Это уже описанные типы памяти. Процедурная или виртуальная память. Хранение, распознавание или воспроизведение материала напрямую зависит от воздействия органов чувств человека.
Можно ли запомнить все на свете? Рассказываем, как работает наша память
Шерлок Холмс запоминает все, что ему представляется, храня информацию во «дворце памяти» — методе, который начали использовать еще древние греки. Теперь ученые обнаружили, что этот метод действительно работает для создания долгосрочных воспоминаний. Мы расскажем вам, как мозг запоминает обычную информацию, какие существуют мнемонические техники и что такое «метод локуса».
Читайте «Хайтек» в
Как работает память человека?
Память — это не только то, что происходит в вашем мозгу. Вы не можете просто создать воспоминание. Она должна быть составлена. Это не одно и то же.
В человеческом мозге происходит множество процессов, большинство из которых все еще изучается. Например, те, которые определяют, как и почему хранятся воспоминания и как они активируются. Ученые, особенно нейробиологи, уже много лет знают, что состояние человека, будь он стар или молод, тревожен или нет, может влиять или способствовать процессам кодирования психических воспоминаний.
Сейчас начинает проявляться нечто иное. Когда кто-то что-то забывает, это не потому, что у него «плохая память». Фактически, происходит реорганизация мозга, чтобы он мог сосредоточиться на более важных вещах. Существует даже теория, что мозг лучше всего хранит в своей памяти все, что с вами произошло. Он просто формирует нейронные пути к тем воспоминаниям, которые кажутся важными.
Это может показаться безумием, но существуют убедительные доказательства этой теории, утверждает Gut Engineering. Существует несколько клинических расстройств, при которых люди помнят все, что с ними когда-либо происходило. Как, например, мальчик из видеоролика ниже:.
Воспоминания, а точнее нейронные пути, используемые для их активации, усиливаются каждый раз, когда в памяти воскрешается определенное событие. Позитивные практики вспоминания, такие как подготовка к экзаменам, улучшают способность мозга к запоминанию.
Как же лучше запоминать, если вы уже поняли основные принципы?
Лучшие способы запомнить
Различные исследования ведущих психологов и неврологов показали, что участие в викторинах, практика запоминания чего-либо и достижение успеха гораздо лучше, чем просто попытка что-то запомнить. В этих исследованиях студенты заучивали иностранные слова, используя специальные средства для запоминания.
Некоторые группы только что выучили перевод слов. Другие использовали иные методы. После семи дней эксперимента студенты, не использовавшие методику, выучили менее 25% слов. Другие студенты выучили 80% слов. На основании полученных данных исследователи пришли к выводу, что такие методы обучения, как карточки и постоянные вопросы, помогают студентам сохранить память. Те же принципы можно применить для определения ментальной памяти.
Есть и другой метод, пришедший из Древней Греции и обсуждаемый в наше время благодаря персонажу Артура Конан Дойлира.
По ее словам, метод локуса использует известные части или корни как «рамки» или «структуры» и включает новую, не связанную с ними информацию. Предыдущие знания — сочетание знакомого пути и новой информации — помогают улучшить память.
Что такое память человека, ее виды и возможности
Благодаря своей удивительной памяти Чао Лу, студент из Китая, в 2005 году смог запомнить и назвать 67 980 цифровых имен. Даже не имея такой способности, каждый человек что-то запоминает, воссоздает, а затем забывает об этом каждый день. Психологи Бенджамин Сторм и Роберт Немофф рассказывают о том, как сегодня трактуется понятие памяти и что оно собой представляет.
Что такое память и каковы ее возможности
Память — это процесс хранения и последующего воспроизведения человеком своего опыта. В психологии память изучается и интерпретируется по-разному.
- Ассоцианистская теория считала основной единицей памяти ассоциацию (связь, соединение). Механическое сложение ассоциаций должно становиться основой памяти. В дальнейшем она переосмысливается и углубляется.
- Бихевиоризм рассматривал память как процесс, в ходе которого приобретаются различные двигательные и речевые навыки.
- Гештальтпсихология изучила процессы запоминания, акцентировав внимание на намерении субъекта. Это научное направление изучает социальную природу человеческой памяти.
На этом этапе память рассматривается как когнитивный процесс и характеризуется такими свойствами, как.
- Объем. Он показывает возможность запоминания и сохранения информации.
- Быстрота запоминания (скорость произвольного запоминания).
- Готовность к воспроизведению (насколько хорошо человек применяет имеющуюся информацию).
- Точность воспроизведения (качество сохранения и повторного воспроизведения информации).
- Длительность сохранения (способность удерживать необходимую информацию в течение определенного времени).
Каков объем нашей памяти? Память можно тренировать, чтобы запоминать больше. Но не стоит считать, что забывание — это результат плохой работы памяти, говорит Бенджамин Сторм, психолог и исследователь из Калифорнийского университета. Обливион обеспечивает нормальное функционирование памяти и мышления, освобождая ресурсы для новых задач.
С помощью специального сканирования мозга нейробиолог Мария Уимбер и ее коллеги из Бирмингемского университета (Великобритания) обнаружили, что воспоминания могут «конкурировать» друг с другом за ресурсы памяти. Этот механизм помогает нам выбрать подходящее воспоминание из множества похожих.
Ученые также изучают, что необходимо сделать для улучшения работы памяти и повышения ее функциональности. Они выявили ряд приемов, которые помогают улучшить память людей.
Память обязательно нужно «включать»
Когда люди не ожидают усвоения информации, они быстро ее забывают. Профессор Брэд Вейбулл, исследователь человеческого интеллекта, обнаружил, что когда люди не ждут, пока их протестируют, они часто ничего не запоминают. Однако при проверке память оказывается в два-три раза лучше.
Классическая музыка улучшает память
Прослушивание классической музыки повышает активность генов, связанных с процессами памяти и обучения, и снижает активность генов, влияющих на нейродегенеративные процессы. Исследования группы автора показывают, что классическая музыка положительно влияет на геном человека.
Дневной сон улучшает память в пять раз
Эксперименты показали, что дневной сон продолжительностью менее одного часа приводит к пятикратному улучшению работы памяти. Две группы людей запоминали пары не связанных между собой слов. Затем первая группа спала в течение 45-60 минут, а вторая группа смотрела видео. Результаты теста показали, что у первой группы процент запоминания был выше.
Тонкие механизмы памяти ученым еще предстоит раскрыть. Однако то, что мы знаем сегодня, можно и нужно использовать для расширения наших собственных возможностей.
Виды памяти
Память — это очень сложная когнитивная функция. Его работа затрагивает многие участки мозга и постоянно используется.
В своей книге «Общие принципы психологии» Р. С. Немов, кандидат психологических наук, ученый, член-корреспондент Академии педагогических и социальных наук и Международной академии психологических наук, классифицирует память по ряду критериев (a).
Характер психической активности
В соответствии с этими критериями воспоминания выглядят следующим образом
Двигательная память — это способность запоминать, сохранять и воспроизводить различные движения. С его помощью развиваются различные практические и рабочие навыки (ходьба, письмо).
Эмоциональная память фиксирует эмоции и эмоциональные состояния, пережитые в форме выражений. Обычно эмоциональные переживания запоминаются легко и надолго. Этот тип памяти важен для мотивации человека.
Память образов относится к способности хранить и использовать перцептивные образы. Специфика запечатленного образа определяется особенностями человеческого восприятия и функционирования системы аналитика.
Вербально-буквенный тип памяти необходим для хранения и воспроизведения мыслей.
Характер целей деятельности
Этот критерий также называют критерием случайности. Используется для упорядочивания воспоминаний:.
- Непроизвольную. Когда процессы запоминания и воспроизведения осуществляются автоматически, без волевого усилия человека и контроля сознания.
- Произвольную. Для этого вида памяти характерно запоминание и воспроизведение, для которого необходимо напряжение воли.
Длительность сохранения информации
Согласно этой классификации, память делится на
Кратковременная память — это промежуточное «хранилище» данных. Этот тип памяти относится к однократным или очень коротким восприятиям.
Функциональная память связана с запоминанием и припоминанием информации, необходимой для конкретной текущей деятельности. После завершения работы информация может полностью исчезнуть.
Это касается материала, который студенты изучают непосредственно перед экзаменом. Этот тип памяти является переходом от кратковременной к долговременной памяти.
Долгосрочная память сохраняет все знания и опыт. Чем чаще извлекается информация, тем больше она сохраняется.
Характер приобретения информации
Память может быть генетической или пожизненной. В первом случае сохраняется информация о виде, а во втором — индивидуальный опыт.
Генетическая память — это специфическое поведение и поведенческие тенденции, которые развились и закрепились в данном виде. Например, страх падения и рефлекторные реакции на падающие предметы (отскакивание, оглядывание на шум) являются проявлениями генетической памяти. Вся информация, полученная после рождения, классифицируется как память на всю жизнь.
Способ запоминания
Существует различие между механической и семантической памятью. Механическая память основана на простом повторении информации. Концептуальная память требует наличия релевантных связей и семантических связей.
В глубинах человеческой памяти хранятся огромные объемы информации. Некоторые из них постепенно забываются, что естественно и необходимо для правильного функционирования мозга. К счастью, мы можем работать над своей памятью и улучшать ее.
Эмоциональное состояние человека играет важную роль. Когда человек спокоен и счастлив, он быстрее и легче запоминает информацию и может воспроизвести ее по отношению к сердитым или тревожным людям.
Как формируются и возвращаются воспоминания
Память — это механизм, с помощью которого текущий опыт влияет на нас в будущем. В мозге новый опыт предполагает спонтанную нейронную активность. Когда с нами что-то происходит, группы нейронов работают и передают дальнейшие электрические стимулы. Генетическая работа и производство белков создают новые синапсы и стимулируют развитие новых нейронов.
Прощение, с другой стороны, похоже на то, как снег покрывает предметы, делая их белыми, так что мы не можем понять, где что находится.
Желание вызвать воспоминание, будь то внутренняя мысль, эмоция или внешнее событие, заставляет мозг ассоциировать его с прошлым событием. Мозг выступает в роли своеобразного прогноза. Он постоянно готовится к будущему на основе прошлого. Память определяет наше восприятие настоящего через «фильтр», который автоматически предполагает, глядя на то, что произойдет дальше.
Механизм восстановления памяти обладает важными свойствами. Он был подробно изучен только в последние 25 лет. Восстановление закодированной памяти из внутреннего хранилища не обязательно воспринимается как что-то из прошлого.
Возьмем для примера велоспорт. Просто сев на велосипед и поехав, мозг активирует группу нейронов для вращения педалей, баланса и торможения. Это своего рода память. Хотя прошлые события (попытка научиться ездить на велосипеде) повлияли на ваше нынешнее поведение (езда на велосипеде), вы не переживаете сегодняшнюю езду на велосипеде как воспоминание о том дне, когда вы это делали. Первый раз.
Если вас просят вспомнить вашу первую поездку на велосипеде, вы думаете об этом, сканируете свое хранилище памяти, и, допустим, у вас есть фотография вашего отца или сестры, бегущих позади вас, вы испытываете страх и боль от вашего первого падения. или эмоции, которые достигают ближайшего поворота. И вы будете точно знать, что вспомнили что-то из своего прошлого.
Эти два типа обработки памяти тесно связаны с нашей повседневной жизнью. То, что помогает нам крутить педали, называется косвенной памятью, а способность вспомнить день, когда мы научились ездить на велосипеде, называется явной памятью.
Мастер собирать мозаики
У нас есть кратковременная рабочая память, пластина сознания, на которую мы можем поместить образ в любой момент. Кстати, возможности хранения образов на переднем плане нашего сознания ограничены. Однако существуют и другие виды памяти.
В левом полушарии гиппокамп формирует фактические лингвистические знания. В правом полушарии гиппокамп раскладывает «кирпичики» времени и истории жизни субъекта. Вся эта работа делает «систему восстановления» памяти более эффективной. Гиппокамп можно сравнить с создателем мозаики. Она соединяет отдельные фрагменты образов и ощущение безмолвного воспоминания в целостную «картину» реальной автобиографической памяти.
Если гиппокамп внезапно повреждается, например, в результате инсульта, память также ухудшается. Дэниел Сигел говорит в своей книге: «Я долгое время был в мозгу, и я долгое время был в мозгу. Я снова представился».
Как и некоторые снотворные, алкоголь, как известно, временно дезактивирует гиппокамп. Однако ситуация с потерей сознания под воздействием алкоголя не тождественна временной потере сознания. Человек находится в сознании (хотя и недееспособен), но не имеет четкой кодификации происходящего. Люди, пережившие такие потери сознания, могут не помнить, как они добрались до дома или как встретили человека, который разбудил их утром в постели.
Гиппокамп также приближается к состоянию гнева, и люди, испытывающие приступы неконтролируемого гнева, не обязательно лгут, когда утверждают, что не помнят, что они говорили или делали в этом измененном состоянии сознания.
Как проверить свою память
Психологи используют различные методики для проверки памяти. Некоторые из них можно выполнять самостоятельно в домашних условиях.
- Тест на словесную память. Попросите кого-нибудь зачитать вам 15 слов (только не связанных друг с другом слов: «куст, птица, шляпа» и так далее). Повторите их: люди до 45 лет запоминают обычно около 7-9 слов. Затем прослушайте этот список еще четыре раза. Норма: воспроизвести 12–15 слов. Займитесь своими делами и через 15 минут повторите слова (но уже только по памяти). Большинство людей среднего возраста не могут воспроизвести более 10 слов.
- Тест на зрительную память. Срисуйте эту сложную диаграмму, а через 20 попробуйте нарисовать ее по памяти. Чем больше деталей вы вспомните, тем лучше у вас развита память.
Механизм восстановления памяти обладает важными свойствами. Он был подробно изучен только в последние 25 лет. Восстановление закодированной памяти из внутреннего хранилища не обязательно воспринимается как что-то из прошлого.
Блок 1. Память человека. Что это такое?
Память как явление присуща всем биологическим существам. Например, молекула ДНК представляет собой огромное количество информации и является «хранилищем» памяти. Характеристики передаются от клетки к клетке, что приводит к продолжению рода и биологической жизни. Психологический феномен памяти также является свойством человека. Фактически, мы можем сказать, в специфически афористической манере, что человек как личность — это его память.
Память. — Это процесс записи, хранения, изменения, воспроизведения, распознавания и утраты прошлого опыта, позволяющий использовать его в деятельности или восстановить в сознании. (В.В. Нуркова).
Уже в древнегреческой мифологии богиня памяти — память — родила от Юпитера девять муз. Таким образом, древние греки наделили память высшим признаком, определяющим всю умственную деятельность человека. Существует много предположений о памяти. Однако благодаря усилиям нейрофизиологов, когнитивных психологов и других представителей психологической и нейронаучной наук этот феномен психической сферы человека был изучен в деталях. Тем не менее, в мире не существует единой теории памяти. Различные предположения и доказательства в некоторых аспектах также сосуществуют, но при этом накапливают важный эмпирический материал.