Однако эта религия оказывает значительное влияние на жизнь страны и особенно на ее экономику (джайнская торговля и ростовщичество являются важным фактором в этой области).
Основные положения философии и моральные заповеди джайнизма
Джайнизм — одно из важнейших религиозно-философских учений Индии, возникшее в VI в. Согласно легенде, учение было передано из глубины веков 24 пророками-учителями, последним из которых был Вардхаман Махавира (по прозвищу Джин).
Джайн — это завоеватель, тот, кто победил карму и устранил препятствия на пути к религиозному спасению. Джайны поклоняются своим полумифическим пророкам как божествам.
Центральное место в джайнизме занимает учение о вечной душе, которая может снова и снова входить в различные материальные тела. Душа человека отвечает за все, что она сделала, благодаря закону кармы, который связывает тело с душой, приковывает человека к земным делам и определяет его дальнейшие перерождения. Спасения и вечного блаженства могут достичь те, кто ведет настолько праведную жизнь, насколько это возможно. Каждый должен верить в истинность учения на основе своего совершенного знания и совершенной жизни, то есть строгого следования религиозным предписаниям.
Существует две основные ветви джайнизма:
- дигамбары, которые считают, что другие тексты потеряны, отказываются от всех соблазнов жизни;
- шветамбары, которые пытаются восстановить утраченные тексты и канонизировать их, проповедуют менее строгий подход к жизни.
История и развитие
Джайнизм возник примерно в 5 веке до н.э. в период индийской цивилизации Шрамана на северо-востоке Индии (Маганта, современный Бихар). Основатель джардинизма, Вардхамана (буквально «процветающий») Джнатрипутра, которого также называли Махавира («Великий герой») и Джина («Победитель»), был большим современником Будды. Он родился 30 марта 599 или 540 года до н.э. Вардамана был сыном Сиддхартхи, правителя государства Ваджа племени ликшавов, к которому принадлежала его столица Вайсали. Мать Вардхаманы звали Тришала. Согласно джайнской легенде, Вардхамана начал практиковать принцип ахимсы («не навреди») еще в утробе своей матери, стараясь не двигаться, чтобы не навредить матери. Вардамана получил блестящее образование, подобающее принцу, и, как говорят, обладал особыми навыками и невероятной храбростью. Позже он женился на дочери царя Калинги, принцессе Ясоде, и у них родилась дочь. После смерти родителей Вардамана попросил у старшего брата разрешения покинуть этот мир, и в возрасте 30 лет начал странствовать, даже предложил свои волосы богу Индре. В течение двенадцати лет он вел строго аскетический образ жизни. Как и его родители, Вардамана следовал указаниям «ордена» Парсвы. Члены ордена должны были соблюдать четыре основных обета: не причинять вреда (ахими), не оскорблять других, соблюдать чистоту и не лгать. Вардамана, однако, реформировал этот порядок. К обетам Парсвы он добавил отказ от одежды, бдительность, тяжелый пост и долгую медитацию. В 557 году до н.э., в десятый лунный день месяца вайшакх, Вардхамана достиг всеведения (кевала-джнана) в Амбхигрьяме, возле дерева на берегу реки Риджупалика. Он также видел все состояния всех живых существ в мире — то, что они думают, говорят и делают в каждый момент своего существования. С этого момента он стал Джиной — победителем своей кармы. На следующий день после обретения «всеведения» Джина пришел в деревню Монтиам Пава и остановился в саду, где 11 жрецов были готовы к жертвоприношению. Джина объяснил им бесполезность жертвоприношений и ритуалов, и они стали его первыми учениками, Гандхарами. Последние два года своей жизни Махавира провел, усердно постясь и проповедуя свое учение. Он умер (согласно джайнской доктрине, он «ушел в нирвану») в возрасте 72 лет. Джайнизм быстро распространился. При жизни Джайна его общину учеников поддерживали некоторые правители Восточной Ганги. Вскоре многие аристократы и даже царь Магадхи Бимбисар присоединились к учению джайнов. Самые ранние упоминания о джайнах относятся ко времени правления Маурьев. В III веке до н.э. первый джайнский совет (в Паталипутре) был посвящен сохранению и передаче авторитетных текстов. В то же время некоторые группы отделились от общины и переместились на юг, к мудрецу Бандрабе. В первые века джайны начали добиваться больших успехов в Южной Индии. В это время община начала раскалываться в двух направлениях. Тех, кто остался на севере, называли шветамбарами, а тех, кто отправился на юг, — дигамбарами. Каждый из потоков настаивал на том, что именно он является истинным наследником Джины и Ганадхара. С шестого по седьмой век. Под влиянием индуизма на джайнизм начинается активное строительство храмов. Архитектурные памятники свидетельствуют о широком распространении джайнизма как в Гуджарате, так и в центральной Индии. Один из самых известных храмовых комплексов расположен на горе Абу в юго-западном Раджастане. Начиная с 13 века, южноиндийский джайнизм начал приходить в упадок, а к концу 16 века, однако,
Основные направления джайнизма
В отличие от буддизма, джайнизм не исчез после мусульманского вторжения и позже нашел способы адаптироваться к правлению Великих Моголов.
Учение Махавиры было передано нам Ганадхаром в виде писаний (агам), состоящих из двенадцати частей, называемых двадашангами. Эти произведения были доступны всем последователям джайнской веры, но долгое время они передавались только устно. Примерно через 160 лет после нирваны Махавиры двадавада была утрачена, и джайны разделились на две группы: светабары и дхигабары. Монахи Шветамбары носили белые одежды, а монахи Дигамбары вообще не носили одежд.
В более поздние века дигамбары разделились на следующие подсекты:
- Бисапанта.
- Терапантха.
- Таранапантха, или Самамная пантха.
Основные подсекты:
Малые подсекты:
Последователи бисапантхи поддерживают гуру-дхарму, то есть религиозных лидеров, известных как бхаттараки, которые также возглавляют джайнские монастыри. В своих храмах бисапантхи поклоняются статуям тиртханкаров, а также Кшетрапале, Падмавати и другим божествам. Сегодня почти все джайнские дигамбары в Махараштре, Карнатаке и Южной Индии, а также значительная часть дигамбаров в Раджастане и Гуджарате являются последователями бисапантхи. Секта целителей возникла в Северной Индии в 1683 году эпохи Викрама в результате недовольства властью и поведением бхаттараков, то есть религиозных лидеров дигамбаров.
Целители устанавливают в своих храмах изображения только тиртханкаров, а не Кшетрапала и других божеств.
Они также поклоняются изображениям не цветами, фруктами и зелеными овощами, а священным рисом под названием акшата, гвоздикой, сандаловым деревом, миндалем, сушеными кокосами, финиками и т.д. Терапантхи — это реформаторы. Они отвергают различные религиозные практики других сект, которые, по их мнению, не могут быть истинными джайнами. В историческом контексте терапанты выполняли важную задачу по спасению дигабаров из рук злобных бхаттараков и поэтому занимают особое место в дигабарском сообществе. Подсекта Таранапантха была названа в честь учителя Таранасвами. Эта подсекта также называется Самамна Пантха, поскольку ее последователи поклоняются священным книгам (Самамна), а не изображениям. Таранапантхи строго осуждают поклонение изображениям, но сами имеют свои храмы, где хранят священные книги для поклонения. Они не предлагают фрукты или цветы во время поклонения. Помимо священных книг дигамбаров, они также почитают 14 книг, написанных их основателем Таранасвами. Таранапантхи уделяют большое внимание духовным ценностям и изучению священной литературы.
Согласно секте Хуманапантха, зажигать свечи и лампы в джайнских храмах строго запрещено, так как, по их мнению, это противоречит основному постулату джайнской религии — ненасилию. Они только ходят в храмы и смотрят на статуи, но не делают подношений. Тотапантха появился из-за разногласий между Бишапантхой и Тхерапантхой.
- Муртипуджака.
- Стханакваси.
- Терапанти.
Как и дигамбары, шветамбары также делятся на три основных подсектора:
Основа национальной индийской религии
Первоначальная группа шветамбаров известна как Муртипуджака, поскольку они поклоняются изображениям. Они предлагают цветы, фрукты, шафран и т.д. своим статуям. И они всегда украшают их богатыми одеждами и замысловатыми украшениями. Когда они говорят, аскеты закрывают рот белыми повязками, но иногда держат их в руках. Они живут в храмах или в специально построенных зданиях, известных как upashrai. Они собирают еду в миски из домов хозяев, а приносят ее туда, где они живут.
Хорошо известно, что, согласно индийским верованиям, весь мир состоит из каст. То есть, люди изначально не равны, потому что происходят из разных частей тела гиганта, отца человечества.
Из уст и ушей Бога вышли брамины — пророки и дервиши, обладающие уникальным даром говорить с Богом и доносить Его святую волю до простых смертных. Это самая важная каста, представители которой пользуются большим уважением и почетом у всех в Индии.
Вторая каста — кшатрии, рожденные из рук и плеч Бога — воины и правители, созданные для защиты и управления простым народом.
Третья каста — вайшьи — происходила из бус и стоп — ремесленников и пастухов, которые должны были работать, подчиняться и платить дань.
Наконец, судры — слуги с вечно грязными от ног Господа лицами — почти не имеют собственности и служат правителям. Они должны быть покорными и молчаливыми, такова их судьба на земле.
И, наконец, неприкасаемые — они появились из грязи под ногами великана — соприкосновение с ними заставляет все остальные касты делать подношения Богу и совершать очистительные ритуалы. Эти люди живут отдельными общинами, и когда они появляются в деревнях, они обязаны предупредить жителей криками, пением и звоном в специальный колокольчик. Эти люди выполняют только самую грязную работу: обмывают мертвых, чистят уборные, подметают грязь с улиц и т.д. Чтобы никто не мог случайно прикоснуться к ним, при рождении на лбу у них гравируется специальная метка синего цвета.
Зарождение джайнизма
Согласно национальным религиозным учениям, положение каждого человека фиксируется при рождении и не может быть изменено никаким образом.
Джайнизм учит, что человек должен постоянно совершенствовать себя, то есть стремиться к единству со Вселенной, единым космическим духом. Однако этого можно достичь только с помощью ненасилия. Джайнизм учит, что нельзя причинять вред ни одному живому существу, даже насекомому.
Душа, очищенная от всей скверны, достигнет нирваны, умилостивления и единения с космосом.
Эта религия учит, что каждая душа проходит через множество перерождений и стремится к совершенству. Только достигнув этого состояния и освободившись от колеса самсары (вечного движения), человек может достичь состояния мокши — божественного знания и понимания законов Вселенной.
Но чтобы достичь этого состояния, нужно быть аскетом, то есть отказаться от всех земных удовольствий. Учение аскетизма предполагает, что все страдания человека происходят от неспособности исполнять свои желания и быстро получать желаемое. То есть, если мы научимся подчинять свое тело разуму, а не желаниям (есть, пить, спать, вступать в половую связь и т.д.), то мы не будем страдать. Обычным смертным очень трудно стать аскетами, потому что их плоть слаба и подчиняется законам природы.
- Закон правильного поведения – поступать нужно только так, как учит религия,
- Следует постоянно стремиться познать непознанное и раскрыть тайны Вселенной,
- Обязательно воспринимать все знаки и символы, ниспосланные Космосом и правильно на них реагировать.
Последователи этой религии постоянно находятся в поисках спасения и пытаются постичь тайны человеческой души. Этого можно достичь, постоянно соблюдая три неписаных «закона»:
Достичь мокши или нирваны можно только освободившись от кармы, закона всеобщей справедливости. Согласно этому закону, каждый живущий на земле несет ответственность за все поступки, совершенные им в предыдущих жизнях, поэтому избежать этого закона очень сложно.
- Не убивай ничто живое, поскольку жизнь дается Вселенной,
- Не смей посягать на чужое имущество, поскольку истинная вера не терпит ничего земного, что привязывает душу к собственности,
- Не прилюбодействуй, поскольку совокупление может быть тоько с единственно правильной целью – продолжение рода, а не ради удовольствия,
- Будь открытым, честным и искренним, проповедуй основы своего учения, не отказывай никому в помощи,
- Не желай и не проси ничего, поскольку это приведет к получению собственности.
Чтобы достичь этого, необходимо свято соблюдать пять заповедей или законов джайнизма:
Образ жизни мирян – джайнов
Это учение гласит, что нельзя причинять вред не только физически, но и словами, потому что оскорбление души другого человека определенно влияет на его единство со Вселенной.
Учение джайнизма чрезвычайно требовательно к своим последователям. Не только монахам, живущим в тайных монастырях, но и обычным сельским жителям не разрешается охотиться, ловить рыбу или обрабатывать землю, так как они могут причинить вред или даже убить насекомых, живущих в почве.
Основные положения
- Всё живое, каждая вещь обладают душой.
- Каждая душа священна и обладает врожденным бесконечным знанием, восприятием, силой и счастьем (скрытых в её карме).
- Поэтому следует относиться ко всему живому как к себе, никому не вредить и нести добро.
- Каждая душа ответственна за свою жизнь в настоящем и будущем.
- Когда душа освобождается от кармы, она становится свободной и приобретает божественное (чистое) сознание, бесконечное знание, восприятие и счастье.
- Совершенное воззрение, Совершенное знание и Совершенное поведение («три драгоценности джайнизма») открывают путь к идеалу. В джайнизме нет понятия высшего божественного создателя, спасителя или уничтожителя. Вселенная саморегулируется, и каждая душа потенциально может достичь божественного сознания (сиддха) собственными усилиями.
- Основной молитвой в джайнизме является мантра Навокар. Её можно петь в любое время дня. Практикуя эту мантру, человек показывает свое уважение освободившимся душам, заключенным всё ещё в человеческие формы (арихантам), полностью освободившимся душам (сиддхам), духовным учителям (ачарьям) и всем монахам. Обращаясь к ним, джайны приобретают вдохновение и встают на путь истинного счастья и полной свободы от кармы. В этой главной молитве джайны не просят об одолжениях или материальных благах. Эта мантра служит как простой показатель глубокого уважения к тем, кто более развит духовно. Мантра также напоминает приверженцам джайнизма о конечной цели — нирване и мокше.
- Сознание души, а не сознание тела является основой совершенного воззрения, условием совершенного знания и основой совершенного поведения. Оно ведёт к состоянию отрешения от земных вещей, а значит, к непредвзятости, ненасилию, что означает сострадание, прощение в мыслях, словах и действиях в отношении к другим существам, а также к уважению взглядов других (неабсолютизму).
- Джайнизм особенно подчёркивает важность контроля чувств, так как привязанность к земному, зависимость от материального мира, боязнь утрат могут удалить человека от настоящей природы его души и завести в тёмный туннель невежества, ненависти и насилия.
- Цель джайнизма — освобождение души от негативных эффектов, вызванных неправильными действиями, мыслями и речами. Эта цель может быть достигнута через очищение кармы, если использовать «три драгоценности джайнизма».
- Основными божествами в джайнизме являются Джины, Ариханты и Тиртханкары, которые побороли внутренние страсти и приобрели божественное (чистое) сознание. Джайнизм признает, что существуют якши и якшини. Якши и якшини относятся к категории божеств, называемой «вьянтара» («блуждающие»), и обладают рядом сверхъестественных сил, включая способность изменять размер и форму. По джайнской легенде, царь богов Индра повелел якшам и якшиням следить за благополучием тиртханкаров: по этой причине они и окружают каждого джину во время его земной жизни 16. Эта вера нашла своё отражение и в джайнском искусстве: их изображения присутствуют в каждом храме и рядом с любой статуей джины. Они неизменно изображаются в паре: якша (божество мужского пола) — справа от тиртханкары, а якшиня (божество женского рода) — слева. Даже несмотря на то, что они наделены высшими силами, Якши и якшини также блуждают в цикле рождений и смертей, как и большинство обыкновенных душ. В ранние века джайнской истории их рассматривали просто как преданных джины, но с течением времени люди начали поклоняться и им.
Практика джайнизма
Поэтому, чтобы выжить, яны должны заниматься разрешенными занятиями, такими как ювелирное дело, торговля и ростовщичество. Хотя последователей этой религии было мало из-за суровых требований, они играли важную роль в экономической и политической жизни древней Индии.
Рука с колесом на ладони символизирует обет джайнов Ахимса, что означает «ненасилие». В центре находится слово «Ахимса». Колесо, называемое дхармачакрой, является символом непрерывного цикла рождения и смерти (самсары).
Этика джайнизма требует от своих последователей искренности, честности, умеренности в поступках, словах и мыслях, полного отказа от мирских интересов и, прежде всего, соблюдения ахимсы — не причинять вреда живым существам.
Махавира требовал от своих учеников соблюдения трех принципов (трех сокровищ — триратна): первый — преданность Вардамане Махавире, второй — проникновение в суть учения. Третий принцип правильного поведения использовался на ранних стадиях джайнизма для разделения последователей на мирян и монахов. Секуляристы обязаны следовать только правилам морали. С другой стороны, монахи придерживались идеала строгого аскетизма. Джайнизм — одна из самых строгих и принципиальных религий в Индии. Джайнский монах не должен долго жить на одном месте. Монах должен бродить по сельской местности в простой одежде (ритуал Шветамбар) или полностью обнаженным (ритуал Дигамбар). Монахам запрещалось носить волосы, и они должны были не только брить их, но и вырывать с корнем.
Религиозное наследие
Самым большим грехом для джайна является хисса — причинение вреда живым существам. Ортодоксальный джайн должен фильтровать питьевую воду, чтобы в ней не было живых существ, и подметать дорогу специальной метлой, чтобы не раздавить ни одного муравья или червя. Джайне строго запрещено двигаться или делать что-либо ночью, так как в темноте живым существам может быть нанесен неконтролируемый ущерб. Именно эта аскетическая практика была одной из причин малой распространенности этой религии в первые века ее существования.Основу литературы джайнизма составляет канон Светамбара (санскр. श्वेताम्बर, śvetāmbaraIAST
, «одетый в белые одежды»), ветвь джайнизма, возникшая в конце четвертого века до нашей эры и принявшая окончательную форму в десятом и одиннадцатом веках.Основу литературы джайнизма составляет канон Светамбара (санскр. श्वेताम्बर, śvetāmbaraIAST
, дословно «облеченный в воздух») признают подлинными только более древние части этого канона. Среди неканонической литературы наиболее важными являются работы первого систематизатора джайнизма Умасвати (IV-V вв.), особенно «Татгвартхадхигама-сутра» Сиддхасены Дивакара (VI в.), Гамачандры (XI-XII вв.) и, прежде всего, знаменитое изложение учения джайнизма «Йогашастра».
Пять этических принципов, которые должны выполнять джайны
Тамильские джайны почитают «Тхируккурал» Тируваллувара как священную книгу, но религиозная принадлежность автора книги остается спорной — его в равной степени почитают и тамильские индусы.
- Ахимса – непричинение вреда живому. Если не выполнять этот обет, то всех остальных просто бессмысленно придерживаться. К этому принципу относят непричинение вреда не только физического. Слова и действия могут ранить не меньше, чем жестокое воздействие на телесное, поэтому нужно внимательно относиться к тому, что и как ты говоришь. Не стоит забывать и о неабсолютизме – уважении мнения и взгляда на мир другого существа. Игнорирование этого принципа пусть и косвенным образом может причинить вред.
- Сатья – искренность, открытость, благочестивость. Этот принцип тесно связан с обетом Ахимса. Так как нужно исключать проявление любого ненасилия, в том случае, если правдивость может повлечь за собой страдание кого-либо, лучше промолчать, чем соврать.
- Астейя – исключение любой возможности воровства. Название этого обета переводится как «некража». У джайны не должно быть желания присвоить себе что-то чужое. Алчность губит все стремления на пути к свободе души. Чтобы не возжелать того, что тебе не принадлежит, нужно ограничивать свои земные потребности. Каждый должен довольствоваться только тем, что ему удалось достичь собственным трудом (исключительно честным). Чтобы придерживаться принципа Астейи, не стоит забывать о том, что:
- нельзя присваивать себе чужие вещи;
- нельзя присваивать себе также те вещи, которые были забыты или обронены кем-то;
- всегда нужно людей вознаграждать за выполненную ими работу и ее плоды, так как каждый человек проявляет при этом старания;
- нельзя приобретать вещи, стоимость которых была удешевлена нечестным способом (украденные, продаваемые нелегально и пр.).
- Брахмачарья – не прелюбодействовать. Монахи должны полностью воздерживаться от сексуальных контактов или самоудовлетворения. В джайнизме нет строгого утверждения о том, что секс представляет собой что-то греховное. Учение предостерегает, что ради получения сиюминутного удовольствия энергия растратится попусту. А ведь ее можно направить на духовное самосовершенствование.
- Апариграха – не собирайте ценности бренного мира. Перед принятием монашества нужно полностью отказаться от всех материальных ценностей и собственности. Кроме этого, нужно отделиться от дома и семьи. Только так можно приблизиться к мокше. Миряне не должны отказываться от собственности, но должны избавиться от стремления к накопительству. Да и, вообще, собственность – это очень иллюзорное понятие, так как имущество, вначале принадлежавшее кому-то одному, перейдет во владение другому через какое-то время. Тратить свою жизнь на накопление материальных благ – глупо. Лучше потратить свою энергию и время на духовное развитие, которое бесценно.
Учение джайнизма гласит, что и миряне, и монахи должны следовать пяти обетам. Они представляют собой моральные принципы джайнизма, нормы поведения, без которых невозможно достичь конечной цели. К ним относятся:
Какими должны быть джайны
В зависимости от того, кто именно является джайном, строгость соблюдения обетов варьируется. Монахи следуют моральным принципам настолько строго, насколько это возможно.
Конечно, поведение джайнов напрямую продиктовано моральными правилами и принципами джайнизма. Миряне должны только соблюдать мораль, но от монахов ожидается, что они посвятят себя аскетизму и странствующей жизни. Они должны находиться в деревне не более одного дня, а в городе — не более трех дней. Однако в одном случае это правило меняется. В сезон дождей монахи и монахини должны оставаться в одном месте, чтобы не навредить живым существам в период их размножения.
В джайнизме существуют различные ритуалы и обычаи. Например, важен ритуал Махамастабхишека. Она проводится раз в 12 лет в Шраванаблеголе на горе Гомматагири, где статую Бахубали обливают заранее приготовленной смесью йогурта и молока.
Монахи должны носить простую одежду. В прошлом рост волос был запрещен. Их нельзя было стричь, а нужно было вырывать с корнем.
Поскольку величайшим грехом для джайна является причинение вреда живым существам (himsa), монах должен подметать дорогу перед собой специальной метлой и сливать воду для питья, чтобы не убить даже одно живое существо, невидимое невооруженным глазом. Джайну также запрещено ходить в темноте, так как он не видит, куда ступает.
Раскол джайнизма
Как монахам, так и мирянам не разрешается заниматься животноводством, ловушками, охотой или земледелием, поскольку любая из этих видов деятельности наносит вред живым существам. Поэтому наиболее распространенные занятия джайнов связаны с ростовщичеством, ювелирным делом или торговлей.
Возникновение определенных религиозных разногласий среди джайнов привело к расколу. Возникли два основных течения, последователями которых были дигамбары («одетые в воздух») и шветамбары («одетые в белые одежды»). Первые не имели одежды, а вторые были одеты в белое.
Дигамбары, с другой стороны, делились на начальные и средние школы. Наиболее важными из них являются Терапантха, Бисапантха и Таранапантха. К вторичным относятся Хуманапантха и Тотапантха.
Внутри Шветамбары также существовало разделение на школы. Это Стханакваси, Муртипуджака и Терапантхи.
Основы джайнизма
Однако «литературным сердцем» джайнизма считается канон Шветамбара. Она была написана в 4 веке до н.э. Окончательно она была сформулирована в 10 и 11 веках. Однако дигамбары, придерживающиеся ортодоксальной доктрины, рассматривают только более древнюю часть канона. Существует и другая, неканоническая литература, но она имеет меньшее влияние на джайнов.
Основная идея джайнизма — не причинять вреда ни одному живому существу на земле и постоянно развиваться. Последователи этой религии стараются следовать учениям 24 тиртханкаров («тиртханкара» в переводе означает «тот, кто нашел путь к спасению»).
Джайны должны стремиться к постоянному развитию мудрости и самообладания. Главная цель этой религии — раскрыть истинную природу человеческой души.
Философия джайнизма базируется на трех основах совершенства: — поведение (соблюдение установленных правил); — знание, или, как его называют по-другому, «призыв к устранению невежества»; — восприятие.
В жизни джайнов торговля, ростовщичество и ювелирное дело считаются самыми распространенными профессиями. Сегодня в Индии не так много последователей джайнов, но они по-прежнему играют важную роль в жизни страны с точки зрения экономики, политики, религии и культуры.
Высший титул джайнов называется «Джинн». Этот титул присваивается самым уважаемым учителям джайнизма, которым удалось освободиться от самсары и достичь Дхармы.
Суть джайнизма заключается в том, что когда ум достигает свободы от самсары (круговорота перерождений), он входит в состояние божественного всеведения. Однако, по мнению джайнов, чтобы избавиться от самсары, нужно быть аскетом, поэтому мирские люди не могут этого достичь. Чтобы достичь мокши, душа должна избавиться от результатов действий, совершенных ею в предыдущих воплощениях.
Правила джайнов
Независимо от того, кем является джайн (мирянином или монахом), он должен соблюдать все нормы религии в плане стандартов поведения.
- не воровать;
- не стяжать;
- не причинять вред живому существу;
- проявлять искренность и благочестие;
- не совершать прелюбодеяние.
На языке христиан это 5 заповедей:
Последователи джайнизма верят, что каждое живое существо на земле является бессмертной индивидуальной душой. По этой причине им не разрешается держать животных, охотиться или ловить рыбу. Фермерство также является запретной работой, поскольку во время обработки почвы могут быть убиты мелкие живые существа.
Ритуалы последователей джайнизма
Под «ненасильственным» Джейн подразумевают, что они не убивают и не причиняют физического вреда (это естественно) и что они не произносят речей, фраз или отдельных слов, которые могут кого-либо оскорбить.
Что касается поклонения и символизма джайнизма, то не все секты и школы джайнизма поклоняются изображениям или проводят церемонии в храмах. Большинство джайнов совершают некоторые ритуалы дома и в храме.
Домашние ритуалы должны выполняться дважды в день. Утреннее поклонение длится около четырех часов и включает обязательную декламацию мантры. Ритуал сопровождается специальным омовением. Утренний ритуал также включает в себя медитацию и чтение текстов.
Вечерняя процедура несколько проще и включает в себя медитацию и чтение мантр. На этом их религиозный день не заканчивается.
Основные положения религии
Утром монахи и монахини идут собирать милостыню — они верят, что должны есть только то, что им дают.
Основная задача джайнизма — ахимса, отказ от насилия по отношению к живым существам. Согласно джайнскому учению, все живые существа без исключения, от людей до простейших, наделены живой душой, дживой. В результате многолетней религиозной практики и соблюдения универсальных законов и ахимсы достигается очищение кармы человека. Душа аскета получает освобождение от цикла перерождений, которое называется мокша. Мокша, по сути, является эквивалентом буддийской нирваны. Людей, достигших освобождения, джайны называют сиддхами.
Раскол джайнизма
Джайны делятся на мирских людей, исповедующих четыре принципа веры: ахимса, сатья (искренность), астея (неворовство), брахмачарья (противоположность прелюбодеянию). Джайнские монахи также полностью отказываются от материальных ценностей, что называется апариграха. Джайнские монахи также отказываются от брака. Соблюдение всех духовных практик, включая Новокарскую молитву. Души существ, достигших мокши, перерождаются в виде якши и якшини, помогая людям преодолеть кольцо самсары.
Первый раскол в джайнизме произошел при жизни Вардаманы. Один из его старших учеников, Макхала Госала, оставил джайнизм и основал собственную группу аджайвиков. Аджайвики считали, что человек не может изменить окружающий его мир, потому что все, что происходит в мире, предопределено универсальными кармическими законами. Расцвет секты Адживика относится к периоду правления императора Биндусары (298-272 гг. до н.э.). Сам Биндусара был адживиком, и его сына Ашоку также можно считать адживиком до того, как он принял буддизм. После этого адживики просуществовали до четырнадцатого века, когда они присоединились к дигамбарам.
Современное значение учения
Самый известный раскол в джайнизме произошел во время правления первого мавританского императора Чандрагупты (317-298 гг. до н.э.). Сам Чандрагупта к концу жизни перешел в джайнизм. В 309 году до н.э. на совете в Паталипутре половина джайнов утвердила одиннадцать священных книг, джайнский канон, и постановила носить белые одежды. Другая половина джайнов называла себя дигамбарами (одетыми в воздух), отрицала священные писания, считала, что истинное знание умерло вместе с Махавирой, и не признавала никакой одежды, а ходила обнаженной, как адживики. Первая ветвь джайнизма называлась Шветамбара и является той, которая распространена среди джайнов сегодня. Во время правления Шабатхи (224-215 гг. до н.э.), внука Ашоки, джайнизм на короткое время стал государственной религией в Индии.
В наше время насчитывается около 5,7 миллионов джайнов. Джайнисты оказали большое влияние на буддизм и индуизм. Джайнисты — уважаемые люди в Индии, преимущество которой заключается в том, что джайнисты занимаются банковским и ювелирным бизнесом. Их религия запрещает им возделывать землю и выполнять другую работу, которая может уничтожить живые существа.
До недавнего времени джайнизм был заслонен другими религиями, но интерес к этому древнему учению возродился в Индии после экранизации канонического текста «Бахубали», в котором рассказывается о борьбе сыновей Ришабхи за царство своего отца. Первый фильм, «Бахубали: Начало», был снят тамильским режиссером Раджамули в 2015 году. Второй фильм, «Бахубали: Конец», вышел в конце апреля и уже 5 мая стал самым кассовым фильмом в индийском прокате, собрав 8,870 млрд. рупий.
Примечательно, что в Карнатаке находится одна из самых высоких статуй Индии — 18-метровая статуя Бахубали, высеченная в десятом веке. Каждые 12 лет джайны в Карнатаке собираются, чтобы провести сложную церемонию в честь Бахубали. Этот джайнский ритуал должен состояться в начале февраля 2018 года, а новый ритуал будет проведен только в 2030 году.
Индуизм — невероятная религия
Религия Сикхизм в Индии
Каларипаятту — боевое искусство Индии
Философия архаической и средневековой Индии
Как живут джайны?
Лакшми — богиня процветания в Индии
Джайнизм — очень требовательная религия для своих последователей. В отличие от христианства, где строгие запреты распространяются только на монахов, джайнское табу распространяется на всех. Например, простые сельские жители не могут охотиться, ловить рыбу или заниматься сельским хозяйством, потому что такие действия наносят вред живым существам, что противоречит правилам джайнизма.
- ювелирная промышленность;
- торговля;
- ростовщичество.
Джайнов заставляют заниматься разрешенной деятельностью, т.е:
Хотя процент джайнов в Индии не очень высок (людям мешают строгие ограничения), они оказывают заметное влияние на экономику и политику страны.
Вардамана Махавира, основатель этой религии, попросил своих последователей отказаться от всех земных благ, пищи, крова и даже одежды. Он спал под кроной дерева, ел один раз в день и носил только набедренную повязку.
- Дигамбары – ходят полностью голыми, так как уверены, что одежда – это предмет особой роскоши, противоречащий законам джайнизма. Исключение делается лишь для женщин, которым позволяется прикрывать своё тело с помощью лёгких тканей. Зато считается, что слабый пол не сможет достичь нирваны и прекратить кармические законы. Якобы женщины будут вынуждены проживать бесчисленное количество жизней, пока, наконец, не родятся в мужском теле. Численность дигамбар ничтожно маленькая – не больше пятьсот человек.
- Ставанаси – проживают в маленьких поселениях, имеют кое-какое имущество, которое жертвуется им добрыми людьми.
- Муртипужи – у них присутствует поклонение деревянным и каменным идолам.
- Шветамбары – носят лёгкое одеяние белого цвета. Эта категория джайнистов более лояльная, они выражают мнение, что одежда никак не связана с человеческой духовностью. Кроме того, у шветамбаров женщины также могут стать просветлёнными, ведь для них половой признак не связан с духовным становлением личности. Объясняется это тем, что пол – удел тела, но никак не души, а ведь только душа достигает состояния мокши.
После этого последователи джайнизма были разделены на следующие категории:
Соответственно, каждый, кто следует правилам и требованиям своей религии, может достичь нирваны. Шветамбары — самый многочисленный и самый древний орден среди джайнистов. В настоящее время они насчитывают около 10 000 членов.
Главный вопрос джайнов
Шветамбары убеждены, что душа быстрее очищается от злой кармы через любые страдания, труды и трудности. Именно поэтому они ходят без обуви и внимательно смотрят под ноги, чтобы случайно не убить насекомое. А монахам Шветамбара предписано ходить с белой марлевой повязкой на лице, чтобы случайно не проглотить мелких насекомых (которые негативно влияют на душу).
Последователи этого учения неустанно задают один и тот же вопрос: «Кто я и зачем я пришел на эту планету?». Ответ следующий:
«Я человек с бессмертной душой, поэтому я не должен совершать самый страшный грех — самоубийство — несмотря ни на что. Я должен с достоинством переносить все испытания, которые посылает мне судьба. Мне также запрещено убивать другого человека или любое другое живое существо, потому что у всех есть свои души, которые, как и моя, достигают совершенства.
Чтобы достичь полного просветления и единения с собственной душой, нужно перестать есть натуральную пищу и пользоваться только солнечным светом и воздухом. Конечно, это невероятно сложно и недостижимо для большинства современных людей.
Поэтому только избранным открывается философия джайнизма, которая представляет собой нелегкий путь: из грязи физической оболочки соединиться со своей совершенной душой, наполненный болью, страданиями и аскетизмом. Но в конце концов за пределами колеса сансары есть блаженство, нирвана и вечная жизнь.