Как и мальчики, девочки-подростки испытывают потребность доказать всем, что они уже взрослые. Потребность в самоутверждении лишает их способности сохранять спокойствие и принимать рациональные решения на протяжении всего подросткового возраста. Характер девушки трудно контролировать.
Особенности подросткового возраста
Половое созревание — один из самых сложных периодов в жизни человека. Это связано с резкими физиологическими и психологическими изменениями в организме ребенка.
Подростковый возраст описывается как критический, решающий этап. Это не только время полового созревания, но и время полного изменения психики.
На тему полового созревания написаны тысячи работ и учебников, но все равно этот возраст является самым сложным и непредсказуемым не только для ребенка, но и для родителей, учителей и других людей. Зная основные процессы в теле и психике подростка, можно во многом исключить конфликты и недоразумения в семье и избежать многих ошибок.
Чем выше благосостояние общества, тем дольше детство.
Что такое подростковый возраст. Когда ребёнок становится подростком
Подростковый возраст — это не только время активного взросления, но и самый сильный кризис в развитии человеческой личности. Подростки стремятся к независимости. Они формируют свой социальный статус, усваивают правила социального поведения, развивают свои установки и ценности.
Подростковый возраст длится несколько лет. Средний возраст составляет от 11 до 17 лет. Всемирная организация здравоохранения немного увеличила возрастной диапазон с 10 до 19 лет. А некоторые современные психологи считают, что первые признаки могут появиться уже в возрасте от 8 до 10 лет и что созревание, скорее всего, завершится к 23 годам. Это интенсивное стремление к независимости и самостоятельности накладывает свой отпечаток на все сферы личности.
Подростки уже не дети, но еще и не взрослые. Это означает, что они требуют большей свободы действий, но сталкиваются с ограничениями и запретами со стороны взрослых. Это приводит к конфликтам в семье. Это особенно актуально, если родители категорически отказываются признавать взросление своего ребенка и продолжают относиться к нему как к младенцу.
Психологи говорят о трех стадиях взросления:
-
Ранний подростковый возраст.
Ранний подростковый возраст Ранний подростковый возраст.
Роберт Орбен
7 Особенностей переходного возраста
Внезапные изменения в организме, гормональные взрывы и психологическое взросление приводят к сильному стрессу. В результате поведение и реакции подростка характеризуются вспышками гнева, агрессии или даже слезами.
В это время они критически относятся к себе и принимают мнение окружающих за чистую монету. Они очень чувствительны к тому, как к ним относятся другие, что они им говорят и что о них думают. В этом возрасте очень важны их внешний вид, фигура и параметры. Желание соответствовать моде может привести к множеству ошибок. Самооценка подростка обычно очень низкая, но не по объективным причинам, а из-за перепадов настроения и гормональной перестройки; к концу полового созревания это обычно выравнивается.
-
Подростки очень чувствительны, и их настроение меняется из-за гормональных изменений. Родители и взрослые должны высказывать свое мнение о внешности, достижениях и успехах своих детей с осторожностью, а иногда с мудростью и осмотрительностью, а иногда лучше промолчать. Даже малейшая критика или недоверие могут привести к серьезным проблемам с самооценкой, неуверенности в себе, застенчивости и робости. А безоговорочная похвала, в свою очередь, может привести к высокомерию и переоценке себя, что также может иметь негативные последствия.
Молодым людям трудно контролировать себя, потому что их мозг все еще развивается. Лимбическая система (отвечающая за эмоции и желания) развивается невероятно быстро, но префронтальная кора (отвечающая за контроль и торможение) не успевает за ней.
Ребенок от 8 до 12 лет — уже подросток? Почему дети взрослеют раньше
Лариса Суркова, доктор психологии, семейный и детский психолог, мать шестерых детей
У Ларисы Сурковой, многодетной матери и психолога, пятеро детей, и в случае двух ее старших дочерей можно с уверенностью сказать, что они уже прошли половое созревание. Открытия, которые она сделала как мать и как эксперт, будут полезны всем, кто занимается воспитанием детей в возрасте от 8 до 15 лет.
Я могу начать любую из своих детских книг словами: «Это мой любимый возраст». Отчасти потому, что у меня есть свои дети в каждой возрастной группе, а отчасти потому, что я считаю каждую из этих эпох по-своему прекрасной. Но дети, вступающие в ранний подростковый возраст, — это категория, которая особенно близка моему сердцу по нескольким причинам.
Во-первых, я считаю, что с этими детьми труднее всего иметь дело. Им приходится справляться с огромным объемом работы: Помимо школы, у них много дел. Они находятся под бесконечным давлением родительского «ты должен это сделать», но они не защищены. А это очень важно для правильной самооценки.
Во-вторых, они проходят через гормональные изменения, что нелегко.
В-третьих, на них давит поток информации: новости, мультфильмы, фильмы и т.д. Это огромное давление, которого у нас никогда раньше не было. Поэтому нашим детям гораздо труднее.
Как и когда начинается подростковый возраст?
В психологии подростками считаются те, кто достиг возраста 12-13 лет. Я не могу согласиться с этим в сегодняшней реальности. Дети взрослеют раньше, вторичные половые признаки и психоэмоциональная сфера ребенка формируются в разных условиях. Когда сегодня начинается половое созревание? Вас это удивляет?
Первые признаки его приближения вы заметите в возрасте 9-10 лет. Для меня в тот момент это был шок, если честно, я не ожидал этого «гостя» так рано. Но в этом возрасте у современных детей начинаются первые гормональные изменения. Постепенно становятся заметны и физические изменения, вызванные взрослым возрастом. Вчерашний малыш превращается в неловкого олененка.
Сам подросток не понимает, что происходит с ним, с его телом, и это, естественно, отражается на фигуре. Сильные перепады настроения, нежелание прислушиваться к мнению окружающих, постоянные протесты и ссоры — вот основные симптомы, сопровождающие ранний подростковый возраст.
Что делать? Установите границы, с одной стороны, проявите мягкость, максимальное понимание и нежность — с другой. От любого усилия в личности и, как кажется детям, во «взрослой жизни» вас ждет тяжелое ухудшение отношений. Согласовать условия уже «на месте», т.е. за два года до начала этого периода.
Важно, чтобы ребенок в это время жил в привычной обстановке, которая не «разрушает» его психику, образ жизни и привычки. Это поможет избежать ухудшения и без того трудного времени для всей семьи. И помните — это все тот же ребенок и объятия минимум 4 раза в день никто не отменял!
После первых двух лет взрослой жизни вас ждет «бонус» — около года спокойной жизни. Ваш ребенок немного привык к себе и своему телу и стал спокойнее.
Расслабился? Это не обязательно! Самое интересное еще впереди. После 14 лет гормоны начинают бушевать с новой силой. Ваше восприятие мира меняется, появляются новые влияния. Еще не до конца сформировавшаяся личность легко поддается чужому влиянию и резко меняет свое мнение, основываясь на мнении окружающих. Родители испытывают давление и беспокойство.
И самое главное — практически отсутствует возможность влияния или наказания. Современная школа делает подростка неспособным повышать голос, кричать. Дети живут за своеобразным экраном, на котором написано «кричи — остановись». Примеры из книг, герои фильмов — все это не имеет значения, важна оценка определенного общества, которому они безоговорочно доверяют. А вы, родители, вроде бы еще помните, что нужно быть добрыми и любящими, но все чаще складываете руки на коленях и плачете в отчаянии.
Что нужно сделать? Помните себя и ждите!
Почему наши дети так рано взрослеют?
На самом деле, современная молодежь взрослеет гораздо раньше. У девочек молочные железы развиваются уже в 8-9 лет, а к 11-12 годам у 75% девочек начинается менструация. В возрасте 8-9 лет мальчики активно ищут «голых женщин», а в 10-12 лет у них происходит первый половой акт. Физически дети развиваются быстрее, но их психологическое развитие редко превышает стандарты, предсказанные 15-20 лет назад.
Конечно, вопрос «почему» имеет здесь решающее значение. И что интересно, единого ответа на этот вопрос не существует. Давайте рассмотрим основные теории.
Теория питания». Все зависит от питания. Это, вероятно, наиболее широко принятая теория. Много некачественной пищи, содержащей гормоны и ГМО. Сторонники «химической» теории считают, что изменения могут происходить уже во время беременности. Что вы должны делать? Всегда ешьте здоровую и цельную пищу, вместо того чтобы есть брокколи для ребенка и макароны и наггетсы из пакета для себя.
Умная теория. Существует мнение, что увеличение инвестиций в развитие детей младшего возраста развивает не только мозг. За мозгом следует тело. В результате к 7-8 годам дети становятся не только умнее, но и физически старше. Их интересы выходят за рамки детства. По статистике, запрос в поисковой системе о сексе дети делают три раза из пяти.
«Социальная» теория. Родители сами насилуют своих детей. Вовлечение детей в цикл обсуждения взрослых проблем, споров и поиска решений на их глазах. Это может включать в себя раннюю передачу отношений в виде материальных и денежных ценностей. Во всем этом насилуют детей.
Разве это плохо? Это каждый должен решить для себя сам. Я сторонник того, что детство должно быть! И в этом нет ничего плохого, если он достаточно взрослый, по крайней мере, до 10-12 лет.
Психология подросткового кризиса
Основной причиной развития подросткового кризиса является значительное несоответствие между нормальным и социальным, эмоциональным созреванием личности. Как уже упоминалось ранее, физиологическое развитие в этот период максимально превышает темпы когнитивного развития.
Обычно подросток за короткое время становится взрослым, зрелым человеком. Вчерашний ребенок внешне выглядит как взрослый, начинает чувствовать себя таковым, но еще не совсем готов к самостоятельности и ответственности. Социальное созревание занимает гораздо больше времени.
Этот разрыв приводит к конфликтам со взрослыми. Ребенок хочет чувствовать себя свободным и независимым, но на самом деле еще не может взять на себя серьезную ответственность. Это приводит к конфликтам и недопониманию. Личность подростка меняется настолько сильно, что иногда кажется, будто ребенка подменили.
Подростковый возраст проявляется не только на физиологическом, но и на психическом уровне. А психологические аспекты полового созревания могут наступить гораздо раньше, чем физическое созревание. Подростки проходят гендерную идентификацию и гендерную ориентацию и начинают воспринимать себя и других в соответствии со своим полом. Исследователи сходятся во мнении, что сексуальная идентификация определяется скорее социокультурными, чем биологическими факторами. Решающую роль играют социальные нормы и стереотипы.
В то же время развивается романтика — стремление к эмоциональной близости. В период полового созревания развиваются отношения, в которых вы проводите время вместе и ведете душевные разговоры. Начинается ваше первое ухаживание. Физическая близость не является обязательной; на первом месте стоит платонический контекст, за которым следует сексуальная близость.
Учитывая психологические изменения, происходящие в подростковом возрасте, необходимо прояснить многие вопросы. После успешного преодоления этого скачка в развитии, подросток:
- проходит половую идентификацию, принимает на себя мужскую или женскую роль;
- принимает свою внешность со всеми изменениями;
- меняет форму общения с окружающими: родителями, сверстниками и др.;
- принимает новый стиль отношений, превращается из ребенка в равноправного ответственного члена общества со зрелым поведением;
- развивает интересы, находит направления для развития своих способностей, последующего профессионального ориентирования.
Фазы подросткового кризиса
Психолог Лев Семенович Выготский выделил три основные фазы кризиса полового созревания:
- Негативная, или предкризисная. Самый ранний этап, который может проявлять первые признаки уже в 9-10 лет. Характеризуется началом перехода к новому типу взаимодействия с окружающими. Ребенок начинает отказываться от старой системы ценностей, ломает стереотипы, меняет отношение к себе и окружающим. Детские отношения с родителями больше его не устраивают, но ко взрослой системе взаимодействия он еще не готов. У ребенка появляются новые интересы, другие взгляды, начинает меняться окружение.
- Непосредственно кризисная стадия. Зачастую этот этап достигает пика в 13-15 лет. Проявляться может по-разному: от максимального протеста, конфликтности и раздражительности во всех жизненных сферах, до поэтапного перехода к новым ролям, отношениям и самовосприятию. Развиваются новые способы мышления, появляются другие возможности, интересы. Подросток отстаивает свое мнение и возможность самостоятельно принимать решения, отделяется от родительского влияния, контроля.
- Позитивная, или посткризисная. Считается завершающим этапом пубертатного кризиса. В этом периоде подросток уже формирует ценности и приоритеты, определяет вектор дальнейшего развития, интересов. Половое созревание практически окончено, место в социуме среди сверстников – определено. Подросток укрепляет ядро интересов и в дальнейшем продолжает его развивать.
Невозможно точно сказать, сколько длится каждая фаза. Продолжительность фаз во многом зависит не только от подростка, но и от правильной реакции родителей на симптомы кризиса.
Проявления кризиса в подростковом возрасте
Тяжесть кризиса может быть разной. На первом этапе психологи отмечают две основные характеристики, которые присутствуют практически у каждого ребенка:
- Снижение успеваемости в школе, работоспособности. Физиологические и психические перемены, смена типа мышления напрямую влияют на обучение ребенка. Он плохо справляется с творческими заданиями, теряет концентрацию, заинтересованность в обучении. Даже незначительная критика может отбить желание углубляться в определенную сферу или тему.
- Негативные реакции. Даже самые покладистые дети стремятся сепарироваться от родителей, в связи с чем часто проявляют вспыльчивые реакции даже в привычных ситуациях. Естественными проявлениями негативизма являются пессимистичные настроения, повышенная раздражительность, неудовлетворенность собой, капризы, нервозность.
По мере того как ребенок переходит от одной фазы кризиса к другой, реакции нарастают и могут быть разделены на три большие группы:
- Реакции эмансипации. Ребенок хочет самостоятельности, и эта реакция выражается в избегании контроля родителей, отрицании привычных ценностей, уходе к общению с ровесниками. Подросток демонстрирует независимость и самостоятельность, требует признавать его равность и считаться с его мнением.
- Реакции самоутверждения. Преимущественно выражается в общении со сверстниками и проявлении интереса к противоположному полу. В этот период друзья становятся главным авторитетом, появляется интерес к романтическим отношениям.
- Реакции поиска новых интересов. В переходном возрасте интересы подростка распыляются на множество направлений: поиск себя, стремление к неизвестному и новизне, погружение в информативно-коммуникативные сферы. Подросток глубоко увлекается каким-либо интеллектуально-эстетическим направлением (музыкой, кино, философией и др.), ищет телесно-мануальные практики (занимается своим телом, повышает выносливость, силу), развивает лидерские качества (пытается занять достойную позицию среди сверстников), погружается в информационное поле (проводит много времени в Интернете, социальных сетях).
Как разделяют период взросления?
Что касается классификации взрослой жизни на различные фазы, то Организация Объединенных Наций приняла эту классификацию:
- ранний – от 10 до 14;
- поздний – от 14 до 19.
Этой классификации придерживаются в большинстве стран, и она является общепринятой на международном уровне.
Конечно, существуют и другие определения стадий зрелости. В Советском Союзе, например, младшим подростковым возрастом считался возраст 12-14 лет, а поздним подростковым возрастом — 15-17 лет.
Что происходит в психологии тинейджеров? Главные особенности
Психологические особенности полового созревания неотделимы от физических и психических изменений. Это очень противоречивый период, отмеченный быстрыми изменениями, с которыми не всегда могут справиться вчерашние дети.
Основные особенности психологии в этом возрасте связаны со взрослой жизнью. Это тенденция к нему и чувство к нему. Общепризнано, что младшие подростки проявляют тенденцию к взрослости. Старшие подростки характеризуются определенным чувством зрелости.
Их поведение, манера говорить и отношение зависят от того, что они чувствуют.
Тенденция к взрослению — что это?
Первая главная особенность подростковой психологии — это тенденция к взрослению. Это означает, что подросток хочет стать взрослым и пытается доказать это всеми возможными способами.
Когда есть тенденция, но нет осознания, нет чувства взрослости, подростки становятся грубыми, нарушают установленные правила и вообще бунтуют. Эта психологическая стадия характеризуется чувством собственного достоинства и полным отсутствием ответственности.
Полезные рекомендации
В подростковом и молодом взрослом возрасте родители рискуют потерять контроль над своими детьми. Подверженность внешним воздействиям делает молодых людей уязвимыми. Молодые люди вовлекаются в неразрешенные споры и бунты и попадают в неприятные жизненные ситуации:
- побег из дома, странничество;
- наркомания, токсикомания;
- азартные игры;
- преступные сообщества.
Подростковая замкнутость и изоляция иногда перерастают в психологические расстройства, которые трудно поддаются коррекции. Негативный опыт подросткового возраста иногда оказывает необратимое влияние на характер и судьбу молодых людей.
Как не игнорировать тревожные звоночки, помочь ученикам пережить трудный подростковый возраст и превратить сложные ситуации в позитивный опыт?
- Следует быть внимательным к изменениям в настроении молодых людей. Если они часто подавлены, не общительны, агрессивны, нужно постараться узнать причину такого настроения и откровенно поговорить.
- Взрослых должно насторожить, если школьники теряют аппетит, вес, плохо себя чувствуют и мало спят.
- Стоит контролировать расход карманных денег. Особенно, если потребность в них внезапно возросла.
- Не нужно игнорировать агрессию. Это может быть симптомом серьезных проблем.
Лучше строить доверительные отношения с детьми с самого раннего возраста. Они не должны бояться своих родителей, какие бы ошибки они ни совершали. В счастливой семье дети всегда чувствуют поддержку и понимание. Они делятся своими проблемами с родственниками и вовремя получают помощь.
Молодого человека необходимо успокоить, что плохие оценки или плохое поведение не изменят отношения к нему. Родители будут огорчены плохим поведением ребенка, но не перестанут его любить. В любой сложной ситуации единственное правильное решение — обратиться к взрослому, которому вы доверяете, и попытаться найти решение вместе.
Фото с сайта unsplash.com.
Как общаться с подростком: советы родителям
1. Принимайте его чувства
Не перегружайте его манипуляциями, но выражайте и объясняйте все, что происходит с вами и с ним. Например, «Ты сейчас злишься, потому что я отнимаю у тебя время, но мне действительно нужна твоя помощь» или «Меня напрягает, когда ты опаздываешь с друзьями». Таким образом, вы показываете подростку, что он имеет право испытывать разные чувства по отношению к вам или ситуации и что это нормально.
2. Сделайте дом безопасным местом
Ваш подросток должен чувствовать себя в безопасности в своем доме. Это самый важный критерий для здоровых отношений с ним. У него много проблем: конфликты со сверстниками, отношения с учителями, беспокойство о своем статусе и положении в обществе. Если вы нагружаете ребенка делами и обязанностями с порога, вы способствуете тому, что он не хочет идти домой. Постарайтесь не нагружать его взрослыми проблемами.
Если возникает конфликт, предоставьте им средства для его разрешения. Не манипулируйте и не угрожайте возмездием, но будьте с ним на одной волне («Это не ты плохой парень, это ситуация плохая»), доверяйте ему и помните, что однажды у него будет своя семья, где он будет воспитывать своих детей так же.
3. Не шутите над внешностью
Не смейтесь над его физическими изменениями. Это очень актуальная тема для подростков. У каждого ребенка есть свое собственное «расписание» взросления: Никогда не сравнивайте его с аналогами.
4. Предоставьте самостоятельность (в разумных пределах)
Подростки требуют большей независимости и ответственности. Важно, чтобы они чувствовали, что могут общаться «на уровне глаз», а также знали определенные границы и правила поведения по отношению к взрослым.
Узаконить его взрослость, дать ему право на ошибки, позволить ему принимать решения и брать на себя ответственность. Четко и честно обозначьте границы. Это поможет вам договориться с подростком и облегчить его вхождение в мир взрослых.
Анастасия Дубровская Психолог на телеканале Доктор 24
Важно, чтобы они знали, что можно и чего нельзя делать, как им следует вести себя в обществе. Границы не имеют ничего общего с запретами, наказаниями и чрезмерной защитой. Слишком жесткие границы не оставляют места для самостоятельности (что очень важно на переходном этапе), а отсутствие или нечеткость границ дезориентирует их.
Подросткам нужны границы и четкие правила (особенно в отношении этики, заботы о здоровье и этики в отношениях). Границы должны устанавливать ориентиры и обеспечивать поддержку.
Любовь Климова Сексуальный педагог, автор книги «Все, что вы хотели знать о половом созревании».
5. Любите ребенка
Переходный период часто воспринимается как драматическая фаза в отношениях между родителями и детьми: Существует множество конфликтов, сильных чувств и обид. Некоторые взрослые сравнивают детей со своими ожиданиями, часто основанными на воспоминаниях о том, какими они сами были в их возрасте. Обычно дети не реагируют на этот образ.
Родителям трудно понять и принять резкие изменения в характере ребенка, а подросток находится под воздействием коктейля гормонов.
Важно, чтобы подросток всегда чувствовал, что благодаря родителям у него достаточно сил, чтобы идти своим путем. Он должен быть уверен, что его любят и принимают таким, какой он есть.
На какие темы говорить с подростками
- Половое воспитание. Хорошо, если с детского возраста родители смогли поговорить с ребенком о различии между людьми. С подростками затрагивайте темы, как происходит половое созревание (при этом важно говорить про противоположный пол: мальчикам про менструацию, девочкам про эрекцию и поллюции). Говорите о гигиене тела, о важных составляющих здоровых отношений (личные границы, согласие, дружба, любовь).
- Ценности. Используйте ситуации из жизни, чтобы обсудить их, узнать мнение подростка. Спрашивайте, что ему кажется важным в жизни. Не навязывайте, а обсуждайте. Принимайте во внимание, что у ребенка может сформироваться собственное мнение, отличное от родительского.
- Эмоции. Помогайте ребенку учиться анализировать свое состояние и чувства, находить решения, как справляться с ними приемлемыми способами.
Обратите внимание на вопросы, которые он задает. Дайте необходимую информацию о том, что с ним происходит. Не должно быть запретных тем. Ваш подросток должен знать, что если он задаст вопрос родителю, то получит ответ, а не просто крик.
Даже если ваш подросток отстраняется, избегает контактов и до него трудно достучаться, важно поддерживать диалог и пытаться укрепить доверие. Какими бы колючими и отстраненными ни казались подростки, они нуждаются в близости и любви своих родителей.
Любовь Климова Сексуальный педагог, автор книги «Все, что вы хотели знать о половом созревании».
«Красные флаги» в поведении подростков
Случается, что ребенок в переходном возрасте отдаляется от родителей, лишаясь возможности узнать об их жизни и поддержать их в трудные времена.
Клинический психолог и когнитивно-поведенческий терапевт Елена Клен считает, что существуют некоторые «красные флажки», которые помогут вам вовремя сориентироваться и распознать, что вашему подростку нужна помощь:
- Резкое изменение поведения. Если в один день вам кажется, что поведение ребенка радикально изменилось, он стал угрюм, закрыт и подавлен, важно выразить свою готовность поддержать и выслушать.
- Закрытая одежда в любую погоду. Если ребенок даже в тридцатиградусную жару ходит в огромной толстовке, как минимум у него могут быть сложности с принятием тела. В худшем случае объемная одежда может скрывать следы самоповреждений.
- Пищевое поведение. Нередко в подростковом возрасте формируется расстройство пищевого поведения. Ребенок может пытаться соответствовать стереотипным представлениям, как должно выглядеть его тело. Если вы заметили, что подросток стал отказываться от еды или резко сменил пищевые привычки, понаблюдайте, а при необходимости обратитесь к специалисту.