Что такое рациональность и как она проявляется? Примеры и описание простыми словами. Что такое рациональность в философии.

Не существует набора действий, которые сделают вас рациональным на всю жизнь. Не существует кнопки, которая превратит вас в идеального агента режима Бейзиана к концу года. Вы не можете стать рациональным, но вы можете. Рациональность, таким образом, заключается в постоянном стремлении к совершенствованию.

Рациональность

Рационализм — это особенность познания, при которой функции анализа и синтеза в процессе мышления являются осознанными и подчиняются определенной логике.

В философии и психологии существует множество определений рациональности, иногда с очень далеко идущим содержанием:

«Рационализм — это увлекательная загадка. Удивительный факт: несмотря на то, что практически все современные философские и методологические исследования на эту тему обсуждаются, несмотря на то, что дебаты о рационализме постоянно усиливаются, несмотря на то, что объем литературы, прямо или косвенно касающейся этой темы, стремительно растет, не существует ни общепринятого определения рациональности, ни консенсуса по проблемам, связанным с этим понятием.» Порус В.Н. Рационализм. Наука. Культура — М., 2003.

Уже Пифагор выделял четыре основные функции души: две из них (мышление и чувство, создающее мнение) являются рациональными, а две (чувство и наивность) — иррациональными.

«Душа обладает четырьмя способностями — мышлением, оценкой чувств, ощущением и наивностью. Мышление сообщает душе о существовании вещей и явлений, дает им имена, вводит понятия, объединяет понятия для формирования выводов и ищет истинные суждения. Чувство определяет ценность вещей, измеряет и определяет межличностные отношения, сообщает душе о приемлемости или неприемлемости чего-либо, создает мнение. Чувство сообщает душе о присутствии вещи, данной чувству, но она не может сказать, что это такое, а только радуется прикосновению или страдает от него. Абстракция помогает душе постичь суть явлений и вещей, недоступных чувствам, через внутреннее восприятие и великое бессознательное. Она позволяет душе предсказывать ход событий, не опираясь на жизненный опыт. Пифагор. Золотое правило. Формы эзотерики — Москва: ЭКСМО-Пресс, 2001, с. 284-285.

C. Юнг повторил эту классификацию в своих эмпирических исследованиях. Согласно его учению, функция может быть доминирующей или вторичной, в этом случае она приобретает различные характеристики.

  • Абсолютная сила суждения
  • Творческая сила мышления
  • «Победоносная вера в метод»
  • Мышление — канал, в котором главным образом протекает его жизненная энергия
  • Мышление гармонизует состояние, приспосабливая его к требуемой обществом обстановке или этической оценке
  • Направление и движение мыслей
  • Мысль конструктивна
  • Интеллектуальная формула
  • Суждения предикативны
  • Восприятие имеет характер «выведенности, произведенности»
  • Мышление просто повторяет данные интуиции или сенсорики, «оно тащится на буксире других функций»
  • Мысль деструктивна
  • Негативное мышление
  • Обесценивание предмета суждения, сведение его к известной банальности
  • Мышление бедно доказующей и творческой энергией
  • Мышление разрушает превосходство прикованных к объекту эмоций
  • «Ложное мудрствование»
  • «Крепок задним умом»

Психологические типы: рациональные, иррациональные и смешанные (по модели Псикосмология )

Рациональный

Рациональный — тип, в котором преобладает мышление, рефлексивный тип, рассматривающий мышление как ценность, превосходящую сенсорное восприятие в его когнитивной сфере. Карл Юнг подчеркивает проблему предвзятости в оценке качества восприятия.

Иррационалист часто рассматривает рациональное «как нечто полуживое, единственная цель жизни которого — надеть цепи разума на все живое и сковать их суждениями». Рационалист рассматривает иррационального как «рационалиста низшего качества». К.Юнг. Психологические типы. Москва, 1995, с. 349.

Философы часто изучают движение своих мыслей и описывают их развитие. Здесь существуют фундаментальные различия для типов, отмеченных рационализмом или иррационализмом.

При подготовке своего главного труда, «Капитала», Маркс (рациональный тип) был озабочен конкретными методологическими вопросами человеческого познания.

«Конкретное конкретно, потому что оно является синтезом многих определений, то есть единством множественности. В мышлении, таким образом, она появляется как процесс синтеза, как результат, а не как отправная точка, хотя она является действительной отправной точкой и, следовательно, также отправной точкой рефлексии и репрезентации. В первом случае полное представление испаряется до степени абстрактного определения; во втором случае абстрактные определения ведут к воспроизведению конкретного посредством мысли» (с. 727).

Многозначность понятий «рациональный» и «иррациональный» создает путаницу в тестах и опросниках, используемых для диагностики этих психических характеристик.

Рациональный и иррациональный в терминах социоников

  • Систематический
  • Планомерный
  • Последовательно
  • Решение
  • Пунктуальный
  • Постоянный
  • Аккуратность
  • Осторожность
  • Закономерность
  • импульсный
  • параллельно
  • спонтанный
  • возможности
  • гибкий
  • динамичный
  • непринужденность
  • безмятежность
  • случайность

Направленность рациональной функции

Нагибина Н.Л. выделяет два полюса рациональности в отношении ориентации (1995). Осуществляя процессы анализа и синтеза на сознательном уровне, человек использует в качестве основной точки отсчета:

  • А) собственное Я, ставя его во главу угла, а все остальное имеет или не имеет отношение к Я;
  • Б) объективную реальность и законы объективного мира.

Первый полюс в отношении описания психологических характеристик во многом совпадает с рациональным чувством по К. Юнгу, второй — с мышлением по К. Юнгу.

Рациональность как синтетическая характеристика

Рациональность и иррациональность — это синтетические свойства познавательной сферы личности, проявляющиеся в конкретных, конкретных, простых особенностях познания, заложенных в исходных видах познавательной деятельности. Рационализм наиболее распространен среди полунезависимых, аналитических, индуктивных, линейных мыслителей. К рационалистам относятся узкомыслящие и догматичные люди, которые стремятся к упорядоченной структуре.

Рациональность в поведении с людьми

Рационализм — это совокупность действий или идей, характеризующихся продуманным планом и простейшим путем к желаемому результату. Рациональное решение проблемы основано на наименьших затратах сил, времени и денег. Оно контрастирует с иррациональным решением, когда достижение цели сопряжено с большими потерями.

Рациональность лучше всего проявляется во взаимодействии человека с обществом. Если человек обладает этим качеством, он добьется большого успеха.

Рассматриваются примеры проявления рациональности:

  1. Отсутствие неконструктивной критики. Обвинение другого человека всегда невыгодно. Например, сотрудник обвиняет коллегу в том, что он ленивый работник, так как не успел выполнить свою часть задачи в срок и теперь проблемы будут у обоих. Это яркий пример нерациональности. Виноватый займет позицию обороны, начнет оправдываться и это приведет лишь к ссоре. Рациональным решением будет отказ от обвинения («Ты ленивый!») в пользу конструктивной критики («Постарайся в следующий раз успеть сделать свою часть работы или хотя бы предупреди меня о том, что не справляешься, я постараюсь помочь»);
  2. Умение слушать. Всегда надо давать человеку возможность договорить свою идею до конца. Даже если она кажется неправильной или даже глупой. Перебивание собеседника вызовет у него раздражение;
  3. Учет интересов человека, с которым предстоит сотрудничать;
  4. Не отвечать грубостью на грубость. Когда эмоции зашкаливают, то это бывает нелегко реализовать. Но зато такой навык дает возможность обезоружить оппонента. Если в ответ на повышенный голос начать говорить тихо и спокойно, а вместо брани использовать подчеркнуто вежливую речь, то это заставляет спорщика почувствовать себя невежливым и грубым.

Рациональность в поведении

Что такое рациональность в философии?

Чтобы действие или идея считались рациональными с философской точки зрения, они должны соответствовать этим критериям:

  • Логичность. Образ мысли должен быть логичным, то есть вывод должен строиться на взаимосвязанных и неоспоримых утверждениях. Например, невменяемого преступника следует определить в психиатрическую лечебницу вместо тюрьмы. Причина – он не осознает противоправность поступков и нуждается в психиатрическом лечении;
  • Понятийность. Умение мыслить и выражать свои идеи при помощи устоявшихся и общепризнанных понятий, то есть терминов;
  • Дискурсивность. Способность обосновывать предположения. К примеру, рациональным будет мнение о том, что определенный человек является смелым. Обоснованием будет анализ прошлого опыта, когда он заступился за девушку, или то, что он занимается опасной работой (участковый, пожарный и т. д.).

Рациональный философ

Преобладание мужского рационального мышления

Рациональность нельзя однозначно рассматривать как мужскую или женскую черту. Однако психологи склонны считать, что рациональное мышление более характерно для мужчин. Они в большей степени способны контролировать свои эмоции и принимать разумные решения, основанные на фактах.

Женщины эмоциональны. Поэтому они склонны решать проблему иррациональным способом под влиянием гнева, радости и т.д.

При покупке бытовой техники женщина ориентируется на цвет (чтобы соответствовать дизайну кухни) или просто на их красивый внешний вид. Мужчина же, напротив, предпочитает функциональность и надежность.

Второй выбор более рационален, поскольку дизайн кухни со временем может измениться, а надежный прибор прослужит дольше.

Преобладание мужского рационального мышления

Особенности рационального познания

При рассмотрении рационального познания можно выделить несколько ключевых особенностей:

  • Обобщенность. Данный подход позволяет человеку выделять некоторые общие части для различных предметов;
  • Абстрактный характер оценивания. Данная методика позволяет отсекать несущественные признаки конкретного предмета.
  • Целенаправленный подход. Проводится мыслительный эксперимент, в ходе которого осуществляется преобразование предмета;
  • Использование языка. Любые полученные знания закрепляются, передаются и систематизируются с использованием языка.

Стоит отметить, что логическое и сенсорное восприятие — это части одного целого. Вся информация, полученная через сенсорное восприятие, затем обрабатывается логической частью, что позволяет выделить и сформулировать конкретные определения, законы, принципы и общую картину мира. В то же время вся информация, анализируемая рациональным познанием, требует структурирования данных, собранных органами чувств. Самым ярким примером успешного взаимодействия сенсорного и рационального познания является интуиция.

Рациональное знание дела можно разделить на два основных варианта: ценностно-гуманистический и логико-концептуальный. Каждая из этих частей соответствует различным сферам нашего сознания, а также тонкостям его функционирования. Давайте рассмотрим каждый подход более подробно.

  • Ценностно-гуманитарный. Несмотря на то, что общий подход является рациональным, в нем есть место, казалось бы, нерациональным объектам, например культуре. Однако это ошибочное суждение. Чтобы рассуждать о таких категориях, как «культура» требуется наличие понятийной базы и смысла, вложенного в этот термин, что невозможно без рационального подхода. То есть, рациональный подход здесь используется для того, чтобы оценить нерациональные категории.
  • Логико-понятийный. В рамках данной категории фигурируют абстрактные, идеальные объекты или модели, использование которых позволяет определить имеющиеся взаимосвязи между объектами или явлениями и их общие характеристики. Данный подход наиболее эффективен в точных науках.

Рациональное познание характеризуется особыми методами исследования объектов или явлений, которые являются уникальными для данного метода познания.

  • Идеализация. Придание конкретному объекту идеальных характеристик для его более детального изучения.
  • Формализация. Использование конкретного языка или абстрактных образов логического мышления для создания некоторого описания объектов и явлений.
  • Аксиоматический подход. Использование аксиом (то есть утверждений, не требующих доказательств) для создания новых суждений;
  • Гипотетико-дедуктивный метод. Использование непроверенных суждений для создания новых.
  • Эксперимент. Проверка сделанных гипотез и умозаключений на практике. Также допускается проведение эксперимента над неким идеальным объектом.
  • Исторический. Использование знаний об истории становления и развития объекта для формирования некоторых логических цепочек его дальнейшего развития.

Отличия от чувственного познания

Стоит отметить, что рациональное познание имеет некоторые особенности, которые принципиально отличают его от чувственного познания.

  • Во-первых, рациональное познание носит обобщенный характер. Подобный эффект направлен на выявление некоторой общей части у всех объектов с целью выявления фундаментальных признаков.
  • Во-вторых, рациональное познание использует абстракцию. То есть, при рассмотрении объекта или явления не учитываются второстепенные, несущественные признаки.
  • В-третьих, рациональное познание всегда направлено на конкретный объект и обладает целью. В ходе данного вида познания требуется провести исследование объекта или поставить мыслительный эксперимент для его изучения.
  • В-четвертых, рациональное познание требует использования языка для сбора, систематизации и сохранения полученных знаний.

Подробнее о сенсорном познании читайте в этой статье.

Что значит «вероятность»?

Что имеет в виду телеведущий, когда говорит, что вероятность выпадения осадков в такой-то зоне завтра составляет 30%? Многие люди затрудняются дать связный ответ. Некоторые считают, что дождь пройдет на 30% территории. Другие считают, что дождь будет идти 30% времени. Другие считают, что метеорологи предсказывают завтра дождь в 30 процентах случаев. Другие считают, что дождь будет идти где-то в районе 30 процентов дней, на которые был сделан такой же прогноз. (Они наиболее близки к тому, что на самом деле имеют в виду метеорологи.) В замешательстве не только зрители. В 1929 году Бертран Рассел заметил: «Вероятность — самый важный термин в современной науке, главным образом потому, что никто не имеет ни малейшего представления о том, что он означает. Как мы видели в главе 1, когда говорили о проблеме Линды и парадоксе Монти Холла, у разных людей разные представления о том, что это значит.

Существует классическое определение, которое восходит к тому времени, когда теория вероятности была разработана для понимания азартных игр. Чтобы рассчитать вероятность события, необходимо подсчитать все исходы процесса, которые имеют одинаковую вероятность наступления. Например, игральная кость может быть брошена одной из шести сторон вверх. «Четное число» означает, что выпал край с двумя, четырьмя или шестью очками. Поскольку четное число может выпасть три раза из шести, мы говорим, что классическая вероятность события «четное число» равна трем из шести, или 0,5. (В главе 1, когда я описывал выигрышную стратегию для парадокса Монти Холла, я опирался на классическое определение вероятности и обнаружил, что самодовольные эксперты пришли к неверному выводу из-за ошибки в подсчете возможных исходов).

Но как мы приходим к выводу, что кубик с одинаковой вероятностью упадет обеими сторонами вверх? Мы принимаем во внимание его предрасположенность, склонность вести себя определенным образом, которая вытекает из его физических свойств. В частности, мы учитываем симметрию шести граней, случайность бросков игрока и физику движения падающего кубика.

Со вторым тесно связано третье, субъективное понимание вероятностей. Прежде чем бросать кости, вспомните все, что вы знаете, и оцените по шкале от 0 до 1, насколько вы уверены в том, что выпадет четное число. Эту доверительную оценку иногда называют байесовской интерпретацией вероятности (что, как станет ясно из следующей главы, является несколько запутанным).

Существует также доказательная интерпретация: вероятность как степень уверенности в том, что имеющаяся информация приведет к заключению. Здесь можно вспомнить судебные процессы, в которых присяжные, оценивая вероятность вины подсудимого, игнорируют недопустимую и предвзятую информацию о прошлом подсудимого и рассматривают только достоверность утверждений обвинения. Именно доказательная интерпретация позволяет прийти к рациональному заключению, что Линда, представленная в техническом задании как борец за социальную справедливость, является казначеем и феминисткой, а не простым кассиром.

Наконец, существует интерпретация частоты: если бросить кости не один раз, а, скажем, тысячу раз и подсчитать результаты, то окажется, что четное число выпадает примерно пятьсот раз или в два раза реже.

Как правило, все пять интерпретаций совпадают. Подбросьте монету: Она симметрична; голова — только один из двух одинаково возможных результатов; внутренний голос не может выбрать между «точно голова» и «точно решка»; аргументы в пользу головы так же сильны, как и в пользу решки; и когда мы подбрасываем монету несколько раз, в половине случаев мы видим голову. Для обеих интерпретаций вероятность голов равна 0,5. Однако не все они имеют одинаковое значение и иногда различаются. Когда это происходит, оценки вероятности могут запутать, вызвать конфликт или даже привести к трагедии.

Теории рациональности

Некоторые теоретики принимают техническое определение рациональности, которое сводится к максимизации полезности. Это определение слишком узкое. Она рассматривает только использование средств для достижения цели, т.е. инструментальную рациональность. Традиционная теория рациональности рассматривает разум как ментальную способность. Она описывает людей как рациональных животных, поскольку они обладают способностью мыслить, в то время как другие животные этого не делают. Согласно этой традиции, любое поведение, вытекающее из разума, является рациональным. Однако большинство авторов считают, что продукты рассуждений должны соответствовать определенным стандартам, чтобы называться рациональными. Например, чтобы вывод был рациональным, он должен соответствовать доказательствам. Оно не рационально только потому, что является следствием заключения. Разум должен быть хорошим, чтобы надежно приводить к рациональным убеждениям.

Понятие рациональности у Куна напрямую связано с понятием ценности. Для него рациональное решение — это просто решение, основанное на ценностях, которые характеризуют ту или иную деятельность.

Принципы рациональности

Результаты можно рассчитать или оценить, сделав предположения и рассмотрев методы, с помощью которых они будут достигнуты. Это особенно актуально для формальных учреждений или предприятий.

Люди ставят перед собой разные цели и пытаются найти наилучшие средства для их достижения.

В организациях существуют правила и нормы, а действующие лица подчиняются структурам и органам власти. В сочетании с установленными процессами и целями это означает, что результаты социальных действий часто можно предсказать.

Такие технологии, как инструменты, оборудование и информационные технологии, повышают предсказуемость. То есть, эти технологии разработаны для конкретных целей, и до тех пор, пока они способствуют достижению желаемых целей, результаты, как правило, предсказуемы.

Она никогда не может быть полной, но правила и методы устанавливаются для того, чтобы учесть множество возможных непредвиденных обстоятельств. Правила устанавливаются не столько для конкретных людей или личностей, сколько для того, чтобы попытаться быть общими и охватить широкий спектр возможностей. Это позволяет ограничить результаты в определенных пределах, уменьшая неопределенность результатов.

Эти принципы рациональности могут быть применены ко многим видам деятельности и действиям в экономической сфере, где они получили развитие и стали широко известны. В современном обществе подобные принципы встречаются в большинстве областей социального мира, включая религию, политику, правительство, спорт и музыку. Организации и политика, ориентированные на рациональность, могут создать рациональность для системы в целом, но это не является необходимым результатом. Например, экономика показывает, что многие производители, действующие рационально с целью максимизации своей прибыли, могут производить слишком много. Следовательно, последствия для людей, вовлеченных в типично рациональные системы, не всегда желательны. Вебер считал, что рациональность необходима для эффективного функционирования организаций, и полагал, что тенденция к тому, чтобы рациональность захватывала все больше и больше сфер жизни общества. В то же время Вебер опасался, что это может привести к усилению контроля над индивидуальными действиями, подавлению харизмы и преданности, а также предоставлению немногих альтернатив для творческого человеческого действия.

Что значит рациональность

Формы рациональности по Веберу

  • Практическая рациональность включает в себя человека, который рассматривает цели и на некоторой систематической основе решает, какие средства или образ действий лучше всего использовать для достижения этих целей. Эту форму рациональности можно считать прагматической, поскольку она предоставляет людям способ достижения практических целей.
  • Теоретическая рациональность. Абстрактные концепции составляют существенную часть логических рассуждений или теоретических моделей. Они пытаются описать, объяснить или понять мир в терминах моделей, построенных на основе наблюдений и рассуждений. Эти формы рациональности не обязательно связаны с социальным действием, они скорее являются частью логических структур и теории.
  • Субстанциальная рациональность. Люди могут рассмотреть ряд возможных ценностей или действий и попытаться сделать их последовательными. Вебер назвал это субстанциальной рациональностью и считал ее проблематичной в современном обществе, поскольку рационализация социальной жизни мешает людям стремиться к определенным ценностям. Например, стремление к семейным или религиозным ценностям может быть трудным в современном обществе, учитывая экономическое давление и доминирование бюрократических организаций.
  • Формальная рациональность – это более широкая форма рациональности, характеризующая организации, особенно бюрократические, включающая универсально применяемые правила, законы и постановления. Рационально-правовые формы власти, такие как современные правовая и судебная системы, являются примерами формальной рациональности. Вебер опасался, что формальная рациональность становится все более доминирующей в современном западном обществе, а значимая рациональность теряет свое значение. Формальная рациональность и связанные с ней организационные особенности имеют тенденцию вытеснять другие формы рациональности и ограничивать возможности творческой социальной деятельности.

Научная рациональность относится к качествам разума и логики, которые характеризуют или должны характеризовать научные исследования. Для многих наука является воплощением рациональности, поскольку она придерживается правил логики и доказательств, отвергает сверхъестественные объяснения, стремится к объективности и тщательно проверяет гипотезы на публике. Приверженность стандартам и процедурам такого рода обычно рассматривается как критерий, по которому дисциплина может быть оценена как наука. В более узком смысле научный рационализм иногда приравнивают к позитивизму — философской позиции, согласно которой все значимые предложения можно проследить на основе сенсорного опыта и наблюдения, и поэтому все достоверные знания должны основываться на строгом следовании эмпирическим методам проверки.

Рациональность это

Зарождение идеи рационализма

Сократ. Первые идеи рационализма возникли еще в античности. В философии знаменитого древнегреческого философа Сократа, например, мы находим рационалистическое понимание мира и человека, который должен познать прежде всего самого себя. По мнению Сократа, знание — это добро, а невежество — зло. Чтобы вести себя нравственно, человек должен знать, что такое добро и что такое зло. Знание того, как себя вести, — это хорошо. Люди не будут вести себя по-другому, потому что никто намеренно не совершает ошибок.

Сократ

Рационализм Сократа называют этическим, потому что его учение направлено на понимание нравственного самоопределения человека, основой которого является его разум, его знание. Сократ не оставил никаких трудов, потому что он учил людей, разговаривая с ними. Однако мы знаем основные взгляды учителя благодаря его последователям. Одним из его знаменитых учеников был Платон, чьи работы написаны в форме диалогов.

Платон. Платон считал, что материальный, видимый и осязаемый мир является лишь отражением мира идей. Поскольку материальные вещи изменчивы и преходящи, они не соответствуют фиксированным понятиям. Например, понятие красоты. В реальном мире есть много красивых вещей: цветы, красота женщины и т.д. Но это качество «красоты» преходяще: цветок увядает, женщина стареет, и ее внешность меняется.

Платон

Поэтому Платон утверждал, что объекты чувственного мира не могут быть источником понятий. Поскольку само понятие «красота» неизменно, его объект также должен быть чем-то постоянным. А Платон даже предположил, что существует мир идей, в котором душа находится еще до рождения. В противоположность мнению, что восприятие мира основано на физических ощущениях и чувствах (как считало большинство греческих философов), Платон решил, что только рациональная часть души способна к познанию.

Например, человек видит благодаря органам зрения, чувствует с помощью осязания и т.д., то есть сенсорное восприятие. В то же время существует и другое знание, недоступное телесному восприятию. Какой орган тела может распознать справедливость или личность? Платон приходит к следующему выводу: познание — это память души о том, что она воспринимает как существующее в мире идей. Таким образом, учение Платона о понимании мира основано на идее разума, а не на чувственном восприятии.

Последствия

негатив

Иногда кажется, что в рационализации нет ничего плохого, потому что она помогает, например, «сохранить лицо» и с честью выйти из любой ситуации. Но все гораздо сложнее. Проблема не может быть решена таким образом. Человек просто скрывает ее и пытается защититься от нее. Он пытается показать, что он лучше, чем есть на самом деле, и это усложняет ситуацию.

Более того, рационализация приводит к навешиванию ярлыков, упрощению и созданию ложных моделей поведения. Снова и снова человек действует по заранее определенным шаблонам. В результате его жизнь становится скучной и однообразной. Человека трудно удивить. И он не хочет этого, потому что теряет интерес к реальности.

Плюсы и минусы рационализации

Как и любой другой метод психологической защиты, рационализация имеет свои преимущества и недостатки. К преимуществам относятся:

Читайте также: слабые стороны на собеседовании. Ваши сильные и слабые стороны: Что говорить на собеседовании

  1. Сохранение уверенности в себе.
  2. Устранение тревожности, перенапряжения.
  3. Сохранение нужного уровня самооценки и самоуважения.
  4. Наделение окружающего мира обоснованностью и предсказуемостью.
  5. Возможность оправдывать абсолютно все свои действия и не стремиться к изменениям.

Среди недостатков рационализации основными являются:

  1. Как сказано выше, проблема все равно остается нерешенной. Она все так же существует и требует решения.
  2. Из-за попыток показаться лучше, чем окружающие, личностный рост замедляется или совсем останавливается.
  3. Мышление подчиняется шаблонам. Раз за разом человек действует по одним и тем же схемам. Он заранее знает, что скажет и как поведет себя в той или иной ситуации.
  4. Человек теряет веру во что-то невозможное, поскольку в его голове всему есть объяснение и оправдание.

Со временем частое использование рационализации приводит к развитию неврозов и различных психологических расстройств, а также к увеличению внутренних конфликтов.

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий