Что такое общение — определение, виды, этапы, средства, цели. Какое может быть общение

Философия
Какое может быть общение - Развлекательное общение Прямое общение Этапы общения Типы общения в психологии по критериям Резюмируя

Общение между людьми происходит постоянно и оказывает сильное влияние на наше поведение. Однако некоторые эксперты не считают, что его можно рассматривать как форму передачи информации, поскольку в нем участвует только один человек …

Классификация и виды общения, его значение в нашей жизни

На протяжении всей жизни люди вступают в различные отношения. Они полагаются на других, чтобы получить желаемое, научиться, научить себя (имеется в виду не только систематическое обучение, но и руководство и передача опыта), разделить радость, когда все хорошо, и попросить сострадания, когда случаются несчастья.

В этих и других случаях имеет место коммуникация — взаимодействие двух или более людей, обменивающихся информацией. Психологи различают следующие виды общения и их классификацию.

Виды общения по содержанию

В зависимости от того, чем люди обмениваются, существуют

  • материальное;
  • когнитивное;
  • кондиционное;
  • мотивационное;
  • деятельностное и
  • конвенциональное общение.

Физическое общение включает, например, обмен продуктами деятельности в магазине. Когнитивная коммуникация — это обмен знаниями. На него полагаются учителя, воспитатели, профессора, преподаватели кафедр, коллеги в научных лабораториях, инженеры на заводах и офисные работники. Когда люди работают вместе, этот тип общения применяется в сочетании с общением на основе деятельности (обсуждение общих действий при их выполнении).

Условное общение направлено на изменение психического состояния собеседника. Он может утешить плачущего друга или предупредить спортсмена. Мотивационная коммуникация основана на формировании мотивов поведения, потребностей и установок. Ребенок хочет играть, а мама уговаривает его сесть за уроки. Традиционное общение призвано подготовить ребенка к предстоящей деятельности (церемонии, ритуалы, правила и этикет).

Виды общения по целям

Чтобы удовлетворить и воспроизвести основные потребности, люди вступают в биологическую коммуникацию. Это включает сексуальную активность и лактацию.

Цель социальной коммуникации — вступление в контакт с другими людьми и личностное развитие человека. Помимо общих целей, существует ровно столько же частных целей, сколько и потребностей всех жителей планеты.

Речевое общение включает в себя передачу и получение информации на слух. В этой категории вы найдете все виды разговоров, например, использование речи, прослушивание музыки или интерпретация автомобильных шумов, чтобы узнать, что приближается.

Что такое общение?

Общение — это взаимодействие между людьми, в ходе которого происходит обмен информацией, идеями и чувствами. Это может происходить как между отдельными людьми, так и между группами. Коммуникация — это сложное понятие, включающее следующие аспекты

  • обмен информацией всех видов (знания, опыт, идеи, рекомендации и прочее);
  • взаимное влияние (воздействие на состояние, манипуляции, принуждение к определённым действиям);
  • межличностное взаимодействие и формирование отношений;
  • эмоциональное сближение, взаимопонимание, разделение эмоций;
  • формирование и использование определённых паттернов поведения;
  • формирование внутреннего «Я» и понимание других людей.

В психологическом смысле общение — это взаимодействие между людьми, состоящее в обмене информацией, имеющей когнитивную или эмоциональную ценность. Она является проявлением межличностных отношений или ведет к их формированию и развитию. Каждая коммуникация включает в себя содержание (передаваемую информацию) и цель (причины, по которым стороны участвуют в диалоге).

Средства общения

Медиа — это способ, с помощью которого информация представляется, обрабатывается, передается, кодируется и декодируется. Кодирование — это преобразование информации в формат, пригодный для передачи (устной, бумажной, электронной). Таким образом, декодирование означает восприятие сказанного на слух и чтение с бумаги или экрана.

Существует множество режимов кодирования и каналов для передачи информации. Связь возможна только в том случае, если обе стороны имеют соответствующий метод кодирования и могут использовать канал передачи. Принято разделять все существующие средства коммуникации на две категории: вербальные и невербальные.

1. Вербальные средства общения

Эта категория включает все средства коммуникации, связанные с использованием языка (устного, письменного или иного).

Примеры вербальной передачи информации:.

  • произнесённая фраза;
  • рукописный или напечатанный текст;
  • электронное текстовое сообщение;
  • надпись, сделанная шрифтом Брайля;
  • сообщение, закодированное кодом Морзе;
  • сообщение, переданное с помощью флажковой азбуки.

Общим для этих методов является то, что они предполагают передачу слов, состоящих из букв, закодированных определенным образом. Таким образом, вербальные средства коммуникации определяются не каналом передачи информации, а способом ее представления.

2. Невербальные средства общения

Невербальные средства коммуникации включают в себя методы передачи информации, которые не предполагают кодирования речи. Они могут зависеть или не зависеть от желания отправителя. Например, человек может закрыть глаза, вкладывая в свои слова дополнительный смысл. А дрожащий голос может выдать энтузиазм оратора вопреки его воле.

Примеры невербального общения:.

  • особенности почерка, выделение слов;
  • мимика, жесты, поза (кинестетические средства);
  • приближение или отдаление;
  • интонация и скорость речи, особенности голоса, паузы;
  • символы, знаки и пиктограммы.

Отличительной особенностью невербальных способов передачи информации является их относительная независимость от языка общения. Их нельзя охарактеризовать как культурно универсальные, но большинство людей понимают их правильно.

Цели общения

Все коммуникационные цели являются причиной того, что люди инициируют и участвуют в процессах обмена информацией. Все возможные цели коммуникации можно разделить на две группы: функциональные (связанные с решением конкретного проекта) и сопутствующие (связанные с поиском и выбором партнеров).

Основные функциональные задачи коммуникации:.

  • обмен информацией, выгодный обеим сторонам или одной из них;
  • получение помощи;
  • оказание помощи другому человеку;
  • получение эмоционального отклика (похвалы, сочувствия, солидарности, сопереживания);
  • координация взаимодействия (в работе, игре или иной совместной деятельности);
  • приобщение к коллективу или социальной группе путём принятия идей, ценностей, принципов, моральных норм и прочих установок;
  • влияние на взгляды и поведение собеседника;
  • самовыражение, проявление своих умений и способностей;
  • получение удовольствия от самого процесса общения.

Объективные цели общения связаны с поиском и выбором партнера. В зависимости от типа рассматриваемого сожительства (постоянное или разовое, личное или профессиональное), важны различные факторы (возраст, пол, образование, симпатии, близость проживания). Цель — выяснить эти факторы и понять, целесообразно ли такое партнерство.

Неформальное общение происходит в ситуациях, где нет иерархии, между людьми, с которыми мы не общаемся и на которых не обращаем особого внимания. Она гораздо свободнее, чем типичная, и часто выглядит более естественно.

В зависимости от целей

Общение делится на две основные группы в зависимости от цели и намерений.

  • Биологическое – связано с естественными потребностями человека, необходимыми для поддержания жизнеспособности и развития организма.
  • Социальное – относится к взаимодействию с окружающими людьми, направленном на личностный рост, повышение социального статуса и укрепления контакта с обществом.

В зависимости от средств

В зависимости от того, какими средствами пользуются люди, существует несколько типов общения.

  • Непосредственное – осуществляется при помощи органов и частей тела, дарованных человеку природой. Например, руки, ноги, глаза или голосовые связки. В данном случае не используются подручные средства.
  • Опосредственное – подразумевает общение при помощи подручных средств. Например, бросить камень, оставить след на земле или взять в руки палку. Также включает в себя общение по мобильному телефону, электронной почте, или другим средствам связи.
  • Прямое – включает личное общение между двумя или несколькими людьми. Сюда могут входить как обычные беседы, так и телесный контакт.
  • Косвенное – представляет собой общение через третьих лиц. Включает в себя переговоры, распространение слухов или передачу какой-то информации.

В зависимости от времени

В зависимости от времени контакта общение делится на две группы.

  • Кратковременное – не несет постоянный характер, может длиться от пары минут до нескольких часов.
  • Долговременное – носит постоянный характер. В процессе люди лучше узнают друг друга, строят личные отношения, решают конфликты или работают вместе.

К этой категории можно отнести, например, обмен письменными сообщениями, блоги и написание текстов в печатных СМИ, таких как газеты и энциклопедии.

Как найти подход к любому: основные виды общения в психологии

Коммуникация является одним из основных инструментов человеческого прогресса, поскольку все процессы связаны с человеческим общением. Наш эксперт-психолог Юлия Хадарцева объясняет, что такое общение и как правильно его осуществлять.

Как найти подход к человеку: основные виды общения в психологии

Что такое общение, его функции и модели

Это способ общения для осуществления общей деятельности. Для общения мы используем как вербальные (голос), так и невербальные средства (тон, мимика, жесты, взгляд).

Основные функции общения в психологии:.

  • информационная (передача знаний);
  • контактная (создание связи);
  • интерактивная (советы, лайфхаки, требования или инсайты).

Три простые позиции

В психологии их можно определить как модели поведения между родителями и детьми, родителями детей и эмоциями сверстников. Эти отношения не всегда развиваются по правильному сценарию. Это связано с переменой ролей.

Например, сотрудничество между двумя взрослыми людьми может быть нарушено из-за того, что кто-то играет не ту роль. Поэтому в каждой позиции необходимо соблюдать правила, чтобы отношения были гармоничными.

Подписывайтесь на группу в социальных сетях — там вы найдете еще больше полезных советов, идей, вдохновляющих изображений и интересных видео. -Yandex Zen -Telegram -Вконтакте

Примеры нарушения равноправной модели «партнер — партнер»

Роль ребенка приемлема только в ситуациях, когда женщина чувствует себя маленькой девочкой перед своим партнером, а не в отношениях между настоящим ребенком и его родителями. Это, конечно, нарушает баланс общения и делает невозможным для мужчины взять ребенка в жены. Это повреждает психику обоих и вызывает ряд психологических травм.

Отношения, в которых женщина берет на себя роль родителя и начинает контролировать своего партнера, решая, как он должен себя вести, также являются нездоровыми.

Эксперты также определили другие виды вербальной/невербальной коммуникации. Последующие типы определяют степень близости и следования, а также статус отношений между людьми.

  • воспитательное — когда один воздействует на другого для достижения результата;
  • диагностическое — способ общения для получения информации об одном человеке другим;
  • интимно-личностное — свойственно тем, кто знает друг друга лично и близко.

Как найти подход к человеку: основные виды общения в психологии

Большинство молодых людей общаются, по-видимому, с помощью ставшего уже привычным личного общения. На это указывают такие показатели, как регулярный обмен чувствами, невербальное поведение, такое как объятия, рукопожатия и поглаживания, честные разговоры с сохранением секретов и конфиденциальности, использование диалекта и сленга, постоянное взаимодействие через мессенджер (опосредованное общение) и чрезмерное общение.

Однозначно сказать невозможно, так как молодежь очень привержена онлайн-общению. Зуммеры не смотрят телепередачи и поэтому предпочитают новые шоу на YouTube, Rutube и других ресурсах.

Конечно, прогресс играет здесь большую роль — технологические возможности расширяются, но предыдущие поколения, у которых не было гаджетов и компьютеров, не были так привязаны к опосредованному общению (используя Skype, WhatsApp, Tik Tok, Вконтакте).

С другой стороны, его пандемия и относительная ограниченность заставили людей по-новому взглянуть на технологии и возможность удаленного общения. Гораздо лучше общаться удаленно, чем вообще не поддерживать никаких контактов.

Мобильная связь значительно улучшила малый и средний бизнес и онлайн-профессии (SMM, веб-дизайн, копирайтинг, моушн-дизайн, блогинг). Таким образом, люди (в большей степени поколение Z) не только адаптировались к условиям пандемии, но и включили под себя дополнительные коммуникационные и монетные возможности.

Коммуникация оказывается важным инструментом для продвижения социального прогресса. Пока люди находятся на одной волне, они не останутся неподвижными, и все ресурсы с готовностью поддадутся человеческим манипуляциям.

С целью удовлетворения базовых потребностей и продолжения рода люди вступают в биологическое общение. К нему относят половую жизнь и кормление грудью.

Отношения, в которых женщина берет на себя роль родителя и начинает контролировать своего партнера, решая, как он должен себя вести, также являются нездоровыми.

«Контакт масок»

Все используют этот вид общения, не осознавая этого. Например, когда они встречают знакомого, они улыбаются без необходимости делать это. Один человек открывает другим свою истинную природу и выражает свое настоящее отношение к нему, если быть честным, он почти всегда «носит маску» и скрывает свое настоящее отношение к другим. Ведь часто бывают ситуации, когда приходится вести себя культурно и доброжелательно с очень неприятными людьми. Каждый человек, вероятно, помнит ситуации в своей жизни, когда ему «приходилось надевать маску».

Маски для общения

В различных жизненных ситуациях люди используют практически все виды общения. При общении важно помнить, что мы должны уметь как слушать, так и говорить.

Оцените статью
Uhistory.ru