Упоминаются ученик Фараби Яхья ибн ‘Ади в Багдаде и Ибрагим ибн ‘Ади в Алеппо, которые продолжали комментировать как его трактаты, так и труды греческих философов после его смерти.
- Его имя носит крупный казахстанский университет— КазНУ.
- Шымкентский педагогический институт культуры им. Аль-Фараби.
- В многих городах Казахстана есть улицы, названные в его честь.
- В городах Алма-Ата и Туркестан установлены памятники.
- В 1975 году в широком международном масштабе в Москве, Алма-Ате и Багдаде отмечался юбилей 1100-летия со дня рождения Аль-Фараби.
- ↑ 1 2 Немецкая национальная библиотека, Берлинская государственная библиотека, Баварская государственная библиотека и др. Record #118686097 // Общий нормативный контроль — 2012—2016.
сайт>https:╱╱wikidata.org╱wiki╱Track:Q27302 https://wikidata.org/wiki/Track:Q27302″>сайт>https:╱╱wikidata.org╱wiki╱Track:Q304037 https://wikidata.org/wiki/Track:Q304037″>сайт>https:╱╱wikidata.org╱wiki╱Track:Q256507 https://wikidata.org/wiki/Track:Q256507″>сайт>https:╱╱wikidata.org╱wiki╱Track:Q170109 https://wikidata.org/wiki/Track:Q170109″>сайт>https:╱╱wikidata.org╱wiki╱Track:Q36578 https://wikidata.org/wiki/Track:Q36578″>
Эти расхождения в основных фактах о происхождении и родословной Фараби свидетельствуют о том, что они не были записаны кем-либо, обладающим конкретной информацией, при его жизни или сразу после нее, а скорее основаны на слухах или возможных домыслах. Когда национальное происхождение Фараби стало предметом обсуждения среди биографов в 7/13 веке, начали появляться догматические заявления без ссылок на источники… Какими бы тщетными ни были поиски этнического происхождения Фараби, факт остается фактом: у нас нет достаточных доказательств, чтобы принять решение по этому вопросу.
Следует иметь в виду, что в Трансоксиане существовало несколько селений с подобными названиями — одно в Мавераннахре к юго-востоку от Самарканда, второе на границе Хорасана и Мавераннахра, недалеко от современного Туркменабада, третье — недалеко от современного Шибиргана, что значительно усложняет интерпретацию источников.
Публикации сочинений
- Аль-Фараби. Философские трактаты. Алма-Ата, 1970.
- Аль-Фараби. Математические трактаты. Алма-Ата, 1972.
- Аль-Фараби. Социально-этические трактаты. Алма-Ата, 1973.
- Аль-Фараби. Логические трактаты. Алма-Ата, 1975.
- Аль-Фараби. Комментарии к «Альмагесту» Птолемея. Алма-Ата, 1975.
- Аль-Фараби. О разуме и науке. Алма-Ата, 1975.
- Аль-Фараби. Историко-философские трактаты. Алма-Ата, 1985.
- Аль-Фараби. Естественнонаучные трактаты. Алма-Ата, 1987.
- Аль-Фараби. Трактаты о музыке и поэзии. Алма-Ата, 1993.
- ʼАб͞у Нас̣р Мух̣аммад ал-Ф͞ар͞аб͞и. Большой трактат о музыке (фрагмент)/ Вступительная статья, перевод с арабского и комментарий Ф.О.Нофала// Філософськi дослідження, 21— Луганськ: Видавництво СНУ ім. В. Даля, 2014.— C. 258—265.
- Ардакани, Р. Д. Фараби— основоположник исламской философии. Пер. с перс. А. Абсаликова.— М.: ООО «Садра», 2014.— 132 с.— ISBN 978-5-906016-37-9.
- Гафуров Б. Г., Касымжанов А. Х. Ал-Фараби в истории культуры. М., 1975.
- Даукеева С. Философия музыки Абу Насра Мухаммада аль-Фараби. Алматы: Фонд Сорос— Казахстан, 2002.— 352 с.— ISBN 9965-13-819-2.
- Касымжанов А. Х. Абу-Наср аль-Фараби. М.: Мысль, 1982.
- Кенисарин А. М., Нысанбаев А. Н. Становление историко-философских идей в учениях Аристотеля и аль-Фараби // Вопросы философии.— 2005.— №7.— С.136-145.
- Кубесов А. Математическое наследие ал-Фараби. Алма-Ата: Наука, 1974.
- Нысанбаев А. Н. Развитие фарабиеведения в Казахстане: итоги, проблемы и перспективы. // Вопросы философии. №5. 2011. С.119-129.
- Сагадеев А. В. Учение Ибн Рушда о соотношении философии, теологии и религии и его истоки в трудах ал-Фараби.— В кн.: Ал-Фараби. Научное творчество. М., 1975.
- Хайруллаев М. М. Фараби, эпоха и учение. Ташкент, 1975.
- Хайруллаев М. М. Абу Наср ал-Фараби: 873—950. М., 1982.
- Шаймухамбетова Г. Б. Учение Платона об идеях и теория разума ал-Фараби. В кн.: Ал-Фараби. Научное творчество. М., 1975.
- Туманян Т. Г., Держивицкий Е. В. Теория воспитания Платона в политической философии Ал-Фараби // Политика и образование. СПб. 2008. С. 135—148.
- Madkour J. La place d’al-Farabi dans l’ecole philosophique musulmane. P., 1934.
- Habib Hassan Touma. The Music of the Arabs. Trans. Laurie Schwartz. Portland (Oregon): Amadeus Press, 1996.
- Fakhry M. Al-Farabi, Founder of islamic neoplatonism: His life, works, and influence. Oxford: Oneworld Publications, 2002.
- Marcinkowski C. A Biographical note on Ibn Bajjah (Avempace) and an english translation of his Annotations to Al-Farabi’s «Isagoge». Iqbal Review, 43, p. 83-99.
- Reisman D. Al-Farabi and the Philosophical Curriculum. // Adamson P., Taylor R. The Cambridge Companion to Arabic Philosophy. Cambridge University Press, 2005.
- Corbin, H. History of Islamic Philosophy. London: Keagan Paul Int., 1993.
Аль-Фараби — краткая биография
Абу Наср Мухаммад ибн Узлаг Тархани аль-Фараби был важной, выдающейся и уважаемой фигурой в Центральной Азии. При жизни он стал известен как великий мыслитель, философ, математик, астролог и теоретик музыки девятого и десятого веков.
Факты об Аль-Фараби:
- Изучил за свою жизнь 70 языков и диалектов. В совершенстве владел тюркским, арабским, персидским и греческим языками, о чем свидетельствуют написанные ученым работы.
- Портрет ученного был размещён на первой национальной валюте Республики Казахстан, что показывает глубокую связь и уважение казахского народа к восточному философу и его трудам.
- Еще при жизни у Аль-Фараби появились последователи, которые изучали его объемные научные труды, в результате сформировалась отдельная отрасль науки под названием – фарабиеведение.
- Несмотря на то, что еще при жизни у учителя появились приверженцы, о его личной жизни известно очень мало, т.к. первые биографические сведения о нём появились через пару столетий после смерти Аль-Фараби, в XII-XIII веках.
- Аль-Фараби написал 150 трудов по различным отраслям наук.
- В честь Аль-Фараби был назван астероид главного пояса 7057 .
Жизненный путь
Талант аль-Фараби заключался в том, что он мог одновременно изучать множество научных областей. Эта уникальная способность позволила ученому преуспеть во многих средневековых науках. Все творчество философа можно условно разделить на две категории. К первой категории относятся работы по математике, астрономии и геометрии, изучению времени, пространства и материи. Эти науки способствовали пониманию законов Вселенной и человеческого познания, рассматривая человека как часть универсального мира. Философия аль-Фараби была основана на изучении геометрии, геометрических фигур, времени, пространства и материи, что помогло понять законы Вселенной и человека, а также рассматривать человечество как часть вселенского мира.
Основным тезисом аль-Фараби была шестиступенчатая теория, по которой все, что окружает человека, основано и связано причинно-следственными отношениями. Первая ступень — это происхождение всего, вторая ступень — происхождение всего, третья ступень — логика, четвертая ступень — душа, пятая ступень — форма, шестая ступень — материя.
Все произведения Аль-Фараби можно разделить на:
- Естественно-научные трактаты.
- Историко-философские трактаты.
- Логические трактаты.
- Математические трактаты.
- Социально-этические трактаты.
- Философские трактаты.
- Филологические трактаты.
Философские трактаты включают «Трактат о войне и мирной жизни», «Трактат о достижении счастья», «Трактат об изучении общества» и «Трактат о добродетельной морали», в которых рассматриваются вопросы справедливости, естественного стремления человека к счастью и аморальности войны. Это были весьма смелые взгляды и мысли во времена жестокого Средневековья. Поэтому в своей самой известной работе «Трактат о взглядах жителей добродетельного города» аль-Фараби представляет модель города, где основой является философия, правителем — философ или мудрец, а общество — целостный организм, который помогает друг другу поддерживать жизнь и равновесие.
Аль-Фараби активно изучал логику и рассматривал эту науку как способность отличать истину от лжи на основе доказательств. Наиболее известными работами в этой области являются «Введение в логику» и «Вводный трактат по логике». Высказанные им мысли шли вразрез с религиозными учениями того времени, поэтому мыслителя иногда называли диссидентом, но его ученики утверждали, что он был истинным мусульманином, придерживающимся традиций ислама.
Классификация наук представляет собой систему философских взглядов. Это энциклопедия, которая включает в себя такие области, как наука о Боге, метафизика и политология.
В работе аль-Фараби «Основы мудрости» рассматриваются темы логики и формы знания. Трактат рассказывает о человеческой душе, о строении психики человека, о том, как распознавать и воспринимать цвета и запахи, как испытывать различные эмоции.
Аль-Фараби был талантлив во многих областях и очень интересовался теоретическим изучением музыки. В «Великой книге музыки» он описал значение музыкальных звуков, их природу и объяснил, из каких частей и категорий состоит музыкальное произведение.
Примечателен также его трактат по логике, один из самых важных философских трудов.
Парадокс его жизни заключается в том, что его произведения изучались при жизни, но никто ничего не знает о его жизни. Аль-Фараби вел скромный образ жизни, избегая работы, но он никогда не отказывался от научной деятельности и посвятил свою жизнь науке и энциклопедическим знаниям.
Благодаря своим покровителям Сайф ад-Дауле Али Хамдани, Абу Фрасу, Ибн Нубату и другим, неравнодушным к знаниям, аль-Фараби смог посвятить себя любимому делу, не отвлекаясь на зарабатывание денег.
Аль-Фараби также не смог создать семью, но он посвятил всю свою жизнь науке и знаниям, оставив блестящий след в истории человечества.
АЛЬФАРАБИ
Абу Наср Мухаммад ибн Мухаммад Фараби (873 — 950), один из величайших выразителей восточной философии. Аль-Фараби написал комментарии к трудам Аристотеля (отсюда его почетное имя «второй учитель») и Платона. Его труды оказали влияние на Ибн Сину, Ибн Бани, Ибн Туфаила, Ибн Рушда, а также на философию и науку средневековой Западной Европы, где он был известен под латинизированным именем Альфарабиус.
Абу Наср Мухаммад ибн Мухаммад Фараби (873 — 950), один из величайших выразителей восточной философии. Аль-Фараби написал комментарии к трудам Аристотеля (отсюда его почетное имя «второй учитель») и Платона. Его труды оказали влияние на Ибн Сину, Ибн Бани, Ибн Туфаила, Ибн Рушда, а также на философию и науку средневековой Западной Европы, где он был известен под латинизированным именем Альфарабиус.