Существует разница между психическим переносом и имитацией. Психический перенос представляет собой набор терминов для обозначения явлений социального и психического порядка человеческого поведения, предполагающих механизмы подражания и внушения.
Подражание и имитация: как отличить один вид раппорта от другого и решить, что выбрать в той или иной ситуации?
Подражание в прямом смысле этого слова — это прямое копирование действий другого человека с целью усвоения нового способа поведения. В более широком смысле мимикрия — это воздействие на человека с целью заставить его сделать что-то самостоятельно, подражая воздействующему лицу, которое часто не осознает эффекта, оказываемого на другого человека. Такие случаи называются ненаправленными влияниями.
Подражая действиям, жестам, поступкам, чертам характера, интонации и даже выражению лица другого человека, человек выбирает пример для подражания. Копировальное поведение может быть как преднамеренным, так и непреднамеренным. Намеренное копирование другого человека — это намеренное копирование, но если человек делает это, не задумываясь, то это ненамеренное копирование.
Благодаря непроизвольным действиям объект воздействия развивает не присущие ему ранее активности, которые переносятся на него субъектом подражания. Когда эта деятельность полностью изменяет личностные категории индивида, у подвергшегося влиянию индивида может возникнуть феномен так называемого идеального представления личности субъекта.
Когда мы говорим об основных различиях между имитацией и переносом, они вполне очевидны на уровне здравого смысла. Когда один субъект (индивид, масса) заражен, другой субъект (индивид) заражается и, соответственно, начинает подражать тому, кто его заразил. Таким образом, передача и подражание связаны как активная причина и пассивное следствие.
Подчеркнем чисто пассивный характер феномена подражания в данной интерпретации. По своей сути имитация в целом — это всегда имитация действия, поступка, пантомимы и мимики, одежды, и только как идиоматический акт имитации — имитация речи, независимо от того, осуществляется ли она совершенно непроизвольно (как эхолалия) или под контролем сознания. Из всего этого Б.Ф.Поршнев сделал основной вывод, что массовое подражание сводится к физиологическому явлению, общему для всех животных, и особенно для высших, хотя, конечно, иногда оно может принимать специфически человеческую форму (социальное подражание).
Удивительно, но имитация — относительно нестабильное явление. Люди могут так же быстро изменить свое поведение, приняв предыдущую информацию. Например, при смене работы, при переезде, при любом резком изменении среды индивид стремится адаптироваться так, что, отталкиваясь от факторов среды, он снова начинает подражать уже новым людям, которые вошли в его жизнь из предыдущих. И все это для того, чтобы интегрироваться в общество. Это происходит как сознательно, так и на бессознательном уровне.
Исходя из механизма переноса, имитация подразделяется на:
- Разумное.
- Машинальное.
- Неполное.
- Абсолютное.
- Всецелое.
- Созидательное.
- Произвольное.
- Невольное подражание.
Независимо от этого, стоит отметить, что одной из характеристик подражания является снижение личного осознания индивидом самого себя. Потребность быть «как все» не способствует рациональности действий человека, но повышает уровень его эмоций и так далее. И именно это усиление эмоционального элемента создает непреодолимое желание поделиться этими чувствами с другими.
Когда создаются благоприятные условия, возможности для подражания становятся более значимыми. Одним из таких положительных факторов, который может повысить способность человека к подражанию, может быть наличие чувства близости с другими людьми, готовыми разделить с ним его радости и печали. Таким образом, подражание может стать важнейшим механизмом человеческого поведения, поскольку теперь оно становится конкретным навыком.
Читайте также: Является ли доброта проявлением силы или слабости человека и на что способно такое качество?
Рекомендуем: Конформность: что означает это явление?
Копируя социальное поведение окружения, которое близко к их эмоциональному состоянию, индивиды стремятся соответствовать предлагаемым им нормам, чтобы регулировать собственное эмоциональное состояние. В результате огромная масса людей подражает друг другу и создает имитационное общество.
Человеческая психология такова, что когда масса людей взаимодействует друг с другом в течение длительного периода времени, ситуация, которую они переживают, постепенно обостряется, и вполне естественно, что такие ситуации достигают своего пика, а затем постепенно сходят на нет в последующих фазах. Такие циклы повторяются регулярно.
Возможность подражания другому человеку или категории людей не безгранична. Она постепенно истощается, истощая эмоциональные ресурсы человека, а затем психика, насытившись, возвращается к способности регулировать имитацию.
Значение слова Подражание по словарю Брокгауза и Ефрона:
Подражание — это литературное произведение (почти всегда стихотворение), написанное в чужом стиле и характерное для одного автора (Пушкин: «Подражание А. Шенье») или для целой литературы (Байрон: «П. Португальский»). Она характерна и для других литературных жанров, таких как пастиш и пародия, но П. отличается от последних своей целью, поскольку не предполагает насмешки над оригиналом. Она стремится передать знакомые творческие мотивы в той форме, которую им придал отдельный автор или целый народ. П. иногда дают такое название лишь случайно, потому что работа закончена и кажется похожей на чужой путь. Сознательно и преднамеренно созданная П. — очень сложный жанр литературы. Легко преувеличивать чужой стиль, но писать в этом стиле, сохраняя умеренность, — это, по сути, попытка перевоплотиться и ассимилировать личность другого писателя. Психологическая привлекательность жанра заключается именно в сложности писать за кого-то другого. Иногда подражание ошибочно называют пародией (Некрасов, «Подражание Лермонтову: «Спит, пока безвреден») и переводом (Козлов, «К Байрону: к Тирсу»), и наоборот — переводом П. (см. Псевдопереводы). В русской литературе известны подражания Пушкину (Коран, Песнь Песней, Анахреон, Данте, Фауст, античность, арабский язык и т.д.), Лермонтову (Байрон: «Не смейся, друг»), Некрасову (Шиллер: «Сущность» и «Форма») и т.д. В более широком смысле П. называют также следы влияния одного поэта на другого и литературы одного народа на литературную продукцию другой, обычно более молодой, культурной сферы. Такие события являются неотъемлемой частью истории всей литературы. Показания. Г.
Подражание
Подражание — одно из средств, помогающих человеку в процессе социализации. Он следует определенному образцу, он копирует его. Подражание является врожденным как у человека, так и у животных.
Концепция, предложенная социологом Г. Тардом, появилась в конце XIX в. Она восходит к двум научным дисциплинам — социологии и социальной психологии.
Основатель теории считал, что в любом виде межличностных отношений неизбежно присутствует значительный элемент подражания. Сами отношения строятся по принципу «учитель-ученик».
Исходя из этой концепции, его последователи выделили три типа подражания. В первом случае люди подражают друг другу, во втором — образцам, традициям, в третьем — избранным идеалам.
Согласно идеям Тарда, все процессы и явления в обществе объясняются через призму подражания. Творческие личности задают тон, люди с меньшей инициативой копируют предложенные ими модели.
Согласно Тарде, существует основная иерархия в моделях подражания. Как правило, низшие классы подражают высшим.
Подражание также становится источником конфликта. Стороны вступают в конфликт, потому что они выбирают имитацию моделей, которые находятся в конфликте.
Подражание в психологии
Механизм подражания в разных возрастных группах имеет индивидуальные мотивы. В возрасте до года ребенок слышит голос взрослого, видит его движения и пытается подражать им. Здесь, однако, еще нет конкретного понятия, это биологически обусловленное желание ребенка вступить в контакт с родителями.
В дошкольном возрасте значение постепенно формализуется. Она начинается с игры, в которой малыш копирует важные черты взаимодействия со взрослыми. Затем он воспринимает более косвенные формы поведения, которые отражают семантику конкретной ситуации.
Подражание подростков характеризуется стремлением к внешней самоидентификации. Подростки подражают авторитетным фигурам, личным или общепринятым, социально определенным моделям поведения.
Во взрослой жизни подражание является частью обучения. Она включает в себя различные виды деятельности — личную, профессиональную, спортивную и творческую.
Практическая польза подражания в общении
Имитация также может быть использована как средство адаптации к собеседнику. Это довольно популярный метод, который несложно реализовать.
Некоторые люди сторонятся коммуникативной имитации, потому что сомневаются, не покажется ли она глупой и неуместной и не поймет ли собеседник такие уловки. Вопросы правомерны, но только если имитатор смущается, повторяя действия собеседника, например, зеркально отражая позы.
Однако уловку разговора можно рассматривать и как углубление диалога на более глубоком уровне. Осознание того, что такое общение — не имитация, а доверие к языку тела, может помочь преодолеть смущение.
С человеком, который отвечает тем же невербальным способом, строятся отношения и развивается чувство взаимной эмпатии. Главное — поймать нужный момент и не увлечься подражанием. После установления контакта можно начать диалог.
Подражание — важнейший социально-психологический конструкт. Это явление помогает в построении межличностных отношений, обучении и многих других областях. Этому также способствует курс Викиум «Профилирование». С его помощью вы сможете научиться «читать» людей по невербальным знакам, распознавать скрытые намерения собеседника и предугадывать действия оппонента в различных ситуациях.
Подражание: обмануть, чтобы выжить
Каждый из нас хотя бы раз в жизни хотел быть похожим на знаменитость или местного лидера. Каждый из нас сравнивал себя с кем-то другим и задавался вопросом: «В чем мы похожи или отличаемся? Мы хотим быть индивидуальными, но в то же время не хотим сильно выделяться. Имитация, социальная имитация, зеркальное отражение — как бы вы ни называли этот механизм — вот о чем мы будем говорить сегодня.
Животные и насекомые выносливее нас: Подражание (ситуативное или постоянное) напрямую спасает им жизнь. Что это такое? Мимикрия у животных — это тип покровительственной окраски и формы, при которой животное напоминает объекты окружающей среды, растения, а также животных, не подходящих для хищников или находящихся под их защитой (мимикрия). Таким образом, они способствуют выживанию животных в борьбе за существование.
Однако существует и другая форма поведения — не внешнее, а подражательное поведение. Таким образом, благодаря подражанию животные могут научиться новому поведению, причем подражание может происходить как на уровне самих репродуктивных действий, так и на уровне осознания значения этих действий.
Подражательное поведение может быть бессознательным, например, заразительная зевота. Оно также может быть целенаправленным, например, когда молодые животные учатся охотиться, подражая повадкам своих родителей.
Однако, помимо механизма имитации, есть еще один, без которого это было бы невозможно — механизм переноса, который часто «касается» эмоциональной сферы. Могут ли другие животные чувствовать боль других? Больше или меньше. Мыши способны выработать условный рефлекс страха, просто наблюдая, как другая мышь испытывает страх и вырабатывает соответствующий рефлекс. И это, помимо всего прочего, социально зависимый процесс — выработка рефлексов ускоряется, если мыши состоят в родстве или спариваются.
Люди также часто испытывают потребность в подражании, но они должны делать это на социальном уровне, чтобы принадлежать к новому коллективу или даже обществу.
Люди и подражание
Социальное подражание
Широко принятая теория социальной идентичности утверждает, что на формирование нашей Я-концепции оказывает сильное влияние социальный контекст, то есть группа, с которой мы себя идентифицируем или не идентифицируем. Согласно этой теории, конформность и послушание определенно являются средством избежать наказания. Но это также, если не больше, способ обрести позитивное чувство «принадлежности». Когда мы подражаем действиям другого, наша дофаминовая система активизируется. Когда мы принимаем неправильное решение в тесте, падение уровня дофамина меньше, когда это коллективная ошибка, чем когда это индивидуальное решение. Принадлежность к группе приводит к чувству безопасности.
Существует множество исследований, изучающих человека в такой ситуации: Испытуемый, член группы, отвечает на ряд вопросов, а затем понимает, что — о нет — все его «коллеги» ответили по-другому. Миндалина и инсулярная зона предсказуемо стимулируются, когда человек обнаруживает, что сбивается с пути; чем сильнее стимуляция, тем больше вероятность того, что он изменит свое мнение, и тем более долговечным будет новое, измененное мнение (в отличие от быстрого изменения мнения в ситуации соответствия внешним, общественным требованиям). Это глубоко социальное явление: люди охотнее меняют свою точку зрения, если им показывают фотографии одного или нескольких людей, придерживающихся другой точки зрения.
Когда вы находитесь в конфронтации с остальной группой, ваш мозг одновременно активирует (эмоциональную) вентромедиальную часть префронтальной коры, переднюю кору и прилегающее ядро (простите автору немного нейробиологии). Это нейронные цепи, участвующие в «обучении с подкреплением» — то есть мы учимся изменять свое поведение в ответ на обратную связь, независимо от того, получаем ли мы ожидаемую реакцию на действие или нет. Как только вы оказываетесь в ситуации, когда все остальные с вами не согласны, эта нейронная сеть активируется. О чем это говорит? Нет, дело не в том, что вы отличаетесь от всех остальных. Дело в том, что ты ошибаешься. Потому что отличаться от других = неправильно. Чем интенсивнее активируется этот контур, тем быстрее вы измените свои реакции на «быть как все».
Эмоциональное заражение
Эмпатия, сочувствие, отзывчивость, разделение, имитация, «перенос» эмоционального состояния, «перенос» сенсомоторного состояния, понимание чужой точки зрения, забота, сострадание…. Если начать с терминологии, то существует бессмысленный спор об определениях, которые мы используем для описания того, как мы реагируем на страдания других людей (сюда входит и то, является ли это радостью по поводу чужих страданий или просто безразличием).
Поэтому давайте начнем, за неимением лучшего слова, с «примитивного» варианта реакции на страдания другого человека. Эта реакция — то, что называется «контаминацией» сенсомоторного состояния: вы видите, как кого-то укалывают в руку иглой, и соответствующее воображаемое ощущение возникает в вашей сенсорной коре, куда поступают сигналы от вашей собственной руки. Возможно, также активируется моторная кора головного мозга, вызывая непроизвольные сокращения руки. Или вы наблюдаете за канатоходцем, который держит руки по бокам, чтобы сохранить равновесие. Или кто-то из ваших близких кашляет, и мышцы вашего горла сокращаются.
При чем здесь зеркальные нейроны
Согласно многим исследованиям, активность зеркальных нейронов сознательно или бессознательно связана как с обстоятельствами имитации, так и со смыслом и целью действия. Однако причинно-следственная связь между активацией зеркальных нейронов и подражанием пока не доказана. Все усложняется тем, что зеркальные нейроны, связанные с подражательными движениями, были обнаружены у макак-резусов — вида, который не демонстрирует подражательного поведения.
Но если предположить, что зеркальные нейроны все же необходимы для чего-либо, хорошо бы понять, почему. Давайте обсудим возможные варианты.
Вероятно, наиболее приемлемым и логичным объяснением является их участие в моторном обучении через наблюдение. Однако это объяснение имеет ряд недостатков, вот несколько из них: а) зеркальные нейроны прекрасно функционируют у видов с минимальной степенью подражательного обучения; б) степень возбуждения зеркальных нейронов не коррелирует с эффективностью моторного обучения путем наблюдения; в) хотя зеркальные нейроны необходимы для обучения моторным действиям, участие зеркальных нейронов у людей с впечатляющей степенью наблюдательного обучения довольно низкое. Когда мы учимся делать что-то через наблюдение, гораздо важнее контекст действия, т.е. в каких ситуациях это стоит делать (например, когда покорная обезьяна учится технике облизывания, важно изучить не сами действия, а то, по отношению к кому они уместны).
Удивительно, но подражание человеку — относительно нестабильное явление. Человек может изменить свое поведение так же быстро, как он воспринял предыдущую информацию.
Например, когда происходит смена работы, переезд или резкая смена обстановки, человек стремится адаптироваться и в результате, основываясь на факторах среды, начинает снова подражать уже новым людям, которые вошли в его жизнь из предыдущих. И все это для того, чтобы интегрироваться в общество. Это происходит как сознательно, так и на бессознательном уровне.
Исходя из механизма переноса, имитация подразделяется на:
- Разумное.
- Машинальное.
- Неполное.
- Абсолютное.
- Всецелое.
- Созидательное.
- Произвольное.
- Невольное подражание.
Независимо от этого, стоит отметить, что одной из характеристик подражания является снижение личного осознания индивидом самого себя. Потребность быть «как все» не способствует рациональности действий человека, но повышает уровень его эмоций и так далее. И именно это усиление эмоционального элемента создает непреодолимое желание поделиться этими чувствами с другими.
Когда создаются благоприятные условия, возможности для подражания становятся более значимыми. Одним из таких положительных факторов, который может повысить способность человека к подражанию, может быть наличие чувства близости с другими людьми, готовыми разделить с ним его радости и печали. Таким образом, подражание может стать важнейшим механизмом человеческого поведения, поскольку теперь оно становится конкретным навыком.
Рекомендуем: Конформность: что означает это явление?
Копируя социальное поведение окружения, которое близко к их эмоциональному состоянию, индивиды стремятся соответствовать предлагаемым им нормам, чтобы регулировать собственное эмоциональное состояние. В результате огромная масса людей подражает друг другу и создает имитационное общество.
Человеческая психология такова, что когда масса людей взаимодействует друг с другом в течение длительного периода времени, ситуация, которую они переживают, постепенно обостряется, и вполне естественно, что такие ситуации достигают своего пика, а затем постепенно сходят на нет в последующих фазах. Такие циклы повторяются регулярно.
Возможность подражания другому человеку или категории людей не безгранична. Она постепенно истощается, истощая эмоциональные ресурсы человека, а затем психика, насытившись, возвращается к способности регулировать имитацию.