Русские националисты — не путать с термином «нацизм». Пробуждение Уэльса, Кристофер Уильямс, 1911 г. Образ Афродиты как аллегория рождения нации Национализм (фр. nationalisme) идеология и политическое течение, основным принципом которого является позиция верховной … … Википедия
Он вам не бугурт: что такое ресентимент
Обида — это не гнев, ревность или плохое поведение, а что-то другое. Давайте рассмотрим значение этого важнейшего понятия европейской цивилизации по мнению некоторых философов. У нас естьпростили все, нет более легкого пути, не стоит даже пытаться.
Но почему это важно? Дело в том, что когда мы рассматриваем социальные, исторические и политические процессы, мы должны обращать внимание не только на внешнюю сторону (кто что сказал, кто куда пошел и т.д.), но и на мотивы этих действий. Хотя каждый человек уникален, действиями каждого управляют одни и те же психологические механизмы (т.е. никто не является по-настоящему уникальным). Игнорирование этого часто приводит к ошибкам. Например, люди охотно соглашаются с тем, что действия политика продиктованы продуманным планом, который у него обязательно есть. Но в конце концов, политик — это человек. Следовательно, у него или у нее есть чувства и эмоции, которым он или она вполне может поддаться. Даже президенты стран способны совершать поступки из зависти или ненависти. или просто потому что им вдруг захотелось выплеснуть свой гнев. А политологи будут смеяться над умными планами.
Когда речь идет о высокопоставленных правителях, предполагается, что они способны сдерживать свои чувства и эмоции, чтобы обеспечить интересы группы, которую они представляют. В противном случае они не смогли бы подняться так высоко. Но они по-прежнему остаются людьми. Значительная часть психических механизмов человека лежит в сфере бессознательного (не во фрейдистском, а в современном нейробиологическом смысле), а это значит, что как бы вы ни улучшали свою способность контролировать эмоции, вы не сможете действовать на 100% осознанно.
А теперь распространиОсновная цель этого проекта — создать среду, в которой все люди, независимо от их происхождения, смогут осознать свои чувства и эмоции. Может ли ими двигать зависть, ненависть, любовь или обида? На каких принципах должно строиться общество разумных людей? И что можно считать справедливым, если у разных групп разные представления о справедливости, определяемые в том числе и бессознательными психологическими факторами? Как в таком обществе возможна мораль?
Итак, Ницше, Шеллер и Стросон весь вечер выступают на сцене со своими теориями. Прочитайте его, запишите, а затем расскажите своим детям, родителям, друзьям, врагам и президентам. Это может пригодиться.
Мораль господ, мораль рабов
Однажды Фридрих Ницше прочитал книгу своего друга, философа Поля Рея, «Происхождение нравственных чувств». Этот текст настолько взволновал Ницше, что он написал работу под названием «О генеалогии морали».
Причина заблуждения Фридриха заключалась в том, что Пол Рэй вывел происхождение «доброты» из пользы альтруистического поведения для сообщества людей. То есть, изначально не существовало понятия морали; люди просто делали то, что было хорошо для их группы. Добрые дела вызывают у людей положительные чувства. Со временем общество стало называть альтруистическое поведение хорошим, а не полезным, и так родилась мораль.
Это, кстати, довольно популярная теория, возникшая еще до Дарвина. Но в двадцать первом веке она по-прежнему актуальна. Современные этологи, изучающие поведение приматов, также говорят, что мораль возникает из альтруизма, который, в свою очередь, возникает из полезности. И они находят этому научное подтверждение.
Но вернемся к нашим философам. Ницше назвал теорию Рея «внутренним и извращенным вариантом генеративных гипотез». Более того, он даже поставил под сомнение ценность альтруизма. Вот каким горячим был Ницше!
Поставив перед собой задачу низвергнуть моральных идолов, Ницше первым делом попытался проанализировать понятие «добро». Он обнаружил, что во всех европейских языках, которые он исследовал, термин «хороший» близок к таким терминам, как «благородный» и «возвышенный». Более того, термин «зло» тесно связан с «простого» и «низкий». Из этого Ницше сделал вывод о первоначальном происхождении морали из того, как аристократия оценивала добро и зло.
Хороший аристократ храбр и благороден.
Плохой раб труслив и прячется по углам.
Однако позже, утверждает Ницше, в истории что-то пошло не так. То есть произошло «моральное восстание рабов». Угадайте, кто начал? Евреи! Угнетенный народ, считал Ницше, совершил акт духовной мести своим угнетателям и буквально перевернул с ног на голову игру аристократической морали. Ницше очень ярко описал новую «мораль рабов»:
«Только отверженные и только отверженные добры, только бедные, слабые, невежественные добры, только страждущие, обездоленные, больные, уродливые, только благочестивые, только благочестивые, только они одни блаженны — вы, знатные и сильные, вы, навеки злые, жестокие, похотливые, ненасытные, безбожные, и вы будете жалкими, проклятыми и проклятыми до конца света! «
Это ниспровержение было наиболее ярко выражено в христианской морали. На смену «хозяевам» пришли «рабы», а «здоровые» и «сильные» были заменены «больными» и «слабыми». Мораль может быть только двух видов, и один из них победил другой в долгой борьбе. Механизм, который приводит «рабов» к «бунту морали», Ницше называл ресентиментом (от французского ressentiment — мстительность).
Разделение Ницше на два типа морали не следует понимать в буквальном социальном смысле. Нельзя указывать на конкретную общину, говоря: «Вот рабы» или «Вот хозяева». Сам философ отмечал, что обе системы ценностей могут сосуществовать в человеке.
Оскорбление чувств
Согласно Ницше, понятие вины проистекает из понятия долга. Историческое происхождение этих понятий лежит в потребности сообщества людей защитить себя от вреда, который наносит отдельный человек. Таким образом, общество приходит к идее наказания. за проступки. Но наказание не приводит к появлению плохой совести. Напротив, он предотвращает ее возникновение.
И глубокое чувство вины возникает, когда наказания, предназначенные для защиты социального порядка, направлены против отдельного человека. Эту идею можно представить таким образом, что человек, который не может найти выход своим влечениям, подавляемым социальными правилами и нормами, начинает наказывать себя. Здесь, в сфере вины и нечистой совести, следует искать корни альтруизма, по мнению Ницше. Философ приравнивал самопожертвование к членовредительству.
В своем стремлении к еще большему самосарказму виновник, как вы думаете, кого он создал? Монотеистический бог! В отличие от древнегреческих богов, служивших аристократической морали, христианский Бог выполняет совершенно иную функцию — он описан Ницше как самый мощный и сильнодействующий генератор чувства вины.
Ницше считал, что человек создал Бога и что ему непосредственно предшествовал «бунт рабов против морали». Наш Фредерик также не ценил христианскую любовь и называл ее препятствием для свободного развития. Освобождение от христианских идеалов было воспринято Ницше с большим удовлетворением:
«Однажды, в эпоху более мощную, чем эта искалеченная, саморазрушительная современность, придет, наконец, человек искупления, человек великой любви и презрения, дух Зигглера, чья неотложность вечно отдаляет его от всего чужого и неизвестного, чье одиночество неверно истолковывается людьми как бегство от реальности, тогда как это лишь погружение, погребение, исчезновение в реальности, чтобы принести с собой, когда он появится вновь, искупление этой реальности. искупление от проклятия, наложенного на него прежним идеалом».
Философ делает это оптимистичное заявление в заключительном разделе книги «К генеалогии этики», в котором он представляет альтернативу «перевернутой» системе моральных ориентиров.
Резюме вышесказанного: Угнетенные люди не могли надрать задницы своим мучителям. Такие чувства, как обида, зависть и гнев, были подавлены. Эта сублимация, от которой ресентимент, привели к особой системе «рабских» ценностей, которая доминирует в обществе сегодня. Но и мораль «хозяев» не восторжествовала. По сути, оба вида морали — это два способа оценки каждого из нас, и каждый из нас может применять их в разное время и в разных ситуациях. Однако только «этика хозяина» является здоровой и правильной, а от «этики раба» лучше отказаться.
Так говорил Ницше. Но что, если он ошибался, и эта система моральных координат, которую он назвал неправильной, на самом деле самая здоровая и нормальная? О, Заратустра сам в растерянности.
Видимость того, что новое производство смысла приносит комфорт и удобство его носителю, является нарциссическим сокрытием наших собственных ограничений от самих себя, и результатом этого является накопление интенсивного сомнения в нашем праве быть и не казаться.
Ресентимент – что означает? Определение, значение, примеры употребления
Вы ищете значение слова ресентимент ? Что вы пытаетесь понять? ресентимент ? Вот ответ на ваш вопрос:
Ресентимент это:
Обида ( // «обида, мстительность, горечь») — чувство враждебности к тому, в чем субъект видит причину своих неудач («враг»), бессильная зависть, «болезненное осознание тщетности своих усилий по улучшению своего положения в жизни или в обществе».
Ресентимент
психическое самоотравление через чувство бессилия, осознание собственного падения, отчаяние, выражающееся в мстительности, обиде, ненависти, злобе и зависти, неприятных чувствах, враждебности к кому-либо.
Где и как употребляется слово «Ресентимент»?
Помимо изучения значения слова «эмоция» в словарях, мы также рекомендуем посмотреть примеры предложений и отрывков из классической литературы, где используется слово «эмоция».
Это значительно облегчит вам понимание и запоминание правильного употребления слова «обида» в текстах и языке.
Примеры употребления слова «Ресентимент»
То, что мы пережили сегодня, можно назвать политикой. ресентимента .
Поскольку у ресентимента не имеет конкретных социальных выражений; часто она проявляется в обиде и гневе на неравенство в целом и желании уничтожить символы социальных различий.
Например, если кто-то найдет на улице мешок, полный денег, это вызовет зависть у других, но не отравит его душу. ресентимента .
Мыслителем совершенно иной формации, чем Ницше и Шелер, является англичанин Питер Фредерик Стросон. Практически наш современник — он жил до 2006 г. Классическая работа по аналитической философии. Что он делает в этом, казалось бы, континентальном тексте?