Что такое гештальтпсихология: основные идеи и принципы. Гештальтпсихология это в психологии.

Кстати, несколько лет спустя Курт Левин добавил четвертый тип конфликта — двойной конфликт «желание-избегание». Это происходит, когда каждый из факторов является как положительным, так и отрицательным. Например, если человек выбирает между карьерой и созданием семьи, то оба варианта являются привлекательными в одних отношениях и отталкивающими в других.

Гештальтпсихология: М. Вертгеймер, К. Коффка, В. Келлер, К. Левин

Гештальтпсихология — это направление психологии двадцатого века, которое пытается объяснить восприятие с точки зрения структурной целостности. Представители гештальтпсихологии: В. Келлер, М. Вертгеймер, К. Коффка, К. Левин, К. Дункер. Предметом гештальтпсихологии является сознание, которое должно быть понято на основе принципа тотальности.

  • Гештальтпсихология
  • Принципы гештальтпсихологии
  • Макс Вертгеймер как основатель гештальт-психологии
  • Курт Коффка и исследования восприятия у детей
  • Исследования Вольфганга Келлера
  • Теория психологического поля Курта Левина

Гештальтпсихология

Это направление психологии получило свое название от немецкого слова «Gestalt», что означает «форма», «структура», «полная конфигурация», т.е. организованное целое, свойства которого не могут быть выведены из свойств его частей.

Гештальтпсихология: М. Вертгеймер, К. Коффка, В. Келлер, К. Левин

Развитие гештальтпсихологии связано с революцией в физике на рубеже 19 и 20 веков. Она возникла как альтернатива популярным в то время бихевиоризму и ассоциативной психологии. Немецкий психолог Макс Вертхаймер считается ее основателем, но в ее развитии принимали участие и такие известные психологи, как Курт Коффка, Вольфганг Келлер и Курт Левин.

Гештальт-психология отрицает принципы расщепления сознания. Его сторонники утверждали, что восприятие не является накоплением сенсорных впечатлений и что свойства образа не восстанавливаются по свойствам составляющих его элементов. Вместо того чтобы искать отдельные элементы сознания, гештальт-психологи подчеркивали его целостность. Они рассматривали человеческое сознание как целостность, окруженную динамикой. Сознание объединяет все компоненты в единое целое и образует гештальт.

Гештальты — это целые, не сводимые к сумме своих частей, структуры сознания. Представьте, что вы зашли в галерею, чтобы полюбоваться своей любимой картиной Винсента Ван Гога. Когда вы смотрите на нее, вы не видите и не оцениваете каждый мазок кисти художника. Вы видите картину в целом, все сочетание цветов, форм, композиции. То есть существует целостное понимание картины, которое не может быть сведено к сумме составляющих ее элементов. Этот вид целостного восприятия также называется «гештальт».

Гештальтпсихология: М. Вертгеймер, К. Коффка, В. Келлер, К. Левин

Гештальты всегда последовательны. Они представляют собой интегрированные структуры. Основной характеристикой гештальтпсихологии является стремление к завершенности, что проявляется в «эффекте Зейгарник» (незавершенные процессы запоминаются лучше всего).

Гештальт-психология нашла свое продолжение в современном направлении психотерапии — гештальт-терапии, основателем которого является психолог Фридрих Перлз.

Гештальтпсихология: М. Вертгеймер, К. Коффка, В. Келлер, К. Левин

Гештальт-терапия предполагает, что вся жизнь человека состоит из бесконечного числа гештальтов. Гештальт-терапевты помогают пациентам увидеть и осознать, как их незавершенные гештальты влияют на их жизнь в настоящем. В этой терапии человек учится закрывать эти гештальты, завершать их, потому что незавершенные гештальты могут вызвать проблемы.

Гештальтпсихология: М. Вертгеймер, К. Коффка, В. Келлер, К. Левин

Принципы гештальтпсихологии

Исследования позволили гештальт-психологам открыть законы восприятия, а затем и законы гештальта.

Гештальтпсихология: М. Вертгеймер, К. Коффка, В. Келлер, К. Левин

1-й принцип близости — Элементы, которые находятся близко друг к другу в пространстве и времени и которые кажутся нам принадлежащими друг другу, воспринимаются вместе.

2. принцип непрерывности — существует тенденция следовать направлению, которое позволяет нам соединить наблюдаемые элементы в непрерывную последовательность или определенную ориентацию.

3. принцип сходства — похожие элементы воспринимаются нами вместе и образуют замкнутые группы.

4. принцип завершения — существует тенденция к завершению неполных элементов и заполнению пробелов.

5. принцип простоты (закон беременности) — восприятие и интерпретация сложных или запутанных объектов как простейшей формы или союза простейших форм.

6. принцип формы — фона — организация восприятия таким образом, что мы видим объект (форму) и фон, на котором он появляется.

7. принцип изоморфизма — выражение структурного единства мира (физического, физиологического и психического).

8. принцип общего пространства — Гештальт-принципы формируют наше повседневное восприятие в соответствии с обучением и предыдущим опытом. Ожидаемые мысли и ожидания также активно направляют нашу интерпретацию сенсорных впечатлений.

9. принцип близости — временная и пространственная близость стимулов; близость может предопределять восприятие, когда одно событие вызывает другое.

Понятия и принципы гештальтпсихологии

  1. Психические процессы целостны, но в их структуре есть отдельные элементы, имеющие вторичное значение.
  2. Восприятие свойств предметов остается неизменным при изменении внешних условий — константность восприятия.

Основные принципы гештальтпсихологии (целостность и стабильность) позволяют сформулировать принципы организации восприятия. То есть, что происходит с человеком, внимание которого сосредоточено на объекте из внешнего мира или изнутри (переживания, мысли, воспоминания).

Вот некоторые из них:

  • принцип близости, когда разные элементы соединяются или просто находятся рядом, образуя единую фигуру/форму;
  • принцип прегнантности, когда человек реагирует на самую простую и постоянную форму среди остальных;
  • принцип схожести, когда однотипные элементы воспринимаются как единое целое;
  • принцип смежности, когда происходит сочетание разных стимулов в пространстве и времени;
  • принцип замкнутости, когда человек стремится добавить недостающие элементы в фигуре;
  • принцип целостности, когда любое явление или объект сознательно упрощается, чтобы воспринимать его в целостной форме;
  • принцип фона, когда отдельные элементы, сгруппированные по определенному признаку, воспринимаются в виде целостной фигуры. А всё остальное — как менее структурированный фон;
  • принцип общей зоны, когда восприятие реальности происходит на основе жизненного опыта человека.

История гештальтпсихологии

Американский ученый и философ Макс Вертхаймер изучал то, что он назвал «эффектом Фи» — свойство человеческого зрительного восприятия. Его работа была основана на интересном наблюдении: если установить два или более источников света или цветных объектов и включать их один за другим, событие воспринимается как единый процесс. А если увеличить скорость мигания и количество точек, то целостная структура явления становится еще более четкой. Глаз воспримет это как движение в определенном направлении.

Кстати, операторская работа и покадровая анимация были созданы по тому же принципу.

С точки зрения психологии открытие Вертгеймера в то время не поддавалось объяснению. Идея заключалась в том, что люди должны воспринимать все явления и предметы по отдельности, а не объединять их в единую структуру и даже придавать им несоответствующие свойства (движение там, где его быть не может).

Описание «эффекта Фи» было представлено в 1912 году. В этой же научной работе были сформулированы первые законы гештальтпсихологии. Возникла новая наука, которая была полной противоположностью общепринятому тогда структурализму.

Идеи Вертгеймера привлекли целую группу энтузиастов, которые решили углубить исследования ученого и разработать теоретические основы данной области. Наиболее известными гештальтистами были немецко-американские психологи Вольфганг Келер, Курт Коффка и Курт Левин.

Развитие гештальтпсихологии

Описание и развитие концепции гештальтпсихологии происходило в 1920-1940-х годах. Ученые описывали результаты своих исследований в научных трудах и книгах, а теоретические основы учения обогащались новыми открытиями.

Вольфганг Келер, например, сформулировал принцип равенства форм в физической, физиологической и феноменальной (в сознании человека) сферах. Дальнейшие принципы описаны в книге Курта Коффки «Принципы гештальтпсихологии». Позже он написал обширную работу под названием «Основы психического развития», в которой впервые применил методы гештальтпсихологии к изучению психического развития детей.

Коффке смог описать определенные модели восприятия у новорожденных. Например, они воспринимают своих родителей как единый образ, состоящий из характерных жестов (голос, выражение лица, прическа и одежда). И если одна из этих характеристик изменится, ребенок может перестать узнавать маму или папу.

Третий ученый, Курт Левин, разработал методы гештальтпсихологии. Наиболее популярной является «теория поля». Согласно этому методу, поведение человека определяется внутренними и внешними физическими силами. Сама личность — это динамическая система, состоящая из временных и постоянных потребностей. К первому Левин добавил приставку «квази», чтобы отличить его от фактических (постоянных) потребностей. Он считал, что квазипотребности возникают под влиянием намерения и почти всегда социально обусловлены.

метода гештальтпсихологии

Что такое гештальт

«Гештальт — это целостная структура, образ, состоящий из множества частей, признаков, которые в сочетании образуют форму», — говорит психолог, гештальт-терапевт и педагог Ольга Лесницкая. Она объясняет, что прекрасный пример гештальта — музыкальное произведение, которое можно переложить на разные клавиши, что меняет все ноты, но вы не перестаете его узнавать — вся структура остается прежней. Когда человек заканчивает музыкальное произведение, у слушателя возникает ощущение завершенности, непрерывности формы. Однако, когда музыкант заканчивает на предпоследнем, обычно доминантном аккорде, у слушателя возникает ощущение незавершенности, трепета и ожидания. «Это пример неполного, незавершенного гештальта», — говорит эксперт.

Примером незавершенного гештальта является выступление, к которому человек долго готовился, но так и не решился выйти и выступить.

Если перенести эту музыкальную метафору на жизнь, то события и ситуации обычно называют гештальтами: Закрытые гештальты создают чувство удовлетворения, которое высвобождает внимание и энергию для новых дел; незакрытые гештальты продолжают занимать место в сознании и потреблять психическую энергию.

По этой причине гештальт-психологи называют незакрытым гештальтом любой неосуществленный процесс, любое желание, любое намерение, все, что не завершилось желаемым образом и не привело к соответствующему переживанию. «Если переживание было интенсивным, со временем оно подавляется и репрессируется психическими защитами, острота переживания снижается, человек может даже не вспомнить ситуацию», — объясняет Лесницкая. Примером незавершенного гештальта является выступление, к которому человек долго готовился, но так и не решился выйти на сцену и представить себя. Или безответные отношения, которые могли бы перерасти в нечто, если бы кто-то осмелился сказать слова любви. «Это также может быть обида на родителей из-за события, которое сегодня кажется забытым, но в то время было отправной точкой для растущей дистанции. Вообще, незакрытым жестом могут быть события разной силы: от несбывшейся детской мечты до платья, не купленного в поездке», — резюмирует Лесницкая.

Что значит закрыть гештальт

«Важно, чтобы картина была цельной, законченной, — говорит психотерапевт и гештальт-терапевт Мария Крюкова, — например, в картине, где не хватает углов треугольника, или в слове, написанном с пропущенными гласными, мы все равно воспринимаем целое и понимаем, что имел в виду автор, автоматически складывая его в целостную картину. Мы «достраиваем» то, чего не хватает. Этот принцип целостности, также называемый холизмом, является центральным в гештальтпсихологии.

Вот почему мы слышим музыку как мелодию, а не как набор звуков, и почему мы видим картину как единое целое, а не как набор цветов и предметов. Согласно гештальт-подходу, для того, чтобы восприятие было «правильным», важно завершить его, найти недостающий пазл и найти сам пазл. Иногда завершение гештальта может быть решающим. «Представьте себе ситуацию, когда вы очень хотите пить. Вы ищете стакан с водой и автоматически представляете себе нужный образ — стакан или бутылку, прохладную или теплую, с долькой лимона или просто воду. И когда перед вами стол, заставленный вашими любимыми блюдами, ваши глаза все равно будут искать воду. Пища не может удовлетворить потребность в воде. Но когда вы пьете, ваша потребность удовлетворяется, гештальт воспринимается как полный, целостный. Желание выпить потеряет свою значимость. И возникнет новое желание.

Вольфганг Кёлер и его исследование

2

Как уже упоминалось ранее, основы гештальтпсихологии заложил немецкий и американский психолог Вольфганг Келер (21 января 1887 — 11 июня 1967), который провел свое детство в Германии и закончил там школу. Его отец работал директором школы, мать была безработной и заботилась о сыне. Келер завершил свое образование в университетах Тюбингена, Бонна и Берлина. Там он получил прекрасное базовое образование. В возрасте 22 лет он получил докторскую степень по психологии. В этом же возрасте он начал заниматься научной деятельностью. В 1917 году он написал книгу «Исследование интеллекта человекообразных обезьян», основанную на наблюдении и изучении поведения этих млекопитающих на острове Тенерифе.

Основная идея исследования заключалась в том, что обычная палка, для которой обезьяна нашла различные применения. Это был шест для прыжков, шест для муравьев, рычаг для открывания, лопата для вскапывания земли, оружие для угроз друг другу. Его использовали для сбрасывания с себя мелких млекопитающих, для контроля нагрузки на электрический кабель и многого другого. Другими словами: Если обезьяна видела одновременно и цель, банан, и средство, палку, то она имела целостное представление о ситуации. Или такой пример: обезьяна привыкла хватать фрукты, стоя на ящике; ящик замаскировали, поставив на него другую обезьяну, так что ящик стал частью другого жеста. Во всех этих приложениях можно проследить, как развивалась трудовая деятельность человека.

В итоге Вольфганг Келер пришел к следующим выводам:

  1. Человека и шимпанзе объединяет разумное поведение, которое отличается только структурой (степенью сложности).
  2. Основой поведения у обезьян, как и у человека, является образ (гештальт) внешней ситуации.
  3. Результатом восприятия является озарение как целостная интеллектуальная реакция понимания сути происходящего. (Такое внутреннее озарение, внезапное понимание и нахождение решения Кёлер назвал словом «инсайт».)

Эти выводы не совпадали с мнением американского психолога и педагога Э. Торндайка, который считал, что поведение животных в различных ситуациях зависит от их ошибок, попыток, ассоциаций (слепого поиска правильного решения) или внезапного осознания и что у них нет причины. Однако исследования Кёлера выявили факты об изобретении и использовании инструментов, а не только об отборе образцов. Это доказывало, что принцип развития умственных способностей, то есть интеллекта, существует, как и у людей.

Общий научный вывод его работы: «человекообразная обезьяна не только ближе к человеку по некоторым морфологическим и физиологическим характеристикам, чем низшие виды обезьян, но и психологически является ближайшим родственником человека». Это первое документальное подтверждение теории эволюции Дарвина с психологической точки зрения.

Благодаря успешным экспериментам по изучению восприятия и интеллекта шимпанзе, Келер получил международное признание в 1922 году и стал директором Психологического института при Берлинском университете. Его научные теории актуальны и практичны и сегодня. Они ценны и интересны благодаря органичной связи теоретической психологии с жизнью и психотехникой.

В своей книге «Физические структуры в покое и стационарном состоянии» (1920) он размышляет о том, что физический мир, как и психический, подчиняется принципу гештальта. Все процессы и явления объясняются путем нахождения соответствующих структур в процессах мозга, которые объясняются на основе физической теории электромагнитного поля Фарадея и Максвелла. Возникла гипотеза о существовании в мозге электромагнитных полей, которые формируются под воздействием стимула, похожего на структуру изображения. Это стало важным моментом в теории гештальтпсихологии и решило ее психофизическую проблему.

Немецкий и американский психолог Курт Задек Левин (9 сентября 1890 — 12 февраля 1947) изучал проблемы личности, ее потребностей и влияния на нее социальных отношений. В 1921 году он стал преподавателем психологии и философии в Берлинском университете. Его взгляды были основаны на гештальт-концепции. Он интерпретировал его как поле, функционирующее как единое пространство, в котором накапливаются отдельные элементы.

В 1926 году он стал профессором Берлинского университета и преподавал там до 1933 года, когда ему пришлось эмигрировать в Америку из-за массовых притеснений евреев. В своей статье «Намерения, воля и потребность» (1926) он описал экспериментальные исследования потребностей и волевой активности. Он рассматривал желание — потребность — как основу человеческой активности во всех ее формах (деятельность, память и мышление).

Другими словами, он считал, что человеческая личность живет и развивается в психологическом поле окружающих ее объектов, каждый из которых обладает определенной ценностью. Каждый из них имеет свой знак, хотя есть и такие, которые отталкиваются или притягиваются с одинаковой силой. Объекты окружающей среды воздействуют на человека, вызывая энергетические заряды, которые приводят к напряжению.

Когда баланс между человеком и ситуацией нарушается, возникает напряжение и желание целенаправленных действий. Льюин назвал такое действие квазипотребностью. Для того чтобы удовлетворить свои потребности, человек должен быть разряжен. Разрядка происходит в определенном состоянии, называемом психологическим полем. Льюин создал «психологическую теорию поля», с помощью которой он объяснил поведение человека 7. В этом контексте он рассмотрел проблему целеустремленного и целенаправленного поведения.

Он также разработал теорию конфликта и выделил три типа конфликтов:

Тип конфликта

Определение

Пример

Проблема находится между двумя положительными величинами примерно одного типа.

Основная идея описываемого направления представлена «гештальтом», который представляет собой конфигурацию, паттерн, особую форму построения отдельных элементов, создающих единое целое. Поэтому «гештальт» — это целостная сущность, обладающая определенными характеристиками, которые отличают ее от суммы ее частей. Например, человеческий портрет часто характеризуется определенным количеством компонентов, но образ человека в каждом случае воспринимается по-разному.

Чтобы доказать факт целостности, Вертгеймер провел эксперимент со стробоскопическим светильником, с помощью которого можно было наблюдать иллюзию динамики двух попеременно мерцающих источников света. Движение было иллюзорным, оно существовало только в определенной форме, которую нельзя было разложить на отдельные элементы. Описанное явление стало известно как эффект феномена Фи.

В своих более поздних работах Вертхаймер распространил свои взгляды на другие явления психики. Он рассматривает мыслительные процессы как изменяющиеся «гештальты». Другими словами, на одну и ту же проблему можно смотреть с разных сторон, в зависимости от преследуемой цели.

Исходя из вышесказанного, можно описать основные идеи гештальтпсихологии следующим образом. Прежде всего, психические функции представляют собой, прежде всего, целостность и характеризуются наличием определенной структуры, в которой можно выделить составные структуры, подчиненные этой структуре.

Поэтому объектом гештальтпсихологии является сознание, которое представляет собой динамичную, неделимую структуру, в которой все компоненты взаимозависимы.

Еще одна идея рассматриваемого направления — стабильность восприятия, которая заключается в том, что восприятие определенных характеристик вещей относительно стабильно при изменении условий их восприятия. Такими характеристиками являются стабильность света или цвета.

Основываясь на неизменности и неделимости восприятия, гештальт-психологи определили принципы формирования восприятия. Они подчеркивают этот подход, говоря, что восприятие формируется в тот момент, когда человек фокусируется на интересующем его объекте: Части перцептивного поля взаимосвязаны и, таким образом, становятся единым целым.

М. Вертхаймер определил принципы гештальтпсихологии и их порядок: близость, сходство, недалекость, неделимость, фон и форма. Согласно им, восприятие формируется.

Принцип близости заключается в концентрации и объединении пространственно и временно близких структурных элементов в единую форму.

Похожие части воспринимаются цельно и образуют замкнутый круг — это и есть принцип подобия.

Сосредоточение внимания на интеграции индивидом незавершенных форм — это принцип завершения.

Принцип тотальности заключается в том, что индивид достраивает незавершенные формы в примитивное целое (существует тенденция к упрощению целого).

Принцип фона и фигуры заключается в восприятии человека как фигуры на не очень структурированном фоне объектов, которым человек придает определенное значение.

Исследования К. Коффки позволили пролить свет на то, как именно формируется восприятие человеческого индивида. Проведя серию экспериментальных исследований, он смог продемонстрировать, что младенец рождается с незрелыми «жестами», смутными образами внешней среды. Например, любое изменение во внешности отца приводит к тому, что ребенок перестает его узнавать. Ученый предположил, что «гештальты» возникают как образы внешнего мира, которые созревают в человеческой личности по мере ее роста и обретения более четких смыслов, то есть становятся более отчетливыми и определенными.

Основные положения гештальтпсихологии

Эта отрасль психологии основывается на «гештальтах», то есть организационных структурах, которые производят совокупность психологических явлений. Представители гештальтпсихологии считали объектом своего исследования анализ психики, изучение когнитивных функций, а также структуру и динамику формирования личности. Процессы, происходящие в мозге, аналогичны явлениям, наблюдаемым во внешнем мире, которые человек осознает в своих мыслях и переживаниях. Каждый человек способен разобраться в своих переживаниях и найти выход из сложившейся ситуации.

Благодаря научным исследованиям сегодня известны почти все особенности восприятия. Более того, было доказано, что он важен для развития и созревания воображения, мышления и других когнитивных функций.

Эксперименты, основанные на феноменологическом подходе, показали, что частицы зрительного поля собираются в перцептивные конструкции в зависимости от последовательности факторов. Этими факторами являются близость, сходство, закрытость и симметрия частиц. Это привело к тезису о целостности образа, который является динамической структурой и формируется по определенным законам организации.

Представители рассматриваемого течения психологии определили такие основные положения гештальтпсихологии. Сознание — это динамичное и целостное пространство, в котором все его части постоянно взаимодействуют друг с другом. Сознание изучается с помощью гештальтов, которые представляют собой неделимое явление.

Гештальты анализируются посредством объективного наблюдения и составления карты природы восприятия. Основой восприятия не является ощущение, потому что ощущение не может существовать физически. Фундаментальным процессом интеллекта является зрительное восприятие, которое определяет формирование интеллекта и подчиняется своим собственным законам. Психические функции — это процесс, который не формируется опытом. Они представляют собой процесс решения конкретных проблем, осуществляемый посредством «инсайта».

Законы гештальтпсихологии

Первоначально представители гештальтпсихологии ограничивали свои исследования феноменальной сферой, то есть суммой человеческого опыта в «здесь и сейчас». Впоследствии, однако, они расширили сферу своей деятельности. По сравнению с более ранними течениями в психологии, гештальтпсихология внесла значительный вклад в объективизацию понятия восприятия. В целом, гештальтпсихология изучает психику с точки зрения неделимых структур, которые являются первичными по отношению к определенным элементам. Последователи этой школы выступили против концепции эмпатии и перенесли акцент с сознательного, чувствующего индивида на свойства воспринимающей фигуры. Рассматриваемое здесь течение фокусируется, в частности, на искусстве. Таким образом, была разработана гипотеза о том, что самые фундаментальные структуры эмоций воплощены в форме искусства. Это определяет его центральную задачу: выявление этой структуры.

С точки зрения гештальтпсихологии, психические процессы представляют собой чередующиеся «гештальты». Проще говоря, одно и то же событие рассматривается с разных точек зрения.

Таким образом, гештальтпсихология — это, если говорить кратко и просто, отрасль психологической науки, которая занимается вопросами функционирования психики и пытается объяснить процессы психической деятельности и восприятия.

Сознание является основным направлением гештальтпсихологии. Это динамическое целое, в котором все составные части взаимодействуют друг с другом. Уместной аналогией является сбалансированное функционирование организма — он работает бесперебойно и старательно в течение многих лет, несмотря на то, что состоит из большого количества взаимозависимых систем.

Гештальт — это единство сознания, неделимая структура представления. Гештальты изучаются методом наблюдения, за которым следует описание содержания восприятия. Человеческое восприятие не происходит от органов чувств, так как их на самом деле не существует.

Зрительное восприятие считается основным психическим процессом, определяющим зрелость психики.

Мыслительная деятельность — это не ряд навыков, выработанных методом проб и ошибок. Это ориентированная на задачу оперативная деятельность, осуществляемая путем структурирования поля, т.е. через инсайт.

Получаемый «гештальт» — это всегда неделимое, целостное образование с резко очерченными контурами, характеризующееся уровнем четкости и замкнутыми или не связанными между собой контурами, которые составляют основу гештальта. Важнейшей характеристикой гештальта является его тенденция к завершенности.

При описании гештальта также применяется понятие смысла. Элементы целого могут быть неважными, в то время как целое важно, и наоборот. Фигура всегда будет важнее фона. Более того, иногда важность распределяется таким образом, что все элементы становятся одинаково важными.

Основные законы гештальтпсихологии описаны ниже.

Психика реагирует на взаимосвязь стимулов — это закон переноса. Другими словами, элементы объединяются, когда у них есть хотя бы некоторые схожие характеристики, например, симметрия.

Закон стабильности гласит, что все притягивается к стабильности.

Закон беременности гласит, что существует тенденция воспринимать наиболее стабильную и простую форму среди возможных перцептивных альтернатив.

Тенденция к объединению пространственно и временно соседних структур в одно изображение называется законом близости. Это самый простой способ для людей объединить похожие объекты.

Чтобы жить спокойно, нужно доделывать все до конца. Почему так происходит

Фото: Shutterstock

Перед вами изображение. Если у вас нет неврологического расстройства или неисправности экрана, вы видите велосипед. Речь идет о велосипеде в целом, а не о его отдельных частях. Психологи говорят, что мозг склонен формировать общую картину, гештальт.

В начале 20-го века группа психологов-экспериментаторов — Макс Вертхаймер, Вольфганг Келлер и Курт Коффка — изучали человеческое восприятие. Их интересовало, как нам удается адекватно воспринимать этот кажущийся хаотичным, переполненным и непредсказуемым мир. Результатом их работы стало новое направление — гештальтпсихология.

«Гештальт» буквально означает что-то вроде «форма» или «очертания». По-русски это звучит скорее как «цельность». Мы рассматриваем мелодию как мелодию, а не как серию отдельных звуков. Этот принцип, называемый холизмом, является центральным для гештальтпсихологии. Как писал Курт Коффка, целое, созданное нашим восприятием, фундаментально отличается от суммы его частей. Не только больше, но и качественно отличается.

Наше восприятие выбирает из массы сигналов одно изображение, а остальное становится фоном. Вы наверняка видели стекло Рубина — классический пример обратимых форм.

Ваза Рубина - классическое изображение обращающихся фигур, используемое в гештальтпсихологии

Стакан Рубина — это классическое представление обратимых паттернов, используемых в гештальтпсихологии.

В нем можно увидеть либо стакан, либо два профиля, но не оба одновременно. Фигура и фон объединяются и создают новую черту.

Гештальт — это целостный образ, который мы «перенимаем» от всего окружения.

«Рисунок и фон» — не единственный принцип человеческого восприятия, который описали гештальт-психологи.

Принципы гештальта

  • Подобие: объекты одного размера, цвета, формы, очертаний воспринимаются вместе.
  • Близость: мы группируем объекты, находящиеся близко друг к другу.
  • Замкнутость: мы стараемся завершить рисунок так, чтобы он приобретал полную форму
  • Смежность: объектам достаточно быть близко во времени или пространстве, чтобы мы воспринимали их как цельный образ.

Принципы гештальта хорошо работают, например, в дизайне. Если веб-сайт или приложение плохо разработаны — если шрифты неправильные, если объекты неправильно расположены или сгруппированы — тогда у вас есть.Даже если вы не являетесь профессиональным дизайнером, вы почувствуете, что что-то не так. Например, в этом абзаце.

Как закрыть гештальт?

Не только треугольники или кнопки на экране могут восприниматься целостно, но и жизненные ситуации. Сложные поведенческие реакции также функционируют по законам гештальта. Гештальт-терапия основана на этом, и ее не следует путать с гештальт-психологией. Обычно о гештальте говорят в контексте того, является ли он закрытым или нет. Ну, мы говорим о терапевтическом подходе.

Основатель гештальт-терапии Фредерик Перлз распространил идеи гештальт-психологов с когнитивных процессов на понимание мира. Вся наша психика целостна — она сама себя регулирует и стремится к целостности.

Каждый момент какая-то наша потребность выходит на первый план и становится фигурой на заднем плане.

Когда потребность удовлетворена, когда ситуация достигла своего логического конца, жест закрывается.

Затем ее сменяет другая потребность, и так продолжается всю жизнь.

Этот механизм работает одновременно на всех уровнях, от физических потребностей до глобальных жизненных планов. Голод, жажду или поход в туалет нельзя откладывать надолго, потребность должна быть удовлетворена. В случае с недочитанной книгой, недосмотренным сериалом или невыполненной работой процесс может затянуться, а в случае с безответной любовью или конфликтом с родителями он может никогда не завершиться.

Неудовлетворенные потребности создают своего рода напряжение и напрягают ресурсы организма, особенно память. Именно поэтому мы гораздо лучше помним незавершенные ситуации. Эта особенность нашего восприятия называется «эффектом Зейгарник». Советский психолог Блюма Зейгарник заметила, что официанты прекрасно запоминают текущие заказы и быстро забывают те, которые уже оплачены. Затем она экспериментально показала, что люди не только лучше запоминают несовершенные действия, но и склонны воспроизводить их.

Пустой стул» — одна из самых важных техник в гештальт-терапии. Его описывает Фредерик Перлз

Есть неполные состояния, которые длятся очень долго, годами и десятилетиями. Иногда ситуации не могут быть закрыты в реальности, например, конфликт с родителем, которого давно нет в живых. Такие незакрытые жесты оказывают разрушительное воздействие на психику и могут привести к серьезным проблемам. Здесь на помощь приходят гештальт-терапевты.

Гештальт-терапия — это ситуационная терапия. Сам подход в значительной степени сосредоточен на чувствах и эмоциях человека, на его физическом выражении. Гештальт-терапевт помогает понять, какую потребность человек пытается удовлетворить, как она проявляется на разных «этажах» психики и приходит к выводу — закрыть гештальт.

Откуда берутся гештальты?

Давайте вернемся к гештальтпсихологии. Она появилась в 1912 году, в то время, когда методов современной нейронауки еще не существовало. Поэтому понять, что именно представляет собой гештальт и в чем его суть, можно было только концептуально. Тем не менее, гештальт-теория доминировала в изучении восприятия в первой половине двадцатого века.

В конце 1950-х годов нейрофизиологи Дэвид Хюбель и Торстен Визель начали регистрировать отдельные нейроны в зрительной коре кошек и обезьян. Оказалось, что каждый нейрон реагировал строго на одну особенность изображения: угол поворота и ориентацию, направление движения. Их называли «детекторами особенностей»: Детекторы линий, детекторы краев. Работа была чрезвычайно успешной, и за нее Хюбель и Визель были удостоены Нобелевской премии. Позже, в экспериментах на людях, были обнаружены нейроны, реагирующие на более сложные стимулы — детекторы лиц, даже конкретных лиц (знаменитый «нейрон Дженнифер Энистон»).

Таким образом, гештальт-мышление было заменено иерархическим подходом. Каждый объект представляет собой набор признаков, каждый из которых имеет свою группу нейронов. В этом смысле целостный образ, о котором говорили гештальтисты, был просто активацией нейронов высшего порядка.

Более поздние эксперименты показали, что мы часто воспринимаем картину в целом гораздо раньше, чем отдельные элементы. Если бы вам на долю секунды показали исходное изображение велосипеда, вы бы, конечно, сказали, что видите велосипед, но, скорее всего, не сказали бы, есть ли у него педали. Полученные результаты свидетельствуют о наличии гештальт-эффекта. Это противоречило идее о каскаде нейронов, распознающих признаки от самых простых до самых сложных.

В ответ возникла теория перевернутой иерархии: когда мы смотрим на что-то, нейроны, отвечающие за общую картину, реагируют быстрее всего, затем следуют те, которые распознают детали. Этот подход приблизился к концепции гештальта, но все равно вызывал вопросы. Теоретически существует бесконечное количество вариантов того, что может предстать перед нашими глазами. Как будто мозг заранее знает, какие нейроны он будет активировать.

Это «заранее» является ключом к пониманию гештальтов, одной из самых революционных идей для понимания работы мозга на рубеже XX-XXI веков — предиктивного кодирования. Мозг не просто воспринимает и обрабатывает информацию извне. Вместо этого он предсказывает, что происходит «там», а затем сравнивает предсказание с реальностью. В процессе предсказания нейроны более высокого уровня посылают сигналы нейронам более низкого уровня. Они, в свою очередь, получают сигналы извне, от органов чувств, и посылают их «наверх», сообщая, насколько прогнозы отклоняются от реальности.

Главная задача мозга — минимизировать ошибку предсказания относительно реальности. В тот момент, когда это происходит, возникает гештальт.

Гештальт — это событие, а не что-то статичное. Представьте, что «высшие» нейроны встречаются с «низшими» и договариваются о том, как выглядит реальность в конкретном месте и в конкретное время. После того как они договорились, они пожимают друг другу руки. Это рукопожатие длится несколько сотен миллисекунд и является жестом.

Мозг не обязательно изменит ожидание. Это также может не соответствовать действительности. Вспомните гештальт-терапию и потребности: Они могут существовать на самом примитивном уровне. В древние времена распознать объект означало вовремя заметить хищника и не быть съеденным, или найти что-то съедобное и не умереть с голоду. В обоих случаях речь шла об адаптации к реальности, а не о ее точном описании.

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий