Психология развития. Психология развития как наука

Затем современная наука уделяет больше внимания динамике процессов психической деятельности у взрослых, а также проблемам старения, с которыми сталкивается эта научная область.

ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ

Психология — это самостоятельная наука, изучающая закономерности, механизмы и события психической жизни. Говоря об истории, мы видим, что теории, основные направления постепенно открывались в человеческом сознании.

  1. Изучение личности, ее индивидуального развития относительно самой науки.
  2. Исследование различных законов психики.
  3. Изучение социальных, биологических свойств личности.

Методы, используемые исследователями в истории психологии, отличаются от методов, используемых в общей психологии. Основные приемы:.

  1. Анализ научных ссылок. Исследователи определяют какие исторические документы, теории, фигурировали в определенный временной промежуток, как они влияли на развитие общества.
  2. Изучение архивных материалов. Нахождение древних источников информации, их расшифровка, снабжение примечаниями, сносками.
  3. Интервьюирование — изучение биографии знаменитого ученого. Для этого ему задают ряд предварительно составленных вопросов, позволяющих получить информацию о человеке, не спугнув его.
  4. Категориальный анализ. Учет определенных условий в обществе, способствующих развитий тех или иных концепций, школ.
  5. Систематизация научных высказываний, их расшифровка зависимо от сделанного открытия, окружающего положения в определенный момент времени.
  6. Теоретическая реконструкция. Описание научных систем прошлого, их анализ.
  7. Автобиографический, биографический метод изучения. Метод, предназначенный для воссоздания атмосферы, в которой жили определенные ученые.
  8. Историко-функциональный метод. Выполняется анализ идей, высказываемых учеными в разные временные периоды.
  9. Историко-генетическое изучение. Исследование развития науки в определенные временные эпохи, факторы, воздействующие на появление новых открытий.

История общей психологии является важной наукой для исследования, где используются следующие источники информации

  • психиатрия, медицина;
  • художественная литература;
  • военная практика;
  • искусство в различных его проявлениях;
  • практики воспитания, обучения;.
  • документы, написанные психологами в прошлом;
  • исторические материалы;
  • этнография, антропология.

Способы проведения исследований в области исторической психологии можно разделить на три типа: дизайн, интерпретация и доказательства.

Читайте также: Пьяницы — настоящие мужчины, или как алкоголь показывает, кто вы есть на самом деле

Выделение в отдельную науку

История возникновения и становления психологии занимает огромный период, охватывающий тысячи лет. Психология выделилась как самостоятельная наука только во второй половине 19 века. К тому времени было накоплено большое количество индивидуально-психологических знаний, которые необходимо было систематизировать и отделить от других учений и направлений.

Основателем психологии был В. Вундт. Его работа «Основные принципы физиологической психологии», написанная в 1873-1874 годах, объединила многие накопленные знания в самостоятельное учение. Ученые назвали это нормальной психологией.

В 1879 году Вундт основал Институт экспериментальной психологии в Лейпциге. Впоследствии появились первые экспериментальные психологи. Основными темами, которые изучали начинающие специалисты, были исследование индивидуального сознания и поведения.

Другой психолог, У. Джеймс, распространил установленные Вундтом знания по всей территории США. Позже он стал первым профессором этой науки в Гарвардском университете.

Другим известным ученым, внесшим вклад в историю психологии, был Э. Тиченор. Он окончил Оксфордский университет, а затем работал у Вундта. Он передал свои знания в области преподавания, вернулся в США и основал Научную школу экспериментальной психологии в Корнуэльском университете.

Что изучает психология

Давайте ответим на главный вопрос — что изучает наука психология? Прежде всего, все психические процессы и их составляющие. Исследователи обнаружили, что эти процессы можно разделить на три типа: воля, эмоции и интеллект. К ним относятся человеческое мышление, память, эмоции, цели и принятие решений. Так возникает второй феномен, изучаемый наукой: ментальные состояния. Что изучает психология:.

  • Процессы. Внимание, речь, чувствительность, аффекты и стресс, чувства и мотивы, представление и любознательность.
  • Состояния. Усталость и эмоциональные всплески, удовлетворенность и апатия, депрессия и счастье.
  • Свойства. Способности, уникальные черты характера, типы темперамента.
  • Образование. Привычки, навыки, области знания, умения, приспособленность, персональные черты.

Давайте теперь начнем формулировать ответ на главный вопрос. Как возникла психология как наука? Первоначально исследователи сосредоточились на простых явлениях психики, которые они начали наблюдать. Было замечено, что умственные процессы занимают более нескольких секунд, иногда 30-60 минут. Это вызвало неподдельный интерес, и впоследствии вся умственная деятельность человека была классифицирована как сложный мозговой процесс.

История психологии

Сегодня наука изучает каждого человека в отдельности, выявляя все больше и больше психических явлений, которые раньше все делились на разные типы. Депрессия, раздражительность, рассеянность, перепады настроения, личность и темперамент, саморазвитие и развивающиеся эмоции — вот лишь некоторые из факторов, повлиявших на развитие психологии как науки.

Интересно. Исследование психологами сложной ситуации, известной как «кризис середины жизни», позволило смягчить последствия жизненных проблем, вызванных изменениями в психике взрослого человека.

Психология развития

Психология развития (возрастная психология) — это отрасль психологии, изучающая психологические изменения человека по мере его взросления. Она состоит из трех отдельных дисциплин: геронтологической психологии, детской психологии и пре- и перинатальной психологии. Она изучает психику и организм человека в любом возрасте и на всех этапах, принимая во внимание биологические, антропологические, социологические и психологические факторы, влияющие на его развитие.

Психология развития появилась в 1882 году. Она возникла после публикации книги по детской психологии «Душа ребенка» известного немецкого физиолога и психолога Вильгельма Прея.

В 20 веке психология развития возникла как область психологического знания, как самостоятельная наука.

Зарождение психологии развития как науки:.

  1. Развитие философских теорий
  2. Открытия эволюционной биологии в 19 в.
  3. Социально-исторические изменения
  4. Развитие естественных и гуманитарных наук

60-70 сек. 20 ≥. — В мировой науке утвердился термин «психология развития» (синоним генетической психологии).

Предметы психологии развития и возрастной психологии:.

  1. Условия и движущие причины онтогенеза человеческой психики
  2. Развитие психических процессов (познавательных, эмоциональных, волевых)
  3. Развитие различных видов деятельности (активности)
  4. Формирование качеств личности
  5. Возрастные и индивидуальные психологические особенности

Предмет психологии развития представляет собой сложную динамическую систему взаимосвязанных процессов и явлений.

Научная цель психологии развития — понять психологические явления через понимание их зарождения. Поэтому она относится к области общей психологии, а не к 260 дням. Она является частью общей психологии, которая изучает сходства и различия в психологическом функционировании людей на протяжении всей их жизни, не 260 дней назад.

  1. Раскрытие общих закономерностей развития
  2. Установление причин перехода от одной стадии к другой
  3. Периодизация возрастных периодов
  4. Психологическая картина каждой стадии
  5. Изучение ведущих факторов развития

Функции психологии развития:.

  1. Описание — описывает особенности развития человека в разные возрастные периоды с точки зрения внешнего поведения и внутренних переживаний
  2. Объяснение процесса развития — понимание причин, факторов, условий изменения в поведении и переживаний человека в разные возрастные этапы.
  3. Прогнозирование тех или иных изменений в поведении и переживаниях человека как следствие его развития
  4. Коррекция психического развития — создание оптимальных условий для управления развитием

Содержание

  • Ранние теории: преформизм, конформизм Локк и Руссо
  • Теория созревания Гезелла
  • Этологические и эволюционные теории Дарвина, Лоренца и Тинбергена — Боулби и Эйнсуорт
  • Теория организма и сравнительная теория Вернера Пиаже
  • Стадии нравственного развития по Колбергу
  • Теории научения: Павлов, Уотсон, Скиннер
  • Теория социального научения БандурыВыготского и Лурии
  • Психоанализ Зигмунда Фрейда
  • Теория сепарации-индивидуации Маргарет Малер
  • Теория аутизмаБеттельгейма
  • Теория детских переживаний Шахтеля
  • Теория зрелости Юнга

Карабанова О.А. Психология возраста. Конспект лекции. М., «Ажрис-пресс», 2005, с. 238. isbn 5-8112-1353-0.

Ссылки

Фонд Викимедиа. 2010.

Полезное

Смотреть что такое «Психология развития» в других словарях:

Психология развития — это область психологических исследований, которая представляет знания и изучает процессы и критерии психологического и поведенческого развития людей в течение онтогенеза. Словарь практикующих психологов. М: АСТ, урожай. С.Я. Головин. 1998.Психология… … Большая психологическая энциклопедия.

Психология развития — одна из отраслей психологии, изучающая развитие души, а не психики, форму рождения, в которой происходит духовная жизнь у детей (см. Детская психология), подростков (см. Подростковая психология), людей (см. Народная … … Философская энциклопедия.

Психология развития — строго говоря, область психологии, изучающая процесс изменений в жизни. Термин «изменение» здесь означает качественные и/или количественные изменения в структуре функционирования: от ходьбы к ходьбе, от разговора к разговору … Словарь по психологии

Психология развития — одна из областей психологии, изучающая развитие психопатологии, зарождение психической жизни детей (см. детская психология), подростков (см. подростковая психология), народов (см. народная психология) и т.д. … Словарь.

Психология развития — изучение возрастных изменений в поведении человека и приобретении им моделей жизненного опыта и знаний. Другими словами, она фокусируется на изучении механизмов психического развития и отвечает на вопрос, почему … … Психология человека: словарные термины

Психология развития — часть психологических наук, которая занимается изучением законов психологического и особенно возрастного развития человека … Словарь психологического консультирования

Психология развития — это область психологии, изучающая возрастные изменения психологического функционирования и личности человека от «колыбели до могилы» (по выражению Холла, который впервые заявил о праве на такую научную область в 20 век)… Энциклопедия психологии и образования

Родительская психология — это область психологии, занимающаяся изучением родительства как психологического феномена. С психологической точки зрения, отношения между родителями и детьми рассматриваются как часть личности отца и матери. Она изучает особенности его развития в течение жизни (как ценность … Википедия.

Психология мира — область психологических исследований, занимающаяся изучением психических процессов и поведения, которые порождают насилие, предотвращают насилие и способствуют использованию ненасильственных методов, а также созданию … Википедия

Психология труда — Психология труда — это отрасль психологии, которая изучает психологические характеристики трудовой деятельности человека и закономерности развития трудовых навыков. Существует мнение, что необходимо разделить описание этой науки на широкое и узкое ……. Википедия.

Целью психологических исследований является изучение роли психического функционирования в личном и социальном поведении, а также физиологических и нейробиологических процессов, которые управляют когнитивной деятельностью и поведением человека.

Принцип развития в психологии человека

Принципы развития в психологии

Принципы развития более важны при изучении психических процессов взрослых. В частности, когда проводится генетическое тестирование. Для того чтобы активизировать их функционирование, необходимо определить все микроэтапы, которые происходят во время психических процессов. Принципы развития в мыслительной деятельности человека учитывают динамику на функциональном, семантическом и целевом уровнях, которые определяют роль возможных предсказаний.

Кроме того, согласно принципам развития, в психике человека существует два пути: филогенез и онтогенез. В первом случае рассматривается формирование психики во время распространения человеческого вида. А второй относится к индивидуальной психике.

Психология развития изучает особенности человеческой психики

Психология развития

Психология развития фокусируется на изучении объективных закономерностей возрастных изменений психологических процессов. Исследователи принимают во внимание возможные симптомы психики, пытаются их объяснить, предсказать и модифицировать.

Областью исследования является психологическое развитие человека, которое происходит в течение его жизни. В этом случае учитывается даже его поведение и весь его опыт. Наконец, значительный объем информации остается на объяснительном уровне.

Психология развития может ответить на вопрос о развитии личности, понять факторы, определяющие поведение человека, его внутренние переживания.

Необходимо также определить причинно-следственные связи. Они могут быть как одиночными, так и многочисленными.

Вневременные стратегии или вневременные фетальные методы — это долгосрочные, систематические исследования одного и того же человека для определения диапазона возрастов и индивидуальной изменчивости этапов жизненного цикла человека.

Основные понятия в психологии развития и возрастной психологии

Развитие имеет несколько определений.

Психология развития и возрастная психология: цели, задачи и основные понятия

Развитие — это закономерное и необратимое изменение психических процессов во времени (по А.В. Петровскому и М.Г. Ярошевскому).

Развитие — это непрерывное, в целом необратимое количественное и качественное изменение психики, при котором старые структуры становятся частью новых, подвергаются изменению и реорганизации (по В.В. Давыдову).

Развитие — возникновение системного психологического новообразования (по Л.И. Божович). Новообразования — это новые психические функции, возникающие в определенном возрасте, или новые уровни существующих психических функций.

Развитие — это чередование моментов становления, эволюции и складывания, и каждое из этих изменений имеет количественные и качественные характеристики (по Б.Г. Ананьеву). Эволюция — это эволюционная утрата отдельных органов, упрощение их организации и функций, а также обратное развитие органов.

Поэтому можно выделить следующие характеристики роста: 1. обратимость (т.е. рост индивидуального развития однонаправлен). 2. направленность (т.е. порядок развития). 3. нормальность (т.е. изменения у всех лиц данного возраста одинаковы).

Существует две формы развития: 1. филогенез, который представляет собой процесс эволюции развивающегося вида. 2. онтогенез — это развитие отдельных организмов от рождения до смерти.

Психология развития и возрастная психология: цели, задачи и основные понятия

Области развития (сферы), которые показывают, что развивается: 1. Область психофизики. Внешние (рост, вес) и внутренние (кости, мышцы, органы чувств) характеристики человека меняются. В организме происходят изменения. 2. психосоциальная или личностная сфера. Происходят изменения в эмоционально-волевой и личностной сферах (темперамент, характер и способности). 3. когнитивный или когнитивная область. Происходит развитие всех познавательных процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение).

Созревание — это наследственно запрограммированное изменение внешнего вида, функций и организации организма.

Развитие — это процесс количественного изменения в процессе совершенствования функции.

О росте и зрелости обычно говорят, когда хотят подчеркнуть биологические аспекты роста.

Оцените статью
Uhistory.ru