Что такое Постмодернизм. Постмодернизм это простыми словами.

Индустриальный стиль, т.е. конструирование арт-объектов из различных металлических деталей, крепежа, проволоки, гвоздей и т.д. Французский художник Жан Мартен, например, любил делать фигурки животных, например, змею из орехов:

Постмодернизм

Постмодернизм (франц. postmodernisme — после современности) — термин, обозначающий структурно сходное явление в мировой общественной жизни и культуре во второй половине ХХ века 2: используется для описания как постнеклассического стиля в философии, так и ряда стилей в искусстве. Постмодернизм — это состояние современной культуры, которое охватывает определенную философскую позицию, препостмодернистское искусство и массовую культуру эпохи3 .

  • 1 История термина
  • 2 Основные трактовки понятия
  • 3 Отличие постмодернизма от модернизма
  • 4 Постмодернизм в философии
  • 5 Постмодернизм в искусстве
  • 6 Примечания
  • 7 См. также
  • 8 Литература
  • 9 Ссылки

История термина

В начале двадцатого века современная классическая мысль становится неклассической, а в конце века — постнеклассической. Необходим новый термин, чтобы отразить интеллектуальную специфику новой эпохи, которая радикально отличается от предыдущей. Современное состояние науки, культуры и общества в целом было описано Ж.-Ф. Лиотаром в 1970-х годах как «состояние постмодерна». Постмодернизм зародился в 60-70-е годы XX века, он связан с процессами современности и логически вытекает из них как реакция на кризис ее идей, а также на так называемую «смерть» сверхконцепций: Бог (Ницше), автор (Барт), человек (человечество).

Термин появляется во время Первой мировой войны в книге Р. Панвица «Кризис европейской культуры» (1917). В 1934 году филолог Ф. де Онис применяет его к реакции на модернизм в своей книге «Антология испанской и латиноамериканской поэзии». В 1947 году Арнольд Тойнби придает постмодернизму культурный смысл в своей книге «Создание истории»: постмодернизм символизирует конец господства Запада в религии и культуре 5 .

Статья Лесли Фидлера 1969 года «Пересечь границу, заполнить канаву», провокационно опубликованная в журнале Playboy, считается объявленным «началом» постмодернизма. Американский теолог Харви Кокс широко использует термин «постмодернистская теология» в своих работах начала 1970-х годов о религии в Латинской Америке. Однако термин «постмодернизм» был впервые популяризирован Чарльзом Дженксом. В своей книге «Язык постмодернистской архитектуры» он отмечает, что само слово использовалось в американской литературной критике 1960-х и 1970-х годов для обозначения ультрасовременных литературных экспериментов, но автор придал ему совершенно другое значение. Постмодернизм означал отход от экстремизма и нигилизма неоавангарда, частичный возврат к традициям и акцент на коммуникативной роли архитектуры. Обосновывая антирационализм, антифункционализм и антиконструктивизм в своей концепции архитектуры, К. Дженкс подчеркивал примат эстетического дизайна артефактов в архитектуре5. Позже рамки этого понятия были расширены с первоначального узкого определения, включавшего новые тенденции в американской архитектуре и новые течения во французской философии (Ж. Деррида, Ж.-Ф. Лиотар), до такого, которое охватывало процессы во всех областях культуры, включая феминистские и антирасистские движения, начавшиеся в 1960-х и 1970-х годах.

Основные трактовки понятия

Жан Франсуа Лиотар

Жан Бодрийяр

Юлия Кристева

Сегодня существует ряд взаимодополняющих концепций постмодернизма как культурного явления, иногда взаимоисключающих6 :

  1. Юрген Хабермас, Дениел Белл и Зигмунт Бауман трактуют постмодернизм как итог политики и идеологии неоконсерватизма, для которого характерен эстетический эклектизм, фетишизация предметов потребления и другие отличительные черты постиндустриального общества.
  2. В трактовке Умберто Эко постмодернизм в широком понимании — это механизм смены одной культурной эпохи другой, который всякий раз приходит на смену авангардизму (модернизму) («Постмодернизм — это ответ модернизму: раз уж прошлое невозможно уничтожить, ибо его уничтожение ведет к немоте, его нужно переосмыслить, иронично, без наивности» 7 ).
  3. Постмодернизм — общий культурный знаменатель второй половины XX века, уникальный период, в основе которого лежит специфическая парадигмальная установка на восприятие мира в качестве хаоса — «постмодернистская чувствительность» (В. Вельш, И. Хассан, Ж.-Ф. Лиотар).
  4. Постмодернизм — самостоятельное направление в искусстве (художественный стиль), означающий радикальный разрыв с парадигмой модернизма (Г. Хоффман, Р. Кунов).
  5. По мнению же X. Летена и С.Сулеймена, постмодернизма как целостного художественного явления не существует. Можно говорить о нём как о переоценке постулатов модернизма, но сама постмодернистская реакция рассматривается ими как миф.
  6. Постмодернизм — эпоха, пришедшая на смену европейскому Новому времени, одной из характерных черт которого была вера в прогресс и всемогущество разума. Надлом ценностной системы Нового времени (модерна) произошёл в период Первой мировой войны. В результате этого европоцентристская картина мира уступила место глобальному полицентризму (Х. Кюнг), модернистская вера в разум уступила место интерпретативному мышлению (Р. Тарнас ( en )).

Постмодернизм и модернизм

Постмодернизм был реакцией на модернизм. Модернизм во многом основывался на идеализме, на утопическом видении человеческой жизни и общества, на вере в прогресс.

Предполагалось, что определенные абсолютные универсальные принципы или истины, выраженные в религии или науке, могут быть использованы для понимания или объяснения реальности.

Учителя-модернисты экспериментировали с формой, техникой и процессом, а не сосредотачивались на предметах, полагая, что таким образом они смогут найти способ отразить современный мир (непреложно).

Если модернизм был основан на идеализме и логике, то постмодернизм родился из скептицизма и недоверия к логике. Постмодернизм ставит под сомнение идею о существовании универсальных, неоспоримых фактов и истин.

Постмодернисты считали, что индивидуальный опыт и наша интерпретация опыта более конкретны, чем абстрактные принципы.

В то время как модернисты выступали за ясность и простоту, постмодернисты отстаивали сложные и часто противоречивые идеи смысла.

Постмодернизм в искусстве

Постмодернизм отличается от других художественных течений тем, что он оспаривает фундаментальные факты, которые были приняты в модернизме.

Например, точка зрения, согласно которой любой прогресс, особенно технический, является позитивным.

Постмодернизм преодолел идею о том, что произведение искусства имеет только одно значение или что это значение определяется художником в момент его создания.

Вместо этого зритель стал важным фактором, определяющим значение. Некоторые художники позволили зрителю участвовать в их работе. Другие художники шли дальше и создавали работы, в которые зритель должен был вмешаться, чтобы создать и/или завершить работу.

Ключевым элементом постмодернизма также была идея стирания различий между высоким и низким искусством, особенно присутствие в произведении определенных элементов популярной культуры.

Например, в направлении под названием «кубизм» (художник изображает предметы не с одной, а с разных точек зрения, тем самым представляя предмет в более широком контексте). Пабло Пикассо часто добавлял к своим картинам слова из популярных песен.

picasso

Идея о том, что все визуальные культуры не только равны, но что их можно понимать и наслаждаться ими без эстетической подготовки, подрывает представления о важности и художественной ценности искусства. Тот же эффект достигается при использовании готового продукта.

Реди-мейд — это произведение, которое не полностью создано художником.

koleso

Постмодернизм в литературе

В литературе постмодернизм возник во второй половине двадцатого века как реакция на Вторую мировую войну и послевоенный период.

Писатели-постмодернисты говорили о бессмысленности событий, а писатели-модернисты пытались найти смысл в постоянно меняющемся мире. Постмодернисты отвергали закономерность и превыше всего ценили случайность.

Основные черты постмодернистской литературы:

  • фигурирование образа рассказчика в произведении;
  • объединение разных жанров;
  • присутствие чёрного юмора, иронии и пародийности;
  • впечатление фрагментарности повествования (отрывочность и бессвязность повествования).

Примеры представителей постмодернизма в литературе:

  • «школа чёрного юмора»: Доналд Бартелм, Джон Барт, Джеймс Патрик Данливи;
  • экзистенциализм: Жан-Поль Сартр, Альбер Камю, Мигель де Унамуно-и-Хуго;
  • «магический реализм»: Габриэль Гарсиа Маркес, Ахмед Салман Рушди;
  • российский постмодернизм: Андрей Георгиевич Битов, Виктор Олегович Пелевин.

См. также концепцию экзистенциализма.

Что такое постмодернизм: кратко и понятно

Литерагуру

Постмодернизм — это явление в искусстве, которое возникло на Западе в 1970-х годах и распространилось в России в 1990-х. Он противостоит как классическому реализму, так и модернизму, более того, он поглощает эти движения и высмеивает их, нарушая их целостность. В результате возникает всепроникающая эклектика, к которой многие люди не могут привыкнуть. Слово «постмодернизм» для многих является чем-то скандальным и непристойным, но так ли это на самом деле?

  • 1 Развитие постмодернизма
  • 2 Основные принципы
    • 2.1 Понятие и идея
    • 2.2 Философия
    • 3.1 Стиль и эстетика
    • 3.2 Течения и направления
    • 3.3 Темы и проблемы
    • 3.4 Основные приемы
    • 4.1 В литературе
    • 4.2 В философии
    • 4.3 В архитектуре
    • 4.4 В живописи
    • 4.5 В кино
    • 4.6 В музыке

    Развитие постмодернизма

    Зарождение постмодернизма — это закономерный исторический процесс. Двадцатый век характеризуется бурным развитием науки и техники, что приводит к тому, что многие, казалось бы, неизменные истины превращаются в предрассудки предыдущих поколений. Религия и традиционная мораль переживают кризис, все правила и устои должны быть пересмотрены. Однако они не отвергаются без разбора, как в модерне, а переосмысливаются и обретают новые формы и значения. Это также связано с тем, что человек получил практически неограниченный доступ ко всем видам информации. Теперь, полный опыта и знаний, он стар по рождению. То, к чему его предки относились серьезно, он воспринимает с иронией. Это своего рода защита от информации, которую СМИ использовали для сокрытия и ловкого искажения. Человек постмодерна видит и знает больше, чем его предки, поэтому он склонен скептически относиться ко всему, что его окружает. Это приводит к основной тенденции постмодернизма — высмеивать все и ничего не принимать всерьез.

    Отношение к природе и обществу также меняется в конце 20 века: человек чувствует себя почти всемогущим в природе, но в то же время он — винтик в целой социальной системе, один из миллионов. Однако революции, войны и стихийные бедствия показали людям, что не все так просто: стихия захватывает беспомощных жителей Земли, а государство можно обойти с помощью тайных уголков Всемирной паутины. Вам больше не нужна работа на полный рабочий день, вы можете путешествовать и одновременно развивать свой бизнес. Но не все могут приспособиться к новому способу работы, поэтому возник кризис перспектив. Людей больше не привлекают старые уловки авторитета и рекламные слоганы, но им нет места в этом заплесневелом мире. Таким образом, эпоха модерна подошла к концу и началась новая эпоха — постмодернизм, в котором несовместимости мирно выстраиваются в эклектическом танце на могиле прошлого. Таково лицо постмодернизма в истории.

    Родиной постмодернизма считаются Соединенные Штаты, где развивались поп-арт, битники и другие постмодернистские движения. Отправной точкой является статья Л. Фиднера «Пересечь границы — засыпать канавы», в которой автор призывает к сближению элитарной и массовой культуры.

    В литературе

    Литературный постмодернизм — это не ассоциация, школа или течение, а группа текстов. Для него характерны ирония и «черный» юмор, интертекстуальность, техники коллажа и пастиша, метафикшн (писание о процессе писания), нелинейные сюжеты и игра со временем, предпочтение технокультуры и гиперреальности. Представители и примеры:

    • Т. Пинчони («Энтропия»),
    • Дж. Керуак («На дороге»),
    • Э. Олби («Три высокие женщины»),
    • У. Эко («Имя Розы»),
    • В. Пелевин («Generation P»),
    • Т. Толстая («Кысь»),
    • Л. Петрушевская («Гигиена»).

    В философии

    Философский постмодернизм — оппозиция гегелевской концепции (антигегельянство), критика категорий этой концепции: Единое, Целое, Всеобщее, Абсолют, Бытие, Истина, Разум, Прогресс. Наиболее известные представители:

    • Ж. Деррида,
    • Ж.Ф. Лиотар,
    • Д.Ваттимо.

    Ж. Деррида сформулировал идею размывания границ философии, литературы и критики (тенденция к эстетизации философии); он создал новый способ мышления — многомерный, неоднородный, противоречивый и парадоксальный. Ж.Ф. Лиотар утверждал, что философия не должна заниматься конкретными проблемами и отвечать на единственный вопрос: «Что такое мышление?». Д. Ваттимо утверждал, что бытие растворяется в языке. Истина сохраняется, но она постигается через опыт искусства.

    В архитектуре

    Архитектурный постмодернизм вызван исчерпанием модернистских идей и социального порядка. Городская среда благоприятствует симметричной застройке с акцентом на окружающую среду. Характеристики: Подражание историческим образцам, смешение стилей, упрощение классических форм. Представители и примеры:

    • П. Айзенман (Коламбус-центр, Виртуальный дом, Мемориал жертв Холокоста в Берлине),
    • Р.Бофиль (аэропорт и здание Национального театра Каталонии в Барселоне, головные офисы компаний Cartier и Christian Dior в Париже, небоскрёбы Shiseido Building в Токио и Dearborn Center в Чикаго),
    • Р.Стерн (улица Central Park West, небоскреб Carpe Diem, Президентский центр им. Джорджа У. Буша).

    В живописи

    В постмодернистской живописи возобладала основная идея о том, что между копией и оригиналом почти нет разницы. Поэтому авторы по-новому интерпретировали свои собственные картины и картины других людей и создавали на их основе новые картины. Представители и примеры:

    • Й. Бойс («Деревянная девственница», «Дочь короля видит Исландию», «Сердца революционеров: Прохождение планеты будущего»),
    • Ф. Клементе («Сюжет 115», «Сюжет 116», «Сюжет 117),
    • С.Киа («Поцелуй», «Атлеты»).

    В кино

    Постмодернизм в кино переосмысливает роль языка и создает феномен подлинности, сочетая формальное повествование и философское содержание, приемы стилизации и ироничные отсылки к более ранним источникам. Представители и примеры:

    • Т.Скотт («Настоящая любовь»),
    • К. Тарантино («Криминальное чтиво»).

    В музыке

    Музыкальный постмодернизм характеризуется сочетанием стилей и жанров, самоиронией, желанием размыть границы между элитарным и массовым искусством, а также преобладающим настроением конца цивилизации. Появляется электронная музыка, техника которой вдохновляет развитие хип-хопа, пост-рока и других жанров. В академической музыке преобладают минимализм, техника коллажа и подход к популярной музыке.

    Основные черты

    Особенности

    Для постмодернизма характерны следующие черты:

    • Вариативность развития мира — отмели идею линейного развития общества;
    • Культурный плюрализм – одна культура не превосходит другую, нет эталонных культур;
    • Пессимизм — больше не верят в светлое будущее и технический прогресс во имя человечества;
    • Скептицизм – получив доступ ко всей мировой информации, люди стали больше сравнивать, анализировать и, как следствие, подвергать сомнению;
    • Фрагментарность культуры и других процессов – вера в невозможность создать нечто единое, вроде империи или грамотно функционирующего евросоюза;
    • Агностицизм (сомнение), нигилизм (отрицание);
    • Потребление — основа общества.

    Признаки

    1. Эклектика. Так как все велосипеды изобретены, постмодернисты берут руль оттуда, колесо отсюда, а педали вон оттуда – получается новый текст. Зачем создавать новое, когда можно перекраивать старое?
    2. Гиперрефлексия. Новое произведение постмодернизма – это рефлексия на (переосмысление) старое.
    3. Ирония. В основу постмодернизма ложится ирония, сарказм и чёрный юмор. Высмеивается все и вся. Иногда сложно понять, кто над чем глумится.
    4. Интертекстуальность — это наличие в тексте множества отсылок. Помните Южный Парк? Мультик пользовался бешеным успехом, потому что как раз состоял из отсылок к событиям/ книгам/ фильмам/ шоу и тд.
    5. Повторы, которые могут быть, как лексическими, например «Такие дела» у Воннегута, как в Бойне N5, так и синтаксическими, как у Эко.
    6. Хаос – произведения постмодернизма могут иметь странную структуру или не иметь ее вообще.
    7. Пространственно-временной континуум обычно нарушен, поэтому зачастую произведения постмодернизма фантастичны.

    архитектура постмодернизма

    Язык постмодернизма

    Давайте снова поговорим об интертекстуальности и гипертексте. Постмодернистский текст имеет свою собственную новую ткань, сотканную из старых цитат. Такую книгу можно читать отовсюду, как говорит Умберто Эко, потому что она больше похожа на энциклопедию. Все это перемежается колкими, почти афористичными формулировками, черным юмором и многочисленными повторениями.

    Многочисленные повторы часто объясняются тем, что автор хочет, чтобы читатель не отрывался от текста и как можно точнее понял, о чем идет речь. Потому что главное в постмодернизме уже не автор, а читатель, на котором сосредоточено все — с ним играют в языковые игры, его мучают различными конструкциями, ему принадлежит все, что происходит в рассказе.

    Направления и течения

    Некоторые искусствоведы считают, что постмодернизм уходит корнями в дадаизм. Это было новаторское движение в искусстве, возникшее сразу после Первой мировой войны. Затем дадаизм слился с сюрреализмом и принес нам великих Сальвадора Дали, Луиса Бунюэля и Дэвида Линча.

    • Абстрактный экспрессионизм – это постмодернистская школа художников, цель которых: рисовать очень быстро, выплескивая свои спонтанные внутренние переживания и эмоции. Обычно такие картины – штрихи, капли краски, большие кисти, образцовый пример – Джексон Поллок.
    • Направление Арте Повера зародилось в Италии во время кризиса, художники арте повера считали себя политическими – они визуализировали диалог между природой и человеком с использованием нехудожественных материалов.
    • Процесс-арт — авангардистское течение 1960-х. Тут главное не результат, а действие, процесс, в него вложенный.
    • Ассамбляж — это почти коллаж, только с использованием объемных и целых предметов. Отличный пример – скульптуры Тони Крэгга.
    • Концептуальное искусство в литературе и живописи ставит перед собой цель: передать идею через концепцию, структуру произведения. Задача не вызвать у зрителя эмоции, а заставить его переосмыслить что-то.
    • Поп-арт — это знакомая нам всем баночка томатного супа и Мерлин Монро в розово-жёлтых цветах. Течение зародилось в 50-е, а его основным предметом были продукты массового потребления. Вообще, кроме Уорхола, там ещё были и Лихтенштейн, и Бритто, и многие другие.

    Человек постмодернизма

    Есть постмодернизм и есть постмодернизм. Это два разных аспекта одного и того же.

    • Постмодерн — это состояние общества 20 века, века массового потребления и избытка информации.
    • Постмодернизм — культурное явление в искусстве и литературе.

    постмодернизм в мемах

    То есть, даже если мы не являемся постмодернистскими писателями или художниками, мы живем в эпоху постмодернизма, мы все «пост». Постмодернизм распространяется на многие сферы современной жизни — мемы, рэп-баттлы, современное телевидение, музыка. В современном мире уже трудно определить, кто над кем смеется. Например, является ли трек Face «Burger» насмешкой над аудиторией, которая без разбора ест все подряд, насмешкой над рэп-культурой, или это честный трек, который дает аудитории право насмехаться над молодым рэпером? Ну, поскольку артист уже выпустил новый политический альбом и несколько других успешных треков, можно сказать, что это была явная насмешка артиста над современной культурой.

    Например, довольно трудно поверить, что создатели «Пусть говорят» или других скандальных телешоу занимаются этим всерьез, учитывая, что они создают хороший контент. Это скорее смех и издевательство над зрителями, которых это завораживает. В современном мире действительно трудно разобраться, кто над кем и почему смеется, но в этом, в конце концов, и заключается суть постмодернизма.

    Постмодернизм как явление…

    Давайте проанализируем эту философию жизни — от Фуко до Фейса — на примерах.

    В литературе

    Литературный постмодернизм, с его черным юмором, фрагментацией и множеством перевернутых запятых, является реакцией на литературу модернизма и Просвещения.

    Важно отметить, что в центре внимания теперь находится не автор, а читатель, вокруг которого вращаются все сюжетные и языковые игры.

    Литературный постмодернизм знаменит своей метаперспективой, то есть текст внутри текста. Например, Порфирий Петрович (аллюзия на Достоевского) пишет роман внутри романа Пелевина («Ифук 10», Пелевин).

    книги постмодернизма

    Уже в конце 1950-х годов можно отправиться на поиски постмодернистских произведений. Например, «Голый завтрак» Берроуза, который даже ваши профессора литературы советуют читать на свой страх и риск. Роман Джозефа Хеллера «Поправка-22» также является примером раннего постмодернизма. Утверждение, что постмодернизм пришел в Россию в 1990-е годы с Пелевиным, довольно оскорбительно — а как же Ерофеев, Набоков и Лимонов?

    Вот несколько примеров отечественных и зарубежных писателей:

    • «Игра в классики» Хулио Кортасара
    • «Мать тьма» и «Бойня номер 5» Курта Воннегута
    • «Имя Розы» и «Маятник Фуко» Умберто Эко
    • «Поколение Х» Дугласа Коупленда
    • «Червь» Джона Фаулза
    • «Бледное пламя» и «Ада» Владимира Набокова
    • «Москва-Петушки» Венедикта Ерофеева
    • «Это я, Эдичка» Эдуарда Лимонова
    • «Норма» и «Голубое сало» Владимира Сорокина
    • «Кысь» Татьяны Толстой
    • «Generation П», «Чапаев и пустота», «IРhuck-10» Виктора Пелевина

    В философии

    Философия постмодернизма обращена против классической философии Гегеля, т.е. это антигегельянство. Прямым предшественником постмодернизма является экзистенциализм Хайдеггера и «Бог мертв» Ницше. Следующий шаг — «автор мертв», что и сделали постмодернисты. К основателям постмодернизма как философии можно отнести Ж. Деррида, Ж.Ф. Лиотара и Д. Ваттимо.

    Их целью было переосмысление ценностей, отказ от старых устоев и клише и отказ от позиционирования философии как науки.

    В архитектуре

    Архитекторы того времени старались быть оригинальными и не создавать массовую продукцию, при этом сохранялось стремление ссылаться на уже созданные архитектурные памятники и подражать им. Любая архитектура — это своего рода гибрид прошлого и настоящего.

    • «Пьяцца д’Италиа» Чарльза Мура
    • Отель Марриот
    • Skyline в Сингапуре
    • Да даже Moscow City (срисованный с подобного проекта во Франции)

    архитектура постмодерна

    В живописи

    В искусстве постмодернисты руководствовались правилом «все идет своим чередом». Никаких правил, никаких философий, никаких ограничений. Вы — Йозеф Бойс, вы хотите рисовать геометрические фигуры — вы принадлежите к постмодернизму, вы играете с восковыми картинами, вас зовут Франческо Клементе — и вы принадлежите к 20-му веку, вы хотите взять уже сделанный портрет и изменить цветокоррекцию? Энди Уорхол, спасибо вам за ваш вклад в художественный постмодернизм.

    Вот еще художники:

    • А. Меламид
    • Никола де Мария
    • М. Мерц
    • Сандро Киа
    • Омар Галлиани
    • А. Подобед
    • П. Вещев
    • С. Носова
    • Д. Дудник
    • В. Кузнецов

    Известные художники-постмодернисты

    Будучи современниками постмодернистского искусства, нам трудно выделить знаковые имена эпохи: Как говорится, «Лицом к лицу, лица не увидать». Только с течением времени можно будет определить, какие художники оставили выразительный след в истории живописи, а какие просто отдали дань моде. Но поскольку постмодернизм развивается уже более полувека, можно назвать ряд имен, уже вошедших в историю.

    Постмодернизм. Роберт Раушенберг. «Песнь XXXI: Центральный колодец Злых Щелей, гиганты. (Иллюстрации к Аду Данте)»

    К ним относятся, например:

    • дадаист, сюрреалист и основатель концептуализма Марсель Дюшан (Marcel Duchamp);
    • лидер поп-арта Энди Уорхол (Andy Warhol);
    • пионер ассамбляжа Сезар Бальдаччини (César Baldaccini);
    • известный концептуалист Брюс Науман (Bruce Nauman);
    • Роберт Раушенберг (Robert Rauschenberg), Ремедиос Варо (Remedios Varo Uranga), Фрэнсис Бэкон (Francis Bacon), Дэмиен Херст (Damien Hirst), Джефф Кунс (Jeff Koons).

    Постмодернизм. Ремедиос Варо. «Спиральное путешествие»

    Постмодернизм — один из самых распространенных творческих методов нашего времени. Сотни современных художников-постмодернистов со всего мира выставляют свои работы на сайте VeryImportantLot. Эти картины можно приобрести непосредственно у художника. А работы постмодернистов, работавших десятилетия назад, можно найти на интернет-аукционах. Они пользуются большим спросом у ценителей современного искусства и инвесторов в развивающиеся имена.

    Что такое постмодернизм?

    Что такое постмодернизм?

    Слово «постмодерн» скорее запутанно, чем логично. Разумеется, так всегда бывает при описании более или менее значительных интеллектуальных и культурных движений. Просто прочитайте, что было сказано на двух заседаниях

    Читать!

    Всегда много попугайских, ходульных, искаженных терминов, которые обратно пропорциональны объекту описания. Всегда есть куча попугайских, ходульных, искаженных терминов, которые обратно пропорциональны объекту описания. Но особенно хорошо все получилось с постмодернизмом, конечно, потому что в массовом сознании он воспринимается как синоним всякого рода эпатажа — то есть просто как «разновидность постмодернизма», как однажды выразился один постсоветский министр внутренних дел. А в более культурных кругах постмодернизм обычно рассматривается как обязательно фантастический, холодный и церебральный.

    По сути, постмодернизм и, вместе с ним, постструктурализм появляются как ответ на кризис классического либерализма, начавшийся после Второй мировой войны и достигший своего пика на рубеже 1960-х и 1970-х годов. В двух словах: С одной стороны, он доказал, что демократический принцип защиты прав и интересов большинства ни в коем случае не совместим с тоталитарным терроризмом, будь то нацистский или советский. (Не будем забывать, что для левых европейских интеллектуалов 1956 год и Архипелаг ГУЛАГ в этом отношении были явлениями, сравнимыми с Холокостом). Опять же, очень приблизительно, постмодернистское мышление начинается с политического импульса, связанного с защитой прав меньшинств — социальных, расовых, сексуальных.

    Одновременно происходит пересмотр канона модернизма и авангарда, что в американской культуре оказывается также пересмотром отношений между массовой и модернистской литературой. В России конца 1960-х — 1980-х годов, когда на втором плане возникло явление, которое позже определили как постмодернизм, это было не совсем так — и права меньшинства понимались прежде всего как право на интеллектуальную независимость, и авангард и модернизм не отвергались, а воспринимались как близкие и жизненно важные явления.

    В российской культуре постмодернизм предстает не как противоположность современности, а как ее замена. Когда в конце 1960-х — начале 1970-х годов появляются тексты, которые мы сегодня называем ранним постмодерном или предпостмодерном — например, «Москва-Петушки», «Пушкинский дом», сочинения Д.А. Пригова или проза Евгения Харитонова — это результат странного эксперимента, в котором парагосударство пытается вернуться к современности через голову советской литературы. В результате получается нечто совершенно иное — то, что в итоге оказывается постмодернизмом.

    Я думаю, что этот опыт русской культуры в какой-то степени связан с рядом других литератур, особенно восточноевропейских (Гомбрович, Киш, Кундера, Павич и другие). Оказывается, постмодернизм — это одна из таких ветвей модернизма. Если авангард — это радикализованный модернизм, если внутри модернизма можно выделить, например, экспрессионизм, неоклассицизм, «высокий модернизм», абсурдизм и многое другое — можно также сказать, что постмодернизм — это поздняя фаза модернизма. Это ветвь современности, которая критически исследует свои собственные основы. Это первое важное уточнение.

    Второй пункт пояснения — это моя собственная точка зрения, которую, должен сказать, разделяют не многие. Дело в том, что постмодернизм, в том числе и русский постмодернизм, прошел через разные фазы. Была героическая фаза, «фаза Бури и натиска», в которой эксперименты были очень важны. Конец этой фазы (в конце 1990-х — начале 2000-х годов) многие коллеги интерпретировали как конец постмодернизма в целом. Напротив, я считаю, что постмодернизм не только не закончился, но и вступил в новую фазу и стал очень популярной формой культурного мышления. На этой довольно большой поляне можно наблюдать множество самых разных явлений. Одно место — проза, нон-фикшн и «постмодернистский неомодернизм» (или необарокко), такие как Элтанг, Кононов, Вишневецкий и Мария Рыбакова. В него также входит то, что многие называют нон-фикшн, например, Театр.doc или проза Андрея Левкина. В целом, выбор достаточно велик. То, что я называю Theatre.doc, может показаться странным, но этот пример демонстрирует неизвестное распространение постмодернистской эстетики. Создатели Teatr.doc, по большей части, совершенно невежественны в эстетическом плане и решили, что они могут выйти на улицу, написать бездомных наркоманов и проституток, изложить все своими словами, сплести все это в живую нить, и в результате получится драма. Вместо того чтобы фиксировать фиксированную позицию, они записывали язык, социальный диалект, и воспроизводили его на сцене. И этот язык балансирует между тем, что считается культурной нормой, и тем, что считается культурным отклонением. В ходе этого обмена мнениями постепенно становится ясно, что идентичность — которая рассматривается в каждом документе — сама по себе является продуктом языка, культурной конструкцией. Оказывается, постмодернистская мозаика изменчива — и то, что кажется маргинальным и девиантным, парадоксальным образом резонирует с тем, что кажется нормальным и даже обоснованным, проливая свет на всю систему социальных «норм».

    Читать!

    Постмодернизм предполагает очень специфическую этику, только она привязана не к категориям, а, так сказать, к функциям. Прежде всего, он стремится к комплексному видению и отвергает упрощения — именно потому, что они представляют собой моральный риск. Упрощения всегда основаны на бинарных противоположностях, на жестких и всегда неравных противоположностях, и поэтому всегда являются источниками насилия — особенно по отношению к «другому». Конечно, для постмодернизма очень важно критическое отношение ко всему авторитарному и особенно к политической власти, которая также всегда основана на логике бинарных оппозиций.

    Статья содержит несколько метких наблюдений: во-первых, классификация МТ как мировоззрения, а не набора техник, и, во-вторых, определение главного компонента этого мировоззрения — разрушение того, что автор называет «бинарными оппозициями» и эссенциализмом. Однако из этого можно сделать несколько странных выводов. «Двойные оппозиции» и «эссенциализм» — это не что иное, как системы ценностей (и их главная оппозиция — «добро-зло»). В свою очередь, автор (вместе с PM) предлагает расплывчатую «проблематику» — не совсем понятно, что это за зверь и о чем он. Если вместо разрушенной системы, которая говорит «он прав, а он не прав», предлагается система «все правы, потому что у всех есть проблемы», обратите внимание, что последняя представляет собой ценностный хаос, то есть не является принципиальной системой, поэтому мы возвращаемся к разрушению как единственной реальной сущности ПМ.

    ПМ — это (несмотря на предупреждение автора) именно моральный, ценностный (а затем и культурный) феномен. Это, прежде всего, утверждение, что ценностей вообще не существует. Традиционное (досовременное) общество характеризовалось фиксированными естественными ценностями и правилами, которые не обсуждались. Затем наступила эпоха модерна, когда от этой позиции отказались в пользу новых «ценностей», созданных всевозможными сказочниками — от коммунистов до фашистов.

    Мы живем в такое время, когда стало ясно, что ценности современности полностью дискредитированы. Очевидным выводом кажется то, что мы не должны рассматривать возвращение к традиции, той самой традиции, которую так высокомерно отвергли упомянутые выше рассказчики. Но нет, с точки зрения этих банкротов, банкротство просто означает отсутствие ценности. Есть только броуновское движение равнозначных, двусмысленных и потому неразличимых моралей. Ценность современности не соответствует товару; — так давайте не искать другую, а рвать одну! Постмодернисты, или, скорее, побежденные модернисты, кажется, говорят цивилизации: «Я не получил тебя, поэтому я не получу тебя для других!». Постмодернизм — это культура заключенных.

    Вместо «искоренения безграмотности» нам снова предлагают заменить одну безграмотность на другую. Что это за беспорядок? Почему постмодернизм в искусстве смешивается с состоянием постмодернизма в обществе? Какое отношение проблематизация бинарных оппозиций имеет к постмодернизму? Что, Гераклит тоже постмодернист? Где находится матрица в целом? Где Лиотар, где Рорти, где Джеймсон, где Делез? Почему нет ни слова о структурализме и позитивизме? Создается впечатление, что постмодернизм был придуман самим автором (автор С. Львовский), а применен Гораликом и Сорокиным. Что это за детский сад? Логичнее было бы скопировать статью из Википедии. Единственная интересная часть статьи посвящена эссенциализму и его критике. И в начале автор говорит, что очень приятно критиковать и «ниспровергать» эссенциализм, а в конце статьи невольно становится чистым «эссенциалистом», который прикрывается защитой «настоящих» ценностей от «цинизма». Очень в духе патриарха МИВР. Это вообще шедевр двойного мышления. Здесь есть большая разница. В постмодернизме серьезно ставится вопрос о связи и взаимной ответственности явлений, которые кажутся противоположными или взаимоисключающими. Цинизм — это жонглирование несовместимыми позициями. «. Да, здесь есть большая разница: одно дело — получить по лбу, а другое — ударить в лоб.

    Постмодернизм в литературе

    Постмодернистская литература обладает всеми характеристиками, которые мы обсуждали в начале курса: Плюрализм, интертекстуальность как неизбежное взаимодействие в контексте мировой литературы, юмор, ирония, в некоторой степени антропологический пессимизм и т.д.

    Интертекстуальность заслуживает отдельного упоминания. Это именно то, в чем постмодернистскую литературу обвиняют в отсутствии автономности. Творчество Луиса Борхеса (1899-1986) принято считать примером такого «отсутствия независимости». В частности, история «Пьера Менара, автора Дон Кихота». Здесь мы видим аллюзию на знаменитое произведение Сервантеса, но, конечно, с новой интерпретацией. Борхес получил около двух десятков литературных премий и множество других наград, а по его произведениям было снято более 30 фильмов.

    Интертекстуальность также связана с таким явлением постмодернистской литературы, как пастиш — синтез многих произведений, стилей, авторов, подражание творчеству одного или нескольких авторов. Посмертные продолжения рассказов Роберта Э. Говарда, написанные Лайоном Спрэгом де Кампом и Лин Картер, можно назвать пастишем.

    Еще одна особенность постмодернизма — метапроза, то есть тексты для текстов. Например, когда писатель описывает процесс написания своего произведения. Курт Воннегут прибегнул к такому приему, когда посвятил первую главу своего романа «Бойня номер пять» непосредственно процессу написания романа. Кстати, в этом романе также используется такой постмодернистский прием, как темпоральное искажение (искажение времени или нелинейное повествование).

    Постмодернизм, безусловно, включает в себя литературу битников или бит-поколения американских писателей 1950-х и 1960-х годов. Самые известные произведения битников — «Голое утро» Уильяма Берроуза, «На дороге» Джека Керуака и поэма Аллена Гинзберга «Howl». Позже битники стали хиппи, потому что идеологические основы битников и хиппи очень похожи: красота, свобода, любовь и мир.

    Наконец, я хотел бы осветить тему иронии и юмора, иногда черного юмора, в постмодернистской литературе. В зарубежной литературе 20 века черный юмор присутствует в произведениях таких писателей, как Джозеф Хеллер, Джон Барт, Уильям Гэддис и вышеупомянутый Курт Воннегут.

    Среди русскоязычных писателей Сергея Довлатова и почти все его произведения, пронизанные юмором и антропологическим пессимизмом, можно отнести к постмодерну: Zapovednik, Suitcase, Zona, Inostranka и другие. Кстати, много интересного о русской постмодернистской литературе можно узнать в книге И. Скоропанова «Русская постмодернистская литература», 2001.

    Конечно, не все написанное во второй половине 20 века, безусловно, соответствует определению постмодернизма. В целом, однако, литературный постмодернизм получил свое наибольшее развитие в этот период, во второй половине XX в. Это также относится к музыке и исполнительским искусствам.

    Постмодернизм в музыке и зрелищных искусствах

    Поиск новых форм и очертаний, новых интерпретаций используемых стилей охватил всю культуру, включая музыку и исполнительское искусство. Кроме того, технический прогресс открыл принципиально новые возможности для комбинирования и смешивания того, что раньше было невозможно совместить.

    Это породило в музыке традицию сочетания естественных и искусственных звуков. Французский акустик и композитор Пьер Шеффер (1910-1995) был пионером этого стиля, называемого «конкретной музыкой», который отчасти представляет собой переход от модернизма к постмодернизму. Так, первые эксперименты в этом направлении начались в конце 1940-х годов 20 века, а в 1948 году мир услышал «Пять шумовых этюдов» Пьера Шеффера.

    Другим важным новатором в музыке второй половины 20-го века был немецкий композитор, пианист и дирижер Карлхайнц Штокхаузен (1928-2007). Он основал алеаторический стиль музыкальной композиции, основанный на принципе случайного нанизывания музыкальных элементов друг на друга. Наиболее известным является «Klavierstück XI», состоящий из 19 нот с комментариями композитора, которые можно играть в любом порядке.

    Технические возможности звукозаписи достигли такого уровня, что от традиции имитировать звук аудитории в записи отказались. Теперь голос солиста и аккомпанемент на записи слышны максимально четко, без отвлекающих фоновых шумов.

    В музыке появились принципиально новые направления, такие как электронная музыка, рок и рок-н-ролл, рэп, хип-хоп, регги, R’n’B, а джаз и блюз получили новые импульсы для развития. Важный момент: популярная поп-музыка возникла во второй половине 20-го века в той форме и в том восприятии, которые мы знаем сегодня.

    В 1960-х и 1970-х годах на поп-сцену вышло множество артистов, которые определили дальнейшее развитие поп-музыки в последующие десятилетия. Среди них были Адриано Челентано, Джо Кокер, Майкл Джексон, Элтон Джон, Карел Готт, Муслим Магомаев, Эдуард Хиль, Джо Дассен, Стиви Уандер, Бонни Тайлер, Дайна Росс, Дорис Дэй, Алла Пугачева, София Ротару, Анна Герман и многие другие. Если вспомнить поп- и рок-группы, сформировавшие музыкальное лицо этой эпохи, то список получится очень длинным.

    Сегодня есть успехи в развитии художественной выразительности, в музыкальном дизайне, в оформлении концертных залов и в подготовке костюмов для певцов. Однако важнейшие формы массовой презентации — радио, телевидение — возникли в контексте постмодернизма и сейчас лишь дополняются возможностями цифровой эпохи.

    Знаменательно, что самый масштабный на сегодняшний день телевизионный музыкальный конкурс «Евровидение» был запущен в 1956 году, и его основные характеристики остаются неизменными на протяжении десятилетий: новая песня, телевизионная презентация, голоса жюри и зрителей из разных стран. Более разнообразную информацию по теме музыкальной культуры XX века можно найти в статье А. Рылова «Музыка в эпоху постмодернизма», 2015.

    Вторая половина 20-го века — это расцвет киноиндустрии. Постмодернизм применим практически ко всему, что снимается в Голливуде. Наиболее ярким примером постмодернизма в российском кино является творчество Киры Муратовой с ее мозаикой смыслов и душевных состояний героев ее фильмов.

    Во второй половине 20-го века получил развитие театр абсурда. Суть жанра наиболее метко выразил один из его основателей, Сэмюэл Беккет (1906-1989): «Нет ничего, что можно было бы выразить, нет ничего, что можно было бы выразить, нет силы или воли, чтобы выразить, и нет обязанности выражать что-либо». Среди других представителей жанра наиболее значимыми являются Жан Жене (1910-1986), Аркадий Адамов (1920-1991) и, конечно же, Эжен Ионеско (1909-1994) с его нетривиальными постановками «Лысая певица», «Урок» и «Стулья».

    Проверьте свои знания

    Если вы хотите проверить свои знания по теме этого урока, вы можете пройти короткую викторину из нескольких вопросов. Только один ответ может быть правильным для каждого вопроса. После выбора варианта система автоматически переходит к следующему вопросу. Баллы, которые вы получите, зависят от правильности ваших ответов и времени, затраченного на ответ. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты — смешанные.

    Обратите внимание, что для нормальной работы сайта необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы видите это сообщение в течение длительного периода времени, это означает, что настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу функционировать должным образом.

    Итак, давайте обратимся к современному искусству.

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий