Меритократия — что это такое, примеры, плюсы и минусы. Меритократия термини нимани англатади.

Меритократия подчеркивает равные возможности для всех, принимая во внимание, что позиции в иерархии приобретаются на основе заслуг, измеряемых по универсальным и объективным критериям.

Меритократия как социально-политическая идеология. Меритократическая модель общества

Меритократия (от латинского meritum — «заслуга» и греческого kratein — «править») — это форма управления, при которой государственные служащие, менеджеры и офицеры отбираются на свои должности на основе их социально или институционально признанных индивидуальных «достижений» или «особых заслуг». В идеале каждый член общества должен занимать «меритократическую» должность, которая демонстрирует его навыки и способности.

Меритократия в управленческом смысле — это система управления (например, в корпоративном менеджменте), в которой должности и обязанности предоставляются людям в соответствии с их «заслугами», то есть интеллектом, профессионализмом и образованием (эти качества определяются определенными оценками или экзаменами).

В более общем смысле меритократия — это любая форма управления, основанная на заслугах. Как и слова «утилитарный» или «прагматичный», слово «меритократический» со временем получило широкое толкование и может быть использовано для обозначения любого правительства, основанного на преобладании образованных, достойных, высококвалифицированных и способных людей.

Меритократия противоположна власти, основанной на родстве (непотизм), социальном классе (олигархия) или национальности (национализм). Идея меритократии может быть применена к отношениям власти в государствах, а также в политических, экономических и культурных организациях.

Меритократия — это форма руководства, теоретически основанная на заслугах, таланте, способностях, интеллекте и других соответствующих навыках, а не на наследственности (аристократия), богатстве (плутократия) или воле большинства (демократия). Меритократия, помимо прочего, противоположна идее эгалитаризма, когда люди имеют равное влияние и равный доступ к власти независимо от их квалификации, качества их работы или других преимуществ.

Слово «меритократия» также часто используется для определения формы общества, в котором богатство, престиж и социальный статус определяются проявлением таланта, способностей и интеллекта либо через соревнование, либо через другие проявления идей и навыков, а также через уверенность в достижениях.

Задачи и социальный престиж должны быть заслуженными, а не унаследованными или переданными произвольным группам людей. Меритократия используется для характеристики и критики конкурентных обществ, которые могут оправдать резкое снижение доходов, богатства и статуса населения уровнем таланта, личных качеств, навыков, мотивации и усилий.

Таким образом, слово меритократия можно интерпретировать как принцип справедливости (иногда описываемый как утопический). В то же время меритократия подвергается критике как идеологический инструмент для легитимации неравной политической системы.

Происхождение термина «меритократия»

Происхождение термина «меритократия»

Термин «меритократия» был впервые использован Майклом Янгом в его работе 1958 года «Возвышение меритократии». М. Янг использовал его для описания будущего общества, в котором социальный статус человека определяется интеллектом (измеряемым коэффициентом интеллекта) и достижениями.

В этой утопии «меритократии» развивается меритократия элитарных людей. Это правительство, лидеры которого ставят себя выше масс и в конечном итоге свергаются силой. Такое общество, которое ранжирует людей только по их талантам и достижениям, становится диктатурой производительности и в конечном итоге саморазрушительным.

Философ Майкл Сэндел критикует крайности так называемой «меритократии» и отмечает растущую тенденцию к меритократии, особенно в США с 1980-х годов. Он призывал преодолеть социальное противоречие между элитарным «академическим образованием», с одной стороны, и «практической деятельностью» на производстве, с другой. М. Сандел призвал к восстановлению «достоинства труда» в экономическом, культурном и политическом плане и с целью общего блага. По его мнению, существует чрезмерная академизация меритократии и противоречие между академическим, элитарным образованием и продуктивной, практической работой, которое разрушает демократию.

В нем автор этого «социологического романа» обличает порочные последствия английской системы образования и развивает мысль о том, что эта далеко не идеальная модель, доведенная до крайности, создает неприемлемые ситуации для «недостойных» людей. Майкл Янг описывает общество, в котором люди, находящиеся в нижней части социальной пирамиды, не могут защитить себя от злоупотреблений со стороны авторитарной элиты. Он был очень огорчен тем, что придуманный им термин использовался в противовес тому, что он хотел осудить.

Меритократическая модель

Меритократическая модель — это принцип или идеал социальной организации, целью которого является вознаграждение наиболее достойных людей в различных областях (государственные учреждения, образовательные учреждения, военные учреждения и т.д.) в соответствии с их заслугами (способностями, квалификацией, усилиями, навыками, интеллектом, добродетелями), а не в зависимости от их социального происхождения (классовая система), богатства (социальное воспроизводство) или личных отношений (непотизм).

Исследователи указывают на недостатки. В отсутствие подлинного равенства возможностей способность меритократии самостоятельно устранить (социальное, культурное и т.д.) неравенство ограничена. Его эффективность (как правового принципа) сомнительна.

По мнению большинства исследователей, истинной меритократии, в которой каждый получает то, что заслуживает, никогда не существовало. Причина — отсутствие запланированных и достаточно эффективных мер по компенсации недостатков.

На протяжении всей истории человечества были сторонники меритократических систем. В основе многих меритократических аргументов лежит идея о том, что лучшая работа должна вознаграждаться. Также утверждается, что меритократия стимулирует прогресс, помогает строить общество и, следовательно, приносит пользу обществу в целом.

В то время как социальный статус исторически передавался аристократии, положение человека в меритократии должно определяться исключительно текущими, индивидуально измеряемыми талантами и способностями. Здесь следует избегать привилегий, основанных на происхождении, таких как социальный класс. Привилегии, основанные на религии, этнической принадлежности или половой принадлежности, также неприемлемы.

Поэтому «идеальная меритократия» требует полного равенства возможностей, т.е. независимости результатов работы от отношений, происхождения и т.д., а также социально эффективного признания фактических различий в результатах работы.

Что такое меритократия?

Меритократия — это принцип управления (или другой структуры), который гласит, что важные решения принимаются компетентными и способными людьми. Легко заметить, что такой подход контрастирует с классической демократией, в которой каждый член общества может влиять на решения. Меритократия, с другой стороны, означает, что право голоса имеют только те, чья компетентность не вызывает сомнений у остального общества.

Исторически существует два подхода к пониманию меритократии:

  • для одарённых, способных и хорошо подготовленных людей создаются условия, в которых они могут «пробиться» на важные должности, занять высокое общественное положение. То есть, они достойны быть во власти, поскольку от природы (или благодаря собственным усилиям) обладают нужными навыками и знаниями.
  • на важные должности назначаются люди, которые прошли для этого специальную подготовку и обучение (то есть, они достойны быть во власти, потому что их специально к этому готовили).

Термин меритократия происходит от двух слов: латинского meritus (достойный) и древнегреческого κράτος (власть). Таким образом, оно буквально означает «сила достойных».

В современных демократических государствах политическое руководство формируется в соответствии с предпочтениями народа. Таким образом, страной управляют люди, которые по тем или иным причинам пользуются популярностью у большинства избирателей. Но причины предпочтений людей редко бывают объективными. Это приводит к власти людей, которые преуспевают в популизме и демагогии, но могут оказаться посредственными лидерами, политиками и экономистами.

Меритократия призвана решить эту проблему. Такая форма правления подразумевает, что любой человек, занимающий важную руководящую должность, стоит больше, чем другие кандидаты на эту должность. То есть он получил работу не потому, что он кому-то нравится или потому, что он умеет красиво обещать, а потому, что у него есть необходимые знания, навыки и опыт.

Современная концепция меритократии

Некоторые основные идеи меритократии можно найти у Платона и Конфуция. Однако современная теория, которая полностью описывает и обосновывает эту модель управления, была сформулирована только во второй половине двадцатого века. Его автором был английский социолог Майкл Янг (1915-2002), который описал эту концепцию вместе с П. Уиллмоттом в своей антиутопической работе «Возвышение меритократии» (1958).

Майкл Янг

В работе описывается общество, в котором социальный статус человека определяется его IQ. Все граждане с самого начала имеют равные возможности, но только талантливые люди с высоким IQ могут подняться к власти. Янг считает такой подход ключом к будущему глобальному прогрессу.

Современные сторонники меритократии считают, что это революционная форма правления, которая рано или поздно заменит демократию и другие устаревшие политические системы. В своем обосновании они называют четыре типа политических элит:

  • элита крови – люди дворянского происхождения, которые претендуют на власть благодаря родству с королевскими семьями;
  • элита богатства – люди, сосредотачивающие власть в своих руках благодаря богатству и влиянию;
  • элита заслуг – люди, которых выбирают за прошлые заслуги (народные артисты, космонавты и спортсмены, становящиеся депутатами);
  • элита знаний – те, кто пришёл во власть благодаря компетентности, знаниям, таланту и высоким моральным качествам.

Кровная элита доминирует в традиционном обществе. В индустриальном обществе к власти пришла элита богатства, в постиндустриальном — элита ценностей. Это одна из характеристик демократии, а именно то, что граждане охотно избирают тех, кто им нравится, не задумываясь об их способностях и лидерских качествах. Меритократия, с другой стороны, означает, что руководство государства или любой другой структуры формируется исключительно элитой четвертого типа.

В чём суть теории?

Сторонники этого принципа правления считают, что необходимо создать механизмы, обеспечивающие приход к власти наиболее талантливых, образованных и трудолюбивых людей. Должна быть свободная конкуренция, чтобы гарантировать, что самые достойные люди занимают самые важные должности.

Например, американский социолог Дэниел Белл в своей монографии 1973 года «Грядущее постиндустриальное общество» писал, что только меритократия может устранить бюрократию и другие препятствия для эффективной социальной организации. Он утверждал, что принципы меритократии должны соблюдаться во всех сферах жизни.

Иерархия в правительстве и других учреждениях должна быть основана исключительно на «принципе заслуг». То есть, людей следует назначать на должности, где они действительно эффективны, за счет таланта, способностей, опыта и моральных качеств. Такие факторы, как личная популярность или «нужные» контакты, не должны оказывать никакого влияния.

Meritokratiya fenomeni

Меритократия тамойилини «инсон о’зи яшайдиган джамиятга лойикдир» со’злари билан ифодалаш мумкин. Agar har bir kishi mukammallikni talab qilsa, uning qobiliyatini anglab etsa, unda bunday jamiyat uyg’un bo’ladi va barchasining barchasi «taqdirga ko’ra mukofotlanadi». Meridokratiya fenomenining kelib chiqishi Qadimgi Xitoyda, Zhao sulolasining davrida, Konfutsiylik asosidagi hukmronlik elita ega bo’lishi kerak bo’lgan olijanob qadriyatlar va mezonlarga asoslangan:

meritokratiya printsipi

  • sharaf;
  • insoniyat;
  • doimiy o’z-o’zini yaxshilash, hayot tarzini va o’z xalqi uchun namuna sifatida.

Meritokriyat — ijobiy va salbiy tomonlari

Меритокрият асосан акслоки мя’йорларга асослангян кучдир. Turli yo’nalishdagi falsafiy oqimlarda iste’dodli va ruhan ilhomlangan kishilarning jamiyat shakllanishiga ijobiy ta’siri kuzatildi va madaniyatning paydo bo’lishi ruhiy jihatdan bir buyuk odam bo’lib, ривойланиш йо’лидаги улкан ютукни яратиб, ксудо г’оясини тушуниб, джамиятга айлантирди.

  • iqtidorli rahbarlar sivilizatsiyaning rivojlanishiga hissa qo’shadilar;
  • mamlakat ravnaqi;
  • tizimda o’sish ehtimoli: pastdan yuqoriga va asta-sekin ish stajiga ko’tarilish;
  • siyosiy qadriyatlarni aloqalaridan, irqiy kamsitishlaridan va «ularning» odamlarini reklama qilish uchun adolatli taqsimlash;
  • yuqori darajadagi ong va salohiyatga ega har bir kishi siyosiy jihatdan muhim ahamiyatga ega bo’lishni talab qilish huquqiga ega.

Meritokratiyani tanqid qilish jamiyat oldida qobiliyat va mahorat o’lchovlarini aniqlashning universal usullari yo’qligi bilan yakunlanadi. Maykl Young, agar siz faqlni ulug’layotgan bo’lsangiz, unda shunday universal qadriyatlar: empatiya, mehribonlik, xayoliylik muhim ahamiyatga ega. Oddiy qobiliyatli odamlar oldida intellektual rivoji ustiga qurilgan jamiyat tarixda ko’p asrlar davomida kuzatilgan adolatsizlikni tug’diradi.

Davlat xizmatida meritokratiya

Меритокрият шаксий ютукларга асосланган квватдир ва бир кятор ривойланган давлатларда замонавий давлат ксизматининг асосидир. Loyiq nomzodlar tanlovi ochiq raqobat usulida, har kim o’zini o’zi e’lon qilishi mumkin. Tanlov qanday amalga oshiriladi:

  1. Kollegiyaning tarkibi mustaqil kuzatuvchilar tomonidan tuziladi, ular raqobat sharoitlarini ta’minlashga yordam beradi.
  2. Ishni baholashning ob’ektiv mezonlari va u yoki bu lavozimga murojaat etuvchi mahoratlar ishlab chiqilgan.

История

Древние времена: происхождение в Китае

Ученые сходятся во мнении, что самый древний пример административной меритократии, основанной на экзаменах на государственную службу, восходит к древнему Китаю. Эта концепция восходит как минимум к шестому веку до нашей эры, когда ее отстаивал китайский философ Конфуций, который «выдвинул идею о том, что те, кто правит, должны делать это на основе заслуг, а не наследственности».

Когда династии Цинь и Хань разработали меритократическую систему для поддержания власти в великой империи, правительству пришлось содержать сложную сеть чиновников. Кандидаты на государственную службу могли быть выходцами из сельской местности, а государственные должности не ограничивались дворянством. Рейтинг определялся результатами экзаменов на гражданской службе, а образование стало ключом к социальной мобильности. После падения династии Хань, в период Троецарствия была введена девятиуровневая система.

Одним из самых ранних примеров меритократической системы государственного управления была императорская бюрократия в Китае. С 200 года до н.э. династия Хань приняла конфуцианство в качестве основы своей политической философии и структуры, которая включала революционную идею замены кровавой аристократии добродетелью и честностью, а вместе с ней и требование, чтобы административные назначения основывались исключительно на заслугах. Согласно этой системе, каждый, кто сдавал экзамен, мог стать государственным служащим — должность, которая приносила богатство и почет всей семье. Также благодаря китайскому влиянию, первая европейская государственная служба появилась не в Европе, а в Индии, благодаря британской Ост-Индской компании, директора которой набирали и продвигали своих сотрудников через конкурсные экзамены, чтобы предотвратить коррупцию и фаворитизм.

13 век

Будучи восточноазиатским соседом Китая, который позже основал в Китае династию Юань, Монгольская империя в значительной степени полагалась на меритократию и выборную монархию.

Тех, кто был умелым и храбрым, назначали военачальниками. Тех, кто был ловким и проворным, я сделал пастухами лошадей. Тем, кто не был искусен, я давал небольшой кнут и отправлял их пастухами.

В Монгольской империи большинство нойонов и военачальников избирались и продвигались по службе по заслугам, а не по учтивости.

Историки считают выдающихся монгольских генералов, таких как Субутай Благородный, Джебе и Мукали, примерами монгольской меритократии, поскольку они происходили из скромного происхождения, но в итоге стали одними из самых выдающихся генералов Чингисхана.

14 век

После разделения Монгольской империи меритократия со временем была заменена аристократией, а затем полностью исчезла в период правления династии Юань и ильханата. Она останется в составе других отколовшихся ханств, а именно Золотой Орды и Чагатайского ханства.

Более поздние империи, такие как империя Тимуридов, также ввели меритократию. В конце концов, меритократия исчезла в степи, когда кочевые империи и ханства начали распадаться. Однако Китай эпохи Мин вернулся к меритократии в своей военной и административной организации.

17 век: распространение на Европу

Концепция меритократии распространилась из Китая в Великобританию. В шестнадцатом веке он распространился в Индии, а затем в континентальной Европе и Соединенных Штатах. С переводом конфуцианских текстов в эпоху Просвещения концепция меритократии достигла интеллектуалов на Западе, которые увидели в ней альтернативу традиционному античному режиму в Европе. Вольтер и Франсуа Кинэ положительно отзывались об этой идее, причем Вольтер говорил, что китайцы «довели до совершенства науку морали», а Кинэ выступал за создание экономической и политической системы по китайскому образцу.

Современные меритократические движения

Партия меритократии

В 2007 году анонимная британская группа под названием «Партия меритократии» опубликовала свой первый манифест, к которому с тех пор добавила более двух миллионов слов на эту тему (охватывающих Гегеля, Руссо, Шарля Фурье, Анри де Сен-Симона и различных других философов, ученых, реформаторов и революционеров). Таким образом, «Партия заслуг» ставит перед собой следующие цели:

  1. мира, в котором каждый ребенок имеет равные шансы на успех в жизни.
  2. Отмена партийной политики.
  3. Только те. с соответствующим образованием и опытом работы должно быть разрешено голосовать, а не только любому, кто достиг возраста 18 или 21 года.
  4. Введение 100% налога на наследство, чтобы сверхбогатые больше не могли передать свое богатство избранным (своим привилегированным детям). Это означало бы конец элитных династий и наследственной монархии.
  5. Радикально реформированная система образования, основанная на типах личности MBTI и идеях радикальных новаторов, таких как Рудольф Штайнер. и Мария Монтессори.
  6. Заменить свободный рыночный капитализм на социальный капитализм и заменить демократию полностью прозрачной меритократической республикой в ​​соответствии с меритократической конституцией.
  7. Конец семейственности, кумовства, дискриминации, привилегий и неравных шансов.

На своем сайте Партия меритократии перечисляет пять меритократических принципов и тринадцать основных целей. Международная партия меритократии — это собрание всех политических партий меритократии в мире и место, где их можно найти в соответствии с их страной происхождения.

Критика

Термин «меритократия» изначально задумывался как негативное понятие. Одной из основных проблем меритократии является неточное определение заслуг. То, что считается заслугой, может отличаться от взглядов на то, какие качества считаются наиболее достойными, что поднимает вопрос о том, что является наивысшей «ценностью» или, другими словами, что является «лучшим» стандартом. Поскольку воспринимаемая эффективность меритократии основана на воспринимаемой компетентности сотрудников, этот критерий заслуг не должен быть произвольным и должен также отражать компетенции, необходимые для выполнения поставленных задач.

Другой вопрос — доверие к правительству и система оценки заслуг каждого человека. Поскольку система заслуг опирается на стандарт производительности для измерения и сравнения людей, система, с помощью которой это делается, должна быть надежной для того, чтобы оценка их работы точно отражала их потенциальные компетенции. Стандартизированные тесты, отражающие процесс отбора по заслугам, критикуются за то, что они слишком жесткие и не могут точно оценить многие ценные качества и навыки учащихся. Теоретик образования Билл Айерс пишет об ограничениях стандартизированных тестов, что «стандартизированные тесты не могут измерить инициативу, креативность, воображение, концептуальное мышление, любопытство, усилия, иронию, суждения, обязательства, нюансы, добрую волю, моральные размышления или многие другие ценные навыки и качества. Что они могут измерить, так это отдельные навыки, конкретные факты и функции, знание содержания, менее интересные и менее важные аспекты обучения». Самооценка учителей, основанная на результатах работы, потенциально может оценить ценные качества, которые не могут отразить стандартизированные тесты, но она ненадежна, поскольку мнения, идеи, предубеждения и нормы учителей сильно различаются. Если система оценки коррумпирована, непрозрачна, самодовольна или несовершенна, решения о том, кто обладает наилучшей квалификацией, могут быть весьма ошибочными.

Уровень образования, необходимый для того, чтобы быть конкурентоспособным в условиях меритократии, также может быть ошибочным. дорогостоящим, фактически ограничивая кандидатов на руководящие должности теми, у кого есть средства для получения необходимого образования. Примером тому был самопровозглашенный китайский мессия студент Хун Сюцюань, который не мог позволить себе продолжить образование, несмотря на первое место на национальном имперском предварительном экзамене. Хотя он пытался учиться частным образом, Хонг в итоге провалил последующие экзамены и не смог стать государственным служащим. Утверждается, что этот экономический аспект меритократии сохраняется и сегодня в странах без бесплатного образования, например, в Верховном суде США, который состоит только из судей, учившихся в Гарварде или Йеле, и обычно рассматривает кандидатов в адвокаты только из пяти лучших университетов, тогда как в 1950-х годах эти два университета давали только около одной пятой судей. Даже если образование бесплатное, ресурсы, которые родители студента могут предоставить вне учебного плана, такие как репетиторство, подготовка к экзаменам и финансовая поддержка расходов на проживание во время обучения в вузе, повлияют на образование и успеваемость студента. социальный статус в меритократическом обществе. Это ограничивает справедливость и равноправие любой меритократической системы. Аналогичным образом, феминистские критики отмечают, что многие иерархические организации на самом деле отдают предпочтение людям с непропорционально большим количеством неформальной поддержки (например, наставничество, устное общение и т.д.), так что только те, кто получает такую поддержку, скорее всего, воспринимают эти организации как меритократические.

Современные меритократические движения

Партия меритократии

  1. Мир, в котором каждый ребенок имеет равные шансы на успех в жизни.
  2. Отмена партийной политики.
  3. Только лица с соответствующим образованием и опытом работы должны иметь право голосовать, а не только лица, достигшие 18 или 21 года.
  4. Введение 100% налога на наследство, чтобы сверхбогатые больше не могли передавать свое состояние избранным (своим привилегированным детям). Это означало бы конец элитных династий и наследственной монархии.
  5. Радикально реформированная система образования, основанная на МБТИ типы личности и идеи радикальных новаторов, таких как Рудольф Штайнер и Мария Монтессори.
  6. Заменить капитализм свободного рынка с социальный капитализм и заменить демократию полностью прозрачной меритократической республикой в ​​соответствии с меритократической конституцией.
  7. Конец кумовство, кумовство, дискриминация, привилегии и неравные шансы.

На своем сайте Партия меритократии перечисляет пять принципов меритократии. 53 и тринадцать ключевых целей. Международная меритократия — это сборник всех меритократических политических партий в мире и мест, где их можно найти в зависимости от страны происхождения.

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий