Ибн Сина в своей книге о методе, который он предпочел другим способам изготовления наблюдательного инструмента, описал наблюдательный инструмент, который, по его мнению, заменит астролябию; в этом инструменте впервые был использован принцип верньера для улучшения измерений.
Ибн Сина Авиценна: биография, вклад в науку
Авиценна был великим персидским врачом, философом и ученым. Он жил на рубеже тысячелетий. В его биографии говорится, что он родился в 980 году и умер в 1037 году. Он был одним из самых значительных исламских философов, и его труды оказали глубокое влияние на исламскую доктрину, традицию и средневековую схоластику. Краткую биографию Авиценны Ибн Сины трудно изложить, одно только перечисление его достижений занимает полстраницы.
В детстве он выучил Коран наизусть в возрасте десяти лет, а став взрослым, написал пять трактатов, комментирующих суры из Корана. Это утверждается в биографии Авиценны в Википедии. Один из этих трактатов содержал доказательство пророка, в котором он комментировал различные стихи Корана и восхвалял Коран. Авиценна считал, что исламские пророки должны быть выше философов. Ибн Сина считал теологию единственным логическим способом отличить истинные пророчества от иллюзий.
В биографии Ибн Сины Абу Али говорится, что он соединил идеи и методологию Аристотеля, неоплатонизма и других форм греческой философии с монотеистической традицией ислама. Этот ученый первым провел различие между Богом и творением, чтобы избежать тенденции к пантеизму. Авиценна принял теорию эманаций неоплатонизма и одним из первых применил философскую логику к исламской теологии. Письмо доктора вызвало бурную реакцию общественности того времени. Тем не менее, его работы стали фундаментальными учебниками в медресе (школы в исламском мире).
Из биографии философа следует, что Авиценна прославился своим каноном медицины, также известным как Канун (полное название: Аль-Канун фит-Тибб), который был переведен на латынь в двенадцатом веке и использовался в течение нескольких веков в Средние века. Он был автором четырехсот пятидесяти книг на самые разные темы. Кроме того, ученый написал три философские энциклопедии, самой известной из которых является «Аш-Шифа» («Исцеление»).
Авиценна Ибн Сина. Биография
Абу Али аль-Хусайн ибн Абдуллах ибн аль-Хасан ибн Али ибн Сина родился в Афшане. Судя по биографии, годы жизни Абхикенны — 980-1037. Будущий ученый получил блестящее раннее образование в Бухаре; с десяти лет он изучал Коран и приобретал знания в различных науках. Он начал изучать основы философии, читая различные греческие, мусульманские и другие книги на эту тему, а также изучал логику и некоторые другие предметы у известного философа того времени Абу Абдуллаха Натили.
Исцеляющий королей
В молодости он достиг такого уровня знаний в медицине, что его слава стала широко известна. В биографии врача Авиценны говорится, что в возрасте семнадцати лет ему посчастливилось вылечить Нуха ибн Мансура, правителя Бухары, от болезни, когда все известные врачи потеряли надежду. После его выздоровления король хотел наградить его, но молодой врач хотел лишь получить разрешение на пользование единственной библиотекой правителя. Благодарный король разрешил молодому врачу прочитать все произведения и книги из своей коллекции. Молодой человек воспользовался этой возможностью, и в биографии Авиценны упоминаются ученики, которым он передал свои знания.
После смерти отца Бу Али покинул Бухару и отправился в Юрьян, где его принял шах Каварис. Там молодой человек встретил своего знаменитого современника Абу Райхана аль-Бируни. Позже Авиценна переехал в Рей, а затем в Хамадан, где написал свою знаменитую книгу «Аль-Канун фи ат-Тибб». Чуть позже талантливый молодой врач лечил Шамса аль-Даула, местного царя, от сильных колик.
Философия
Многие работы великого Авиценны были утеряны и переписаны невежественными переводчиками, что затрудняет получение точного представления о его философских кризисах. Некоторые работы, однако, сохранились. Согласно убеждениям Хусаина, наука делится на три категории:
В отличие от большинства ученых, Авиценна не отвергал теорию о том, что истоком всех начал, фундаментальной причиной всего существующего на планете является Бог. Установив вечность мира, он подробно проанализировал природу человеческой души, которая приходит на землю в различных формах и телах (как животное или человек), а затем возвращается к своему Создателю.
Философская позиция Ибн Сины подвергалась серьезной критике со стороны еврейских мыслителей и суфиев (эзотериков в исламе), но ученый также нашел много последователей, которые пошли за ним.
Литература и другие науки
Авиценна предпочитал излагать серьезные темы в стихах. В этой форме он написал такие произведения, как «Трактат о любви», «Хайй ибн Яхзан», «Птица» и др.
Ученый также внес значительный вклад в психологию, разработав собственное учение о темпераменте человека (деление на горячий, холодный, влажный и сухой характеры). Его труды известны в механике (теория овеществленной силы), музыке (работы по теории вокального искусства).
Количество всех работ философа варьируется от источника к источнику. Некоторые историки утверждают, что он написал около 453 книг различных научных направлений. В арабской литературе около десяти произведений философа (астрономия, химия, алхимия и т.д.) существуют в неполных рукописях. Сейчас они находятся в библиотеках по всему миру.
Личная жизнь
К сожалению, в мемуарах учеников великого Авиценны нет никаких сведений о его личной жизни. Философ, врач и поэт написал много стихов о красоте, любви, гармонии и совершенстве женщины. Ибн Сина путешествовал всю свою жизнь и не имел постоянного места жительства, поэтому его статус семейного человека можно только предполагать.
Авиценна вел интересную жизнь, полную взлетов и падений. После долгой скитальческой жизни мусульманский ученый не смог вернуться домой; он умер на чужбине в 1037 году. Уважаемый ученый был похоронен в Хамаране, а через восемь месяцев после церемонии его тело было доставлено в Исфахан для упокоения в мавзолее.
Легенда гласит, что при жизни Хусейн приготовил волшебное зелье, благодаря которому он жил вечно. Он открыл этот секрет своему лучшему ученику. Когда хозяин умер, молодой человек попытался оживить тело старика. Ему это почти удалось, но в последний момент, потрясенный изменениями в теле ученого во время ритуала, волшебный кувшин выпал из его руки, и он не смог закончить начатое. Тело, омолодившееся в одно мгновение, снова стало хрупким.
Медицина
После переезда в Хорезм Ибн Сина смог продолжить свою медицинскую практику. Его успех был настолько велик, что местные жители стали называть его «принцем докторов».
В то время властям было запрещено вскрывать трупы в целях экспертизы. Виновных ждала смертная казнь, но Ибн Сина и другой врач по имени Масихи продолжали тайно проводить вскрытия.
В конце концов, султан узнал об этом, и Авиценна и Масихи решили уехать. Во время поспешного бегства ученые попали в сильный тайфун. Они были потеряны, голодны и жаждали.
Старший Масихи умер, потому что не смог выдержать испытания, а Ибн Сина чудом остался жив.
До султанских гонений ученый долгое время скитался, но продолжал писать. Интересно, что некоторые из своих произведений он написал во время долгих путешествий в седле.
В 1016 г. Ибн Сина поселился в Хамадане, бывшей столице Медии. Этими землями правили неграмотные правители, что не могло не радовать мыслящего человека.
Вскоре Авиценна был назначен главным врачом эмира, а затем министром визирей.
В этот период своей биографии Ибн Сина успел завершить первую часть своего главного труда «Канон медицины». Позднее она была дополнена четырьмя частями.
Книга посвящена описанию хронических заболеваний, операций, переломов костей и приготовлению лекарств. Автор также объяснил медицинские практики древних врачей Европы и Азии.
Интересно, что Ибн Сина определил вирусы как невидимых возбудителей инфекционных заболеваний. Примечательно, что его гипотеза была доказана лишь 8 веков спустя Пастером.
Ибн Сина также описал в своих книгах виды и состояния пульса. Он был первым врачом, который дал определения таким серьезным заболеваниям, как холера, чума, желтуха и т.д.
Авиценна также внес важный вклад в развитие зрительной системы. Он подробно объяснил строение человеческого глаза.
До этого современники Ибн Сины считали, что глаз — это своего рода линза с лучами особого происхождения. За короткое время «Правила медицины» стали энциклопедией мирового значения.
Философия
Многие работы Ибн Сины были утеряны или переписаны неграмотными переводчиками. Тем не менее, многие из его работ сохранились до наших дней и полезны для понимания его взглядов на определенные темы.
Согласно Авиценне, наука делится на три категории:
Ибн Сина был одним из тех философов и ученых, которые считали, что начало всех начал — это Бог.
Установив вечность мира, мудрец глубоко исследовал природу человеческой души, которая проявлялась в различных формах и телах (таких как животное или человек) на земле, а затем возвращалась к Богу.
Философская концепция Ибн Сины подверглась критике со стороны еврейских мыслителей и суфиев (исламских эзотериков). Тем не менее, идеи Авиценны были приняты многими людьми.
Литература и другие науки
Ибн Сина часто рассуждал в стихах на серьезные темы. Таким образом, он написал такие произведения, как «Трактат о любви», «Хай ибн Якзан», «Птица» и многие другие.
Ученый внес важный вклад в развитие психологии. Например, он разделил характер людей на 4 категории:
- горячий;
- холодный;
- влажный;
- сухой.
Ибн Сина достиг значительных успехов в области техники, музыки и астрономии. Он также смог доказать, что является одаренным химиком. Например, он научился получать соляную, серную и азотную кислоты, а также гидроксиды калия и натрия.
Его работы до сих пор с интересом изучают во всем мире. Современные эксперты удивляются, как ему удалось достичь таких высот за то время.
Ибн Сина
Абу Али аль-Усайн ибн Абд Аллах ибн Сина, или Авиценна (Афшане, близ Бухары, 16 августа 980 — Хамадан, 18 июня 1037) — средневековый ученый, философ и врач, представитель восточного аристотелизма. Он был придворным врачом эмиров султанов Саманида и Дайлемита и некоторое время был визирем в Хамадане. В общей сложности он написал более 450 работ в 29 областях науки, из которых сохранилось только 274.
В юном возрасте мальчик проявил необыкновенные способности и таланты. В возрасте десяти лет он знал наизусть почти весь Коран. Затем его отправили изучать мусульманскую юриспруденцию в школу, где он был самым младшим. Вскоре, однако, старшие ученики школы также оценили ум и знания мальчика и стали обращаться к нему за советом, хотя Хусейну было всего 12 лет. Позже он изучал логику и философию, геометрию и астрономию под руководством ученого Абу Абдуллаха Натили, который приехал в Бухару. В возрасте 14 лет юноша начал учиться самостоятельно. Геометрия, астрономия и музыка давались ему легко, пока он не познакомился с метафизикой Аристотеля. В своей автобиографии он сказал, что читал эту работу несколько раз, но не смог понять ее. Полезной оказалась книга комментариев аль-Фараби к «Метафизике». В возрасте 16 лет Ибн Сина был приглашен для личного обращения к эмиру Бухары. Авиценна писал в своей автобиографии: «Я начал свое медицинское образование, дополняя чтение наблюдениями за пациентами, благодаря чему я узнал много методов лечения, не встречающихся в книгах».
После захвата Бухары турками и падения династии Саманидов в 1002 году Ибн Сина отправился в Ургентс, двор правителей Хорезма. Там он стал известен как «принц врачей». После того, как в 1008 году Ибн Сина отказался поступить на службу к султану Махмуду Газневи, его благополучная жизнь сменилась годами скитаний. Некоторые произведения он написал во время долгих путешествий в седле.
В 1015-1024 годах он жил в Хамадане и совмещал свою научную деятельность с очень активным участием в политических и государственных делах эмирата. Благодаря успешному противостоянию с эмиром Шамсом ад-Даулой, он стал визирем, но нажил себе врагов в военных кругах. Эмир отказался от требования армии убить Ибн Сину, но решил сместить его с должности и изгнать со своей территории. Через сорок дней эмир снова заболел, что заставило его найти ученого и вновь назначить его своим министром.
После смерти эмира он был заключен в тюрьму на четыре месяца за попытку поступить на службу к правителю Исфахана. Последние четырнадцать лет своей жизни (1023-1037) он служил в Исфахане при дворе эмира Ала ад-Даулы, где нашел благоприятные условия для своей научной деятельности. Он был самым важным врачом и советником эмира и даже сопровождал его в военных походах. В эти годы, мотивированный критическим характером своего стиля, Ибн Сина обратился к изучению литературы и филологии. Он также продолжал свою плодотворную научную деятельность. Он выполнил канон медицины. Многие рукописи его работ, в том числе «Книга справедливости» («Китаб уль-инсаф»), были сожжены во время нападения армии Газни на Исфахан. Во время одного из походов правителя Исфахана Ибн Сина заболел тяжелой болезнью желудка, от которой не мог излечиться. Ибн Сина умер в июне 1037 года и перед смертью продиктовал свое завещание незнакомому человеку. В своем завещании он поручил ему освободить всех своих рабов, платить им зарплату и раздать все свое имущество бедным.
Наследие
Книга исцеления
В энциклопедическом труде «Книга исцеления» (Китаб аш-Шифа), написанном на арабском языке, рассматриваются логика, физика, биология, психология, геометрия, арифметика, музыка, астрономия и метафизика. «Книга знаний» («датское название») также является энциклопедией.
Труды по медицине
Наиболее важные медицинские труды Ибн Сины:
- «Канон врачебной науки» («Китаб ал-Канун фи-т-тибб») — сочинение энциклопедического характера, в котором предписания античных медиков осмыслены и переработаны в соответствии с достижениями арабской медицины. В «Каноне» Ибн Сина предположил, что заболевания могут вызываться какими-то мельчайшими существами. Он первый обратил внимание на заразность оспы, определил различие между холерой и чумой, описал проказу, отделив её от других болезней, изучил ряд других заболеваний. Существует множество переводов «Канона врачебной науки» на латинский язык. В «Каноне» две книги из пяти посвящены описанию лекарственного сырья, лекарственных средств, способам их изготовления и употребления. Из 2600 лекарственных средств, описанных в «Каноне», 1400 — растительного происхождения 2 .
- «Лекарственные средства» («Ал-Адвият ал калбия») — написан во время первого посещения Хамадана. В произведении подробно приведены роль сердца в возникновении и проявлении пневмы, особенности диагностики и лечения заболеваний сердца.
- «Удаление вреда от разных манипуляций посредством исправлений и предупреждений ошибок» («Дафъ ал-мазорр ал куллия ан ал-абдон ал инсония би-тадорик анвоъ хато ан-тадбир»).
- «О пользе и вреде вина» («Сиёсат ал-бадан ва фазоил аш-шароб ва манофиъих ва мазорих») — самый короткий трактат Ибн Сины.
- «Поэма о медицине» («Урджуса фит-тиб»).
- «Трактат о пульсе» («Рисолайи набзийа»).
- «Мероприятия для путешественников» («Фи тадбир ал-мусофирин»).
- «Трактат о сексуальной силе» («Рисола фил-л-бох») — описаны диагностика, профилактика и лечение сексуальных нарушений.
- «Трактат о уксусомёде» («Рисола фи-с-сиканджубин») — описаны приготовление и лечебное применение различных по составу смесей уксуса и мёда.
- «Трактат о цикории» («Рисола фил-хиндабо»).
- «Кровеносные сосуды для кровопускания» («Рисола фил-урук ал-мафсуда»).
- «Рисола-йи жудия» — описываются лечение заболеваний уха, желудка, зубов. Кроме этого, в нём описаны проблемы гигиены. Некоторые исследователи оспаривают авторство Авиценны.
Оздоровительная физкультура
В своих работах Ибн Сина писал о роли и важности физических упражнений в оздоровительной и лечебной практике. Он определил физические упражнения как добровольные движения, которые приводят к непрерывному глубокому дыханию.
Он утверждал, что человек, который умеренно и своевременно занимается спортом и придерживается программы, не нуждается в лечении или медикаментах. Если он прекращает это упражнение, он атрофируется. Физические упражнения укрепляют мышцы, связки и нервы. При выполнении упражнений рекомендуется учитывать свой возраст и состояние здоровья. Говоря о массаже, следует помнить об умеренности в использовании холодной и горячей воды. Рекомендации Авиценны могли принести пользу только феодалам.
Изобретенная им оздоровительная физическая культура жива и сегодня и помогает людям уже тысячу лет.
ВОЛШЕБНИК ИБН СИНА
В Хамадане выпало много снега. Старый иранский город, который накануне был полон базаров, магазинов и бесконечного потока машин, на несколько часов казался пустынным: Никто не осмеливался ездить или даже ходить по пушистому белому покрывалу снега….. Также памятник Авиценне
Отец ученого был родом из древнего таджикского города Балх. Его звали Абдулла. Из Балха он переехал в Бухару, столицу Саманидов, в первые годы правления Нуха, и был принят эмиром в качестве чиновника, ответственного за управление сельскими районами,
«Аллах велик!»
2. «Аллах велик!» 1 июля 1187 года мусульманская армия с боевым кличем «Победим врагов Аллаха» перешла реку Иордан к югу от озера на виду у иоаннитов, закрепившихся в крепости Бельвуар на Галилейском нагорье. Численность этой армии, как позже писал сам Авиценна
Авиценна, или Абу Али Хусейн ибн Абдулла ибн Сина 980-1037 За пять веков до Декарта, сказал: «Я мыслю — следовательно, я существую». Десятки дисциплин подчинились ему, и страшные болезни отступили перед ним. Природа наделила его мужеством героя из сказки.
Абу-Али Хусейн ибн Сина (980 г. – 1037 г.)
Абу Али Хусайн ибн Сина (980-1037) Латинская транскрипция — Авиценна. Иранский философ, врач и ученый-энциклопедист. Основные работы.
5.6.1 Авиценна, великий энциклопедист из Бухары В советской Средней Азии Абу Али Хусейн ибн Абдаллах ибн Сина был предметом гордости тех, кто справедливо сравнивал его с Аристотелем. В Европе он был известен на латыни как Авиценна; будущий энциклопедист родился близ Бухары в 980 году.