Бенедикт Спиноза. Бенедикт спиноза основные идеи.

В течение нескольких лет Уриил был полностью отчужден от общества, но в конце концов он не смог больше выносить одиночества и раскаялся. Его отлучение было снято, но, будучи человеком вспыльчивым и ревностным, он вскоре был снова помазан за ересь и пренебрежение к иудейскому религиозному закону. Он снова должен был понести наказание, только более суровое.

Бенедикт Спиноза

Бенедикт Спиноза

Голландцы

Авторский путеводитель по Амстердаму Анна Николаева Время чтения 7 минут.

Бенедикт де Спиноза был великим голландцем XVII века, представителем метафизической философии, который смело задавал вопросы о Боге, месте человека в мире и человеческом счастье.

Биография

Спиноза родился в Амстердаме 24 ноября 1632 года. Его отец и мать были евреями, потомками португальских изгнанников, которые нашли приют в столице Нидерландов (Nederland). Его отца звали Майкл (Габриэль Альварес), а мать — Ханна Дебора де Спиноза; у них было 5 детей.

Родители торговали экзотическими фруктами и были довольно богаты. При рождении философ получил имя Барух. Его мать умерла, когда Баруху было 6 лет, и отец воспитывал детей. Спиноза получил образование в еврейской религиозной школе, изучая теории древнегреческого философа Аристотеля и латынь.

В юном возрасте он говорил на португальском, испанском, голландском, французском, итальянском языках и знал иврит. В семье говорили на ладино.

Образование

В 1654 году умер его отец, и Спиноза вместе со своими братьями Исааком и Габриэлем (Isaac en Gabriel) продолжил торговое дело.

Спиноза увлекался самообразованием и читал философские труды мыслителей разных национальностей:

  • Еврейские мыслители Авраам Ибн Эзра, Маймонид, Персеида, Хасдай Крешкас, Авраам Коэн Эррера,
  • арабские ученые Аль-Фараби, Абу Али Ибн Сина (Авиценна), Аверроэс и другие.

Такой широкий круг интересов и желание разобраться в трудах неортодоксальных философов привели к тому, что Спиноза был отлучен от иудаизма. Затем он принял новое имя Бенедиктус, его братья выкупили его долю в бизнесе отца и переехали в маленький городок Веркерк недалеко от Амстердама.

Бенедикт Спиноза

Движимый жаждой знаний, Спиноза поступил в колледж Ван дер Эден в Амстердаме, чтобы изучать латынь и греческий язык, знакомиться с философскими взглядами европейских мыслителей, изучать науки, посещать занятия по изобразительному искусству и научиться готовить чечевицу.

Он читал Томаса Гоббса, Рене Декарта, Пьера Гассенди, Никколо Макиавелли и Джордано Бруно.

Спиноза даже преподавал немного литературного иврита.

Его философские взгляды привлекали последователей и учеников, и он стал опасен для православной церкви. В 1660 году он был официально изгнан из Амстердама и переехал в сельскую местность Лейдена.

Монизм

Основой философии голландского мыслителя является теория единой субстанции, мысли и протяженности. Будучи последователем Декарта, Спиноза также искал связь между этими свойствами. Он считал, что все в мире можно свести к одной субстанции. Следуя идее пантеизма, Спиноза отождествлял бытие и Бога, сущность и природу. Нет никакой цели, все в мире происходит не просто так, а по необходимости. Творение и созданная природа для него — одно и то же.

Его метод познания бытия был основан на математике. Мудрец считал, что математика лучше всего воплощает принципы рациональности. Поэтому он использовал аксиомы и теоремы, которые применял не только к физическим телам, но и к бытию в целом.

Спиноза считал, что знания приобретаются различными методами:

  • Произвольные знания, слухи
  • Хаотичное накопление личного опыта
  • Познание о вещи через другую вещь
  • Изучение сущности вещи и ее познание

Он развил дуалистическую доктрину Декарта и нашел общий язык в физике и метафизике, отстаивая тезис о единой и абсолютной субстанции, который лег в основу монизма.

Этика

Спиноза работал над своей этикой в течение 12 лет. Эта научная работа была призвана прояснить понятие добродетели и ее составные части. Голландский философ понимал добродетель как высшее благо.

В своей обычной манере философ хотел создать цепь неопровержимых суждений с помощью математики. Его предметом были Бог, материальный мир и человеческий разум. Следовательно, его работа состояла из ряда теорем, логически вытекающих друг из друга.

Основой этики является мораль. Философ отрицал понятие воли и заменил его разумом. Не существует добра и зла, есть только разные степени добра и зла. Мораль основана на знании, добро может быть достигнуто только с помощью разума. Высшая добродетель — это интеллектуальная любовь к Богу. Человек должен познать себя, чтобы обрести правильную любовь к Богу, к природе и к истинной свободе.

Голландский мыслитель потратил столько лет на работу над своей «Этикой», потому что хотел создать философскую работу, которая напоминала бы математическую аксиому и доказательства которой вытекали бы из логики. Развивая теории своих предшественников (Декарта), Спиноза прошел долгий путь к познанию истины.

фото 620

Размышления о религии

В «Богословско-политическом трактате» голландский философ представил обоснования свободы науки, мнений, совести и разума.

В данной работе представлена теория существования и взаимодействия трех научных областей. Вначале трактат посвящен богословию. Далее речь идет о государстве и его отношениях с религией. В заключение автор выдвигает тезис о свободе мысли.

Своими работами Спиноза связал себя с Реформацией; философ передал основное настроение того времени: стремление человека к свободе мысли. Он открыто критиковал Ветхий Завет, потому что он потерял свое значение после появления Нового Завета.

Государство и церковь, разум и религия должны быть приведены в соответствие друг с другом. Голландский мыслитель считал, что церковь должна быть подчинена государству и что эти два института должны быть не объединены, а разделены. Но разделение разума и религии не означает их противопоставление. Разум не противостоит благочестию, а помогает ему.

Суть религии, считал Спиноза, заключается не в слепом соблюдении ритуалов, а в любви к Богу, проявляющейся в добродетели.

Образование

В 1654 году умер его отец, и Спиноза вместе со своими братьями Исааком и Габриэлем (Isaac en Gabriel) продолжил торговое дело.

Спиноза увлекался самообразованием и читал философские труды мыслителей разных национальностей:

  • Еврейские мыслители Авраам Ибн Эзра, Маймонид, Персеида, Хасдай Крешкас, Авраам Коэн Эррера,
  • арабские ученые Аль-Фараби, Абу Али Ибн Сина (Авиценна), Аверроэс и другие.

Такой широкий круг интересов и желание разобраться в трудах неортодоксальных философов привели к тому, что Спиноза был отлучен от иудаизма. Затем он принял новое имя Бенедиктус, его братья выкупили его долю в бизнесе отца и переехали в маленький городок Веркерк недалеко от Амстердама.

Движимый жаждой знаний, Спиноза поступил в колледж Ван дер Эден в Амстердаме, чтобы изучать латынь и греческий язык, знакомиться с философскими взглядами европейских мыслителей, изучать науки, посещать занятия по изобразительному искусству и научиться готовить чечевицу.

Он читал Томаса Гоббса, Рене Декарта, Пьера Гассенди, Никколо Макиавелли и Джордано Бруно.

Спиноза даже преподавал немного литературного иврита.

Его философские взгляды привлекали последователей и учеников, и он стал опасен для православной церкви. В 1660 году он был официально изгнан из Амстердама и переехал в сельскую местность Лейдена.

Блок: 3/5 | Марка: 1712 Источник: https://vAmsterdame.com/gollandcy/benedictus-de-spinoza.html

Молодость

К двадцатому году жизни Барух Спиноза успел изучить обширную литературу: Работы еврейских философов (Герсонида, Авраама ибн Эзры), раввинские трактаты, неоплатонические и арабские философы, такие как Авиценна, аль-Фараби и многие другие. В 1654 году умер отец Спинозы Михаил, и Барух и его брат разделили управление предприятием. В это время Спиноза стал часто придерживаться иных и в целом неортодоксальных взглядов, чем другие члены еврейской общины. Например, за два года до смерти отца он открыто поставил под сомнение божественное происхождение Талмуда, а также такие доктринальные вопросы, как бессмертие души и жизнь после смерти. Он был отдан под военный трибунал, но результат был нейтральным. В 1652 году, как он давно хотел, Спиноза начал учиться у Франциска ван ден Дендена (филолога и мыслителя из Амстердама). Он продолжал читать не одобряемую раввинами литературу и находился под влиянием таких людей, как итальянский католический священник Джулио Ванини, последователь Джордано Бруно (неизвестно, знал ли Барух о сочинениях самого Бруно).

Блок: 3/5 | Количество символов: 1119 Источник: https://www.istmira.com/drugoe-novoe-vremya/15180-benedikt-spinoza-biografija.html

Путь философа

Он живет привольно, зарабатывая на жизнь изготовлением оптического стекла путем его шлифовки. Ренсбург, где поселился Спиноза, был центром коллективной идеологии.

Именно здесь появляется его первый трактат с красивым названием «О Боге, человеке и счастье» («О Боге, человеке и счастье»), за которым последовали объемная «Этика» («Ethiek») и книги, посвященные анализу философских взглядов Декарта.

Смелые взгляды Спинозы быстро распространились среди ученых, и его часто посещали студенты Лейденского университета. В этот период, в 1661 году, он начал дружбу и переписку, продолжавшуюся до конца жизни Спинозы, с Генри Ольденбургом, главой Королевского научного общества в Лондоне.

С 1663 года Спиноза жил в Ворбурге, на окраине Гааги. Здесь он подружился с Христианом Гюйгенсом, специалистом в области физико-математических наук, и с поэтом Иоганном Фоссом, специалистом в области литературы.

В 1664 году он опубликовал «De algemene filosofie van Descartes» («Основы философии Декарта») под именем автора. Он больше не печатал книги под своей фамилией, а скрывался под своими инициалами, так что публикация его произведений была запрещена.

В 1670 году он опубликовал анонимный трактат Theologisch-politiektraktaat, в котором философ изложил свои атеистические взгляды. Единственная причина, по которой он не был привлечен к ответственности, заключалась в том, что Ян де Витт, представитель государства, разделял многие взгляды смелого мыслителя.

Спиноза поселяется в Гааге и пишет учебник «Грамматика иврита» (Hebreeuwse grammatica). Знаменитый философ был приглашен преподавать в Гейдельбергский университет, но отказался на том основании, что ему будет трудно оставаться верным своим взглядам и убеждениям.

Фундаментальная этика» была завершена в 1675 году, но не могла быть опубликована, поскольку семья де Вит, управлявшая государством, была убита во время восстания против правительства, а правители не поддерживали неортодоксального Спинозу.

Великий голландец умер в 1677 году в возрасте 44 лет от туберкулеза, от которого он страдал более 20 лет.

Он был похоронен под плитами церкви Нив Кирк за счет своих друзей, а когда срок аренды церковного двора истек, тело было извлечено и, по одной версии, просто выброшено; по другой, более гуманной версии, оно было перезахоронено в общей могиле. Личные вещи были проданы, а планшет с рукописью был отправлен друзьям Спинозы в Амстердам, чтобы собрание сочинений могло быть опубликовано посмертно. Спиноза оговорил в своем завещании, что его работы должны быть опубликованы в год его смерти, что и было сделано, но без упоминания имени автора: на обложке латинского издания стояли только начальные буквы B. d. S. В 1678 году труды Спинозы были напечатаны на голландском языке и сразу же запрещены. В память о великом вольнодумце на месте церкви Nieve Kirk была установлена мемориальная стела.

Блок: 4/5 | Количество символов: 3015 Источник: https://vAmsterdame.com/gollandcy/benedictus-de-spinoza.html

Личная жизнь и наследие

После того, как Спиноза принимает латинское имя и начинает преподавать в школе, он испытывает первые романтические чувства к Кларе, дочери учителя той же школы. Но его любовь не отвечает взаимностью, и вскоре девушка отвергает его ради более богатого и успешного мужчины.

В 1676 году здоровье Спинозы ухудшилось и должно было еще больше ухудшиться в течение года. 21 февраля 1677 года сердце Спинозы перестало биться из-за болезни легких, которой он заразился, работая в мастерской по помолу чечевицы. Он был похоронен на кладбище Новой христианской церкви в Гааге.

Согласно его завещанию, «Этика» была опубликована посмертно в 1677 году вместе с другими его трудами. Труд его жизни, «Этика», состоит из пяти разделов: «О Боге», «Природа и происхождение человеческой мысли», «Природа и принцип чувства», «Оковы, связывающие человека, или сила чувства» и «Сила понимания, или свобода человека».

Блок: 4/5 | Количество символов: 938 Источник: https://obrazovaka.ru/benedictus-spinoza.html

Изгнание из общины и дальнейшее обучение

Впоследствии круг знакомств Спинозы значительно расширился, причем не в ущерб ортодоксальным евреям — он подружился с протестантами и вообще отвернулся от иудаизма, а в 1956 году был изгнан из общины по обвинению в ереси (пострадали и его учителя, обучавшие его в «Эц Хаим»). Спиноза принял имя «Бенедикт» («Блаженный») и удалился в Оверкирк на окраине Амстердама, где продал свою долю в бизнесе брату. Однако вскоре он вернулся и поступил в государственную школу к бывшему иезуиту ван ден Эдену, который уже преподавал ему философию. Здесь он изучал греческий язык, совершенствовал свой иврит, знакомился с греческой, средневековой и более современной философией — Томасом Гоббсом, Макиавелли и другими, учился полировать оптические очки и одновременно изучал иврит. В это же время он ознакомился с философскими трудами Рене Декарта, который впоследствии оказал дальнейшее влияние на его философские взгляды. Вокруг Спинозы сформировался круг его друзей и учеников, которые находились под его влиянием, в то время как Бенедикт продолжал преподавать сам. В 1660 году амстердамская синагога официально обратилась к властям с просьбой осудить Спинозу как «угрозу благочестию и нравственности» города. Поэтому Спиноза покинул Амстердам.

Блок: 4/5 | Количество символов: 1258 Источник: https://www.istmira.com/drugoe-novoe-vremya/15180-benedikt-spinoza-biografija.html

Познание Бенедикта Спинозы

Рассматривая проблемы эпистемологии, Бенедикт Спиноза выделяет три стадии познания:

  • « познание в чистом виде», которое непосредственно исходит из разума человека и не зависит ни от каких внешних причин, — высший вид познания;
  • познание, полученное в результате деятельности разума (размышлений, логических операций), — второй уровень, менее истинный;
  • чувственное отражение окружающего мира, согласно Спинозе, полученное данным путем знание недоказуемо, недостоверно, неполно и поверхностно; оно не играет большой роли при получении истинного знания.

Ключевыми для этики Бенедикта Спинозы были проблемы детерминизма (предположение, что все в природе предзадано) и соотношения свободы и необходимости. Философ рассмотрел их и пришел к выводу, что свобода и необходимость едины по своей сути. Бог (природа) наделен полной свободой, но действует в рамках строгой необходимости. Человеческий режим отличается от всех других режимов наличием мысли и поэтому стремится к свободе, но в то же время, как режим, он не свободен и находится в «тисках» необходимости. Человек, жаждущий свободы в своей душе, часто плывет в потоке необходимости, не может справиться с этим потоком и вынужден идти на компромисс с необходимостью. Путь к свободе состоит в том, чтобы найти условия, при которых внешняя необходимость становится внутренней необходимостью, ибо свобода — это известная необходимость. Но чтобы достичь большей свободы, человек должен, во-первых, получить как можно больше знаний о необходимости в виде субстанции (природа-Бог), а во-вторых, освободиться от эмоций (печаль, радость, желание и т.д.), ибо они также препятствуют свободе, подчиняют человека и заставляют его действовать в соответствии с необходимостью. В связи с последним стал популярен девиз Спинозы: «Не смеяться, не плакать, не проклинать, а понимать».

Херем править

Еврей, отлученный от синагоги за свои возмутительные взгляды.

И вот, прочитав Декарта, Спиноза подверг Библию научному анализу и пришел к выводу, что это просто собрание еврейских басен, крайне противоречивых, совершенно ненаучных и не выдерживающих ни малейшей критики.

Но как насчет Бога? Очевидно, что Творец всего сущего не может поместиться даже в толстой книге. Даже если применять каббалу, нельзя извлечь из Ветхого Завета все, что может произойти в мире. Священный текст — это всего лишь собрание легенд, которые переписывались и переставлялись снова и снова; не стоит искать какие-то тайные смыслы между буквами.

Барух перестал ходить в синагогу, что сразу же заметили раввины. Им также было указано на то, что Спиноза негативно относился к некоторым учениям иудаизма. Последовал допрос, после которого Спинозе дали месяц на размышление и запретили встречаться с членами общины, после чего ему пригрозили отлучением, если он будет упорствовать. Барух не подчинился. Раввины не хотели принимать жесткие меры против талантливого члена общины и попытались удержать Спинозу в иудаизме, предложив ему ежегодную пенсию в тысячу флоринов при условии, что он продолжит выполнять ритуалы и регулярно посещать синагогу. Спиноза привел раввинов в сексуальное неистовство. Напряжение нарастало, и закоренелый фанатик решил разрядить обстановку. Однажды вечером, выходя из театра, Барух чуть не получил пером под бок. Он успел вовремя убежать, и нож лишь скользнул по его одежде, которую Спиноза тщательно оберегал. Опасаясь за свою драгоценную кожу, он переехал на окраину Амстердама.

После этого о примирении не могло быть и речи; в конце концов, Спиноза был отлучен от синагоги по приказу ZOG, «из-за чудовищной ереси, которую он проповедовал и проповедует, и из-за ужасных деяний, которые он совершил». Раввины не удовлетворились отлучением от церкви, но попросили власти Амстердама фактически прекратить влияние Спинозы на молодежь, изгнав его из города. Власти обратились к протестантскому духовенству, которое проявило солидарность со своими еврейскими коллегами, и Баруху запретили въезд в Амстердам на несколько месяцев.

Спиноза воспринял известие о своем отлучении спокойно, но решил протестовать против своего изгнания. В записке, написанной на испанском языке, он утверждал, что обсуждение религиозных вопросов является неотъемлемым правом каждого гражданина, даже если его убеждения отличаются от убеждений обычных людей. Вероятно, уже тогда у Спинозы возникла идея развить эти взгляды, что он и сделал в своем «Богословско-политическом трактате».

Благословенный тернистый править

Возможно, его следовало бы назвать Maledictus, потому что земля, ставшая тернистой (terra spinosa) после проклятия Господа, никогда не сможет вынести такого проклятого человека, как этот Спиноза, чьи труды покрыты столькими шипами. Этот человек изначально был евреем, но затем был отлучен от синагоги и, неизвестными мне уловками, вошел в доверие к христианам и изменил свое имя.

Покинув Амстердам, Барух стал подписывать свои письма и сочинения соответствующим латинским именем — Бенедикт. Маловероятно, что он хотел забыть о своем еврейском происхождении, поскольку латинизация не только имен, но и фамилий была модной в то время. Но Спиноза не обратился в христианство.

Дальнейшая жизнь требовала теста, и поэтому Бенедикт решил работать стекольщиком, предварительно получив образование в области оптики. Спиноза был отличным резчиком — его очки продавались по высокой цене, и он считался одним из лучших оптиков своего времени, судя по письмам Лейбница и Гюйгенса.

Поэтому несколько лет он жил недалеко от Амстердама, а затем переехал в город Варбург. Сразу же после этого хода поступила жалоба, содержащая имя «Спинозы, еврея по происхождению, атеиста и врага всякой религии по убеждению, вообще опасного и злонамеренного человека».

Богословско-политический трактат править

Титульный лист Богословско-политического трактата

Разве это не неприятно для государства, когда из страны изгоняют честных людей, которые не могут думать иначе и не хотят притворяться? Когда людей, не виновных ни в каком преступлении, ни в каком злодеянии, объявляют врагами и казнят, — а эшафот, который должен быть предметом ужаса для преступников, превращается в трибуну, с которой граждане получают примеры великого самопожертвования и храбрости? Ведь люди, уверенные в своей справедливости, не боятся смерти и не молят о пощаде. Они не испытывают угрызений совести в результате совершенного преступления и считают смерть за правое дело не наказанием, а честью и славой.

Тем временем Бенедикт начал работу над своим «Теологическим и политическим трактатом». Этой цензурой Спиноза хотел развеять предрассудки теологов, защитить свободу слова и философского поиска, а также развеять распространенное мнение о том, что он был атеистом. Авотхуи, именно «Богословско-политический трактат» в большей степени, чем другие философские работы Спинозы, снискал ему репутацию атеиста, которую он поддерживал на протяжении целого столетия.

Спиноза написал длинное, лукавое название в духе времени, из которого читатели узнали, что имеют дело с богословско-политическим трактатом, содержащим некоторые доводы, доказывающие, что свобода мысли не только может быть разрешена без ущерба для благочестия, но и не может быть подавлена без опасности для обоих. Уже из одного только названия видно, что трактат находится под более или менее полным влиянием либертарианства. И, как настоящий тролль, Спиноза подписал его анонимно.

Какая буря началась! Мракобесы подверглись такой бомбардировке, что вынесли груз кирпичей и кучу вкусных копий:

  • «Лжеучитель, рождённый на погибель религии и государства»
  • «Книга, полная открытий, которые могли быть почерпнуты только в аду»
  • «Этот безбожный писатель, ослеплённый невероятной самонадеянностью, простёр своё бесстыдство и нечестие до того, что стал утверждать, будто пророчества основаны исключительно на обманчивом воображении пророков, будто пророки были подвержены заблуждениям так же, как апостолы; причём и те, и другие писали, руководствуясь своим естественным разумом, без посредства какого бы то ни было откровения или руководства свыше; и мало того, будто бы они старались приноровить религию к понятиям того времени, основывая её на принципах, наиболее распространённых и знакомых каждому, а потому и теперь при толковании Писания каждому предоставляется свобода объяснять его себе, руководствуясь собственным разумом и согласно собственным взглядам»
  • «Да разразит тебя Господь, сатана, и да сомкнёт нечестивые уста твои!»

Де-анон был быстрым, поскольку Бенедикт не слишком старался скрыть свое авторство. Трактат был запрещен сначала властями Утрехта, а затем властями Нидерландов. Тем не менее, книга была принята на ура, и проницательные печатники быстро обеспечили компенсацию, напечатав ее в трех пиратских изданиях с вымышленными названиями:

  1. «Первое собрание исторических сочинений Даниила Гейнзия. Второе, исправленное и дополненное издание»;
  2. «Новая теория всеобщей медицины Франциска де ла Боэ-Сильвия»;
  3. «Собрание хирургических произведений Фр. Энрикеса де Виллакорта, лейб-медика королей Филиппа IV и Карла II».

Образование

В 1654 году умер его отец, и Спиноза вместе со своими братьями Исааком и Габриэлем (Isaac en Gabriel) продолжил торговое дело.

Спиноза увлекался самообразованием и читал философские труды мыслителей разных национальностей:

Еврейские мыслители Авраам Ибн Эзра, Маймонид, Персеида, Хасдай Крешкас, Авраам Коэн Эррера,

арабские ученые Аль-Фараби, Абу Али Ибн Сина (Авиценна), Аверроэс и другие.

Такой широкий круг интересов и желание разобраться в трудах неортодоксальных философов привели к тому, что Спиноза был отлучен от иудаизма.

Затем он принял новое имя Бенедиктус, его братья выкупили долю в бизнесе отца и переехали в маленький городок Веркерк недалеко от Амстердама.

Движимый жаждой знаний, Спиноза поступил в колледж Ван дер Эден в Амстердаме, чтобы изучать латынь и греческий язык, знакомиться с философскими взглядами европейских мыслителей, изучать науки, посещать занятия по изобразительному искусству и научиться готовить чечевицу.

Он читал Томаса Гоббса, Рене Декарта, Пьера Гассенди, Никколо Макиавелли и Джордано Бруно.

Спиноза даже преподавал немного литературного иврита.

Его философские взгляды привлекали единомышленников и учеников, и он стал представлять опасность для православной церкви. В 1660 году он был официально изгнан из Амстердама и переехал в сельскую местность близ Лейдена.

Путь философа

Он живет вполне счастливо и зарабатывает на жизнь изготовлением оптического стекла путем шлифовки. Ренсбург, где поселился Спиноза, был центром коллективной идеологии.

Здесь появляется его первый трактат с красивым названием «О Боге, человеке и счастье» (Over God, de mens en zijn geluk), за которым следуют объемная «Этика» (Ethiek) и книги, посвященные анализу философских взглядов Декарта. Смелые взгляды Спинозы быстро распространились среди ученых, и его часто посещали студенты Лейденского университета. В этот период, в 1661 году, он начал дружбу и переписку, продолжавшуюся до конца жизни Спинозы, с Генри Ольденбургом, главой Королевского научного общества в Лондоне.

С 1663 года Спиноза жил в Ворбурге, на окраине Гааги. Здесь он подружился с Христианом Гюйгенсом, специалистом в области физико-математических наук, и с поэтом Иоганном Фоссом, специалистом в области литературы.

В 1664 году он опубликовал «De algemene filosofie van Descartes» («Основы философии Декарта») под именем автора. Он больше не печатал книги под своей фамилией, а скрывался под своими инициалами, так что публикация его произведений была запрещена.

В 1670 году он опубликовал анонимную работу под названием Theologisch-politiek traktaat (Богословско-политический трактат), в которой философ изложил свои атеистические взгляды. Его преследовали не потому, что государственный служащий Ян де Витт разделял взгляды этого смелого мыслителя.

Спиноза поселяется в Гааге и пишет учебник «Грамматика иврита» (Hebreeuwse grammatica). Знаменитый философ был приглашен преподавать в Гейдельбергский университет, но отказался на том основании, что ему будет трудно оставаться верным своим взглядам и убеждениям.

Фундаментальная этика» была завершена в 1675 году, но не могла быть опубликована, поскольку семья де Вит, управлявшая государством, была убита во время восстания против правительства, а правители не поддерживали неортодоксального Спинозу.

Великий голландец умер в 1677 году в возрасте 44 лет от туберкулеза, от которого он страдал более 20 лет. Он был похоронен под плитами церкви Нив Кирк за счет своих друзей, а когда срок аренды церковного двора истек, тело было извлечено и, согласно одной версии, просто выброшено; согласно другой, более гуманной версии, оно было перезахоронено в общей могиле. Личные вещи были проданы, а планшет с рукописью был отправлен друзьям Спинозы в Амстердам, чтобы собрание сочинений могло быть опубликовано посмертно. В своем завещании Спиноза указал, что его работы должны быть опубликованы в год его смерти, что и было сделано, но без указания имени автора: на обложке латинского издания стояли только начальные буквы B. d. S. В 1678 году труды Спинозы были напечатаны на голландском языке и сразу же запрещены. В память о великом вольнодумце на месте церкви Nieve Kirk была установлена мемориальная стела.

Философские взгляды

Целью теории Спинозы является поиск путей обретения человеком счастья, радости и внутренней гармонии.

Чтобы стать счастливым, человек должен понять себя и свое место в мире и изучить законы существования как основную причину.

В своих трудах Спиноза формулирует основные понятия, на которых он основывает все свои постулаты и теоремы:

Субстанция — единство всего, что существует само по себе, неделимое и бесконечное по времени и пространству; это окружающий человека мир, который представляет собой единство природы, Бога, духа (Бог не имеет личного происхождения, воли, духа; Бог является частью существующей субстанции, например, человека, животного, растения и т.д.),

Свойство субстанции — это существенный смысл и реализация субстанции (например, Бог), а два наиболее важных и неразделимых свойства — это мысль и протяженность; но ни одно из этих свойств не влияет на другое,

Удлинение — важнейшее свойство организма, совокупность его физических свойств,

Мысль — это одно из свойств вещества, причина всех вещей в природе, свойство всех вещей в мире, как одушевленных, так и неодушевленных,

Идея — конкретное выражение мысли,

Причинность — непрерывная и неизменная взаимозависимость причины и следствия, в силу которой не может существовать ни случайности, ни человеческой свободы воли (а человеческие усилия существуют потому, что они необходимы),

Любовь к Богу — активное стремление человека жить в гармонии с взаимодействием всего сущего, что делает человека счастливым,

Помощь Бога извне — согласие и гармония между реальным миром вещей и ожиданиями человека, который не нуждается в помощи знания,

Божья помощь изнутри — использование знаний для гармонизации отношений между человеком и окружающей вселенной,

Несчастье — отсутствие внешних и внутренних форм Божьей помощи,

Аффекты — физические и психические состояния, побуждающие человека к действию (существует 3 аффекта — удовольствие, неудовольствие и желание).

Спиноза много размышляет о природе эмоций, особенно о любви к человеку и Богу. Взгляды Спинозы были дальнейшим развитием метафизической философии и касались проблем изначальной природы мира.

Теории Спинозы объединили теоретические положения многих философских и научных школ:

Стоицизм мыслителей древнего мира,

Рационалистические взгляды еврейских ученых Средневековья,

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий