Интуиция в философии это. Интуиция в философии это.

Чтобы получить доступ к своей интуиции, необходимо углубить связь с ней, и медитация является прекрасным инструментом для этого. Регулярная медитация поможет вам очистить свой разум от отвлекающих факторов и научит вас лучше распознавать тонкие импульсы изнутри себя.

Интуиция

Научно-популярный журнал: «Философия и жизнь»

Интуиция — это латинский глагол intueri, который означает «смотреть» или «видеть». Таким образом, интуиция — это вид ментального озарения со всеми присущими ему характеристиками непосредственности, прямоты, простоты и двусмысленности. Интуиция означает ощущение или подозрение чего-либо без возможности объяснить или четко доказать правильность своей интуиции. Интуиция предшествует рациональному мышлению, но разум, не обладающий интуицией, был бы слеп. Оно просто потеряет способность мыслить. В философском словаре термин «интуиция» имеет множество значений, но все они группируются вокруг трех основных концепций, предложенных соответственно Декартом, Кантом и Бергсоном.

Интуиция по Декарту

Согласно Декарту, интуиция — это «понимание ясного и внимательного ума, которое происходит так легко и ясно, что не остается никаких сомнений в том, что мы понимаем» («Правила для направления ума», III). Это просто мысленный взгляд, направленный на что-то очень простое; очевидное признание очевидного. «Таким образом, каждый может признать своим умом, что он существует, что он думает, что треугольник ограничен только тремя линиями, а шар — только площадью». В этом смысле интуиция противоположна дедукции или умозаключению, хотя она делает возможным и то, и другое. Существуют цепи мыслей, в которых интуиция видит каждое звено, благодаря чему вся цепь может быть схвачена мыслью, может последовать «непрерывное движение мысли», освещающее каждое звено ясным светом интуиции. Чтобы понять, пишет Декарт, что два плюс два — это та же сумма, что и три плюс один, нужно не только интуитивно понимать, что два плюс два равно четырем и три плюс один тоже равно четырем, но и то, что первое неизбежно следует из двух последних. Таким образом, интуиция может обойтись без логической деятельности, но логическая деятельность не может обойтись без интуиции.

Согласно Канту, интуиция — это способ, с помощью которого познание обращается непосредственно к тому или иному объекту, через который мы воспринимаем объект как данность (Критика чистого разума, Трансцендентальная эстетика, §1). Но человек не обладает ни интеллектуальной, ни творческой интуицией. Его интуиция чувственна и пассивна, это рецептивная чувствительность (и это только «способ, которым объекты касаются нас»), а ее чистые формы — пространство и время. Интуиция противопоставляется концептуальному познанию, которое является не интуитивным, а диалектическим: «Мысли без содержания пусты, взгляды без понятий слепы» (Критика чистого разума, Трансцендентальная логика, Введение, I).

Интуиция по Бергсону

Согласно Бергсону, интуиция — это прежде всего метод, который позволяет нам обнаружить реальные проблемы и реальные различия (существенные и не постепенные), двигаясь «внутри объекта в поисках соответствия тому, что в нем уникально и потому невыразимо», в частности, его длительности и его существенной подвижности. Интуитивное мышление — это мышление с длительностью и движением. В этом смысле интуиция противостоит анализу (как выражение вещи в качестве «функции того, чего нет») или интеллекту (который отталкивается от неподвижного), так же как метафизика противостоит научному знанию (которое знает только пространство), а абсолютное — относительному («Мышление и подвижность», II и IV; см. также Делез «Бергсонизм», 1966, глава I).

Во всех трех случаях определение интуиции является положительным, хотя и с заметными различиями. Интуиция является предпосылкой всякого мышления (Декарт), всякого познания (Кант), наконец, всякого понимания Абсолюта, который есть дух, длительность, чистое изменение (Бергсон). Интуиция делает мышление видимым (Декарт), придает ему объект (Кант) или абсолютность (Бергсон). Всех трех авторов объединяет одна характеристика интуиции: непосредственность. Он может быть использован в качестве основы для общего определения. Интуиция — это все прямое познание, если мы признаем, что это действительно познание.

Что такое интуиция

Слово «интуиция», пришедшее из латыни, происходит от глагола, означающего «воспринимать непосредственно», «смотреть умом». Именно так римлянин Боэций интерпретировал глагол intueri.

Что означает слово «интуиция» и каково его значение сегодня? Значение интуиции в философии не было четко прояснено; предлагаются следующие интерпретации:

  • вид простого созерцания – знание, приходящее как неожиданное озарение после длительной мозговой деятельности, такой философский вывод делал Платон;
  • понятие чистого ума, без участия воображения, не вызывающее сомнения в правильности мысли – это есть гарант истинности, считал Р. Декарт;
  • тайна безоговорочной достоверности, заключенная только в чувственности, так утверждал Л. Фейербах;
  • инстинктом называл интуицию З. Фрейд и считал ее первопринципом творчества, лежащим на скрытом бессознательном уровне.

Подобные заявления не помешали другим философским течениям объяснить, что такое интуиция. Согласно их определению, это бессознательный ход мыслей, не основанный ни на логике, ни на действии. В этом случае интуиция — это божественное откровение.

Таким образом, в философии интуиция — это не что иное, как постижение истины простым способом, не требующим доказательств или углубления мысли. Психологи утверждают, что интуиция — это бессознательный анализ в психологии, когда логических объяснений недостаточно.

Как работает шестое чувство

Каждый человек хотя бы раз в жизни задавал себе вопрос: «Интуиция — что это такое и как она работает?». Механизм, с помощью которого работают интуитивные процессы, индивидуален. Насколько быстро и часто принимаются интуитивные решения, зависит, например, от личности человека, его эмоционального состояния и непредвзятости мышления.

Недостаток информации и времени на интуицию компенсируется накопленными знаниями и опытом работы с рассматриваемой проблемой. Было бы ошибкой рассматривать интуитивные догадки и логические рассуждения как разные процессы. Скорее, это две стороны единого целого — интеллектуальной части личности человека.

Интеллектуальная составляющая

На вопрос «Как работает интуиция?» представители различных общественных наук отвечают единодушно: Интуиция неотделима от возникновения энергий: ментальной, физической и духовной. Это позволяет сознанию расширять диапазон восприятия и совершать интуитивные открытия.

Способы расширения сознания

Способы расширения сознания

Существует три этапа, которые позволяют развить интуицию. Человек, развивающий в себе экстрасенсорные способности, должен начать с развития интуиции. Для этого необходимо соблюдать следующие пункты:

  • Очистить разум – с помощью наблюдений за мыслями стараться игнорировать любые их проявления и прерывать разговоры внутри с незримыми собеседниками и собой;
  • Проводить практические занятия по развитию интуиции: опыты с картами (попытки угадать карту, по мере практики угадывания будут всё чаще), при телефонном звонке постараться угадать пол звонящего и т.д.;
  • Довериться инстинктам – слушать сообщения, которые посылает внутренний голос и не внимать гласу разума (при принятии решения пробовать понять, одобряет это душа или нет).

Это три обязательных этапа, через которые нужно пройти, чтобы развить такое чувство.

Интуиция – что это за способность и как ее развить

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Мы являемся современниками самого неоднозначного века в истории человечества. Это век прагматизма и рационализма.

Неудивительно, что человечество сегодня так тяготеет к тщательному мышлению, планированию и систематическому анализу.

Волны

Благодаря постепенному смещению религиозных приоритетов в сторону научных тенденций в обществе сформировался новый вид культа, где разум и здравый смысл все чаще свергают абстрактные божества с их пьедесталов и легитимно занимают их место.

Рациональное мышление, конечно, чрезвычайно полезно и помогает в большинстве случаев, но его распространение часто приводит к тому, что люди отказываются от естественных, бессознательных инструментов для исследования и познания мира.

Но действительно ли эти инструменты так плохи, и насколько они проигрывают аналитическому «софту»?

Интуиция: что такое это чувство

Эмоции человека могут зависеть от многих факторов, но особенно от его гормонального фона и общего состояния психики. Однако не стоит забывать, что эти эмоции являются одним из важнейших признаков развития не только нашего вида, но и конкретного человека.

Интуиция — это, по сути, набор «сенсорных» стереотипов, состоящих из хорошо усвоенных и таким образом адаптированных реакций на окружающую действительность. И эти реакции зависят исключительно от предыдущего опыта.

Другими словами, ребенок, который плачет при виде лающей собаки, и бизнесмен, который отказывается вести дела с неприятными партнерами, делают одно и то же. Но как это работает?

Мозг получает и обрабатывает информацию, не прерывая и не нарушая сон. Он старается быть готовым к чрезвычайной ситуации и минимизировать путь, по которому сигнал бедствия может достичь сознания. Но этот путь, говоря метафорически, так же изменчив, как двухполосное шоссе:

  1. через левое полушарие, ответственное за логическое мышление, анализ, упорядоченность, формирование логических цепочек и закономерность/последовательность выводов;
  2. через правое полушарие, которое «заведует» ассоциативным восприятием, динамичностью обновления опыта, а также творческими процессами, вдохновением и теми самыми интуитивными озарениями, в механике которых мы сейчас пытаемся разобраться.

Поэтому у каждого когнитивно нормального человека есть интуиция. И неважно, как вы назовете это чувство — это просто наша общая человеческая способность, которая помогает нам воспринимать все вокруг как единое целое.

И именно правое полушарие обеспечивает способность «улавливать» все связи между реальными вещами/объектами и виртуальными образами.

В этом случае малейшая — даже самая незначительная — информация, полученная любым органом чувств, сначала достигает правого полушария, которое напрямую связано с нашей лимбической системой, регулирующей все человеческие эмоции.

Взвешивание

Почему именно правое полушарие? Потому что левому полушарию, которое работает в основном с доказательствами и другими установленными знаниями, может потребоваться несколько минут (или даже часов), чтобы проанализировать новую информацию и прийти к выводу.

Правое полушарие, напротив, воспринимает каждый образ сразу и полностью, сравнивает его с образом, хранящимся в памяти, и сразу же делает логический вывод.

Таким образом, в глазах современников интуиция — это некое «предвидение», своего рода шестое чувство, которое обычно называют озарением, откровением или вдохновением.

И хотя взаимодействие двух полушарий оставляет желать лучшего, об этом свидетельствуют тысячи психологических экспериментов XIX и XX веков. Возьмем для примера простую и вполне повседневную ситуацию:

  1. когда-то человека ударило током из розетки;
  2. позже он попал в грозу, и молния вонзилась в землю в шаге от него;
  3. а еще в детстве он сильно испугался здоровенного гудящего жука.

Поэтому желтый трансформатор с символом молнии, который явно подключен к электричеству и издает «жужжащий» звук, вызовет у такого человека небезосновательное беспокойство. И это понятно: негативный опыт, который он когда-то пережил, безусловно, ассоциируется с образом подозрительного государства.

Интуиция в философии – это…

Со времен древнегреческих философов когнитивные процессы подразделяются на аффективные и аналитические.

Поступки людей объяснялись либо недиалектическими «душевными порывами», либо результатами долгих размышлений, будь то во время написания стихов или во время сражения.

Обеим формам мышления были приписаны определенные характеристики:

  1. логике – осознанность, преднамеренность, фактическая доказательность, основанная на точных знаниях, требует времени;
  2. интуиции – безусловность, непосредственность познания, подсознательность, мгновенность постижения.

Из-за этих характеристик создается впечатление, что первое является «законным» продуктом деятельности мозга, а второе стало возможным благодаря произволу или случайным факторам. К этому добавляется феномен непоследовательности, поскольку описания противоречат друг другу. Однако даже самые прогрессивные умы древности считали эти два понятия равнозначными!

Стрелочки

Основы западноевропейского мировоззрения, основанного на сочетании чувственного (непосредственного) познания и рационального (опосредованного) мышления, были заложены в конце девятнадцатого века, когда диалектические работы Гегеля получили признание и популярность.

Что касается современного развития концепции интуиции, философы и психологи согласны с тем, что интуитивного подхода для получения ответов или нахождения истины иногда бывает достаточно, но во всех остальных случаях требуется нечто более сильное — например, доказательство.

Интуиция — Intuition

Френологическое картирование мозга — френология была одной из первых попыток связать когнитивные функции с определенными частями мозга.

Интуиция — это способность приобретать знания, не прибегая к сознательному мышлению. Слово «интуиция» используется в различных смыслах в ряде областей, включая: прямой доступ к бессознательному знанию, бессознательное знание, внутреннее чувство, внутреннее понимание бессознательного распознавания образов и способность понимать что-то инстинктивно без сознательного мышления.

Слово интуиция происходит от латинского глагола intueri, который можно перевести как «исследовать», или от английского слова intuit — «исследовать».

Как восточные, так и западные философы глубоко изучили это понятие. Философия разума имеет дело с концепцией.

Восточная философия

На Востоке интуиция во многом переплетается с религией и духовностью, и в разных религиозных текстах существуют различные концепции.

Индуизм

В индуизме предпринимались различные попытки интерпретации ведических и других эзотерических текстов.

Для Шри Ауробиндо интуиция относится к сфере познания через самосознание; она описывает психологический уровень в человеческом существе (часто называемый на санскрите мана), который имеет две произвольные природы, первая из которых — это отпечаток психологического опыта, созданного посредством сенсорной информации (ум, стремящийся воспринимать внешний мир). Вторая природа — это природа действия, где она стремится к самопознанию, что приводит к осознанию собственного существования или осознанию гнева и других эмоций. Он называет это осознанием своей второй природы. Он отмечает, что в ходе эволюции разум привык полагаться на определенные физиологические функции и их реакции, которые являются нормальным средством установления отношений с внешним материальным миром. Поэтому, когда мы пытаемся узнать о внешнем мире, преобладает привычка узнавать правду о вещах через то, что говорят нам наши органы чувств. Однако знание через тождество, которое мы в настоящее время даем только сознанию, может быть расширено за пределы нас самих и привести к интуитивному знанию.

Он отмечает, что это интуитивное знание было присуще древнейшим людям (ведическим) и впоследствии перешло к разуму, который сегодня организует наше восприятие, мысли и действия, почерпнутые из ведической философии, метафизики и более поздней экспериментальной науки. Он обнаруживает, что этот, казалось бы, достойный процесс на самом деле является циклом прогресса, поскольку низшие мастера вынуждены перенимать как можно больше от высших методов работы. Он обнаруживает, что применение самопознания разума к себе и внешнему (другому) «я» приводит к живой, самораскрывающейся идентичности; разум также становится формой самопросветляющего интуитивного знания.

Ошо считал, что человеческое сознание развивается в восходящем порядке от основных животных инстинктов к интеллекту и интуиции, и что люди постоянно живут в этом состоянии сознания, часто переходя от одного состояния к другому в зависимости от того, насколько они близки к ним. Он также предполагает, что жизнь в состоянии интуиции является одной из конечных целей человечества.

Адвайта Веданта (школа мысли) рассматривает интуицию как опыт, через который человек может войти в контакт с опытом Брахмана.

Буддизм

Буддизм рассматривает интуицию как способность ума к прямому знанию и помещает понятие интуиции за пределы ментального процесса сознательного мышления, поскольку сознательное мышление не обязательно получает доступ к подсознательной информации и не преобразует эту информацию в коммуникативную форму. В дзен-буддизме разработаны различные техники для развития интуитивных способностей, такие как коаны, решение которых приводит к состояниям малого просветления (сатори). В некоторых частях дзен-буддизма интуиция рассматривается как состояние ума между вселенским умом и индивидуальным различающим умом.

Психология

Фрейд

Согласно Зигмунду Фрейду, знание может быть достигнуто только через психические манипуляции с вниманием. Он проводил наблюдения и отвергал все другие средства познания, такие как интуиция, и его открытия, возможно, были аналитическим поворотом его сознания в этом вопросе.

Юнг

В теории эго Карла Юнга, которую он описал в своей книге «Психологические типы» в 1916 году, интуиция — это «иррациональная функция», которая наиболее противоположна чувствам и наименее противоположна «рациональной функции» мышления и чувств. Юнг определил интуицию как «восприятие через бессознательное»: чувственное восприятие лишь как отправная точка для распознавания идей, образов, возможностей, путей выхода из заблокированной ситуации посредством в значительной степени бессознательного процесса.

Последний раз редактировалось 2021-05-19 03:32:52

intuiciya eto prostymi slovami

В современной философии существует три различных концепции интуиции:

  • Непосредственное восприятие объекта умом без вмешательства каких-либо рассуждений.
  • Непосредственное восприятие одним только интеллектом.
  • Непосредственное восприятие чувствами.

Все эти концепции схожи в том, что интуиция — это «непосредственное восприятие», но первая и третья концепции подразумевают отсутствие мышления, а вторая — отсутствие чувств.

Другими словами, современная философия понимает интуицию как восприятие, которое не является полностью непосредственным, а опосредовано либо органами чувств, либо интеллектом — априори, но не тем и другим вместе.

В философии «интуитивное знание», кажется, нуждается в объяснении, поскольку парадигма знания, начиная с Аристотеля, часто рассматривается как инференциальное знание.

Самое простое и привычное объяснение обладания интуицией заключается в том, что мы обладаем способностями, позволяющими получать такие знания.

Принятие такого объяснения равносильно допущению, что существование отправных точек знания в нашем сознании необъяснимо и должно быть принято как основной факт. Аристотель, как и Декарт, был удовлетворен этой идеей.

Кант, напротив, проводит четкое различие между посредничеством понятий и посредничеством чувств. Для Канта интуиция — это знание, полученное через органы чувств и не опосредованное понятиями.

intuiciya eto prostymi slovami

Однако для того, чтобы эти интуитивные знания были выражены, они должны быть опосредованы понятиями, чтобы можно было формировать суждения. Для Канта чувственное восприятие было способностью распознавать факты, не будучи в состоянии их выразить.

Для Витгенштейна, с другой стороны, это утверждение отражает лишь социальные условности. По мнению Витгенштейна, обладание интуитивным знанием является необходимой истиной, и не имеет значения, было ли данное событие реальным или нет.

Из этого можно сделать вывод, что для Витгенштейна наше интуитивное знание может быть опосредовано как чувствами, так и разумом, или, точнее, что «нерассудочное знание» (знание без непосредственного опыта) — это вопрос нашей предрасположенности делать определенные утверждения и является достаточным основанием для нашей веры в то, что они истинны; тогда как «интуитивное знание» (знание с непосредственным опытом) — это вопрос предрасположенности, которая обеспечивает наилучшее возможное доказательство его истинности.

intuiciya eto prostymi slovami

Для Витгенштейна выражение и присвоение знаний занимает центральное место в теории языка. Присвоение знаний и присвоение способности выражать знания не следует путать с одним и тем же.

В отношении интуиции это означает, что нам необходимо провести четкое различие между интуицией, используемой при производстве медиа (художниками, режиссерами, танцорами) и интуицией, используемой при восприятии медиа (зрителями, слушателями, читателями).

Кант рассматривает интуиции универсалий, таких как «время и пространство», и считает, что эти интуиции являются предпосылками для интуитивного познания априорных истин (как отмечено во втором издании «Философской энциклопедии»).

Интуиция — История развития понятия интуиции в философской мысли

Людмила ФирмальЛюдмила Фирмаль

Логическое мышление, методы и приемы формирования новых понятий и законы логики играют важную роль в процессе приобретения новых знаний. Однако опыт познавательной деятельности показывает, что обычной логики во многих случаях недостаточно для решения научных проблем; процесс генерирования новой информации нельзя ограничивать индуктивными или дедуктивными рассуждениями. Интуиция занимает важное место в этом процессе, придавая познанию новый импульс и направление движения. Интуиция как специфический когнитивный процесс, который немедленно порождает новые знания, так же универсальна и присуща всем людям (хотя и в разной степени), как чувства и абстрактное мышление. То, что интуиция широко распространена и универсальна, подтверждается многочисленными наблюдениями за людьми в обычной повседневной жизни; нередко в неформальной ситуации, требующей быстрого принятия решения при ограниченности информации, человек делает выбор действия так, как будто «догадался», что нужно действовать именно так, а не иначе. История человеческой цивилизации знает множество случаев, когда ученый, дизайнер, художник или музыкант добивался чего-то совершенно нового в своей области, словно «озарение» или «инстинкт». Феномен интуиции очень широк, и не все, что считается интуитивным, действительно заслуживает того, чтобы называться интуитивным.

Моя цель — прояснить роль интуиции в познавательном процессе, что она собой представляет и почему она волновала и продолжает волновать великих ученых и философов.

Интуиция (лат. intuitio — созерцание; лат. in, внутри; лат. tui — могу, могу; лат. ti (tum) — после, потом, затем, а также от лат. intueor — пристально смотреть), способность мысленно оценивать ситуацию и мгновенно принимать правильное решение, минуя логику и логический анализ. Интуитивное решение может возникнуть в результате интенсивного обдумывания решения вопроса и без него. Начало положено Платоном с его учением об идеях, которое включает в себя понятие понимания. Эпикурейцы закрепили этот феномен прямого познания или понимания в слове «навязывание». Термины для обозначения двух типов познания появляются у Филона Александрийского и позже у Плотина, который различает наложение (непосредственное, сиюминутное познание (проблеск, озарение)) и основательный разум (последовательное, диалектическое познание, с логическим выводом). Перевод термина «наложение» на латынь как «intuitus» (от глагола intueri, означающего «смотреть», «проникать глазами», «схватывать сразу») был сделан Боэцием в пятом веке. В тринадцатом веке немецкий монах Вильгельм фон Мёрбеке (1215-1286) повторил перевод Боэция, и термин «intuitus» стал частью западноевропейской философской терминологии.

В психологии интуиция понимается как способность сознания понимать объект познания непосредственно, без опосредующего влияния символических и доказательных средств. Традиционно интуиция противопоставляется разуму, то есть инференциальному способу получения знаний, опосредованному доказательствами. Строгое разделение интуиции и разума и критическая оценка способности рассуждать обычно характерны для религиозных и мистических учений и концепций. Различие между прямым и косвенным озарением не является абсолютным, хотя обычно этот термин определяется как разновидность прямого озарения, реализации, творческого просветления. В результате такого просветления, обычно неожиданного для самого человека, человек находит решение давней проблемы, правильный выход из жизненного конфликта, создает шедевры искусства, проникает в сокровенные глубины духовного мира других людей и своего собственного, иногда перерождается и получает новый смысл и цель своего личного существования.

Все мистические верования склонны к иррационализму и интуиционизму, а последний, как было установлено, поразительно похож на одно из состояний интроспекции, то есть когда внимание сосредоточено на переживании транса, особенно транса в прямом «единении» с Абсолютом. Николай Куза, будучи мистиком, был убежден, что интуицию нельзя выразить в терминах; это «мудрое незнание», бессознательное и недифференцированное знание. Он преуменьшал роль индивидуальной интуиции, поскольку она является поверхностным наблюдением, спекуляцией «visio sine comprehensione», и подчеркивал онтологическую, индивидуальную интуицию Абсолюта, т.е. Бога. Бог обладает сильной интуицией, потому что имеет диалектическую основу — он есть тождество противоположностей. Мистическая интуиция средневековых писателей разбавляется Кузанским пантеистическими мотивами. Его идея онтологической интуиции Абсолюта была развита Пикоделлой Мирандолой, а Джордано Бруно довел идею пантеистической интуиции до логического завершения.

Интуиция как трансатомный феномен получила свое обоснование в форме диалектического Абсолюта, но была представлена индивиду в форме мистической интуиции или интуиционизма.

Интуиционизм, даже дополненный диалектическим мышлением, остается интуиционизмом, если он не обсуждается в диалектической логике, логике субстанции, которая является сутью истинной интуиции, или, по крайней мере, в формальной (исключительно индуктивной) логике. Философский интуиционизм не только дополняется разумом, но в процессе понимания интуиция сама раскрывается разумом и предстает как диалектическая логика, логика логической субстанции (диалектический интуиционизм) или как формальная логика, которая не является индуктивной логикой (логический интуиционизм). Связь интуиционизма с опытом, с экстазом (с явлениями опыта, а не с логическими явлениями) не является его особой характеристикой. Скорее, это связано с его эмпиризмом. Не случайно, что N. O. В «Предисловии к первому изданию» своей работы «Обоснование интуиционизма» Лосский пишет, что работа была впервые опубликована под названием «Обоснование мистического эмпиризма».

Как уже говорилось, идеи Платона самодостаточны и потому являются не логическим феноменом, а именами понятий, материей, сущностью интеллектуальной души. Та же материя, но переживающая ее душа — это эмоции. Эти эмоции качественно и функционально различны, поскольку они диалектичны и переживаемы. Законы — это самоконтролирующие механизмы определенного вида материи. Их выражение в разуме, в свою очередь, является проявлением особого вида субстанции — интеллектуальной души человека. Восприятие бессознательного опыта соответствующей субстанции — это опыт или аффективный интуиционизм, а интуиционизм не только эмпирическое явление, но и не имеет прямого отношения к интуиции. Более того, как мы видели, эмпирический интуиционизм — это расплывчатый термин для явления, которое на самом деле является особым видом интроспекции. Николаус фон Кушан действительно пытался преодолеть эмпиризм с помощью диалектики, но его диалектика оказалась диалектической картиной. Диалектики как науки на самом деле не существует — это иллюзия, ибо только диалектическая логика существует как строгая наука, и ее законы наиболее полно представлены у Платона и Гегеля.

Дух Возрождения с его возвращением к античности породил жажду диалектики, которая нашла свое высшее выражение в современную эпоху в лице Гегеля. Новый век стал возвращением к античности и, следовательно, к врожденной интуиции Платона о бессознательном. Однако исследователи были обеспокоены тем, что врожденная интуиция с ее диалектической логикой применима не ко всем областям знаний. Особенно ярко это проявилось в возникновении так называемого логоматематического рационализма. Была обнаружена связь между интуицией и рефлексией и ее связь с эмпирической практикой. Это противоречило классическому взгляду на интуицию, но от этого нельзя было сразу отказаться, так как новые философы обратились к онтологическим проблемам и идее субстанции (в то время как логоматематический «рационализм», как выяснилось позже, имел другой объект исследования).

Вопрос о соотношении интуитивного и диалектико-логического всегда был столь же проблематичным, сколь и традиционным в истории эпистемологии. По мнению многих исследователей, этот вопрос неслучайно связан с самой интуицией. По крайней мере, в анализе интуиции как эпистемологической проблемы она занимает важное место.

Особенно остро этот вопрос встает в связи с изучением характера и специфики формирования системы современного научного знания. «Математизация и формализация знания, — отмечает П.В. Копнин, — стремление окончательно вытеснить в нем интуитивный момент, стали фактом жизни. В то же время, однако, существует и другая тенденция — включение этого интуитивного момента в качестве основного средства прихода к новым теоретическим построениям. Конечно, знания все больше стремятся к логической строгости, которая включает в себя формализацию. Остановить это движение невозможно, да и не нужно. В то же время наука по-прежнему нуждается в выходе из жесткого деспотизма формальной логической дедукции, в скачках, в движении мысли к принципиально новым результатам, в смелом предложении идей и концепций, которые сегодня уже не находят строгого логического обоснования. Без них наука не может успешно развиваться.

Существуют различные подходы к решению этой проблемы, но в конечном итоге все они могут быть сведены к трем основным направлениям:

  1. интуитивное и дискурсивно-логическое — это принципиально разные, несовместимые формы (типы) познания, имеющие свои области применения.
  2. Интуиция — это особая форма логики.

Интуитивное и диалектико-логическое — это разные диалектически противоречивые формы (аспекты, моменты) единого познавательного процесса.

Первая из этих тенденций четко представлена в интуиционизме.

Этого мнения часто придерживаются логики, но его разделяют и философы. Они считают, что задача изучения проблемы состоит в том, чтобы снять мистический и иррациональный налет интуиции и привести ее в систему рационального и диалектического мышления.

Конечно, у этой точки зрения есть не только сторонники, но и противники. Не вдаваясь в содержание дебатов, можно сказать, что иногда вопрос заключается не в содержании предмета, а в различных интерпретациях терминов.

Факт, что термин «логика» имеет очень широкий семантический диапазон. Ленин ссылался на мысль Гегеля о том, что логика подобна грамматике, «тонкой и глубокой»: для новичка это одно, для специалиста — другое. Ленин делал особый акцент на идее тождества логики и эпистемологии. И для Гегеля, и для Ленина это была диалектическая система познания в целом, причем Ленин подчеркивал решающее значение диалектических принципов, на которых Гегель заложил основы современной эпистемологии.

Для самого Гегеля человеческий разум был не единой, отдельной вещью, а сложной, иерархической системой, включающей «мышление вообще», а также «логическое мышление» и «рассуждение», которые находились в диалектической оппозиции друг к другу. Говоря о сложной структуре познавательного процесса, Ф. Энгельс различает учение о законах самого процесса мышления, логику и диалектику…». Учение о законах мышления не является «вечной истиной», установленной раз и навсегда, как обывательская мысль ассоциирует слово «логика».

Если мы твердо и однозначно ассоциируем эпистемологию в целом со словом «логика», то ничего иррационального не остается, но в то же время нет необходимости в логике как науке. Диалектический материализм рассматривает познание как внутренне противоречивый процесс, в котором нечто должно противоречить строгой системе рациональных построений. Это «что-то», похоже, и есть тот таинственный и неизученный момент познания, который называется «интуиция». В этом смысле интуитивное противостоит диалектико-логическому и является иррациональной (что отнюдь не тождественно термину «иррациональный», который имеет иррациональное значение) формой познания.

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий