Чарльз Спирмен: биография этого экспериментального психолога. Как называется теория ч спирмена.

В последнее время использование компьютеров и специально разработанных программ значительно упростило применение сложных статистических методов. Однако, чтобы действительно понять факторный анализ, необходимо знать общие принципы теории матриц и математической статистики.

Чарльз Спирмен: биография этого экспериментального психолога

Словарик № 2 (люди, теории, книги)

Современная психология, особенно ее экспериментальная ветвь, не была бы прежней без огромного вклада ученых. Чарльз Пеннипинчер.

Этот английский психолог широко известен в научном сообществе благодаря своему статистическому вкладу в изучение психологических процессов, а также является автором одной из самых известных в этой области теорий человеческого интеллекта.

Давайте подробнее рассмотрим жизнь Чарльза Спирмена, чья жизнь развивалась от защиты своей страны до изучения человеческого интеллекта.

  • Рекомендуемая статья: «Интеллект: фактор G и двухфакторная теория Чарльза Спирмена»

Биография Чарльза Спирмена

Чарльз Эдвард Спирман родился в Лондоне, Великобритания, 10 сентября 1863 года и умер в том же городе 17 сентября 1945 года в возрасте 82 лет.

Приход Спирмена в психологию можно назвать поздним, поскольку он начал свои исследования в 1898 году, когда ему было 34 года и он уже 15 лет служил офицером во втором батальоне Королевских Мюнстерских стрелков в Индии (1885-1897).

Возможно, на его решение изучать экспериментальную психологию повлиял тот факт, что он проводил исследования в свободное время, находясь на Индийском субконтиненте.

В то время британская психология считалась отраслью философии. По этой причине Чарльз Спирмен решил отправиться за границу, точнее, в Лейпциг, чтобы изучать экспериментальную психологию, которая имела определенную независимость от философии.

Спирман имел возможность получить информацию от самого Вундта, но не разделял его предпочтения в изучении основных психологических процессов, как когнитивных, так и перцептивных, поскольку британец был склонен фокусироваться на более сложных ситуациях, возникающих в реальной жизни, таких как школьная успеваемость.

После двухлетнего изучения психологии в Лейпцигском университете он был призван на службу Великобритании во время Второй англо-бурской войны (1899-1902). Он вернулся после конфликта в 1907 году и завершил свое обучение в области психологии.

Публикации и слава

Своей популярностью Спирмен во многом обязан публикации двух статей в «Американском журнале психологии» в 1904 году, когда он еще изучал психологию. По сей день эти две статьи пользуются большим влиянием, на каждую из них ссылались более 2 000 раз.

Первая, «Доказательство и измерение связи между двумя вещами», была направлена на расширение идеи Гальтона о коэффициенте корреляции.

Хотя Спирмен считал выводы Гальтона и других известных великих исследователей, таких как Пирсон и Брейв, важными, он не считал их полезными для области экспериментальной психологии, полагая, что их необходимо переформулировать и адаптировать к потребностям этой области.

В той же статье Спирмен вводит понятие частичной корреляции как способ контроля избыточных переменных.

В другой статье, «Общий интеллект, объективно определяемый и измеряемый», Чарльз Спирмен критикует предыдущие экспериментальные исследования и пытается доказать обоснованность коэффициента корреляции.

Он читает о предыдущих исследованиях, в которых корреляция не была обнаружена, и указывает на возможные методологические недостатки, а также на отсутствие мотивации участников и ошибки в измерении и анализе результатов.

Роль G-фактора

Спирмен утверждал, что успех умственной деятельности зависит как от общего, так и от специфического интеллекта. И он обнаружил, что роль факторов G и S различна для разных видов деятельности. Общий интеллект более важен при выполнении задач концептуального мышления и решении сложных математических задач, в то время как он менее важен при выполнении сенсомоторных действий.

Хотя фактор общего интеллекта оказывает большое влияние на нашу деятельность, он носит латентный характер и довольно слаб. Наибольшую корреляцию с фактором G показывают простые тесты (например, таблицы Равена), которые проверяют не способность справиться с задачей, а скорость решения задачи. И здесь мы приходим к более четким критериям общего интеллекта.

Что составляет G-фактор?

Спирмен выделяет три показателя, которые описывают общий интеллект:

  • Уровень, количество умственной энергии (не имеет значения, как именно вы её используете).
  • Лёгкость восстановления умственной энергии (насколько быстро вы восстанавливаетесь после интеллектуальной деятельности).
  • Скорость перехода от одной деятельности к другой.

Как видите, эти показатели играют роль в любой деятельности, поэтому человек с высоким уровнем общего интеллекта обычно более успешен во всех видах интеллектуальных тестов и реальных задач. Это, конечно, подтверждает пословицу о том, что «талантливый человек талантлив во всем».

Дополнение теории

Со временем Спирмен добавил к своей теории промежуточный уровень механических, лингвистических и вербальных способностей, сгруппировав некоторые S-факторы вместе, которые в свою очередь составляют общий интеллект. Но даже в таком виде теория со временем подверглась критике.

Во-первых, само существование информационного обмена подвергается критике. Некоторые эксперты (например, Говард Гарднер, американский психолог, и Филип Китчер, американский философ) выступают против этой позиции. Во-вторых, теория Спирмена показалась многим исследователям слишком простой. В результате со временем она была заменена другими, более сложными, многофакторными теориями интеллекта (Гилфорд, Кеттелл-Хорн-Кэрролл и др.).

Но независимо от того, существует G-фактор или нет, развитие их интеллектуальных способностей необходимо, потому что каким бы загадочным и непостижимым ни был интеллект, он позволяет каждому из нас полноценно функционировать в этом мире.

Желаем вам удачи и высокого уровня интеллекта!

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • Валентинка от 4brain
  • Генетическая психология
  • Теория Кеттелла-Хорна-Кэрролла
  • Как стать умнее: 4 типа интеллекта по Стивену Кови
  • Чего вы могли не знать об интеллекте
  • Интеллект: определение, развитие и деградация
  • Тест Векслера
  • Коэффициент жизненной силы VQ: что это такое и почему это важно
  • Интеллект и его развитие: несколько рекомендаций
  • Deep Learning: в чем суть метода глубокого обучения?

— Основные работы

В первой части этого эссе Спирман указал на различные доктрины интеллекта, которые автор разделил на три основные группы: «монархическую», «олигархическую» и «анархическую».

Затем психолог подробно объяснил свою гипотезу о двух факторах, влияющих на психическую энергию человека, упомянув G-фактор и S-фактор.

Во второй части книги Спирмен собрал воедино ряд основных принципов и описал их на основе экспериментов, проведенных им в собственной лаборатории и в других местах, применив критерий тетрадного различия — группы из четырех хроматидных структур — к корреляционным матрицам.

Творческий ум (1930)

В этой работе автор осветил все о психическом творении человека, подойдя к нему с разных сторон.

Также он упомянул два важных аспекта, обуславливающих творчество: эмоциональный импульс, связанный с субъективной частью человека, и механизмы — техники — которые делают творчество возможным.

Одна из особенностей этого текста — замечательное визуальное сопровождение, поскольку Спирман отобрал различные произведения и картины известных художников. По этой причине книга Creative Minds рецензируется не только психологами, но и студентами художественных вузов.

— Смерть и другие данные автора

Чарльз Спирмен умер в своем родном Лондоне 17 сентября 1945 года в возрасте 82 лет, после богатой карьеры в области психологии. В течение своей академической и научной карьеры автор принадлежал к немецкой Леопольдинской академии естественных наук, а также был членом Королевского общества.

Двухфакторная теория Спирмена предполагает создание системы, определяемой двумя факторами: специфическим фактором (S) и общим фактором (G). Эта теория была опубликована в 1923 году после того, как Спирмен подтвердил, что успеваемость группы студентов связана с результатами сенсорных тестов, проведенных психологом.

С помощью этого эксперимента автор смог доказать, что общий интеллект можно вычислить через «способность к сенсорной дискриминации», которая заключается в том, как люди — в данном случае ученики — воспринимают или определяют информацию с помощью органов чувств.

Что касается общего интеллекта, то лондонский психолог определил его как способность распознавать связи и создавать ассоциации. Аналогичным образом он подтвердил, что этот интеллект способен совершать множество действий, но, в отличие от S-фактора, не является специфическим для какого-либо одного из них.

С другой стороны, специфический фактор, также известный как специальный фактор, соответствует различным способностям человека, таким как вербальные, числовые, пространственные, механические действия и другие.

Как рассчитать коэффициент Спирмена?

Коэффициент корреляции Спирмена рассчитывается следующим образом:

  1. Сопоставить каждому из признаков их порядковый номер (ранг) по возрастанию или убыванию.
  2. Определить разности рангов каждой пары сопоставляемых значений ( d ).
  3. Возвести в квадрат каждую разность и суммировать полученные результаты.
  4. Вычислить коэффициент корреляции рангов по формуле:

Как интерпретировать значение коэффициента Спирмена?

При использовании коэффициента ранговой корреляции обычно оценивается теснота связи между признаками, при этом значения ниже 0,3 указывают на слабую тесноту связи, значения выше 0,3, но ниже 0,7 — на умеренную тесноту связи, а значения 0,7 и выше — на высокую тесноту связи.

Шкала Чеддока также может быть использована для оценки близости отношений:

Абсолютное r-значениеxy Прочность ассоциации
менее 0,3 слабый
от 0,3 до 0,5 умеренный
0.5 — 0.7 отмечено
0,7 — 0,9 высокая
выше 0,9 очень высокий

Статистическая значимость определенного коэффициента оценивается с помощью t-теста Стьюдента. Если рассчитанное значение t-теста ниже значения в таблице для данного числа степеней свободы, то статистическая значимость наблюдаемой взаимосвязи не дана. Если он больше, то корреляционная связь считается статистически значимой.

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий