Министерство здравоохранения и социального обеспечения США (CDC) даже выпустило бесплатное приложение (на английском языке), с помощью которого родители могут следить за развитием навыков своего ребенка и получать советы о том, как стимулировать его развитие.
Временные рамки
Так неужели только прилагательные «маленький» и «беспомощный» описывают ребенка в младенчестве? Если говорить о возрастном диапазоне (до 1 года), то да. Младенчество — это период жизни между двумя кризисами: первым месяцем и первым годом жизни ребенка.
- Кризис первого месяца характеризуется адаптацией малыша к жизни вне утробы матери. Происходит кризис физического отделения маленького человечка от матери.
- Кризис первого года в психологии связывают с освоением навыков хождения и речи.
Советский ученый и психолог Л.С. Выготский выделял возрастные периоды именно в соответствии с границами кризисных стадий. Однако он считал, что во время кризиса происходят не только негативные изменения (нарушения сна, кормления и поведения), но и, несомненно, позитивные: ребенок приобретает новый значимый для него навык, который дает ему возможность развиваться на новом уровне. Изменяется личность ребенка.
Осваивает ли ребенок этот навык в первый месяц своей жизни? Физически — нет. Психологически — да. Он учится воспринимать себя как отдельное от матери существо. Аналогичным образом, он научится всему, что поможет ему адаптироваться в социальном, умственном и эмоциональном плане.
Соответственно, границы младенчества — от 2 месяцев до года. Это так называемая стабильная фаза, в которой ребенок развивается, выходя из кризиса. После этого младенец вступает в новую фазу (раннее детство), которая также заканчивается кризисом в возрасте 3 лет: Ребенок осознает себя как независимого члена общества, как самостоятельную и значимую личность.
В младенчестве основной деятельностью ребенка является непосредственное эмоциональное взаимодействие с окружающими его людьми. Младенец полностью зависит от взрослого: физическое развитие, режим дня, правильное питание, своевременная медицинская помощь, когнитивные, двигательные и языковые навыки — всему этому учит мать и развивается с ее помощью, на ее примере.
Больше общайтесь со своим ребенком. На этом этапе потребность ребенка в эмоциональном контакте с матерью особенно велика. Ваш нежный голос, колыбельные, плач и улыбки дают малышу ощущение спокойствия и безопасности, необходимое для полноценного развития.
Речь младенцев
С рождения и до первого года жизни речь ребенка в основном пассивна. На данном этапе:
- учится понимать интонации;
- запоминает простые речевые конструкции;
- накапливает запас понимаемых слов (предметов и действий), которые пока не может произносить;
- развивает артикуляционный аппарат.
Не умея говорить, ребенок, тем не менее, испытывает большую потребность в эмоциональном общении со взрослыми. Он учится этому, проходя через несколько последовательных этапов:
- плач (простой, а затем интонационно окрашенный);
- гуление;
- лепет (цепочки слогов, неосознанно произносимые простые слова);
- подключение жестов к процессу общения;
- первые слова.
Автономная речь, переходная фаза между пассивной и активной речью, развивается в возрасте одного года. Иногда его также называют «детский лепет». Это своего рода эмоциональная связь со взрослым в конкретной ситуации. Конечно, это общение, но оно понятно только ребенку и его родителям.
Язык этого ребенка отличается от языка взрослых в плане артикуляции, фонетики и семантики (слова с несколькими значениями, звукоподражания, искажения, фрагменты слов, понятных взрослым). Синтаксические конструкции в этот период также строятся «по желанию» — их «слова» не связаны между собой обычными для взрослых связями, им не хватает связности, соподчинения, контроля и т.д.
Психология возраста утверждает, что начало и конец этой автономной речи одновременно являются началом и концом кризиса первого года.
Предметная и двигательная деятельность
Эти два вида деятельности в младенчестве тесно связаны и развиваются в определенном порядке.
- Зрение новорожденного еще довольно слабо развито, глаза видят как бы автономно друг от друга. К началу младенчества они перестают расходиться в разные стороны, кроха умеет сосредотачиваться на предмете, который видит одновременно и четко обоими глазами, – зрение становится бинокулярным.
- Начальный период младенчества характеризуется появлением у ребенка комплекса оживления – двигательных и эмоциональных реакций на появление близких людей. С каждым месяцем комплекс проявляется все активнее. Малыш привлекает к себе внимание сначала для общения, затем – для совместных игр.
- С 2 месяцев до года малыш последовательно учится держать голову, переворачиваться, садиться, ползать, вставать, ходить. Каждый новый навык открывает перед ребенком новые возможности для изучения окружающей действительности, раздвигает доступные границы пространства.
- Действия с предметами. К 6 – 7 месяцам рефлекторное хватание постепенно переходит в осознанный, намеренный акт. Затем малыш учится раскрывать ладонь по размеру предмета, захватывать мелкие детали, манипулировать предметами или игрушками. Это еще не полноценные действия с предметами, поскольку они используются не по своему назначению (ребенок их крутит в ручках, стучит по поверхности или друг о друга, тянет в ротик).
- К концу года вырабатывается управляемость движений, их произвольность и целенаправленность. Малыш понимает, какой предмет он хочет взять и зачем. Это основа для развития дальнейшей полноценной предметной деятельности.
Фактически она начинается в кризис первого года жизни, когда ребенок обретает способность ходить. Его руки теперь свободны для захвата и манипулирования предметами или игрушками. «Реальная» предметная деятельность характеризуется использованием предметов по их прямому назначению. Это то, чего ваш ребенок еще не знает. Ему придется учиться этому самому у взрослых, развивая определенные навыки:
- понимать назначение конкретных предметов;
- осваивать способы действий с разными предметами;
- усваивать технику выполнения этих действий.
Структура и динамика ведущей деятельности в младенческом возрасте
Основной деятельностью в первой половине младенчества является эмоциональное общение со взрослым. Начиная с третьего месяца жизни, младенец ищет его и привлекает внимание матери.
Во второй половине ребенок становится все более подвижным. Он может самостоятельно поворачиваться, учится хватать, сидеть и ползать. Он все больше и больше сосредотачивается на знакомстве с окружающим миром. Обращение с предметами становится основой его деятельности примерно в 9 месяцев. Он еще не умеет использовать их по назначению, но находит им собственное применение.
Ему нужна помощь взрослых, чтобы перейти к предметной деятельности (использованию вещей по назначению). Смена деятельности в возрасте одного года знаменует собой окончание периода младенчества и начало фазы раннего детства.
Общение младенцев со взрослыми
В первый год жизни младенец полностью зависит от окружающих его взрослых. Его основная потребность — чувство безопасности. Именно это чувство дает ребенку понять, что все в порядке и нет никаких угроз. Когда эта потребность полностью удовлетворена, ребенок открыт миру и готов к взаимодействию с ним.
В психологии понятие «диада мать-ребенок» или «пра-мя» было введено для фазы младенчества. Она определяет духовную общность младенца и взрослого, ухаживающего за ним. В этот период младенец не осознает себя, не только не узнает себя, но и воспринимает свои конечности как инородные тела. Поэтому взрослый становится центром взаимодействия с ребенком, а ребенок — с миром.
Первое полугодие характеризуется ситуативно-личностным общением между младенцем и матерью. Он проявляется в комплексе расширения возможностей, который знаменует собой окончание неонатального кризиса. Для него характерны концентрация взгляда на лице матери, приветливая улыбка и активные движения, привлекающие внимание взрослого. Это чисто эмоциональное общение. Доброжелательное отношение матери к ребенку в этот период является гарантией нормального когнитивного и умственного развития в последующей жизни.
Вторая половина периода характеризуется ситуативно-оперативным общением. Он формирует основу для тематических мероприятий. Ребенок вступает в эту фазу, когда учится хватать предметы. Ребенок использует не только мимику и звуки, но и жесты, позы тела и другие вещи для установления контакта со взрослым. Он может указывать, подходить, уходить, бросать, просить игрушку. У младенцев есть потребность в совместной деятельности с матерью.
Именно в это время формируется привязанность. Это ключ к психическому здоровью ребенка. Он разделен на три этапа:
- Младенец ищет контакт и близость с любым взрослым в поле зрения.
- Начинает отличать «своих» от «чужих».
- Формируется привязанность к наиболее значимым взрослым.
Обширное общение с младенцем обеспечивает успешное физическое, умственное и эмоциональное развитие.
Основные новообразования младенческого возраста
Самые важные достижения младенчества — это умение ходить и первые осознанно произнесенные слова. Способность двигаться без помощи взрослого приводит ребенка в новую фазу познавательной активности. В психологии она рассматривается как субъект, способный к самостоятельным действиям. Это связано с возникновением мотивационных потребностей. Это эмоционально окрашенные образы объектов, которые появляются в памяти ребенка и с которыми ассоциируются некоторые его потребности. Это означает, что ребенок, хотя и хочет пить, указывает на корыто или чашку или тянется к ним.
Ближе к концу младенчества дети учатся произвольно обращаться с предметами. Они постепенно переходят от действий с предметами к действиям с предметами.
Однако для такого успешного перехода необходима помощь взрослого. Только благодаря подражанию родителям ребенок поймет, как использовать предмет по назначению.
В возрасте одного года ребенок научился:
- назначение простых предметов (ложка, тарелка, стул);
- способы действия ими (ложкой едят, на стуле сидят);
- технику выполнения действия (ложку нужно взять в руку, попытаться зачерпнуть пищу).
Примерно в возрасте одного года ребенок эмоционально отделяется от матери или другого значимого взрослого. С появлением языка меняется социальная ситуация и появляются новые возможности для общения.
Новым явлением в развитии ребенка в возрасте около одного года является переход от пассивной речи через автономную фазу к активной речи. Если раньше ребенок понимал только ударения и части слов, то теперь он формирует свой собственный «птичий язык». Его понимают только те люди, которые ежедневно с ним соприкасаются.
Автономная речь является типичной:
- Многозначность одних и тех же слов, многое зависит от эмоциональной окраски и ситуации.
- Несовпадение с нормальной речью не фонетически не артикуляционно.
- Сложно найти связь между произносимыми словами. Фразы больше напоминают эмоционально окрашенные восклицания.
Многие психологи связывают появление автономной речи с наступлением кризиса первого года жизни. Переход от этого языка к нормальному языку связан с окончанием кризиса.