Анаксимен распространяет естественное объяснение происхождения и развития мира на объяснение происхождения богов. Анаксимен говорит: «Начало есть бесконечный воздух, и из него происходит все, что есть, все, что было, все, что будет, божественное и божественное, и от потомства воздуха произойдет все последующее».
Милетская школа — Наивные идеи и их критика
Этапы развития античной философии. Философская школа Милета и школа Пифагора. Особенности философии Гераклита, элеатов и атомистов. Философские взгляды школы Сократа, софистов, Платона и Аристотеля. Философия раннего эллинизма и неоплатонизма.
Большинство ученых сходятся во мнении, что философия как всеобъемлющий культурный феномен является творением гения древних греков (VII — VI века до н.э.). Уже в поэмах Гомера и Гесиода предпринимаются впечатляющие попытки изобразить мир и место человека в нем. Желаемая цель достигается в основном средствами, характерными для искусства (художественные образы) и религии (вера в богов).
Философия дополнила мифы и религии, усилила рациональные мотивы и развила интерес к систематическому, рациональному мышлению, основанному на понятиях. Первоначальному появлению философии в греческом мире также способствовали политические свободы, которые греки получили в городах-государствах. Философы, число которых увеличилось, а деятельность стала более профессиональной, смогли выступить против политических и религиозных властей. В Древней Греции философия изначально развивалась как самостоятельное культурное образование, существовавшее наряду с искусством и религией, а не как их часть.
Развитие античной философии продолжалось с VII века до н.э. по VI век н.э. и охватило века XII-XIII. Исторически античную философию можно разделить на пять периодов:
1) Натуралистический период, занимающийся проблемами природы (фюсис) и Вселенной (милезианцы, пифагорейцы, элеаты, короче говоря, досократики),
2) Гуманистический период с его вниманием к проблемам человека, особенно моральным (Сократ, софисты),
3) Классический период с великими философскими системами Платона и Аристотеля,
4) Период эллинистических школ (стоики, эпикурейцы, скептики), которые были озабочены моральным статусом человека,
5) Неоплатонизм с его экуменическим синтезом принес идею Единого Блага.
В данной работе рассматриваются основные концепции и школы античной философии.
Милетская школа (7-5 век до н.э.) считается одной из древнейших философских школ. Мыслителями из города Милет (Древняя Греция) были Фалес, Анаксимен и Анаксимандр. Все три мыслителя сделали решительные шаги в направлении демистификации античного мировоззрения. «Из чего все сделано?» — это вопрос, представляющий первостепенный интерес для милезианцев. Этот вопрос по-своему умен, поскольку предполагает не только то, что все можно объяснить, но и то, что все можно проследить до одного источника. Фалес видел в качестве такого источника воду, Анаксимен — воздух, а Анаксимандр — бесконечный и вечный источник, апирон (термин «апирон» буквально означает «бесконечность»). В результате преобразования исходного материала — разжижения, разбавления и испарения — все пришло в движение. Милезианцы считают, что первозданная субстанция лежит под всем сущим. Субстанция, по определению, это то, что не нуждается ни в чем другом для своего объяснения. Вода Фалеса, воздух Анаксимена — это вещество. Чтобы понять милленаристский взгляд, мы обратимся к науке. За пределами мира фактов и явлений милезианцы не смогли преодолеть, но они старались в правильном направлении. Они искали нечто обыденное, но представили это как факт.
Наивные идеи и их критика
Философия Гераклита о тождестве противоположностей, о противоречиях подверглась резкой критике со стороны элеатов. Так, Парменид называл «обоюдоострыми» тех людей, для которых «бытие» и «небытие» считаются равными и противоположными и для всего существует инверсия (явный намек на Гераклита).
Элеаты уделяли особое внимание проблеме множественности и в этом контексте придумали ряд парадоксов (вопросов), которые и сегодня озадачивают философов, физиков и математиков. Парадокс — это неожиданное утверждение; вопрос — это трудность, недоумение, проблема, которую трудно решить.
Согласно элеатам, в отличие от чувственных впечатлений, невозможно представить множественность. Если вещи могут быть бесконечно малыми, то их сумма никогда не может быть конечной. Если вещи конечны, то между двумя конечными вещами всегда есть третья вещь; здесь тоже возникает противоречие, так как конечная вещь состоит из бесконечного числа конечных вещей. Не только множественность невозможна, но и движение невозможно. Аргумент дихотомии доказывает: чтобы пройти определенный путь, нужно сначала пройти половину пути, а чтобы пройти его, нужно пройти четверть пути, затем восьмую часть пути и так далее до бесконечности. Поэтому невозможно переместиться из определенной точки в ближайшую точку, так как ближайшая точка не существует. Если движение невозможно, то быстроногий Ахиллес не может догнать черепаху, и мы должны признать, что стрела не летит в полете.
Поэтому Гераклита в первую очередь интересуют изменения и движение, их источники и причины, которые он видит в борьбе противоположностей. Элеатов в первую очередь интересовало понимание и интерпретация того, что все видели как изменение и движение. Элеаты утверждали, что отсутствие связного объяснения природы движения ставит под сомнение его реальность.
Лица. Кризис, вызванный вопросом Зенона, был слишком глубок; чтобы преодолеть его, хотя бы частично, требовались особые, нетрадиционные идеи. Это было достигнуто древними атомистами, наиболее важными представителями которых были Лейципп и Демокрит.
Чтобы раз и навсегда устранить сложность понимания изменений, предполагалось, что люди неизменны, неделимы и однородны. Атомисты «сводят» изменения, так сказать, к неизменному, к индивидам.
Согласно Демокриту, существуют атомы и вакуум. Атомы различаются по форме, положению и массе. Атомы движутся в разных направлениях. Земля, вода, воздух и огонь — это основные группы атомов. Комбинации атомов образуют целые миры: В бесконечном пространстве существует бесконечное количество миров. Конечно, человек — это тоже набор атомов. Душа человека состоит из определенных атомов. Все происходит по необходимости; случайности не существует.
Философским достижением атомистов является открытие атомарного, элементарного. Чем бы человек ни занимался, природными явлениями, теориями, всегда есть элементарная вещь: атом (в химии), ген (в биологии), материальная точка (в механике) и так далее. Элементарное предстает как неизменное, не требующее объяснений.
Наивность идей атомистов объясняется незрелостью их взглядов. Они обнаружили атомарность в мире фактов, явлений, но еще не могли описать ее теоретически. Поэтому неудивительно, что античный атомизм очень скоро столкнулся с трудностями, которые ему не суждено было преодолеть.
Школа Пифагора
Пифагор также занимается проблемой субстанций, но огонь, земля и вода как таковые его уже не устраивают. Он приходит к выводу, что «все есть число». Пифагорейцы видели в числах свойства и отношения, присущие гармоническим комбинациям. Пифагорейцы не упустили из виду, что если длины струн музыкального инструмента (одной струны) находятся в соотношении 1:2, 2:3, 3:4 друг к другу, то получаемые музыкальные интервалы соответствуют так называемым октавам, пятым и четвертым. В геометрии и астрономии начался поиск простых числовых соотношений. Пифагор и до него Фалес, очевидно, использовали простые математические доказательства, которые они, вероятно, переняли с Востока (Вавилонии). Изобретение математических доказательств сыграло решающую роль в появлении рациональности, характерной для современного цивилизованного человека.
Оценивая философское значение взглядов Пифагора, следует признать его проницательность. С философской точки зрения обращение к феномену чисел имело особое значение. Пифагорейцы объясняли события с помощью чисел и их взаимосвязей, превзойдя милезианцев тем, что почти достигли уровня научных законов. Любая абсолютизация чисел и их законов — это возрождение исторических пределов Пифагора. Это в полной мере относится и к магии чисел, которой пифагорейцы отдавали дань со всей щедростью восторженной души.
Наконец, особого внимания заслуживает поиск пифагорейцами гармонии во всем, красивой количественной последовательности. Этот поиск фактически направлен на открытие законов, что является одной из самых сложных научных задач. Древние греки любили гармонию и восхищались ею.
Гераклит и элеаты. Дальнейшее развитие философской мысли наиболее убедительно иллюстрирует знаменитый контраст между учениями Гераклита Эфесского и Парменида и Зенона Элевтерского.
Обе стороны согласны с тем, что только внешние органы чувств не могут дать истинного знания; истина обретается через созерцание. Гераклит считает, что миром управляет разум. Концепцию разума можно рассматривать как наивное понимание нормальности. В частности, он имел в виду, что все в мире состоит из противоположностей и противоречий и что все происходит через конфликт и борьбу. В результате все меняется, течет, метафорически говоря, никто не может войти в одну и ту же реку дважды. Борьба противоположностей раскрывает их внутреннюю сущность. Например: «Жизнь одного человека — смерть другого» или «Жизнь — это смерть». Поскольку все взаимосвязано, все относительно, «осел предпочтет солому золоту». Гераклит отличился тем, что слишком полагался на мир фактов, что является одновременно и слабостью, и силой его взглядов. Он наблюдал, хотя и наивно, фундаментальные свойства мира фактов, их взаимодействие, согласованность и относительность. С другой стороны, он еще не умеет анализировать мир фактов с научной точки зрения, т.е. с помощью элементов и понятий. Для Гераклита мир — это огонь, а огонь — образ вечного движения и перемен.
Милетская школа
Греческая философия возникла в 7 веке до н.э. в городе Милет (отсюда название Милезианская школа). В этот период появляются выдающиеся мыслители, законодатели и художники, выражающие в своих произведениях интересы нового общества.
Древний, ныне мертвый греческий город Милет на территории современной Турции, расположенный на побережье Малой Азии, на краю греческой цивилизации, имел обширную торговлю с Египтом, Лидией, Финикией и другими древними государствами Западной Азии. В самом городе проживало много иностранцев и их потомков-эллинов. Согласно одной из традиций, сам Фалес (представитель милетской школы) происходил из финикийской семьи, обосновавшейся в Милете. Более того, как и другие греческие мыслители (Ферекид из Сироса, Пифагор, Платон и другие), Фалес в поисках мудрости отправился в Египет, где изучал основы геометрии и астрономии. Выгодное географическое положение и территориальная близость к культурным центрам Ближнего Востока позволили милейским мыслителям раньше других греческих философов соприкоснуться с научными ценностями Египта и других азиатских культурных стран.
Милетская школа известна как первая философская школа. Он первым сознательно задал вопрос об основах всего сущего. Хотя философия в этот период фактически представляет собой сумму всех видов и форм знания (теоретического и практического), основной интерес всех представителей школы направлен на определенный круг проблем. Прежде всего, возникает вопрос о природе мира. Хотя отдельные представители школы решают этот вопрос по-разному, их взгляды имеют общий знаменатель: они видят основу мира в определенном материальном принципе. Можно сказать, что эта первая греческая философская школа спонтанно обратилась к материализму. Представители этой школы интуитивно воспринимали мир как материальный, но в то же время не сомневались во взаимодействии материального и духовного начал. Принятый ими материализм позволил им выйти за пределы, так сказать, религиозно-мифологических представлений о мире. На фундаментальный вопрос об основе мира они дали довольно материалистический, хотя и наивный ответ.
Первым из милетских философов был Фалес из Милета, живший примерно в 640-562 гг. до н.э. Он происходил из богатой семьи и помимо теоретических занятий занимался торговлей и политикой. Он приобрел обширные знания и множество идей в различных теоретических и практических областях человеческой деятельности. Это стало возможным благодаря развитию Милета. Сам Фалес много путешествовал и собирал всю доступную информацию и знания. Его вавилонское образование позволило ему познакомиться с трудами халдейских ученых. Согласно традиции, Фалес предсказал солнечное затмение, которое произошло 28 мая 585 года до нашей эры. В Греции Фалес ввел календарь и определил продолжительность года в 365 дней.
Подобные документы
Ионийская философия и первые школы натурфилософии в Древней Греции: милезийская школа и философ-монах Гераклит. Философские взгляды Фалеса, основателя милезианской школы. Развитие милетской философии в учениях Анаксимена и Анаксимандра.
Общий обзор философов досократовского периода. Характерные черты досократовских философских школ. Милетская школа: Фалес Милетский, Анаксимандр и Анаксимен. Философские идеи пифагорейской школы. Философская школа элеатов и атомистов.
Философская мысль милезианской школы: Фалес, Анаксимандр и Анаксимен. Гераклит, Эмпедокл и Анаксагор — великие диалектики древности. Ориентация инетранов элеатической школы: Ксенофан, Парменид, Зенон. Софисты и софистика: Протагор, Горгиас и Продик.
Первые философские школы и их натурфилософский, космологический характер. Милезианская школа и ее представители. Учения Гераклита Эфесского и Парменида о бытии. Характерные черты философии Гераклита, ее противостояние с мыслью элеатов.
Эпохи и особенности античной философии. Мыслители милезианской школы, школы Пифагора. Характеристика элейской школы древнегреческой философии. Сократические школы как древнегреческие философские школы, основанные учениками и последователями Сократа.
Этапы развития античной философии. Философская школа Милета и школа Пифагора. Характеристика философии Гераклита, элеатов и атомистов. Философские взгляды школы Сократа, софистов, Платона и Аристотеля. Философия раннего эллинизма и неоплатонизма.
Значение и основные этапы развития античной философии, ее основные представители и школы. Краткое описание досократовской философии. Милетская и аэлийская школы и их представители, направления исследований и их значение в истории этой дисциплины.