Ренессанс. Это философское наследие было переосмыслено и дополнено Георгом Гегелем, работы которого представляют собой кульминацию развития философской мысли в современную эпоху.
Гегель: краткая биография, философия и основные идеи
Гегель по праву считается одним из величайших немецких мыслителей, который поднял немецкую философию на небывалую высоту. Многие ученые считают, что именно Гегель реализовал идею, начатую Кантом.
Его учение оказало большое влияние на всех философов, живших в его время. И даже сегодня построенная Гегелем философская система имеет большое влияние. При нем, как часто говорят, немецкая философия достигла своего зенита. Это, конечно, преувеличение, но его влияние на немецкую мысль огромно.
Однако, при всех своих достоинствах, он довольно плохо умел объяснять свои идеи простым смертным. Его труды написаны тяжелым научным языком, и в них легко застрять даже тем, кто долгое время изучал философию.
В этой статье мы подробно рассмотрим наиболее важные аспекты его философии и изучим его печально известные законы диалектики.
Краткая биография Гегеля
Но давайте, пожалуй, начнем с краткой биографии знаменитого философа.
Георг Фридрих Вильгельм Гегель родился 27 августа 1770 года в немецком городе Штутгарте в семье государственных служащих. Он работал у герцога Карла Евгения секретарем в министерстве финансов.
В 1788 году он начал обучение в Тюбингенском институте, который закончил в 1793 году. В университете он интенсивно занимался теологией и философией. В результате глубоко укоренившейся с детства привычки он много читал и прилежно учился. Известно, что во время учебы он дружил с Шеллингом и Холдерлином, известным немецким поэтом.
Еще будучи 20-летним студентом, Гегель защитил диссертацию и получил степень магистра философии. Хотя последние три года учебы в университете он изучал теологию и сдал экзамены, он не испытывал интереса к священству. Вероятно, это была его неприязнь к церкви, которую он развил во время учебы в университете.
После успешного окончания университета он работал учителем в Берне в течение 3 лет, с 1793 по 1796 год. Следующие три года, с 1797 по 1800, мало чем отличались от предыдущих. Гегель по-прежнему работал учителем на родине, но теперь уже во Франкфурте.
Все свое свободное время Гегель посвящал написанию собственных сочинений и погружению в книги.
В 1799 году он получил от отца наследство в 3000 флоринов, в которое внес собственные сбережения, и наконец смог полностью посвятить себя академической работе.
В январе 1801 года он был назначен доцентом Йенского университета и получил возможность читать лекции. Однако ему было трудно это делать, и он не пользовался большой популярностью среди своих студентов.
В 1805 году он был назначен доцентом Йенского университета, где в 1806 году написал одну из своих самых известных работ, «Феноменологию разума», которую, по его словам, он закончил за день до окончания Йенской битвы, в которой французы одержали победу и взяли Йену. В результате он был вынужден покинуть город и устроился редактором газеты в Бамберге, где проработал всего один год до 1808 года, оставив о себе совершенно негативное впечатление.
Когда в 1808 году ему предложили должность ректора нюрнбергской гимназии, он с радостью принял ее и переехал туда. Он работал там до 1816 года.
В конце концов, в 1811 году Гегель решил жениться на Марии Зелене Сузанне фон Тюлер, баварской дворянке. Нюрнберг сыграл важную роль в жизни немецкого мыслителя, ведь именно здесь была опубликована первая часть его основополагающего труда «Наука о разуме».
Он так бы и остался там, если бы в 1816 году его не пригласили занять должность профессора философии сразу в трех университетах. Он выбрал Гельдерберг, где проработал еще два года до 1818 года, а затем переехал в Берлин, где устроился в Берлинский университет, где возглавил философский факультет.
Если в 1818 году его лекции посещали лишь немногие, то к 1820 году он стал настолько знаменит, что его посещали не только немецкие студенты, но и множество заинтересованных людей со всего мира. Его взгляды на философию права и гегелевская концепция государства постепенно стали идеологией государства, и в 1821 году он опубликовал свой новый труд, который назвал «Философия права».
Основа философской системы Гегеля
Прежде чем приступить к рассмотрению его основных идей, необходимо понять аналитическую структуру, лежащую в основе его философской системы.
Философская система Гегеля основана на кантовских идеях. Однако препятствием для Канта стал чистый разум, который свободен от всего чувственного, материального и даже эмпирического. Канта интересовала возможность спонтанного познания мира посредством чистого разума, без привлечения категории опыта.
Гегель же придерживался совершенно иного мнения. Он считал, что наше эмпирическое знание является необходимой категорией для понимания природы вещей. Гегель даже сравнил систему познания Канта с человеком, который хочет научиться плавать, не входя в воду.
На основе этих принципов Гегель сформулировал свой основной философский принцип — принцип тождества мышления и бытия.
Из этого принципа следует, что наши эмпирические знания встроены в структуру нашего мышления. С помощью наших познавательных методов природа открывает нам часть себя. Его разумное бытие просвечивает сквозь явление.
Однако гораздо важнее для понимания его философской системы его логика, которая описана в книгах «Большая логика» и «Клейная логика», являющихся частью фундаментального труда «Wissenschaft der Logik».
В них Гегель описывает свою трехчастную систему, которую он называет диалектикой. Каждый атрибут предмета, говорит Гегель, если он описывает атрибут реальной величины, сам по себе противоречив.
И именно противоречие он считает критерием истины. Отсутствие противоречия является критерием ошибки.
Утверждение о свойствах объекта называется позицией. Утверждение, противоречащее ему, называется противоречием.
Третьим компонентом в этой системе является объединение этих двух противоречий, принимая во внимание все логические противоречия и выбирая лучшее из двух утверждений — синтез. Синтез — одно из важнейших явлений в философии Гегеля. Его цель — привести позицию и оппозицию к общему знаменателю, а затем из полученного синтеза сформировать новую позицию, для которой выбирается оппозиция, и так далее, пока мы не придем к непротиворечивому абсолюту.
Введение такого понятия, как синтез, было необходимо, по мнению Гегеля, для преодоления кантовских антиномий — суждений, в которых тезис и антитезис одинаково доказательны.
По этой схеме работает почти вся философия Гегеля. Так он сформировал законы своей диалектики, учение об абсолютной идее и все остальное.
Кюхлер Георг Карл Фридрих Вильгельм Фон
Кюхлер Георг Карл Фридрих Вильгельм фон (30.05.1881-25.05.1968) — фельдмаршал германской армии (1942)Георг фон Кюхлер родился 30 мая 1881 года в Филиппсру близ Гермерсхайма в семье баварского сборщика мусора. Его военная подготовка началась в кадетской школе, а в 1900 году он прошел подготовку в Грузинской армии Георга Фишера.
Франц фон Пабст, Георг Вильгельм (Пабст), (1885-1967), немецкий кинорежиссер. Он родился в Рауднице 27 августа 1885 года. Пабст начал свою карьеру в драматическом театре в 1905 году. С 1922 года он работал в киноиндустрии, а с 1923 года был режиссером. Фильм «Безрадостный переулок» (1925) сделал его знаменитым,
Георг Гегель (1770 г. – 1831 г.)
Георг Гегель (1770 — 1831) Полное имя Георг Вильгельм Фридрих Гегель. Немецкий философ. Основные работы.
7.5.14. История нас ничему не учит». Что на самом деле сказал Георг Гегель? Георг Вильгельм Фридрих родился в Штутгарте в 1770 году в семье высокопоставленных государственных служащих. Гегель, ставший впоследствии философом, учился в Теологическом институте Тюбингенского университета.
13.6. Г.В.Ф. Гегель
2.13.6 Великий немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) внес важный вклад в развитие универсально устойчивого понимания истории. Во многих своих работах, особенно в «Феноменологии духа» (1807), он рассматривает общие проблемы мировой истории,
Уроженцу голландского города Нассау-Зиген Георгу Вильгельму де Геннину (или, как его называли русские, Вильгельму Ивановичу) было двадцать два года, когда в 1698 году сам Петр I поступил на русскую службу и стал пожарным.
Личная жизнь
Должность ректора нюрнбергской гимназии, которую он занял в 1808 году, не принесла ему больших доходов. Гегель и его мысли поначалу не пользовались популярностью у студентов. Однако с ростом популярности преподавания и публикацией книг, получивших признание в высших кругах, лекции философа привлекали большую аудиторию.
В 1811 году Гегель решил создать семью и женился на дочери знатных родителей, Марии фон Тюлер. Она была лишь вдвое моложе своего мужа, но обожала его и восхищалась его умом и достижениями.
Гегель вел хозяйство один и контролировал расходы и доходы семьи. Его жене помогала одна служанка. У пары начали рождаться дети. Первая дочь умерла после рождения, как это часто случалось с молодыми матерями в то время. Затем родились два сына, Карл и Иммануил.
Семейные и бытовые заботы не мешали философу посвящать себя науке и писать новые книги. В 1816 году он был назначен почетным профессором Гейдельбергского университета. Через год по приказу короля он был назначен профессором Берлинского университета. Берлин в то время был центром интеллектуальной мысли, в столице проживала элита просвещенного и прогрессивного общества.
Ученый быстро акклиматизировался в новом окружении и расширил круг своих знакомств. Среди его новых друзей были священнослужители, художники и ученые умы. Как сообщают современники в своих воспоминаниях, Гегель любил высшее общество, он знал все городские сплетни. Ему нравилось общество женщин, молодых девушек. Философ прославился как настоящий денди. Он потратил большую часть своего бюджета на одежду для себя и своей жены.
В 1830 году Гегель был назначен ректором Берлинского университета, а в 1831 году получил орден Красного Орла третьего класса за заслуги перед государством.
Смерть
В 1830 году Берлин был опустошен холерой. Философ и его семья спешно покинули город. Но в октябре, когда он думал, что опасность миновала, ректор вернулся на свой пост как раз к началу сезона. 14 ноября того же года великий ученый умер.
Врачи считали, что гениальный мыслитель умер от эпидемии, унесшей тысячи жизней, но вероятной причиной его смерти также было желудочно-кишечное заболевание. Официальные похороны ученого состоялись 16 ноября.
Гегельянство – что это?
После смерти Георга Гегеля его последователи создали школу мысли, гегельянство. Школа недолго оставалась единой и вскоре разошлась в разные стороны. Причиной раскола стали религиозные и теологические разногласия.
Гегель считал созданную им философскую систему ортодоксальной. Но некоторые представители его школы видели в работах философа ниспровержение государства и церкви, отрицание Бога и бессмертия человека. Это началось с книги Д. Штрауса «Жизнь Иисуса».
Школа разделилась на последователей «классической» гегелевской философии и тех, кто придерживался левых взглядов. Последние были неоднородны и делились на три группы: крайне левые (Бауэр, Фейербах), консервативные правые (Габлер, Гешель, Эрдман) и среднее крыло (Батке, Конради, Розенкранц).
Среди левых гегельянцев, которых также называли «новыми гегельянцами», было много критиков церковной истории и философов, критиковавших религию.
Крайне левые гегельянцы пошли еще дальше других и расширили поле исследования за пределы вопросов философии религии до политических и социальных проблем. Маркс интерпретировал философские идеи Гегеля в материалистическом ключе и взял их за основу своей системы экономического материализма.
Последователи гегельянства оказали большое влияние на развитие науки, особенно философии религии, истории философии, эстетики и философии истории.
Влияние Гегеля на западных и русских философов
Немецкий мыслитель стал родоначальником концепции современности и модернизма. В трудах Гегеля описывается ряд проблем, важность которых остается неоспоримой: Отчуждение, социальный разлад и поиск свободы и внутренней гармонии. Некоторые ученые, изучающие творчество Гегеля, указывают на его выдающийся вклад в формирование общественных наук.
Попытки немецкого философа объединить рационализм и идеализм нашли много последователей, особенно на рубеже 19 и 20 веков. В это время работы Гегеля были переведены на все основные европейские языки.
В России гегелевская философия играла важную роль в культуре страны. В 30-40-е годы 19 века многие образованные люди интересовались идеями Гегеля. Они обсуждали их и читали многочисленные брошюры. Весь образованный мир знал взгляды выдающегося немецкого мыслителя на философию, религию, эстетику, право и мораль.
Особенностью русской философии является то, что представители двух противоположных течений русской социально-философской мысли, западники и славянофилы, хорошо знали философию Гегеля и черпали из нее свои идеи. Славянофилы развивали его идеи со своих позиций. На работах Гегеля выросли самые значительные представители Запада.
Значение Гегеля для философии велико, а его влияние на развитие человеческой истории трудно преуменьшить. Мыслитель занимался вопросами религии, а также диалектики. Он также заложил основы общественных наук, которых в его время еще не существовало.