Основные идеи конфуцианства кратко. Конфуцианство это в философии.

Содержание

Самым сложным было заставить людей вести себя так, как они должны себя вести, потому что все люди ленивы по своей природе, и даже если они понимают, что живут и поступают неправильно, они не хотят быть образованными. Также трудно изменить свои взгляды и посмотреть на мир по-другому.

Основные идеи конфуцианства кратко

Основные идеи конфуцианства

Китайская культура привлекает многих людей своей загадочностью и неповторимостью. Крупная восточная держава, которая долгое время развивалась в изоляции от остального мира, привлекательна своей непредсказуемостью и способностью сохранять свои культурные ценности и традиции.

Одним из важнейших достижений китайской интеллектуальной культуры является конфуцианство — философско-религиозное учение.

Основателем и вдохновителем этого учения был китайский ученый пятого века до нашей эры. Его имя буквально переводится с китайского как «Кун, мудрый учитель» и передается как Конфуций в европейской транслитерации. Именно под таким именем вошел в историю этот мудрый человек, основывавший свою философию на морально-этических принципах, не утративших своего значения и по сей день.

В основе доктрины лежали отношения между людьми и государством, между представителями различных социальных классов и между всеми гражданами страны в целом.

Философию Конфуция нельзя считать религией в строгом смысле этого слова, хотя она была принята при жизни мудреца и возведена в ранг государственной религии. Скорее, его следует рассматривать как толчок к действиям по нормализации отношений внутри государства и между правителями и народом. Это особое мировоззрение, которое позволяет примирить свои взгляды на природу, человека и общество.

Жизнь великого мудреца Конфуция

6-5 века до н.э. были трудным временем для Китайской империи: это был период внутренних раздоров и ожесточенной борьбы за власть. Стремясь захватить власть в стране и увеличить свое влияние, феодалы не заботились о нуждах и трудностях простых людей. Крестьяне обнищали и были разорены. Будущий ученый Кун Фудзи родился в знатной семье, но потерял все свое богатство, в юном возрасте стал сиротой и не имел средств к существованию. Он жил в очень скромных условиях и поэтому не понаслышке знал о трудностях жизни бедных людей. Поэтому в своих ранних проповедях он пытался открыть глаза на несправедливость происходящего вокруг.

В юном возрасте ему повезло: судьба подарила ему возможность попасть в государство Чжу, где он устроился на работу в склад старых книг, где познакомился с ученым Лао-цзы, основателем учения даосизма. Конечно, сегодня никто не знает, как проходили их беседы, но они явно оставили свой след в душе ученого и философа. Вернувшись в свой родной город Цюйфу, Конфуций основал собственную школу. Интересно отметить, что почти все его ученики стали видными политическими деятелями.

Что лежит в основе отношений между людьми?

Существует старая притча о Конфуции и его учениках. Однажды самый любопытный ученик спросил своего мудрого учителя, существует ли концепция, следуя которой можно прожить всю жизнь, не вступая в конфликт с окружающими людьми.

Мудрец не стал долго колебаться и сразу же ответил: «Да, есть такая вещь. Это вопрос снисхождения. Как бы высоко вы ни стояли, будьте снисходительны к своим ближним. Как бы низко вы ни пали, будьте еще более снисходительны к тем, кто сейчас смеется над вами и позорит вас. Поймите, что все люди в равной степени обладают хорошими и плохими качествами, и мы должны прощать их слабости, чтобы не разочаровываться в своих ближних.

Основоположник

Конфуций — это латинское имя Кун Фу Цзы, китайского мудреца, жившего в VI-V вв. Старая династия Кун происходила из императорской семьи, но обеднела и потеряла свое политическое влияние.

картина

Отец будущего мудреца, Шулян Хэ, был государственным служащим. Отчаявшись найти подходящего наследника, он в возрасте 63 лет взял в наложницы 17-летнюю девушку. В 551 году до н.э. она родила ему сына Цю.

В возрасте полутора лет, или 2 лет и 3 месяцев по китайским стандартам (поскольку возраст измеряется с момента зачатия), Конфуций остался без отца и был вынужден переехать с матерью в ее родной город.

Вырвавшись из атмосферы ненависти и скандала с другими женами Шулян Хэ, от которых не было ни одного полноценного наследника, только девять дочерей и слабый мальчик — старший брат Цю, молодой Конфуций и его мать оказались в несчастливой обстановке.

Здесь им не были рады, ведь мать Конфуция опозорила свою семью, выйдя замуж за человека с большой разницей в возрасте на глазах у старших сестер. Поэтому ей и ее ребенку пришлось поселиться отдельно. Они жили в очень бедных условиях, и в детстве и юности Конфуцию приходилось терпеть множество лишений и даже выполнять непосильную женскую работу.

Тем не менее, он не утратил жизнерадостности и был воспитан хорошо: с уважением к своей знаменитой семье, история которой насчитывала более века и которую он хорошо знал. Его мать умерла рано, не дожив до сорока лет. Согласно традиции, Кунг Фу Чжу похоронил ее рядом с отцом и начал самостоятельную жизнь в возрасте семнадцати лет.

Позже он описал свой жизненный путь следующим образом: «В пятнадцать лет я боролся за знания, в тридцать лет я стал независимым. Мои сомнения покинули меня в сорок лет, а в шестьдесят лет я понял, где правда, а где ложь. В свои семьдесят лет я прислушалась к своему сердцу и осталась верна ритуалам.

Молодой человек сначала выполняет различные поручения в доме богатого Дзи, а затем, осознав свое желание научить мир своим представлениям об устройстве государства и общества и своим идеям в философии, открывает школу и становится основателем собственного учения. Он берет небольшую плату в размере нескольких пучков сушеного мяса, а для тех, кто не может заплатить, он учит бесплатно.

Поэтому среди студентов были как аристократы, так и бедняки. Позже в жизни Кунг Фу Цзы:

  • занимал важные посты при дворе,
  • странствовал,
  • учительствовал,
  • редактировал древние тексты,
  • писал свои собственные труды.

Как появилось учение

Мудрец жил в период Чунь Цю, неспокойное время в древнем Китае, когда страна переживала политический кризис, отношения между людьми разрушались, правитель быстро терял власть, шла ожесточенная борьба за власть, а страна фактически разваливалась.

Аристократы потеряли свою былую власть. Многие были вынуждены работать учителями, чтобы заработать на жизнь. Конфуций был одним из них.

в период чуньцю

Суть учения

Система идеологических принципов Конфуция называется по-разному:

  • этическо-философское течение,
  • миропонимание,
  • религия,
  • моральный кодекс,
  • идеологическая политика,
  • образ мыслей,
  • философские взгляды на жизнь,
  • научная традиция.

Сами китайцы считают ее наукой о морали, а корейцы называют эту систему религиозным учением о нравственности. Множественность определений подчеркивает нетрадиционный характер учения Конфуция.

Суть учения Конфуция заключается в определении места человека в обществе, правил его поведения и порядка взаимоотношений с другими людьми. Конфуций считал, что неоправданное отступление от древних традиций приводит ко многим несчастьям.

философа

Он не изобретал ничего нового, но пытался донести до своих соотечественников на понятном языке основные идеи древних и волю небес — «мин», которая, по его мнению и мнению древних, управляет всем на земле. Ведь недаром другое название Китая — Царство Небесное.

Мудрый учитель Кун, как звали Конфуция, призывал вернуться к славе Неба — «тянь» — в лице древнего верховного божества Шанти, земли и ее духов и умерших предков. Бог как таковой не входил в его представления о мироустройстве. Каждый человек способен улучшить себя, свою личную и общественную жизнь без помощи Бога, используя свои внутренние резервы. В этом есть сходство между учениями Конфуция и буддизма.

Государство, учил Кун, было основано на принципе семьи, призванной обеспечивать каждого из своих подданных. Небо дало власть высшим вельможам («цзюньцзы»), а низшие «нижестоящие» должны им подчиняться, и это закон справедливости. Такая же иерархия должна соблюдаться и в семье: Младшие подчиняются старшим, женщина подчиняется мужчине (принцип сяо). Семья — это маленькое государство и единица королевства, объединенная общей идеей.

Основа построения человеческих отношений

Философия человеческих отношений Конфуция приводит к самым доверительным и чутким человеческим отношениям. Избежание конфликтов не было сутью договоров. Автор попытался идеализировать общество, в котором не будет конфликтов. Философ рассматривал каждого человека как члена расширенной семьи, в которой все почитали отца (правителя) как доминирующую личность.

Для того чтобы понимать и доверять друг другу, необходимо такое качество, как терпимость, то есть способность принимать и прощать нежелательное поведение других по отношению к себе.

У каждого человека есть как благородные, так и низменные личные качества. Концепция снисхождения заключается в том, чтобы одобрить одно, не замечая другого. Основную идею этих отношений можно кратко сформулировать так: «Когда ты выше, будь снисходителен к нижестоящим; когда ты ниже, будь снисходителен к тем, кто над тобой насмехается».

Книга мудрости «Лунь Юй»

Наибольшей известности этот деятель достигает только после смерти, как это часто бывает с научными личностями. Так было с Конфуцием — при его жизни за мастером последовало более 3 000 последователей этого направления. Но после его смерти число последователей учения стало национальным. Конфуцианцы появились в соседних царствах, а затем и на всех других континентах.

После смерти Конфуция его ученики составили каталог трудов, самым важным из которых является книга «Лунь юй» (в переводе: «Суждения и беседы»). Этот сборник изречений содержит житейскую мудрость о правильном управлении государством и правилах поведения человека в обществе.

фото 653

Книга построена на цитатах, диалогах автора и описаниях жизненных поступков. Это один из томов «Четырех книг», которые служат кодексом конфуцианства.

В «Лунь юй» подчеркивается важность государства для жизни человека и важность человека для жизни государства, а также совершенствование миропорядка. Отрывок: Человек должен достойно завершить работу, в которой он занят». Правитель должен быть правителем, а сын — сыном».

Древнее государство представлено расширенной семьей: Как в расширенной семье все уважают отца, так и в государстве все должны почитать правителя. Знание собственной позиции сопровождается взаимным уважением. Философ рекомендует гражданам отказаться от вредных привычек — гордости, жадности, трусости, злобы, высокомерия. Суть этого выбора заключается в обеспечении общественного порядка.

Поскольку главной задачей конфуцианства было понимание смысла человеческого существования, мыслитель пытался расшифровать внутреннюю сущность, ожидания. С этой целью Конфуций определил три типа личностей: «цзюньцзы», или благородный; «чжэнь», представляющий простолюдина, часть массы; «слоГэнь», скромный человек.

Важным образом в коллекции является образ «благородного человека», обладающего гуманностью и знанием ритуалов. Смысл его жизни — «дао» (путь) как этика, моральный порядок общества. В отличие от даосизма, конфуцианство придает ему моральный смысл. Даосский «благородный человек» был одинаково благороден независимо от того, на каком иерархическом уровне он находился.

Позже некоторые из учений Лун Юя были взяты на вооружение юристами, выступавшими за всеобщее равенство. Конфуцианцы предполагали моральное равенство граждан, а легализм подразумевал социальное (коммунистическое) равенство.

Этика конфуцианских принципов

Конфуцианство рассматривается как основа нравственного поведения, на которой должна строиться государственная система в целом и поведение отдельных людей в частности. Представители доктрины считали воспитание личности столпом главной идеи. Можно сделать вывод, что человеческий фактор является самым важным рычагом для формирования сильного государства.

Философия была необходимым компонентом конфуцианства, поскольку логика гуру помогала в реализации главной задачи — перевоспитании личности. Это трудно, потому что человеческая лень мешает процессу самосовершенствования. Не каждый способен радикально изменить укоренившиеся модели поведения.

Конфуция поддерживало поклонение предкам. Китайцы издавна считали умерших родственников воплощением мудрости, образцового поведения и ангелами-хранителями. Почти в каждом доме были небольшие алтари, посвященные усопшим. Духи помогали потомкам найти правильный путь в сложных жизненных ситуациях, очиститься от ошибок и воспитать в себе положительные качества.

Моисты насмехались над ритуалами конфуцианства, которые предписывали всеобщее подчинение воле Неба.

фото 654

Поклонение предкам — это причина, по которой конфуцианство иногда называют религией. Направление движения отражало некоторые догматы веры, но нашло широкое признание во всем мире.

Конфуцианство в эпохи Чжань-го и Цинь

После смерти мастера его учение активно развивалось. Наиболее важными мыслителями периода Чжань-гуо (V-III вв. до н.э.) были Мэн-цзы (Мэн Кэ, ок. 372-289 гг. до н.э.) и Сюнь-цзы (Сюнь Куан, ок. 313-238 гг. до н.э.), которые представляли две ветви конфуцианства — морально-психологическую и социально-эпистемологическую.

Мэн-цзы, прозванный «вторым мудрецом», выступал за хорошее в человеческой природе, а Сюнь-цзы, напротив, считал, что человеческая природа плоха. Последующие поколения конфуцианцев развили и расширили теорию Мэнция. Сунь-цзы был практически забыт на многие века из-за своей близости к легализму.

В период Цинь (221-206 гг. до н.э.) легизм стал официальной идеологией империи. В 213 году до н.э., по совету философа и правоведа Ли Ши (280-208 гг. до н.э.), император Цинь Ши-хуанди приказал заживо похоронить 460 конфуцианских ученых и сжечь всю литературу, за исключением гаданий и практически ориентированной литературы (по сельскому хозяйству и медицине), а также книги императорской коллекции и летописи правителей Цинь. Таким образом, большая часть конфуцианского наследия была утрачена.

Ханьское конфуцианство

После правления династии Хань (206 г. до н. э. — 220 г. н. э.) конфуцианцы начали восстанавливать по памяти утраченные тексты. Для их записи использовались новые, постреформистские иероглифы — «обязательный сценарий» (li shu 隸書). В конце 102 года до н.э. Гунван, правитель уезда Лу, обнаружил на стене дома Конфуция тексты, написанные дореформенным шрифтом. Среди них были Лунь Юй, Шу Цзин, Ли Цзи и Сяо Цзин (Правило сыновней почтительности).

Так началась полемика между двумя школами конфуцианства, «новыми текстами» (Цзинь вэнь 今文) и «старыми текстами» (Гу вэнь 古文), которая во многом определила дух ханьского конфуцианства. Важную роль в этот период сыграл Дун Чжуншу (ок. 179-104 гг. до н.э.), «конфуцианец периода Хань», сочетавший в своем учении конфуцианство с номизмом и натурфилософией.

Постепенно конфуцианство ханьцев превратилось в религиозный мистицизм, а Конфуций был обожествлен. Мастеру приписывался ряд сверхъестественных качеств, что фактически делало его человеком-богом. Считалось, что он чудесным образом родился в тутовом дереве, а на его квадратной груди была магическая надпись, предвещающая победу его учения. Небо назначило его законодателем Китая, наделило его даром проницательности и предназначило ему быть вечным правителем.

Считается, что его задачей было составление канонических текстов «И цзин» («Книга перемен»), «Ши цзин» («Канон песен»), «Су цзин» («Канон исторических документов») и «Ли цзи» («Записи ритуалов»), «Сяо цзин» (Правило сыновней верности), «Юэ цзин» (Правило музыки) и Хроника Чунь-цзы, готовясь передать Небесный Наказ потомкам Красного Дракона династии Лю. То есть династия Хань. Провозглашалось, что Конфуций обладает сверхъестественными способностями и что он управляет силами природы, даже полет насекомого или движение червяка не могут ускользнуть от него. Они ставили его в один ряд с легендарными идеальными императорами древности — Яо, Сунь, Вэнь-ваном.

Как заявил Фэн Юлань: «Если бы такое отношение к Конфуцию преобладало в более поздние времена, он занял бы место Иисуса Христа в западной цивилизации Китая, а конфуцианство стало бы религией в истинном смысле» (Feng Yulan. A Brief History of Chinese Philosophy).

Барельеф с драконами, Храм Конфуция, Пекин

В 125 году до н.э. была основана Государственная академия (тайсюэ 太學 или госюэ 國學), сочетавшая в себе функции теоретического центра и учебного заведения. В это же время сформировалась система государственных экзаменов кэцзюй 科举, существовавшая в Китае до 1905 года.

При императоре Мин-ди (明帝, р. 57-75) конфуцианство окончательно утвердилось в качестве государственной идеологии. Древние тексты были унифицированы, и был принят каталог канонической литературы.

Неоконфуцианство

В более поздние времена конфуцианство продолжало оставаться основой китайской системы образования, несмотря на растущее влияние других учений, особенно даосизма и буддизма. Таким образом, каждый более или менее образованный человек с раннего возраста знал конфуцианство наизусть. В шестом веке был построен первый конфуцианский храм, а в 1017 году конфуцианский храм был построен в Куфу, на родине мастера.

Эпохи Тан (618-907) и Сун (960-1279) были отмечены дальнейшим развитием конфуцианства. В западной литературе его называют неоконфуцианством, хотя большинство китайских ученых считают этот термин неверным. Его предшественниками были Хань Юй (768-824) и Ли Ао (772-841). Основателями сунского неоконфуцианства были «пять мастеров периода Сун»: Чжоу Дуньи (1017-1073), Шао Юнь (1011-1077), Чжан Цай (1020-1077), братья Чэн Хао (1032-1085) и Чэн И (1033-1107).

В это время в неоконфуцианстве возникли два течения, которые назывались ли сюэ 理学 (учение о принципах) и син сюэ 心学 (учение о сознании). Первый — Чжу Си (1130-1200), второй — Лу Сяншань (Лу Цзиюань, 1139-1192).

Конфуцианство в интерпретации Чжу Си позже получило официальный статус. Сборник «Четыре книги Си Шу» 四书, содержащий Лунь Юй 论语 («Суждения и изречения»), Мэн Цзы 孟子 («Работы философа Мэн Кэ»), Да Сюэ 大学 («Великое учение») и Чжун Юн 中庸 («Среднее и неизменное»), считался введением в конфуцианство и должен был быть доказан на экзамене.

Идеи «Учения об уме» получили дальнейшее развитие в работах неоконфуцианца эпохи Мин Ван Янмина (1472-1529). Доктрина сердца» во многом восприняла идеи китайского буддизма, особенно чань-буддизма.

Церемония перед Залом Великого Успеха в эпоху Цин

Базовые положения

Основные понятия, характеризующие цзюньцзы (т.е. благородного человека, носителя конфуцианских добродетелей), — это пять постоянных качеств:

в учении

Цзюнь-цзы — благородный муж. Гравировка

Жэнь

Давайте расшифруем вышеперечисленные достоинства. Самым важным положительным качеством Цзюнь-цзы является Чжэнь, что означает человеческое отношение к другим, теплые чувства к ним. Чжэнь определяет мотивацию каждого действия цзюньцзы. Конфуций учит нас не делать другим того, чего мы не хотели бы, чтобы делали нам, и поэтому сформулировал принцип соразмерности. В этом смысл человечества.

Психическая сила и нравственное здоровье являются основой любой общественной формации, любой семьи и любого государства. Человечность проявляется в «чжун» — уважении и преданности по отношению к другим, особенно к старшим, и «шу» — доброте и заботе о других. Только при соблюдении этих условий можно действовать объективно и беспристрастно и выполнять свой социальный долг.

И

Вторая добродетель — I, что переводится как «справедливость». Но его также можно понимать как готовность исполнить свой долг и осознание своего призвания. Она предписывает, что нужно делать, независимо от того, приносит ли это пользу или успех для человека.

Действовать ради прибыли по определению несправедливо. Нажива и справедливость противоположны конфуцианству, таковы особенности этого учения, только мелкие люди думают о наживе, благородный человек не думает, он предан долгу.

гравюра

Ли

Ли относится к ритуалам не только в смысле церемоний. Это раз и навсегда установленный распорядок дня в любой жизненной ситуации. Ритуалы раскрывают человеческую гуманность, учат нас поступать правильно и выполнять свой долг.

Чжи

Чжи — это мудрость, мудрость, которая помогает человеку усвоить учение Кунг-фу-цзы и быть готовым следовать ему.

Синь

Последняя — с инь — честность, которая помогает проявить гуманность и справедливость в действиях ради других. Лицемерие и принуждение здесь неуместны.

Направления

Через два года после смерти мудреца в его честь были построены храмы, сначала в его родном городе Цюфу, а затем и в других частях страны. Его ученики были разделены на различные ветви духовного наследия Кунг Фу Цзы. Самыми известными из них были Мэн Чжу и Сюн Чжу, создавшие произведения под одним и тем же названием.

ученик

Сюнь-цзы (313 г. до н. э. — 238 г. до н. э.) — китайский мыслитель, основатель ханьского конфуцианства.

Наследие Конфуция должно было конкурировать с другими течениями того времени за доминирование в сознании людей, такими как.

Это была эпоха раннего конфуцианства. В третьем веке до нашей эры император Цинь Шихуанди провозгласил легализм государственной идеологией. А ученикам конфуцианства пришлось нелегко: их преследовали, священные документы уничтожали. Самым драматичным моментом стало прижизненное захоронение около пятисот конфуцианцев.

Но самая темная ночь приходит перед рассветом, и поэтому при династии Хань, которая последовала за династией Чжоу, весь народ стал поклоняться Конфуцию. Священные церемонии с жертвоприношениями в его честь совершают в основном императоры, которые видели зашифрованную в учебнике «Чунь цю» идеальную политическую систему и образы ханьских правителей, сумевших организовать ее, придя к власти.

Конфуцианская доктрина переосмысливается в свете существующей реальности и объявляется государственной доктриной. В китаеведении (шинологии) это течение называется классическим конфуцианством. Конфуцианский канон Лю И унифицирован, конфуцианское обожествление процветает, и создается механизм изучения кэ цзю, который делает конфуцианские писания священными.

в городе

Храм конфуцианства, Пекин, Китай.

Кандидат на административную должность должен был продемонстрировать отличное знание канона и шести искусств, также называемых Лю И, которые в то время считались неотъемлемой частью образования ученого:

  • ориентация в ритуалах,
  • знание музыкальной грамоты,
  • владение меткой стрельбой из лука,
  • навыки управления колесницей,
  • владение счётом и письмом (в том числе, сочинением стихов).

Экзамены нужно было сдавать поэтапно. Трехступенчатая система начиналась в провинциях и заканчивалась в столице. Те, кто прошел мимо них, заняли заветное место. Эта экзаменационная система выдержала испытание временем в течение двух тысяч лет и просуществовала до начала 20-го века.

Во времена династии Тан у Конфуция появился еще один конкурент — буддизм. Взаимодействие двух течений породило неоконфуцианство, которое связывают с именем Хань Юя, жившего в VIII — IX веках нашей эры.

В 19 веке доктрина испытала влияние Запада, и появились новые интерпретации, вобравшие в себя европейские идеи. Когда в 20 веке к власти в Китае пришли коммунисты, они поначалу с почтением относились к идеям и последователям Кун Фу Ю. Однако во время Культурной революции Мао Цзэдун объявил учение Конфуция препятствием на пути прогресса.

Немного истории

Конфуций

Основателем учения был Конфуций, чье первоначальное имя было Кун Фу Цзы, и который жил в 5 веке до нашей эры, в непростое для китайской империи время. Феодалы боролись за свою власть и пренебрегали нуждами простых людей. Поэтому крестьяне быстро беднели и нищали.

Конфуций родился в знатной, но бедной семье. Его мать регулярно молилась своим предкам, как это было принято. Она рассказала сыну о деяниях его отца и родителей. Все это помогло привить маленькому мальчику убеждение, что его долг — занять достойное место в семье. Он много занимался самообразованием и отдавал предпочтение шести искусствам:

Конфуций отдавал предпочтение шести искусствам

  • ритуалы;
  • стрельба из лука;
  • музицирование;
  • управление колесницей;
  • чтение и письмо;
  • счетные навыки.

Его родители умерли рано, и мальчик остался сиротой. У него не было возможности зарабатывать на жизнь, и он рос в лишениях и страданиях. Но его настойчивость, терпение и прилежное обучение окупились, и он был принят на работу.

В биографии мудреца наступил переломный момент. Повзрослев, он оказался в государстве Чжоу. Там он работал на книжном складе и познакомился с ученым Лао-Цзы, который основал даосизм. Благодаря беседам с ним молодой человек смог утвердиться в качестве философа.

Государство Чжоу

Он провел много лет, путешествуя по стране. Мудрец приобрел последователей и попытался донести свои взгляды до масс. В старости Конфуций вернулся в свой родной город Цюйфу, где открыл собственную школу. Многие из его учеников стали видными политическими деятелями.

Мудрец дожил до глубокой старости и мирно умер во сне, словно осознав, что его конец настал. У него не было ни страха, ни тревоги, ни паники. Его последними словами был вопрос о том, кто продолжит его учение.

Сохранилось лишь несколько фотографий, на которых изображен философ. Его часто изображают пожилым человеком, мирным и спокойным. В Цюйфу сохранился дом Конфуция, а по всему Китаю построены храмы в честь мудреца.

Презентация по философии «Философия древнего Китая. Конфуцианство»

Философия Древнего Китая КОНФУЦИАНСТВО Косякина Мария НК-41

В настоящее время дополнительные накопительные скидки (от 2% до 25%) предоставляются 54 276 учебным заведениям. Войдите в личный кабинет Inforourock, чтобы узнать, какие скидки предоставляются всем сотрудникам вашего учебного заведения.

Курс переподготовки

Эффективные маркетинговые коммуникации в практике профессионального образования

Специалист по маркетинговым коммуникациям в профессиональном образовании

К этой скидке мы можем добавить скидку для вашего учебного заведения (в зависимости от того, сколько ваших коллег посещали курсы «Инфоурок»).

В настоящее время дополнительные накопительные скидки (от 2% до 25%) предоставляются 54 276 учебным заведениям. Войдите в личный кабинет Inforourock, чтобы узнать, какие скидки предоставляются всем сотрудникам вашего учебного заведения.

Курсы повышения квалификации

Актуальные вопросы организации здоровьесберегающей среды в дошкольном образовании

К этой скидке мы можем добавить скидку для вашего учебного заведения (в зависимости от того, сколько ваших коллег посещали курсы «Инфоурок»).

В настоящее время дополнительные накопительные скидки (от 2% до 25%) предоставляются 54 276 учебным заведениям. Войдите в личный кабинет Inforourock, чтобы узнать, какие скидки предоставляются всем сотрудникам вашего учебного заведения.

«Домашнее обучение. Лайфхаки для родителей»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Философия Древнего Китая КОНФУЦИАНСТВО Косякина Мария НК-41

1 Философия Древнего Китая КОНФУЗИЯ Слайд Мария Косякина НК-41

КОНФУЦИА́НСТВО (кит. упр. 儒学, пиньинь Rúxué, палл. Жусюэ) – этико-философск.

2 слайд Конфуцианство (儒学, пиньинь Rúxué, палл. Rúsüe) — это нравственное философское учение, разработанное Конфуцием и развиваемое его последователями, которое стало частью религиозной системы в Китае, Корее, Японии и многих других странах.

Конфуцианство — это система социальной этики, воспитания, государственного устройства, политической идеологии, мировоззрения и образа жизни.

КОНФУЗИЯ — Синтез философии, этики и религии.

Кун Фу-цзы (Конфуций) 551-479 до н.э. древний мыслитель и философ Китая, осн.

3 слайд Кун Фу-цзы (Конфуций) 551-479 гг. до н.э.

Древнекитайский мыслитель и философ, основатель конфуцианства «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой».

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 990 842 статьи

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Правовое обеспечение деятельности коммерческой организации и индивидуальных предпринимателей»
  • Курс профессиональной переподготовки «Управление персоналом и оформление трудовых отношений»
  • Курс повышения квалификации «Философия техники в условиях реализации ФГОС ВО»
  • Курс повышения квалификации «История и философия науки в условиях реализации ФГОС ВО»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по подбору и оценке персонала (рекрутинг)»
  • Курс повышения квалификации «Основы биоэтических знаний и их место в структуре компетенций ФГОС»
  • Курс профессиональной переподготовки «Естествознание: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс повышения квалификации «Экономика: инструменты контроллинга»
  • Курс повышения квалификации «Финансы: управление структурой капитала»
  • Курс повышения квалификации «Финансы предприятия: актуальные аспекты в оценке стоимости бизнеса»
  • Курс профессиональной переподготовки «Управление информационной средой на основе инноваций»
  • Курс профессиональной переподготовки «Риск-менеджмент организации: организация эффективной работы системы управления рисками»
  • Курс профессиональной переподготовки «Осуществление и координация продаж»

Оставьте свой комментарий

Зарегистрируйтесь, чтобы задать свои вопросы.

  • 22.11.2022 21
  • PPTX 4.9 мбайт
  • Оцените материал:

Если вы считаете, что материал нарушает авторские права или должен быть удален с сайта по любой другой причине, вы можете подать жалобу на материал. Удаление материала

Автор материала

  • На сайте: 1 год и 2 месяца
  • Подписчики: 0
  • Всего просмотров: 215
  • Всего материалов: 7

Скидка для новых слушателей. Зарегистрируйтесь, чтобы применить свою скидку к любому курсу

Основатель Конфуцианство-Конфуций и история о нём

Конфуций родился в 551 году до н.э. Его отцом был великий воин своего времени, известный своими подвигами, Шу Ляньхэ. На момент своего рождения Шу Ляньхэ был уже не молод.

Основатель Конфуцианство-Конфуций и история о нём

К этому времени у него уже было девять дочерей, что делало его очень несчастным. Ему нужен был достойный наследник для старого дворянского рода. Старший сын Шу Ляньхэ был очень слаб от рождения, и воин не хотел делать его своим преемником. Таким образом, Конфуций стал бы наследником. Когда мальчику было два года и три месяца (китайцы считают возраст ребенка от зачатия), Шу Ляньхэ умер. Две предыдущие жены Шу Ляньхэ, ненавидевшие мать юного наследника, не сдержали своей ненависти к ней, и, вырвав сына из противоречий и скандала, женщина вернулась в родной город.

Однако ее родители не захотели принять ее в свой дом, который она опозорила, выйдя замуж за двух своих старших сестер и мужчину намного старше себя. Поэтому ее мать и маленький Конфуций поселились вдали от всех. Они жили в большой изоляции, но мальчик рос счастливым и общительным, много играл со своими сверстниками. Несмотря на бедность, мать воспитала его достойным преемником своего знаменитого отца. Конфуций знал историю своей семьи более чем на столетие вперед. Когда Конфуцию было семнадцать лет, его мать, которой тогда было всего тридцать восемь лет, умерла.

С большим трудом Конфуций раскопал могилу своего отца и похоронил рядом с ним свою мать в соответствии с религиозными обрядами.

Выполнив свой сыновний долг, он вернулся домой и жил один. Из-за своей бедности он даже был вынужден выполнять женскую работу, которой занималась его умершая мать. В то же время Конфуций осознавал свою принадлежность к высшему классу. Будучи семейным человеком, Конфуций поступил на службу к богатому аристократу Цзи, сначала в качестве кладовщика, а затем в качестве домашнего слуги и учителя. Именно здесь Конфуций впервые убедился в необходимости образования.

Он служил до совершеннолетия, которое наступило в возрасте тридцати лет. Позже он сказал: «Когда мне было пятнадцать лет, я обратился к учебе. В возрасте тридцати лет я стал независимым. В сорок лет я освободился от сомнений. В шестьдесят лет я научился отличать правду от лжи. В свои семьдесят с лишним лет я стал следовать желаниям своего сердца и не нарушал ритуал.

К тридцати годам он разработал свои основные нравственные философские концепции, особенно в отношении управления государством и обществом. Более четко сформулировав эти понятия, Конфуций открыл государственную школу, там появились первые ученики, некоторые из которых сопровождали своего учителя на протяжении всей его жизни. Желая применить свое учение на практике, Конфуций присоединяется к королю, изгнанному из высшей знати, и ищет убежища в соседнем королевстве. Там он встречает Янь Ина, советника могущественного короля Цзин Гуна, и в разговоре производит на него очень хорошее впечатление. Конфуций пользуется этим и сам встречается с царем. Он беседует с ним, потрясает глубокими и широкими познаниями Цзин Гуна, его смелостью и оригинальностью суждений, интересными мнениями и дает свои рекомендации по управлению государством.

После возвращения на родину Конфуций становится знаменитым человеком. По личным причинам он отклоняет несколько предложений стать государственным служащим. Но вскоре он принимает приглашение короля Дин-гуна и поднимается в иерархии, став в итоге главным советником короля. На этом посту Конфуций прославился многими мудрыми решениями. Вскоре окружение короля, обеспокоенное его растущим влиянием, заставляет его покинуть свой пост «добровольно». После этого наступает время странствий Конфуция.

Учения и основные идеи Конфуцианства и Конфуции

Пять видов сяо:

Учения и основные идеи Конфуцианства и Конфуции

▪ Директор и подчиненный

▪ старший брат и младший брат.

В большинстве отношений, за исключением дружеских, предпочтение отдается старшему. Особое внимание уделяется отношению ребенка к своим родителям, включая тех, кто ушел из жизни.

Теория сяо была записана в трактате «Сяо цзин» («Правило сыновней почтительности»), приписываемом Конфуцию. В ней рассказывается о разговоре между учителем и его любимым учеником Чжэн Чжу. Поскольку этот текст отличался ясностью и относительной простотой (всего 388 различных символов), он был использован ding. Хан в качестве книги для чтения в начальной школе.

Идеи сыновней почтительности и сегодня определяют многие сферы жизни китайского общества.

Взаимоотношения:

Гармоничные отношения — очень важный элемент конфуцианства. Из этих отношений вытекают различные обязанности: Дети и родители, начальники и подчиненные, учителя и ученики. Если младшие должны быть лояльны к старшим, то старшие должны проявлять доброту и так далее. Такие отношения до сих пор широко распространены среди народов Восточной Азии.

Целью конфуцианского учения является социальная гармония, достигаемая усилиями всех членов общества.

Благородный муж:

Чжун Чжу, благородный человек, совершенный человек, человек высочайших моральных качеств, мудрый и безупречно добродетельный, не совершающий ошибок.

Термин «благородный человек» имеет у Конфуция два взаимосвязанных значения: По рождению он принадлежит к высшим слоям общества, аристократии, и является образцом человеческого совершенства. Принадлежность к аристократии сама по себе не является гарантией совершенства, но она предполагает его, поскольку дает человеку возможность развиваться. Достижение совершенства, однако, требует большой интеллектуальной работы над собой, чего вряд ли можно ожидать от бедных простолюдинов, не способных к обработке мудрости. Получается, что совершенствование человека в принципе доступно всем, но это задача высших слоев общества, от которых зависит жизнь государства.

Благородный человек знает ценность знаний и учится всю жизнь, ибо самый большой недостаток — это отвращение к учебе.

Противоположностью благородного человека являются сяо чжэнь (буквально, «маленькие люди»), которые не способны учиться чжэнь.

Исправление имен:

Конфуцианство придавало большое значение учению чжэн мин («исправление имен»), которое требовало, чтобы каждый занимал свое место в обществе и строго и точно определяло обязанности каждого, выраженные словами Конфуция: «Правитель должен быть правителем, подданный должен быть подданным, отец должен быть отцом, а сын должен быть сыном». Г. призывал правителей управлять народом не законами и наказаниями, а добродетелью, примером высоконравственного поведения и обычным правом, и не обременять народ тяжелыми налогами и бременами.

Один из наиболее значительных последователей Конфуция — Мэнцзы (IV-III вв. до н.э.) — в своих высказываниях даже допускал мысль о том, что народ имеет право свергнуть жестокого правителя путем восстания. В конечном итоге эта идея была обусловлена сложностью социально-политических условий, существованием сильных пережитков первобытнообщинных отношений, острой классовой борьбой и конфликтом между существовавшими в то время в Китае царствами.

Конфуцианство и Даосизм

Даосизм — древняя китайская народная религия, основанная почти одновременно с конфуцианством (6 век до н.э.) В чем разница между конфуцианством и даосизмом?

Проще говоря, конфуцианство занимается социальными вопросами, а даосизм — поиском смысла. В широком смысле даосизм принимает природу и естественные и спонтанные вещи в человеческом опыте, но отвергает большую часть китайской высокой культуры, учености и этики. Конфуцианство рассматривает социальные институты человека — включая семью, школу, общину и государство — как необходимые для благополучия и нравственного совершенствования человека, поскольку Конфуций понимал их как единственную сферу, в которой реализуются эти достижения.

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий