ЧААДАЕВ ПЕТР ЯКОВЛЕВИЧ. Петр яковлевич чаадаев биография.

«След, оставленный Чаадаевым в российском обществе, настолько глубок и неизгладим, что остается только гадать, был ли он бриллиантом в необработанном грунте. *

Пётр Чаадаев. Самый знаменитый «сумасшедший» XIX века

Петр Чаадаев был русским философом и журналистом, одной из самых противоречивых и загадочных фигур общественно-политического движения в имперской России. Представитель старинного дворянского рода, друг декабристов, член тайных обществ и масонских лож, настоящий «сподвижник» Александра Сергеевича Пушкина, имя которого должно было быть написано, по образному выражению поэта, «на развалинах абсолютизма». Он всегда шел своим путем, выходил из себя, давал праздной публике повод для сплетен и домыслов, но при этом сильно влиял на мнение этой публики. Петр Яковлевич отказался идти вместе с толпой, смешаться с ней и, похоже, сделал догму из известного изречения из книги Екклесиаста:

«Я видел все дела, какие делаются под солнцем, и вот, все это суета и погибель духа!».

История русского философа, который был признан сумасшедшим, но чья единственная опубликованная при жизни работа послужила катализатором идеологического раскола между западниками и славянофилами и заложила основы философии в нашей стране.

Детские и юношеские годы

Родословная Петра Яковлевича обещала ему блестящую карьеру и беззаботное будущее, ведь Чадаевы были старинным дворянским родом. Его отец, Яков Петрович Чандаев, был русским офицером, а мать, Наталья Михайловна, была дочерью князя Михаила Михайловича Сербатова, автора семитомного издания истории России от начала ее существования.

Петр Яковлевич был вторым ребенком в семье, его старший брат Михаил родился в 1792 году; оба брата, по семейной традиции, с детства поступили в лейб-гвардии Семеновский полк. В течение многих лет отношения между братьями оставались дружескими и сердечными, но со временем они охладели. Причиной тому были досадные финансовые проблемы, в решении которых постоянно обвиняли Майкла.

Пётр Чаадаев. Самый знаменитый «сумасшедший» XIX века

Герб семьи Чаадаевых

К сожалению, семейному счастью не суждено было стать реальностью. Отец Петра Яковлевича умер через год после его рождения, а мать — в 1797 г. Чаадаеву было всего три года. Из Нижегородской губернии братьев привезла в Москву их тетка, княгиня Анна Михайловна Сербатова, которая воспитывала мальчиков с материнской любовью и лаской и окружила их, как и положено, большим количеством нянек и гувернанток. Дмитрий Михайлович Щербатов стал фактическим опекуном братьев. Его сын Иван Щербатов, который впоследствии стал членом Лиги благоденствия, был арестован по подозрению в организации восстания после восстания Семеновского полка в 1820 году, разжалован в солдаты и отправлен на Кавказ, где умер в 1829 году.

Чаадаев получил блестящее светское образование в доме Щербатовых; среди его учителей были Петр Иванович Страхов, декан философского факультета Московского университета; профессор Иоганн Буле, гуманист и библиограф; Христиан Августович Шлёцер, профессор политологии; Григорий Иванович Фишер, профессор естественной истории*. Петр Яковлевич хорошо знал европейские языки и мог читать оригиналы произведений античных авторов на греческом и латыни.

Уже в юном возрасте Чаадаев отличался от своих сверстников тем, что был более серьезным и независимым. Михаил Иванович Шихарев, дальний родственник и биограф Петра Яковлевича, описывал его в молодости следующим образом

«…молодой Чаадаев, который по своему рождению и состоянию имел право занять свое место и твердо стоять как равный среди равных, сразу же занял место первого среди равных в силу особенностей своей богато и разнообразно одаренной особой природы. *

Пётр Чаадаев. Самый знаменитый «сумасшедший» XIX века

Петр Чаадаев, 1810-е годы

При всей светскости и пышности своего юношеского образа жизни, Петр Чадаев был умнее своих лет. Он начал собирать книги еще подростком, что быстро помогло ему завоевать популярность среди московских букинистов и дало связи с зарубежными книготорговцами*. В руках этого молодого человека были редчайшие экземпляры и, возможно, книги, запрещенные царской цензурой.

В 1808 году Петр, Михаил и их двоюродный брат Иван были приняты в Московский университет. На момент поступления Чаадаеву было 14 лет. Во время учебы Петр подружился с Александром Гримбоедовым, Иваном Снегиревым, Николаем Тургеневым, Михаилом Муравьевым, Иваном Якушкиным и многими другими известными деятелями XIX в. Достойный преподавательский состав, товарищеская атмосфера и либеральные инициативы Александра I побуждали молодых людей продолжать учебу и пробуждали в них надежду на прекрасное будущее. Это было время, когда студенческие кружки не были тайными. Многие из университетского окружения Чадаева оставались его друзьями до конца жизни.

Карьерные взлёты и падения

После окончания школы Чадаева ждала служба в армии. В 1811 году он и его брат в чине подпоручиков вступили в Семеновский полк, в котором служили и некоторые их товарищи по университету. В Семеновском полку Петр Иванович провел всю Отечественную войну 1812 года, участвовал в важных сражениях, дошел до Парижа и был награжден.

Военная карьера Чаадаева была в самом разгаре, его блестящая репутация в обществе была в перспективе. В 1817 году он был назначен адъютантом генерала Иллариона Васильчикова, командующего Гвардейским корпусом. Ходили слухи, что сам император Александр I хотел сделать молодого офицера своим адъютантом. Сам Михаил Жихарев писал:

«Храбрый пожарный, испытанный в трех великих кампаниях, безупречно благородный в личных отношениях, честный и отзывчивый, он не имел причин не пользоваться глубоким, безусловным уважением и любовью своих товарищей и начальников». * .

Пётр Чаадаев. Самый знаменитый «сумасшедший» XIX века

Портрет работы П. Я. Гальперина. Художник И. Е. Вивьен, 1820-е годы.

Но судьба распорядилась иначе. В октябре 1820 года 1-й батальон лейб-гвардии Семеновского полка взбунтовался. Васильев послал Чаадаева с подробным докладом императору в Троппау, где тот присутствовал на конференции. Через полтора месяца после этой поездки Петр Яковлевич подал прошение об отставке и решением от 21 февраля 1821 года был уволен со службы, без обычного в таких случаях назначения на следующий более высокий чин. Эта история, как и многие повороты в биографии Чаадаева, быстро обрастала слухами и легендами. Из уст в уста передавались рассказы о том, что Петр Яковлевич опоздал на прием из-за долгих приготовлений или что он хотел оклеветать своих товарищей из полка, в котором служил раньше. Исследователям и биографам потребовалось много времени, чтобы опровергнуть эти фальсификации. Но никому еще не удалось разгадать эту тайну раз и навсегда.

В этой истории стоит упомянуть два письма. Первая была написана Петром Яковлевичем своему брату Михаилу 25 марта 1820 года. Ниже приводится начало письма:

«Я поспешил сообщить вам, что вы подали в отставку. Итак, вы свободны, я завидую вашей судьбе и на самом деле желаю только одного: как можно скорее оказаться в таком же положении, как вы. Если бы я сейчас попросил об отставке, это было бы все равно, что просить о милости, которая, возможно, будет мне оказана, но как я могу это сделать, когда у меня нет права просить об этом? * .

Второе письмо Чаадаева к тетке Анне Михайловне Сербатовой от 2 января 1821 года, в котором он описывает ситуацию, упоминает о ложных слухах, говорит о своем презрении к Васильчикову. Вот короткая, но примечательная выдержка:

«Я нашел более забавным презирать эту услугу, чем принять ее. Мне показалось забавным показать свое презрение к людям, которые презирают всех…». * .

Известно, что письмо Щербатовой было перехвачено властями. С либеральными утопиями было покончено, реакция процветала в Европе под эгидой Священного союза. На этом военная и государственная карьера перспективного молодого человека закончилась, и началась новая страница в жизни Чаадаева, с другими взлетами и падениями.

  • медаль с изображением Всевидящего Ока и надписью «Не нам, не нам, а Имени Твоему» (Пс. 113, 9, как участнику Отечественной войны).
  • русский орден св. Анны 4 класса
  • прусский Железный крест (за отличие в Германской кампании 1813 года).
  • Каменский З.А. П.Я.Чаадаев — критик славянофильства
    • http://www.philosophy.ru/iphras/library/i_ph_4/07.html
    • http://www.philosophy.ru/iphras/library/i_ph_4/08.html
    • http://www.vehi.net/chaadaev/zenkovs.html#_edn1
    • http://www.imwerden.info/pdf/gershenzon_chaadaev_1908.pdf
    • http://www.i-u.ru/biblio/archive/sheglova_sudbi/
    • http://az.lib.ru/c/chaadaew_p_j/text_0080.shtml
    • http://www.portal-slovo.ru/history/35581.php?sphrase_id=22598
    • Тарасов Б. Чаадаев (из серии «Жизнь замечательных людей), 1986
    • Всероссийское генеалогическое древо
      • http://www.vgd.ru/CH/chaganov.htm
      • http://www.rg.ru/2008/04/24/chaadaev.html

      2 К сожалению, нет точных сведений о том, на каком факультете учился Петр Чаадаев; Борис Тарасов предполагает в книге Чаадаева, что это мог быть либо словесный, либо этнополитический факультет.

      3 В 2000 году вышло второе издание каталога библиотеки П. Я. Гальперина. Я. Каталог библиотеки Чаадаева : описание 700 изданий / Российская государственная библиотека ; под ред. В.С. Гречанинова — М. : Б. и., 2000. — 317 с.

      4 A. С. Пушкин, На портрете Чаадаева.

      Дорогой читатель, если вы видите, что эта статья неполноценна или плохо написана, значит, вы знаете больше — помогите нам, поделитесь своими знаниями. Или, если вы не удовлетворены представленной здесь информацией и продолжаете поиск, пожалуйста, вернитесь сюда позже и поделитесь тем, что вы нашли.

      «ЧААДАЕВ ПЕТР ЯКОВЛЕВИЧ» еще можно поискать:

      Полнотекстовый поиск в Древе: google в других энциклопедиях: Яндекс — Википедия — Mail.ru — в поисковых системах.

      Философия и творчество

      После возвращения в Россию Чаадаев поселился под Москвой. Его соседкой была Екатерина Панова. Философ начал с ней переписку — сначала профессиональную, затем дружескую. Молодые люди в основном обсуждали религию и веру. Ответом Чаадаева на душевные терзания Пановой стали «Философические письма», которые он написал в 1829-1831 годах.

      Портрет Петра Чаадаева

      Написанная в эпистолярном стиле, эта работа вызвала возмущение со стороны политических и религиозных деятелей. За мысли, высказанные в работе, Николай I объявил Чадаева и Панова невменяемыми. Философа поместили под наблюдение врачей, а девушку сослали в психиатрическую больницу.

      Философские письма» подверглись резкой критике за демистификацию культа православия. Чаадаев писал, что религия русского народа, в отличие от западного христианства, не освобождала людей от рабства, а наоборот, порабощала их. Эти идеи их популяризатор Александр Герцен позже назвал «революционным католицизмом».

      Император Николай I

      Журнал «Телескоп», где в 1836 году было опубликовано первое из восьми «Философских писем», был закрыт, а его редактор сослан на каторгу. До 1837 года Чаадаев ежедневно проходил медицинские осмотры, чтобы доказать свою вменяемость. Условно-досрочное освобождение философа было отменено при условии, что он «не посмеет ничего написать».

      Чаадаев нарушил это обещание в том же 1837 году, когда написал «Апологию сумасшедшего» (неопубликованную при жизни), в которой ответил на обвинение в «отрицательном патриотизме» и описал причины отсталости русского народа.

      Книга Петра Чаадаева

      Петр Яковлевич считал, что Россия находится между Востоком и Западом, но на самом деле она не принадлежала ни к одной из сторон света. Нация, которая пытается сделать лучшее из двух культур и не присоединяется ни к одной из них, обречена.

      Единственным правителем, о котором Чаадаев отзывался с уважением, был Петр Великий, который вернул России былое величие и могущество, привнеся в русскую культуру элементы Запада. Чаадаев был западником, но славянофилы относились к нему с уважением. Доказательством тому служат слова Алексея Хомякова, видного представителя славянофильства:

      «Просвещенный ум, художественное чувство, доброе сердце — вот те качества, которые привлекали к нему всех; в то время, когда мысль, казалось, погружалась в тяжелый и невольный сон. Он был особенно популярен, потому что сам был бодр и воодушевлял других».

      Личная жизнь

      Его критики называли Чаадаева «философом женщин»: он постоянно был окружен женщинами и даже мог влюбиться в жен, которые были преданы своим мужьям. В то же время в его личной жизни не все было гладко.

      Петр Чаадаев и Авдотья Норова - прототипы Евгения Онегина и Татьяны Лариной

      В жизни Чаадаева было три любви. Екатерина Панова, получательница «Философских писем», больше всех страдала от мужского честолюбия. Даже после выписки из психиатрической больницы девушка не винила возлюбленного в своем несчастье. Она попросила о встрече с философом, но умерла без ответа, одинокой, безногой старухой.

      Чаадаев послужил моделью для Евгения Онегина в одноименном романе Александра Пущина, с Авдотьей Норовой в роли Татьяны Лариной. Она безумно влюбилась в философа, и когда у него не было денег, чтобы платить слугам, она предложила ухаживать за ним бесплатно, но он уехал в Москву, чтобы присоединиться к семье Левашовых.

      Петр Чаадаев и Екатерина Левашова

      Авдотья была слабой и хрупкой девушкой, поэтому умерла рано — в возрасте 36 лет. Чадаев, который долгое время оставлял письма Норовой без ответа, незадолго до смерти навестил ее в больнице.

      Екатерина Левасова, хотя и была замужем, искренне любила Чадаева. Ее муж и старшие дети не понимали, почему она не взяла с философа плату за его пребывание. Трепетное отношение Екатерины к своему гостю продолжалось в течение шести лет до самой ее смерти.

      Смерть

      14 апреля 1856 года в газете «Московские ведомости» появился краткий некролог:

      «В 5 часов дня, после непродолжительной болезни, скончался один из старых москвичей, Петр Яковлевич Чаадаев, который был хорошо известен почти во всех общественных кругах нашей столицы.

      Могила Петра Чаадаева

      Он умер от пневмонии, ему было всего 63 года. Мемуарист Михаил Жихарев однажды спросил философа, почему он бежит от женщин «как черт от ладана», и тот ответил:

      Чаадаев сказал ему, что он должен быть похоронен рядом со своими любимыми женщинами — в Донском монастыре на могиле Авдотьи Норовой или в Покровской церкви рядом с Екатериной Левашовой. Свое последнее пристанище философ нашел на Донском кладбище в Москве.

      Общественная деятельность

      После выхода на пенсию Чаадаев впал в тяжелую депрессию. Чтобы поправить здоровье, он предпринял поездку в Европу, во время которой занялся книгами на религиозные темы. Он не собирался возвращаться в Россию, но проблемы со здоровьем вынудили его сделать это.

      Еще во время службы он был принят в масонскую ложу, затем в Беневентское общество, а в 1821 году вступил в Северное тайное общество декабристов. По возвращении в Россию Чаадаев был арестован по обвинению в причастности к декабристам, но позже был освобожден под гарантии непричастности к тайной организации.

      Философия и творчество

      После возвращения в Россию Петр Яковлевич поселился под Москвой, где начал переписываться со своей соседкой Екатериной Пановой. Пытаясь ответить на многие вопросы Пановой о религии и философии, Чаадаев написал свою самую важную работу «Философские письма».

      Публикация этой книги вызвала большой общественный резонанс. Чадаев осмелился критиковать один из важнейших столпов монархии — культ православия. Он был убежден, что православие не освобождает людей от рабства, а еще больше порабощает их, в отличие от западного христианства.

      В результате Чадаев был признан невменяемым и помещен под наблюдение врачей. Панова была сослана в психиатрическую больницу. Журнал «Телескоп», где «богохульная» работа была впервые опубликована в 1836 году, был закрыт, а его редактор приговорен к принудительным работам.

      Надзор за Чадаевым был снят при условии, что ему больше не разрешат ничего писать. Однако Петр Яковлевич в том же году нарушил этот запрет и написал «Апологию сумасшедшего», в которой оправдывает промедление русского народа.

      Личная жизнь

      Хотя он был избалован вниманием женщин, личная жизнь Чаадаева была несчастливой. Он не был женат и не оставил потомков. В жизни Петра Яковлевича было три сильные любви, но только женские: философ ни одну не осчастливил своими милостями.

      Судьба этих женщин — Екатерины Паниной, Авдотьи Норовой и Екатерины Левашовой — была неотделима от судьбы Чадаева, который не смог сделать счастливой ни одну из них.

      Петр Яковлевич умер в Москве 14 (26) апреля 1856 года. Причиной смерти стала пневмония. Согласно его последнему желанию, философ был похоронен на Донском кладбище в Москве рядом с могилой Авдотьи Норовой.

      Смерть

      Некролог всемирно известного мыслителя, ученого и философа был опубликован в журнале «Московские ведомости» 14 апреля 1856 года. В нем говорилось, что один из старых москвичей, Петр Чадаев, которого знали почти во всех светских кругах столицы, умер после болезни в пять часов вечера.

      Петр Чаадаев

      Согласно официальным сообщениям, он умер от пневмонии, не успев отпраздновать свой шестьдесят третий день рождения. Михаил Шихарев, известный мемуарист, вспоминал, как однажды спросил Чаадаева, почему он всегда бежит от женского внимания «как черт от ладана», и философ с улыбкой ответил: «Узнаете только после моей смерти».

      В своем завещании писатель и ученый просил похоронить его рядом с любимой женщиной. Рядом с Екатериной Левашовой в Покровской церкви или рядом с могилой Авдотьи Норовой в Донском монастыре. На похоронах был выбран второй вариант.

      Ссылки

      Для нас важна своевременность и надежность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам об этом. Пожалуйста, выделите ошибку и нажмите Ctrl+Enter.

      Детские и юношеские годы

      Родословная Петра Яковлевича обещала ему блестящую карьеру и беззаботное будущее, ведь Чадаевы были старинным дворянским родом. Его отец, Яков Петрович Чадаев, был русским офицером; мать, Наталья Михайловна, была дочерью князя Михаила Михайловича Сербатова, автора семитомного издания русской истории от начала ее зарождения. Петр Яковлевич был вторым ребенком в семье, его старший брат Михаил родился в 1792 году; оба брата, по семейной традиции, с детства были зачислены в лейб-гвардии Семеновский полк. В течение многих лет отношения между братьями оставались дружескими и сердечными, но со временем они охладели. Причиной тому были сложные финансовые дела Петра Яковлевича, которые он постоянно поручал решать Михаилу.

      К сожалению, семейному счастью не суждено было стать реальностью. Отец Петра Яковлевича умер через год после его рождения, мать — в 1797 году, а Чаадаеву было всего три года. Из Нижегородской губернии братьев привезла в Москву их тетка, княгиня Анна Михайловна Сербатова, которая воспитывала мальчиков с материнской любовью и лаской и окружила их, как и положено, большим количеством нянек и гувернанток. Дмитрий Михайлович Щербатов стал фактическим опекуном братьев. Его сын Иван Щербатов, который впоследствии стал членом Лиги благоденствия, был арестован по подозрению в организации восстания после восстания Семеновского полка в 1820 году, разжалован в солдаты и отправлен на Кавказ, где умер в 1829 году.

      Чадаев получил прекрасное светское образование в доме Щербатова. Среди его учителей были декан философского факультета Московского университета профессор Петр Иванович Страхов, гуманист и библиограф профессор Иоганнес Буле, профессор политологии Христиан Августович Шлёцер, профессор естественной истории Григорий Иванович Фишер, Тарасов Б.Н. Молодой Чаадаев: книги и учителя // Альманах библиофила. Москва: Книга, 1985 — 256 с.’*/simple_tooltip. Петр Яковлевич свободно владел европейскими языками и мог читать оригиналы произведений античных авторов на греческом и латыни.

      Уже в юном возрасте Чадаев отличался большей серьезностью и самостоятельностью, чем его сверстники. Михаил Иванович Шихарев, дальний родственник и биограф Петра Яковлевича, описывал его в молодости следующим образом:

      «…молодой Чадаев, который по своему рождению и состоянию имел право занять место и прочно утвердиться как равный среди равных, силой качеств своей богато и разнообразно одаренной своеобразной натуры сразу поставил себя первым среди равных. «simple_tooltip content=’Жихарев М. И. Заметка для потомков о Петре Яковлевиче Чаадаеве // Русское общество 1930-х годов. Мемуары современников. Москва: Издательство Московского государственного университета, 1989 — 446 с.’*/simple_toolti.

      При всем космополитизме и грандиозности своего юношеского образа жизни, Петр Яковлевич был старше своих лет. Он начал собирать книги еще подростком, быстро сделав себе имя среди московских букинистов и наладив связи с зарубежными книготорговцами. Москва: Мол. — 270 p.’*/simple_tooltip. Этот молодой человек владел редкими экземплярами и, вероятно, имел книги, запрещенные царскими цензорами.

      Карьерные взлёты и падения

      После университета Чаадаева ждала военная служба. Вместе с братом он в 1811 году в чине первого лейтенанта вступил в Семеновский полк, в котором служили и некоторые их товарищи по университету. В Семеновском полку Петр Иванович провел всю Отечественную войну 1812 года, участвовал в важных сражениях, дошел до Парижа и был награжден.

      Военная карьера Чаадаева была в самом разгаре, его блестящая репутация в обществе была в перспективе. В 1817 году он был назначен адъютантом генерала Иллариона Васильчикова, командующего Гвардейским корпусом. Ходили слухи, что сам император Александр I хотел сделать молодого офицера своим помощником. Сам Михаил Жихарев писал:

      «Доблестный боевой офицер, испытанный в трех грозных кампаниях, безукоризненно благородный, честный и отзывчивый в личных отношениях, он не имел оснований не пользоваться глубоким, безусловным уважением и привязанностью своих товарищей и начальников» simple_tooltip content=’Жихарев М. И. Заметка для потомства о Петре Яковлевиче Задаеве // Русское общество в тридцатых годах XIX века. Мемуары современников. Москва: Издательство Московского государственного университета, 1989 — 446 с.’*/simple_tooltip.

      Судьба, однако, сложилась иначе. В октябре 1820 года восстал 1-й батальон лейб-гвардии Семеновского полка. Васильков послал Чаадаева подробно доложить императору в Троппау, где тот присутствовал на конференции. Через полтора месяца после этой поездки Петр Яковлевич подал прошение об отставке и решением от 21 февраля 1821 года был уволен со службы без обычного в таких случаях назначения на следующий более высокий чин. Эта история, как и многие повороты биографии Чаадаева, быстро обрастала слухами и легендами. Из уст в уста передавались рассказы о том, что Петр Яковлевич опоздал на прием из-за долгих приготовлений или что он хотел оклеветать своих товарищей из полка, в котором служил раньше. Исследователям и биографам потребовалось много времени, чтобы опровергнуть эти фальсификации. Но никому еще не удалось разгадать эту тайну раз и навсегда.

      В этой истории стоит упомянуть два письма. Первая была написана Петром Яковлевичем своему брату Михаилу 25 марта 1820 года. Далее следует начало письма:

      «Спешу сообщить вам, что вы уволены со службы. Так что вы свободны, я завидую вашей судьбе и на самом деле желаю только одного: как можно скорее оказаться в таком же положении. Если бы я сейчас подал заявление об отставке, это было бы все равно, что просить об одолжении; они могли бы мне его оказать, но как я могу это сделать, когда у меня нет на это права?» simple_tooltip content=’Чаадаев П.Я.’. Избранные произведения и письма / Составитель В.Ю. Козлов. Проскурина. М.: Правда, 1991. */simple_tooltip

      Второе письмо Чаадаев отправил своей тетке Анне Михайловне Щербатовой 2 января 1821 года. В нем он описывает ситуацию, упоминает ложные слухи и говорит о своем презрении к Васильчикову. Ниже приводится короткий, но примечательный отрывок:

      «Мне показалось более забавным презреть эту услугу, чем принять ее. Мне показалось забавным показать свое презрение к людям, которые презирают всех…» simple_tooltip content=’Чаадаев П. Я.’. Избранные произведения и письма / Составитель В.Ю. Козлов. Проскурина. М.: Правда, 1991.’*/simple_tooltip.

      От дендизма к декабризму

      Все современники Чадаева, помнившие его, сходятся в одном: Петр Яковлевич был необыкновенно красив и умел элегантно одеваться. Он был настоящим денди во времена, когда костюм и манеры скрывали недоступное чувство, а дендизм был цветом романтического бунтарства. Своим костюмом Чаадаев выражал протест против светского общества, презрение к его правилам поведения, отстраненность и индивидуальность. М. Беседы о русской культуре. */simple_tooltip. Экстравагантность его поведения заключается в том, что он одевался и вел себя как никто другой. Вместо помпезных дорогих мундиров он носил простые, но элегантные костюмы. Вместо праздной озабоченности обществом — отстраненное наблюдение. Один из современников философа сказал о нем:

      «…от других людей его отличало необычайное нравственное и интеллектуальное возбуждение….. Его разговоры и даже само его присутствие подстегивали других, как благородный конь. С ним было как-то невозможно, стыдно предаваться повседневной вульгарности. При его появлении все как-то невольно нравственно и духовно осматривались, очищались и ухоживались.» simple_tooltip content=’Лебедев А. А. Чаадаев. M.: Mol. Гвардия, 1965 — 270 с.’*/simple_tooltip.

      Чаадаев познакомился с Пушкиным в 1816 году в доме Карамзина. Философ произвел большое впечатление на молодого поэта, и между ними завязалась дружба. Чтобы передать модные предпочтения Евгения Онегина, Александр Сергеевич написал:

      ‘А образ самого Петра Яковлевича метко выразил поэт в стихотворении «В портрете Чаадаева»: «В Риме был бы Брут, в Афинах Перикл…» simple_tooltip content=’Лотман Ю.М.’. М. Дебаты о русской культуре.’*/simple_tooltip

      Петр Яковлевич подтвердил свой образ делами. В конце девятнадцатого века в России появились популярные масонские ложи, сочетавшие в себе черты аристократического клуба и тайного общества и провозглашавшие идеи всеобщего духовного братства и нравственного самосовершенствования личности. M.: Mol. Гвардия, 1965 — 270 с.’*/simple_tooltip. Чаадаев серьезно заинтересовался масонством. В 1814 году он был принят в масонскую ложу «Соединенные друзья» в Кракове, состоял членом ложи «Друзья Севера» (хранитель и представитель в «Астре») и в 1826 году носил знак 8-й степени «Тайные белые братья ложи св. Иоанна» simple_tooltip content=’Чаадаев П.Я.’. Избранные труды и письма / Составитель В.Ю. Козлов. Проскурина. М.: Правда, 1991. */simple_tooltip

      Чаадаев не мог обойти вниманием зарождавшиеся в то время политические тайные общества, организаторами и активными участниками которых были его друзья со студенческих времен. В 1819 году он вступил в Лигу благоденствия, а после ее роспуска по рекомендации Ивана Якушкина стал членом Тайного общества Севера. Однако Чаадаев не принимал активного участия в деятельности декабристов. Возможно, его оттолкнули методы более радикальной части общества, а возможно, он уже осознал безысходность их положения и слабость их прогрессивных идей. Как бы то ни было, Петр Яковлевич в 1823 году отправился за границу и убедил всех своих родственников и друзей, что в Россию он не вернется. Тогда он и не подозревал, что два года спустя произойдет трагедия, что его друзья решат восстать, и что он войдет в историю как один из «бездекабристов».

      Чтобы понять творчество Чаадаева, мы должны принять во внимание личные кризисы, через которые он прошел. «В годы, предшествовавшие 1823 году, Чаадаев пережил свой первый духовный кризис — в сторону религиозного. В это время Чаадаев, который уже много читал, заинтересовался мистической литературой; особое влияние на него оказали работы Юнга и Штиллинга. Его здоровье ухудшилось из-за сильного духовного давления, и он был вынужден уехать за границу для восстановления здоровья, где оставался до 1826 года (что спасло его от катастрофы, так как он был очень близок к более известным декабристам). По возвращении из-за границы Чаадаев был арестован, но вскоре освобожден и смог вернуться в Москву, где пережил второй кризис — несколько лет он жил в полном уединении, уйдя в очень трудные мыслительные задачи. Именно в эти годы (до 1830 года) полной изоляции сложилось все философское и религиозное мировоззрение Чаадаева, нашедшее выражение (в 1829 году) в серии набросков в виде писем «8.

      Характеристика

      На него оказала сильное влияние немецкая классическая философия в лице Шеллинга, с которым он познакомился во время своего путешествия по Европе в 1823-1826 годах. В годы пребывания в Европе он продолжал изучать труды французских традиционалистов (де Местра, Бональда, Балланша, раннего Ламенне)6 .

      Хотя Чаадаев не мог публиковаться, его работы распространялись, и он оставался очень влиятельным мыслителем, оказавшим значительное влияние на различные школы мысли (особенно в отношении исторической судьбы России). Чаадаев оказал значительное влияние на дальнейшее развитие русской философской мысли, вызвав полемику между западниками и славянофилами. По словам А. Григорьева, «он был той перчаткой, которая когда-то разделила два лагеря — мыслящих и пишущих, хотя они еще не были едины». Впервые был поднят вопрос о смысле нашей национальности, идентичности и специфики, который до этого времени оставался мирным и нетронутым и никем не задавался.

      «Следы, оставленные Чадаевым в сознании российского общества, настолько глубоки и неизгладимы, что поневоле задаешься вопросом, не был ли он необработанным алмазом. ) Все те качества, которых не хватало русской жизни, о которых она даже не подозревала, соединились в личности Чаадаева как бы сами собой: великая внутренняя дисциплина, высокий интеллектуализм, нравственная архитектура и хладнокровие маски, медали, которой человек окружает себя, сознавая, что на века он лишь форма, заранее готовящая слепок для собственного бессмертия. «9

      — Осип Мандельштам

      Философические письма

      В 1829-1831 годах он написал свою главную работу «Письма о философии истории» (на французском языке; перевод Кетцера), которая получила название «Философские письма».

      В конце сентября 1836 года в России вышел 15-й том его «Телескопа», в котором в разделе «Наука и искусство» была опубликована статья с оригинальным названием: «Философские письма к госпоже ***. Письмо 1». Статья не была подписана. Вместо подписи было написано: «Некрополь. 1829, 17 декабря».. Публикация сопровождалась редакционным примечанием: «Эти письма написаны соотечественником. Их серия образует единое целое, проникнутое духом, развивающим главную идею. Величие темы, глубина и необъятность суждений, строгая последовательность выводов и энергичная откровенность их выражения дают им особое право на внимание внимательного читателя. В оригинале они написаны на французском языке. Предлагаемый перевод не обладает всеми преимуществами оригинала в отношении внешнего оформления 10. Мы рады сообщить нашим читателям, что у нас есть разрешение украсить наш журнал дальнейшими письмами из этой серии.

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий