Модерн и его место в обществе. К чертам общества модерна не относится.

С философской точки зрения, современность — это идеологическое течение, направленное на преобразование и изменение. Она противостоит традиционным основам общества, а именно господству традиции над инновациями и ее оплоту в виде религиозных учений.

Содержание
  1. К чертам общества модерна не относится
  2. Когда рождается модерн
  3. «Женщина не может ждать»
  4. Модерн и его место в обществе
  5. 6 отличий модерна от постмодерна
  6. Научная парадигма и вопрос о предмете
  7. Заболеть — это не так уж и плохо
  8. Критика постмодернизма
  9. Метамодернизм и его сущность: усугублённая форма культурологического конструкта или революционный взгляд на мир?
  10. Метамодерн и metamodernizm.ru
  11. Заключение
  12. Интерьер в стиле модерн
  13. Отделочные материалы
  14. Цветовая гамма
  15. Особенности оформления разных комнат
  16. Гостиная
  17. Кухня
  18. Спальня
  19. Детская
  20. Ванная
  21. Прихожая
  22. Как оформить квартиру в стиле модерн
  23. Русская архитектура стиля модерн
  24. Северный модерн (петербургский)
  25. Московский модерн
  26. Современные дома в стиле модерн
  27. Видео современного дома в стиле модерн от архитекторов ТопДом
  28. Модерн в культуре XX столетия
  29. Постмодерн в культуре XX столетия
  30. Распространение постмодернизма
  31. Советуем также прочитать:

К чертам общества модерна не относится

Ответ на вопрос о том, что такое современность с философской точки зрения, включает в себя множество дебатов о современности. Я попытаюсь ответить на этот вопрос в академической манере, но сначала я хотел бы сказать несколько формальных вещей.

Современное общество контрастирует с традиционным по ряду параметров.

Политика: Если в традиционном обществе государство существует в форме империи, для которой главное, чтобы очень разные сообщества мирно сосуществовали, то в современности оно принимает форму менее толерантного, более жесткого национального государства. Такое государство создает современные общественные институты — школы, музеи, университеты — с одной стороны, и создает условия для такого явления, как тотальная война, с другой.

Экономика: она находится в центре марксистской теории. Капиталистическая версия современности — это рыночная экономика, которая предполагает существование крупного капитала, промышленного производства и разделения труда. Социалистическая версия стремится ввести плановое регулирование вместо рынка. В любом случае, экономика современности характеризуется беспрецедентным ростом производительности. Кстати, первым примером промышленного массового производства является печатный станок.

Общество: впервые выделяется в теоретических рамках современности как нечто иное, чем государство. Фундаментальное различие между современным и традиционным обществом заключается в отсутствии системы классовых различий. Как правило, там, где существует такая система, к представителям разных сословий относятся по-разному. Поэтому

Ярким символом перехода общества к современности является гильотина, которая делает всех людей равными.

Модернистское общество характеризуется дифференциацией различных культурных сфер. То, что мы сейчас называем наукой, искусством, культурой и т.д., когда-то было частью единого религиозного мировоззрения.

Искусство. В прошлом она выполняла две основные функции: политическую (эстетизация политического режима — все эти бесконечные статуи императоров и т.д.) и религиозную (производство культовых предметов для храмов). В противном случае искусство было лишь украшением дома. Когда японцы впервые привезли свое искусство на Всемирную выставку в Париже, они не взяли рисунки Хокусая, которые для них были чем-то вульгарным и низким — они предпочли показать лакированные чайные столики и предметы быта.

Основной принцип нового мира — субъективность, право следовать самому себе. С одной стороны, это индивидуализм, то есть право признавать каждую уникальность. С другой стороны, есть право на критику. Современность упраздняет статус авторитета и рассматривает самого человека как абсолютный случай всякого авторитета. Однако наряду с идеей автономии личности существует не только идея свободы, но и идея обязательств и ответственности за действия индивида.

Когда рождается модерн

Принято считать, что современность возникла во время Великой французской революции. Возникает национальное государство, провозглашающее свободу и равенство на основе национального суверенитета.

Теоретики государства, такие как Майкл Манн, считают, что наиболее важные черты современного государства появились после Первой мировой войны.

Марксистская теория предполагает, что капитализм (так она называет современность) начался с появлением мировой торговли и мирового рынка, т.е. в XVI в. А затем, в результате ряда процессов, отстранивших крестьян от земли, появился свободный труд, необходимый для капитализма.

Главный оппонент Маркса, отец современной социологии Макс Вебер, в своей работе «Протестантская этика и дух капитализма» утверждает, что капитализм возник из специфической культурной и религиозной среды, а именно из протестантской этики. Это совершенно иная точка зрения, согласно которой капитализм вообще не основан на стремлении к максимизации прибыли.

Такие исследователи, как Райнхарт Козеллек, предполагают, что современность — это не событие, а процесс. Козеллек утверждает, что современность сформировалась примерно с середины восемнадцатого до середины девятнадцатого века. Во-первых, произошла семантическая революция, в ходе которой важные исторические термины изменили свое значение: например, слово «нация» использовалось для обозначения студенческой общины в досовременный период и приобрело современное значение только во времена Великой французской революции. Затем наступила так называемая демографическая модернизация — переход от традиционного общества с высокой рождаемостью и высокой смертностью к системе с низкой рождаемостью и низкой смертностью. Более того, развитое современное общество не воспроизводит само себя, а пополняется за счет иммигрантов — в этом смысле.

мы живем в абсолютно современной стране.

Демографическое поведение меняется благодаря расширению прав и возможностей женщин и феминистской революции.

«Женщина не может ждать»

По меткому выражению Вернера Зомбарта, капитализм возник из роскоши и потребления дефицитных товаров. Традиционное общество живет однообразно и плохо. Невозможно получить много, и единственный способ получить хоть что-то — это идти на войну и грабить. Так откуда же берутся великие экономические накопления при капитализме? Современные историки, особенно Фернан Бродель, утверждают, что источником капитала в Европе является торговля на дальние расстояния. Они торгуют предметами роскоши: шелком, специями, чаем, шампанским. Но почему торговля роскошью вдруг приобрела такие гигантские масштабы?

По мнению Сомбарта, это связано, прежде всего, с ростом городов. Кстати, до 19 века города ничего не производили: они были центрами потребления.

С другой стороны, либерализация сексуальных и эротических отношений, секуляризация любви, вывод ее из-под защиты церкви и появление принципа легитимности в любви. Любовь ценит себя, и происходит революция телесности. Возникает так называемая экономика куртизанки — трата денег на любовниц.

В целом происходит то, что Сомбарт называет триумфом женщин: потребление мебели, предметов быта и вообще дорогих предметов, требующих сложной технологии, ведет к изменению способа производства.

Зомбарт также отмечает тенденцию к концентрации удовольствий. Ранее горизонты производства и потребления не были разделены. Например, если церковная община заказывает семье ювелиров строительство алтаря, он может строиться десятилетиями, потому что нет субъекта, которому нужен этот алтарь здесь и сейчас. Даже если клиент умирает, алтарь все равно принадлежит общине. Мы живем в другом горизонте, который предполагает концентрацию потребления на ограниченном отрезке нашей жизни. И здесь Зомбарт не жалеет афоризмов: «Женщина не может ждать».

Модерн и его место в обществе

Раздел Философия
См. Выставка
Язык Русский
Дата добавления 27.04.2015
Размер файла 14,2 K

Будут приветствоваться студенты, аспиранты и молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе.

Имеется в наличии.http://www.allbest.ru/

М. Вебер о современности.

Исторические, социальные и культурные смыслы современности Вторая половина XIX века ассоциировалась в европейской философии с осмыслением значительных социальных и интеллектуальных потрясений этого периода, которые оценивались как начало новой культурной эпохи — эпохи современности.

В двадцатом веке современная эпоха с характерной для мыслителей Просвещения установкой на критику отсталого феодального образа жизни и преодоление этой отсталости с помощью научного и философского дискурса была названа «проектом современности».

Л.Г. Ионин пишет: «Что такое эпоха современности? Что такое проект современности? Какова связь между современностью и Просвещением? Десятки и сотни ученых занимаются ответами на эти вопросы на протяжении десятилетий, но даже по самым фундаментальным вопросам нет единого мнения. На самом деле, модернизм включал в себя множество социальных форм, культурных и художественных стилей, политических режимов, мировоззрений и идеологий, которые иногда были взаимоисключающими. На практике современный период охватывает всю европейскую современность, и действительно трудно свести эти три века к общему знаменателю» 10, с. 301.

По мнению автора приведенного выше текста, эпоху современности и проект современности можно определить в трех аспектах: историческом, культурном и социальном.

Социальный смысл современности

Современность социальный смысл

Социальный смысл эпохи модерна рассматривается Вебером, который отмечает, что новая эпоха характеризуется изменением ситуации в интеллектуальном секторе общества. Мир становится более ясным и прозрачным для людей в этом обществе, оно становится «разочарованным». Причиной этого является процесс рационализации, в ходе которого общество прощается с мистикой и мифологическими концепциями. Религиозные концепции также сопровождаются процессами внутренней рационализации, в ходе которых мистицизм религиозных идей преобразуется в нечто рационально осмысленное. Вебер пишет: «Растущая интеллектуализация и рационализация не означает, что мы больше знаем об условиях жизни, в которых нам приходится жить.

Это означает нечто иное: что люди знают или верят, что все, что нужно знать в любой момент времени, — это то, что здесь в принципе не действуют таинственные, необъяснимые силы, а, напротив, все вещи в принципе можно контролировать с помощью расчета.

Последнее, в свою очередь, означает, что в мире есть трещины. Больше нет необходимости прибегать к магическим средствам, чтобы привлечь духов на свою сторону или подчинить их себе, как это делали дикари, для которых существовали такие таинственные силы. Сейчас все делается с помощью технических средств и расчетов. В этом смысл интеллекта «3, с. 713-714.

Вебер показывает, что современное общество является продуктом проекта модерна, поскольку несет в себе важнейшие черты и ценности Просвещения: ориентацию на научное знание и рациональное решение всех проблем общества, университеты как центры современной культуры и образования, политические ценности, такие как демократия, свобода, верховенство закона и суверенитет, уважение прав личности и человеческого достоинства, буржуазный индивидуализм и т.д. Все это культивировалось в европейской культуре на протяжении последних 250 лет и сильно повлияло на облик современного общества. Ионин пишет: «Мы можем с определенной уверенностью сказать, что современная европейская культура является продуктом модернистского проекта. Почти всеми своими характерными чертами она обязана эпохе модерна и модернистскому проекту.

6 отличий модерна от постмодерна

Современность и постмодернизм — это фазы, которые нельзя понимать как независимые или противоположные, а скорее как ряд социальных, политических, экономических и научных событий.

Это означает, что различия, которые мы увидим ниже, не означают полного перехода от одной парадигмы к другой; скорее, в различных областях социальной жизни происходят постоянные изменения.

Научная парадигма и вопрос о предмете

В современную эпоху человек рассматривается как субъект. То есть все понималось в связи с ним, включая природу и человеческую деятельность в целом. Поэтому главный вопрос современного философского и научного знания: что существует?

С другой стороны, постмодернизм характеризуется «смертью субъекта», поскольку знание больше не сосредоточено на человеке, а истина больше не считается универсальной реальностью, а постоянно подвергается опасности. Поэтому основной вопрос для философии и науки теперь не: что существует, а: Откуда я могу знать?

Наука в постмодернизме является междисциплинарной, отвергает детерминистский материализм и интегрируется в общество через развитие технологий. Таким же образом он пытается избежать противоположностей, таких как ум и тело, мужское и женское.

  • Вам может быть интересно: «Эти дисциплины используются для различного изучения людей и их поведения».

Заболеть — это не так уж и плохо

В современном мире тело воспринимается как изолированный объект, отдельный от разума, состоящий в основном из атомов и молекул, при этом болезнь воспринимается как сбой в работе этих молекул, а ее лечение зависит исключительно от врача и лекарств.

В постмодернизме тело рассматривается уже не как изолированный объект, а в связи с разумом и в контексте, где здоровье — это не только отсутствие болезни, но и баланс, который во многом зависит от самого человека. Таким образом, болезнь является языком тела и имеет конкретную цель, т.е. приобретает более позитивное значение.

Критика постмодернизма

Во-первых, хотя постмодернизм противопоставляется модерну, считается, что он получил свою уникальную специфику от своего предшественника. Одним из них является маргинализация:

Маргинальное искусство — это искусство, далекое от актуальных тем, художественных движений, тенденций и идеологий. Часто этот термин относится к деятельности любителей, которые считают себя признанными творцами и стремятся к официальному статусу.

Маргинальное искусство: что это

Во-вторых, как уже говорилось, постмодернизм основан на философии модерна и не создает ничего нового, а лишь критикует и отрицает старое. В этом контексте О.Ю. в своей работе «Культурно-поведенческие основы глобального общества XXI века:

«Содержание формирующегося постмодернистского мировоззрения в основном критическое и негативное; «оно не столько создает «новое знание», сколько ставит под сомнение достоверность «старого знания»…».

Постструктуралистские мыслители, чья философия стала основой и выражением постмодернистского мировоззрения, формулируют невозможность объективного знания и отсутствие критериев достоверности; они устанавливают «принцип «методологического сомнения» по отношению ко всем позитивным истинам, установкам и убеждениям.

«Легитимность идеалов современности, их принципы и их святость осуждаются как изначально иррациональные, необоснованные и разрушительные.

В-третьих, эта тенденция — не естественное движение, как в случае с модерном и предшествующими ему идеологиями, а культурная конструкция. Тем не менее, О.Ю. Цендровский об этом:

«Знание — это конструкция, продукт властных отношений, изменчивого культурного бессознательного, которое принимает обманчивую видимость беспримесной объективности. Это объясняет тенденцию к построению иррационального взгляда на человека, историю и мир (ведь постмодернистский рационализм — это иррационализм в традиционном, модернистском смысле).

В-четвертых, постмодернизм открыто заявляет, что существование независимой личности невозможно и что творчество не создает ничего нового, а лишь стремится к самоповторению.

В-пятых, это движение отвергает концепцию истины и отдает предпочтение идеологии плюрализма (множественности мнений), что делает компромисс теоретически и практически невозможным. Плюрализм истин способствует восприятию мира как хаотичной, неупорядоченной системы, в которой нет причинно-следственных связей и торжествует иррациональность.

Постмодернизм и метамодернизм в искусстве и обществе

Более того, основой постмодернизма является эмпиризм (единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт), а не рационализм (наши знания могут быть получены только с помощью разума). Все это контрастирует с диалектическим материализмом, который основывается на примате материального и вторичности идеального, связи всего со всем и постоянном движении.

Метамодернизм и его сущность: усугублённая форма культурологического конструкта или революционный взгляд на мир?

В 1990-х годах постмодернизм взял верх. В это время искусствоведы начали замечать, что не все искусство можно назвать постмодернистским. Они выбрали термин «постмодерн», потому что он хорошо звучит, потому что первоначальный термин «постпостмодерн» совсем не хорош (что, конечно, является хорошим аргументом). Новая ориентация направлена на понимание и анализ современной культурной реальности.

Метамодерн: примеры в живописи

В целом, метамодернизм был впервые описан в книге «Заметки о метамодернизме» Тимотеуса Вермеулена и Робина Ван Дер Акера. Однако первое теоретическое описание подверглось критике. Например, A. Кардаш в своей статье «Критика философских оснований метамодернизма»:

«Они (Вермюлен и Акер) приводят диалектику и «борьбу и единство противоположностей» в качестве центрального понятия постмодернизма, обычно переименованного в осцилляцию.

«Для этой концепции нет ни социологической, ни культурной основы, а философская основа несостоятельна. Единственное, что сработало, — это создание ярлыка для современного искусства, которое не является постмодернистским».

«Метамодернизм» — это фантазия о культурной парадигме, которой соответствует данное искусство. В принципе, метамодернизм может быть только частью культурного условия метамодерна, даже в рамках логики «Заметок о метамодерне».

A. Павлов в своей статье «Образы современности в XXI веке: постмодернизм» придерживается аналогичной точки зрения:

«Одна из главных проблем идеи постмодернизма заключается в том, что ее авторы выбирают тактику ухода от определения содержательного компонента. … Короче говоря, постмодернисты готовы доказать, насколько они некомпетентны в вопросах философии, лишь бы сослаться на какой-либо философский источник.

Метамодерн и metamodernizm.ru

Крупнейшим русскоязычным источником постмодернистской культуры является журнал «Метамодернизм.ру». В нем содержится краткое введение в суть нового направления, и я рекомендую вам ознакомиться с некоторыми выдержками из его содержания:

В результате многочисленных кризисов последних двух десятилетий (изменение климата, экономический спад и эскалация глобальных конфликтов) возникло явное и всеобщее стремление к переменам, к тому, что поспешно назвали «концом истории».

Направление постмодернизма — это культурная конструкция. Это относится и к постмодернизму — он возник не из желания перемен, а из подражания обществу и его нежелания меняться. Рассматривая эти течения с точки зрения культурной конструкции, можно, очень грубо говоря, назвать постмодернизм высшей стадией развития постмодернизма.

«Вместо того чтобы сигнализировать о возвращении к наивным идеологическим позициям модерна, постмодернизм провозглашает, что наша эпоха находится в состоянии колебания между аспектами модерна и культурами постмодерна.

Очень странно, что модернизм, основанный на примате рационализма, вдруг оказался наивным.

Заключение

Постмодернизм стал просто усугубленной версией культурного эдикта, объясняемого элементарным разложением ценностей и социальной деградацией. Я действительно не понимаю, почему это течение, проповедующее искусство, которое должен понимать каждый, имеет такую притягательную силу.

Я хотел бы привести для сравнения две архитектурные конструкции: постмодернизм и классицизм. Выводы остаются за вами.

Концертный зал Walt Disney: культура постмодернизмаКлассицизм: Государственный музей-заповедник

Интерьер в стиле модерн

Плавные линии арочных дверных проемов, без острых углов или отражающих поверхностей, без вычурной, но округлой и удобной мебели, аксессуаров и разнообразных фактур: стиль модерн в обустройстве дома предполагает отказ от геометрических линий и изысканную, асимметричную, вдохновленную природными линиями. У дизайнера есть свобода двигаться только в одном конкретном направлении. Однако мебель в стиле модерн — это почти произведение искусства.

Отделочные материалы

110.jpg

Если классический модерн характеризуется естественностью, то эстетика середины века использует современные технологии и материалы. Конечно, дерево, керамика, камень и металл по-прежнему имеют приоритет, но их визуальные заменители также подходят.

Стены можно оставить светлыми, на них удивительно эффектно смотрятся панно из водных растений — одна из доминирующих черт модернизма. Для отдельных комнат хорошо подойдут обои, возможно, с цветочным рисунком. Если вы решили использовать панели или плитки, швы между ними должны быть скрыты.

Напольное покрытие не должно быть акцентом в комнате, оно должно гармонировать со стенами светлых тонов или контрастировать со светлыми акцентами в интерьере. Предпочтительно использовать паркет или полы, окрашенные под дерево. Плитка не подходит из-за четких геометрических стыков.

В идеале потолок должен быть ровным и белым, но допустимы и гипсовые элементы, такие как лепнина, рельефы и отделка. Важно, чтобы крыша, как и напольное покрытие, не была слишком броской.

120.jpg

Подходящая мебель — функциональная, удобная, без острых углов и несущественных деталей. Каркас сделан из дерева, цвет соответствует теме и сочетается с остальной мебелью. Внешний вид имеет большое значение, поэтому мебель в гостиную в стиле модерн следует выбирать не только по функциональности, но и по внешнему виду. Изогнутые ножки, закругленные спинки — возникает едва уловимое ощущение легкости, и более тяжелая массивная мебель становится визуально немного легче.

Цветовая гамма

130.jpg

Цветовая палитра, которую можно использовать, не разрушая композицию стиля, разнообразна и позволяет играть с любыми идеями. Однако важно, чтобы цвета были как можно более естественными, то есть такими, какими они встречаются в природе:

  • серый, бледный антрацит;
  • кремовый, какао, топленое молоко;
  • светло-горчичный, оливковый, бледный хаки;
  • коричневый, песочный, тауп, беж;
  • сиреневый, бледно-голубой.

На самом деле, в рамках mid-century допустимы любые цвета, но в приглушенной пастельной интерпретации. Их можно комбинировать, дополнять и смешивать.

Неоновые, металлические и глянцевые цвета и отделка недопустимы.

140.jpg

Использование нефункционального декора в модерне не приветствуется, особенно для бытовых тканей. Шторы, постельное белье и портьеры следует сократить до минимума, оставив только однотонные элементы, без которых невозможно обойтись.

Особенности оформления разных комнат

Каждая комната в доме имеет право быть красивой. Однако, в зависимости от функционального назначения, тонкости дизайна имеют значение.

Гостиная

160.jpg

Гостиная в стиле модерн должна быть большой и приятной. Дизайн гостиной включает арочные проемы, высокие окна с занавесками и светлые потолки. Одна стена должна быть доминирующей — если у вас нет камина, вы можете украсить ее чем-то акцентным (например, цветочным узором). В гостиной должны быть журнальный столик, аксессуары и настенные украшения.

Кухня

170.jpg

При правильном стилевом подходе к современности внутри кухни все выглядит гармонично. Дизайнеры рекомендуют выбрать базовую линию — например, цветочный принт или декор — и следовать ей при оформлении комнаты. Кухонный стол должен быть овальным, а мебель — с резными ножками. Для пола подходит плитка с размытым рисунком и тщательно заделанными швами. Горшки на подоконниках и декоративная посуда прекрасно вписываются в современный стиль.

Спальня

180.jpg

Спальня всегда более индивидуальна, чем другие комнаты. Он должен быть изящно и эффектно обставлен и отражать индивидуальность. Самым важным элементом дизайна является изголовье, которое должно быть выполнено из резного дерева или кованого железа, но не из кожи или сафьяна. Рядом с кроватью нужна прикроватная тумбочка в тон изголовью. Передняя стенка гардероба (возможно, даже шкафа) может повторять основной рисунок принта. За свет отвечают прикроватные тумбочки с абажурами.

Детская

190.jpg

Бэби-модерн выглядит гораздо интереснее, чем в других привычных образах. Тактильно приятное дерево, высокое изголовье кровати, углубления и паркетный пол приучат вашего ребенка к эстетическому восприятию жилого пространства с самого раннего возраста. Уголок кабинета можно оформить в классическо-мистическом стиле, а затем обыграть резные узоры другой мебели.

Ванная

MyCollages.jpg

В ванной комнате уместны витражи, цветочные узоры и кованые элементы. Аксессуары с морскими мотивами подчеркивают настроение. Если позволяет пространство, отлично смотрятся подвесные светильники. Зеркало с позолоченной или темной деревянной рамой — обязательное условие.

Прихожая

220.jpg

В прихожей следует оставить много свободного пространства — это практично и соответствует принципам модерна. Вам нужен шкаф, стилизованные вешалки и много света (хорошо подойдут лампы из матового стекла). Зеркало должно быть круглым или овальным, в зависимости от формы других предметов обстановки, декоративных узоров и размеров прихожей.

Как оформить квартиру в стиле модерн

Несмотря на очевидность, гармоничный дизайн квартиры в стиле модерн — сложная задача, требующая глубокого понимания особенностей, тонкого вкуса и чувства меры. Наилучшие результаты достигаются при использовании элементов, а не целостной концепции. Именно детали придают интерьеру символический, почти сказочный вид, который радует глаз и создает ощущение завершенности.

230.jpg

Арт-нуво и Mid-Century Modern не нужно смешивать, они не сочетаются. Если вы решили использовать только элементы, рекомендуется дополнить композиции в скандинавском стиле, бохо или минимализме. Не стоит утяжелять или усложнять интерьер, тогда мягкость современности безвозвратно теряется.

Русская архитектура стиля модерн

Новое направление в архитектуре охватило не только европейскую часть Российской империи, но и города Урала и Сибири. Региональные различия проявились в этажности и выборе материалов: в столице многоэтажные здания строились из камня, в других местах — виллы в два или три этажа из дерева и каменного основания.

Модерн в русской архитектуре имел особый характер и проявился в двух основных направлениях: в Санкт-Петербурге и Москве.

Северный модерн (петербургский)

Он развивался под влиянием работ скандинавских мастеров Ф. Линдваля, А. Шульмана и Э. Сааринена. Загородный дом в стиле модерн великого князя Б. В. Романова близ Царского Села был одним из первых зданий в этом стиле.

Примерами этого нового архитектурного направления являются магазин братьев Елисеевых, дом Ф. Г. Бажанова, гостиница «Астория», жилые дома в Гатчине, Выборге и Сортвале. Среди русских архитекторов в этом стиле работали Н. Васильев, Г. Барановский и П. Алешин.

Основные черты стиля северного модерна:

  • Фасадная отделка природными и искусственными материалами.
  • Облицовка гранитными блоками (неотесанными или с гладкой фактурой).
  • Отказ от мелкого орнамента в пользу простых лепных элементов.
  • Сохранение симметрии, использование прямоугольных башен.
  • Цветовая гамма фасадов ассоциируется с неприступными северными скалами и средневековыми замками.

Типичным примером модернистской архитектуры в Санкт-Петербурге является работа П. Сюзора на Невском проспекте: Дом компании «Зингер» (сегодня в нем располагается Дом книги).

Впервые был использован металлический каркас, что позволило снизить нагрузку на стены и установить витрины.

Новая техника была также использована для стеклянной крыши над внутренними дворами и более технически совершенной системы вентиляции. Главный фасад венчает прозрачный купол в форме орла — один из самых известных символов города.

Московский модерн

Здесь наблюдались в основном частные здания (в этом отличие от петербургского направления). Эта идеология была основана и развита в Абрамцевском кружке, объединении художников и декораторов, возглавляемом меценатом Саввой Мамодовым.

Здания, построенные в Москве в стиле модерн, имеют характерные особенности:

  • Асимметричные планировки и фасадные композиции.
  • Разнофактурные облицовочные материалы.
  • Эркеры в роли доминирующих архитектурных акцентов.
  • Комбинация флористических и геометрических декоров в интерьере и экстерьере.

Классическим примером дома в стиле модерн в Москве является вилла коллекционера С. П. Рябушинского, спроектированная Федором Шехтелем.

Фасады светло-желтого цвета украшены фиолетовой мозаикой из ирисов. Оконные проемы различной формы дополнены стальными решетками с цветочным декором. Шехтель также спроектировал интерьер дома.

Контуры лестницы, потолочная лепнина и напольная мозаика отражают идею океанской волны.

Другая знаменитая вилла, дом З.Г. Морозовой (многие интерьерные панно для нее расписал М. Врубель), а также здание Ярославского вокзала также были спроектированы Ф. Шехтелем.

Современные дома в стиле модерн

Великолепные и элегантные виллы в Москве и Санкт-Петербурге конца 19-го и начала 20-го веков сегодня служат образцами для частных домов в стиле модерн.

Архитектурное направление универсально: оно подходит для жилых и загородных домов небольших размеров в Москве и Московской области. Здания строятся из кирпича, камня, бетона и дерева, популярным решением являются конструкции из стали и стекла.

Признаки модерна как современного стиля:

  • Асимметрия композиционно-объемных решений.
  • Оформление фасада перилами, карнизами, наличниками причудливых форм.
  • Оконные проемы нестандартной конфигурации: овальные, круглые, трапециевидные, узкие (бойницы), витрины с витражами.
  • Башенки, шпили и флюгера на крыше.
  • Природная цветовая гамма: лавандовые, терракотовые, бежевые оттенки.

Пространство дома рационально организовано. Часто проекты загородных домов в духе модерна объединяют жилые помещения, гараж, хозяйственные постройки. Такая же внешняя отделка выполняет функцию сварки.

Восточные окна, множество балконов, застекленные террасы и мансарды также присутствуют. Внешний вид характеризуется металлическими деталями: Парапеты, оконные решетки. Для облицовки цоколя подходит дикий камень, его имитация или облицовка кирпичом.

Проекты современных домов в стиле модерн очень демократичны в плане материалов. Используются металлы, стекло, кирпич, керамика и железобетон. Полиуретан используется для создания оригинальных фасадных украшений, в том числе копий известных исторических зданий.

Видео современного дома в стиле модерн от архитекторов ТопДом

Другие проекты в стиле модерн — современные и комфортабельные дома для людей с художественным вкусом и тягой к необычному — а также более 170 красивых домов в различных стилях являются хорошей иллюстрацией возможностей компании.

Наш опыт в проектировании и строительстве загородных домов и таунхаусов позволяет нам выполнить ваш заказ грамотно, с применением современных технологий и ответственностью за результат.

Читать далее

Покупка дома или строительство с нуля — неизбежный вопрос, если вы хотите приобрести частную собственность за городом. Чтобы ответить на него, нужно четко представлять, с какой целью. Подробнее о сборных и построенных домах.

Идеальной можно назвать ситуацию, когда у человека есть качественный коттедж со всеми необходимыми удобствами и квартира в городе. На практике, однако, человек обычно стоит перед выбором: инвестировать в дом или квартиру. Узнайте больше о выборе между домом и квартирой.

Строитель должен решить, купить ли готовый дом или построить дом на заказ. В обоих случаях есть факторы, которые влияют на результат. Вы можете узнать больше об индивидуальных проектах домов здесь.

Современные малоэтажные дома в России считаются типичными архитектурными вариантами, популярными из-за доступности материалов и скорости строительства, и эксклюзивными проектами, где представлена стоимость. Следующий — для красивых домов.

Из всех минималистских (или интернациональных) стилей конструктивизм был особенно силен в Советском Союзе. Подробнее о конструктивизме.

Модерн в культуре XX столетия

Слово «современный» происходит от французского слова «moderne», что означает «современный» или «новейший». Если обратиться к официальным источникам, то можно увидеть, что модернизм — это стиль в американском и европейском искусстве конца XIX — начала XX века.

Под термином «модернизм» условно следует понимать культурную эпоху конца XIX — середины XX века. века, т.е. как переход от импрессионизма к новому роману и театру абсурда. И здесь важно сказать, что, несмотря на тонкую грань, не стоит путать модернистское искусство с авангардным. Ацизм, экспрессионизм и символизм — типичные стили модернизма.

Появление югендстиля объясняется различными причинами:

  • «Усилие воли» некоторых людей искусства
  • Так называемая усталость XIX столетия
  • «Закат Европы» — декаданс европейской культуры

Однако сами модернисты, а также критики модернизма называли свой стиль иначе: в Германии его называли «югендстиль», а во Франции «арнуво». В России он оставался модерном.

Для представителей модернизма было характерно то, что их взгляд был направлен в будущее и что они оставили позади традиции 19 века, особенно классицизм и бытовой реализм. Модернисты хотели окончательно разрушить границы «чистого» искусства и сломать барьеры между «высоким» искусством и тем, что окружает людей в повседневной жизни; они хотели придать стиль и красоту прикладному искусству. Так, их амбиции включали в себя желание построить новые дома, стены которых были бы расписаны великолепными фресками и украшены мозаикой.

Хотя модерн просуществовал всего три десятилетия, он оказал невероятное влияние на все виды художественной деятельности. Его следы можно найти в одежде, дизайне, рекламе, плакатах, книжной графике, монументальном искусстве, живописи, архитектуре и т.д.

Когда модернистские дизайнеры, архитекторы или художники что-то делали, все носило печать их стиля, будь то ложка, вилка или художественное полотно, ваза на обеденном столе или монументальная мозаика, ручка на двери туалета или большое общественное здание. Модернистов интересовало все; они не знали ничего мелкого, что не могло бы быть преобразовано их воображением в прекрасное произведение искусства. Они верили, что все, что занимает художника, может и должно быть сделано прекрасным, подобно природным формам, перед которыми они преклонялись.

В конце девятнадцатого века западная цивилизация заинтересовалась Востоком, особенно его культурными ценностями. Многие восточные предметы стали предметом коллекционирования, изучения и даже подражания. Начали переводиться религиозные и философские трактаты с Востока, появились нетрадиционные религиозные учения Востока и Запада. В лексиконе философов Европы стали появляться такие термины, как «карма», «нирвана» и т.п.

Но, по большому счету, это увлечение восточной культурой было лишь поверхностным. Европейцы не понимали сути восточной культурной самобытности, театра и музыки. Однако были люди, которые были настолько очарованы восточным искусством, что их восхищение им приняло форму практики, которая стала делом всей жизни.

Японские гравюры, которые впервые появились во Франции в виде бумаги, завернутой в японские украшения, произвели изменения в сознании многих молодых художников, которые смогли понять и принять принципы рисунка и живописи Востока. Кстати, это также послужило толчком к появлению модерна, который рассматривался как результат слияния и переплетения европейских традиций.

Постмодерн в культуре XX столетия

Постмодерн» буквально означает «то, что приходит после современности», этот термин часто используется для описания культурных тенденций в развитых западных странах. Этот термин в основном используется для описания инноваций в искусстве и литературе, а также изменений в общественно-политической, технологической и социокультурной сферах.

Культура постмодерна имеет эстетические, историко-культурные, эпистемологические и онтологические параметры.

Что касается онтологии, то возникновение постмодернизма связано с осознанием того, что объекты сопротивляются человеческому влиянию и отвечают ему реакцией, которая заключается в «мести» порядка вещей за попытки человека изменить их, что ставит любой проект трансформации под угрозу исчезновения.

Постмодернизм появляется в форме осознания того, что онтология, в пределах которой можно было бы подвергнуть реальность насильственным изменениям и перевести ее из состояния «иррациональности» в состояние «разума», исчерпала себя. Такая онтология называется «модернистской» и уже исчерпала себя исторически, поэтому провозглашается новая эра — постмодернизм.

Одной из характерных черт постмодернизма является отсутствие систематичности. В его основе лежит отказ от претензий на полноту и целостность возможного постижения реальности. Эта особенность относится к формированию «онтологии разума», которая уже является неклассической. Дело в том, что не существует объективного способа определить существование самодостаточных и жестких систем, будь то искусство, политика или экономика.

Индивид в постмодернизме — это случай, а не вариант. Это показывает, что любой вид индивидуализма, который подчеркивает свободную личность, сознательно выбирающую свою судьбу, находится под ударом. Постмодернизм характеризуется отсутствием личности, которая сознательно ставит перед собой цели и обладает собственной волей. На первый план выходят бессознательные элементы духовного мира.

С культурно-эстетической точки зрения постмодернизм — это присвоение опыта современности при рассмотрении его как эстетического феномена — художественного авангарда, течения которого не изменили дидактически-препластическую концепцию искусства. В постмодернизме, напротив, полностью исчезают границы между доселе независимыми элементами духовности и уровнями сознания между «высоким искусством», «обыденным» и «научным» сознанием.

Постмодернизм раз и навсегда устанавливает переход от искусства, которое является деятельностью по созданию искусства, к творчеству, которое является деятельностью по отношению к искусству. И на этом основании постмодернизм является реакцией на изменение места, которое культура занимает в обществе.

Отношение постмодернизма к культуре является результатом нарушения «чистоты» искусства. Роль условия его потенциальности играет первоначальное производство смысла, которое восходит к субъекту как творческому источнику.

Когда эти условия нарушаются — а именно это характерно для постиндустриального общества с его огромными техническими возможностями — существование искусства в его классической и современной формах оказывается под угрозой.

Что касается другой стороны меняющегося культурного режима, то современные художники почти никогда не работают с «чистым» материалом, поскольку этот материал всегда оказывается так или иначе культурно интернализированным. Работы современных художников никогда не будут первичными, потому что они существуют только как паутина иллюзий над уже существующими произведениями.

Распространение постмодернизма

В современной культуре существует два взгляда на разум:

  • Первая основывается на признании разума как основы деятельности человека. В ней разум наделяется созидательной функцией, благодаря чему и определяется сама специфика модерна в эпоху современности
  • Вторая основывается на критике разума и его законодательности. Культурное пространство, в котором преобладает эта позиция, и является пространством постмодерна, главной культурной характеристикой которого является отказ от «услуг» разума

Негативное отношение к прошлому, ко всему классическому и традиционному — норма постмодернистской культуры. Постмодернизм любит свободу и поэтому идет на крайности: забываются даты и имена, путаются эпохи и стили, искусство становится собранием произведений неизвестного творения, путаются и отождествляются низкое и высокое, греховное и доброе.

В силу интеллектуальной установки постмодернизма, существует скептическое отношение к возможности теоретически документировать пути социального развития и строить долгосрочные прогнозы и планы на тему быстрых социальных изменений. Постмодернизм не имеет права переустраивать общество и совершать революции, потому что он настроен на такие социальные изменения, которые можно сравнить с этапами лилипутского города.

Стремление к внезапным и быстрым изменениям жизненных событий и социальных процессов, характерное для мира постмодерна, в конце XX века нашло отражение в сферах жизни, не имеющих прямого отношения к социальному порядку, таких как музыка, спорт, мода и так далее. Влияние постмодерна выразилось в атаке и нацеленности на радикальные изменения в области культурной сферы, связанной с телом и потребностями. Неоязыческий характер стал проявляться почти в каждом виде искусства. Рок-музыка, например, стала для многих формой инициации, характеризующейся ритуальными элементами.

И в России постмодернистская культура, которую люди впитали с экранов телевизоров и страниц журналов, несмотря на свою оригинальность, демонстрирует характерную постмодернистскую тенденцию отвергать или даже негативно воспринимать прошлое.

Но время не стоит на месте, а это значит, что на смену постмодернизму приходит новая эпоха. Но вопрос в том, какой она будет: окажет ли положительное влияние на сознание людей или будет способствовать их дальнейшему спуску в бездну потери сознания и массовой слепоты…

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • Метамодернизм как новое слово в искусстве, которое… еще не сказали!
  • Как научиться понимать произведения искусства
  • Способы научиться ценить искусство
  • Модернизм vs Постмодернизм: можно ли их сравнивать?
  • Критика позитивизма: коротко о главных антипозитивистских концепциях
  • Что значит быть грамотным в современном мире
  • Концептуализм: от Средневековья до наших дней
  • 7 свободных искусств: от Античности до наших дней
  • Возникновение позитивизма
  • Что такое искусство и зачем оно нужно людям?
Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий