Во время занятий учащиеся узнают, что нужно, потребности возникают и развиваются снова и снова, заставляя людей создавать новые объекты, необходимые для удовлетворения, и в конечном итоге они также эволюционируют.
Что такое потребность человека: разбираемся вместе
Мы продолжаем знакомить вас с основами психологической науки на страницах нашего блога. Сегодня мы расскажем вам, что такое человеческие потребности. Мы рассмотрим, какие виды существуют, как они взаимодействуют друг с другом и как они влияют на здоровье и благополучие человека.
Краткое определение
Потребность — это нужда в чем-то, которая побуждает человека предпринимать действия для ее удовлетворения.
Субъективно это проявляется как дискомфорт, интенсивность, «внутренний зуд». Когда с этим дискомфортом удается справиться, на смену ему приходят чувства удовольствия и расслабления, которые служат наградой за усилия.
На человека постоянно воздействуют различные потребности. Им нужны пища, вода, свежий воздух и комфортные условия жизни. Нормальное функционирование. Эти потребности являются основными и первичными. Их несоблюдение может привести к серьезным проблемам со здоровьем и даже к смерти.
Есть еще одна группа — вторичные потребности. Они вступают в игру только тогда, когда основные потребности человека «закрыты». Это духовные, социальные и экзистенциальные потребности. Пирамида Маслоу объясняет их более подробно.
Потребности могут быть осознанными и неосознанными. Они сознательно мотивированы и определяют деятельность человека. Бессознательное скрыто в подсознании и иногда вырывается наружу в виде сильных эмоций.
Характеристики потребностей
Потребности имеют специфические характеристики и подчиняются определенным законам.
- При рождении человеку свойственны только физиологические нужды, остальные развиваются позже.
- Низшие потребности характерны для всех людей в равной мере.
- Высшие же сильно отличаются у разных людей и формируют индивидуальный портрет личности.
- Удовлетворение низших нужд открывает возможность для формирования высших, но не гарантирует его.
- Чем выше потребность, тем менее она важна для выживания и тем дольше она может быть неудовлетворенной.
- Чем больше человек вовлечен в различные виды деятельности, тем сложнее его система нужд.
- Подавление негативно сказывается на психологическом и физиологическом благополучии и деформирует личность.
- Возникновение и удовлетворение связано с различными эмоциями.
- Фокус человека фиксируется на предмете нуждаемости и заставляет внимание течь в его сторону.
Какие бывают потребности
Существует несколько подходов к сортировке. Наиболее известные психологи, изучающие этот вопрос, делят их на высшие и низшие потребности. Мы уже точно рассмотрели эту дифференциацию.
Более сложная классификация делит потребности на три типа.
- Биологические (телесные). Все нужды, связанные с физиологией.
- Социальные. Нужды, которые обусловлены социальной природой человека.
- Экзистенциальные. Приобщают человека к вечному. Творчество, самосовершенствование, познание.
Биологические
Биологические потребности буквально заложены в человеке. Избежать их невозможно.
В комплект входит:.
- подходящая пища;
- комфортные параметры окружающей среды;
- пригодная для питья вода;
- нормальная экология;
- безопасное жилье;
- избавление от продуктов жизнедеятельности;
- сексуальная удовлетворенность.
Этот основной список в значительной степени изменился с момента создания человека. Однако качество потребностей значительно изменилось. Сегодня человек уже не может довольствоваться сырым мясом, кожей и ветками. Уровень комфорта повышался на протяжении тысячелетий и будет продолжать расти.
Соотношение основных потребностей меняется на протяжении всей жизни. Например, сон более важен в раннем возрасте, чем во взрослой жизни. Секс является приоритетом в подростковом возрасте, но отходит на второй план после 40 лет.
Экзистенциальные (духовные)
Эта группа потребностей исходит из системы универсальных духовных ценностей, из представлений о прекрасном, добре и зле, гармонии и подписке на вечность. Эти потребности есть не у всех, поскольку они находятся на вершине иерархии.
Экзистенциальные потребности включают
- жажда знаний;
- стремление к самосовершенствованию;
- тяга к творчеству;
- поиск смысла жизни;
- приобщение к прекрасному.
Люди в своей жизни должны стараться достичь этого уровня и прочно закрепиться на нем.
Жизненный цикл
Рассмотрите, как возникает, развивается и реализуется потребность. Вначале она ощущается как неопределенно осознанная и неоформленная потребность в чем-то. Она возникает как внутреннее скрытое условие деятельности, своего рода идеал.
Потребность конкретизируется, уточняется, становится более детальной и превращается в движущую силу человеческой деятельности.
Например, человек обнаруживает в себе стремление к любви и начинает искать партнера для отношений.
Потребности рождаются из мотивов, которые впоследствии превращаются в цели. Каждый набор мотивов формирует ориентацию человека.
Чем дольше сохраняется неудовлетворенная потребность, тем больше внутренняя интенсивность и дискомфорт. Он обращает внимание на поток к объекту и заставляет человека действовать.
Если вы очень голодны, ваше внимание будет привлекать картинки, связанные с едой, из окружающей действительности.
В момент насыщения человек испытывает эмоциональную легкость и удовлетворение от достигнутой цели. Выделяются гормоны радости — серотонин и эндорфины. Это своего рода награда за проделанную работу и поощрение новых достижений.
Конечно, не все потребности удовлетворяются.
То, что не удовлетворено, может привести к следующему результату: высвобождению новой потребности.
- Гибели человека. Если дело касается базовых биологических нужд.
- Фрустрации. Это сильное переживание вследствие неудовлетворения важнейшей для человека нужды, граничащее с нервным расстройством.
- Сублимации. Это преобразование чувства неудовлетворенности в созидательную энергию.
Это означает, что вам необходимо распознать свой внутренний импульс. Признайте его, примите его и не пытайтесь подавить. Это необходимое условие для психологического здоровья человека.
Теории потребностей в психологии
Давайте рассмотрим некоторые теории известных психологов, изучавших этот феномен.
Более слабые, но неоднократно удовлетворяемые потребности более стабильны. Существует определенная закономерность в фиксации потребностей — чем разнообразнее средства, используемые для модификации потребности, тем более устойчивой и определенной она является. В этом случае потребности являются основой для поведенческих действий.
Роль потребностей в жизни человека
Современное общество не может представить себе жизнь без бытовой техники, электроники, мобильных телефонов, компьютеров и интернета. Все эти потребности возникли относительно недавно. Каждый человек имеет разное количество потребностей, которые могут возникать из-за сопротивления или отсутствия. Эти потребности могут меняться с течением времени, но одна из них является стабильной. Люди всегда будут в чем-то нуждаться.
Развитие технологий, интернета и рекламы увеличило потребности человеческого общества. Потребности постоянно возникают вновь и не могут быть удовлетворены все сразу. Мы не можем спать столько, сколько нам хотелось бы в течение жизни, есть достаточно, носить достаточно одежды или общаться.
Роль потребностей в жизни человека очень высока. Именно они заставляют человека предпринимать позитивные действия и действовать, чтобы получить желаемое. Некоторые потребности могут быть немедленными (есть и пить) и длительными (купить новую квартиру).
Все достижения, полезные вещи и ценности современного общества не существуют без повышения роли потребностей. Здесь нет машин, домов, линий электропередач, памятников.
Многообразие потребностей
Поскольку люди являются биосоциальными существами, все человеческие потребности можно разделить на два вида: биологические и социальные. Биологические (физические) потребности являются простыми потребностями и не могут выжить в этом мире. Они должны спать, пить, дышать и есть. Они составляют основу жизни человека и делают его похожим на представителей животного мира.
Эти потребности должны быть удовлетворены, но не должны удовлетворяться. Чрезмерное удовлетворение физических потребностей может разрушить жизнь каждого человека.
Пример. Вася любит спать по 10-12 часов в сутки и всегда опаздывает на уроки. Масса любит торты, шоколад и другие сладости. Она не может себя контролировать и съедает целые коробки сладостей за раз, если он находит их дома. Из-за этого у Массы проблемы со здоровьем и частые ацетоны.
Физические потребности возникают с рождения, тогда как социальные потребности приобретаются в процессе жизни в обществе. Наличие социальных потребностей свидетельствует о развитии человека как личности. Поскольку социальные потребности более сложны, они формируются по мере взросления ребенка.
Примеры социальных потребностей:.
- Общение;
- Уважение;
- Дружба;
- Признание заслуг;
- Взаимопонимание;
- Сотрудничество;
- Одобрение;
- Любовь;
- Установление справедливости.
Кроме того, можно выделить и другие виды потребностей.
- Эстетические – это желание видеть гармонию, красоту, потребность в уходе за своей внешностью, физической формой;
- Личностные — саморазвитие, самопознание, самосовершенствование. Эти потребности проявляются в процессе взросления, становления ребенка как самостоятельной личности;
- Эмоциональные – человеку необходимо самому выражать эмоции и получать их от окружающих (радость, печаль, гнев, удивление и прочие);
- Интеллектуальные –от рождения ребенку свойственно познавать окружающий мир, потребность в познании, развитии мышления сохраняется на протяжении всей жизни;
- Творческие – это поиск самовыражения через музыку, художественное искусство, поэзию, танцы;
- Потребность в труде – человек занимается трудовой деятельностью не только ради материального вознаграждения, он получает от нее удовольствие, удовлетворение. Личность стремится, чтобы плоды ее труда высоко оценило общество, коллеги, родные.
Все потребности, без которых человек не может жить, называются первичными (необходимыми в первую очередь), в то время как другие потребности считаются вторичными (рассматриваются после первоначального удовлетворения). Первичные потребности включают сон, еду, безопасность, кров и чистую питьевую воду. Вторичные потребности включают смартфоны, брендовые сумки, путешествия в экзотические страны и высшее образование.
Пример. Петя позавтракал дома и забыл заработать деньги на завтрак в школе. К полудню его аппетит стал отличным. В то время все соревновались в математике и очень хотели быть блестящими, но все, о чем они могли думать, это о хорошей еде. Через десять минут одноклассники Андрея поняли, что происходит, и осторожно передали буханку хлеба Пете, незаметно для учителя. Петя попросил его выйти из класса и съесть хлеб в коридоре. Затем ситуация улучшилась, и он успешно выполнил все задания.
Материальные потребности
Материальные потребности играют важную роль в жизни человека. В эту группу входят все потребности для комфортного материального существования.
- жилище;
- одежда;
- бытовая техника;
- мебель;
- средства передвижения (личный или общественный транспорт);
- электронные приборы;
- еда.
У каждого человека свое представление о комфорте, уровень материальных потребностей зависит от материального положения человека и его черт характера.
Пример. Зимой Насте нужны две пары сапог. Самое главное для нее — носить удобную обувь. Мария обеспокоена тем, что родители отказались купить ей новые ботинки, потому что у нее очень много обуви, а новые ботинки не вписываются в ее гардероб.
Вся экономика основана на удовлетворении материальных потребностей. Фабрики и магазины производят даже больше товаров, чем люди могут себе позволить. Поэтому, чтобы искусственно увеличить свои потребности, производители используют уловки для рекламы своей продукции. Непроизвольно красивые изображения на экране напоминают людям о товарах, которыми они дорожат.
Материальные потребности развивались вместе с технологиями, поэтому если 100 лет назад можно было мечтать только о стационарном телефоне, то сегодня у каждого есть мобильный телефон.
Примерно в возрасте трех лет дети начинают осознавать свою потребность в вещах, которые удовлетворяют их потребности — игрушках, определенных продуктах питания и одежде. Когнитивные потребности возрастают, и ребенок активно познает мир, читая, лепя и рисуя.
Потребности человека
В жизни люди выполняют множество действий: едят, спят, работают, воспитывают детей, слушают музыку, приобретают знания. Все эти действия направлены на удовлетворение потребностей и достижение конкретных целей. Давайте разберемся, что это за потребности, и кратко рассмотрим наиболее распространенные их категории.
Традиционная классификация
В психологии выделяют четыре основных типа потребностей: биологические, материальные, социальные и духовные.
Биологические потребности
Эта группа потребностей связана с человеческим телом и его физическим состоянием. Без их удовлетворения тело может быть потеряно. Они даны нам от рождения и не зависят от происхождения, расы или пола. К ним относятся дыхание, вода, пища, сон и размножение.
Ученые подсчитали, сколько времени человек может прожить без удовлетворения своих нормальных потребностей. По их расчетам, человек может прожить без воды около 10 дней, без пищи — до 60 дней, а без воздуха — около пяти минут. Эти суммы могут варьироваться в зависимости от индивидуальных потребностей каждого человека.
Материальные потребности
Когда речь заходит о том, что такое человеческие потребности, исследователи расходятся во мнениях относительно того, что такое материальные потребности. Некоторые ученые рассматривают их как отдельную группу, другие включают их в биологические потребности.
К ним относятся удовлетворение потребностей в комфорте, одежде и жилье.
Социальные потребности
Считается, что общение, участие и самоутверждение в обществе так же необходимы, как еда и сон. Социальные потребности побуждают людей заводить друзей, создавать семьи и воспитывать детей. Стремление к работе, самореализации и профессиональному развитию также можно отнести к этим потребностям.
Рисунок 1.Группы друзей.
Духовные потребности
В список человеческих потребностей входят и духовные потребности, связанные с особенностями внутреннего мира. Они не заложены природой, а возникают в процессе жизни. У этого понятия есть и другие названия: идеальные, познавательные и культурные потребности. Примерами являются.
Все потребности тесно связаны между собой. Однако они бесконечны, и невозможно удовлетворить все потребности людей. Некоторые потребности важнее других. Для одних людей они важны для социального благополучия, для других — для способности к творчеству.