Психолингвистика как область языкознания описывает анализ речевых сообщений, их смысла, экспорта речевой деятельности (как самостоятельной, так и в тесной связи с функцией мышления) и речевого прогресса в связи с развитием личности.
когнити́вный
1. психол. Это относится к их связанному сознанию, мышлению.
Когнитивные процессы. Когнитивные способности. Когнитивные нарушения. Вмешательство в когнитивную деятельность.
когнитивная психология
Область психологии, изучающая когнитивные процессы человеческого сознания — Гностицизм.
когнитивный диссонанс
Энциклопедия когнитивной психологии Информационные исследования обычно касаются памяти, внимания, ощущений, представления информации, логического мышления, фантазии и принятия решений. (Т. В. Анисимова)
Данные других словарей
когнити́вный
От латинского cognitio знание, интеллект.
1. книга. Относится к интеллекту, мышлению, познанию.
C. Анализ (изучение процессов человеческого интеллекта в окружающем нас мире и способности человека приобретать новые знания).
C. система человека (центральная нервная система и органы чувств, которые помогают человеку познавать окружающую среду и самого себя).
когнити́вный
1. она связана с сознанием, мышлением.
(направление в психологии, возникшее в результате признания примата психической деятельности человека вместо его поведенческих реакций, что является характерной чертой бихевиоризма).
(Направление в лингвистике, возникшее во второй половине 20 века, изучает критерии языка, которые отражают когнитивные процессы, происходящие в сознании говорящего).
Классическая русская литература полна примеров когнитивных противоречий, когда герой делает сложный выбор. Например, его произведение «Шолохов» показывает «Сивед Дон» через призму семьи Мелеховых, Коршуновых и других персонажей, как люди принимают сложные решения в критические моменты и как они справляются с когнитивными противоречиями.
Что такое когнитивные способности
Общество часто делит людей на мудрых и глупых. Принципы, по которым проводится это разделение, каждый раз разные. Но в большинстве случаев суть одна и та же. Если вы делаете это в рамках проекта, вы умны. Если у вас что-то не получается, если вы совершаете ошибки, значит, вы глупы. Однако это неверная оценка человеческих возможностей. Самым дорогим показателем интеллекта являются когнитивные навыки. Проще говоря, когнитивные навыки — это способность использовать плоды своего мозга.
На примере ученика в классе учитель говорит Здесь оценивается не способность ребенка думать, а способность запомнить абзац и повторить его своими словами или применить тип к числовому примеру. Однако, чтобы учиться, необходимо следить за ребенком в материале. Не у всех это есть.
Более того, запоминание информации, много чтение и устное воспроизведение текстов не являются ни показателями интеллекта, ни его уровнем. А способность реально применять полученные знания, делать собственные выводы и различать несущественную информацию — это уже интеллект. Этому нельзя научить в школах. Это индивидуальная черта человека.
Когнитивные способности — это способность использовать информацию, которая ежедневно поступает из окружающей среды. Мы запоминаем его, используем в повседневной жизни, мыслим логически и делаем выводы из неполных данных. Познание подразумевает связь, причинный эффект. Это процесс расширения знаний путем анализа полученной информации и формирования выводов о них.
Разновидности когнитивного мышления
Когнитивные функции развиваются у человека с первых дней его жизни. Ребенок учится чувствовать запах матери, пробовать еду и просить о помощи. Основные этапы развития делятся на три фазы:.
Оптическая реализация. Это часто встречается у детей от рождения до трех лет. В это время дети собирают информацию об окружающем их мире самыми разными способами: на собственном опыте, по запаху, наблюдая за вещами. В этот период ребенок различает роли отца и матери, знает, с кем можно ссориться и на кого нарываться, а для кого его настроение не очень.
Визуальный — зрительный, развивается до 7 лет. Ребенок учится мыслить логически и может выполнять простые задания, основываясь на уже имеющихся знаниях. В этом возрасте усваиваются границы дозволенного, тренируются память и воображение. Это часто путают родители с желанием обмануть.
Размывание. В возрасте семи лет и старше дети уже пытаются представить себе то, что они не могут потрогать или увидеть, и у них развивается способность к абстрактному мышлению.
По мере того как дети растут и участвуют в различных кружках и внеклассных мероприятиях, родители хотят, чтобы их дети получали более высокие оценки по основной учебной программе, учились играть на фортепиано, танцевать вальс и говорить на иностранных языках.
Однако после школы кажется, что этот рост уже не так важен. Дети получают сертификаты и дипломы, вырастают и больше ничем не интересуются. Мозг перестает развиваться, его возможности резко снижаются, а вместе с ними и когнитивные способности. С возрастом забываются некоторые термины, формулы, стираются базовые знания.
Ученые доказали, что если не делать ежедневных упражнений для мозга, то нервные связи разрушаются, ухудшается память и мыслительные способности. Появляются когнитивные нарушения.
Что такое когнитивные расстройства
Потеря навыков мышления, потеря памяти и неадекватное поведение являются признаками когнитивного расстройства. Под потерей памяти вследствие когнитивных нарушений понимается не невозможность вычеркнуть имя автора литературного произведения из учебника 6 класса. Потеря памяти в данном случае означает внезапную утрату информации о месте проживания, имени и текущем дне недели.
Человеческая речь является неотъемлемой когнитивной функцией. С самого рождения мы учимся слушать речь других, ассоциировать названия предметов и действий с их значением и произносить звуки в определенной последовательности, чтобы описать себя другим. Нарушение языка также является когнитивным расстройством. Человек может четко произносить звуки и даже сохранять акцент, но не понимать речь, как будто это незнакомый иностранный язык. Люди с психическими расстройствами могут казаться ясно говорящими и обижаться на отсутствие обратной связи со своим окружением.
Классическая русская литература полна примеров когнитивных противоречий, когда герой делает сложный выбор. Например, его произведение «Шолохов» показывает «Сивед Дон» через призму семьи Мелеховых, Коршуновых и других персонажей, как люди принимают сложные решения в критические моменты и как они справляются с когнитивными противоречиями.
Когнитивная графика
В графике метод, называемый когницией, является единственным методом, используемым искусственным интеллектом в системах распознавания речи. Когнитивное преимущество компьютеров перед мозгом заключается в подсказке или немедленном решении задач, достигаемом с помощью когнитивной графики.
Еще одна новая область науки — когнитивная психология. Эпистемологические (когнитивные) процессы человеческой психики в этой ветви общей концепции когнитивной психологии — это области мозга, тесно связанные с проблемами памяти и концентрации, восприятия, логического и связного мышления, представления и усвоения информации.
Основы когнитивной психологии были заложены задолго до появления государственных и сложных компьютерных информационных машин, но на данном этапе своего развития она почти полностью основана на параллели между человеческим обучением и передачей информации на вычислительные устройства.
Психолингвистика как ответвление когнитивной психологии
Язык, мышление, интеллект, их взаимодействие и последующее функционирование — это области, исследуемые в настоящей психолингвистике.
Прочным фундаментом, на котором она основана, является когнитивная психология. Ее выводы полезны и в других областях психологии.
Психолингвистика как область языкознания описывает анализ речевых сообщений, их смысла, экспорта речевой деятельности (как самостоятельной, так и в тесной связи с функцией мышления) и речевого прогресса в связи с развитием личности.
Другой распространенный пример когнитивного диссонанса — когда диетчики «обманывают» себя. Кто-то решает начать питаться правильно, но обязательно обнаруживает коварный гамбургер, пытающийся увести его с того пути, по которому он хочет идти.
Важность когнитивных навыков
Когнитивные навыки необходимы для нашего выживания и жизненно важны для нашего развития и выживания. Некоторые из них не обязательно необходимы для выживания (например, моральное мышление), но другие определяют нашу способность одновременно обрабатывать различные виды поступающей информации, хранить ее, усваивать и т.д. Поэтому когнитивные навыки играют важную роль в нашем развитии и, следовательно, в нашей адаптации и выживании.
Источник: happy survival/Pixabay
Представьте себе жизнь без способности обращать внимание на несколько факторов одновременно (разделенное внимание), или способности помнить основные законы природы (например, «огонь горит, ветер дует»), или способности учиться чему-то новому.
Здоровые люди начинают формировать когнитивные навыки в детстве, в период жизни, когда мозг более устойчив и быстрее строит новые пути в нейронных сетях, то есть нейропластичность выше. По этой причине дети учатся быстрее взрослых и, как говорят, «впитывают информацию как губка».
Почему важны этапы развития когнитивных навыков?
Когнитивное развитие — это развитие когнитивных навыков и включает в себя развитие мозга. Это предполагает создание новых нейронных путей, которые представляют собой ряд взаимосвязанных нейронов, посылающих сигналы из одной части мозга в другую. Развитие мозга происходит особенно быстро у детей и молодых взрослых, но новые нейронные пути могут формироваться в любое время.
Нейропластичность — это способность мозга изменяться и адаптироваться в ответ на опыт, создавая новые и теряя старые пути, которые больше не используются.
Источник: coliN00B/Pixabay
В течение первых нескольких лет жизни количество синапсов (коротких промежутков между нейронами, по которым передаются нервные импульсы) быстро увеличивается. Это отражается в увеличении количества связей между нейронами.
По мере взросления и приобретения нового опыта одни связи становятся крепче, а другие исчезают. Этот процесс известен как синаптическое подрезание или синаптическая обрезка, благодаря которой мозг адаптируется к изменениям. Доказано, что отдых, физические упражнения, освоение новых навыков и изучение окружающей среды положительно влияют на нейропластичность мозга.
Когда определенные навыки отрабатываются чаще, нейронные пути и связи также укрепляются. Однако повышенная пластичность мозга у детей также свидетельствует о том, что молодые люди легче усваивают новые навыки, чем взрослые, потому что у них больше активных нейронов, чем у старых.
Развитие навыков традиционно описывается в виде различных стадий, но когнитивное развитие изменчиво, и ритм и форма могут меняться у разных людей по разным причинам в разных областях. В целом, однако, существуют определенные этапы когнитивного развития, которых каждый ребенок должен достичь в определенном возрасте.
Источник: piqsels.
Например, по данным Центров по контролю и профилактике заболеваний США (CDC), в возрасте двух месяцев младенцы должны уметь различать лица. В возрасте четырех месяцев они должны начать общаться, играть в игры, отвечать на ласку и подражать некоторым движениям и выражениям лица взрослых. По мере взросления дети учатся называть свои имена, имена окружающих их людей (чтобы отличать их от незнакомцев), предметы и формы, которые они видят, и т.д.
Соответствующие возрасту вехи в развитии когнитивных навыков очень важны, поскольку они свидетельствуют о когнитивном развитии ребенка. И если ребенок испытывает трудности и/или не может справиться с этими задачами, это может быть признаком нарушения развития.
Подписывайтесь на канал Яндекс.Дзен или Telegram-канал @overclockers_news. Это удобный способ получать уведомления о новых материалах на сайте. С фотографиями, подробным описанием и без рекламы.
Когнитивные процессы — это энергия, с помощью которой человеческий разум обрабатывает и фильтрует внешнюю информацию. Когнитивные процессы в человеческом мозге также включают категоризацию и усвоение соответствующих данных. Это отдаленно сравнимо с современными компьютерными операциями.
Как преодолеть когнитивный диссонанс
Типичное поведение служит примером того, как справиться с дискомфортом, вызванным когнитивным диссонансом.
Избегание либо обесценивание фактической информации
Эта стратегия помогает людям поддерживать поведение, с которым они не совсем согласны (например, я знаю, что курить неправильно, но я буду продолжать курить). Чтобы уменьшить когнитивный диссонанс, люди могут ограничить доступ к новой информации, противоречащей их убеждениям, недооценивать эти факты, воспринимая их как ложные, и избегать изучения дополнительных источников или ситуаций, в которых представлены альтернативные точки зрения.
Рационализация
Самооправдание, попытки уверить себя в отсутствии внутреннего конфликта. Люди могут начать искать поддержки у тех, кто разделяет схожие взгляды, или пытаться убедить других в неточности новой информации. Они ищут способы оправдать поведение, которое противоречит их убеждениям. К сожалению, объяснения, которые кажутся нам логичными, на самом деле являются иррациональными убеждениями и часто содержат логические ошибки, не подкрепленные фактами, что вызывает у нас беспокойство.
Изменение своего поведения
Дискомфорт может заставить людей изменить свое поведение так, чтобы оно соответствовало их убеждениям. В результате когнитивного несоответствия многие люди сталкиваются со своими ценностями. Когда эта проблема решена, она может привести к позитивным изменениям в их жизни и приблизить их к идеалам, по которым они хотят жить — в этом случае когнитивные расхождения могут оказать положительное влияние. Например, люди знают о последствиях ежедневного употребления большего количества сахара и жироподобных продуктов, находясь в группе риска по диабету. Испытывая дискомфорт от когнитивной непоследовательности, он в конце концов меняет свое поведение. Он корректирует свой рацион и делает шаги к своей ценности — здоровью.
Развитие критического мышления
Анализируя аргументы по каждому аспекту когнитивного противоречия, можно определить истину.
Для этого необходимо ответить на вопрос: если рационально думать именно так, то какова логика кризиса?
Затем вам нужно задать вопрос, используя эмпирические события, взвесив две точки зрения.
- что доказывает мою точку зрения;
- что ее опровергает;
- какие доказательства (факты, аргументы) можно привести в пользу противоположной точки зрения;
- что я получаю, когда так думаю;
- помогают ли мои мысли получить то, к чему я стремлюсь?
Как вы можете себе представить, первые две стратегии не очень продуктивны — они могут принести временное облегчение, но не устраняют дискомфорт. Третья и четвертая модели являются наиболее конструктивными. Здесь действительно разрешаются внутренние конфликты.
Таким образом, когнитивные противоречия — это явление, с которым сталкивается каждый человек. Это влияет на наши решения в самых разных областях. И хотя когнитивное противоречие может показаться негативным явлением мышления, оно может помочь нам развиваться и меняться в лучшую сторону и заставить нас поступать в соответствии с нашими ценностями.