного и социального развития.

Ссылки на описание данного периода в основных электронных энциклопедиях

20-й век — это эпоха возникновения и развития компьютерной науки. Контекстуальные знания рассматриваются в контексте искусственного интеллекта, когнитивного моделирования и языка. Прорывы в изучении биологии человека, сначала через психоанализ, а затем через исследования в области эволюционной эпистемологии, не только позволили по-новому взглянуть на идею врожденного знания, но и поместить ее в контекст когнитивной деятельности животных.

Причины, повлиявшие на формирование данного узла описания объекта-идеи

20-й век — это эпоха возникновения и развития компьютерной науки. Контекстуальные знания рассматриваются в контексте искусственного интеллекта, когнитивного моделирования и языка. Прорывы в изучении биологии человека, сначала через психоанализ, а затем через исследования в области эволюционной эпистемологии, не только позволили по-новому взглянуть на идею врожденного знания, но и поместить ее в контекст когнитивной деятельности животных.

  1. Описание объекта-идеи в контексте данного периода (развернутое и краткое).
  2. Ключевые авторы (с указанием произведений и цитированием).
  3. Связь с другими объектами-идеями.

До 20 века под терминами «врожденные идеи» и «врожденное знание» обычно понимались «данные Богом» абстрактные идеи, аксиомы логики, «идолы вида», первые принципы, необходимые истины, формы мышления и категории, инстинкты, правила умозаключения и т.д. С середины 20-го века, в основном благодаря усилиям этологов, генетиков и нейробиологов, были заложены основы научных исследований врожденных знаний. Оказалось, что не знания как таковые, а скорее «когнитивные основы» должны рассматриваться как врожденные, наследуемые когнитивные структуры. Это генетически контролируемые и наследуемые когнитивные программы и метапрограммы, своего рода информационный запас, который встроен в когнитивную систему живых существ и управляет их поведением, обеспечивает их адаптацию и выживание. Это также опровергло выдвинутую представителями классического эмпиризма (Дж. Локк, Т. Гоббс, П. Гассенди и др.) гипотезу о том, что человеческий разум — это «чистый лист», tabula rasa, на котором, как на воске, отпечатываются сенсорные впечатления.

В современной философии идея врожденных способностей обычно интерпретируется физиологически (врожденные идеи — это биологически наследуемые механизмы функционирования нервной системы) или психологически (приравнивая врожденное знание к инстинктам и склонностям души). Популярна также «компьютерная метафора»: врожденные идеи сравнимы с информацией, хранящейся в биосе материнской платы или на жестком диске компьютера. Также широко известны попытки объяснить возможность языковой практики с помощью гипотезы о врожденных концептуальных структурах (Н. Хомский).

Ключевые авторы

К.Г. Юнг проанализировал природу бессознательного и пришел к выводу, что существуют универсальные психические образы, которые есть у всех людей — архетипы. Согласно Юнгу, бессознательное состоит из двух уровней: индивидуального и более глубокого коллективного. Коллективное бессознательное, как некая общая основа психики, одинаковая у всех людей, проявляется в первозданных формах и образах, одинаково присутствующих у целых народов и эпох, т.е. архетипах. В аналитической психологии описано множество архетипов: Великая Мать, Вечный Ребенок, Старший Мудрец, Зверь, Дева, Дух, Возрождение; и архетипы структуры личности: Персона, Тень, Анима/Анимус, Самость.

См. Также

Цитаты

Классические тексты

  • Декарт, Рене. Размышления о первой философии с выборками из возражений и ответов, перевод Джона Коттингема (Кембридж: Cambridge University Press, 1986).
  • Локк, Джон. Очерк человеческого понимания. 1690.
  • Лейбниц, Готфрид. Discourse on Metaphysics and Related Writings, отредактированный и переведенный Р. Н. Д. Мартином и Стюартом Брауном (Манчестер и Нью-Йорк: издательство Манчестерского университета, 1988).

Недавние исследования

  • Каррутерс, Питер. Человеческое знание и человеческая природа. Новое введение в древние дебаты, Нью-Йорк: Oxford University Press, 1992.
  • Хомский, Ноам. Аспекты теории синтаксиса. (Кембридж, Массачусетс, 1965)
  • Калдис, Байрон. «Аргумент Лейбница в пользу врожденных идей» в журнале Just the Arguments: 100 самых важных аргументов в западной философии под редакцией М. Брюса и С. Барбона (Blackwell, 2011).
  • Ридлинг, Зейн (2001). «Философия: тогда и сейчас. Взгляд назад на 26 веков мысли». Типы и выражения рационализма, стр. 514–515. Доступ к Фонду.
  • Унгер, Вольфганг. «Нативизм в свете критики врожденных принципов Локка». Курсовая работа в Phil 702, Essay Локка. Философский факультет Массачусетского университета, Амхернт.
  • Калифорнийский университет в Санта-Барбаре, философский факультет: PowerPoint: атака Локка на иннатизм.
Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий