Введение в социологию. Социология как наука возникла?

Как фундаментальная наука, социология объясняет социальные явления, собирает и обобщает информацию о них. В качестве прикладного наука, социология Она позволяет нам прогнозировать и контролировать социальные явления.

Социология

Термин «социология» был введён в научныТермин был введен в 1832 году О. Комтом в 47-й лекции его «Курса позитивной философии «1. По мнению некоторых ученых, Г. Конт не был первым, кто ввел и применил этот термин — известный французский политик и журналист времен Великой французской революции и Первой империи Эббот 2. В «Курсе позитивной философии» Г. Конт обосновывает новую науку — социологию. Конт считал, что социология — это наука, который, как и другие науки (формы «позитивного знания») через наблюдение, опыт и сравнение, соответствующие новому социальному порядку индустриального общества. По мнению Г. Спенсера, основная задача социологии это изучение эволюционного изменения социальных структур и институтов. Ленин считал, что только с открытием 3, он отметил, что 4. Несмотря на политическую и идеологическую направленность марксистской социальной теории, надо признать, что она, безусловно, содержала много ценных идей, которые социологичесмысль.

Согласно определению человека, изучение обществ «5 — это изучение отношений между людьми. Основная цель социологии это «анализ структуры 6 .

Из-за разнообразия подходов (ср. 7 .

Структура социологии

  • 8. Необходима для адекватной интерпретации социальных явлений и поведения людей. Без данных эмпирической социологии теоретическая социология становится неаргументированной.
  • Понятие социальной реальности и социального пространства

Социальная реальность — это пространственно-временная структура, которая представляет собой связи между социальными местами в данный момент времени. Социальное пространство — это наиболее полный термин для описания социальной реальности. Социальное пространство — это не физическое пространство (как использует этот термин социалист Пьер Бурдье для обозначения абстрактного пространства, состоящего из ряда социальных полей, которые обязаны своей структурой неравномерному распределению определенных видов капитала. Питер Штомпка считает, что социальное — это сеть событий в данный момент времени. М. Фуко создал концепцию дисциплинарного пространства: как организовано социальное пространство, так оно и проявляется. Лотман рассматривал социальное пространство как разделение между внутренним и внешним. Это семиотический процесс. Внутреннее пространство воспринимается как упорядоченное, организованное и осмысленное, а внешнее — наоборот. Граница носит символический характер и проявляется через язык, знания и ритуалы. И. Гофман проанализировал микросоциальные пространства и разделил социальное пространство на два уровня — передний, который соответствует нормам, и задний, который является ненормальным.

Социология как полипарадигмальная наука

В девятнадцатом и первой половине двадцатого века в социологии возникли парадигмы, каждая из которых была структурирована строго определенной методологией. Это позволило создать необходимые (на данном этапе развития) социологии как науки) Качественный переход от попытки объяснить все и вся с помощью общей теории к плюрализму концепций, основанных теперь на результатах конкретных эмпирических исследований9. Энтони Гидденс считал, что единый социологичесединая теория не существует как логически выстроенная последовательность индуктивно связанных законов или обобщений. Однако Гидденс не считает такой подход к понятию «теория» правильным. к социологии, которая, по его мнению, также имеет ограниченную применимость в естественных науках. науках имеет лишь ограниченную применимость. Гидденс склонен рассматривать будущую содержательную теорию как серию различных видов обобщений, основанных на эмпирических данных. Однако утверждения о причинно-следственных связях следует воспринимать с долей соли, что связано со спецификой причинно-следственных механизмов в обществе науках 10 .

Американские ученые иногда выделяют четыре основные традиции (или теории) в социологии 11 12 Рэндалл Коллинз предлагает следующую классификацию традиций 13 :

    Для конфликтной традиции характерно внимание к динамике идеологии, Карл Маркс и его теории социальных классов, политического конфликта и идеологии, Фридрих Энгельс, многомерная теория стратификации Макса Вебера, Карл Мангейм, Роберт Михельс, Льюис Кошер, Ральф Дарендорф и его теория социального конфликта, революционные теории Теды Скочпол и Джека Голдстоуна, анализ мировой системы.

— Символический интеракционизм: Чарльз Хортон Кули, Джордж Герберт Мид (модель «Я», «Я» и «Обобщенный другой»), Гарольд Гарфинкель, теория фрейминга Эрвинга Гофмана.

Как фундаментальная наука, социология объясняет социальные явления, собирает и обобщает информацию о них. В качестве прикладного наука, социология Она позволяет нам прогнозировать и контролировать социальные явления.

Введение в социологию

Социология — это дисциплина, которая занимается изучением социальной жизни людей.

Социология как самостоятельная дисциплина наука возникла в середине XIX века. В отличие от большинства других дисциплин. наук, возникновение которого заняло века и тысячелетия, основатель социологии, обычно признается конкретный человек — французский философ и позитивист Огюст Конт. Сам термин социология (от латинских слов societas — общество и logos — учение) можно перевести на русский язык как социология.

Содержание

Социология относится к социальным или общественным наукам. наук. Социология — это теоретическая дисциплина, которая использует систематические методы эмпирических исследований и критического анализа для продвижения знаний о социальной структуре человеческого общества и коллективном поведении, включая практическое применение этих знаний.

Современная социология имеет сложную, многоуровневую структуру. Наиболее подходящая схема для структурирования социологичесзнаний исходит от американского социологу Роберт Мертон, который предложил три уровня знания. социологичесЗнание 1 :

  1. Общесоциологические теории, включающие теории общества как целостного образования;
  2. Теории среднего уровня — исследования социальных институтов, общностей, процессов;
  3. Эмпирический уровень — сбор и первичное обобщение эмпирических данных.

Среди российских социологов, Классификация с тремя уровнями социологии — Фундаментальные исследования, прикладные исследования, прикладные исследования.

Во всех макросоциологичесЭти модели не учитывают индивидуальные особенности человека. В свою очередь, все микросоциологичесмодели определяют индивида и личность только на основе отдельных элементов. Дилемма между личностью и обществом остается, достаточных синтетических усилий пока нет.

История развития социологии как науки

За свою историю общество прошло через множество фаз возникновения и развития. С древнейших времен до наших дней. И за это время происходил непрерывный процесс появления новых социальных институтов, изменения социальной структуры общества, возникновения социальных событий, которые требовали объяснений, и появления новых теорий о развитии общества. Для того чтобы объяснить природу произошедших изменений, постоянно разрабатывались новые подходы к изучению социальных изменений и развития.

Наиболее полное объяснение и документирование основных тенденций развития нового общества было представлено в работе науки Огюст Комт, французский философ, сумел объяснить процесс общественного развития. Он проводил эмпирические исследования изучаемых социальных явлений. По его мнению, чтобы эффективно решать проблемы социальной жизни, социальная наука должны применять методы, используемые в естественных науках. науках. Сначала он призвал науку — социальная физика, а затем – социология.

Его наука состояла из двух частей: социальной статики и социальной динамики.

Сами их названия указывают направление, в котором должно идти изучение процесса общественного развития:

  1. Изучение структуры общества как бы в застывшем положении, остановившемся в развитии на данный момент времени.
  2. Исследование процессов социальных изменений.

Конт был уверен, что социология Они способны дать ответы на самые острые вопросы и указать путь к развитию общества без катастроф и революций. По этой причине он назвал их науку «позитивной» наукой.

Развите социологии как науки

В этой концепции она была продолжена в трудах английского ученого Герберта Спенсера, который был одним из основателей биологического направления. в социологии. Согласно Спенсеру, общество — это биологический организм, в котором каждый социальный институт (орган) отвечает за определенные функции и вносит свой вклад в жизнеспособность всего общества.

Готовые работы на аналогичную тему

Спенсер отличал процесс развития общества от процесса развития биологического организма на основе цели и характеристик его функции. Части биологического организма существуют для обеспечения его функций. Социальный организм отличается тем, что общество, то есть организм в целом, существует ради блага своих «частей» — отдельных членов.

Немецкий ученый Карл Маркс имел совершенно противоположный взгляд на процесс развития общества. Его доктрина заключается в том, что процесс развития общества неотделим от имеющегося способа производства и уровня развития экономической системы. По его мнению, история — это процесс смены экономических формаций, возникающий в результате классовой борьбы и социальных революций.

Классическая стадия развития социологии

Классическая стадия развития социологии ассоциируется с именами таких ученых, как социологией, такие как Э. Дюркгейм, М. Вебер. Французы социолог и философ Эмиль Дюркгейм разработали идею специального предмета изучения. в социологии. Он рассматривал такой предмет как особую реальность, основанную на социальных данных.

Основными характеристиками социальных фактов являются: объективность, независимость от существования индивида и способность оказывать давление на индивида, «заставлять» его действовать в соответствии с общими ожиданиями, правилами и требованиями.

Другой сторонник классика Макс Вебер является генератором понимания социологии и теория социального действия. В качестве основного объекта изучения он рассматривал мотивы деятельности и поведения отдельного человека, группы людей. По его мнению, человеческая деятельность является независимым и существенным проявлением человеческой воли. Процесс влияния общества на человека не является односторонним. Индивид, по мнению Вебера, способен сознательно взаимодействовать с другими людьми для реализации своих целей и интересов и тем самым создавать новую социальную реальность.

Оцените статью
Uhistory.ru