Экзистенциализм (лат. exsistentia — «существование») — философское и литературное направление, возникшее в начале XIX века и занимающееся вопросами человеческого существования, его одиночества и отрешенности, поиска себя и смысла жизни, выражающегося в полной свободе от внешней среды и свободе выбора.
Существование — это. Значение, сущность и виды
Что такое существование? Это слово означает «происходить», «доказывать», «возникать», «появляться», «исполняться», «появляться». Это точный перевод с латыни. В отличие от сущности (эссенции, квинтэссенции, первозданной субстанции), она является аспектом каждого существа. Что сравнимо с существованием? Этот термин часто сочетается со словом «существование». Но оно отличается от этого тем, что является лишь аспектом бытия, а бытие обычно понимается в терминах всего, что существует в мире.
Это вас заинтересует: Трансцендентальное единство восприятия: понятие, сущность и парадигмы.
Для Баумгартена понятие сущности или бытия совпадает с реальностью (как existentia). Среди мыслителей вообще вопрос о доказательстве существования занимает особое место. Она находится в центре экзистенциалистской философии Камю, Сартра, Кьеркегора, Хайдеггера, Ясперса, Марселя и многих других. В данном случае он обозначает уникальный и непосредственный опыт человеческого существования.
Вы найдете это интересным: Природа сознания: понятие, структура, типы.
Таким образом, экзистенциализм Хайдеггера обусловлен особым бытием (Dasein), которое должно рассматриваться в специфических условиях экзистенциальной аналитичности, а не в категориях, применимых к другим существам.
В дуализме бытия и природы схоластика видит принципиально разделенную физическую вселенную, созданную и определенную только в Боге. Происхождение или возникновение чего-либо не исходит из материи, но в конечном итоге определяется творческой волей Бога.
В чем проблема
Существование обычно противопоставляется понятию субстанции. Последний традиционно берет свое начало в эпоху Возрождения (если не раньше). Этой темой занимается множество дисциплин.
Наука в традиционном понимании этого слова стремится к открытию сущности. Математика (одна из точных дисциплин) особенно успешна в этой области. Речь идет не столько об условиях существования чего-либо, сколько о способности выполнять различные операции над его основными принципами.
Вас интересует: Эпистема — это: концепция, основы теории, формулировка и развитие.
Существование не имеет в виду абстрактное и отдаленное представление об этих вещах, а сосредоточено на их реальности. В результате между исходной абстракцией и экзистенциальной реальностью — сущностью существования — возникает определенная дистанция.
В центре философского учения о человеке находится проблема сущности человека. Его открытие содержится в определении каждого объекта. Невозможно говорить о функциях этого предмета и его значении, не зная его.
В ходе развития науки представители философии пытались найти фундаментальные различия между людьми и животными и объясняли человека на основе множества характеристик.
Почему мы — это не они
У нас много общего с животными, как в нашем анатомическом строении, так и в нашем поведении, эмоциях и чувствах. И мы, и они стараемся образовывать пары, чтобы производить потомство, заботиться о своих детях, формировать какие-то связи с сородичами и создавать определенное общество. С нашей точки зрения, это только лучшее. Возможно, принципы организации их общества гораздо более разумны или устойчивы с точки зрения животных. Подумайте, насколько сложна иерархия у гиен или шимпанзе.
Но людей от животных отличает улыбка, широкие когти, наличие религии, определенных навыков и богатых знаний. Важно отметить, что в данном случае человек пытается определить себя на основе того, что отличает его от соседних видов, то есть извне, а не на основе самого человека.
Такой способ определения человека оказывается методологически не совсем верным, поскольку сущность данного объекта можно определить, изучая присущий ему способ существования и законы его существования изнутри.
Основные идеи экзистенциализма:
- в центре находится существование каждого конкретного человека, его «Я»;
- внешняя жизнь человека и окружающая его среда не важны, важно лишь его внутреннее бытиё;
- пессимистичный способ восприятия мира: жизнь представляется трагичной и бессмысленной;
- человек свободен в своём выборе;
- у жизни нет цели, то, что важно, — это само существование, бытиё;
- отрицание науки.
Эти идеи поддерживают представители буржуазии. Экзистенциалисты придерживаются различных политических, социальных и религиозных взглядов. Однако они схожи в том, что считают негативные эмоции самыми важными человеческими эмоциями: Боль, страх, тревога и другие.
Экзистенциальные проблемы
Экзистенциальные проблемы или экзистенциальные кризисы возникают, когда человек не понимает смысла своей жизни, ее ценности и причины, по которой он живет. Такие вопросы обычно задают люди, живущие в развитых странах. Это происходит потому, что их основные потребности уже удовлетворены и борьба за выживание закончена.
- «В чём смысл строить отношения, если все люди умирают в одиночку?»
- «Какова цель моей жизни?»
- «Какой смысл того, чем я занимаюсь, если меня скоро забудут?»
- «Как понять, что то, что я делаю, — хорошо?»
Цели экзистенциализма
Экзистенциализм придает большое значение образованию человека. Прежде всего, образование должно подготовить ребенка к жизни. В частности:
- научить его распознавать своё истинное «Я». Французский философ Жан-Поль Сартр говорил, что есть «Я», которым мы являемся в определённый момент, потому что существуем, и есть «Я», которым мы становимся, потому что работаем над собой;
- помочь ему самореализоваться. Для самореализации очень важно понимать себя, свои эмоции;
- подготовить его к трагедиям в жизни. А именно принять факт своей будущей смерти и научиться наслаждаться жизнью;
- научить принимать собственные решения; объяснить, что человек свободен в своём выборе;
- помочь ему социально приспособиться. Экзистенциализм учит, что в первую очередь под социальной адаптацией понимается умение ценить не только свою свободу, но и свободу других людей;
- помочь ребёнку развить в себе уникальные черты характера;
- привить ему чувство ответственности. Экзистенциалисты уверены, что человек сам делает свой выбор и сам же за него отвечает.
История экзистенциализма
Датский философ Сёрен Кьеркегор считается основателем экзистенциализма. В первой половине 19 века философ высказывал идеи, близкие к экзистенциализму.
Помимо работ Кьеркегора, экзистенциалистов также вдохновляли труды таких философов, как Фридрих Ницше, Зигмунд Фрейд, Эдмунд Гуссерль, Освальд Шпенглер, Анри Бергсон, Георг Шиммель и другие.
Не случайно термин экзистенциализм был введен немецким философом Хайнеманом в 1929 году. Атмосфера в немецком рейхе после Первой мировой войны была благодатной почвой для развития негативных эмоций: недостойности жизни, покинутости, страха и одиночества.
Личность в экзистенциализме
Человек свободен выбирать и определять свое поведение. Все, что не относится к внутреннему «я» человека, не имеет значения; весь мир вращается, потому что существует человек. Существование человека освобождено от социальных условностей.
Люди отчуждены друг от друга. Экзистенциалисты понимают, что отношения между людьми не могут быть устранены, но отношения рассматриваются как бегство от себя, они пропускают внутренний мир человека. А природа — это нечто чуждое, не имеющее отношения к внутреннему миру человека.
Сторонники этой теории не верят, что природа создает человека таким, какой он есть. Они считают, что природа человека не предопределена, не дана ему заранее и вообще не существует. Человек выбирает свое бытие и свою природу.
Предикативный характер
Джон Стюарт Милль (а также Гербарт, ученик Канта) утверждал, что предикативный характер существования доказывается такими предложениями, как «Кентавр — это поэтическая фантазия «10 или «Большее число невозможно» (Гербарт).11 Франц Брентано оспаривал это; то же самое (как мы знаем) делал и Фреге. Брентано утверждал, что мы можем объединить значение, представленное фразой существительного «A», со значением, представленным прилагательным «B», чтобы получить значение, представленное фразой существительного «A B-A». Например, мы можем объединить «человек» и «мудрый», чтобы получить «мудрый человек». Однако существительное «мудрый человек» не является предложением, в то время как «человек мудр» — является. Таким образом, связка должна не просто соединять или разделять смыслы. Более того, добавление «there is» к «wise» для получения полного предложения «there is a wise man» имеет тот же эффект, что и соединение «some man» с «wise» посредством связки. Таким образом, связка имеет тот же эффект, что и «есть». Брентано утверждал, что любое категорическое суждение можно перевести в экзистенциальное суждение без изменения смысла, и что «есть» и «нет» экзистенциального суждения занимают место связки. Он продемонстрировал это на следующих примерах:
Категорическое утверждение «Кто-то болен» имеет тот же смысл, что и экзистенциальное утверждение «Больной человек существует» или «Существует больной человек». Категорическое утверждение «Ни один камень не является живым» имеет тот же смысл, что и экзистенциальное утверждение «Ни один камень не является живым» или «Нет живого камня». Категорическое утверждение «Все люди смертны» имеет тот же смысл, что и экзистенциальное утверждение «Нет бессмертного человека» или «Нет бессмертного человека». Категорическое суждение «Человек необразован» имеет тот же смысл, что и экзистенциальное суждение «Есть необразованный человек» или «Есть необразованный человек».
Фреге развил аналогичную точку зрения (хотя и позже) в своем великом труде. Основания арифметики», как и Чарльз Сандерс Пейрс (Пейрс, однако, считал, что возможное и действительное не ограничиваются действительным, индивидуально существующим). Взгляд Фреге-Брентано определяет доминирующую позицию в современной англо-американской философии: именно существование удостоверяется экзистенциальным квантификатором (как девиз Куайна «Быть — значит быть значением переменной» — On what is, 1948). 12
Семантика
В математической логике есть два квантора, «некоторые» и «все», хотя Брентано (1838-1917), мы можем довольствоваться одним квантором и отрицанием. Первый из этих квантификаторов, «some», также выражается как «there are». Так, в предложении «Существует человек» термин «человек» утверждается как часть бытия. Но мы также можем утверждать: «Треугольник существует». Является ли «треугольник» — абстрактная идея — частью бытия, так же как «человек» — физическое тело — является частью бытия? Существуют ли такие абстрактные понятия, как доброта, слепота и добродетель, в том же смысле, в каком существуют стулья, столы и дома? Что категории или виды вещей могут быть субъектом или предикатом предложения?
Или, что еще хуже, существует ли такая вещь, как «существование»? 13
В некоторых высказываниях существование подразумевается без ссылки. Утверждение «Мост через Темзу в Хаммерсмите» не может относиться только к мосту, Темзе и Хаммерсмиту. Оно также должно относиться к «существованию». С другой стороны, высказывание «Мост через Стикс в Лимбе» имеет ту же форму, но хотя в первом случае мы понимаем под мостом реальный мост в реальном мире из камня или кирпича, менее понятно, что означает «существование» во втором случае.
Современные подходы
Согласно теории описаний Бертрана Рассела, оператор отрицания в единственном числе может иметь широкую или узкую область применения: Мы проводим различие между «определенное S не является P» (где отрицание имеет «узкую область применения») и «не факт, что определенное S является P» (где отрицание имеет «широкую область применения»). Проблема с этой точкой зрения заключается в том, что для имен собственных, похоже, нет такого различия в сфере применения. Предложения «Сократ не лысый» и «Неверно, что Сократ лысый» имеют одинаковое значение, и оба, похоже, утверждают или подразумевают существование кого-то (Сократа), кто не лысый, что придает отрицанию узкую сферу применения. В теории Рассела, однако, существительные разбиваются на логические структуры, которые раскрывают смысл проблемы. Согласно Расселу, Сократ может быть проанализирован с точки зрения греческого философа. В широком смысле это будет выглядеть так: «Неправда, что в Греции был лысый философ». В более узком смысле можно сказать, что греческий философ не был лысым.
Согласно точке зрения прямой референции, впервые предложенной в ранней версии Бертраном Расселом и, возможно, ранее Готтлобом Фреге, существительное абсолютно нерелевантно, если не существует объекта, к которому оно относится. Эта точка зрения основана на аргументе, что семантическая функция основного имени заключается в том, чтобы информировать нас о том, какой объект несет это имя, и таким образом идентифицировать объект. Но ни один объект не может быть идентифицирован, если он не существует. Поэтому главное имя должно иметь носителя, чтобы иметь значение.
Существование в широком и узком смыслах
Согласно «двусмысленному» взгляду на существование, который восходит к Алексиусу Мейнонгу, экзистенциальные утверждения делятся на две категории.
- Утверждающие существование в широкий смысл. Это типично для формы «N есть P» для единственного числа N или «некоторая S есть P».
- Утверждающие существование в узкий смысл. Они типичны для формы «N существует» или «Ss существует».
Проблема может быть решена следующим образом. «Пегас летает» подразумевает существование в самом широком смысле, поскольку подразумевает, что все летает. Но это не означает существование в узком смысле, поскольку мы отрицаем существование в этом смысле, говоря, что Пегас не существует. Фактически, согласно этой точке зрения, мир всех вещей делится на те (такие как Сократ, планета Венера и Нью-Йорк), которые существуют в строгом смысле, и те (такие как Шерлок Холмс, богиня Венера и Минас Тирит), которые не существуют.
Однако здравый смысл подсказывает, что такие вещи, как вымышленные персонажи или места.
Европейские взгляды
Под влиянием взглядов ученика Брентано Алексиуса Майнонга и Эдмунда Гуссерля немецкая и франкоязычная философия приняла другое направление в вопросе о существовании.
Антиреалистические аргументы
Антиреализм — это взгляды идеалистов, которые скептически относятся к естественному миру и утверждают либо (1) что вне логики ничего не существует, либо (2) что у нас нет доступа к независимой от логики реальности, даже если бы она могла существовать. Реалисты, с другой стороны, считают, что восприятие или чувственные данные вызываются объектами, которые не зависят от логики. Антиреалист», отрицающий существование других разумов (т.е. солипсист), отличается от «антиреалиста», утверждающего, что нет фактов о существовании ненаблюдаемых других разумов (т.е. логического бихевиориста).
Смотрите также
- Мыслю, следовательно, существую
- Закон сохранения (физика)
- Существование предшествует сущности
- Теорема существования
- Экзистенциальная количественная оценка
- Экзистенциализм
- Состояние человека
- Религиозные взгляды на себя
- Солипсизм
- Три признака существования
- Универсальная количественная оценка
Предикативный природа
Джон Стюарт Милль (и ученик Канта Гербарт) считал, что предикативный характер существования доказывается такими утверждениями, как «Кентавр есть» или «А невозможно» (Гербарт). Франц Брентано оспаривал это, как и (знаменитый) Фреге. Брентано утверждал, что мы можем объединить значение, представленное фразой существительного «A», со значением, представленным прилагательным «B», чтобы получить значение, представленное фразой существительного «A B-A». Например, мы можем объединить «человек» и «мудрый», чтобы получить «мудрый человек». Однако существительное «мудрый человек» не является предложением, в то время как «человек мудр» — является. Таким образом, связка должна не просто соединять или разделять смыслы. Более того, добавление «there is» к «wise man» для получения полного предложения «there is a wise man» имеет тот же эффект, что и соединение «some person» с «wise man» связкой. Таким образом, связка имеет тот же эффект, что и «есть». Брентано утверждал, что любое категорическое суждение можно перевести в экзистенциальное суждение без изменения смысла, и что «есть» и «нет» экзистенциального суждения занимают место связки. Он проиллюстрировал это на следующих примерах:
Категорическое суждение «Кто-то болен» имеет тот же смысл, что и экзистенциальное суждение «Больной человек существует» или «Существует больной человек». Категорическое суждение «Ни один камень не является живым» имеет тот же смысл, что и экзистенциальное суждение «Ни один камень не является живым» или «Нет живого камня». Категорическое суждение «Все люди смертны» имеет тот же смысл, что и экзистенциальное суждение. «Нет бессмертного человека» или «Нет бессмертного человека». Категорическое суждение «Человек необразован» имеет тот же смысл, что и экзистенциальное суждение «Существует необразованный человек» или «Есть необразованный человек».
Фреге развил аналогичную точку зрения (хотя и позже) в своей великой работе «Основания арифметики», как и Чарльз Сандерс Пирс (Пирс, однако, считал, что возможное и действительное не ограничиваются действительным, индивидуально существующим). Взгляд Фреге-Брентано лежит в основе преобладающей позиции в современной англо-американской философии: существование утверждается экзистенциальным квантификатором (что выражено девизом Куайна «Быть — значит быть значением переменной» — Of that which is, 1948).
Семантика
В математической логике есть два квантора, «некоторые» и «все», хотя, как заметил Брентано (1838-1917), можно обойтись и одним квантором и одним отрицанием. Первый из этих квантификаторов, «some», также выражается как «there are». Так, в предложении «Существует человек» термин «человек» утверждается как часть бытия. Но мы также можем утверждать: «Треугольник существует». Является ли «треугольник» — абстрактная идея — частью бытия, так же как «человек» — физическое тело — является частью бытия? Существуют ли такие абстрактные понятия, как доброта, слепота и добродетель, в том же смысле, в каком существуют стулья, столы и дома? Какие категории или виды вещей могут быть субъектом или предикатом предложения?
Или, что еще хуже, существует ли такая вещь, как «существование»?
В некоторых высказываниях существование подразумевается без ссылки. Утверждение «Мост через Темзу в Хаммерсмите» не может относиться только к мосту, Темзе и Хаммерсмиту. Оно также должно относиться к «существованию». С другой стороны, высказывание «Мост через Стикс в Лимбе» имеет ту же форму, но хотя в первом случае мы понимаем под мостом реальный мост в реальном мире из камня или кирпича, менее понятно, что означает «существование» во втором случае.
Современные подходы к
Согласно теории описаний Бертрана Рассела, оператор отрицания в единственном числе может иметь широкую или узкую область применения: Мы проводим различие между «определенное S не является P» (где отрицание имеет «узкую область применения») и «не факт, что определенное S является P» (где отрицание имеет «широкую область применения»). Проблема с этой точкой зрения заключается в том, что для имен собственных, похоже, нет такого различия в сфере применения. Предложения «Сократ не лысый» и «Неверно, что Сократ лысый» имеют одинаковое значение, и оба, похоже, утверждают или подразумевают существование кого-то (Сократа), кто не лысый, что придает отрицанию узкую сферу применения. В теории Рассела, однако, существительные разбиваются на логические структуры, из которых вытекает смысл проблемы. Согласно Расселу, Сократ может быть проанализирован с точки зрения греческого философа. В общем виде это может звучать так: «Неправда, что в Греции был лысый философ». В более узком смысле можно сказать, что греческий философ не был лысым.
Согласно взгляду на прямую референцию, впервые предложенному в ранней версии Бертраном Расселом и, возможно, уже Готтлобом Фреге, существительное совершенно не имеет значения, если нет объекта, к которому оно относится. Эта точка зрения основана на аргументе, что семантическая функция основного имени состоит в том, чтобы сообщить нам, какой объект несет это имя, и таким образом идентифицировать объект. Но ни один объект не может быть идентифицирован, если он не существует. Поэтому главное имя должно иметь носителя, чтобы иметь смысл.
Существование в широком и узком смыслах
Согласно «двусмысленному» взгляду на существование, который восходит к Алексиусу Мейнонгу, экзистенциальные утверждения делятся на две категории.
- Утверждающие существование в широком смысле. Это типично для формы «N есть P» для единственного числа N или «некоторая S есть P».
- Те, кто утверждает существование в узком смысле. Они типичны для формы «N существует» или «Ss существует».
Проблема решается следующим образом. «Пегас летает» подразумевает существование в самом широком смысле, потому что это означает, что что-то летает. Но это не означает существование в строгом смысле, поскольку мы отрицаем существование в этом смысле, говоря, что Пегас не существует. Фактически, согласно этой точке зрения, мир всех вещей делится на те (такие как Сократ, планета Венера и Нью-Йорк), которые существуют в строгом смысле, и те (такие как Шерлок Холмс, богиня Венера и Минас Тирит), которые не существуют.
Однако здравый смысл подсказывает, что таких вещей, как вымышленные лица или места, не существует.
Европейские взгляды
Под влиянием взглядов ученика Брентано Алексиуса Мейнонга и Эдмунда Гуссерля немецко- и франкоязычная философия приняла другое направление в вопросе существования.
Антиреалистические аргументы
Антиреализм — это взгляды идеалистов, которые скептически относятся к миру природы, утверждая, что либо (1) ничего не существует вне разума, либо (2) что у нас нет доступа к реальности, которая не зависит от разума, даже если она может существовать. Реалисты, с другой стороны, считают, что восприятие или чувственные данные вызываются объектами, которые не зависят от разума. Антиреалист», отрицающий существование других разумов (т.е. солипсист), отличается от «антиреалиста», который утверждает, что нет фактов о том, существуют ли ненаблюдаемые другие разумы (т.е. логический бихевиорист).
См. Также
- Cogito ergo sum
- Закон сохранения (физика)
- Существование предшествует сущности
- Теорема существования
- Экзистенциальная квантификация
- Экзистенциализм
- Состояние человека
- Религиозные взгляды на себя
- Солипсизм
- Три признака существования
- Универсальная количественная оценка
- Аристотель, Метафизика, перевод Хью Лоусон-Танкред, Penguin Classics, 1999, ISBN0-14-044619-2, 978-0-14-044619-7
- Антуан Арно и Пьер Николь Логика, или Искусство мышления (известное как Логика Порт-Рояля ), перевод Дж. Бурокера, Кембридж, 1996
- Терри Иглтон, Смысл жизни, Oxford University Press, 2007, ISBN0-19-921070-5, 978-0-19-921070- 1
- Гераклит, Фрагменты, Джеймс Хилтон, нападающий, Брукс Хекстон, переводчик, Penguin Classics, 2003, ISBN0-14-243765-4, 978-0-14-243765-0
- Майкл Дж. Лукс, Теория терминов Оккама (перевод книги I Summa Logicae c. 1327)
- Брайан Маги, История философии, Дорлинг Киндерсли Лондон. 1998, ISBN0-7513-0590-1
- Джон Стюарт Милл, Система логики, 8-е издание 1908 * Платон, Республика, перевод Десмонда Ли, Penguin Classics, 2003, ISBN0-14-044914-0, 978-0-14 -044914-3
- Элвин Тальхаймер, Значение терминов: существование и реальность. Princeton University Press, 1920
- C.J.F. Уильямс, Что такое Существование ?, Oxford University Press, 1981
Проблемы и темы
Основные проблемы экзистенциалистской философии (смысл жизни, проблема человеческой ответственности и духовного одиночества, проблема свободы) перечислены здесь с примерами из литературы, в которой эти проблемы подробно рассматриваются.
- уникальность человеческой жизни. Нет одинаковых впечатлений, все мы каждое действие или явление ощущаем по-своему. (Эрих-Мария Ремарк, «На западном фронте без перемен»)
- общество и технический прогресс. Последующее разочарование в нем, так как человек перестает быть столь значимым, как в прежние времена. (Борис Виан, «Пена дней»).
- внутренний мир человека vs окружающая среда (Франц Кафка, «Превращение»).
- проблема пограничного состояния. Личность проявляется только в моменты кризиса, когда сознание, куда вдолблены стереотипы, отключается. (Франц Кафка, «Приговор»)
- проблема свободы. Отказ от слепой веры и надежда только на себя. (Альбер Камю, «Посторонний»).
- одиночество. Один человек не в силах понять другого, каждый заточен в своем теле. (Франц Кафка, «Замок»).
- проблема поиска смысла жизни. (Жан-Поль Сартр, «Тошнота»).
Основоположник
Философы экзистенциализма многим обязаны феноменологии, основателем которой был Эдмунд Гуссерль.
Эдмунд Гуссерль был немецким логиком. А это значит дважды немец и дважды логик (А. В. Павлов).
Феноменология — это теория феноменов, а феномен — это проявление чего-то в чем-то. Дух Божий, например, проявляется в образах, в богословской литературе. «Вернуться к самим вещам» — таков тезис Гуссерля. Человеческое сознание — это реальность, которая находится в нашей голове. Где проявляется эта реальность? До Гуссерля внешний мир проявлялся в сознании, но позиция Гуссерля иная. Уникальное, индивидуальное сознание проявляется во внешнем мире.
Сами по себе фрагменты реальности ничего не значат, только мы можем наполнить их своими собственными смыслами, ценностями и понятиями. Интерпретация фрагментов реальности, имеющих ценность и смысл, может быть порождена только человеческим сознанием, а не наоборот.
Основные представители
Сёрен Кьеркегор считается основателем экзистенциализма, но он даже не использовал этот термин. Его теория основана на идее первородного греха. Адам и Ева ослушались Бога и съели яблоко с дерева познания. Они отвернулись от веры и встали на путь разума, но стали ли они лучше? Вырвавшись из одного рабства, они стали пленниками другого — общества. Результат: одно рабство становится другим рабством. Именно в этом «отчаянии» зарождается экзистенциализм.
Среди экзистенциалистов личный опыт особенно сильно влияет на характер их мышления, поэтому, например, среди философов религии можно встретить много русских фамилий.
- Религиозные экзистенциалисты: Карл Ясперс, Габриэль Марсель, Николай Бердяев, Мартин Бубер, Лев Шестов и даже Федор Достоевский.
- Атеистические экзистенциалисты: Мартин Хайдеггер, Жан-Поль Сартр, Симона де Бовуар, Альбер Камю.
Другим важным теоретиком новой философии, по мнению представителей экзистенциализма, был Мартин Хайдеггер. Его принято считать величайшим экзистенциалистом и описывать как философа, который был вынужден стать поэтом. У него был настолько пытливый ум и философское строение мозга, что он должен был облечь свои мысли в форму, доступную для читателя. Он уделял большое внимание понятию бытия и существования.
Его интересовал сам человек, вернее, как всякого немца, его интересовало все.
Экзистенциализм в литературе
Классикой экзистенциальной литературы являются произведения французских писателей, которые наиболее ярко отражают атеистическое направление: роман Жан-Поля Сартра «Наив» и роман Альбера Камю «Посторонний». Но и в России можно найти книги, полные философских размышлений. Пример этого можно найти в нашей статье «Экзистенциализм в романе «Мастер и Маргарита»».
Экзистенциализм пришел в русскую культуру из Западной Европы. Так называемый «философ свободы» Николай Александрович Бердяев исследовал это направление в философии и проанализировал состояние личности во время экзистенциального прозрения. Как и отдельный человек, вся Россия может войти в лиминальное состояние и возродиться через те же социальные катастрофы. Бердяев также говорит о важности творения и надежде человека на искупление через веру в Бога. В произведении Достоевского также восхваляется помощь через религию, ведь если вспомнить того же «поля ягоды» — Раскольникова и Свидригайлова, то вывод очевиден: потеряв веру во Всевышнего, можно потерять себя. Вы также можете найти анализ «Преступления и наказания» на сайте .
Экзистенциальные персонажи — это не только драчливый Мерсо Камю и тоскующий Антуан Сартр, ведь даже обращаясь к русской классике, мы приходим к тому, что обращаемся к самому Евгению Онегину. Героя одноименного романа также можно назвать экзистенциалистом: Ему скучно, все надоело, он ищет свое место в жизни, но не находит его. Примеры экзистенциальной литературы вы можете найти на нашем сайте в следующих статьях: Экзистенциализм в творчестве Есенина, Философия экзистенциализма в сказке «Колобок».
Современный экзистенциализм
Несмотря на относительно раннее появление, экзистенциализм актуален и сегодня. Люди задумывались и будут задумываться о смысле существования, поэтому они ищут варианты, иногда основываясь на новых версиях. Если мы вспомним причины возникновения экзистенциализма, то сможем понять, почему развитие этого направления в философии вполне объяснимо. До технического прогресса человек был импотентом. Вы живете в «продвинутом», постоянно меняющемся мире, и вам будет интересно, куда ведет ваш путь, поскольку новые устройства шаг за шагом обгоняют вас в развитии. К сожалению, нет никакой гарантии, что кому-то из нас удастся выйти из психологических конфликтных ситуаций. Было бы неплохо, если бы обстоятельства, вызывающие у нас метафизическую «тошноту», вели нас прямо к ответу на извечный вопрос, но, возможно, у каждого свой путь становления личности. Поэтому экзистенциализм можно назвать современной философией, возникшей в начале двадцатого века.
Представители современного экзистенциализма:
- А.Глюксман,
- Л.Альтюссер,
- М.Герен,
- Ж.Деррида,
- М.Фуко
- Р.Барт,
- Ж.Делез,
- Ж.-Ф.Льотар
- У. Эко
Появление экзистенциализма
Экзистенциализм появился в своих первых проявлениях накануне Первой мировой войны в России (Бердяев, Шестов) и развивался в основном после войны в Германии и Франции. Наиболее важными представителями экзистенциалистской философии являются С. Ясперс, М. Хайдеггер, Ж.П. Сартр и А. Камю.
Гуссерль, Ницше, Кьеркегор и Достоевский считались экзистенциалистами своими предшественниками. Одним из важнейших оснований, которые экзистенциалисты взяли у этих мыслителей, является проблема индивидуальной человеческой жизни: ответственность и вина, выбор и решение и так далее. Проблемы морали, этики, науки и религии были лишь инструментами, а не самоцелью.
Отличительное свойство экзистенциализма
Философы того времени отвергали теоретическое, рациональное знание. Они хотят участвовать в преобразующем опыте человека, человека, который существует здесь и сейчас.
Экзистенциализм — это своего рода попытка переосмыслить все те социальные потрясения, от которых страдал европейский мир в первой половине века. Философы занимаются проблемой пограничных состояний, кризисов, критических ситуаций, в которых оказываются человеческие существа.
Например, знаменитое Dasein Хайдеггера, пограничные ситуации К. Ясперса, Логос Ж.-П. Сартра.
Существование
Следует отметить, что Dasein — это непосредственно данное человеческое существование — это существование. Его нельзя понять с помощью научных знаний или рационалистических и философских концепций.
Существование — уникальная категория, потому что оно никогда не направлено на себя, а всегда на другого. Только в моменты, когда человек переживает глубочайшие потрясения, он может осознать и понять существование как точку отсчета своего бытия.
Следует отметить, что существование, конечно же, временно. Самой важной точкой отсчета является смерть. Смысл смерти меняется в зависимости от необходимости человеческих усилий. Экзистенциалисты определяют его как не менее важную часть человеческой жизни, чем религия, наука и так далее.
Важно отметить, что человек не должен отворачиваться от сознания своей конечности, своей смертности; он должен ценить все, что напоминает ему о простой, прозаической жизни.
Важнейшим компонентом философии экзистенциализма является эпистемология. Во всей своей красоте она представляет собой бунт против крайностей привычных рамок рационалистического метода познания. Экзистенциалисты считают, что наука не способна объяснить гуманистические, а тем более поведенческие проблемы. Истина — это не эпистемологическая категория, а этическая и социальная составляющая.
Самым надежным доказательством истины является личная субъективность сознания, которая может выражаться в переживаниях, настроениях и чувствах человека. Они всегда содержат нечто универсальное о человеке и выражают всю суть человеческого существования в этом мире.
Таким образом, можно сказать, что экзистенциалисты пытаются освободиться от рационального и эмпирического познания истины, поскольку она выходит за рамки познания или узнавания.
На странице «Эссе по философии» вы найдете множество заранее написанных тем эссе по философии.
Читать далее Лекции:
- Запад и Восток: два типа рациональности — Предпосылки для формирования цивилизаций
- Границы гносеологии
- Философская система Гегеля — «Идея Абсолюта»
- Философия культуры
- Постмодернизм как духовное состояние, образ жизни и философия
- Структурная организация бытия
- Консервативные теории Н.Я. Данилевского и к. Н. Леонтьева
- Информационное общество и диалог культуры
- Первые представления о прочности
- Современная китайская философия
Образовательный сайт для студентов и школьников
Копирование материалов этого сайта разрешается только при указании в качестве источника «www.lfirmal.com».
© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя кафедры математики Дальневосточного государственного физико-технического института.